Главный морской порт страны - Морские вести России

Главный морской порт страны

26.10.2020

Морские порты

Главный морской порт страны

Фото: пресс-службы Группы НМТП

Новороссийский морской торговый порт (НМТП) сегодня – это главный морской порт Российской Федерации, морские ворота страны, через которые идет основной поток внешнеторговых грузов и осуществляются торговые связи со многими странами мира.

Заложенный 175 лет назад как военная крепость на Черном море генералом Н.Н. Раевским и адмиралом М.П. Лазаревым, Новороссийск уже в первые годы становится крупным центром торговли на Кавказе, а затем и всей России. Испытывая взлеты и падения, порт пережил три эпохи, прежде чем стать стратегическим портом государства и лидером в перевалке грузов. Этому способствовали географическое положение Новороссийска, обеспечивающее самый эффективный маршрут для грузопотоков из Центральной России, Урала и Сибири на мировые рынки, энергия и предприимчивость людей, строивших, восстанавливающих и развивающих порт, и упорный труд работающих в порту многих поколений портовиков.

Эпоха империи

Идея создания Новороссийска как крепости на Черном море принадлежит генералу Н.Н. Раевскому и адмиралу М.П. Лазареву, определившим глубоководную Цемесскую бухту лучшим местом для будущего порта от Сочи до Анапы. В 1839 году укреплению в устье реки Цемес присвоили имя Новороссийск. Соратник известных русских военачальников контр-адмирал Л.М. Серебряков, став начальником 1-го участка Черноморской береговой линии, взялся за сооружение порта. Первый причал строили на клетях из бревен. К этому причалу швартовались и торговые, и военные суда.

30 июня 1845 года власти города официально открыли Новороссийский торговый порт и установили там таможенные порядки. В императорском указе по этому поводу говорилось: «Открыть в Новороссийске на северо-восточном берегу Черного моря порт для приема приходящих из-за границы судов российских и иностранных». Уже в 1846 году Новороссийск посетило 102 российских и 17 иностранных судов, а через три года объемы торговли через порт превысили объемы некоторых других действующих российских портов.

Настоящий скачок в становлении порта был обусловлен двумя важнейшими, революционными событиями в жизни России конца XIX века. Первое – строительство железной дороги, связавшей в 1888 году Новороссийск с остальной Россией и давшей возможность массово подвозить к порту товары, произведенные развивающимся российским капитализмом.

Обустройство порта в тот период взяло на себя Акционерное общество Владикавказской железной дороги. Им было построено 5 деревянных пристаней, 2 оградительных мола, каменные, деревянные и металлические амбары для хранения экспортного русского хлеба. В 1894 году в порту был сооружен по американскому проекту элеватор емкостью 3 млн пудов зерна, не имевший себе равного не только в России, но и во всей Европе. Порт стал главным по перевалке русского хлеба за границу.

Второе революционное событие, подтолкнувшее развитие порта, связано с разработкой нефтяных месторождений на Кавказе, в районе Грозного. Для перекачки нефти на суда было сооружено несколько чугунных трубопроводов. Востребованность порта придала ему динамичное развитие и вывела в число крупнейших торговых центров на Черном море, а впоследствии и России.

В начале 90-х годов XIX века в порту имелось 33 причала. Торговую деятельность вели более 10 фирм и акционерных обществ. Наиболее крупные из них – «Луи Дрейфус и К°», нефтяное промышленное общество «Русский стандарт», общество «Черноморского цементного производства», «Русское общество пароходства и торговли». К 1900 году общий грузооборот порта составлял более 1 тыс. тонн грузов, из которых экспорт – 854,1 тонны, импорт – 32,3 тонны, каботаж – 300,7 тонны.

Эпоха социализма

Первая мировая и Гражданская войны в начале XX века низвели деятельность Новороссийского порта фактически до нуля. Большинство гидротехни­ческих сооружений были наполовину разрушены. Однако пришедшая на смену монархии в 1917 году новая советская власть, национализировав Новороссийский порт, мобилизовала рабочих и портовиков на его восстановление и в короткие сроки вернула предприятие к прежней деятельности. В скором времени порт вновь вышел в передовики.

В 1923 и 1925 годах Новороссийский порт был награжден орденами Трудового Красного Знамени – высшей государственной наградой того времени. Это была заслуженная оценка труда коллектива, восстановившего порт и активно включившегося в хозяйственную жизнь страны. В 1925 году Новороссийский порт по пропускной способности обогнал Одесский и Ленинградский порты, а в годы первой пятилетки добился самой дешевой перевалки грузов на Черном море.

20-30-е годы были годами активного развития и механизации порта. В этот период деревянные причалы заменены железобетонными и специализированы под обработку конкретных грузов, перестраивается элеваторная галерея, импортный пирс оборудуется перегрузочными механизмами. Появляется новый участок порта «Лесная гавань», причал №30 для перегрузки крупнотоннажных контейнеров и генеральных грузов, Морской вокзал.

К 1940 году Новороссийский порт по-прежнему оставался одним из крупнейших по грузообороту портов Черноморского бассейна и Советского Союза. В тот период порт состоял из четырех грузовых районов, импортного пирса, цементного пирса, каботажного участка, Восточной набережной. В 1940 году Новороссийский порт обработал 416 судов и 27564 железнодорожных вагона, общий грузооборот порта составил 1,55 млн тонн.

Большой урон был нанесен Новороссийску в годы Великой Отечественной войны. Порт тоже практически полностью был разрушен. В целом на то, чтобы восстановить разрушенное в годы войны портовое хозяйство, ушло 10 лет. И только в 1954 году Новороссийский порт достиг довоенного грузооборота.

Во второй половине XX века восстановленный после разрушения город-порт Новороссийск вновь становится центром бурного строительства и применения самых современных технологий перевалки экспортно-импортных грузов: интенсивное строительство новых причалов пришлось на 50-60-е годы, а усовершенствование технологий, механизация, автоматизация перегрузочных процессов и высокие трудовые достижения – на 70-80-е годы.

В 1957 году строительство порта получает неожиданно мощный импульс – советское правительство делает ставку на коренную модернизацию Новороссийского морского порта. В этом же году по проекту, разработанному ЧерноморНИИпроектом, в порту начинается большое строительство. Строятся Широкий пирс №1 (1959 г.) и Широкий пирс №2 (1964 г.), на базе которых организуются Западный и Центральный грузовые районы, нефтеналивной район Шесхарис (1964 г.), имеющий для страны стратегическое значение.

Начало 70-х ознаменовано трудовыми рекордами портовиков – грузооборот порта в 1971 году достиг рекордных показателей и составил более 18 млн тонн, превысив грузообороты других портов страны. В этот период через Новороссийск осуществляется экспортная торговля с 65 странами и импортная – с 35 странами.

К концу десятилетия грузооборот порта стабилизировался на отметке 27 млн тонн, при этом доля нефтеналивных грузов достигла рекордного показателя – 21,5 млн тонн. В этом большую роль сыграло введение в эксплуатацию в 1978 году глубоководного причала №1 оригинальной конструкции в нефтегавани Шесхарис для приема танкеров грузоподъемностью до 250 тыс. тонн. Значительно вырос в порту уровень комплексной механизации в ходе переработки генеральных и навалочных грузов.

В 80-х годах в порту начинается целенаправленная работа по созданию концепции внутрипортового хозрас­чета, пересмотру системы хозрасчетных отношений между структурными подразделениями, совершенствованию структуры управления портом. Новая система организации труда в этот период становится предвестником будущей реформы 90-х годов в экономике и политическом устройстве страны, в результате которой рухнула плановая экономика и распалось союзное государство, им на смену пришли рыночная экономика и пятнадцать самостоятельных государств, образованных на основе бывших союзных республик.

Эпоха рыночной экономики

В июле 1992 года в ходе приватизационных процессов в соответствии с Указом Президента РФ от 01.07.1992 г. №721 государственное предприятие Новороссийский морской торговый порт было преобразовано в Акционерное общество открытого типа «Новороссийский морской торговый порт» и приватизировано. С этого момента у предприятия, наряду с государственной собственностью, появились частные собственники, которые, впрочем, вывели активы общества в иностранную юрисдикцию. На базе Новороссийского морского торгового порта появился также ряд других специализированных частных предприятий, осуществляющих перегрузочную и другую деятельность.

После распада Советского Союза Новороссийский порт оказался самым перспективным в силу своего расположения. Незамерзающая глубоководная Цемесская бухта, а также система молов определяют круглогодичный график навигации в порту. Однако понадобилось еще как минимум десять лет, чтобы наладить новые деловые связи, привлечь новые грузопотоки в порт и восстановить темпы роста грузооборота.

Ежегодный уверенный прирост грузооборота порта начался с конца 90-х годов XX века. С 1996 года на предприятии началось обновление парка перегрузочного оборудования. В 1999 году был смонтирован первый портальный кран «Готвальд» грузоподъемностью 100 тонн, а в 2005 году здесь работало уже 12 мобильных и 60 портальных кранов, 400 автопогрузчиков грузоподъемностью от 1,5 до 45 тонн.

За период с 1992 по 2004 год ОАО «НМТП» было перегружено 600 млн тонн грузов, объем капиталовложений за этот период составил более 11 млрд рублей. В 1998 году грузооборот порта составил 46,9 млн тонн, было обработано 2237 судов, 150828 вагонов, время обработки одного вагона составило 7,9 ваг./час.

С 2001 по 2005 год в эксплуатацию введены: комплекс по переработке минеральных удобрений, новый контейнерный терминал проектной мощностью 600 тыс. TEU в год, реконструированные 3-я зерновая и 5-я наливная пристани, что позволило повысить производственный потенциал порта. В 2005 году грузооборот ОАО «НМТП» по итогам года достиг рекордных результатов – 75,2 млн тонн, из них нефть и нефтепродукты – 55,3 млн тонн, сухие грузы – 19,1 млн тонн, химудобрения наливом – 0,8 млн тонн.

В 2006 году в результате консолидации стивидорных компаний, работающих в порту Новороссийск, была образована Группа НМТП, в которую вошли ОАО «НМТП» как основное общество, АО «Флот Новороссийского морского торгового порта» (услуги бункеровки и буксировки), АО «ИПП» (перевалка нефтепродуктов и жидких удобрений), ОАО «НЛЭ» (перевалка лесоматериалов и контейнеров), ОАО «НСРЗ» (судоремонт и перевалка металлов).

Группа продолжила дальнейшее развитие порта: реконструкцию глубоководного нефтеналивного причала №1 в нефтерайоне Шесхарис, строительство зернового терминала мощностью 3,6 млн тонн со складами единовременного хранения 120 тыс. тонн, склада для хранения сухих минеральных удобрений емкостью 60 тыс. тонн на Восточном районе, реконструкцию двух пристаней на Западном районе, строительство мазутного терминала.

В ноябре 2007 года Группа НМТП провела IPO на международном рынке и российских торговых площадках. В ходе IPO было размещено 19,38% акций компании, в том числе 14% акций на Лондонской фондовой бирже (LSE) в форме GDR и более 5% – в форме обыкновенных акций на РТС. В 2008 году Группа НМТП приобрела крупнейшего контейнерного оператора в Калининградской обасти — ООО «Балтийская Стивидорная Компания» (БСК).

В 2010 году Группа НМТП вышла на третье место среди портовых операторов в Европе с грузооборотом 81,6 млн тонн. В 2011 году Группа НМТП приобрела вторую по перевалке нефти компанию «Приморский торговый порт» и увеличила объем грузооборота до 157 млн тонн.

27 сентября 2018 года государственная компания «Транснефть» консолидировала акции ПАО «НМТП», став мажоритарным акционером. А в январе 2019-го «Транснефть» получила в прямое распоряжение контрольный пакет (50,11%) группы, акции были возвращены в юрисдикцию России.

Накануне 175-й годовщины крупнейший в стране Новороссийский порт был возвращен государству, с историей которого судьба порта была всегда слита воедино.

В 2019 году ПАО «НМТП» продолжило реализацию инвестиционных проектов по модернизации существующей и созданию новой производственной базы, позволяющей расширять номенклатуру переваливаемых грузов с увеличением доли высокомаржинальных грузов. Консолидированный грузооборот Группы в 2019 году составил 142,5 млн тонн внешнеторговых грузов, или 17% общего грузооборота российских морских портов.

Морские порты №6 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ