Сохранить рынок бункеровки в России поможет государство - Морские вести России

Сохранить рынок бункеровки в России поможет государство

07.06.2022

Морские порты

Сохранить рынок бункеровки в России поможет государство

Фото: rosneft-bunker.ru

В последние годы цены на бункерное (судовое) топливо в России росли, а объем рынка сокращался, что было обусловлено особенностями внутреннего нормативного регулирования отрасли, а также процессом реализации налогового маневра. Все это снизило привлекательность бункеровки в портах РФ и для российских, и для иностранных судовладельцев, сократило количество судозаходов, что, в свою очередь, привело к недополучению доходов от портовых услуг, портовых сборов и эксплуатации портовой инфраструктуры.

С началом военной спецоперации на Украине и усилением санкционного воздействия со стороны стран Запада существующие проблемы бункеровочной отрасли России усугубились. Обеспечить дальнейшее функционирование отрасли в сложных условиях способно только государство, считают эксперты. Меры государственной поддержки участников рынка бункеровки судов, разработанные саморегулируемой организацией «Российская ассоциация морских и речных бункеровщиков» (далее – Ассоциация бункеровщиков), были поддержаны Минтрансом и направлены в Правительство РФ.

Татьяна Дмитриева

Причины роста цен и сокращения предложения

В течение 2019-2021 годов объем реализации судового топлива в портах и на внутренних водных путях России снизился с 11 млн до 7 млн тонн. Наибольшее снижение – свыше 40% - наблюдалось в портах Дальнего Востока. Сокращение объемов сопровождалось значительным ростом цен на низкосернистое топливо.

Согласно исследованию, проведенному Ассоциацией бункеровщиков, причины такой динамики показателей связаны с многокомпонентным составом топлива: до 30-40% его объема в России производится путем смешения компонентов (блендирования). Согласно п.3 ст.182 Налогового кодекса РФ, такой способ получения продукта не является производством и поэтому не подразумевает исчисления акциза. Остальная часть судового топлива, получаемого при производстве, облагается акцизом. При этом в 2020 году были внесены изменения в порядок администрирования акциза в части применения вычетов, согласно которым для применения вычета по акцизу с использованием средних дистиллятов налогоплательщик должен предоставить документы от производителя дистиллята.

На практике это фактически привело к растягиванию периода (до полугода), а в отдельных случаях – к невозможности применения вычета по судовому топливу, полученному путем смешения.

Кроме того, напомним, что размер акциза рассчитывается в соответствии со специальной формулой, которая подразумевает зависимость от экспортной альтернативы. Это не позволяет субъекту хозяйствования заранее предусмотреть размер акциза, подлежащего возмещению, и создает дополнительную негативную неопределенность при планировании хозяйственной деятельности организаций.

Наконец, свою лепту в рост цен на судовое топливо и сокращение объемов его производства внес и реализуемый в нефтеперерабатывающей отрасли налоговый маневр, в число мер которого входит поэтапное снижение экспортных пошлин на нефтепродукты с одновременным повышением НДПИ, увеличивающее себестоимость реализуемых в российских портах судовых топлив. Также предусмотренный налоговым маневром рост глубины переработки нефти на российских НПЗ при одновременном повышении маржинальности экспорта нефтепродуктов привел к сокращению перерабатывающими предприятиями производства судовых топлив и сокращению его ассортимента, востребованного судовладельцами.

… и последствия регулирования

Как считают специалисты Ассоциации бункеровщиков, следствием указанных факторов стала потеря российской бункеровочной отраслью рыночных позиций и исчерпание возможностей для дальнейшего развития бункерного рынка.

Так, повышение цен на судовое топ-ливо в российских портах по сравнению с портами сопредельных стран, где топливо дешевле, а регулирование отрасли проще, снизило привлекательность отечественных портов. В качестве примера можно привести порты Дальнего Востока России и Китая: рынок бункеровки китайских портов стремительно растет.

Безусловно, одним из следствий повышения цены на топливо в российских портах стало недополучение доходов из-за сокращения уплаты портовых сборов, доходов от портовых услуг и эксплуатации портовой инфраструктуры и даже значительное снижение занятости населения в бункеровочной отрасли.

Из-за повышения цен на судовое топ-

ливо в отечественных портах российские судовладельцы с 2019 года предпочитали бункероваться за рубежом. Однако сегодня введение санкционных ограничений для России в морской отрасли странами Запада повышает актуальность восстановления отечественной бункеровочной отрасли.

Меры, предлагаемые бункеровщиками

30 марта в Минтрансе России состоялась рабочая встреча директора Департамента государственной политики в области морского и внутреннего водного транспорта В.В.Клюева с представителями Ассоциации бункеровщиков, где были рассмотрены и в целом поддержаны разработанные Ассоциацией меры господдержки участников рынка бункеровки судов, относящиеся к компетенции Минтранса.

В целях сдерживания роста цен на низкосернистое судовое топливо и во избежание дальнейшего сокращения его предложения в российских портах Ассоциацией были подготовлены варианты изменений в налоговое законодательство в части исключения судового топлива из-под требования о начислении акциза на средние дистилляты или в части изменения порядка налогового администрирования, предусматривающего сокращение сроков возмещения акциза, а также применение вычета акциза на топливо, получаемое путем смешения нефтепродуктов.

Также в налоговом законодательстве предлагается закрепить возможность применять вычет по акцизу на дизельное топливо при его вовлечении в смешение наряду со средними дистиллятами. Эти меры, по мнению специалистов Ассоциации, дадут возможность российским судоходным и бункеровочным компаниям, участвующим в обороте полученного путем смешения топлива, применять вычет по акцизу на дистилляты и дизельное топливо, что позволит снизить стоимость судового топлива и увеличить его предложение на рынке.

Второй мерой, предлагаемой к реализации, является предоставление за счет средств бюджета субсидирования железнодорожного тарифа при перевозках судового топлива и компонентов, используемых при его производстве, железнодорожным транспортом в Дальневосточный и Арктический регионы России из других регионов РФ. Данная мера позволит дополнительно снизить стоимость судового топлива в указанных регионах, находящихся на значительном удалении от основных НПЗ.

В качестве третьей меры предлагается фиксация по состоянию на 23 февраля 2022 года условий кредитования бункеровочных компаний, судовладельцев и других организаций по кредитам, выданным до указанной даты, и обеспечение возможности получения кредитов по льготным ставкам на финансирование строительства танкерного флота, реконструкцию причалов для перевалки нефтепродуктов.

Следующая мера связана с переносом сроков вступления в силу требования для внутренних перевозок по норме содержания массовой доли серы в судовых топливах на уровне не более 0,5% с 2024 на 2029 год либо исключение введения этих требований.

Пятая предлагаемая мера – увеличение разрешенного объема бункеровок путем внесения соответствующих изменений в решение ЕЭК от 2016 года, предполагающих количественные нормы бункерного топлива, перемещаемого судами через таможенную границу ЕАЭС.

Также в числе мер, предлагаемых Ассоциацией, присутствуют: получение господдержки при инвестициях в бункеровочную инфраструктуру, предоставление льгот по портовым сборам для судов-бункеровщиков, перенос бремени расходов на ликвидацию разливов нефтепродуктов в морских портах с бункеровочных компаний на портовые власти, обнуление ввоз-ных таможенных пошлин и ставки налога на добавленную стоимость на приобретаемое оборудование и суда, введение моратория на проведение освидетельствования судов российскими организациями, освобождение судоходных компаний, эксплуатирующих суда-бункеровщики, от уплаты таможенных и налоговых платежей по аналогии с РМРС (создание аналогичного реестра судов-бункеровщиков) и ряд других.

По мнению представителей Ассоциации и Минтранса, данные меры позволят не допустить дальнейшего сокращения объемов предложения бункерного топлива в российских портах и роста цен, а также позволят создать условия для нормального функционирования и развития отрасли в условиях усиления санкционного давления.

Морские порты №3 (2022)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ