Вызовы и планы порта Находка - Морские вести России

Вызовы и планы порта Находка

23.07.2020

Морские порты

Один из крупнейших российских портов на Дальнем Востоке – морской порт Находка – последние годы работает в стабильном режиме за счет сформировавшегося грузопотока, отвечающего рыночной конъюнктуре, технологическим характеристикам порта и пропускным возможностям транспортной системы региона.

Функционирование морского порта в соответствии с национальным и международным законодательством, контроль за безопасностью мореплавания в акватории порта и на подходах к нему обеспечивает Служба капитана морского порта Находка. Она же содействует реализации инфраструктурных проектов и повышению конкурентоспособности порта.

Владимир Жарков, капитан морского порта Находка ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

Стабильная работа

Находка – универсальный порт, изначально развивавшийся за счет каботажных линий, в разные периоды истории порт всегда перерабатывал широкую номенклатуру грузов. Некоторое время назад перспективы порта были связаны с ориентацией на импорт, а также с развитием рыбной промышленности и пассажирского сообщения. Однако в последние годы основной специализацией стал экспорт энергоносителей, потеснивший другие направления: пассажирские линии были закрыты, а обработка рыбной продукции сконцентрировалась во Владивостоке.

После десятилетнего роста, достигавшего примерно 1 млн тонн ежегодно, к 2016 году объем грузооборота порта превысил 24 млн тонн и сейчас стабильно держится на одном уровне с небольшими колебаниями. Поэтому современный этап можно охарактеризовать как этап стабилизации количественных параметров и качественных изменений, закладывающий основу для дальнейшего развития порта.

В 2018 году грузооборот 11 терминалов, входящих в состав порта, сохранился примерно на том же уровне, что и в 2017-м, составив порядка 24,3 млн тонн. За 11 месяцев 2019 года грузооборот вырос на 3,9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составил 23,4 млн тонн. Около 90% грузооборота составил экспорт – основная доля приходится на поставки угля, – который вырос на 2,3%, до 20,4 млн тонн. Импорт вырос более чем в 2 раза, до 0,4 млн тонн. Каботажные перевозки увеличились на 6,5%, до 2,5 млн тонн. Предположительно в 2020 году такая динамика сохранится.

Ежегодно порт обслуживает порядка 8 тыс. судов различных типов, интенсивность судоходства растет. Если в 2017 году порт обслужил 8045 судов, то в 2018-м – уже 8285, а за 11 месяцев 2019 года – 8420. Наибольшее количество судозаходов приходится на период с мая по июнь. Основные типы судов – танкеры (1668) и сухогрузы (1569).

В порту предоставляются все необходимые услуги, включая пополнение припасов, бункеровку и ремонтные работы. Также осуществляется буксирное обеспечение. Уровень портового сервиса достаточен для обеспечения работы порта в нормальном режиме. Однако рост судозаходов требует качественной модернизации сервисного сегмента в порту и его дальнейшего развития.

Инструмент безопасности

Основным инструментом по обеспечению безопасности мореплавания в порту является Инспекция государственного портового контроля (ИГПК), которая в непрерывном режиме осуществляет контроль за соблюдением законодательства. Оформление приходов и отходов судов, осмотры судов на соответствие международным и национальным требованиям, мониторинг обстановки, согласование проведения различных работ в акватории порта – непосредственные функции ИГПК Службы капитана порта.

В штате Службы работает 37 инспекторов, которые регулярно проходят обучение, повышая квалификацию, участвуют в международных, национальных и региональных семинарах согласно утвержденному плану Росморречфлота.

В 2018 году терминалы порта Находка были подключены к рабочим программам, используемым в работе ИГПК. Благодаря этому Служба капитана порта получила возможность оперировать более полной информацией о заходах судов в отдаленные терминалы, данными о состоянии судов и легитимности судовых документов.

В результате проверок, проведенных ИГПК в 2019 году, было задержано 24 судна под флагом РФ и 37 под иностранными флагами до устранения нарушений. Аварийные случаи, возникшие в 2019 году по вине судовладельцев или стивидоров, были оперативно локализованы, а их последствия минимизированы по отработанной схеме. Мероприятия по предотвращению аварий и ликвидации их последствий проводятся в порту регулярно, согласно утвержденному Росморречфлотом графику. Ежегодно улучшается потенциал в сфере спасательной деятельности: например, в 2019 году спасательный флот порта пополнился новым катером-бонопоставщиком.

Проекты модернизации

Проектная мощность объектов портовой инфраструктуры, используемых в настоящее время в основном для перевалки экспортной продукции топливно-энергетической промышленности, позволяет перерабатывать до 27 млн тонн грузов ежегодно. То есть мощности порта задействованы примерно на 90%.

Многие объекты портовой инфраструктуры, построенные по нормативам 60-80-х годов и предназначенные для работы с генеральными грузами, были перепрофилированы, и сегодня они используются для перевалки главным образом угля, поскольку спрос на уголь в странах АТР существенно вырос. Техническое состояние портовых сооружений экспертными организациями оценено как работоспособное. После реконструкции и капитального ремонта физический износ сооружений составляет от 5% до 30%.

Что касается долгосрочных перспектив развития порта при мировой тенденции увеличения тоннажа флота, то успешное развитие производства предполагает проведение комплекса работ по модернизации порта, в том числе дноуглубление его акватории.

На данный момент в морском порту Находка зарегистрировано 29 операторов, из которых 4 стивидора в ближайшей перспективе планируют реализовать проекты по модернизации портовой инфраструктуры.

АО «Находкинский морской торговый порт» заявило о реализации инвестиционного проекта по строительству терминального комплекса, который включает достройку глубоководного причала №10 (ввод в эксплуатацию – IV квартал 2020 года), строительство выставочных ж/д путей и изменение логистики станции Мыс Астафьева, а также строительство дополнительных выставочных ж/д путей на территории терминала вместимостью по 71 вагону, развязки по фронтам выгрузки (срок реализации проекта – II-IV квартал 2021 года).

АО «Находкинский морской рыбный порт» реализует проект реконструкции площадок порта под многофункциональный перегрузочный комплекс. Проект включает модернизацию холодильных мощностей, комплекса по перегрузке навалочных грузов, универсального терминала и рефрижераторных контейнерных поездов с увеличением грузооборота до 5 млн тонн; внедрение современных технологий, привлечение новых генеральных грузов (рыба, рефрижераторные контейнеры, навалочные грузы, прочие генеральные грузы), расширение перечня оказываемых оператором услуг.

ООО «Аттис Энтерпрайс» планирует модернизировать железнодорожную станцию Мыс Астафьева в рамках существующего проекта строительства железнодорожного пути необщего пользования ОАО «Терминал Астафьева», примыкающего к общим путям железнодорожной станции. В планах АО «Дальмормонтаж» – реконструкция причального фронта и технологическая модернизация терминала с увеличением грузооборота до 1,68 млн тонн в год.

По данным операторов морских терминалов, одним из основных ограничений на пути развития порта является низкая пропускная способность ж/д подходов и припортовых станций Находка и Мыс Астафьева, которые сегодня не справляются с возросшим объемом грузов.

В связи с постоянным ростом перевалки угля вопросы экологической безопасности в порту вышли на передний план и достигли федерального уровня. Сегодня этот вопрос находится на особом контроле Минтранса и Росприроднадзора. Начиная с 2018 года стивидоры порта работают в рамках соглашения с краевыми властями, согласно которому на мероприятия по охране окружающей среды они обязались направить в 2018-2020 годах более 1,5 млрд рублей, в том числе на технологии перевалки, снижающие пыление угля. В случае несоблюдения условий соглашения компании будут платить большие штрафы, а в крайних случаях им может грозить приостановка деятельности.

Службой капитана порта совместно с другими контролирующими органами в порту проводится мониторинг состояния окружающей среды. При обнаружении загрязнений информация передается в соответствующие государственные органы для принятия ими решения в рамках своих полномочий.

Морские порты №10 (2019)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ