«Морской фасад» строит бизнес по мировым стандартам круизных портов - Морские вести России

«Морской фасад» строит бизнес по мировым стандартам круизных портов

08.04.2020

Морские порты

21 октября с отходом круизного судна AIDAaura Пассажирский порт Санкт-Петербург завершил навигацию 2019 года. За период навигации порт принял 265 круизных лайнеров, на борту которых в Санкт-Петербург в общей сложности прибыло 647640 пассажиров.

Круизный сезон в этом году был торжественно открыт 28 апреля с прибытием в порт круизного лайнера MSC Poesia. Символический удар в рынду осуществил председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Евгений Викторович Панкевич, лично поздравивший прибывшего в порт пятимиллионного круизного пассажира. На Морской Вокзал, которым с ноября 2018 года оперирует АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад», осуществлено 68 судозаходов со 165790 пассажирами в период с марта по сентябрь текущего года.

Ирина Челнокова, Санкт-Петербург

В Санкт-Петербург морским путем

По сравнению с прошлым годом круизный пассажиропоток в Пассажирском порту Санкт-Петербург вырос на 4%, несмотря на незначительное уменьшение судозаходов на 5 судов, с 270 в 2018 году до 265 в 2019-м. Это связано с общемировыми тенденциями по увеличению размерений судов.

Исходя из уже сформированного расписания судозаходов, в 2020 году также прогнозируется рост пассажиропотока до 648000 пассажиров и 258 судозаходов. Такие результаты в первую очередь связаны с тем, что в последние годы Северная столица добилась больших успехов в повышении своего имиджа как одной из популярнейших туристских дестинаций мира.

Санкт-Петербург – многократный лауреат главной международной премии в области туризма World Travel Awards. В этом году он признан лучшим европейским городским направлением. В борьбе за это звание Санкт-Петербург превзошел Париж, Амстердам, Барселону, Рим, Женеву, Лондон и Лиссабон – лидера прошлого года.

2019 год был отмечен активным участием представителей порта в выставочной деятельности. Пассажирский порт Санкт-Петербург был представлен на крупнейшей международной круизной выставке Seatrade Сruise Global 2019, которая прошла в Майами, а также на Seatrade Сruise Europe 2019 в Гамбурге.

В рамках международных выставок состоялись деловые встречи руководства АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» (АО «ПП СПб МФ») с представителями ведущих круизных компаний и ассоциаций, таких как Royal Caribbean Cruise Line, MSC Cruises, Viking Ocean Cruises, CLIA Europe, Cruise Europe, в ходе которых стороны обсудили перспективы дальнейшего плодотворного сотрудничества и развития круизной индустрии в регионе Балтийского моря. По приглашению Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга представители порта приняли участие в торжественном праздновании 830-летия порта Гамбург (Германия), с которым у АО «ПП СПб МФ» подписано соглашение о партнерстве.

Помимо этого, компания-оператор активно сотрудничает с портами Балтийского моря. С официальными визитами в этом году Пассажирский порт Санкт-Петербург посещали представители портов Киля, Хельсинки, Таллина и Риги.

В 2019 году 10 судов впервые зашли в Пассажирский порт Санкт-Петербург, в том числе два новых судна в мае – Viking Jupiter круизной компании Viking Ocean Cruises и Nieuw Statendam круизной компании Holland America Line. 21 августа этого года акваторию Пассажирского порта Санкт-Петербург украсила уникальная яхта «Черная жемчужина», долгое время занимавшая первое место в списке самых больших и инновационных парусных лодок в мире.

Круизный туризм и тайм-слотирование

По предварительным результатам в этом году наибольшее количество туристов в Пассажирский порт Санкт-Петербург прибыло из Германии – 25%, из США прибыло 19%, из Великобритании – 10%. В этом году круизных туристов обслуживали 159 туроператоров, в составе которых 20 новых компаний. Количество дней максимальной загрузки, когда в порту находилось одновременно от 5 до 7 судов, составило 29.

В связи с тем, что несколько раз в течение сезона 2018 года Пассажирский порт Санкт-Петербург сталкивался с суточным пассажиропотоком, превышающим расчетную максимальную пропускную способность в 18000 человек в сутки, оператор успешно внедрил систему регулирования въезда транспортных средств туроператоров в дни пиковых нагрузок.

В сезоне 2019 года система тайм-слотирования пассажирских и транспортных операций продолжила свое действие с небольшими изменениями. Основное нововведение состояло в том, что тайм-слотовая система распространилась на все судозаходы в течение первого дня пребывания судов в Пассажирском порту Санкт-Петербург. Данная система дала положительный результат, что было отдельно отмечено руководством круизных линий, CLIA, ИОГВ Санкт-Петербурга и, конечно, туроператорами.

Кроме того, в этом году порт получил престижную награду журнала Cruise Insight за высокий уровень обслуживания круизных судов. Во время ее вручения председатель жюри Брюс Крамрин из круизной компании Holland America Line также отметил эффективную работу системы тайм-слотов. Нужно отметить, что в 2019 году Пассажирский порт Санкт-Петербург еще занял 1-е место в конкурсе «Лучшие кадровые технологии Петербурга 2019» Комитета государственной службы и кадровой политики Администрации Санкт-Петербурга в номинации «Лучшая кадровая технология привлечения персонала» по проекту привлечения к работе студентов и школьников.

Развивая свой бизнес по мировым стандартам круизных портов, АО «ПП СПб МФ» в 2020 году планирует принять 11 новых судов, среди которых Norwegian Escape пассажировместимостью 4500 человек (крупнейшее судно во флоте компании Norwegian Cruise Line Holding), круизный лайнер аналогичного класса Sky Princess (новейшее судно во флоте компании Princess Cruises, спущено на воду в 2019 году). Также компанией планируется принять судозаходы одного из самых успешных паромных операторов в Балтийском регионе – компании Tallink Group.

Цель – круглогодичная загрузка

АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» продолжает решать вопрос круглогодичной загрузки портовых мощностей, который включает в себя реализацию целого ряда проектов. Это позволит достигнуть целевых показателей развития круизно-паромного сообщения в Санкт-Петербурге и будет способствовать повышению эффективности внешнего транспортного сообщения в соответствии с Транспортной стратегией Санкт-Петербурга до 2025 года, утвержденной Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.07.2011 г. №945.

На Петербургском международном экономическом форуме в этом году между Санкт-Петербургом, АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» и ПАО «Совкомфлот» было подписано соглашение о развитии морского туризма на Балтике. Соглашение направлено на создание качественного отечественного круизного продукта с целью продвижения Санкт-Петербурга как ведущей круизной дестинации в регионе Балтийского моря.

С целью установления круглогодичного водного сообщения с возможностью использования инфраструктуры морского терминала и пункта пропуска для осуществления операций, связанных с приемом паромов с грузовой автотранспортной составляющей, порт продолжает реализацию реконструкции морского грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу РФ. Организация круглогодичного грузопассажирского паромного сообщения является основным резервом для роста суммарного пассажиропотока в порту и позволит создать необходимые условия для привлечения паромных линий, эффективность деятельности которых напрямую зависит от грузовой составляющей.

Указанный проект реализуется по Программе приграничного сотрудничества «Россия –Юго-Восточная Финляндия» на 2014-2020 годы в рамках развития морского сообщения с Финляндией. Проект реконструкции пункта пропуска позволит не только увеличить пассажиропоток и установить регулярное паромное сообщение, но и расширить географию маршрутов. Общий объем инвестиций в проект, согласно утвержденному плану производственной и финансово-хозяйственной деятельности АО «ПП СПб МФ» на 2017-2021 годы, составляет 453 млн рублей.

В сентябре 2019 года проведен конкурс на право заключения договора строительно-монтажных работ по реконструкции пункта пропуска, завершение работ планируется в конце 2020 года. В настоящее время АО «ПП СПб МФ» продолжает проработку вопроса реализации проекта по использованию инфраструктуры порта для начала и завершения круизов по Балтике.

Основная идея состоит в том, что туристы смогут прибывать в город различными видами транспорта с последующей посадкой на круизное судно с применением упрощенного визового режима. За 2019 год через порт прошло 19571 так называемых уникальных пассажиров, которые начали либо завершили круиз в Санкт-Петербурге (прибыло – 10167, убыло – 9404), что на 30% больше, чем в 2018 году.

В настоящее время Пассажирский порт Санкт-Петербург является транзитным портом, средний срок пребывания в городе одного круизного туриста составляет 2 дня. В случае формирования круизов из Санкт-Петербурга срок пребывания в городе увеличится еще на 2 дня (3 дня до круиза и 1 день после), что позволит существенно увеличить объем доходов городского бюджета от туристической отрасли.

Перспективы расширения

В 2020 году в регион Балтийского моря будут заходить суда класса Freedom длиной 339 метров. В будущем также планируются заходы судов класса Quantum длиной 348 метров, ведется работа для возможности их осуществления и в Санкт-Петербург.

В связи с тенденцией по увеличению размерений судов портом уже реализован 1-й этап проекта по реконструкции причала №7 с возведением выносных палов. Это позволило увеличить длину причального фронта для одновременной постановки двух судов длиной 330 и 294 метра. Размер капиталовложений в 1-й этап реконструкции составил 65 млн рублей. Завершение 2-го и 3-го этапов по возведению выносных палов увеличит общую длину причального фронта на 108 метров и позволит осуществлять безопасную постановку и стоянку одновременно двух судов длиной до 333 метров каждое.

В настоящее время в Санкт-Петербурге, помимо Пассажирского порта Санкт-Петербург и Морского вокзала на площади Морской Славы, прием круизных судов осуществляется через пассажирские терминалы, расположенные на набережной Лейтенанта Шмидта и Английской набережной. Правительством Санкт-Петербурга в 2018 году инициирована процедура передачи причальных комплексов из собственности Российской Федерации в собственность Санкт-Петербурга для последующей возможности создания единого круизно-паромного оператора морских терминалов в Санкт-Петербурге на базе АО «ПП СПб МФ», что позволит существенно улучшить возможности по планированию расстановки круизных и паромных судов, прибывающих в город.

В целях обеспечения бесперебойного функционирования причальных комплексов в навигационный период 2019 года Комитетом по транспорту совместно с «Агентством внешнего транспорта», ФГУП «Росморпорт» и АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской Фасад» разработана дорожная карта по поэтапной передаче имущества. Проектной документацией «Росморпорта» предусмотрена реконструкция дебаркадера на набережной Лейтенанта Шмидта, второй очередью обозначена реконструкция дебаркадера на Английской набережной.

Социально ориентированный бизнес

Помимо своей основной деятельности, в течение 2019 года АО «ПП СПб МФ» активно принимало участие в социальной, образовательной и спортивной жизни Санкт-Петербурга, организуя и проводя экскурсии и другие мероприятия для жителей города, ветеранов, школьников и студентов.

Одним из ярких событий стал традиционный ежегодный спортивный праздник «Морская миля», который Пассажирский порт Санкт-Петербург совместно с городскими властями провел уже в восьмой раз. Это событие объединило представителей общеобразовательных и детско-юношеских спортивных школ, учащихся вузов Санкт-Петербурга, представителей компаний морской отрасли и спортивных организаций. Участники состязались в разных легкоатлетических и силовых дисциплинах, таких как эстафета, бег на дистанцию в одну морскую милю, перетягивание каната, армрестлинг и поднятие гири.

Гребной фестиваль, который также проходил в рамках «Морской мили», в этом году перебрался из устья реки Смоленки в Галерную гавань Васильевского острова. Несмотря на ненастную погоду в этот день, все участники остались довольны проведенными соревнованиями. Много положительных отзывов компания получила и по итогам традиционной яхтенной регаты, которая также в рамках «Морской мили» прошла в Санкт-Петербургском яхт-клубе профсоюзов.

Важным событием спортивного праздника «Морская миля» стала торжественная церемония открытия многофункционального спортивно-оздоровительного комплекса на территории порта, предназначенного для таких видов спорта, как баскетбол, мини-футбол, волейбол, а зимой на открытой площадке – хоккей. Торжественное открытие прошло при участии председателя Комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга Натальи Антюх и технического директора строительной компании «Балттехстрой» Артема Гречанюка.

С этого года АО «ПП СПб МФ» оказывает поддержку Фонду сохранения исторической памяти «Международный центр Северных конвоев», участвуя в проекте создания крупнейшего в мире мемориального Музея истории Северных конвоев. Сегодня в зале экспозиции, расположенном в колледже Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова, можно увидеть музейные экспонаты, переданные родственниками участников Северных конвоев. Впоследствии экспозиция будет расширена и превратится в Музей истории Северных конвоев.

Руководствуясь политикой социальной ответственности, уважения к историческому наследию российского флота и России как морской державы, АО «ПП СПб МФ» реализует проект по восстановлению мемориала на Никольском кладбище Александро-Невской лавры – дань памяти героям Цусимского сражения 1905 года, в том числе выдающемуся контр-адмиралу флота Российской империи Ивану Ивановичу Чагину. Завершение всех работ по восстановлению и торжественное открытие мемориала приурочено к годовщине со дня рождения И.И.Чагина – 12 ноября 2019 года.

Морские порты №8 (2019)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ