Новые методы АМП Черного моря в дипломировании и подготовке моряков - Морские вести России

Новые методы АМП Черного моря в дипломировании и подготовке моряков

22.07.2020

Морские порты

Морской порт Новороссийск ежегодно переваливает через свои причалы более 100 млн тонн внешнеторговых грузов, что позволяет ему удерживать лидирующие позиции по грузообороту среди крупнейших портов России. Высокая востребованность порта, круглосуточный и круглогодичный режим работы, интенсивность судоходства заставляют портовые власти с особой ответственностью и вниманием подходить к вопросам безопасности мореплавания, в том числе к подготовке и дипломированию кадров для морской отрасли.

Новые методы в системах контроля безопасности мореплавания, транспортировки опасных грузов, состояния экологии морской среды, антитеррористической защищенности порта, применяемые Службой капитана морского порта Новороссийск в своей работе, сегодня не имеют аналогов ни в нашей стране, ни за рубежом, что обеспечивает высокий уровень безопасности порта, которая подтверждается статистикой происшествий за последнее десятилетие.

Евгений Тузинкевич, капитан морского порта Новороссийск ФГБУ «АМП Черного моря»

Процедуры дипломирования

Для улучшения предоставления услуг дипломирования моряков в 2018 году дипломно-паспортный отдел Службы капитана морского порта Новороссийск ФГБУ «АМП Черного моря» был преобразован в два структурных подразделения – дипломный отдел и отдел оформления удостоверений личности моряка.

В настоящее время дипломирование моряков осуществляется на основании Положения о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденного приказом Минтранса России от 15.03.2012 г. №62. Положение устанавливает порядок прохождения подготовки, учета стажа плавания, проведения квалификационных испытаний кандидатов на получение дипломов, порядок выдачи дипломов, подтверждений о признании дипломов, выданных иностранным государством, квалификационных свидетельств, подтверждений к дипломам для работы на танкерах (нефтяных, газовозах, химовозах), свидетельств о квалификации судовых поваров. Документы членов экипажей морских судов, выданные на основании Положения о дипломировании, полностью соответствуют требованиям Конвенции ПДНВ.

Рекомендованным Федеральным агентством морского и речного транспорта (Росморречфлот) Регламентом по предоставлению услуги по дипломированию моряков, который в июне 2017 года был утвержден капитаном морского порта Новороссийск, определены сроки и последовательность административных процедур работы групп дипломного отдела.

1-я группа – приема, регистрации и проверки документов: прием документов – не более 15 мин., регистрация заявлений – не более 5 мин., проверка документов – не более 20 мин.; 2-я группа – проведения квалификационных испытаний: проведение тестирования и устного собеседования по результатам тестирования – до 10 рабочих дней с даты поступления заявления на проведение испытаний; 3-я группа – оформления и выдачи документов: выдача документов – до 12 мин.

С целью выполнения Регламента в Службе капитана порта была проведена реорганизация всей работы дипломного отдела, а именно: а) для улучшения логистики по предоставлению услуги дипломирования моряков проведены работы по качественному расположению помещений; б) пересмотрены функциональные обязанности с изменениями должностных инструкций работников отдела; в) все работники отдела прошли курсы повышения квалификации, включая работников из состава морской квалификационной комиссии (МКК).

В соответствии с требованиями поручения Минтранса России «О проведении независимой проверки системы подготовки и дипломирования моряков в Российской Федерации в соответствии с требованиями ПДНВ» и Планом проведения независимой оценки внедрения требований МК ПДНВ в мае 2018 года и августе 2019 года дипломный отдел успешно прошел внеочередные аудиторские проверки системы менеджмента качества, а в октябре 2018 года – сертификацию классификационным обществом DNV GL системы менеджмента качества (СМК) и системы стандарта качества (ССК) на соответствие требованиям раздела А-I/8 Кодекса ПДНВ. Данные факты подтверждают соответствие дипломного отдела Службы капитана морского порта Новороссийск международным стандартам предоставления услуги дипломирования моряков, пока единственного дипломного отдела в РФ, имеющего признание европейского классификационного общества. В августе 2019 года дипломный отдел успешно прошел ежегодную очередную проверку DNV GL по СМК и ССК.

Стоит отметить, что только за последние 10 лет капитаном морского порта Новороссийск было оформлено более 100 тыс. рабочих морских документов. Ежедневно дипломный отдел посещают до 150 морских специалистов всех уровней.

Подготовка кадров и оценка компетентности

Порядок проведения квалификационных испытаний кандидатов установлен в соответствии с главой III Положения о дипломировании членов экипажей морских судов и Регламентом по предоставлению услуги дипломирования моряков. Квалификационные испытания проводятся морской квалификационной комиссией (МКК) дипломного отдела под председательством капитана порта Новороссийск. Квалификационные испытания МКК проводятся в следующих случаях:

– первичное получение квалификационного документа;

– обмен квалификационного документа на документ более высокого уровня;

– продление квалификационного документа при отсутствии справок о плавании в соответствии с подпунктом 2 пункта 92 Положения о дипломировании (длительный перерыв в работе по специальности).

Квалификационные испытания проводятся не позднее 10 рабочих дней со дня подачи заявления в два этапа методом письменного или компьютерного тестирования (по компьютерным программам и базам данных или перечню вопросов, согласованных Росморречфлотом) и устного собеседования по результатам тестирования. Оценка результатов квалификационных испытаний производится по системе «сдал – не сдал».

При положительных результатах испытаний кандидата выносится заключение о его соответствии требованиям, предписанным для функции, уровня ответственности и должности, вносимых в соответствии с разделом А-I/1 Кодекса ПДНВ в выдаваемый диплом или квалификационное свидетельство. Результаты оформляются протоколом квалификационных испытаний, который составляется в двух экземплярах: один выдается кандидату в день проведения испытаний вместе с заявлением об их проведении и отчетом о результатах тестирования, второй передается в группу оформления квалификационных документов для занесения в информационную систему государственного портового контроля.

За 2018 год дипломным отделом Службы капитана морского порта Новороссийск всего выдано 10647 документов, в том числе: квалификационных документов (командный состав) – 8926, квалификационных свидетельств (рядовой состав) – 1672, лоцманских удостоверений – 25, удостоверений оператора СУДС – 6, удостоверений должностного лица, ответственного за безопасность мореплавания – 18.

За 10 месяцев 2019 года дипломным отделом всего выдано 5232 документа, в том числе: квалификационных документов (командный состав) – 4305, квалификационных свидетельств (рядовой состав) – 880, лоцманских удостоверений – 26, удостоверений оператора СУДС – 7, удостоверений должностного лица, ответственного за безопасность мореплавания – 14.

На 2021 год запланирована аудиторская проверка Международной морской организацией (IМО) дипломных отделов служб капитанов морских портов РФ на соответствие международным требованиям. По результатам проверки будет принято решение о признании российских квалификационных документов (рабочих дипломов), что является серьезным фактором для развития всей морской отрасли России.

Паспортно-визовые документы нового поколения

В целях реализации положений Конвенции №185, пересматривающей Конвенцию 1958 года об удостоверениях личности моряков, ратифицированной Российской Федерацией, с 1 января 2014 года паспорт моряка был исключен из перечня документов, удостоверяющих личность граждан РФ, по которым они осуществляют выезд/въезд в РФ. С этой же даты введен новый документ, удостоверяющий личность лица, трудящегося по найму, занятого или работающего в любом качестве на борту морского судна, – удостоверение личности моряка (УЛМ). При его выдаче взамен паспорта моряка последний аннулировался и возвращался на хранение его владельцу.

В рамках реализации положений Конвенции №185 ФГУП «НИИ «Восход» разработана государственная системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения. Главной задачей этой системы является автоматизация процессов оформления, выдачи и контроля УЛМ.

В ходе разработки системы были решены задачи ведения национальной электронной базы данных (НЭБД) УЛМ Российской Федерации, обслуживания запросов иностранных государств, внутриведомственных и межведомственных запросов, а также ведения ведомственной базы данных Росморречфлота. В НЭБД применены передовые технологии в области программного обеспечения и использованы современные технические средства, обеспечена работа с биометрическими параметрами владельцев УЛМ (шаблонами отпечатков пальцев).

Минтрансом России по согласованию с МИД, МВД, ФСБ, Росрыболовством утверждена инструкция о порядке применения Положения об удостоверении личности моряка и Административный регламент, а также установлено, что Росморречфлот обеспечивает выполнение обязательств, вытекающих из участия РФ в Конвенции №185.

Таким образом, УЛМ является документом, удостоверяющим личность лица, трудящегося по найму, занятого или работающего в любом качестве на борту морского судна (за исключением военного корабля), морского судна рыбопромыслового флота, а также судна смешанного «река – море» плавания, которые используются для целей торгового мореплавания. Получить его могут граждане РФ, в том числе учащиеся учебных заведений при направлении на суда для прохождения плавательной практики, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ. В то же время удостоверение личности моряка не является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ, по которому гражданин осуществляет выезд/въезд в РФ (в качестве такового используется загранпаспорт).

Оформление, выдача и применение УЛМ осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ с учетом требований, предусмотренных статьей 55.1 Кодекса торгового мореплавания РФ. Для получения УЛМ необходимо обратиться с анкетой-заявлением и необходимыми документами по установленному перечню либо в Росморречфлот, либо в находящиеся в его ведении учреждения, либо к капитанам морских портов. За выдачу УЛМ уплачивается госпошлина, размер которой составляет 1300 рублей (пп. 3 п. 1 ст. 333.28 Налогового кодекса РФ). Срок действия УЛМ – 5 лет.

В УЛМ содержатся все необходимые данные о моряке, занятом или работающем в любом качестве на борту морского судна: а) фотография владельца; б) подпись владельца; в) биометрические данные, отображаемые в виде биометрического шаблона, составленного на основе отпечатков пальцев владельца удостоверения в виде цифр в штрихкоде и отвечающего техническим требованиям по биометрической идентификации моряков.

В составе ФГБУ «АМП Черного моря» правом предоставления государственной услуги по оформлению и выдаче УЛМ и мореходных книжек (МК) наделены капитаны морских портов Новороссийск, Туапсе, Керчь, Севастополь. Все пункты оформления УЛМ и МК в соответствующих портах оснащены необходимым оборудованием, в том числе предоставления услуги через информационный ресурс сайта «Государственные услуги».

С начала выдачи (2010 год) УЛМ и МК капитаном морского порта Новороссийск проведена замена документов, удостоверяющих личность более чем 33 тыс. моряков, выдано более 18 тыс. мореходных книжек. За 2018 год отделом оформления УЛМ Службы капитана морского порта Новороссийск выдано 2426 УЛМ и 380 МК; за 10 месяцев 2019 года выдано 1623 УЛМ и 322 МК.

Будущее персональных документов в России сегодня связывают с развитием IT– и биотехнологий. В последнее время биометрические системы находятся в фокусе внимания как госструктур, так и бизнеса. В ряде стран уже создаются паспорта нового поколения с электронным чипом, который хранит большой объем информации, в том числе биометрические параметры. Такие документы вводят США, Германия, Великобритания, Франция, Япония. Аналогичный проект по созданию документов нового поколения реализуется и в России, в соответствии с данным проектом в перспективе в электронный чип планируется помещать и биометрические параметры россиян.

Морские порты №9 (2019)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ