«Угольный морской порт Шахтерск»: пять шагов к процветанию - Морские вести России

«Угольный морской порт Шахтерск»: пять шагов к процветанию

16.07.2020

Морские порты

Уголь на Сахалине добывают более полутора веков. На рубеже столетий угольная отрасль Сахалинской области завершила серьезную трансформацию, перейдя с подземной на открытую добычу. Потрясения, связанные с реструктуризацией, остались позади, и угледобыча пошла в гору.

Внутренняя потребность Сахалинской области в угле, впрочем, невелика и будет еще снижаться, благодаря взятому региональным правительством курсу на газификацию. Поэтому большая часть «черного золота» идет на экспорт, и по вкладу в экспортную составляющую отрасль занимает второе место в регионе.

Владимир Михайлов

Шаг первый: снижение себестоимости

Основные направления экспорта сахалинского угля – страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР): Китай, Южная Корея, Япония. Самый крупный на Сахалине угольный разрез Солнцевский, входящий в состав «Восточной горнорудной компании» (ВГК), приблизился в этом году по добыче угля к 10 млн тонн и в ближайшее время планирует удвоить эту цифру.

– Уголь Сахалина – прибрежный, месторождения находятся в стратегической близости к морским портам, поэтому у нас низкие транспортные затраты в структуре себестоимости, – говорит председатель совета директоров ООО «Восточная горнорудная компания», член Общественного совета при Минвостокразвития России Олег Мисевра.

Одна из ведущих консалтинговых компаний мира McKinsey, анализируя устойчивость ВГК на мировом рынке, поместила ее на первые позиции рейтинга стивидоров, именно благодаря низкой себестоимости отгрузки.

Еще один немаловажный фактор, влияющий на себестоимость транспортировки, – это время. Весной 2019 года ВГК запустила в порту Шахтерск морской пункт пропуска через государственную границу РФ, сократив тем самым продолжительность пограничных и таможенных формальностей с 3 суток до 24 часов.

С той же целью совместно с компанией «СЖС Восток Лимитед» в порту была открыта первая на Сахалине углехимическая испытательная лаборатория всемирного лидера компании SGS. Теперь на проверку качества отгружаемого угля вместо двух-трех недель уходит два-три дня.

Шаг второй: инвестиции в модернизацию

Главные «ворота» на пути сахалинского угля в АТР, через которые идет более 60% экспортного грузопотока, – порт Шахтерск. Это уникальный и единственный в стране порт, в котором перевалка угля происходит на рейде: при существующих глубинах именно эта технология показала себя оптимальной.

ВГК приобрела этот актив в 2013 году. Оператор морского терминала «Угольный морской порт Шахтерск» начинал с обработки судов грузовместимостью 5 тыс. тонн. Весной 2019 года впервые было загружено судно типа Capesize вместимостью 160 тыс. тонн. Возможность загружать крупнотоннажные суда позволила ВГК выйти на индийский рынок.

Экономическая аксиома: чем выше объемы, тем ниже себестоимость – универсальна. Порт постоянно наращивает отгрузку, благодаря чему Солнцевский разрез может строить масштабные планы по добыче. Но чтобы расти, требуются инвестиции.

– Инвестировав в модернизацию порта почти 4 млрд рублей, мы за пять лет нарастили отгрузку в шесть раз! Сегодня Шахтерск совершенно другой порт – с новым оборудованием, флотом, технологиями, – поясняет О. Мисевра.

И действительно, в этом году сеть ленточных конвейеров берегового судопогрузочного комплекса приросла на 3 км, на причале появились 4 судопогрузочные машины, втрое за последние пять лет увеличилась площадь складских площадок. В результате производительность перевалки выросла до 10 тыс. тонн угля в час.

Шаг третий: к доверию зарубежных партнеров

Важным событием уходящего года стало сотрудничество с сингапурской компанией RockTree. Совместное предприятие «ВГК Стивидор» стало возможным благодаря статусу резидента «свободный порт Владивосток» (СПВ). Резидентство дает его инвесторам долгосрочные налоговые преференции, упрощенную процедуру при получении земельных участков, множество других стимулов, которые позволяют рассчитывать на минимальные сроки окупаемости вложенных средств.

«ВГК Стивидор» был зарегистрирован как резидент СПВ в январе 2019 года, новый флот поступил в марте, и уже в апреле с открытием навигации началась его эксплуатация. Благодаря сингапурскому инвестору, на рейде порта Шахтерск появился уникальный для России перегружатель RTGenova, способный перевалить за час 4 тыс. тонн угля, и 4 самоходные баржи общим дедвейтом 30 тыс. тонн. Таким образом, суммарный дедвейт всех судов составил 80 тыс. тонн.

Шаг четвертый: опора на местные кадры

– Модернизация – процесс непрерывный, поэтому ежегодные инвестиции составляют более 10 млрд рублей. В уходящем году это 11,5 млрд рублей, – продолжает О.Мисевра. – По итогам навигации-2019 мы будем принимать решение, что улучшить, чтобы новое оборудование давало максимальную отдачу в условиях сахалинского климата. В планах – менять челноки на более крупные, чтобы с ростом производительности снижалась себестоимость перевалки.

Руководство компании уверено – стратегическую задачу стремительного роста не решить без формирования высококвалифицированного коллектива и его стимулирования, поэтому заработная плата на предприятиях ВГК одна из самых высоких в регионе.

Опора на местные кадры – еще один из пунктов успешной стратегии: три четверти работников компании и ее смежников – жители Углегорского района. Из других регионов приглашают только специалистов, которых невозможно найти на острове.

Вот и при создании совместного предприятия с сингапурским инвестором одним из главных условий сотрудничества было то, чтобы в команде нового стивидора местные специалисты составляли существенную долю. Для этого двенадцать сахалинских докеров прошли обучение в Германии.

Шаг пятый: повышенное внимание экологии

Статус СПВ позволил компании приступить к решению еще одного глобального и уникального для России проекта: строительству магистрального угольного конвейера длиной 26 км, который соединит Солнцевский угольный разрез и порт Шахтерск. Он станет не только самым протяженным в России, но и одним из самых технологичных и экологичных в мире. Конвейер позволит отказаться от перевозок угля автомобилями, улучшив тем самым экологию района. Необходимые инвестиции оцениваются в 10 млрд рублей.

Работы уже начались, сейчас готовится трасса под конвейерную линию. Сам конвейер должен заработать в 2021 году. По итогам конкурса поставщиком оборудования стала французская компания RBL-REI SA – мировой лидер в области инжиниринга подобных систем. Договор на изготовление, поставку и монтаж конструкций уже подписан.

– Для снижения воздействия на окружающую среду компания построит конвейерную галерею закрытого типа. В местах перегрузки угля их три. Предусматривается установка аспирационной системы с использованием современного пылеулавливающего оборудования. Для исключения шума оборудование конвейера и его узлов будет выполнено в шумозащитном варианте, – рассказал заместитель генерального директора ВГК по проектам развития Антон Устинов.

Погрузка угля – дело пыльное, поэтому в порту ведется постоянный многолетний мониторинг параметров воздуха. За все это время контролирующие органы ни разу не выявили превышения допустимых нормативов. И не случайно – конвейеры оснащены противопыльными установками, на угольных складах действует мобильная пылеподавляющая машина. В ближайшем будущем появится современная система сбора и очистки ливневых вод.

В последнее время активно обсуждается возможность строительства перехода с материка на о.Сахалин. В случае реализации этого проекта через Шахтерск можно будет переваливать за рубеж и уголь Кузбасса. Если большие объемы поставок будут гарантированы, в компании считают возможным нарастить портовые мощности до 50 млн тонн в год.

Морские порты №9 (2019)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ