Первые шаги нового руководства - Морские вести России

Первые шаги нового руководства

24.01.2016

Ж/Д транспорт

В РЖД сменилось руководство. На смену Владимиру Якунину пришел Олег Белозеров. Как и предполагалось, одним из первых шагов нового президента ОАО «РЖД» стала «чистка рядов» в финансовом и силовом блоке. Новый руководитель не устает повторять, что сделает госмонополию более эффективной и прозрачной, сократит ненужные расходы и привлечет новых грузоотправителей на железную дорогу, развернув компанию лицом к клиенту.

Впрочем, конкретные шаги пока не очень впечатляют. С нового года грузовые тарифы вновь вырастут на 10%. Кроме того, Белозеров предлагает полностью перетряхнуть тарифную сетку, добавив к классам груза много других показателей, например вес вагонов. В недавнем интервью он напомнил, что международные производители подвижного состава локализовали в России производство, таким образом призвав обновлять парк. Все это заставляет с интересом следить за деятельностью нового руководителя.

Татьяна Лозовая

 

«Отказывайтесь от дорогостоящих особняков, футбольных команд, собственного ТВ…»

Одно из первых заявлений по тарифам на грузоперевозки новый глава РЖД сделал вскоре после вступления в должность – 4 сентября на Восточном экономическом форуме. Олег Белозеров заявил, что в ближайшие полтора года госкомпания создаст новую систему выработки этих тарифов.

Конкретика появилась чуть позже. Спустя месяц в своем первом интервью, которое он дал телеканалу «Вести», президент РЖД анонсировал серьезные перемены. Предлагается пересмотреть всю тарифную сетку, которая сейчас зависит в основном от классов груза. О. Белозеров предложил учитывать направление перевозки, дальность и даже, возможно, вес подвижного состава. Так, современный и легкий парк может получить скидки. Новый глава РЖД подчеркнул, что в России уже локализовали производство крупные международные машиностроительные концерны, производящие современную технику.

По планам О.Белозерова, до декабря заинтересованные стороны – РЖД, грузоотправители и государство – должны прийти к консенсусу, как будет формироваться тариф, а в течение 2016 года выработать конкретные предложения.

Что касается цифр на будущий год, то пока приход О. Белозерова не изменил ситуацию к лучшему. Госмонополия собирается с начала 2016 года проиндексировать ставки на 10%. Такое же повышение было и в текущем году. Одновременно РЖД претендуют на субсидию из бюджета в размере 37-40 млрд рублей.

Чиновники по-разному отреагировали на предложение РЖД. Самую жесткую позицию заняла Федеральная антимонопольная служба (ФАС). «Сначала они хотели 17%, теперь они хотят 10%, а еще и многомиллиардные субсидии из бюджета, – говорил руководитель ФАС Игорь Артемьев. – Мы говорим, это неправильно, это слишком много, уменьшайте свои издержки, научитесь экономить, отказывайтесь от дорогостоящих особняков, футбольных команд, собственного ТВ, прекратите тратить деньги налево и направо. Почему народ должен отвечать за монополию, которая будет жить хорошо, а все будут жить плохо?»

На сторону РЖД встал Минтранс, а ФАС поддержали Минэкономразвития и Минфин. Министр транспорта Максим Соколов заявил, что одобряет индексацию на 10% и оценивает потребность госмонополии в бюджетных субсидиях на будущий год в 35-40 млрд рублей. Что касается Минэкономразвития, то оно предлагает РЖД повысить тариф в 2016 году на 10%, зато в 2017 и 2018 годах – не допускать индексации свыше 4,5%. По поводу субсидий в ведомстве солидарны с Минфином: дотации возможны при росте тарифа на 7,5%, а при росте на 10% – они не нужны.

Недавно между РЖД и ФАС появился новый камень преткновения. Антимонопольщики предлагают в 2016 году проиндексировать тариф на грузоперевозки дважды: с 1 января на 4% и с 1 июля на 5%. Это позволит избежать скачка инфляции.

О.Белозерову идея не нравится. По его словам, фактическая годовая индексация тогда составит 7,5%, а не 10%. «Мы проводили обсуждения с нашими потребителями, которые поддержали схему одноразового повышения тарифов с 1 января», – сообщил глава РЖД. Под «потребителями», вероятно, имелось в виду партнерство Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД».

 

Хрупкий оптимизм

Напомним, у предшественника Белозерова, Владимира Якунина, запросы по части субсидий были значительно больше. Весной этого года, планируя бюджет монополии на 2016 год, бывший глава РЖД говорил о необходимости дотации в 140 млрд рублей, причем неважно, на 7,5% или 10% вырастет тариф. Позже уточнялось: при повышении тарифов на 7,5% РЖД понадобится 130 млрд рублей, а при повышении на 10% – 100 млрд. Вообще без субсидий госкомпания обойдется только при скачке тарифа на 17,7%.

Важный момент: в первом полугодии 2014 года доходы РЖД составили 865 млрд, расходы – 837 млрд. Таким образом, операционная прибыль компании равнялась 28 млрд рублей. И ровно столько же – 28 млрд – составляли госдотации! Госмонополия имела странную, оторванную от реальности финансовую модель, а В.Якунин пытался еще больше «подсадить» ее на государственные вливания. Существует мнение, что именно растущая зависимость РЖД от бюджета стала причиной отставки В. Якунина. В текущей экономической ситуации государство не могло позволить себе обузу в виде вечно голодного железнодорожного монстра.

О.Белозеров пришел, чтобы навести порядок. От него ждут шагов по сокращению зависимости РЖД от госвливаний. Озвученные чиновником цифры пока сложно назвать прорывом: субсидии для монополии не растут, однако остаются на высоком уровне. Впрочем, тот факт, что руководитель просит около 40 млрд там, где предшественник хотел не меньше 100 млрд, все же внушает некий оптимизм.

 

Цена вопроса

Тарифы на грузоперевозки в последнее время вызывают много споров между РЖД и грузоотправителями. Госмонополия не только проиндексировала их на 10% с начала текущего года, но еще и ввела повышающий коэффициент в размере 1,134 для экспортных перевозок. Он действует с 29 января. Если наложить на плановое повышение – получается, что суммарно стоимость услуг РЖД для компаний-экспортеров выросла почти на 25%.

РЖД планировали таким образом забрать себе часть сверхприбыли, которую якобы получил бизнес, имеющий валютную выручку. Естественно, это вызвало протест у экспортеров, ведь цены на многие сырьевые товары – нефть, черные металлы, медь, энергетический и коксующийся уголь – сейчас находятся на историческом минимуме.

Своей цели РЖД достигли: по итогам первого полугодия 2015 года чистая прибыль составила 26 млрд рублей против почти 100 млрд рублей убытка в 2014 году. Другой вопрос, какой ценой это случилось. Экспортерам фактически вывернули руки. Члены некоммерческого партнерства «Русская сталь» (включает «Евраз», «Мечел», НЛМК, ММК, «Северсталь» и других крупных игроков) прогнозируют потери из-за повышающего коэффициента в размере 5 млрд рублей по итогам 2015 года.

Конечно, могущественные компании имеют своих лоббистов. На сторону экспортеров, например, встал вице-премьер Аркадий Дворкович. В июле круглый стол относительно целесообразности применения повышающего коэффициента прошел в Общественной палате. Присутствующие представители РЖД, рассказывают в НП «Русская сталь», не смогли предоставить убедительных аргументов в защиту фронтального повышения тарифов на все экспортные перевозки. Один из доводов РЖД – ограниченная пропускная способность железных дорог в экспортных направлениях и потребность в дополнительных инвестициях. Впрочем, именно сейчас он не выглядит убедительно, потому что с начала года наблюдается снижение грузопотока.

Владимир Якунин покинул компанию вскоре после того, как Аркадий Дворкович возглавил Совет директоров РЖД. Сложно сказать, какую роль в отставке сыграл конфликт с экспортерами. Повышающий коэффициент для экспортных перевозок не отменен до сих пор. И это тоже одна из болезненных точек для нового президента РЖД Олега Белозерова.

В начале октября, посетив Международный инвестиционный форум «Сочи-2015», О.Белозеров ответил на вопросы премьер-министра Дмитрия Медведева, назвав три ключевых направления своей работы. Среди них – клиентоориентированность.

«Наверное, не очень большой секрет для всех, к несчастью, что бытовала такая позиция, что мимо железных дорог тяжело пройти…» – начал было глава РЖД. Его перебил модератор, ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов, иронично заметив, что госмонополия опытным путем доказала – пройти мимо нее можно. Имелось в виду, что многие грузоотправители предпочитают автомобильный транспорт железнодорожному…

«Мы сейчас договорились с нашим коллективом эту парадигму изменить, – ответил О.Белозеров. – Мы считаем, и так сформулирована задача, что мы должны бороться за клиента. Соответственно, мы понимаем, где наш клиент, и мы готовы <…> создавать дополнительные возможности, чтобы мы получили дополнительную грузовую базу, а наши коллеги получили в том числе и более дешевый тариф».

 

Больше прозрачности и эффективности

Какие еще шаги делает новый руководитель госмонополии? Очевидно, перед ним стоит задача сократить расходы. На этом О.Белозеров подробно остановился в интервью «Вестям», подчеркнув, что резервы для экономии есть повсюду – от строительства до информационных технологий.

«Резервы для снижения расходов – например, в процедурах, – говорил глава РЖД. – Достаточно серьезную сумму мы могли бы сэкономить за счет улучшения наших процедур, например, по закупкам или по технологическим решениям». Не вдаваясь в подробности, он привел пример, когда только благодаря техническим решениям удалось сэкономить порядка 60 млрд рублей. Такие же резервы есть на следующих этапах – при проектировании, строительстве.

Несколько раз О.Белозеров остановился на необходимости сделать госкомпанию прозрачной. Слова «прозрачность» и «эффективность» вообще звучали в интервью постоянно, как мантра. В это хотелось бы верить, если не помнить, что предыдущие десять лет РЖД не были ни прозрачными, ни эффективными, и это мало кого волновало.

Пока госмонополия не отказывается ни от каких планов по развитию. Приоритетные проекты на следующий год – модернизация Транссиба и БАМа, развитие подходов к портам северо-запада, расшивка «узких мест» на южных направлениях. Сокращать инвестиционную программу РЖД тоже не собираются…

Однако вокруг компании постоянно всплывают какие-то непонятные заявления чиновников вроде того, что госмонополию нужно разделить на две компании – инфраструктурную и локомотивную (?!), или что строительство инфраструктуры железных дорог должно финансироваться полностью из бюджета государства, а из прибыли РЖД – только содержание и ремонт путей (?!) и т.д. 

Примечательно, что одним из первых шагов Олега Белозерова на посту главы РЖД стала отставка вице-президента по корпоративной безопасности Александра Бобрешова. Это произошло 14 сентября, по официальной версии, по обоюдному согласию. А. Бобрешов работал в компании с августа 2005 года и был давним соратником Владимира Якунина.

Следующим перемещением стал переход директора по внутреннему контролю и аудиту Олега Иванова на почетную должность советника президента ОАО «РЖД». А на его место был назначен Анатолий Чабунин, давний знакомый О.Белозерова, в 2009-2012 гг. – руководитель Росавтодора. В последние годы он работал заместителем начальника Росфиннадзора, то есть хорошо знаком с финансовым контролем. Сейчас А. Чабунин также возведен в ранг вице-президента ОАО «РЖД».

О чем говорят эти перемены? Чистку рядов О.Белозеров начинает с финансового и силового блока. Это логично: многочисленные схемы, в которых ранее подозревали РЖД, должны были контролироваться людьми именно из этих структур. От новых «контролеров», по идее, должна будет зависеть открытость госкомпании и ее финансовых потоков.

 

Морские порты №7 (2015)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ