Планы модернизации Восточного полигона надо пересматривать - Морские вести России

Планы модернизации Восточного полигона надо пересматривать

22.12.2022

Логистика

Планы модернизации Восточного полигона надо пересматривать

Фото: пресс-служба ОАО «РЖД»

Поток грузов в восточном направлении растет, дальневосточные порты затариваются, вывоз грузов задерживается как в направлении моря, так и суши. О необходимости ускорить модернизацию Восточного полигона РЖД (БАМа и Транссиба) говорят отправители грузов, представители власти и сами транспортники. В компании «Российские железные дороги» предлагали расширить финансирование инвестиционной программы и в итоге перешли к повышению тарифов. Правда, потребители услуг РЖД сомневаются, пойдут ли на пользу дополнительные деньги: компания не смогла эффективно распорядиться ранее выделенными средствами – первый этап модернизации Восточного полигона еще так и не завершен.

Евгений Владимиров

Порты перегружены

На Дальнем Востоке могут расширить использование сухих портов и тыловых площадок для разгрузки портовых терминалов. Кроме того, идет поиск вариантов увеличения контейнерных поездов на Дальний Восток. Такие меры потребовались для нормализации ситуации с загруженностью основных дальневосточных портов и железнодорожных подходов к ним, рассмотренной на прошедшем в сентябре заседании штаба по транспортно-логистическим коридорам, которое провел первый вице-премьер России Андрей Белоусов.

Сейчас основная доля перевалки грузов приходится на порты Влади-восток и Восточный, а всего в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) функционирует 22 морских порта, отметил министр транспорта РФ Виталий Савельев. Уровень затаривания портовых терминалов необходимо снизить на 20%, отметил он. А для этого нужно обеспечить нормативное планирование накопления грузов с учетом провозной способности железной дороги.

Рис. БАМ и Трассиб

А.Белоусов призвал все стороны оперативно проработать внесенные предложения и поручил представить результаты в правительство для принятия необходимых решений.

Заторы в дальневосточных портах были и в прошлом году. Тогда ситуация объяснялась слишком быстрым ростом объемов перевозок после спада в пандемию. Сейчас говорят об отказе работать с российскими грузами крупных зарубежных логистических компаний. Осложняет ситуацию и переброска из-за санкций грузов с северо-западного направления на восточное.

По данным Росморречфлота, грузооборот российских морских портов Дальневосточного бассейна за январь-август по сравнению с тем же периодом прошлого года вырос на 0,7%, до 151 млн тонн, при том что грузооборот портов Балтийского бассейна сократился на 1,3%, до 163,5 млн тонн, Каспийского бассейна – на 25,3%, до 3,7 млн тонн, а Азово-Черноморского – остался на прежнем уровне – 169,8 млн тонн. Сложности с вывозом грузов возникают не только в направлении экспорта, но и импорта.

Российская официальная таможенная статистика сейчас закрыта, но, по данным Главного таможенного управления КНР, которые приводит РИА «Новости», товарооборот между Россией и Китаем за 8 месяцев 2022 года вырос на 31,4%, до $117,2 млрд. Это на 8,5% больше показателей за аналогичный период 2021 года. Экспорт из России в Китай вырос на 50,7%, до $72,9 млрд. Под эти растущие объемы и планируется расширять мощности дальневосточных портов. Вопрос в том, справится ли с этим потоком товаров наша железная дорога.

РЖД строит с отставанием устаревших планов

Главная проблема на Дальнем Востоке – недостаток провозных мощностей Восточного полигона. В РЖД признают наличие узких мест в железнодорожной инфраструктуре, но оправдываются тем, что задержки в перевозках возникают по причинам несоответствия грузов установленным нормам по размещению (по весу) или креплению.

Между тем работы по расширению Восточного полигона, как и раньше, идут с задержками. Как рассказал в начале сентября на площадке Восточного экономического форума (ВЭФ) заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Андрей Макаров, в этом году заканчивается реализация первого этапа модернизации, то есть 1,5 тыс. объектов, которые начали строить в 2014 году, в 2021-м почти завершили. Хотя должны были завершить полностью.

«Осталось около 15 объектов, которые должны закончить в этом году. Ведем по ним напряженную работу, отчитываемся перед правительством, перед советом потребителей, – пояснил А.Макаров. – В мае ввели в строй подстанцию Шмаковка, в июле открыли движение по вторым путям на перегоне Балбухта – Сюльбан, Эльдиган – Тудур. Планируется ввод в эксплуатацию станции Уссурийск. Это как раз основные узкие места, которые сдерживают движение угля в направлении портов».

Намного раньше намеченного на 2021 год завершения первого этапа, которое, впрочем, несколько раз отодвигалось, в 2018-2019 годах началось проектирование объектов второго этапа, а затем параллельно и строительство этих объектов, дабы избежать рисков отставания работ.

«Чтобы выйти на пропускную способность в 180 млн тонн в направлении портов Ванино и Находка, нужно построить 263 объекта до 2024 года. Работы развернули по всем объектам, – отметил А. Макаров. – По итогам 9 месяцев мы перейдем тот уровень, который был [освоен] в прошлом году, – 78 млрд рублей за весь год».

Несмотря на то что РЖД стараются изо всех сил не выбиться из запланированного графика, у них плохо это получается. К тому же сами планы на фоне взрывного спроса на железнодорожные перевозки в ДФО в связи с геополитическими реалиями явно устарели. И сегодня строить нужно в 2-3 раза быстрее и больше, чтобы обеспечить потребности грузовладельцев, стивидоров, потребности российской экономики.

Где взять деньги

Ранее в РЖД указывали, что инвестпрограмма на 2021-2023 годы не обеспечивается средствами. По оценкам компании, ей придется занять около 900 млрд рублей на рынке и получить еще 164 млрд рублей за счет тарифов. В этой версии инвестпрограммы было заложено 2,3 трлн рублей.

В декабре прошлого года правительство одобрило проект финансового плана и инвестпрограммы РЖД на 2022-2024 годы с увеличенным финансированием. На 2022-й заложено 1,02 трлн рублей, на 2023-й – 1,14 трлн, на 2024-й – 1,1 трлн, всего – 3,36 трлн рублей.

В РЖД опять же говорили о необходимости повышения тарифов на грузовые перевозки на 9,8%. Об этом рассказал «МП» источник на рынке, знакомый с ситуацией. Такая индексация принесла бы дополнительно 190 млрд рублей.

С этой идеей РЖД выходили на совещание с представителями заинтересованных министерств и участников рынка в середине сентября. Инициатива тогда не нашла поддержки, но через пару дней предложение вновь было представлено уже на другом совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова как проект решения, которое готовится для рассмотрения в правительстве. При этом в мае 2022 года тарифы уже были проиндексированы на 11%.

Грузоотправители, конечно, против повышения тарифов. Они в целом сомневаются в эффективности расходования средств на модернизацию железной дороги. «Уровень контроля и качество планирования инвестпрограмм вызывают серьезные опасения. Если посмотреть на все инвестпрограммы за последние годы, они не осваивались, о чем писала Счетная палата», – говорит один из участников рынка грузовых перевозок.

Счетная палата, действительно, еще в марте 2019 года опубликовала бюллетень, в котором было указано, что работы по строительству железнодорожных путей в 2018 году выполнены РЖД на низком уровне. Большинство инвестиционных проектов не сданы вовремя и не достигли плановых показателей. В частности, по 17 участкам Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей не достигнуты плановые показатели провозной способности. А остатки неиспользованных взносов в уставный капитал ОАО «РЖД» при этом увеличились в 1,5 раза и на 1 января 2019 года превысили 52,03 млрд рублей. Не приняты и не введены в эксплуатацию объекты на общую сумму 51 млрд рублей, указывали аудиторы.

Иными словами, монополия просит больше денег, при том что не может освоить уже выделенные суммы, говорят в отрасли.

Нужно ускоряться

Завершать модернизацию Восточного полигона нужно как можно скорее. Сейчас в РЖД заявляют, что для ускорения не хватает рабочих рук и финансирования. В данный момент на объектах строительства работает около 13,5 тыс. человек. В основном это вахтовые рабочие, так как найти персонал на месте – проблема, отмечал на площадке ВЭФ А. Макаров. «Мостоотряды, связистов, энергетиков перебрасывают из центральной части страны. Но им нужно создать такие условия проживания, которые не укладываются в смету, – сетовал он, – к тому же рабочих нужно обучать».

В расширении возможностей железных дорог на дальневосточном направлении заинтересованы прежде всего производители угля, которые отправляют свой товар на экспорт. Поэтому РЖД прорабатывают создание учебного центра для перебазированных рабочих с губернатором Кузбасса.

Другой вопрос – финансовая подпитка подрядчиков, говорят в РЖД. Банки считают Восточный полигон рискованным проектом и отказываются выдавать банковские гарантии. «Мы считаем, что при нынешнем подходе к ценообразованию и вниманию к проекту риски сейчас значительно меньше, чем в предыдущие годы. Хотел бы коллег пригласить к участию в банковском кредитовании и выдаче банковских гарантий», – заметил А. Макаров.

Представители регионов, участвовавшие в обсуждении проблемы в рамках ВЭФ, видят ситуацию несколько иначе. Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев считает, что выполнять программу модернизации нужно еще быстрее. Увеличение провозной способности Восточного полигона до 305 млн тонн в год – это лишь минимальная задача, которая должна быть выполнена не в 2035 году, а раньше.

Для этого глава угледобывающего региона предложил закрепить за Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства функции контроля и принятия решений в рамках реализации Комплексного плана по развитию Восточного полигона. То есть Минстрой России должен обеспечить достижение целей, установленных в Транспортной стратегии РФ.

Также необходимо расширить полномочия Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока задачами по комплексному развитию Восточного полигона, считает С. Цивилев. А за РЖД нужно закрепить ремонтно-эксплуатационную деятельность объектов железнодорожной инфраструктуры и ограничить деятельность по капитальному строительству новых объектов.

С такими предложениями согласен и заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Дмитрий Исламов. Деятельность РЖД по капитальному строительству новых объектов нужно ограничить, за исключением объектов, которые должны быть сданы в рамках инвестпрограммы, считает он. А правительству нужно поручить представить Комплексный план по развитию Восточного полигона после 2024 года с целью достижения показателей до 240-305 млн тонн грузов в год к 2035 году.

Морские порты №7 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ