Порт Де-Кастри: преодолели Covid, преодолеем и санкции - Морские вести России

Порт Де-Кастри: преодолели Covid, преодолеем и санкции

08.08.2022

Морские порты

Порт Де-Кастри: преодолели Covid, преодолеем и санкции

Фото: Перегрузка КТГ в порту Де-Кастри/ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Морской порт Де-Кастри – крупнейший порт по отгрузке сырой нефти в Хабаровском крае, располагается на северо-западном побережье Татарского пролива в бухте Сомон залива Чихачева. Два первых универсальных причала №1 и №2 были построены еще в 1974-1975 годах и с тех пор используются для перевалки лесопродукции и генеральных грузов. Всего в порту три причала, которые имеют значительный износ. В 2022 году арендаторы причалов планируют начать работы по их текущему ремонту. Нефтяной терминал, построенный в рамках международного проекта «Сахалин-1» и оснащенный высокотехнологичным выносным одноточечным причалом «Сокол», расположен в море в 6 км от берега.

Несмотря на сложные эпидемиологические условия, весь прошлый год порт работал стабильно, но в текущем году ощутил влияние западных санкций. Тем не менее, Служба капитана порта, как и прежде, исполняет возложенные на нее функции в полном объеме.

Виктор Зимин, капитан морского порта Де-Кастри ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

К трудностям не привыкать

Весь прошлый год порт Де-Кастри работал в условиях сложной эпидемиологической обстановки, вызванной коронавирусом COVID-19. Безопасность мореплавания в акватории порта обеспечивалась Службой капитана порта в полном объеме. Контроль и согласование всех судовых операций в пределах акватории осуществлялись в круглосуточном режиме. Благодаря принимаемым мерам, аварийных случаев и постановки судов на карантин за прошедший год допущено не было.

По состоянию на май 2022 года на территории порта погрузо-разгрузочную деятельность осуществляют АО «Дальлеспром» и компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» – оператор проекта «Сахалин-1», нефтяной терминал которого вынесен в море и оснащен выносным одноточечным причалом (ВОП) «Сокол» для обработки танкеров типа Aframax. Нефть для погрузки поступает по 221-километровому нефтепроводу с мест добычи на шельфе Сахалина. Проектная мощность терминала – 12 млн тонн в год.

С апреля 2022 года из-за введенных западных санкций в отношении России отгрузка нефти на терминале временно прекращена.

С 2019 года компанией «Эксон Нефтегаз Лимитед» проводились изыскательские работы и проектирование Дальневосточного комплекса по производству сжиженного природного газа (СПГ) с перспективой ввода его в эксплуатацию в 2028 году. Проект предполагал строительство одной технологической линии мощностью 5 млн тонн с возможностью расширения на базе ресурсов проекта «Сахалин-1». Однако в настоящее время в связи с введением санкций и уходом из России основного инвестора проекта – компании Exxon Mobil – данный проект пока заморожен.

Грузооборот порта по итогам 2021 года планово снизился на 10%, общее количество судозаходов уменьшилось на 8%, до 221 судна. Основную часть грузооборота порта (99%) составляет экспорт сырой нефти. Всего за 2021 год компанией «Эксон Нефтегаз Лимитед» было экспортировано нефти 11,69 млн тонн.

Экспорт лесных грузов оператором АО «Дальлеспром» в прошлом году уменьшился почти на 40% по отношению к предыдущему году, в том числе из-за запрета вывоза круглого леса. С начала этого года «Дальлес-пром» отгрузку лесных грузов не производил.

Все для бизнеса – и ледоколы, и спутники

Навигация в порту – круглогодичная, в зимнее время осуществляется с помощью ледоколов сопровождения. Период ледокольных проводок судов 2021-2022 годов по распоряжению капитана порта начался с 20 декабря 2021 года и закончился 1 апреля 2022 года. За это время было проведено 38 судов. Данный период можно отнести к относительно легкому по сравнению с другими, начиная с 2015 года.

Проводки крупнотоннажных танкеров компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» в Татарском проливе от ледовой кромки в порт и обратно обеспечивали два транспортно-буксирных судна (ТБС) усиленного ледового класса Icebreaker-6 мощностью 14000 кВт – «Помор» и «Норманн». Ледокольное обеспечение в акватории порта осуществляло ТБС «Витязь» с ледовым классом Arc5 и мощностью энергетической установки 4080 кВт.

«Помор» производил мониторинг ледовой обстановки, планирование и составление маршрута, оказывал помощь танкерам при швартовке к ВОП «Сокол». «Норманн» обеспечивал безопасную швартовку танкеров к ВОП, их безопасную загрузку и техническое обслуживание ВОП после отшвартовки танкеров.

Весь период ледовой навигации на ТБС «Помор» присутствовал ледовый специалист от института Арктики и Антарктики. На борту судна находился «ледовый» терминал, на который стекалась вся информация о состоянии, дрейфе льда и снимки Татарского пролива, полученные с искусственного спутника Земли, которые использовались для составления безопасного маршрута проводки танкеров.

Вклад порта в крупные стройки

В 2021 году в порту Де-Кастри на рейдовом специальном районе продолжалась перегрузка крупногабаритных тяжеловесных грузов (КТГ) по проектам строительства Амурского газоперерабатывающего завода (Амурский ГПЗ, проект «Газпрома») и Амурского газохимического комплекса (Амурский ГХК, совместный проект СИБУРа и компании Sinopec). Работы по проектам были начаты еще в 2018 году.

В адрес Амурского ГПЗ в прошлом году на двух судах в порт было доставлено и перегружено на барже-буксирные составы 5600 тонн КТГ. В 2022 году для перегрузки КТГ планируется заход в порт двух крановых судов. ООО «Нижегородская логистическая компания» намеревается доставить КТГ до строящегося объекта с помощью трех барже-буксирных составов. Уже в начале июня из Южной Кореи должно прийти первое крановое судно с грузом для Амурского ГПЗ.

Для Амурского ГХК в прошлом году в порт была доставлена баржа «Томск», которую специально разработали и изготовили в Китае для доставки по рекам Амур и Зея самых больших колонн пиролиза.

Габариты баржи составляют 111,75 метра в длину, 26 метров в ширину, высота борта – 3,8 метра, полная грузоподъемность – 5,7 тыс. тонн. Баржа сконструирована таким образом, чтобы при транспортировке тяжеловесных колонн ее осадка составляла 1 метр для беспрепятственного прохождения по фарватеру мелководной Зеи с гарантированной глубиной 1,1 метра. Кроме того, баржа оборудована балластной системой для безопасного прохождения под мостами в случае необходимости.

Всего в 2021 году по проекту строительства Амурского ГХК на 5 судах было завезено 11,84 тыс. тонн оборудования и баржа «Томск».

В этом году, по информации СМИ, инвесторам проекта пришлось заморозить часть работ по строительству комплекса из-за сложностей с доставкой оборудования. Это произошло в следствие антироссийских санкций, в том числе на поставки высокотехнологичного оборудования в Россию. Сейчас инвесторы пересматривают стратегию проекта и ищут альтернативную замену оборудованию из дружественных стран.

В соответствии с Обязательными постановлениями в морском порту Де-Кастри силами лоцманской службы Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт» осуществляется обязательная лоцманская проводка судов. Кроме того, лоцманская служба обеспечивает транзитное прохождение судов, следующих по Амурскому лиману. Прием/высадка лоцманов производится в районе якорной стоянки №175 либо, в случае неблагоприятной погоды, в дополнительном районе южнее острова Обсерватория.

Морские порты №5 (2022)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ