Флаг на мачте - Морские вести России

Флаг на мачте

23.02.2022

Морской транспорт

Обзор законодательств иностранных государств о регистрации морских судов

Фото: emerging-europe.com

Настоящая статья предоставляет читателю возможность ознакомиться с основными системами права, влияющими на решение о выборе флага для нужд государственной регистрации флота. В статье представлен обзор, в котором рассматриваются законодательства стран с наиболее льготной системой регистрации морских судов. Материал статьи знакомит читателей с особенностями условий регистрации судов, видами судовых реестров и процедурами регистрации правил собственности на судно.

Николай Вахлялин, экс главный государственный инспектор ФГБУ «АМП Балтийского моря», кандидат военных наук

Алексей Зайцев, генеральный директор ООО «МАРИНЕРУС», капитан дальнего плавания, кандидат технических наук

Системы права

Регистрация судна предполагает предоставление ему права плавания под флагом какого-либо государства (то есть определение национальности судна), а также регистрацию права собственности и другие процедуры. Это означает, что правительство государства, чей флаг будет нести судно, проверило правовые аспекты приобретения и техническое состояние судна, убедилось в их полном соответствии своим национальным и международным требованиям и свидетельствует об этом перед всеми заинтересованными лицами.

Государственные судовые реестры бывают национальные или «закрытые», регистрирующие суда, которые принадлежат только резидентам – физическим и юридическим лицам, а также «открытые», то есть предоставляющие право регистрации судна всем желающим.

При выборе страны регистрации судовладелец руководствуется следующими соображениями:

– финансовыми – начиная от стоимости регистрации и перерегистрации судна на нового владельца и заканчивая величиной налога на выплаты зарплаты экипажу;

– операционными – возможная необходимость присутствия судна при регистрации, а также необходимость прохождения всякого рода проверок;

– международно-правовыми – участие государства во всевозможных договорах по избеганию двойного налогообложения, предоставлению благоприятного режима в морских перевозках.

Регистрация судов и предоставление права плавания под национальным флагом в зарубежных государствах основывается на системе права, принятой в данной стране. Кратко рассмотрим следующие системы права:

– скандинавская система права;

– континентальная система права (романо-германская);

– англосаксонская система права.

Скандинавская система права

Скандинавское право – самостоятельная правовая система, в которую входят Швеция, Норвегия, Дания, Исландия и Финляндия (не скандинавская страна). Своеобразие скандинавского права заключается в том, что римское право сыграло менее заметную роль в развитии правовых систем в Скандинавских странах, чем, например, во Франции и в Германии.

В скандинавских государствах нет и не было кодексов, подобных Французскому гражданскому кодексу или Германскому гражданскому уложению. Судебная практика играет здесь более значимую роль, чем в странах континентальной Европы. В то же время скандинавское право нельзя отнести и к англо-американской правовой системе, поскольку скандинавское право почти не имеет таких характерных признаков общего права, как правило прецедента судебного или особой роли процессуального права.

В Скандинавских странах морские суда считаются движимым имуществом, тем не менее подлежат государственной регистрации.

Континентальная система права

Континентальная правовая система (романо-германская правовая система) – правовая система (семья), сформировавшаяся на основе римского права. В континентальную правовую семью входят все страны континентальной Европы, Латинской Америки, значительной части Африки и Азии. Во многих странах романо-германское право сочетается с местным, традиционным правом: в странах Ближнего Востока – с шариатом, в Японии – с традиционными этико-правовыми нормами, в странах Африки – с обычным правом.

Для континентального права характерна абстрактность норм, разделение права на публичное и частное, выделение различных отраслей права. Главным источником права признается закон, причем законодатель стремится к кодификации всех основных отраслей права. Судебный прецедент в отличие от англо-американского права имеет значение вспомогательного источника или вовсе не признается в качестве такового. Обычай играет ограниченную роль среди источников континентального права.

Право континентальных стран также относит суда к движимому имуществу, соответственно, к ним применяются общие принципы, установленные в отношении движимых вещей. Страны континентальной системы права, признавая суда в качестве движимых вещей (например, ст. 190 Торгового кодекса Франции), тем не менее установили систему регистрации судов и ипотек, установленных в отношении них.

Как правило, регистрация судов осуществляется в специальных реестрах.

Англосаксонская система права

Англосаксонская правовая система представлена следующими странами: Англия, США, Новая Зеландия, Канада, Австралия, Индия, бывшие колонии Британской империи.

В англосаксонской правовой системе судебный прецедент является основой правовой системы. В силу неоднозначности трактовки многих решений такая система создает весьма широкий простор для судейского усмотрения. Существует иерархия прецедентов, согласно которой решения, принятые вышестоящими судами (например, палатой лордов в Великобритании), обязательны для нижестоящих. В структуре англосаксонской правовой системы выделяют две группы: английскую и американскую. Каждой из них присущи характерные особенности.

В Англии периода нормандского завоевания существовало разрозненное, не связанное между собой локальное нормотворчество, основанное большей частью на местных обычаях. Начиная с X века королевские судьи начинают формирование единого для всей страны прецедентного права. Вырабатываемые решения принимаются за основу всеми иными судьями. В отсутствие прецедента судья самостоятельно формулирует решение по делу.

Таким образом, судья осуществляет нормотворческие функции. Постепенно складывается единая система судебных прецедентов – так называемое общее право. Общее право – это судебное право, вырабатываемое судьями в процессе рассмотрения конкретных правовых споров – казусов. Для англосаксонской системы права характерен не нормативный, а казуальный тип юридического сознания: факт здесь сравнивается не с нормативной моделью, а с другим аналогичным казусом, судебной и правоприменительной практикой.

Поэтому такой тип права часто называют казуальным. Нормы права в англосаксонских правовых системах носят весьма детальный, казуистический характер, поскольку формулируются в виде прецедентов при решении конкретных казусов – дел. Отсутствует деление права на частное и публичное. Как правило, нет и отраслевого деления норм.

В англосаксонской модели формальный приоритет принадлежит законодательству, но фактически все зависит от усмотрения судьи, от того, как он истолкует и применит норму закона.

К достоинствам англосаксонской правовой системы относится гибкость, оперативность, связь с повседневной жизнью, быстрое приспособление права к изменяющейся обстановке. К недостаткам – несистематизированность системы права, его казуистичность, недостаточная определенность.

Особенности условий регистрации судов

Законодательство иностранных государств предусматривает различные условия регистрации судов. Так, Закон о регистрации судов 1981 г. Австралии предусматривает, что регистрация судна может быть осуществлена, если оно в большей части является собственностью австралийских юридических или физических лиц. В Бельгии морские суда автоматически получают национальную регистрацию, если они принадлежат физическому лицу, постоянно проживающему в Бельгии, торговой компании, имеющей штаб-квартиру в Бельгии.

Право на датский флаг предоставляется судам, владельцами которых являются физические лица или компании, по меньшей мере две трети которых принадлежит компаниям из стран ЕС или хотя бы одной из стран, являющейся участником Европейской экономической зоны. Отмеченные лица или компании должны организовать компанию в Дании.

Компании могут создать основную компанию в Дании или филиал в Дании, а штаб-квартиру в одной из стран – участниц Европейской экономической зоны. В случае образования филиала компании в Дании суда должны прямо управляться и контролироваться из Дании.

Для регистрации судна под итальянским флагом по меньшей мере 50% собственности должно принадлежать итальянским гражданам, итальянскому государственному сектору или итальянским частным компаниям. Граждане стран Европейского сообщества пользуются такими же правами, как и итальянцы.

Чтобы зарегистрировать судно в Канаде для осуществления международных морских перевозок, его владелец должен быть: гражданином Канады или страны, входящей в Британское содружество наций; корпорацией, созданной по законам Канады и имеющей штаб-квартиру в одной из стран Содружества.

Судно считается норвежским и может быть зарегистрировано в обычном Норвежском судовом регистре, если является собственностью норвежских граждан или норвежской компании, в которой норвежские граждане обладают не менее 60% капитала.

Если компания является компанией с ограниченной ответственностью, то ее штаб-квартира должна находиться в Норвегии, при этом две трети совета, включая председателя, должны быть норвежцами, проживающими в Норвегии не менее двух лет

Следовательно, сначала – условия, затем – регистрация и только после этого – право на флаг. Но если законодательство одних стран требует для приобретения права ходить под соответствующим флагом наличия определенного комплекса условий, то по законам других стран достаточно одного лишь факта регистрации.

Законодательство Мальты

В течение длительного времени на Мальте регистрируются иностранные суда. Последние несколько лет свидетельствуют о быстром росте Мальтийского открытого судового регистра и общего тоннажа зарегистрированных судов.

Преимущества регистрации судна так очевидны, что в статистическом отчете судового регистра Ллойда указывается, что Мальтийский регистр сейчас является одним из первых десяти в мире. Общий тоннаж судов, зарегистрированных под флагом Мальты, вырос с 1987 по 1994 год более чем в восемь раз.

Регистрация судов. Общие положения. Регистрация судов под мальтийским флагом регулируется Актом о коммерческом судоходстве (глава 234 Закона Мальты от 1973 года), основанным на законодательстве Великобритании, впоследствии пересмотренным и дополненным.

Под мальтийским флагом может быть зарегистрировано судно любого типа при условии, что оно полностью находится в собственности физического или юридического лица Мальты.

Сначала судно временно регистрируется под мальтийским флагом на шесть месяцев, затем срок регистрации продлевается еще на шесть месяцев для окончательного оформления всех документов, после чего происходит окончательная регистрация.

Закон также предоставляет возможность зарегистрировать бербоут-чартер под мальтийским флагом и за рубежом.

Первоочередным действием является учреждение мальтийской судоходной компании. В ней должны быть минимум два акционера и один директор. Ограничений по максимальному количеству, гражданству и национальности акционеров и директора не существует. Минимальный учредительный капитал составляет 500 мальтийских лир (Lm).

Валютному контролю такая компания не подлежит. Регистрация может быть прекращена по просьбе владельцев при условии оплаты всех обязательств компании перед Мальтой и достижении согласия всех кредиторов.

Временная регистрация. Для временной регистрации необходимы следующие документы:

– заявление о регистрации от владельца или уполномоченного лица;

– заявление на замену названия (если это требуется);

– подтверждение права владения мальтийским судном; если владельцем является компания – устав и иные учредительные документы;

– декларация о собственности на судно последнего владельца или его представителя;

– данные о мореходных качествах; для торговых судов – подтверждение класса;

– подтверждение оплаты первоначального и ежегодного регистрационных сборов.

Постоянная регистрация. Для постоянной регистрации должны быть представлены следующие документы:

– сертификат судостроителя, если судно регистрировалось не на Мальте; в других случаях – оплаченный счет за покупку судна или иной документ, свидетельствующий о передаче судна на регистрацию заявителю;

– отмененный регистрационный сертификат предыдущих стран регистрации, подтверждающий отсутствие причин, препятствующих владению судном;

– сертификат осмотра, подтверждающий, что судно проверено в соответствии с мальтийскими правилами, и копия сертификата тоннажа;

– свидетельство о том, что судно выпущено в соответствии с законом;

– по крайней мере один список судовой команды с приложением должностных аттестатов.

Сертификаты статуса должны соответствовать временным, возобновляемым или обновляемым сертификатам грузовых и пассажирских судов.

Регистрация бербоут-чартера. Мальтийское законодательство предусматривает регистрацию бербоут-чартеров под мальтийским флагом и под иностранными флагами. Зарегистрированные таким образом суда пользуются теми же правами и привилегиями и имеют те же обязанности, что и любое судно мальтийской регистрации.

Главное условие регистрации бербоут-чартера – совместимость двух регистров. Это означает, что вопросы правового статуса регулируются основным регистром, а эксплуатация подпадает под юрисдикцию регистра бербоут-чартера.

Регистрация бербоут-чартера действует в течение всего срока бербоут-чартера, установленного основным регистром, каким бы коротким он ни был. В любом случае срок его регистрации – не более двух лет. Однако регистрация может быть продлена.

Правила регистрации бербоут-чартера:

– судно должно быть нанято мальтийским гражданином или мальтийской корпорацией;

– судно является не мальтийским и должно быть зарегистрировано в регистре;

– судно не зарегистрировано в другом регистре бербоут-чартера;

– должны быть подготовлены следующие документы:

– заявление о регистрации нанимателя или уполномоченного представителя;

– декларация и договор бербоут-чартера;

– копия выписки из основного регистра;

– письменное разрешение основного регистра, владельцев и кредиторов;

– свидетельство годности к эксплуатации, для торговых судов – подтверждение класса;

– подтверждение оплаты начального и ежегодного регистрационных сборов.

Законодательство Кипра

Ответственность за развитие судоходства на Кипре возложена на Министерство связи и общественных работ, распоряжения которого выполняет Департамент торгового судоходства. Его деятельность сводится к регистрации судов, контролю за соблюдением законодательства и международных морских конвенций, к расследованию аварийных случаев, решению трудовых споров на кипрских судах, а также к обучению и сертификации моряков.

По сравнению с другими морскими регистрами кипрский отличается своей конкурентоспособностью не только благодаря минимальной регистрационной пошлине и низкой ставке налога на судно, но и многочисленным прямым и косвенным льготам, предоставляемым судоходным компаниям:

– необлагаемость налогом доходов от деятельности зарегистрированных на Кипре судов и дивидендов, полученных от компании-судовладельца;

– отсутствие подоходного налога с заработной платы офицеров и команды судна, налога на прирост капитала с продажи или передачи зарегистрированного на Кипре судна, или акций судоходной компании, имущественной пошлины на наследование акций судоходной компании, а также гербового сбора с документов по залогу судна и других аналогичных документов;

– полная защита финансистов и залогодержателей, особенно в условиях параллельной регистрации судна;

– дешевизна регистрации, а также быстрота процедуры регистрации судоходной компании (в течение нескольких дней при участии адвоката, практикующего на Кипре);

– развитость телекоммуникационной связи, морского и воздушного сообщения.

Первый шаг нерезидентного судовладельца, желающего зарегистрировать судно под кипрским флагом, – это учреждение кипрской судоходной компании, которая приобретает судно на свое имя или зафрахтует его. Регистрируется компания как частная с ограниченной ответственностью согласно положениям Закона о кипрских компаниях. Частные лица или компании-нерезиденты могут стать держателями акций в компании, зарегистрированной на Кипре. Кипрские компании, которыми владеют нерезиденты и чьи доходы поступают из источников вне Кипра, не подлежат валютному контролю, а моряки освобождаются от подоходного налога.

Заявка на регистрацию судна должна быть заверена адвокатом, практикующим на Кипре, и направлена в регистр кипрских судов. Помимо характеристик судна и ссылки на судовладельца (частное лицо или компанию) в заявке следует указать желаемый тип регистрации. Временно регистрируют судно на 6 месяцев в любой стране, где есть кипрское консульство; в случае необходимости продлевают еще на 3 месяца. Оформляя временную регистрацию, заявитель должен депонировать имеющий законную силу счет о продаже. Владелец судна сообщает настоящее название судна и название, под которым оно будет зарегистрировано, предъявляет сертификат изъятия судна из предыдущего регистра или заверенное свидетельство об отсутствии долгов. Регистратор кипрских судов по телексу или факсу может отправить посольству или консульству, указанному заявителем, инструкции по ускорению процедуры временной регистрации.

Если судно заявителя ранее было зарегистрировано в одной из республик бывшего СССР, то для его внесения в кипрский регистр требуются такие нотариально заверенные документы, как купчая, сертификат изъятия из предыдущего регистра или сертификат на право собственности, свидетельство об отсутствии долгов и заверенная копия сертификата о параллельной регистрации.

Временно зарегистрированное судно подлежит постоянной регистрации в течение 9 месяцев (в том случае, если была получена отсрочка на 3 месяца). Постоянную регистрацию оформляют после получения регистратором от заявителя следующих документов:

– заявления об оформлении постоянной регистрации, составленного местным адвокатом от лица судовладельческой компании и адресованного министру связи и общественных работ через регистратора кипрских судов, запрашивающего о постоянной регистрации судна в регистре кипрских судов;

– сертификата изъятия судна из предыдущего регистра или сертификата об отмене регистрации либо закрытого списка регистра, если эти документы не были оформлены в процессе временной регистрации;

– копии соглашения об оплате аренды радиоэфира;

– копий сертификатов о размерах и типе судна, предписанных уставом;

– сертификата о проверке судна (формы M.S.1 и M.S.1. A);

– сертификата о кипрском тоннаже (форма M.S.12, или M.S.12 А, или M.S.12 В);

– сертификата о международном тоннаже (форма M.S.12 С).

В кипрском законодательстве предусмотрена параллельная (бербоут-чартер) регистрация судов, принятая в международной практике, – внутренняя и внешняя. Внутренняя параллельная регистрация позволяет кипрской судоходной компании, получившей судно под иностранным флагом в бербоут-чартер, параллельно зарегистрировать его под кипрским флагом на период, равный обычно двум годам. Внешняя параллельная регистрация дает возможность иностранному гражданину или зарубежной компании взять в бербоут-чартер кипрское судно и параллельно зарегистрировать его на время аренды в иностранном регистре. Обе формы параллельной регистрации сосуществуют тогда, когда закон иностранного государства предусматривает параллельную регистрацию судов, зарегистрированных в его регистре.

В соответствии с законами о торговом судоходстве (регистрация судов, продажа и закладные) 1963-1995 годов иностранный гражданин или компания могут взять в бербоут-чартер кипрское судно и параллельно зарегистрировать его в иностранном регистре на время аренды. Такой тип регистрации позволяет финансировать и отдавать в залог судно, временно или постоянно внесенное в регистр кипрских судов. Внешняя параллельная регистрация подлежит утверждению министром связи и общественных работ.

Прошедшие внешнюю параллельную регистрацию кипрские суда должны поднять флаг иностранного государства. Порт приписки, указанный на корме судна, также полагается зарегистрировать за границей. Операции по передаче, перемещению и залогу полагается фиксировать в регистре кипрских судов. Соответствующую заявку подают кипрскому регистратору, а все документы могут храниться у регистратора консульства.

Передача по любым причинам права собственности и случаи залога кипрских судов, имеющих внешнюю параллельную регистрацию, регламентируются исключительно кипрским законодательством, и никаких шагов нельзя предпринять, руководствуясь только правилами иностранного регистратора.

Что касается российских судовладельцев, то они могут зарегистрировать свои суда в регистре кипрских судов, а затем взять судно в бербоут-чартер, получив таким образом право поднять российский флаг и воспользоваться преимуществом залога судов на Кипре. Кипрское законодательство, регулирующее залог судов, испытано временем и пользуется доверием банковского сообщества. Потому российские судовладельцы и предпочитают регистр этой страны. Благодаря внешней параллельной регистрации судов они имеют возможность получать займы и кредиты в западных банках.

После распада бывшего СССР российские судовладельцы постоянно пользуются регистром кипрских судов, принося этим ощутимую выгоду не только себе, но и кипрской экономике. Процесс регистрации, как правило, происходит без каких-либо осложнений и способствует дальнейшему укреплению дружественных и прочных отношений между двумя странами.

Законодательство Панамы

Панамский регистр является одним из наиболее удобных мировых «открытых реестров» и имеет следующие преимущества:

– Панама – одна из ведущих офшорных юрисдикций в мире;

– через Панаму проходят важнейшие международные торговые пути;

– Панама представляет собой крупный центр финансовых, банковских услуг;

– законодательство Панамы обеспечивает строжайшее сохранение финансовой тайны;

– в Панаме действует «открытый реестр», который регистрирует суда независимо от гражданства их собственника;

– панамский реестр известен своими умеренными регистрационными пошлинами, отсутствием налогов при продаже судов, отсутствием пошлин на прибыль от зарубежных морских коммерческих перевозок;

– нет никаких ограничений в отношении собственности или возраста судов, которые могут быть зарегистрированы любым владельцем независимо от гражданства или места жительства;

– в Панаме не нужно представлять сертификат сюрвейера о техническом состоянии судна.

Приобретение судном права плавания под государственным флагом Панамы определяет его национальную принадлежность. Пространство, занимаемое судном, считается частью территории Панамы и на нем действует панамская юрисдикция. То есть на членов экипажа распространяется панамское трудовое законодательство, а уголовные преступления, совершенные на борту судна, рассматриваются панамским судом.

Правила регистрации судов под панамским флагом соответствуют положениям общепринятых международных конвенций о морском судоходстве. Панамский реестр, начало которому было положено в 1925 году, является самым большим и самым старым из открытых реестров морских судов.

В панамский реестр на равных правах могут приниматься суда, принадлежащие как местным, так и иностранным судоходным компаниям и индивидуальным владельцам. Под панамский флаг на общих основаниях, независимо от тоннажа или грузоподъемности, принимаются суда любого типа.

Более «гуманный» подход проявляется и в отношении срока износа судов: с возрастом до 20 лет регистрируются в обычном прядке, старше 20 лет могут быть зарегистрированы на основе заключения специальной инспекции.

Постоянная и временная регистрация. Постоянной регистрации судна предшествует временная, позволяющая должным образом подготовить все необходимые документы. Оформление временной регистрации заключается в выдаче судовладельцу или представляющему его лицу временного сертификата регистрации судна сроком на 6 месяцев и лицензии на пользование радиосвязью сроком на 6 месяцев. Как временная, так и постоянная регистрация судна производится Управлением торгового флота (Directorate of Merchant Marine) путем выдачи регистрационного сертификата на судно и лицензии на использование радиооборудования.

Постоянная регистрация судна на основании подачи документов, удостоверяющих:

– нынешнее название судна (и предыдущее, если таковое имелось);

– тип судна;

– имена, полные адреса и гражданства судовладельцев, будь то панамцы или иностранные граждане, а также адрес места, из которого будет осуществляться управление судном;

– принцип передвижения судна: число двигателей, количество цилиндров и мощность каждого двигателя в лошадиных силах, его марка и изготовитель, а также скорость судна;

– основные размеры судна в метрической системе мер: длина, ширина, высота борта на середине длины, глубина нижней точки под ватерлинией и т.д.;

– количество мостиков, палуб, мачт и труб;

– обслуживание, в котором нуждается судно;

– год и место постройки, а также название и адрес судостроителя;

– имя (название) и адрес бухгалтера или бухгалтерии, то есть физического лица или компании, которая несет ответственность по оплате счетов за радиотелеграфное обслуживание судна, на которое дает разрешение панамское правительство;

– название классификационного общества, выдающего судну надлежащие технические сертификаты, признаваемые правительством Панамы.

Следует отметить, что Панама не имеет своего классификационного общества и не признает российских аналогов. Тем не менее панамские власти могут на основании международных морских конвенций затребовать «для сведения» переведенные и заверенные российские судовые сертификаты. Вместе с тем панамская организация PMDS выдает признаваемые панамским морским регистром сертификаты, которые удовлетворяют требованиям действующих конвенций относительно положений и правил международного морского судоходства, а именно:

– сертификат безопасности пассажиров, находящихся на борту судна,

– на технику, обеспечивающую безопасность грузовых судов;

– на конструкцию грузового судна, удовлетворяющую нормам его технической безопасности;

– на радиотелеграфное оборудование грузового судна;

– на соответствие национальных и международных грузовых марок общепринятым стандартам;

– на пригодность для погрузки зерновых;

– сертификат международных размерений и тоннажа;

– на соответствие кодам безопасности, принятым IМО;

– на соответствие требованиям Конвенции о предотвращении загрязнения моря нефтью;

– на соответствие установленных условий труда и быта команды фактическим результатам, полученным в ходе инспекции;

– на технику безопасности судов тоннажем менее 500 брутто регистровых тонн;

– на технику безопасности рыболовных судов;

– на технику безопасности яхт и прогулочных судов;

– на тоннаж, измеряемый на основании правил, действующих в Панамском канале;

– некоторые другие сертификаты.

Как для временной, так и для постоянной регистрации данные технические сертификаты формально не требуются, но панамская сторона недвусмысленно дает понять, что осуществляющему грузовые перевозки грузов судну ими следует запастись.

Постоянная регистрация судна оформляется на основании:

1. Права на владение судном, которое удостоверяется:

– купчей на судно или сертификатом судостроителя (если судно новое) с соответствующими приложенными фактурами;

– акцептом на приемку судна новым владельцем с необходимыми приложенными фактурами.

2. Постоянной мореходной лицензии, действительной в течение 4 лет, для получения которой необходимы:

– доверенность на имя уполномоченной фирмы с приложенной фактурой;

– свидетельство о выписке из судового регистра предыдущей страны регистрации (в случае, если речь идет не о новом судне);

– копия акта, удостоверяющего факт владения судном, должным образом оформленным в панамском морском регистре, а также копия купчей на судно и акцепта на приемку судна новым владельцем или сертификата судостроителя;

– заверенная копия международного сертификата тоннажа образца 1969 года, выданного судну классификационным или инспекционным обществом, признаваемым правительством Панамы;

– номер, присвоенный IМО.

3. Постоянного разрешения на пользование радиосвязью сроком на 4 года.

Для временной регистрации судна его инспекция не требуется, но в соответствии с законом 1976 года все панамские суда обязаны ежегодно ее проходить.

Расценки определяются в каждом конкретном случае в зависимости от типа судна и его тоннажа.

Что касается чрезвычайной инспекции судна, прослужившего более 20 лет и претендующего на панамский флаг, то ее окончательная стоимость может быть установлена лишь по окончании всех работ проверяющего персонала.

Законодательство Белиза

Белиз отличается прогрессивной системой регистрации судов. Совершенная правовая база, высокопрофессиональные кадры, развитая коммерческая и банковская инфраструктура делают страну потенциальной базой для международной торговой и финансовой деятельности. Перечень предоставляемых услуг постоянно пополняется и совершенствуется. Белиз, внося соответствующий вклад в развитие международного судоходства, успешно поддерживает свою сложившуюся репутацию страны прогрессивного флага. В регистре Белиза на данный момент зарегистрировано более 1500 судов.

Политика Международного торгового морского регистра (далее МТМР) Белиза направлена на укрепление безопасности флота, плавающего под его флагом. Все это – безопасность, разнообразие и высокое качество предоставляемых услуг, охрана окружающей среды – краеугольные камни, на которых зиждется репутация страны.

В последние годы Белиз (помимо эффективного порядка предоставления услуг, прекрасной современной телекоммуникационной системы, низкого уровня регистрационных взносов и налогообложения) предлагает международному морскому сообществу при выборе судового регистра следующие привлекательные возможности:

1. Регистрация судна производится непосредственно в день подачи заявления. Постоянная регистрация может быть осуществлена немедленно и в любое время (пока действует временная регистрация) при наличии всех необходимых документов.

2. Если судно только что построено и прежде никогда не было зарегистрировано, необходимо представить должным образом составленный и нотариально заверенный строительный сертификат.

3. В том случае, если судно ранее регистрировалось, требуются:

а) название, нотариально заверенное владельцем судна, которое должно быть зарегистрировано в главном департаменте МТМР до того, как будет получена постоянная лицензия на навигацию;

б) сертификат изъятия из предыдущего регистра, в котором должны быть указаны:

– имя владельца на момент изъятия;

– подтверждение того, что изъятие было совершено с целью регистрации судна в регистре Белиза;

– свидетельство об отсутствии обременения и, следовательно, подтверждение того, что судно не может быть подвергнуто аресту за долги;

в) сертификат о тоннаже судна;

г) подтверждение юридического статуса агента, осуществляющего регистрацию судна;

д) сертификат о проверке судна (если ему более 20 лет), осуществленной правительственной комиссией в период временной регистрации с целью определения его пригодности к мореплаванию.

Процедура регистрации может быть проведена служащим МТМР в любой стране мира, где есть уполномоченное представительство. Исполняющие обязанности регистратора имеют право выдавать лицензии, временные патенты на регистрацию и другие предварительные документы.

В Белизе не существует никаких ограничений для собственников зарегистрированного судна. Таким образом, судно может зарегистрировать и иностранная компания.

В основе закона о регистрации лежат положения общего права Великобритании, которые подтверждены местными законодательными актами. В стране создана служба квалифицированных адвокатов. Они всегда могут дать профессиональный совет и обеспечить необходимую юридическую поддержку в этой области законодательства. В Белизе, кроме того, приняты взвешенные нормативы регистрации закладных и оформления права на арест имущества за долги. Правила регистрации документов, гарантирующих безопасность залогов, просты и в жизнь воплощаются оперативно. Стандартная банковская форма бланка для регистрации залога должна быть заполнена на английском языке.

Последние поправки к законодательству. Необходимо отметить, что правительство Белиза санкционировало принятие поправок к акту о судоходстве (Shipping Act). Эта мера была вызвана необходимостью обеспечить более строгий контроль со стороны МТМР. Суть основных поправок сводится к следующему.

Усиливаются позиции главного департамента МТМР, но без ущемления прав исполняющих обязанности регистратора в уполномоченных представительствах за пределами Белиза. Однако только главный департамент или регистратор имеют право подписи постоянных документов.

Вводится квалификационная шкала и новые требования (необходимо, в частности, наличие специальных знаний) при отборе кандидатов в уполномоченные агенты по регистрации.

Усиливаются полномочия регистратора по отношению к судам, у которых регистрация аннулирована. Также регистратор получает возможность применять штрафные санкции к тем судовладельцам, которые нарушают положения акта или любую международную конвенцию, ратифицированную Белизом.

Ужесточаются правила регистрации предварительных документов, касающихся закладных, названий и т.д.

Временная регистрация действует в течение 6 месяцев (ранее – 1 год).

Регистрация прогулочных судов класса «отдых». Недавно введенный порядок регистрации прогулочных судов, предназначенных для отдыха, также заслуживает внимания. С целью привлечения владельцев яхт, страдающих от высоких регистрационных сборов и налоговых ставок в своих родных странах, Белиз предложил свою систему регистрации такого типа судов. Единовременный регистрационный взнос составляет $750, а последующие ежегодные взносы – $500 независимо от размеров судна.

Для регистрации требуются все упомянутые выше документы, за исключением сертификата о тоннаже.

Законодательство Германии

Источником правового регулирования регистрации судов в Германии являются Закон о правах на зарегистрированные суда и судовые верфи от 15 ноября 1940 года с рядом последующих дополнений, сделанных в 1969 году, а также Инструкция о порядке регистрации судов.

Право Германии относит суда к движимому имуществу, соответственно, к ним применяются общие принципы, установленные в отношении движимых вещей. Существующие реестры подразделяются на три группы:

– реестры для регистрации морских судов и прав в отношении них;

– реестры для регистрации речных судов и прав в отношении них;

– реестры для регистрации строящихся судов и прав в отношении них.

Обязанность ведения судовых реестров в Германии возложена на юрисдикционные органы.

Указанные реестры ведутся отдельно. В реестр для регистрации морских судов заносятся также торговые суда, которые способны совершать морские рейсы и имеют право плавать под флагом Германии. Соответственно, в судовой реестр для регистрации речных судов вносятся суда, плавающие по рекам. Для регистрации пригодны только те суда, грузоподъемность которых не менее 10 тонн и мощность двигателя не менее 50 лошадиных сил. Обязательно должны быть зарегистрированы суда, вместимость которых более 50 кубических метров, имеющие право плавания под флагом Германии в соответствии со статьей 1 Закона о правах в отношении флага, а также речные суда, имеющие грузоподъемность свыше 20 тонн или с мощностью двигателя более 100 лошадиных сил. Судами, которые не подлежат обязательной регистрации, являются суда, находящиеся в собственности федеральных органов власти или органов власти земель, а также публичной корпорации, учреждения, находящегося на территории, подпадающей под действие конституции Германии. Судно не может быть зарегистрировано в Германии, если оно зарегистрировано в иностранном судовом реестре. Такое положение установлено абзацем 1 параграфа 14 Инструкции о порядке регистрации судов. При применении немецкого законодательства относительно прав на эти суда принципиальное значение имеет факт правильной регистрации судна в судовом реестре немецкого суда. В том случае, когда по ошибке морское судно зарегистрировано в реестре речных судов, а речное судно – в реестре морских судов, не исключается применение Закона о правах на зарегистрированные суда и судовые верфи. В данном случае считается, что нарушение закона при такой регистрации не произошло.

Нарушением закона является тот случай, когда судно, которое может быть зарегистрировано в судовом реестре, не зарегистрировано в нем по какой-либо причине. К судну, не зарегистрированному в немецком судовом реестре, применяются общие положения относительно движимых вещей, поскольку применение иностранных норм, отличных от немецких, не следует из международного частного права.

Немецкое право наряду с регистрацией судов и прав на них в судовом реестре знает понятие «предварительная регистрация» (§10 Закона о правах на зарегистрированные суда и судовые верфи). Предварительная регистрация может быть осуществлена для обеспечения требований ограничения или прекращения прав в отношении судна или ипотеки судна. Такая предварительная регистрация может обеспечивать только будущие или условные требования.

Регистрация судов в судовом реестре создает так называемую законную презумпцию по немецкому праву. В этой связи раздел 1 §15 Закона о правах на зарегистрированные суда и судовые верфи закрепляет, что собственником судна является то лицо, которое в качестве такового зарегистрировано в судовом реестре.

Отмеченная концепция законной презумпции сочетается с концепцией публичной веры в отношении содержания судового реестра. §16 Закона о правах на зарегистрированные суда и судовые верфи закрепляет, что право собственности на судно, ипотека судна, вещное право на судно, которые установлены в результате заключения гражданско-правовой сделки или в силу закона зарегистрированы в судовом реестре, считаются действительными, несмотря на то что имеются возражения относительно правильности записи.

Важен вопрос о праве на исправление содержания судового реестра. В этой связи §18 Закона о правах на зарегистрированные суда и судовые верфи закрепляет, что если содержание судового реестра в отношении права собственности, ипотеки судна, вещного права, ограничения права распоряжения противоречит действительности, то лицо, чье право не зарегистрировано, неправильно зарегистрировано или его праву нанесен ущерб зарегистрированным, но несуществующим правом, может требовать исправления содержания судового реестра от того лица, чье право может быть изменено в результате исправления. Лицо, требующее исправления содержания судового реестра, несет все расходы, связанные с осуществлением такого исправления, если иное не установлено соглашением между лицом, требующим исправления, и лицом, чье право подлежит исправлению.

Законодательство Индии

Источником правового регулирования регистрации судов в Индии является Закон об индийском торговом судоходстве 1958/1973 годов (Закон о торговом судоходстве 1958 года).

По настоящему закону судно не будет считаться индийским, если оно не находится в полной собственности лиц, к каждому из которых применимо любое из следующих определений:

а) гражданин Индии или

б) компания, отвечающая следующим требованиям:

– основное место деловой деятельности компании находится в Индии;

– по крайней мере 75% акционерного капитала компании принадлежит гражданам Индии. Предусматривается, что Центральное правительство может посредством оповещения в правительственном бюллетене изменить такую минимальную долю, выраженную в процентах, и если минимальная доля, выраженная в процентах, изменена таким образом, измененная минимальная доля с даты оповещения считается замененной минимальной долей, определенной в этом пункте;

– не менее ѕ от общего числа директоров компании являются гражданами Индии;

– председатель совета директоров и управляющий директор компании, если таковой имеется, являются гражданами Индии;

– агенты – распорядители компании, если таковые имеются, являются гражданами Индии или в любом случае, когда компания сама является агентом-распорядителем, она отвечает всем вышеперечисленным пунктам.

Обязательство регистрации. Каждое индийское судно, если оно не является судном, вместимость которого не превышает 15 регистровых тонн и не используется только для плавания у побережья Индии, должно быть зарегистрировано.

Ни одно судно, которое должно быть зарегистрировано, не будет признано индийским, если оно не зарегистрировано в соответствии с законом.

Судно, подлежащее регистрации, должно быть задержано, если это необходимо, до тех пор, пока капитан не предъявит регистровое свидетельство, относящееся к данному судну.

Процедура и порты регистрации. Портами, в которых производится регистрация судов, являются порты Бомбей, Калькутта, Мадрас и такие другие порты Индии, которые объявлены Центральным правительством посредством оповещения в правительственном бюллетене портами регистрации. Порт, в котором индийское судно зарегистрировано на данный момент, считается его портом регистрации и портом его приписки. В портах Бомбей, Калькутта и Мадрас старший чиновник Управления торгового флота и в любом другом порту такой начальник, которого Центральное правительство должно назначить посредством извещения в правительственном бюллетене, является инспектором по регистрации индийских судов в этом порту.

Журнал регистрации. Каждый инспектор по регистрации судов ведет журнал, называемый журналом регистрации, и записи в нем производятся в соответствии со следующими условиями:

– право собственности на судно делится на 10 паев;

– в соответствии с условиями закона относительно совладельцев или владельцев на основании передачи права собственности не более 10 отдельных лиц имеют право быть зарегистрированными в одно и то же время как собственники одного судна; однако это правило не ущемляет интересов любого числа лиц, представляемых любым зарегистрированным собственником или совладельцем или предъявляющим претензию при их посредстве или через них;

– лицо не имеет права быть зарегистрированным в качестве владельца дробной части в пае судна, однако любое число лиц, не превышающее пяти, может быть зарегистрировано в качестве совладельцев судна или любого пая или паев в нем;

– совладельцы рассматриваются как одно лицо и не имеют права распоряжаться раздельно любым интересом в судне или любым паем в нем, в отношении которого они зарегистрированы;

– компания может быть зарегистрирована как собственник под ее названием.

Заявление о регистрации. Заявление о регистрации индийского судна подается:

– в случае индивидуального лица – лицом, требующим зарегистрировать его в качестве собственника, или его агентом;

– в случае более одного лица – одним или несколькими из числа этих лиц;

– в случае компании, требующей зарегистрировать ее, – ее агентом.

Полномочия агента удостоверяются в письменном виде. Если он назначен отдельным лицом, то за его подписью; если назначен компанией, то за ее печатью.

Освидетельствование и обмер судна перед регистрацией. Собственник каждого индийского судна, о регистрации которого подано заявление, обеспечивает осмотр судна сюрвейером и подтверждение тоннажа судна в установленном порядке. Сюрвейер выдает свидетельство, определяющее тоннаж и конструкцию судна, и такие другие характеристики судна, которые могут быть предусмотрены. Это свидетельство сюрвейер представляет инспектору по регистрации судов перед регистрацией.

Маркировка судна. Собственник индийского судна, обращающийся с заявлением о регистрации, обеспечивает нанесение постоянной и отчетливой маркировки на судно, исполненной предписанным образом и одобренной инспектором по регистрации. Любое судно, не маркированное таким образом, должно быть задержано инспектором по регистрации.

Декларация о праве собственности после регистрации. Лицо не регистрируется в качестве собственника индийского судна или пая в нем до тех пор, пока оно или, в случае компании, лицо, уполномоченное выступать от ее имени, не сделает заявление и не подпишет декларацию о праве собственности, составленную по установленной форме, определяющую судно в соответствии со свидетельством об осмотре сюрвейером и содержащую следующие данные:

– заявление о том, является ли это лицо гражданином Индии или, в случае компании, соответствует ли компания требованиям о владении индийским судном;

– заявление о времени и месте, где судно было построено. Если судно было построено за пределами Индии, а время и место постройки неизвестны, то – заявление об этом факте;

– заявление о названии, под которым судно было зарегистрировано;

– фамилию и имя капитана судна;

– число паев в праве собственности на судно, в отношении которого лицо или компания, в зависимости от обстоятельств, заявляют право на регистрацию в качестве собственника;

– заявление о том, что сообщенные данные являются правильными, насколько это известно.

Подтверждение первой регистрации. При первой регистрации индийского судна в дополнение к декларации о праве собственности представляется свидетельство о постройке, т.е. свидетельство, подписанное строителем и содержащее подлинные данные о категории и тоннаже судна, соответствующие расчетам, о времени и месте, где оно было построено, об имени и фамилии лица, на чьи средства судно было построено, и, если имела место любая продажа, документы о продаже, согласно которым судно или пай в нем стали собственностью подателя заявления о регистрации.

Занесение подробностей в журнал регистрации. После выполнения предваряющих регистрацию требований закона инспектор по регистрации вносит в журнал регистрации следующую информацию:

– название судна и название порта, к которому оно приписано;

– данные, содержащиеся в свидетельстве сюрвейера;

– данные о происхождении судна, изложенные в декларации о праве собственности;

– фамилия, имя и другие данные зарегистрированного собственника или собственников и, если их более одного, число паев, принадлежащих каждому из них.

Документы, остающиеся у инспекторов по регистрации. После регистрации судна инспектор по регистрации оставляет у себя на хранении следующие документы: свидетельство сюрвейера, свидетельство строителя, любой документ о продаже, все декларации о праве собственности.

При появлении у Центрального правительства любых сомнений относительно права на владение любым индийским судном, которое должно быть зарегистрировано как индийское судно, оно должно дать указание инспектору по регистрации потребовать предъявления удовлетворяющих его доказательств в пределах такого времени, какое должно установить Центральное правительство, но не более 30 суток, о том, что судно имеет право быть зарегистрированным как индийское судно.

Если в течение такого времени, которое должно быть установлено Центральным правительством, доказательства, удовлетворяющие инспектора по регистрации, о том, что данное судно имеет право быть зарегистрированным, не будут представлены, судно подлежит конфискации.

Свидетельство о регистрации. По завершении регистрации индийского судна инспектор по регистрации выдает свидетельство о регистрации, содержащее подробные данные относительно судна, внесенные в журнал регистрации, с именем капитана судна.

Хранение и использование свидетельства о регистрации. Свидетельство о регистрации используется только для законного плавания судна и не может быть предметом задержания в силу любого права собственности, морского залога, долгового обязательства или какого бы то ни было интереса, существующего или заявляемого любым собственником, кредитором по ипотечному залогу или другим лицом к судну, на судно или в судне.

Ни одно лицо, независимо от того, имеет ли оно интерес в судне или нет, имеющее в своем обладании или под своим контролем свидетельство о регистрации судна, не должно отказываться предъявлять или пренебрегать без разумной причины предъявлением такого свидетельства по требованию лица, имеющего право хранить его для целей законного плавания судна, или предъявить его любому инспектору по регистрации, сборщику таможенных пошлин или другим лицам, имеющим право по закону требовать такого предъявления.

Любое лицо, отказавшееся или пренебрегающее требованием предъявить указанное свидетельство, должно быть по приказу вызвано к любому мировому судье первого класса и допрошено относительно такого отказа. Если лицо скрывалось таким образом, что приказ судьи в отношении него не мог быть выполнен, или если оно упорствует в нежелании предъявить это свидетельство, судья удостоверяет этот факт, и может быть применена та же процедура, как и в случае утраты или уничтожения свидетельства, или близкая к ней, как позволят обстоятельства.

Если капитан или собственник индийского судна использует или пытается использовать для плавания судна свидетельство о регистрации, выданное незаконно в отношении данного судна, он будет обвинен в нарушении данного пункта, а судно подлежит конфискации.

Замена капитана. В случае замены капитана индийского судна каждое из следующих лиц, а именно:

а) если замена происходит вследствие смещения капитана Морским советом или судом, председатель Морского совета или суда, в зависимости от обстоятельств; или

б) если замена происходит по другой причине:

– в Индии инспектор по регистрации или любой другой чиновник, уполномоченный Центральным правительством от своего имени, в порту, в котором происходит замена; и

– за пределами Индии индийский консульский чиновник в порту, в котором происходит замена, удостоверяет и вписывает в свидетельство о регистрации отметку о замене, и любой сборщик пошлин в любом порту в Индии может отказаться разрешить любому лицу выполнять любые действия в качестве капитана индийского судна, если его имя не внесено или не заверено в свидетельстве о регистрации судна в качестве имени последнего капитана.

Изменение права собственности. Всякий раз, когда происходит смена зарегистрированного права собственности на индийское судно, эта смена удостоверяется передаточной надписью на свидетельстве о регистрации судна либо инспектором по регистрации порта регистрации судна, либо инспектором по регистрации любого порта, в который прибывает судно, который извещается об указанной смене инспектором по регистрации порта регистрации судна.

Для того чтобы инспектор по регистрации порта регистрации судна удостоверил такую смену, капитан предъявляет указанное свидетельство о регистрации инспектору по регистрации немедленно после смены, если смена происходит при нахождении судна в порту регистрации, и, если она происходит во время отсутствия судна в указанном порту и удостоверение, согласно настоящей статье, не производится до возвращения судна, тогда это делается в первый приход его в порт.

Инспектор по регистрации любого порта, не являющегося портом регистрации судна, к которому обращаются за удостоверением согласно настоящей статье, должен для этой цели потребовать от капитана судна предъявить ему свидетельство о регистрации судна, чтобы исключить необходимость его задержания, и капитан должен поступить соответственно, предъявив свидетельство.

Законодательство Франции

В настоящее время во Франции не существует единого Кодекса торгового мореплавания в той форме, в какой он действует во многих странах с кодифицированным законодательством. Не существует также и какого-либо унифицированного общего нормативного акта, каким в прошлом был, например, королевский ордонанс о морской торговле 1681 года.

В современном французском законодательстве эта область правоотношений регулируется (в зависимости от конкретного предмета деятельности) исключительно либо отдельными нормативными актами, либо отдельными положениями, содержащимися в различных французских общих кодексах, или же автономно действующими специальными кодексами, которые охватывают специфические виды правоотношений в области морского права.

Судовые реестры. Регистрация французского судна (enregistrement du navire) в судовом реестре является основой для получения документов, дающих право плавания на нем. В настоящее время во Франции действует шесть таких судовых реестров: один реестр предназначен для судов метрополии и заморских департаментов, другой реестр (Registre International Franзais, RIF), созданный на основании положений Закона от 3 мая 2005 года № 2005-412, предназначен для международной регистрации судов, четыре остальных реестра предназначены для судов Французских Южных и Антарктических земель, Новой Каледонии, территории Уоллис и Футуна, а также Французской Полинезии.

Следует заметить, что в первом из четырех упомянутых реестров состоят около 1/3 французских судов, на которых работает около 85% всего французского коммерческого плавсостава. Значительная часть французского морского коммерческого флота дальнего плавания состоит в реестре судов Французских Южных и Антарктических земель (реестр острова Кергелен).

Что касается международного реестра судов, то он был создан в рамках гармонизации французского морского торгового законодательства с политикой, проводимой странами – членами Европейского сообщества, и имеет целью оказание содействия конкурентоспособности французского торгового флота на международном рынке. В этом реестре могут состоять лишь: а) коммерческие суда дальнего плавания, равно как и суда, плавающие в рамках международного каботажа;
б) профессиональные прогулочные суда общей длиной более 24 метров.

Указанный реестр, находящийся в Марселе и вступивший в действие в силу Декрета от 10 февраля 2006 года № 2006-142, заменил в определенной части судовой реестр метрополии и заморских департаментов. Суда, состоящие в международном реестре, подчиняются правилам морской безопасности, санитарии, охраны окружающей среды, которые установлены: а) французским законодательством; б) регламентами Европейского союза; в) нормами международного права, предусмотренными в международных договорах, участницей которых является Франция.

Регистрация судна в международном судовом реестре имеет определенные преимущества:

а) гарантирует судну доступ к национальному каботажу в странах, являющихся членами Европейского союза;

б) обеспечивает применение в полном объеме французского законодательства о социальном обеспечении и социальном страховании работающих на судне представителей плавсостава, которые проживают во Франции;

в) влечет за собой установление требований о гражданстве применительно к формированию состава экипажа судна;

г) предопределяет некоторые специальные фискальные права или льготы для судовладельцев.

Регистрация права собственности. Говоря о формальностях, связанных с установлением правового положения судна, следует отличать порт приписки судна от порта его регистрации. Так, порт приписки судна рассматривается в качестве места его регистрации в таможенных органах, в то время как порт регистрации судна является местом, где оно занесено в реестр административной службы торгового мореплавания.

Регистрация права собственности на судно (enregistrement de la proprietesur la navire) осуществляется таможенными органами. Регистрационная картотека о праве собственности на суда ведется конторами французской таможенной службы. В формуляры этой картотеки заносятся все французские суда и все суда, строящиеся на территории Французской Республики, о которых в силу требования закона должна быть подана соответствующая декларация. Заявление о регистрации права собственности на судно подается собственником или судостроителем в контору той таможенной службы, в округе которой находится порт приписки или место строительства соответствующего судна.

Суда регистрируются в картотеке по их названиям. При этом регистрационная карточка выписывается на каждое судно. Каждая такая карточка должна содержать: а) сведения, идентифицирующие судно; б) наименование собственника (в случае нескольких собственников называются все собственники с указанием принадлежащих им долей); в) данные относительно прав на судно.

Эти последние данные включают следующее: а) наименование осуществляющих управление эксплуатацией судна лиц, которые предусмотрены договором об общей собственности; б) зарегистрированные ипотеки, установленные на судно или на его отдельные части; в) протоколы об аресте судна, также некоторые другие сведения, предусмотренные законом.

Регистрационные картотеки судов являются открытыми для неограниченного круга заинтересованных лиц. Это означает, что по требованию любого заинтересованного лица начальник соответствующей таможни будет обязан предоставить заявителю справку о регистрации судна, в отношении которого сделан запрос.

Что касается акта о национальной принадлежности судна, то он должен содержать все сведения, имеющиеся в регистрационной карточке этого судна. В случае утраты или продажи судна за границу его собственник обязан возвратить акт о национальной принадлежности судна и потребовать аннулирования его регистрационной карточки.

Акты, касающиеся прав собственности на суда (actes relatifs a la propriete des navires). Любой акт об установлении, о передаче или о прекращении права собственности на судно, равно как и иного вещного права на него, должен быть оформлен письменно. Несоблюдение этого правила влечет за собой признание соответствующей сделки недействительной. Это же правило применяется в отношении договоров фрахтования судна на время и бербоут-чартеров. В договоре должны быть указаны полные и точные сведения, позволяющие идентифицировать как стороны, так и судно.

Строящееся судно (navire en construction). Порядок заключения договора о постройке судна в определенной степени зависит от того, строится судно за счет заказчика или за счет самого строителя. Так, например, в случае строительства судна за счет заказчика договор его постройки должен быть оформлен письменно, равно как и любые вносящиеся в этот договор изменения. В противном случае такой договор будет недействительным.

Любое лицо, занимающееся постройкой судна (при вместимости судна более 10) для себя или для заказчика, должно представить об этом декларацию компетентным административным органам.

Право собственности на строящееся судно принадлежит судостроителю до момента передачи его заказчику, если только договор о его постройке не предусматривает противного. Передача построенного судна осуществляется посредством передаточного акта, составленного после проведения испытаний построенного судна.

Признание судна французским. Признание за судном французской национальной принадлежности (francisation du navire). Для того чтобы правовое положение морского судна регулировалось французским законодательством, оно должно быть в установленном законом порядке признано французским. Такое признание имеет важные правовые последствия во многих отношениях. В первую очередь признание за судном французской национальной принадлежности дает ему право нести флаг Французской Республики. Реализация указанного права позволяет собственнику французского судна или любому лицу, эксплуатирующему такое судно на законных основаниях, пользоваться предусмотренными французским законом преимуществами и льготами, которые вытекают из этого права.

Правила признания за судном французской национальной принадлежности установлены в ст. 219 и 219 bis Таможенного кодекса. Согласно ст. 219 оснащенное для торгового или прогулочного плавания судно, контроль над безопасностью которого осуществляется согласно действующим регламентам, может быть признано французским, если оно удовлетворяет определенным требованиям, установленным законодательством.

Во-первых, судно может быть признано французским, если оно построено на территории страны – члена Европейского сообщества или же если на указанной территории за него были уплачены ввозные сборы и пошлины. Это положение, однако, не затрагивает специальных правил, касающихся судна, объявленного в установленном законом порядке захваченным у противника или конфискованным за нарушение французских законов.

Во-вторых, судно также может быть признано французским, если оно принадлежит, по крайней мере наполовину, выходцам из страны – члена Европейского сообщества или из страны, являющейся стороной соглашения о европейском экономическом пространстве. При этом, если упомянутые выходцы проживают на территории Французской Республики менее шести месяцев в году, то они должны выбрать свое местожительство на указанной территории для решения всех административных и судебных вопросов, относящихся к праву собственности на судно.

В-третьих, судно может быть признано французским, если оно принадлежит, по крайней мере наполовину, товариществам, которые имеют свое местонахождение или свое основное предприятие на территории Французской Республики, равно как и иной страны – члена Европейского сообщества или же другой страны, являющейся стороной соглашения о европейском экономическом пространстве. В этих двух последних случаях необходимо, чтобы управление и контроль над судном осуществлялись постоянно действующим предприятием, расположенным на французской территории.

Тем не менее в определенных случаях для признания за судном французской национальной принадлежности местонахождение соответствующего товарищества не имеет значения. Так, местонахождение товарищества может располагаться в стране, не входящей в состав стран – членов Европейского сообщества или не являющейся стороной соглашения о европейском экономическом пространстве в том случае, если в силу конвенции, заключенной между Францией и этой страной, товарищество, учрежденное согласно французским законом, может надлежащим образом осуществлять на территории упомянутой страны свою деятельность и иметь в ней место своего нахождения. Но даже и в таком случае управление и контроль над судном также должны осуществляться постоянно действующим предприятием (представительством), расположенным на французской территории.

Морское торговое или прогулочное судно может быть признано французским и в ряде других случаев, предусмотренных в ст. 219 Таможенного кодекса.

Факт признания французской национальной принадлежности судна удостоверяется специальным свидетельством, в котором отражаются признаки, позволяющие идентифицировать судно. К таким признакам, в частности, относятся: название судна, которое позволяет отличить его от других французских судов, тоннаж судна, порт приписки и национальная принадлежность. Любое французское судно, выходящее в море, должно иметь на борту свидетельство о праве плавания под французским флагом.

Законодательство Украины

Национальное законодательство Украины содержит нормы, регулирующие отношения, связанные с регистрацией судов. Глава 2 Кодекса торгового мореплавания Украины в общих чертах регулирует порядок регистрации судов. Национальная принадлежность судна определяется его государственной регистрацией на Украине и получением права на плавание под государственным флагом Украины.

Постановлением Кабинета министров Украины № 1069 от 26 сентября 1997 года утвержден Порядок ведения Государственного судового реестра Украины и Судовой книги Украины, в соответствии с которым общее руководство и контроль за регистрацией и ведением учета судов на Украине осуществляет инспекция Главного государственного регистратора флота Украины.

Тем самым понятие «регистрация судна» определяется в установлении юридической связи между имуществом (судном) и государством. Это понятие является универсальным.

Термин «государственная регистрация судна» по законодательству Украины определяется как юридический акт-действие уполномоченного государством органа, направленный на определение национальной принадлежности судна, в результате чего между государством Украина и судном устанавливается прямая (реальная) связь.

Содержание термина «регистрация судна» заключается в предоставлении судну права плавания под флагом Украины как реализации собственником либо лицом, использующим судно на законных основаниях, права пользования имуществом (судном).

Целью регистрации судна является контроль государства за порядком правомерного пользования имуществом (судном). Государственная регистрация транспортных средств – первый шаг и необходимое условие для установления всех других норм и правил как в отношении правомерной эксплуатации транспортного средства, так и в отношении правового режима их использования.

На Украине морские суда являются транспортными средствами и на них не распространяется правовой режим объектов недвижимости (необходимость нотариального оформления сделок купли-продажи, обязательность государственной регистрации прав на имущество, государственной регистрации залогов и пр.).

На Украине установление новых правоотношений по судну не зависит от момента внесения изменений в Государственный судовой реестр.

Хотя при регистрации судна в Государственном судовом реестре Украины капитан морского порта Украины выдает свидетельство о праве собственности на судно, в соответствии с пунктом 25 Порядка ведения Государственного судового реестра Украины и Судовой книги Украины выдача такого свидетельства не является юридическим фактом, удостоверяющим право собственности на судно.

Такое свидетельство – это лишь удостоверение наличия у зарегистрированного владельца судна (украинского физического или юридического лица) права использовать судно под украинским флагом на законных основаниях.

В этом двусмысленном характере свидетельства о праве собственности – источник многочисленных заблуждений и судебных споров. Повторим еще раз: свидетельство не является документом, удостоверяющим право собственности на судно. Правоустанавливающим документом в отношении права собственности на судно в настоящее время на Украине является договор или решение суда.

Законодательство Молдовы

Республика Молдова является членом IМО и Дунайской комиссии. Основным нормативным актом Республики Молдова, регулирующим вопросы судоходства, является Кодекс торгового мореплавания (КТМ) (№ 599-XIV) от 30 сентября 1999 года. Парламент Молдовы принял закон № 334-XV о внесении изменений и дополнений в КТМ. С этого момента в судовом реестре Молдовы могут быть зарегистрированы и могут получить право плавания под флагом Республики Молдова суда, принадлежащие физическим и юридическим лицам, как резидентам, так и нерезидентам Молдовы, а также суда, эксплуатируемые этими лицами на основании договоров бербоут-чартера или лизинга. Собственники судов и фрахтователи, зарегистрировавшие свои суда в Государственном судовом реестре Молдовы, освобождаются от уплаты налогов и таможенной пошлины.

Регистрацию судов в Государственном судовом реестре Республики Молдовы осуществляет Национальная служба безопасности судоходства, подчиненная Министерству транспорта и связи. Ограничений для регистрации, а также процедурных отличий, связанных с возрастом судна, не существует. Регистрации подлежат речные и морские суда, суда смешанного (река-море) плавания любого возраста и любого типа: сухогрузные, танкеры, пассажирские и т.д. Судовладелец, желающий зарегистрировать судно в Республике Молдова, обязан назначить своего местного агента для целей регистрации на весь срок регистрации судна.

Заключение

В международном морском праве отсутствуют правовые нормы, прямо указывающие на необходимость регистрации судна. Теоретически судно может быть незарегистрированным ни в одном судовом реестре и не иметь государственной принадлежности. Однако отсутствие государственного флага на мачте сигнализирует о том, что ни одно государство мирового сообщества не контролирует данное судно, не защищает его и не свидетельствует, что это судно в техническом и правовом плане соответствует существующим нормам. Это судно фактически будет находиться вне закона.

* По материалам зарубежной печати

Морские вести России №18 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ