Проверка готовности морского порта к ЧП при любых погодных условиях - Морские вести России

Проверка готовности морского порта к ЧП при любых погодных условиях

26.07.2020

Морские порты

Начало зимы в Новороссийске обычно сопровождается резким ухудшением погоды – похолоданием, усилением ветра. Вот и в этом году в ночь на 11 декабря ударил мороз, пошел снег и задул сильный северо-западный ветер со скоростью до 25 метров в секунду. Город и порт, как правило, готовы к таким погодным изменениям, но необузданная стихия всегда может преподнести любые сюрпризы. Поэтому в порту периодически проводятся учения по практической отработке действий органов управления, сил и средств РСЧС по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации при любых погодных условиях.

Вот и в этот день 11 декабря в Новороссийске прошли такие учения. Их особенностью стало то, что состоялись они в соответствии с поручением Президента РФ В.В.Путина от 28.09.2019 г. о проведении проверки готовности органов управления, сил и средств РСЧС и необходимости отрегулировать взаимодействие между всеми ведомствами и министерствами на случай возникновения аварий, катастроф и иных ЧС.

Владимир Меланин

Легенда учений

В 8.50 утра в Новороссийском порту под напором ураганного ветра не выдержали швартовные концы контейнеровоза «Салих Акса» (флаг Турции), стоявшего у причала №26 пятой пристани ПАО «НМТП». Через несколько минут неуправляемое судно навалило на танкер «Удачливый», ошвартованный у соседнего причала №26а.

Вследствие столкновения танкер, который находился под погрузкой мазута, получил пробоину выше ватерлинии в районе грузового танка и 25 тонн нефтепродукта вылилось в море. От удара также произошло короткое замыкание в машинном отделении и возник объемный пожар, который быстро перекинулся на надстройку. Из 10 человек экипажа танкера остались невредимы только капитан и старший помощник капитана, три моряка получили сильные ожоги, а пятеро были заблокированы и судьба их была неизвестна.

Контейнеровоз получил пробоину ниже ватерлинии размером 30Ч80 см в кормовой части правого борта, через которую в судно хлынула вода. В этих сложных условиях с помощью буксиров его удалось отвести от горящего танкера и вновь ошвартовать к причалу №26. Четыре члена экипажа контейнеровоза при этом чрезвычайном происшествии выпали за борт.

Такова в общих чертах легенда проведенных в Новороссийске учений по практической отработке действий органов управления, сил и средств РСЧС по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Участникам учения предстояло на практике локализовать и ликвидировать пожар на танкере, разыскать пятерых членов его экипажа, найти и спасти людей, выпавших с контейнеровоза, локализовать мазутное пятно и собрать нефтепродукт с поверхности моря, прекратить поступление воды внутрь контейнеровоза.

Подготовка к учениям

Как рассказал капитан порта Новороссийск Евгений Тузинкевич, непосредственно руководивший учениями, интенсивная подготовка к ним в Службе капитана морского порта Новороссийск и Администрации морских портов Черного моря (АМП) началась еще в ноябре. Руководителем ФГБУ «АМП Черного моря» В.В. Ерыгиным был издан приказ, определяющий задачи подготовки и проведения учений. В Службе капитана порта была создана группа должностных лиц для разработки вводной учений, мероприятий, плана их проведения. В эту группу также вошли представители субъектов хозяйственной деятельности в морском порту. Согласно вводной, учения решено было провести в два этапа: теоретический и практический.

10 декабря на первом, штабном этапе учений в АМП Черного моря собрались на итоговое совещание руководители комиссий по ЧС и пожарной безопасности, постоянных органов управления, оперативных штабов, где было доложено о готовности ко второму, практическому этапу и о выполнении всех ранее поставленных задач.

Важным мероприятием первого этапа Е.Тузинкевич считает проведение оповещения и сбор штаба руководства операцией, организацию взаимодействия, сбора и обмена оперативной информацией, в том числе о складывающейся обстановке и принимаемых мерах и способах защиты.

Были приняты оперативные меры по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на объектах инфраструктуры морского порта, а также меры повышения устойчивости и безопасности их функционирования в условиях ЧС. Уточнено выполнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Также было выбрано такое место в порту, где учения можно провести при любых реальных метеоусловиях, но с соблюдением всех мер безопасности. Таким местом стал комплекс по перегрузке нефтепродуктов – причалы №25, 26, 26а пристаней №4 и №5 ПАО «НМТП».

Объявление об угрозе ЧС в форме донесения 1-ЧС направлялось подразделениям муниципального образования, в том числе главе г.Новороссийска, и в Росморречфлот. Все это позволило сконцентрировать усилия на определенных задачах по введению режима повышенной готовности. Кроме всего прочего, было проведено заседание комиссии по ЧС АМП Черного моря, которая дала соответствующие указания по ликвидации последствий ЧС, подготовке мест для эвакуации пострадавших, по наведению порядка в порту – остановке движения судов и наземного транспорта, прекращению грузовых операций.

Утром 11 декабря второй, практический этап учений начался – после поступившего сообщения о ЧП в порту – с заседания городской комиссии по ЧС вместе с посредниками из аппарата МЧС России во главе с начальником управления ГО и ЧС генерал-лейтенантом Олегом Мануйло. Было принято решение о введении ЧС в порту и даны соответствующие указания по действиям всех участников учений по ликвидации последствий происшествия.

Ликвидация пожара на танкере

Выполнение мероприятий второго этапа учений началось с ликвидации пожара на танкере «Утренний». По легенде огонь и дым охватили аварийный танкер. От прибывших к месту ЧП на 8 спецмашинах 79 пожарных из 2-го отряда противопожарной службы Новороссийска во главе с руководителем отряда Дмитрием Кислицыным теперь зависела судьба пяти заблокированных моряков, которых нужно было как можно быстрее найти, вывести на причал и передать медикам. Этим занялась одна из групп пожарных спасателей.

Другая группа оперативно организовала охлаждение горящего судна, чтобы предотвратить его взрыв. С этой целью была включена водяная завеса высотой более 5 метров, одновременно отсекающая причал от горящего судна, а также система «Пурга» – мощные генераторы, подающие под большим давлением пену для тушения пожара.

Через 20 минут пожарные полностью выполнили поставленную задачу, в том числе произвели разведку на судне, обнаружили пятерых заблокированных моряков, вывели их в безопасное место, эвакуировали на причал троих обожженных моряков и передали их ожидавшим машинам скорой медицинской помощи. Пожар был полностью локализован и вскоре потушен.

Перед строем пожарных генерал-лейтенант О.Мануйло, сопровождающие его офицеры аппарата МЧС России и капитан порта Е.Тузинкевич от имени штаба руководства учениями поблагодарили бойцов за умелые, четкие и быстрые действия по спасению людей и судна. «Вы показали высокую выучку, слаженность действий в сложных условиях, и за это я вас благодарю от всей души!» – сказал генерал.

Спасение моряков

Согласно вводной учений, все операции – тушение пожара, поиск и подъем из воды людей, ликвидация разлива нефтепродуктов, заделка пробоины в контейнеровозе – должны проходить одновременно. Но, чтобы руководители учений могли увидеть каждую операцию и дать профессиональную оценку действиям занятых в ней спасателей, все эти операции были проведены поочередно.

После завершения тушения пожара проверяющие направились к Западному молу, где во внутренней портовой акватории развернулись действия по спасанию моряков, выпавших с контейнеровоза при его навале на танкер. Поиск и спасание пострадавших происходил с помощью катеров и вертолета.

Три судна – «Водолаз Кузьминых», «Механик Лепилин» и «Спортис-1», – выстроившись в ордер, лагом друг к другу вели поиск севернее морского вокзала. Катер с руководителями учений дрейфовал в 300 метрах от ордера. Было хорошо видно, как на судах-спасателях внимательно всматриваются в водную поверхность, чтобы обнаружить двоих пострадавших, которые должны быть в этой части акватории порта.

Вместо людей в этой операции, конечно, применялись заранее помещенные в воду манекены. Сравнительно быстро, минут через пять, оба манекена были найдены, подняты из воды и доставлены быстроходным катером к катерному причалу морвокзала, откуда «пострадавших» должны были вертолетом перевезти в городскую больницу №1.

Еще двоих моряков с турецкого контейнеровоза предстояло обнаружить и поднять с помощью вертолета Ми-8 Геленджикского АСЦ МЧС России, специально задействованного в учениях. Вертолет сделал круг, опустился к воде, из него по выброшенному канату спустился в море спасатель. Через минуту он вместе с манекеном был поднят на тросе в кабину вертолета. То же самое происходит еще раз через несколько минут, когда обнаружен второй «пострадавший». Вертолет набирает высоту и берет курс на городскую больницу.

«Для нас очень важен опыт использования вертолетов в подобных учениях, поскольку улицы города узкие и сплошь загружены автотранспортом. Вертолет же беспрепятственно затратит на доставку пострадавших не больше минуты, – прокомментировал ход учений заместитель капитана порта Новороссийск Лев Тарасов. – В первой горбольнице специально оборудована посадочная площадка и медперсонал ожидает прибытия вертолета, чтобы сразу же приступить к реанимационным мероприятиям. Время очень важно, так как повышается вероятность спасения пострадавших в авариях и катастрофах».

Операция ЛРН

После завершения операции по спасению людей на причале, где пришвартован аварийный танкер, начинается операция по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов (ЛРН). Сначала идет работа подразделений по установке боновых заграждений. Один конец заграждений закреплен на барабане, установленном на причале, другой – растягивает катер-бонопостановщик «Удалой».

Боновые заграждения локализуют мазут, попавший в море с танкера. Вслед за этим с причала опускают два мощных скиммера производительностью сбора по 35 тонн нефтепродукта и водной эмульсии в час каждый. Наблюдающим демонстрируют работу всей системы ЛРН – установку бонового заграждения, скиммеров, промежуточных емкостей и вакуумных машин, которые собирают водоэмульсионную смесь и отвозят ее на утилизацию. Руководители штаба и офицеры МЧС из группы посредников и здесь отмечают грамотную и слаженную работу.

«Каждый нефтетерминал нашего порта имеет свой план действий на случай ЧС. Есть также аварийно-спасательные формирования (АСФ) и соответствующие технические средства. Спасатели этих АСФ прошли специальную подготовку, аттестацию и способны выполнять задачи объектового уровня», – поясняет Л.Тарасов.

Между тем очередная вводная учений усложняет задачу группы ЛРН. Оказывается, что мазутное пятно прорвалось через установленное боновое заграждение. Поэтому срочно заводится вторая нитка бонов и ликвидация разлива нефтепродукта продолжается. Об успешном завершении операции спасателей оповещает штаб.

Устранили течь и подвели итог

За последней операцией практического этапа учений – заделкой пробоины в кормовой части правого борта контейнеровоза, расположенной ниже ватерлинии, – руководство штаба наблюдало с причала, где было ошвартовано судно.

К аварийному контейнеровозу подошло спасательное судно «Водолаз Кузьминых». С него в воду спустили водолаза, который после разведки пробоины устанавливает на борт магнитную накладку. Полной герметичности она не обеспечивает, но поступление воды прекращает. Такой «пластырь» может надежно служить до ремонта судна.

На этом учения заканчиваются. Судам и аварийно-спасательным формированиям дается команда покинуть район учений и направляться к местам их постоянного базирования.

По словам капитана порта Е. Тузинкевича, представители аппарата МЧС России остались довольны действиями штаба руководства учениями и всех занятых в нем формирований, замечаний и претензий от них не поступило.

«Я считаю, что учения прошли успешно, все было сделано правильно и оперативно, и это гарантия того, что наши люди не подведут и справятся с любыми сложными задачами в реальных условиях», – подвел итог учениям Е. Тузинкевич.

Морские порты №10 (2019)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ