ОТЛК: первый шаг сделан - Морские вести России

ОТЛК: первый шаг сделан

04.08.2015

Ж/Д транспорт

В начале сентября премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании совместной российско-белорусско-казахстанской объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК). На первом этапе структура компании выглядит довольно странно, ее с натяжкой можно назвать международной: 99,8% принадлежит российской стороне, казахстанские и белорусские партнеры ограничатся символическими взносам по $1 млн. Стоимость доли в ОТЛК для РДЖ и КЖД оказывается разной. Впрочем, похоже, ничто не может остановить Владимира Якунина в его стремлении отгородить «ТрансКонтейнер» от приватизации.

Татьяна Лозовая

 

ОТЛК: что это?

Объединенная транспортно-логистическая компания начнет действовать уже с 1 января 2015 года. Об этом недавно сообщил президент госмонополии «Казахстанские железные дороги» (КЖД) Аскар Мамин. «Компания в настоящее время на заключительной стадии формирования. <…> cоздан офис, все организационные вопросы решены», – сказал А. Мамин, добавив, что большой импульс развитию проекта придал формирующийся Евразийский экономический союз.

Идея создания ОТЛК появилась в середине 2012 года и была озвучена на самом высоком уровне в ходе встречи глав правительств России, Белоруссии и Казахстана. Компания будет совместным предприятием этих трех государств. Она займется железнодорожными контейнерными перевозками. Каждая из стран внесет в уставной капитал определенные активы.

В первую очередь ОТЛК предназначена для перевозки грузов в рамках Таможенного союза. Впрочем, есть и более дальний прицел – высокодоходные контейнерные перевозки по направлению Китай – Европа. Сейчас грузы в основном идут морем, через Суэцкий канал. Предполагается, что ОТЛК сумеет конкурировать с этим направлением.

Российская сторона в лице РЖД должна внести два актива: 50-процентную долю ОАО «ТрансКонтейнер» и 100-процентную долю ОАО «РЖД-Логистика». Казахстанскую сторону представляют КЖТ. Они внесут контрольный пакет «Кедентранссервиса» (вторая половина принадлежит российскому «ТрансКонтейнеру) и 100-процентную долю в «Казтранссервисе». Наконец, Белоруссия в лице Белорусской железной дороги (БЖД) внесет терминалы в Бресте и 100-процентную долю в компании «Белинтертранс».

Бизнес-план ОТЛК готовила авторитетная международная консалтинговая группа Boston Consulting Group. Предполагалось, что уже в 2015 году ОТЛК выйдет на объем перевозок 1,9 млн ДФЭ, а в 2020-м – 4,2 млн ДФЭ. Выручка в 2015-м составит $1,69 млрд, чистая прибыль – $400 млн. В 2020-м оборот достигнет $4,4 млрд. Правда, как предупреждали консультанты, потребуется закупить 53 тыс. платформ и вложить $685 млн в развитие терминалов.

Жизнь внесла коррективы в эти планы. Согласно последним решениям, ОТЛК создается в два этапа. Сначала взнос делают РЖД – госмонополия передает пакет «ТрансКонтейнера» и «РЖД-Логистики». А казахстанская и белорусская стороны вносят по $1 млн (в рублевом эквиваленте). В результате доля РЖД в ОТЛК составляет 99,8%, партнеров – по 0,1%. В течение первых трех лет управлять компанией будет представитель РЖД. Казахстан и Белоруссия до внесения профильных активов будут иметь по одному представителю в органе управления.

На втором этапе свои взносы делают Казахстан и Белоруссия (они вносят те активы, о которых было сказано выше). Тогда доля РЖД снижается до 74%, доли КЖД и БЖД увеличиваются соответственно до 21% и 5%. Со временем партнеры РЖД могут увеличить свои доли и достичь паритета. После того как все стороны внесут активы, каждая получит по три места в Совете директоров. В 2021 году ОТЛК впервые выплатит дивиденды. Предполагается, что они составят 21 млрд рублей, причем 19 млрд достанется РЖД.

В начале сентября премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании ОТЛК. «Создание ОАО «ОТЛК» направлено на развитие транспортно-логистической инфраструктуры трех стран исходя из единых принципов ценовой политики, взаимного использования парка подвижного состава, внедрения единой технологии и стандартов транспортно-логистических услуг», – говорится в сообщении на сайте правительства РФ.

Согласно этому же распоряжению у РЖД отчуждаются акции «ТрансКонтейнера» и «РЖД-Логистики». Ценные бумаги переходят в уставной капитал ОТЛК.

Уже известно, что одним из топ-менеджеров новой компании станет Алексей Гром, выходец из группы Fesco. Он будет курировать коммерческую деятельность и логистику, отвечать за привлечение к проекту крупного международного бизнеса. В Fesco А.Гром возглавлял железнодорожный дивизион группы.

 

Российский взнос

Итак, что за активы вносит каждая из сторон? Начнем с самого крупного – ОАО «ТрансКонтейнер». Это крупнейший игрок на российском и казахстанском рынках железнодорожных контейнерных перевозок. В 2013 году компания перевезла 1,45 млн ДФЭ в России и 234 тыс. ДФЭ в Казахстане. В распоряжении предприятия 62 тыс. крупнотоннажных контейнеров, 26 тыс. фитинговых платформ и 66 железнодорожных терминалов (в том числе 20 за рубежом). Общая стоимость активов – 48 млрд рублей.

Выручка компании в 2013 году составила 39,2 млрд рублей, чистая прибыль – 6 млрд рублей. В качестве четырех основных направлений деятельности выделяются: экспедиторские и логистические услуги (63% выручки), железнодорожные контейнерные перевозки (21%), терминальные услуги (12%) и контейнерные автоперевозки (4%).

Казахстан – один из приоритетов для «ТрансКонтейнера». В 2013-м этот рынок стал вторым по значимости, обеспечив 14% консолидированной выручки. Выход на рынок Казахстана обеспечила покупка «Кедентранссервиса». В настоящий момент российская компания владеет 50% плюс 2 акции этого предприятия.

Текущий год является для «ТрансКонтейнера» не самым удачным. Выручка по РСБУ  за 9 месяцев снизилась почти на 5%, чистая прибыль – более чем на 20%. «На динамику финансовых показателей ОАО «ТрансКонтейнер» негативное влияние оказала неблагоприятная ценовая конъюнктура на рынке железнодорожных перевозок. Объемы контейнерных перевозок подвижным составом ОАО «ТрансКонтейнер» за 9 месяцев текущего года выросли на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года и составили 1,1 млн ДФЭ», – говорится в сообщении компании.

Что касается «РЖД-Логистики», то это «дочка» госмонополии, выделенная в 2010 году в рамках развития логистического бизнеса РЖД. Стоимость активов компании – около 2 млрд рублей. В 2013 году компания организовала перевозку 4 млн тонн грузов в России, Европе и Азии. Впрочем, ее доля на рынке логистических услуг пока ничтожна – 0,3% по итогам 2013 года.

 

Взнос Казахстана и Белоруссии

Крупнейший актив, вносимый КЖД, – АО «Кедентранссервис». Предприятие было образовано в 1997 году. Сегодня это ведущий оператор логистических терминалов Казахстана. Объекты – 19 единиц – расположены во всех крупных городах страны. Компания занимает лидирующее положение по перегрузке ввозимых из Китая грузов на пограничной станции Достык.

Выручка «Кедентранссервиса» (КТС) в 2013 году – 32 млрд тенге (около $180 млн), чистая прибыль – около 2 млрд тенге (примерно $11 млн). Основные направления деятельности компании: оперирование подвижным составом (38% выручки), терминальное обслуживание (33%), транспортно-экспедиционные услуги (27%) и сдача в аренду своего имущества (2%).

Примечательно, что операторские услуги компания начала оказывать только в 2013 году. Именно эта новая деятельность позволила нарастить выручку почти в два раза. В прошлом году оборот «Кедентранссервиса» составлял лишь 17 млрд тенге. Впрочем, операторские услуги не назовешь доходным бизнесом в силу их высокой себестоимости. Поэтому в валовой прибыли (доходы за вычетом себестоимости оказанных услуг) на терминальное обслуживание приходится 87%, а на операторскую деятельность – лишь 8%.

Появление операторских услуг – следствие влияние «ТрансКонтейнера». Российский игрок купил 67% акций КТС еще в 2007 году, потратив $69 млн. Совладельцем компании оставались КЖД. В начале 2013 года они выкупили у российского партнера 17% акций, тем самым доведя доли в компании до паритета (право обратного выкупа было у КЖД изначально).

Именно в 2013 году «ТрансКонтейнер» стал уделять много внимания казахстанской «дочке». «Стратегически КТС движется в направлении от чисто терминальной компании к «азиатскому «ТрансКонтейнеру», который будет сочетать в себе как терминальную переработку, так и операторские услуги», – говорил директор компании по фондовому рынку и работе с инвесторами Андрей Жемчугов в апреле прошлого года. Тогда же он сообщал, что в управление КТС еще в 2012-м перешло 500 железнодорожных платформ, которые ранее эксплуатировались в Казахстане и Средней Азии, а к концу первого квартала 2013-го их число достигло 4 тысяч. Стоимость активов «Кедентранссервиса» на конец 2013 года составляла 12,2 млрд тенге (примерно $67 млн), из них основные средства – 6,8 млрд тенге ($37,5 млн).

Вторая компания – АО «Казтранссервис». Эта 100-процентная «дочка» КЖД является оператором контейнерного парка. В ее собственности – около 3,2 тыс. крупнотоннажных контейнеров и 477 фитинговых платформ. Выручка «Казтранссервиса» в 2012 году (последние опубликованные данные) – 3,4 млрд тенге (около $20 млн), чистая прибыль – 680 млн тенге ($3,8 млн). Стоимость активов – 4,4 млрд тенге ($24 млн).

Белоруссия должна внести терминалы в Бресте и компанию «Белинтертранс». Последняя образована в 2009 году путем слияния двух «дочек» БЖД – «Белинтертранса» и «Минскжелдортранса». Компания оказывает терминальные и экспедиционные услуги. Ей принадлежат крупнейшие железнодорожные грузовые станции Минска, погрузочные участки на других станциях. Кроме того, дочерняя структура действует в Литве, представительство открыто в Германии. Компания не публикует отчетность и не раскрывает финансовых результатов. Еще с 2007 года «Белинтертранс» тесно сотрудничает с «Казтранссервисом», пытаясь нарастить объем транзита из Китая в Западную Европу через Белоруссию. Впрочем, оценить успех довольно сложно.

Что касается терминалов в Бресте, то речь, вероятно, идет о терминале Брест-Северный. Это самая крупная станция Белорусской железной дороги. Через нее идут транзитные грузы из Европы в Азию по II Общеевропейскому транспортному коридору (Берлин – Варшава – Брест – Москва – Нижний Новгород). Именно на Бресте-Северном происходит перегрузка контейнеров с европейской на российскую колею. С западной стороны грузы доставляет DB Schenker Rail, с восточной – забирает российский «ТрансКонтейнер». Именно он считается крупнейшим контрагентом брестского терминала.

В 2012 году на Бресте-Северном завершилась модернизация. Теперь перегрузка с одной колеи на другую происходит не только в направлении запад-восток, но и в обратном. Это рассчитано как раз на потоки из Европы в Азию. Представители БЖД говорят, что проводили модернизацию с прицелом на появление совместной российско-белорусско-казахстанской компании.

 

Неравное партнерство

На сегодняшний день распределение долей в проекте ОТЛК выглядит немного странно. Напомним, после внесения всех активов у РЖД будет 74%, у КЖД – 21%, у БЖД – 5%.

Какой будет к тому моменту общая стоимость ОТЛК? Посчитаем по стоимости внесенных активов. Российская сторона отдает 50% компании «ТрансКонтейнер» и «РЖД-Логистику». Стоимость активов первой – 48 млрд рублей (половина – 24 млрд), второй – 2 млрд. Итого получается взнос РЖД – 26 млрд рублей.

Что дает казахстанская сторона? Стоимость активов «Кедентранссервиса» (согласно бухгалтерскому балансу по МСФО на 31 декабря 2013 года) – 12,2 млрд тенге, следовательно, половина компании стоит 6,1 млрд тенге. По сегодняшнему курсу это примерно 1,4 млрд рублей. Стоимость второго актива – «Казтранссервиса» – 4,4 млрд тенге, или около 1 млрд рублей. В общем, КЖД вносит 2,4 млрд рублей.

Посчитать величину взноса белорусской стороны пока не представляется возможным – слишком мало публичной информации об этих активах.

Мы знаем, что взносы РЖД и КЖД формируют 95% уставного капитала ОТЛК. Другими словами, 95-процентная доля совместного предприятия стоит 28,8 млрд рублей (сумма взносов российской и казахстанской стороны), значит, 100-процентная доля будет стоить 30,3 млрд рублей.

Теперь посмотрим, что получается в итоге. Стоимость 74% РЖД в ОТЛК будет равна 22,4 млрд рублей при цене внесенных активов 26 млрд рублей, а 21% КЖД в ОТЛК – 6,4 млрд рублей при цене внесенных активов 2,4 млрд рублей.

Можно посчитать несколько иначе, взяв не стоимость активов «ТрансКонтейнера», а рыночную капитализацию – 32 млрд рублей (против 48 млрд). И все равно выходит, что казахстанская сторона получает больше, чем вносит.

Почему так? Наиболее очевидный ответ: стоимость активов КЖД и БЖД мы берем на текущий момент, а фактически вносить их будут в течение ближайших трех лет. К тому времени они могут вырасти в цене. Например, «Кедентранссервис» приобретет новые вагоны или что-то построит.

Другое объяснение: инициатором создания ОТЛК являются РЖД, и российская госмонополия готова идти на уступки, лишь бы привлечь партнеров. В свою очередь, есть разные версии, почему РЖД так нужна ОТЛК.

Возможно, в госмонополии действительно верят, что международный проект будет успешен и покроет все издержки российской стороны. Между тем рассчитывать на прибыль, которую проект принесет через 7 лет (напомним, первая выплата дивидендов намечена на 2021 год), довольно оптимистично. Реальность всегда оказывается хуже планов, особенно если это планы госкомпании.

Наконец, упрямству РЖД по созданию ОТЛК есть еще одно объяснение – это личный проект президента РЖД Владимира Якунина, который ему был нужен, чтобы избежать приватизации «ТрансКонтейнера». Вспомним, на актив всерьез претендовал бизнесмен Зиявудин Магомедов, тоже стремящийся построить международную транспортную компанию. Создав ОТЛК, г-н Якунин так или иначе сохранил власть над «ТрансКонтейнером». А с издержками топ-менеджеры госкомпаний не привыкли считаться.

 

Морские порты №8 (2014)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ