Энергетические суда:какие они и чем регулируются?

Морской транспорт
Энергетические суда:какие они и чем регулируются?

Судно-батарейка как будущая неотъемлемая часть морской инфраструктуры. Проблемы и перспективы законодательного регулирования инновационного типа судов.

Виктория Жданова, старший партнер Адвокатского бюро «Инмарин»

Мобильные «зарядные устройства» начали появляться в ответ на повышенный спрос на энергию различного вида. И этот спрос уже давно вышел за пределы частного потребления в форме переносных зарядных устройств.

Вопрос быстрой организации на точке источника электроэнергии может решить энергетическое судно (powership). Плавсредство мобильно и не требует создания дополнительной дорогостоящей инфраструктуры.

Подобные технологии уже нашли свое применение в мире. Так, около 6 лет назад турецкое энергетическое судно Fatmagül Sultan пришвартовалось для поставки энергии в Лебанон. С 2000 года для использования в строительных и иных проектах BWSC/Mitsui (Дания) и Vard Marine USA/Fincantieri (США) предлагают энергетические баржи, которые активно используются в Индии, Нигерии и Гане.

Энергетические суда могут быть использованы как в качестве стационарных плавучих электростанций, так и направляться в места, где имеется потребность в дополнительных источниках электроэнергии: от кризисных районов, обесточенных после природных катастроф, до морских платформ и районов гидротехнических работ.

Статья 7 Кодекса торгового мореплавания (КТМ РФ) устанавливает, что под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. Однако статья 2 КТМ РФ, которая определяет критерии отнесения деятельности к области торгового мореплавания, не содержит указаний на перевозку и предоставление в пользование судном энергетических ресурсов. Это представляет формальную проблему отнесения энергетического судна к категории судов.

Между тем положения ст. 2 КТМ допускается трактовать шире. Поэтому они позволяют считать деятельностью в области торгового мореплавания использование судов для хранения грузов, если энергетическая установка рассматривается в качестве груза на борту.

Дополнительно, список целей использования судна в ст. 2 КТМ РФ не является исчерпывающим, допуская «иные цели» в качестве относящихся к торговому мореплаванию.

Во многих морских юрисдикциях законодательство сформулировано таким образом, что допускается расширительное толкование понятия «судно». В том числе в Акте о торговом мореплавании 1995 года, действующем в Великобритании, или в Акте о правилах конструкции Кодекса Соединенных Штатов Америки.

Однако существенное значение имеет назначение плавсредства: оно должно быть пригодно для навигации и использоваться для нее.

В деле Wells v Owners of the Gas Float Whitton (No 2) [1897] AC 337 стационарный объект, выглядящий как судно, но использующийся в качестве базы для хранения газа, не был признан судном.

Необходимо отметить, что в КТМ РФ предусмотрено особое отношение к судам с ядерными энергетическими установками.

Часть 2 ст. 12 КТМ РФ устанавливает, что такие суда могут находиться в собственности только Российской Федерации, за исключением судов с ядерными энергетическими установками атомного ледокольного флота, которые могут находиться в собственности российских юридических лиц, включенных в утверждаемый президентом Российской Федерации перечень лиц, в собственности которых могут находиться ядерные установки. Такое ограничение продиктовано повышенной опасностью ЭЯУ. Однако энергетическое судно может являться базой для установок и «традиционных» видов выработки электроэнергии.

Очевидно, что для прямого применения КТМ РФ и других отраслевых законов к энергетическим судам законодательство должно быть адаптировано.

В свете постепенного отказа в отрасли от серосодержащего топлива энергетические суда рано или поздно должны быть признаны как объекты регулирования в морском законодательстве вне зависимости от энергетического источника на борту.

При наличии надлежащего регулирования не будет иметь принципиального значения метод использования энергетического судна с передвижениями между портами или морскими локациями или стационарное использование в одном месте. Такой подход практикуется и по американским законам. В деле Offshore Co v Robison 266 F.2d 769 (5th Cir, 1959) офшорная платформа была признана судном даже с учетом того, что навигацию она не совершала.

При повышении запроса на строительство энергетических судов они легко могут быть оснащены любыми видами оборудования и использовать любой вид подходящего к конкретной точке топлива. После вступления в силу инициативы ИМО-2020 о дальнейшем снижении количества серы в морском топливе энергетические суда уже могут проектироваться без зависимости от «тяжелого бункера», ориентируясь на заправку природным газом.

При этом наверняка ко всем энергетическим судам может применяться и Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (Конвенция МАРПОЛ).

В международном законодательстве уже имеются положения, которые смогут применяться к энергетическим судам без дополнительной корректировки.

Не будут изменены и правила регистрации таких судов. При условии, что энергетическое судно будет плавсредством и, как результат, объектом недвижимости, подлежащим регистрации под государственным флагом.

Сегодня в п. 5 Правил государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов не содержится запрета на госрегистрацию судов, имеющих характеристики энергетических.

Наибольшую трудность представляет отсутствие отдельных классификационных правил для оценки безопасности и мореходности таких судов.

Наличие действующего судового класса по результатам осмотра, а также его поддержание является обязательным условием для эксплуатации любого судна под флагом России (ч. 1 ст. 22 КТМ РФ). Для проведения всестороннего осмотра энергетических судов может потребоваться отдельный свод правил, обеспечивающих безопасность не только судовой конструкции, но и энергетической установки на борту.

Учитывая то, что энергетическое судно может находиться в пришвартованном состоянии несколько лет, требования к ним отличаются, нежели к судам, которые совершают постоянные переходы.

Между тем постановка судна в сухой док при наличии постоянно работающей энергетической установки на борту может быть затруднительной. Этот вопрос должен рассмотрен в том числе и с позиции договорных отношений судовладельца, фрахтователя, заказчика поставки энергии.

Работа энергетического судна может проводиться на основании целого ряда договоров, в рамках которых судно может использоваться вместе с энергетической установкой (услуги по поставке энергии с судна) либо арендоваться в качестве базы для нее (чартер). Условия оплаты за время пользования судном могут быть установлены по соглашению сторон в форме периодических платежей, люмпсум и т.д.

Потенциальные цели эксплуатации энергетического судна не ограничиваются подачей электроэнергии к стационарным объектам. С учетом наличия в индустрии быстро развивающегося тренда на суда с электрическими двигателями энергетические суда могут использоваться в качестве базы для подзарядки флота, заменив бункеровщики.

Сегодня оснований для ограничения прав владения энергетическими судами для граждан или юридических лиц (если речь не идет о ЭЯУ) нет.

Накопленный опыт показывает, что энергетические суда безопасно эксплуатируются частными лицами еще с 1930-х годов. Между тем, принимая во внимание техническую сложность оборудования на борту такого судна, деятельность по поставке энергии с судов должна подлежать лицензированию. В этом случае потребует дополнения Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Финансирование строительства/покупки энергетического судна не отличается от финансирования приобретения иных судов. Допустима регистрация ипотеки по кредиту, передача судна в лизинг либо в чартер с последующим выкупом.

Для страховщиков предоставление покрытия по энергетическим судам может быть привлекательным, так как такое судно подвержено меньшему количеству рисков в процессе эксплуатации: отсутствуют постоянные морские переходы, работа в малоизученных районах.

В отношении энергетических судов будут допустимы аресты на основании положений Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов 1952 года, и Международной конвенции об аресте судов 1999 года. Обе конвенции не предусматривают ограничения по квалификации объекта в качестве судна, основываясь на наличии в его отношении морских требований.

Существенное значение имеет порядок утилизации таких судов. В отношении уже существующих и зарегистрированных в России судов с ЭЯУ действует ст. 6 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».

Такие же специальные законы должны быть приняты и в отношении энергетических судов иного типа.

Начало активной работы энергетических судов в российских водах, безусловно, потребует внедрения новых законодательных инициатив. Однако практика показывает, что уже имеющаяся законодательная база во многом готова к регулированию подобного вида флота.

Энергетические суда в будущем могут стать полезным механизмом в реализации различных проектов в морских водах, от электрификации промышленных зон до заправки судов с электрическими двигателями.

Морские вести России №14 (2019)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Иск на 2,93 млрд рублей за задержку «Каракурта» подало Минобороны к «Пелле»

Иск на 2,93 млрд рублей за задержку «Каракурта» подало Минобороны к «Пелле» Корабль сдали позже из-за ЧМ по футболу, парада и задержек поставок двигателя

11 тысяч крабов на свободе: ФСБ Приморья задержало браконьеров с большим уловом

11 тысяч крабов на свободе: ФСБ Приморья задержало браконьеров с большим уловом Ущерб государству в 53 млн рублей предотвращен

Российская экономика

ОСК внедряет типовую структуру цифровой верфи на заводах

ОСК внедряет типовую структуру цифровой верфи на заводах Для этого работают над 3D-моделированием на заводе и информационной защитой.

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина Это первое судно из трёх заказанных.

Транспортная политика

306 млрд рублей могут направить на развитие внутренних водных путей до 2025 года

306 млрд рублей могут направить на развитие внутренних водных путей до 2025 года Утроенный транзит между Петербургом, Астраханью и Ростовом на Дону, строительство и ремонт гидроузло...

Лоцманское обеспечение могут сделать прерогативой государства

Лоцманское обеспечение могут сделать прерогативой государства Для этого предлагается создать отдельное федеральное учреждение

Морские порты

Как и обещали: прокуратура остановила работу угольного терминала в Находке

Как и обещали: прокуратура остановила работу угольного терминала в Находке Из-за нарушений экологических норм

Морстройтехнология: мощности на 100 млн тонн грузооборота в год построены, впереди еще 50

Морстройтехнология: мощности на 100 млн тонн грузооборота в год построены, впереди еще 50 Контейнерные и наливные, угольные и минудобрений, СУГ и СПГ…




Морской транспорт

Так близко, но так далеко: буксир на Сахалине выбросило на мель в нескольких метрах от берега

Так близко, но так далеко: буксир на Сахалине выбросило на мель в нескольких метрах от берега Спасатели пытаются выгрузить с судна 28 тонн горючего

Второй траулер по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина

Второй траулер по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина Это к большому улову

Речной транспорт

После столкновения сухогруза «Феофан Шохирев» страховая компания выплатила судовладельцу 12,8 млн руб.

После столкновения сухогруза «Феофан Шохирев» страховая компания выплатила судовладельцу 12,8 млн руб. Не зря платили взносы

Сделано у нас: Росморпорт стал лауреатом национальной премии в области импортозамещения

Сделано у нас: Росморпорт стал лауреатом национальной премии в области импортозамещения Благодаря новому земснаряду

Ж/Д транспорт

«Трансконтейнер» продал половину акций ведущего оператора логистических терминалов Казахстана

«Трансконтейнер» продал половину акций ведущего оператора логистических терминалов Казахстана И будет выступать на территории республики как самостоятельный экспедитор

«РЖД Логистика» испытает систему локомотивной сигнализации с опцией «беспилотника» на заводе полимеров

«РЖД Логистика» испытает систему локомотивной сигнализации с опцией «беспилотника» на заводе полимеров А также оптимизирует логистические цепочки

Авто транспорт

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном Параллельно строится другая «федералка»

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок Морской порт Феодосия расположен в западной части Феодосийского залива Черного моря. Он является пер...

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот На протяжении последних 14 лет основная специализация морского порта Де-Кастри остается неизменной –...

Морской транспорт

Энергетические суда:какие они и чем регулируются?

Энергетические суда:какие они и чем регулируются? Судно-батарейка как будущая неотъемлемая часть морской инфраструктуры. Проблемы и перспективы законо...

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Речной транспорт

«Между прошлым и будущим»

«Между прошлым и будущим» Под таким заголовком в газете «Морские вести России» № 3 в этом году напечатана статья капитана И. К...

Другая экономика

Другая экономика Бассейн канала имени Москвы – это сердце внутренних водных путей России. При этом многие даже не пре...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту Проекты нефте- и газохимических производств в России становятся все более масштабными и амбициозными...

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Безопасность мореплавания

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Судоремонт в России: надежда на возрождение

Судоремонт в России: надежда на возрождение Проблемы развития судоремонта и пути их решения, меры господдержки, опыт работы отдельных предприяти...

Новый вид технического флота

Новый вид технического флота Новый взгляд на суда технического флота – универсальная платформа, электродвижение, экологически чис...

Таможня

К совершенству таможенного законодательства

К совершенству таможенного законодательства 3 октября 2019 года вступил в силу приказ ФТС России №541, в соответствии с которым взаимодействие у...

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...