Волжский бассейн: безопасное судоходство гарантировано
14.05.2019
Речной транспорт
Традиционно Волжский бассейн входит в тройку лидеров по объему перевозок внутренним водным транспортом. Не стала исключением и прошедшая навигация. Флотом, работавшим в бассейне, было перевезено более 36 млн 662 тыс. тонн грузов, среди которых самое большое количество – строительные (более 20 млн тонн), наливные – более 9 млн тонн, зерновые – около 2 млн тонн, металл – свыше 1 млн тонн, сера – 888 тыс. тонн.
Транзитная магистраль
Дмитрий Бессмертный, руководитель ФБУ «Администрация Волжского бассейна»
На 40% выросли перевозки зерновых, на 13,5% – лесных грузов. Меньше чем в 2017 г. судовладельцы перевезли металла, строительных и прочих грузов. Это сказалось на том, что показатель объема перевозок в 2018 г. на 14,6% ниже, чем в предыдущую навигацию. Спад объемов перевозок наливных грузов частично можно объяснить и тем, что «Лукойл» отказался от транспортировки нефтепродуктов водным транспортом, переключив их на железную дорогу и лишив тем самым флот ЗАО «БашВолготанкер» грузопотока с Саратовского нефтеперерабатывающего завода.
В завершившуюся навигацию в Волжском бассейне было перевезено 1 млн 15 тыс. пассажиров.
Протяженность внутренних водных путей в границах Администрации, согласно Перечню ВВП РФ, составляет 9231,3 км.
В соответствии с государственным заданием на 2018 г. и плановый период 2019-2020 гг. в навигацию 2018 г. для судоходства были открыты 3997,6 км водных путей, из них с гарантированными габаритами 3189,6 км.
Всего с учетом водных путей, обслуживаемых по договорам (за счет средств заинтересованных организаций) и обслуживаемых за счет внебюджетных средств (с целью обеспечения безопасности судоходства), было открыто для судоходства 4130,1 км, из них: с освещаемой обстановкой – 2933,8 км; со светоотражающей обстановкой – 46 км; с неосвещаемой обстановкой – 1150,3 км.
В течение навигации 2018 г. в рабочем ядре Администрации в эксплуатации находилось 157 ед. технического флота.
На эксплуатируемых участках водных путей работали 34 обстановочные бригады.
Для выполнения дноуглубительных работ в навигацию 2018 г. были введены в эксплуатацию 13 земснарядов и 1 плавкран общей технической производительностью 12 190 м3/ч, которые извлекли 6,5 млн м3, из них 5,2 млн м3 на транзитных судовых ходах с гарантированными габаритами пути.
В навигацию 2018 г. поддержание гарантированных габаритов пути в границах Горьковского, Чебоксарского (от н.п. Работки до Чебоксарского шлюза) и Волгоградского водохранилищ осуществлялись без производства дноуглубительных работ на судовых ходах.
На русловых изысканиях в 2018 г. было задействовано 8 русловых изыскательских партий, которыми выполнено 13,7 тыс. км промеров.
Тральные работы проводились силами обстановочных бригад и специализированными тральными бригадами. Общий объем выполненных работ составил порядка 655 км2.
В течение навигации на судоходных путях бассейна проведены весенние и осенние инспекторские осмотры путей. По результатам осмотров в актах отмечается, что фактическая расстановка знаков навигационного ограждения соответствует утвержденным схемам, количественный и качественный состав знаков судоходной обстановки отвечает требованиям безопасных условий плавания судов. Видимость знаков и сигнальных огней соответствует требованиям ГОСТ 26600-98, т.е. качество действия судоходной обстановки на транзитных водных путях обеспечивает безопасное судоходство.
В прошедшую навигацию в бассейне эксплуатировались новые буи из полимерных материалов и навигационные фонари с системой дистанционного мониторинга. Представители судоходной компании «ГАМА» для организации более эффективной работы туристического флота на р. Оке в темное время суток предложили путейцам рассмотреть возможность оснащения пластиковых буев и мостовых переходов радиолокационным отражающим элементом.
Государственное задание на 2018 г., обязательной частью которого является содержание водных путей с 1-й по 6-ю категорию, в границах обслуживания Администрации выполнено, срывов гарантированных габаритов пути не было, качество действия судоходной обстановки на транзитных водных путях обеспечивало безопасное судоходство.
К навигации 2018 г. все пусковые нитки судоходных шлюзов были подготовлены к установленным государственным заданием срокам их открытия. На судоходных гидротехнических сооружениях в навигацию 2018 г. было проведено 20 968 шлюзований, пропущено 39 730 единиц флота, что больше, чем в 2017 г., на 1,8%. Наибольшее количество судов проследовало через шлюзы № 21-24 Самарского района гидротехнических сооружений и судоходства – 14 421. Максимальное количество шлюзований через шлюзы Самарского РГСиС за сутки было зафиксировано 10 июня – 129 единиц флота. Коллективы шлюзов № 17-18 Чебоксарского РГСиС прошлюзовали 7675 единиц флота, что больше, чем в 2017 г., на 8,5%. Максимальное количество пропущенных за сутки судов через шлюзы № 17-18 было отмечено 17 июня – 74 единицы.
Три коллектива гидроузлов – Чебоксарского, Самарского и Балаковского – работали в условиях продленной навигации. Выполнены все поступившие от судоходных компаний заявки на шлюзование за пределами фиксированных сроков навигации в Волжском бассейне.
На прошедшей традиционной встрече представителей руководства Администрации с капитанами судов, работающих в Волжском бассейне, и ответственными за безопасность судоходства судоходных компаний (по состоянию на декабрь 2018 г. в бассейне зарегистрировано 1679 судовладельцев) судоводители положительно оценили работу волжских путейцев и гидросооруженцев.
Высокая ответственность
Деятельность Администрации Волжского бассейна ВВП осуществляется в Центральном, Приволжском и Южном федеральных округах, в территориальных границах пятнадцати субъектов Российской Федерации от Ярославской области до Астраханской. В бассейне широко развита инфраструктура водного транспорта – шлюзы, порты, места погрузки/выгрузки и ремонта судов, объекты технологической связи, более 40 учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов.
Евгений Лепёхин, первый заместитель руководителя – Капитан Волжского бассейна
Практически в каждом регионе бассейна развита судостроительная промышленность, суда выходят на ходовые испытания, осуществляют переходы к местам сдачи заказчикам.
В Государственном судовом реестре по Волжскому бассейну зарегистрировано более 4000 единиц флота и более 1600 организаций различных форм собственности. Значительное количество судов осуществляет межбассейновое транзитное судоходство. В среднем в суточном движении находятся порядка 300 судов различных типов и классов, суммарно за навигацию судами совершается более 60 тыс. рейсов, перевозится порядка 40 млн тонн грузов и более 1 млн пассажиров в круизном судоходстве.
В целом навигация 2018 года показала среднестатистические данные по перевозкам (табл. 1). С учетом наполняемости Рыбинского водохранилища и эффективного расходования водных ресурсов в навигационный период перевозки через Городецкий гидроузел сохранили незначительную положительную динамику (табл. 2).
Табл. 1. Объем перевозок по Волжскому бассейну ВВП
Показатели |
Ед. изм. |
2017 |
2018 |
Результат |
% |
---|---|---|---|---|---|
Наливные |
тыс. т |
10 224 |
9422,9 |
-801,1 |
-7,8 |
Жидкие удобрения |
тыс. т |
0 |
0 |
0 |
|
Строительные |
тыс. т |
23 584,2 |
20 873,5 |
-2710,7 |
-11,5 |
Лесные |
тыс. т |
474,7 |
538,8 |
64,1 |
13,5 |
Зерновые |
тыс. т |
1415,3 |
1979,3 |
564 |
39,9 |
Металл |
тыс. т |
1412,4 |
1037,6 |
-374,8 |
-26,5 |
Уголь |
тыс. т |
0 |
0 |
0 |
|
Руда |
тыс. т |
0 |
0 |
0 |
-11,5 |
Соль |
тыс. т |
1106,5 |
1076,1 |
-30,4 |
-2,7 |
Химия, мин. удобрения |
тыс. т |
589 |
550,1 |
-38,9 |
-6,6 |
Прочие грузы |
тыс. т |
286,8 |
289,2 |
2,4 |
0,8 |
Сера |
тыс. т |
1667 |
887,4 |
-779,6 |
-46,8 |
Всего грузов |
|
40 775,1 |
36 662,4 |
-4112,7 |
-10,1 |
Всего рейсов (ед.), в том числе t |
|
68 536 |
58 502 |
-10 034 |
-14,6 |
Кол-во рейсов сухогрузных судов и барж |
|
30 825 |
26 312 |
-4513 |
-14,6 |
Кол-во рейсов танкеров и наливных барж |
|
5994 |
5402 |
-592 |
-9,9 |
Кол-во рейсов толкачей и буксиров |
|
19 174 |
16 666 |
-2508 |
-13,1 |
Кол-во рейсов пассажирских судов |
|
12 543 |
10 122 |
-2421 |
-19,3 |
Кол-во перевезенных пассажиров |
чел. |
1 018 746 |
1 015 651 |
-3095 |
-0,3 |
Табл. 2. Объем перевозок через Городецкий гидроузел
Показатели |
Ед. изм. |
2017 |
2018 |
Результат |
% |
---|---|---|---|---|---|
Наливные |
тыс. т |
1924,2 |
1836,1 |
-88,1 |
-4,6 |
Жидкие удобрения |
тыс. т |
0 |
0 |
0 |
|
Строительные |
тыс. т |
1684 |
1524,6 |
-159,4 |
-9,5 |
Лесные |
тыс. т |
153,5 |
218,7 |
65,2 |
42,5 |
Зерновые |
тыс. т |
159,8 |
83,3 |
-76,5 |
-47,9 |
Металл |
тыс. т |
494,2 |
560,8 |
66,6 |
13,5 |
Уголь |
тыс. т |
0 |
0 |
0 |
|
Руда |
тыс. т |
0 |
0 |
0 |
|
Соль |
тыс. т |
125,4 |
193,2 |
67,8 |
54,1 |
Химия, мин. удобрения |
тыс. т |
55,1 |
33,8 |
-21,3 |
-38,7 |
Прочие грузы |
тыс. т |
29,8 |
40,1 |
10,3 |
34,6 |
Сера |
тыс. т |
153,6 |
193,9 |
40,3 |
26,2 |
Всего грузов |
|
4779,6 |
4684,5 |
-95,1 |
-2 |
Всего рейсов (ед.) в том числе: |
|
6004 |
6230 |
226 |
3,8 |
Кол-во рейсов сухогрузных судов и барж |
|
2438 |
2603 |
165 |
6,8 |
Кол-во рейсов танкеров и наливных барж |
|
1010 |
862 |
-148 |
-14,7 |
Кол-во рейсов толкачей и буксиров |
|
1763 |
1882 |
119 |
6,7 |
Кол-во рейсов пассажирских судов |
|
793 |
883 |
90 |
11,3 |
Кол-во перевезенных пассажиров |
чел. |
86 059 |
103 718 |
17 659 |
20,5 |
Интенсивность движения судов накладывает высокую ответственность на деятельность всех служб и филиалов Администрации Волжского бассейна ВВП. Обеспечение безопасных условий судоходства в бассейне Волги в том числе обусловлено проведением контрольных действий и мероприятий при организации процессов движения самоходных судов и эксплуатации плавучих объектов. Показатели деятельности служб, подчиненных капитану Волжского бассейна ВВП, за 2018 год представлены в таблице (табл. 3).
Табл. 3. Показатели деятельности служб, подчиненных капитану Волжского бассейна ВВП, за 2018 год
Наименование |
Кол-во |
---|---|
Выдано дипломов |
497 |
Выдано дипломов нового образца |
211 |
Выдано дипломов нового образца филиалами |
273 |
Не прошло квалификационных испытаний на получение диплома |
34 |
Не прошло квалификационных испытаний на получение диплома нового образца |
1 |
Выдано подтверждений к диплому |
791 |
Не прошло квалификационных испытаний на подтверждение диплома |
17 |
Выдано квалификационных свидетельств |
1597 |
Выдано квалификационных свидетельств нового образца |
32 |
Выдано квалификационных свидетельств нового образца филиалами |
16 |
Не прошло испытаний на получение квалификационного свидетельства |
161 |
Не прошло испытаний на получение квалификационного свидетельства нового образца |
2 |
Выдано лоцманских удостоверений |
1 |
Продление района плавания |
73 |
Не прошло квалификационных испытаний для продления района |
1 |
Проведено квалификационных испытаний для проверки знаний ПП на ВВП |
2 |
Проведено квалификационных испытаний для проверки знаний ПП на ВВП в квалификационных комиссиях в филиалах |
21 |
Не прошло квалификационных испытаний для проверки знаний ПП на ВВП в квалификационных комиссиях в филиалах |
3 |
Проверка знаний капитанов СПС |
5 |
Проверка знаний рулевых СПС |
1 |
Оформлено дубликатов документов |
32 |
Всего |
3772 |
Аттестовано исполнительных руководителей и специалистов |
70 |
Не прошло аттестацию |
3 |
Аттестовано должностных лиц судоходных компаний |
13 |
Не прошло аттестацию |
0 |
Всего |
86 |
Принято анкет на оформление УЛМ |
1196 |
Оформлено УЛМ |
1186 |
Оформлено МК |
243 |
Прописка в МК (г. Н. Новгород) |
341 |
Прописка в МК (г. Астрахань) |
133 |
Прописка в МК (г. Самара) |
133 |
Заверка судовых ролей (Н. Новгород) |
79 |
Заверка судовых ролей (г. Астрахань) |
0 |
Заверка судовых ролей (г. Самара) |
20 |
Всего |
3331 |
Итого |
7189 |
Государственная регистрация судов и прав на них |
|
Зарегистрировано в ГСР по Волжскому бассейн |
4266 |
маломерных |
369 |
прогулочных |
53 |
самоходных |
2613 |
из них пассажирских и грузопассажирских |
368 |
несамоходных |
1631 |
из них сухогрузных |
546 |
наливных |
158 |
Количество зарегистрированных судовладельцев |
1679 |
из них физических лиц |
702 |
Свидетельство о праве собственности |
436 |
Свидетельство о праве плавания под государственным флагом РФ |
412 |
Судовой билет маломерного судна |
101 |
Свидетельство о минимальном составе экипажа судна ВВП |
370 |
Регистрация договора аренды судна без экипажа |
111 (168 судов) |
Регистрация договоров ипотеки |
51 (143 судна) |
Учет плавучих объектов |
29 |
В рамках исполнения функций государственного портового контроля осмотры судов в бассейне выполняли 43 инспектора. За год было проведено 2630 проверок, выявлено 5284 замечания, в 168 случаях замечания послужили основанием для задержания судов. Основные виды замечаний: безопасность в целом – 20%, судовые свидетельства и документы – 18%, средства борьбы с пожаром – 10%, спасательные средства – 9%. Было выявлено 3 случая перегруза судов и 4 случая поддельных судовых документов.
В рамках исполнения совместного распоряжения Федерального агентства морского и речного транспорта и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта инспекторами государственного портового контроля продолжалось оперативное взаимодействие по исполнению административных полномочий при осуществлении проверок судов. Более 370 материалов по административным правонарушениям направлено в Волжское УГМРН Ространснадзора.
За прошедший период в Волжском бассейне произошло 35 транспортных происшествий (посадки на мель, удары об устои мостов, навалы в шлюзах, навалы судов на рейдах и при прохождении затруднительных участков). Кроме того, произошли две аварии с маломерными судами, повлекшими гибель
2 и 11 человек соответственно.
В целях предупреждения транспортных происшествий и профилактики административных правонарушений Администрацией Волжского бассейна проводятся плановые встречи с капитанами судов, ежегодные совещания с судовладельцами, общественные советы Волжского бассейна ВВП.
В связи с актуализацией нормативных документов, регламентирующих проведение дипломирования членов экипажей судов внутреннего водного транспорта, в Волжском бассейне организованы отделы дипломирования в Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Саратове, Волгограде и Астрахани, проводятся мероприятия по организации отдела в Кирове.
В целях повышения качественного уровня безопасности судоходства введена в эксплуатацию дополнительная контрольно-корректирующая станция, проводятся мероприятии по внедрению речных информационных систем с радиолокационным сопровождением движения судов на затруднительных участках реки Волги.
Обеспечение безопасности судоходства – единая общая цель, несущая совместный, комплексный характер, в реализации и достижении которой должны быть задействованы работники всех уровней ответственности, от лиц судового и берегового персонала до руководителей организаций внутреннего водного транспорта различных форм собственности.
Морские вести России №4 (2019)