Уголь, рыба и пассажиры через порт Невельск - Морские вести России

Уголь, рыба и пассажиры через порт Невельск

17.08.2020

Морские порты

Морской порт Невельск, включающий пять морских терминалов на Курильских островах, имеет особое значение для государства и региона, определяемое пересечением здесь различных сфер экономики и жизнедеятельности: товарных потребностей области, экспорта энергоресурсов, потенциала рыбной промышленности, транспортной коммуникацией с островными территориями, международного сотрудничества, охраной госграницы, безопасностью мореплавания и т.п. Общий вектор современности – необходимость развития во всех сферах, несмотря на инертность отдельных направлений.

Аркадий Макаров, капитан морского порта Невельск ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Основная деятельность сосредоточена в морском порту Невельск, имеющем защищенную акваторию, 26 причалов общей протяженностью около 3 км и развитую береговую базу. Вместе с тем, в состав порта входят морские терминалы Южно-Курильск (о. Кунашир), Крабозаводск и Малокурильск (о.Шикотан), Курильск (о.Итуруп) и Северо-Курильск (о. Парамушир). Государственный орган контроля и регулятор судоходства в порту – Служба капитана морского порта Невельск. В штате Службы – 29 специалистов, половина из них несет вахту на удаленных терминалах.

Оборот угля

В 2019 году грузооборот порта и терминалов достиг примерно 2,55 млн тонн, что на 13% больше, чем в 2018 году, и в 2 раза выше показателя 2015 года. Увеличение грузооборота связано с ростом объемов перевалки угля.

После случая приостановки работы угольного стивидора, компании «Невельский морской торговый порт», из-за нарушения экологического законодательства в 2018 году предприятием были предприняты соответствующие технологические меры, и сегодня отгрузка ведется в соответствии со всеми нормами.

Уголь занимает основную долю экспорта – 97% оборота, или 1,77 млн тонн. В свою очередь экспорт составляет порядка 70%, или 1,83 млн тонн, от общего грузооборота порта. Для сравнения: экспорт рыбы и морепродуктов – 3,3%, или около 56 тыс. тонн.

Основные экспортные направления – Япония (459 выходов судов), Республика Корея (81), Китай (22), Вьетнам (7) и Таиланд (1).

В то же время подавляющее большинство судов, заходящих в порт, работают на каботажных линиях – 4877 из 5457 общего количества заходов. Основную долю каботажных перевозок составляют генеральные грузы – более 245 тыс. тонн, рыбная продукция – более 237 тыс. тонн, навалочные грузы – около 76 тыс. тонн, нефтепродукты – около 56 тыс. тонн, насыпные грузы – 46 тыс. тонн, контейнерные грузы – около 17 тыс. тонн.

Основная часть судов, заходящих в порт, работает под флагом России (5378), остальные – Японии (44) и в незначительном количестве – других государств: Маршалловы острова, Панама, Сингапур, Либерия, Мальта, Кипр, Китай, Норвегия и Белиз.

Рыбный путь

Увеличение динамики оборота порта связано с развитием рыбной промышленности в первую очередь на Курильских островах, на долю их терминалов приходится более половины грузооборота порта. В общем объеме рыбная продукция составляет более 10%, а рыболовные суда занимают лидирующую позицию по количеству заходов – 3546 (плюс рефрижераторные – 455). Для сравнения: за 2019 год порт посетили 764 сухогруза, 598 пассажирских судов, 65 танкеров, 10 яхт и 8 судов типа ро-ро.

На протяжении десятилетий порт развивался, специализируясь на рыбной продукции и обслуживании промыслового флота. Когда-то именно в Невельске была сосредоточена рыбная отрасль Сахалинской области. Здесь базировалось порядка 200 рыболовных судов, а на местном судоремонтном заводе работало более тысячи человек.

По мере наращивания мощностей промысловой индустрии возрастает значение порта в областях рыбопереработки и судоремонта, а при создании благоприятного делового климата – и судостроения. Возрождение Невельского судоремонтного завода оказало бы положительный эффект на развитие индустрии, а также, учитывая средний возраст и состояние судов, в целом на безопасность мореплавания.

Сегодня рыбная промышленность Невельска и Курил активизируется. За год количество рыболовных судов, посетивших порт, увеличилось на 10%. В добавление к нескольким существующим предприятиям недавно были инициированы новые проекты.

Так, в 2019 году в рамках государственно-частного партнерства с ФГУП «Нацрыбресурс» в порту Невельск сдан новый склад-холодильник для хранения рыбы и морепродуктов. На о.Шикотан открыт мощный рыбопромышленный комплекс с береговой инфраструктурой производительностью до 1 тыс. тонн рыбы в сутки. ООО «Курильский рыбак» в рамках программы инвестиций под квоты планирует построить на том же острове завод производительностью 340 тонн рыбопродукции и 25 тонн продукции из отходов. На о.Кунашир предприятие «Южно-Курильский рыбокомбинат» при участии «Корпорации развития Сахалинской области» создает производство по изготовлению рыбной муки и рыбьего жира с переработкой до 504 тонн сырья в сутки. Рыбокомбинат «Островной» модернизирует рыбоперерабатывающий завод, реконструирует причалы и усиливает берегоукрепление, а также планирует построить судоремонтный комплекс.

Кроме того, существует ряд государственных инфраструктурных проектов, ожидающих своей очереди. По госпрограмме на о. Шикотан планируется строительство откосных берегоукрепительных сооружений длиной 1100 метров для защиты берега бухты Малокурильская. Разрабатывается проект волнозащитного сооружения в Южно-Курильске на о.Кунашир (инженерные изыскания получили одобрение Главгосэкспертизы). В стадии рассмотрения проект строительства волнозащитного мола на о. Итуруп.

Все эти проекты, а также проекты по дноуглублению при их реализации значительным образом увеличат привлекательность островных акваторий и будут способствовать развитию экономики региона и всей России.

Пассажирский ренессанс

За год поток пассажиров в морском порту увеличился на 25% – до 22345 человек. Рост продолжается с позапрошлого года. А до того, после пикового показателя 2016 года (около 27 тыс. пассажиров), объемы перевозок шли на спад.

Регулярные рейсы между Сахалином и Курильскими островами выполняет теплоход «Игорь Фархутдинов», который ежегодно обслуживает более 15 тыс. пассажиров. С введением для сообщения с Курилами в эксплуатацию двух паромов ледового класса, которые находятся в стадии строительства на Невском ССЗ, стабилизируется перевозка пассажиров и грузов. По информации Министерства транспорта Сахалинской области, суда должны быть сданы уже до конца 2020 года. Место их базирования пока не известно. Предполагается, что они будут обслуживать пассажиров в дополнение к действующей линии. Спрос на пассажирские перевозки очень велик.

Другая тема – круизы. Одним из основных преимуществ нашего порта является его расположение в уникальном природном и историческом ландшафте, интерес со стороны круизных операторов дает основание прогнозировать развитие круизного судоходства. Хотя на сегодня непосредственно в порту и на терминалах нет соответствующей инфраструктуры, прием круизных судов возможен в рейдовом режиме, как это уже практикуется в морском порту Корсаков.

В целом потенциал развития портовой инфраструктуры и технологий, близость к ресурсной базе Охотского моря и Тихого океана, соседство со странами АТР, очевидно, будут определяющими факторами развития морского порта Невельск в будущем. Ближайшие перспективы связаны с реализацией ряда промышленных и инфраструктурных проектов, а также государственных программ, таких как «Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2016-2025 годы».

Морские порты №2 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ