Навигация в новых реалиях - Морские вести России

Навигация в новых реалиях

22.10.2020

Морские порты

Навигация в новых реалиях

Фото: ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Морской порт Охотск расположен в северной части Охотского моря в лагуне устья реки Кухтуй на Тунгусской косе и является самым северным замерзающим морским портом Хабаровского края. Навигация 2019 года в морском порту была закрыта 5 декабря, а открылась 2 мая 2020 года. В зимний период Служба капитана порта осуществляла контроль за состоянием причалов и безопасностью отстоя судов, в том числе морского буксира «Эгир» и морской баржи «Уда» (судовладелец АО «Амурское пароходство»). После открытия навигации оба судна успешно приступили к выполнению производственных задач.

За период навигации с мая по сентябрь 2020 года объемы перевозок через порт Охотск заметно уменьшились по причине значительного снижения объемов такого груза, как золотосодержащая руда – грузовладелец «Охотская горно-геологическая компания» сменила одно из мест добычи руды.

Александр Водянов, капитан морского порта Охотск ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

В апреле 2020 года началось освобождение ото льда лагуны устья реки Кухтуй, постепенно происходило освобождение акватории порта. Со 2 мая 2020 года распоряжением капитана порта была открыта навигация в морском порту и на подходах к нему. Однако, учитывая отсутствие текущих промеров глубин акватории порта и подходов к причалам, навигация была открыта с ограничениями:

– к самостоятельному плаванию в акватории порта были допущены суда осадкой не более 2 м, валовой вместимостью не более 78 рег. тонн;

– к самостоятельному плаванию и постановке на якорь только во внешней акватории порта и на подходах к нему допущены суда с осадкой не более 9 м;

– капитанам судов необходимо было соблюдать повышенную готовность в связи с выносом льда из устья р.Кухтуй, плавание осуществлять в светлое время суток, главный двигатель необходимо было держать в постоянной готовности для обеспечения немедленного отхода судна от причала по распоряжению капитана порта.

В дальнейшем, с учетом гидрометеорологических условий и ледовой обстановки, с 20 мая началась постановка судов к причалам, были определены ограничивающие условия захода судов в порт, в том числе максимальная осадка судна – не более 3,1 метра.

Грузооборот снизился

Большое внимание с началом навигации было уделено северному завозу. В этом году на конец августа практически полностью завезено топливо, необходимое для жизнеобеспечения Охотского района, – 5,4 тыс. тонн каменного угля и 19,4 тыс. тонн нефтепродуктов. За аналогичный период прошлого года каменного угля было завезено 3 тыс. тонн, нефтепродуктов – 13,2 тыс. тонн.

Однако, за прошедший период навигации в порту наблюдается общее снижение грузооборота. Всего на начало сентября обработано 156,2 тыс. тонн грузов, что на 14% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В 2019 году за 8 месяцев грузооборот составил 181,8 тыс. тонн. Количество судозаходов также уменьшилось с 77 в 2019 году до 62 в 2020-м.

Основной вид груза, проходящего через порт, – золотосодержащая руда, от всего объема грузооборота она составляет 72%. В связи с тем, что АО «Охотская горно-геологическая компания» сменила одно из месторождений добычи руды, объемы ее перевозки через порт Охотск значительно снизились. За 8 месяцев 2020 года произошло снижение грузооборота руды на 16% , в 2019 году грузооборот руды составил – 132,8 тыс. тонн, а в 2020-м – 111,9 тыс. тонн. Перевалка нефтепродуктов находится на втором месте и составляет 12% от всего грузооборота. За 8 месяцев произошло увеличение на 47%. Перевалка рыбы и рыбопродукции через порт в 2020 году снизилась более чем в 2 раза.

На 2020 год были запланированы заходы в порт таких круизных судов, как Silver Explorer и Le Soleal, но из-за пандемии коронавируса они, вероятно, будут перенесены на 2021 год.

Вместе с тем, на полную мощность вышла выгрузка нефтепродуктов через шланголинию, принадлежащую ООО «Охотскэнерго», которая в зимний период была повреждена ледоходом и нагоном волны. Все опоры и помосты шланголинии были восстановлены и отремонтированы, проведены необходимые мероприятия по согласованию начала перекачки топлива.

Прошли первые в этом году выгрузки танкеров с дизельным топливом, находящихся на рейде морского порта в якорной точке №6. Постоянный контроль за выполнением всех норм экологической безопасности во время перекачки нефтепродуктов с танкеров, согласно последним требованиям Международной конвенции МАРПОЛ-73/78, производится силами Службы капитана морского порта.

В условиях пандемии

Пандемия коронавируса COVID-19 мало повлияла на работу порта. Службой капитана морского порта соблюдаются все рекомендации и требования Роспотребнадзора по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия работников филиала АМП и экипажей заходящих в порт судов, а также «Временные рекомендации, направленные на безопасное функционирование морского и внутреннего водного транспорта в условиях COVID-19», утвержденные Минтрансом России от 25.05.2020 г. ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» оперативно и своевременно были закуплены необходимые средства индивидуальной защиты для работников филиала.

При осуществлении государственного портового контроля соблюдению всех санитарно-эпидемиологических требований уделяется большое внимание. В первую очередь проверяется санэпидобстановка на судах, чек-листы по выполнению требований «Плана организации работы в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки», включая обязательный термометрический контроль, контроль соблюдения безопасной социальной дистанции, обеспечение средствами индивидуальной защиты и соблюдение санитарных норм.

Капитанами судов по приходу судна предоставляется «Журнал фиксации температуры и симптомов COVID-19 экипажа судна». После анализа данных о санэпидобстановке на судне принимается решение о проведении инспекции ИГПК.

Безопасность мореплавания на должном уровне

Накануне навигации портовые гидротехнические сооружения прошли все необходимые осмотры и были полностью готовы к приему судов. Оператор морского терминала – ООО «Охотский торговый порт» – расширил перечень выполняемых работ на причалах №2, 4 и 5, соответственно переоформив лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах. Теперь его лицензионная деятельность распростра­няется и на грузы 3-го класса опасности – легковоспламеняющиеся жидкости (нефть и нефтепродукты).

Капитаном порта Охотск с момента начала навигации 2020 года была организована выдача разрешений на плавание судов в акватории порта и за его границами с возвращением в порт. Информация о выдаче разрешений своевременно вносится Службой капитана морского порта в информационную систему государственного портового контроля.

Инспекторы ИГПК круглосуточно несут вахту по обеспечению деятельности Службы контроля и управления судоходством (СКУС), регулированию движения судов в зоне действия СКУС и соблюдению правил плавания судов в этой зоне. Зоной действия СКУС является акватория морского порта и подходы к нему. Функции СКУС выполняются Службой капитана порта с использованием технических средств автоматической идентификационной системы (АИС) и каналов связи ОВЧ.

Активно ведется работа по актуализации сведений и данных в информационной системе государственного портового контроля, модуле «Регистрация заходов и отходов судов в морских портах РФ» в тесном контакте с ИСГС, в частности по работе новой функции – «суточный график движения и расстановки судов» (СГДиРС).

Также проведена необходимая работа по установке новой версии системы АИС-ТРАНЗАС. Все вышеуказанные мероприятия и скрупулезное выполнение своих должностных обязанностей специалистами Службы капитана порта помогают удерживать уровень безопасности мореплавания в морском порту Охотск на должной высоте. У капитана порта есть пожелание к Ванинскому филиалу ФГУП «Росморпорт» и ООО «Охотский торговый порт» как оператору терминала – своевременно производить промеры глубин в акватории порта и на подходах к причалам.

Морские порты №6 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ