Порт Нарьян-Мар с терминалом Амдерма нужен Севморпути - Морские вести России

Порт Нарьян-Мар с терминалом Амдерма нужен Севморпути

18.02.2020

Морские порты

Морской порт Нарьян-Мар расположен в устье рукава Большая Печора реки Печоры, впадающей в Баренцево море (Ненецкий автономный округ). Акватория морского порта включает в себя учас-ток водной поверхности реки Печоры и ограничена островами Поповский и Екушанский, Урпинской кошкой и береговой линией правого берега реки Большая Печора, включая Кармановскую Курью и Городецкий Шар. В границы порта также входит удаленный морской терминал Амдерма, расположенный на реке Амдерме в юго-западной части Карского моря в границах акватории Северного морского пути.

Морской порт Нарьян-Мар является замерзающим портом с сезонной навигацией, которая длится с мая по ноябрь. В зимнее время плавание и ледокольная проводка судов не осуществляется. Тем не менее, порт является неотъемлемой частью трассы Северного морского пути (СМП, Севморпуть) и играет важную роль в обеспечении снабжения удаленных населенных пунктов, расположенных в бассейне реки Печоры.

Виталий Малеев, капитан морского порта Нарьян-Мар ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Краткая история порта

В далеком 1931 году, 88 лет назад, в урочище Белощелье Архангельской области на базе агентства Совторгфлота был открыт Печорский порт (с 1951 года Нарьян-Марский морской торговый порт). Первый причал длиной 25 метров строили рабочие, которые квартировали в землянках на берегу озера Качгорт. Практически одновременно создавался рабочий поселок Нарьян-Мар. Главной причиной строительных преобразований было открытие геологом Г.А.Черновым в 1930 году Воркутинского месторождения угля. Для доставки угля существовал только один путь — через Печорский порт.

В 1933-1937 годах порт быстро разрастался. Было построено 300 метров причала, более чем на 500 тонн складской площади, механические мастерские для ремонта вспомогательного флота. Буксиры, катера, баржи прибывали из Архангельска и грузились в порту осадкой до 12 футов (3,66 метра), такова была глубина канала на баре. Каждую навигацию канал углубляли земснарядами.

Грузовые работы, как правило, проводили по прямому варианту: трюм – баржа и наоборот. Грузовые пароходы отгружались и догружались в Болванской губе, в 150 км от Нарьян-Мара. Грузы на теплоходы в Архангельске загружали 50-тонным плавкраном, а в Нарьян-Маре на причал выгружали вручную. Потом грузили на речные баржи, используя для этого всевозможные тали и канифас-блоки.

Масштабное строительство развернулось в Нарьян-Маре с середины 1970-х годов. Серьезная работа велась по оснащению и укреплению транспорта округа. В связи с государственной важностью в 1970-е годы была проведена реконструкция Нарьян-Марского морского порта: построены новые причалы и склады, смонтированы мощные портальные краны Ganz (1976 г.), ставшие одним из символов города.

Характеристики порта

Морской порт Нарьян-Мар сегодня открыт для захода иностранных судов (кроме терминала Амдерма). Морской пункт пропуска через государственную границу РФ действует в период навигации. В порту принят разрешительный порядок движения и стоянки судов в соответствии с графиком движения и расстановки судов. Лоцманская проводка для всех судов в акватории порта и на подходах к нему является обязательной и осуществляется круглосуточно.

Порт доступен для морских судов и судов класса «река-море» длиной до 114 метров, шириной до 14 метров, осадкой до 3,6 метра, за исключением участка акватории в районе морского терминала Амдерма. В порту Нарьян-Мар осуществляется буксирное обеспечение и имеются возможности для пополнения судов запасами пресной воды, продовольствия и топливом.

Площадь акватории морского порта – 5,6 кв. км, площадь территории – 22,6 га. Порт располагает 6 причалами с общей длиной причальной линии 730 пог. метров, в том числе длина терминала Амдерма 346 пог. метров. Погрузка, разгрузка, бункеровка и обслуживание судов в порту производится у причалов. Порт обладает открытыми и крытыми складскими площадками соответственно 23,4 тыс. кв. метров и 5,2 тыс. кв. метров. Пропускная способность грузовых терминалов порта – около 500 тыс. тонн грузов в год.

Перевалкой грузов в порту Нарьян-Мар занимаются операторы морских терминалов ОАО «Нарьян-Марский морской торговый порт» и ООО «НАО Арктик Порт» (оператор удаленного морского терминала Амдерма). Причалы порта оснащены 6 портальными кранами Ganz грузоподъемностью от 6 до 30 тонн. Через порт Нарьян-Мар переваливаются каботажные грузы, которые доставляются в летний период с верховьев реки Печоры судами «река-море» и морскими судами по программе северного завоза из Архангельска. На удаленном терминале Амдерма перегружаются в основном нефтепродукты.

Объем перевалки грузов в порту в январе-сентябре 2019 года составил 114 тыс. тонн, что больше на 24,7%, или на 22,6 тыс. тонн, чем за аналогичный период 2018 года. За этот же период в 2019 году в порт совершено 386 судозаходов в каботаже, что на 113 судозаходов больше по сравнению с тем же периодом 2018 года.

Обеспечение безопасности мореплавания

Административно-властные полномочия в порту осуществляет филиал ФГБУ «Администрация морских портов Западной Арктики» в морском порту Нарьян-М ар, в состав которого входит Служба капитана морского порта. Структура Службы позволяет в полной мере обеспечивать безопасность мореплавания и стоянки судов в порту, пожарную, экологическую и транспортную безопасность. Специалисты обеспечены обустроенными помещениями, современными средствами электронной, телефонной и радиосвязи. Коллектив филиала подготовлен к выполнению текущих и перспективных задач.

В целях предупреждения и ликвидации разливов нефтепродуктов в филиале АМП имеется План ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. План ЛАРН разрабатывается совместно с субъектами, осуществляющими выгрузку, погрузку, транспортировку нефти и нефтепродуктов.

Для обеспечения безопасности мореплавания и деятельности служб капитанов морских портов Администрацией заключены договоры на гидрометеообеспечение, несение аварийно-спасательной готовности с соответствующими организациями, структурами и предприятиями. Кроме того, АМП осуществляет информирование мореплавателей посредством размещения на своем сайте навигационной и иной информации.

В октябре текущего года в порту проводились тренировочные учения перед утверждением планов по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов при эксплуатации объектов соответственно «Баржа-причал для причаливания судов и перекачки нефтепродуктов в резервуары хранения Нарьян-Марской нефтебазы» (принадлежит ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт») и «Площадки нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов» (принадлежат АО «Нарьян-Марский ОАО»). В ходе учений привлекалось АО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» («ЦАСЭО»). Комиссиями Росморречфлота оба учения были признаны удовлетворительными.

Морские порты №8 (2019)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ