Налоговый пробел - Морские вести России

Налоговый пробел

10.03.2020

Морской транспорт

Право есть, но как его реализовать? О том, как пробел в налоговом законодательстве может встать на пути судовладельцев.

Дарья Зажигаева, юрист морской практики GRATA International Ростов-на-Дону

Всем известны декларируемые Конституцией Российской Федерации1 права и свободы, в том числе то, что «каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами» (п. 2 ст. 35). Однако не всегда достаточно предусмотреть наличие субъективного права (возможности действовать определенным образом), важно определить механизм реализации такого право, то есть предусмотреть порядок, как «претворить право в жизнь».

Морские суда (в принципе, как и иные суда вне зависимости от районов плавания) относятся к недвижимым вещам, подлежащим государственной регистрации. В соответствии с п. 1 ст. 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации2 судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов России: Государственном судовом реестре, реестре маломерных судов, бербоут-чартерном реестре, Российском международном реестре судов, Российском открытом реестре судов, реестре строящихся судов.

Наличие проблемы

Действующее законодательство Российской Федерации, касающееся регистрации морских судов в Российском международном реестре судов, не препятствует регистрации судов валовой вместимостью менее 80 единиц (не всегда судовладельцы заинтересованы в наличии «большого» флота, маломерные суда также пользуются определенной популярностью, а регистрация их именно в РМРС еще и дает судовладельцу определенные преимущества). Однако на практике, в случае когда судовладелец изъявлял желание зарегистрировать в РМРС судно, валовая вместимость которого не превышает 80 единиц, он мог столкнуться с отказом портовых властей в такой регистрации.

При этом перечень судов, которые могут быть зарегистрированы в РМРС, приведенный в п. 7 ст. 33 КТМ РФ, сформулирован исходя из целей, для которых судно в дальнейшем будет использовано, а не его технических характеристик. Требования к минимальному объему вместимости судна, установленные в пп. 4 п. 7 ст. 33 КТМ РФ, относятся исключительно к несамоходным судам.

КТМ РФ установлено, что регистрация судов, в том числе в РМРС, осуществляется в соответствии с «Правилами государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов», утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области транспорта3.

Одним из условий регистрации судов в РМРС и последующего ежегодного продления регистрации судна в указанном реестре является предоставление подтверждения об уплате государственной пошлины (ст. 36 КТМ РФ). В соответствии с пп. 108 п. 1 ст. 333.33 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации4 (далее – НК РФ) за государственную регистрацию судна в РМРС государственная пошлина уплачивается исходя из валовой вместимости судна и расчет госпошлины исчисляется при валовой вместимости судна от 80 единиц и свыше:

«108) за регистрацию судов в Российском международном реестре судов:

– при валовой вместимости судна от 80 единиц до 3000 единиц включительно – 85 000 рублей плюс 9,4 рубля за каждую единицу валовой вместимости;

– при валовой вместимости судна свыше 3000 единиц до 8000 единиц включительно – 87 000 рублей плюс 8,8 рубля за каждую единицу валовой вместимости;

– при валовой вместимости судна свыше 8000 единиц до 20 000 единиц включительно – 155 000 рублей плюс 5,0 рубля за каждую единицу валовой вместимости;

– при валовой вместимости судна свыше 20 000 единиц – 215 000 рублей плюс 3,2 рубля за каждую единицу валовой вместимости».

Таким образом, мы видим, что в действующем налоговом законодательстве попросту не предусмотрен размер государственной пошлины за регистрацию в РМРС судов при валовой вместимости менее 80 единиц. Установление таких ограничений на момент создания РМРС было обусловлено существующей международной морской практикой в области регистрации судов и отвечало реалиям времени создания РМРС в России, однако на сегодняшний день существующая правовая коллизия существенно затрудняет осуществление деятельности судоходных компаний, ведь спрос на такую регистрацию есть.

Что происходит на практике?

В связи с отсутствием нормативно-правового урегулирования данной проблемы на практике в морских портах, осуществляющих регистрацию судов в РМРС, действуют по-разному: в одних регистрация судна валовой вместимостью менее 80 единиц возможна, при этом необходимо предоставить платежное поручение, подтверждающее уплату государственной пошлины за регистрационное действие в минимальном размере (рассчитанную как за регистрацию судна 80 единиц валовой вместимости), в других при расчете государственной пошлины исходят из реальной валовой вместимости судна, в некоторых и вовсе отказывают в регистрации.

Между тем, согласно разъяснению Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации5, «отсутствие размера госпошлины для регистрации в РМРС для судов менее 80 единиц не препятствует самой регистрации». Данная формулировка является достаточно пространной. Так, по мнению Министерства транспорта6, «данное письмо не только не устанавливает права потенциального заявителя оплатить госпошлину в размере как за регистрацию судна валовой вместимостью 80 единиц, но и не содержит никаких рекомендаций по разрешению данного вопроса».

Попытка все исправить

Как говорил известный британский экономист Джон Мейнард Кейнс: «Спрос рождает предложение». Так, для устранения пробела в налоговом законодательстве Министерством транспорта был разработан проект ФЗ «О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса РФ»7, предусматривающий установление размера государственной пошлины за регистрацию в РМРС судов валовой вместимостью менее 80 единиц. Статья 1 вышеупомянутого проекта федерального закона гласит:

«В пункте первом статьи 333.33 части второй Налогового кодекса РФ:

а) первый абзац подпункта 108 пункта 1 изложить в следующей редакции:

«108) за регистрацию в Российском международном реестре судов:

– самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт или несамоходных судов при валовой вместимости судна от 80 единиц до 3000 единиц включительно – 85 000 рублей плюс 9,4 рубля за каждую единицу валовой вместимости»; …

в) первый абзац подпункта 109 статьи изложить в следующей редакции:

«109) за ежегодное подтверждение регистрации в Российском международном реестре судов:

– самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт или несамоходных судов при валовой вместимости судна от 80 единиц до 8000 единиц включительно – 25 000 рублей плюс 22,4 рубля за каждую единицу валовой вместимости; …».

Таким образом, Минтрансом России за регистрацию в РМРС самоходных судов валовой вместимостью менее 80 единиц предлагается установить государственную пошлину в размере 85 000 рублей плюс 9,4 рубля за каждую единицу валовой вместимости, а за ежегодное подтверждение регистрации такого судна в РМРС в размере 25 000 рублей плюс 22,4 рубля за каждую единицу валовой вместимости.

На сегодняшний день проект федерального закона находится в стадии разработки и еще не внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, однако мы надеемся, что это будет сделано в ближайшее время. Устранение пробела в налоговом законодательстве позволит судовладельцам беспрепятственно регистрировать в РМРС самоходные суда валовой вместимостью менее 80 единиц (безусловно, при условии соблюдения требований правил регистрации), что, без сомнений, будет благоприятным образом влиять на предпринимательскую деятельность судоходных компаний и экономику страны в целом. А пока необходимые изменения не приняты, полагаем, что отсутствие размера государственной пошлины не должно препятствовать реализации права судовладельца регистрировать в РМРС самоходные суда при валовой вместимости менее 80 единиц.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ, 03.05.1999, № 18, ст. 2207.

3. Приказ Министерства транспорта РФ от 19.05.2017 № 191 «Об утверждении Правил государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.10.2017.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.09.2019) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340.

5. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 16.01.2019 № 03-05-05-03/1436.

6. Данная позиция Министерства транспорта Российской Федерации была выражена в письме-ответе на наше обращение.

7. Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (подготовлен Минтрансом России) // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://regulation.gov.ru/ по состоянию на 14.03.2019.

Морские вести России №17 (2019)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

17.04.2024

Морской транспорт

03.04.2024

Морской транспорт

07.02.2024

Морской транспорт