Задачи стивидоров в новых условиях - Морские вести России

Задачи стивидоров в новых условиях

01.06.2022

Морские порты

Задачи стивидоров в новых условиях

Фото: «Морские вести России»

Очередное общее собрание (Конференция) членов Ассоциации морских торговых портов (АСОП) прошло в Санкт-Петербурге в конце марта этого года. Конференция приняла отчет рабочих органов Ассоциации и утвердила программу работы на предстоящий год. В ходе мероприятия состоялось награждение победителей конкурса «Лучшая стивидорная компания АСОП» за 2021 год.

Владимир Михайлов

Вышли на допандемийный уровень

С отчетом о работе Ассоциации морских торговых портов за прошедший год на Конференции выступил исполнительный директор АСОП Серик Жусупов. Он отметил, что 2021 год для портовой отрасли был своего рода переломным. Несмотря на сохраняющиеся ограничения эпидемиологичес-кого характера, в 2021 году удалось выйти на рост и практически достичь уровня перевалки грузов допандемийного периода.

В результате грузооборот морских портов вырос на 1,7% и составил 835 млн т, в том числе сухогрузов – 413 млн т (+2%), наливных – 422 млн т (+1,5%). Рост произошел за счет увеличения перевалки угля на 7,6%, до 202,7 млн т, черных металлов – на 7,8%, до 29 млн т, грузов в контейнерах – на 6%, до 61 млн т, минудобрений – на 0,4%, до 19,3 млн т, нефти – на 1,3%, до 238 млн т, – на 2,7%, до 147 млн т. При этом снизилась перевалка зерна на 16%, до 42 млн т, руды – на 9,6%, до 12 млн т, цветных металлов – на 3,8%, до 3,4 млн т, лесных грузов – на 12,6%, до 4,1 млн т.

По направлениям перевозок экспорт составил 660,9 млн т (+2,2%), импорт – 40,5 млн т (+10,8%), транзит – 64,2 млн т (+4,1%), каботаж – 69,5 млн т (-8,7%). По бассейнам картина разнонаправленная: в одних произошло уменьшение, в других – увеличение грузооборота. В Балтийском бассейне объем перевалки вырос на 4,7%, до 252,8 млн т; в Азово-Черноморском – на 1,9%, до 256,7 млн т. Незначительно сократился грузооборот в Арктичес-ком бассейне – на 1,9%, до 94,3 млн т, в Каспийском бассейне снижение составило 14%, до 7 млн т. В Дальне-восточном бассейне грузооборот портов остался практически на уровне предыдущего года – 224,3 млн т (+0,6%).

В текущем году показатели грузооборота портов за первые два месяца достаточно позитивные. Общий прирост составил порядка 7% и достиг 136 млн тонн. Однако, по словам С. Жусупова, последующие месяцы внесут свою корректировку «и, надо полагать, что та динамика, которая была по двум месяцам текущего года, претерпит определенные изменения».

Исполнительный директор кратко подвел итоги деятельности АСОП в 2021 году, подчеркнув, что Ассоциация осуществляла работу в соответствии с принятой программой деятельности и планом взаимодействия с Минтрансом России. За отчетный период было рассмотрено более 170 нормативных актов, в том числе: Транспортная стратегия РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, 12 изменений в различные кодексы, 28 дополнений к федеральным законам, 41 проект постановлений Правительства РФ, 89 проектов приказов и распоряжений федеральных органов исполнительной власти.

В течение года было проведено 2 заседания Совета директоров АСОП, 4 заседания комитетов Ассоциации, а также ряд встреч с представителями Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, заместителями министра транспорта, представителями профильных департаментов Минтранса, руководителями Росморречфлота, где обсуждались текущие актуальные вопросы деятель-ности и развития портовой отрасли.

Как отметил исполнительный директор, в 2022 году работа АСОП будет продолжена в соответствии с Программой, которая, безусловно, будет откорректирована, исходя из текущих обстоятельств. Основным направлением деятельности Ассоциации в текущем году будет «выработка сов-местных предложений по нивелированию санкционных последствий на портовую отрасль».

В заключение, обращаясь к участникам Конференции, С. Жусупов сказал: «Текущая ситуация требует от нас эффективного взаимодействия с региональными, федеральными органами исполнительной, законодательной власти, общественными организациями, представителями смежных видов транспорта. Уверен, что в результате наших совместных действий необходимые решения будут найдены, а поставленные цели – достигнуты».

Подробнее о работе АСОП за отчетный период рассказали председатели рабочих комитетов Ассоциации.

Усилия на минимизацию последствий санкций

Об основных направлениях деятельности Комитета по экономике и социальным вопросам в отчетном году рассказал председатель Комитета Александр Алексеенко.

Наиболее значимыми были вопросы по выведению операторов морских терминалов из-под требований законодательства о естественных монополиях. Ассоциация длительное время добивалась прекращения государственного регулирования цен и тарифов на услуги в морских портах. Частично задача была решена внесением изменений в постановление Правительства РФ от 27.12.2019 г. №1923. Но, с точки зрения АСОП, вопрос решен только наполовину, потому что операторы морских терминалов остаются в Реестре субъектов естественных монополий с обязанностями выполнения требований законодательства о естественных монополиях.

Комитет по экономике и социальным вопросам будет и дальше вести работу в этом направлении и добиваться от ФАС России исключения операторов морских терминалов из Реестра.

Большое внимание Ассоциацией уделялось реализации мероприятий регуляторной гильотины и участию в работе как минимум трех рабочих групп, основной из которых была рабочая группа в сфере водного транспорта. Рассмотрен значительный объем документов, подготовлены замечания и предложения, в том числе касающиеся портовой деятельности.

Основной упор в 2021 году, в отличие от предыдущих лет, рабочей группой был сделан на одобрение или внесение изменений в совершенствование стандартов разрешительной деятельности. В портовой сфере это прежде всего лицензирование погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам и лицензирование буксировок. В результате удалось сократить сроки прохождения и количество лицензионных документов и, что особенно важно, перевести все на цифровой формат, включая межведомственный обмен.

В рамках рабочей группы по транспортной безопасности отработаны и согласованы нормативные акты, касающиеся порядка подготовки аттестации обеспечения транспортной безопасности, порядка аккредитации подразделений транспортной безопасности, порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и другие.

Кроме того, Комитет АСОП принял участие в совершенствовании нормативной базы с учетом правоприменительной практики. Основным документом, который рассматривался в 2021 году и продолжает рассматриваться в 2022-м, является проект внесения изменений и дополнений в правительственное постановление №1638, касающееся требований транспортной безопасности к объектам инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта. Ассоциации удалось добиться внесения изменений, которые существенно меняют характер постановления, сокращают его бюрократическую сторону и требования как к субъектам транспортной инфраструктуры, так и к ее объектам.

Как отметил А. Алексеенко, в настоящее время усилия Комитета направлены на продвижение предложений, связанных с минимизацией последствий санкций. «Нами подготовлены и направлены в Минтранс, Комиссию Государственного Совета РФ по направлению «Транспорт», Правительство РФ предложения для включения в федеральный План первоочередных действий по обеспечению устойчивого развития в условиях внешнего санкционного давления», – сообщил председатель Комитета.

С этой целью были обсуждены вопросы оформления форс-мажорных обстоятельств, возникших при исполнении договоров и контрактов в связи с приостановкой судоходства в акватории Азовского моря, экономической ситуации в портовой отрасли и принимаемых правительственных мер в связи с введением санкций, а также государственной поддержки системообразующих предприятий в транспортной отрасли.

На сегодня уже решены вопросы применения моратория на проведение всех видов проверок предприятий, продления на два года сроков сертификации технических средств обес-печения транспортной безопасности (до 31 декабря 2023 года), частично поддержки системообразующих предприятий.

К мнению портовиков стоит прислушаться

О знаковых законопроектах и инициативах в области инвестиций рассказал председатель Комитета инвестиционных программ развития портовой инфраструктуры и производственных вопросов Дмитрий Морозов.

Одним из таких законов, принятых в прошлом году, стал Закон о дополнительных требованиях к портовым инвесторам и инвестиционным проектам в портах. Комитет практически три года сопровождал этот законопроект: готовил предложения, обоснования, аргументацию, методично отстаивал позицию на всех доступных площадках (Минтранса, рабочих совещательных и консультативных органов при Правительстве РФ, Комитета по транспорту Государственной Думы, Совета Федерации, Администрации Президента Российской Федерации).

Тем не менее, по словам председателя Комитета, закон был принят, несмотря на содержащиеся в нем риски для инвестиционного климата отрасли, в виде необходимости гарантий планируемого грузооборота и дополнительных требований к инвестиционным проектам в виде финансового обеспечения, предоставляемого инвесторами, в размере, равном объему государственных инвестиций.

«На сегодняшний день мы видим ситуацию, когда эти требования становятся просто запретительными для инвестиционной деятельности в нашей отрасли, – сказал Д. Морозов. – Несмотря на то что закон должен был вступить в силу с 1 января текущего года, из пяти подзаконных актов, которые должны описывать механизмы его исполнения, в настоящее время имеются только два акта. Поэтому исполнять закон мы не имеем никакой технической возможности».

Кроме того, в условиях санкций, по словам председателя Комитета, вновь введенные требования становятся дополнительными мерами давления, направленными на замедление развития отрасли. Именно поэтому в пакете предложений Ассоциации в адрес Правительства РФ содержалось предложение об объявлении моратория на применение данного закона.

Аналогичным образом ситуация развивалась с законопроектом, над которым тоже около трех лет работал Комитет и который ввел запрет для стивидоров на валютные тарифы. Несмотря на возражения и аргументы АСОП, всего портового бизнес-сообщества, подкрепленные многочисленными независимыми исследованиями и консалтинговыми заключениями, закон был принят в 2018 году. Но не прошло и двух лет, как началось обратное движение. В 2021 году в Госдуму был внесен проект изменений в Закон о морских портах о том, что валютные тарифы можно применять для части газовых проектов Арктической зоны РФ. Ассоциация сразу же подготовила поправки к нему, попытавшись расширить возможность применения валютных тарифов для всех остальных инвестпроектов в отрасли, которые были включены правительством в документы стратегического планирования.

В сегодняшних условиях состав предложений АСОП по поддержке отрасли дополнен необходимостью моратория тех изменений, которые были внесены в Закон о морских портах в 2018 году в отношении валютных тарифов.

Большую часть работы Ассоциации и ее комитетов, по словам Д.Морозова, занимает подготовка заключений на инициативные законы и подзаконные акты. Например, предложения компании «Трансмашхолдинг» о переносе Большого порта Санкт-Петербург потребовали от Ассоциации достаточно серьезных усилий для подготовки обоснований, организации и аккумулирования мнений стивидорных компаний, связанных с данным предложением. «На сегодня очевидно, что для государства эта инициатива не будет иметь смысла в нынешних условиях», – подчеркнул председатель Комитета.

Серьезного включения АСОП потребовала и вылившаяся в публичное поле дискуссия о дисбалансе темпов развития инфраструктуры морских портов и железнодорожного транспорта. В течение последних двух лет нарастают тенденции неполного исполнения РЖД согласованных планов завоза, а также расширения количес-тва нормотворческих инициатив, связанных с дополнительными обязательствами стивидоров перед железной дорогой, накладываемыми на инвестиционные процессы в портах. Прежде всего, это обязательство перед РЖД по грузообороту, требование заключения договоров take-or-pay. Такая дискуссия развивалась и при обсуждении еще проекта, принятого позднее 340-ФЗ о дополнительных требованиях к портовым инвесторам и инвестиционным проектам в морских портах.

Как отметил Д.Морозов, сейчас важной задачей для Комитета и АСОП является сопровождение текущей ситуации, которая связана с реализацией первого законопроекта, принятого для поддержки транспортной отрасли в ответ на санкции западных стран в отношении российских грузов и судов и предполагающего возможность зеркального запрета иностранным судам захода в российские порты по усмотрению Правительства РФ.

В ответ на первый же инцидент, произошедший в порту Санкт-Петербурга, Ассоциация оперативно подготовила обращение с предложением Минтрансу прислушаться к позиции портового сообщества и грузовладельцев о возможности нарушения логистических цепочек и возникновения для ряда компаний критических рисков.

«Поэтому наша работа, все наши усилия сегодня направлены на то, чтобы при обсуждении законотворческих инициатив и при принятии решений на федеральном уровне о каких-либо ограничениях мнение портовиков, профессионального сообщества внимательным образом изучалось и учитывалось», – заключил Д. Морозов.

Экология, импортозамещение и правовая поддержка

Отчет о проделанной работе Комитета по технологиям, механизации и природоохранной деятельности представил его председатель Дмитрий Тарасов. Он отметил, что портовики не только развивают отрасль, строят порты, но и являются ответственными природопользователями. И в этом направлении портовая отрасль, которая за короткое время сумела перестроиться в вопросах охраны природы и окружающей среды, является, пожалуй, одной из лучших, «ежечасно, ежедневно, ежегодно предусматривая все необходимые мероприятия в своих планах развития».

То же самое касается и внедрения новых технологий и технических решений, которые стоят на переднем крае технологических инноваций: оборудование, которое используется в портах, на сегодня одно из самых передовых, внедряются в том числе и цифровые методы ведения хозяйства.

За прошедший отчетный год Комитетом было рассмотрено 30 законопроектов. Те, что касаются экологии, – это в основном законопроекты, направленные на внедрение новых норм, которые ограничивают деятельность стивидоров, накладывают на них дополнительные обязательства или усиливают их ответственность вплоть до прекращения работы.

Д. Тарасов также отметил, что сегодня порты существуют в условиях ряда ограничений, которые невозможно выполнять, для которых нужно время для адаптации, подбора технологий, подготовки нормативных актов и пр. Комитетом ведется работа по решению данного вопроса – инициированы обращения по применению моратория по ряду нормативных актов.

В отношении импортозамещения докладчик обратил внимание на возникающие сложности с контрактами. Поэтому обеспечение терминалов необходимой техникой и соответствующей нормативной документацией, которая позволила бы продолжить эксплуатировать морские порты и их развивать, – достаточно важный воп-рос, которым занимается Комитет.

В прошлом году ЦНИИМФ предложил пересмотреть и обновить РД31/1 – основное правило технической эксплуатации подъемно-транспортного оборудования в морских портах. Как отметил Д.Тарасов, на эту тему было проведено несколько заседаний созданной рабочей группы. В результате от стивидоров получено однозначное утвердительное мнение, что документ требует пересмотра и введения его в правовое поле для дальнейшего применения. Этот вопрос будет одним из приоритетов на текущий год. В этой связи председатель Комитета АСОП попросил ЦНИИМФ ускорить процесс работы над документом.

Подводя итог вопросу технического оснащения портов, Д.Тарасов сообщил: «Вчера состоялось рабочее совещание с производителями нашего портового оборудования, которые работают на территории Российской Федерации. Мы получили от них заверения в том, что они готовы воспроизводить и производить новое перегрузочное оборудование: краны, перегружатели, конвейеры для сыпучих грузов и т.д.».

Председатель Комитета пообещал организовать встречу с производителями, которые могут заместить выбывающее импортное оборудование, чтобы обеспечить им поддержку. Комитет подготовил соответствующий документ о поддержке отечественных производителей перегрузочной техники и направил его в правительство.

Комитет будет сопровождать процесс обмена информацией между портовиками и машиностроителями и налаживать между ними коммуникацию.

Выступивший затем с отчетом председатель Комитета по коммерческо-правовым вопросам Павел Поляков отметил, что Комитет активно участвует в разработке мер поддержки отрасли.

Он особо выделил такое достижение, как изменение в положительную сторону подходов к сепарации. Под риск запрета перевалки попала продукция черной металлургии, под этим риском работало несколько операторов морских терминалов. Комитет занимался проблемой более чем полгода, и вот накануне Конференции вопрос решился.

Также завершена работа по согласованию с Правительством РФ проектов постановлений №1225 и №521 в части определения подходов к сепарации и мест осуществления перевалки при поставках на экспорт лесопродукции.

Как отметил П. Поляков, помимо Транспортной стратегии РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, у портового сообщества есть еще стратегия цифровизации транспортной отрасли, которая «нуждается в нашем внимании». Сейчас формируются дорожные карты по цифровизации тех или иных сегментов транспортной отрасли, и предстоит большая работа.

Победили в конкурсе

В ходе Конференции были также рассмотрены вопросы приоритетных направлений деятельности АСОП на период до марта 2023 года, были названы победители конкурса «Лучшая стивидорная компания АСОП» за 2021 год. Победителями конкурса стали следующие стивидорные компании: в номинации по основной производственной деятельности – ПАО «Владивостокский морской торговый порт»; в номинации стивидорных компаний, осуществляющих перевалку угля, – АО «Ванинотрансуголь»; в номинации стивидорных компаний, осуществляющих перевалку контейнерных грузов, – ПАО «Владивостокский морской торговый порт»; в номинации «Лучшее экологическое предприятие» – АО «Восточный Порт»; в номинации «Прорыв года» – АО «Ванинотрансуголь».

Морские порты №3 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ