Жидкие химические грузы оставили зарубежным портам - Морские вести России

Жидкие химические грузы оставили зарубежным портам

23.10.2019

Морские порты

Российские морские порты сегодня не имеют специализированных терминалов для перевалки жидких химических грузов, поэтому большая их часть отправляется на экспорт через порты сопредельных стран, обладающие такими терминалами. И сливки от данного вида деятельности снимают соседние государства – Эстония, Латвия и Украина. Нужно отметить, что крупные российские химические компании постепенно наращивают мощности и объемы перевалки жидкой химии за границей, в частности в Латвии и Эстонии, даже несмотря на обострение политических отношений с этими странами, что в любой момент может вылиться в очередные санкций и остановку экспортного грузопотока. Или будет так, как это случилось с компанией «Тольяттиазот» в 2016 году, когда Украина решила повысить тарифы на транзит аммиака, сделав использование аммиакопровода Тольятти – Одесса невыгодным.

Между тем реализация cамого подготовленного проекта по перевалке аммиака «Тольяттиазота» в порту Тамань постоянно откладывается. А у других компаний отрасли почему-то нет желания переводить свои грузы в российские порты, вероятно, не видят перспектив для новых проектов на родине – самые близкие перспективы появления в России новых комплексов по перевалке жидких химических грузов видятся им не ранее чем через 10 лет.

Елена Александрова

Нерешенная задача

В начале 2000-х годов Правительством РФ была поставлена задача о переориентации экспорта российских внешнеторговых грузов на отечественные порты. В те годы соотношение перевалки этих грузов через порты сопредельных стран и России было примерно 50 на 50. Цель довести перевалку российских грузов в российских портах до 100% приняла характер государственной стратегии.

В связи с этим в стране активизировалась модернизация и развитие портовых мощностей и строительство новых портов с участием государства при включении проектов в федеральные целевые программы. В итоге к 2018 году соотношение экспорта российских внешнеторговых грузов через порты сопредельных стран (Украины, стран Балтии и Финляндии) и через порты России было доведено до 7 на 93 соответственно. Основу номенклатуры грузов, перешедших на отечественные мощности, составили сухие грузы, такие как уголь, руда, сухие минудобрения и т.п.

Однако жидкие химические грузы не вошли в этот круг, и строительство специализированных комплексов для них в России фактически не было поддержано государством. Как сообщил «МП» источник в Минтрансе, «в настоящее время в морских портах РФ отсутствуют специализированные терминалы по перевалке жидких химических грузов, а существующий объем в размере 3 млн тонн переваливается в портах Прибалтики». Более того, Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.09.2018 г. №2101-р, строительство указанных терминалов не предусмотрено.

Таким образом, получается, что в номенклатуре наливных химических грузов государственная задача по переориентации российских грузов на российские порты не решена. Но как получилось, что экспортные грузопотоки, приносящие миллиардные годовые доходы собственникам (см. «Спрос на аммиак в мире») остались у конкурирующих портов и приносят доходы их странам?

По данным АО «Морцентр-ТЭК», в 2018 году российские порты перевалили 2,1 млн тонн химических грузов наливом. Основные объемы прошли на юге через порты Новороссийск, Кавказ и Темрюк – суммарно 1,3 млн тонн, на севере через порт Сабетта было отгружено 0,8 млн тонн. Как говорят участники рынка, все эти объемы жидкой химии переваливаются в российских портах на обычных причалах по прямому варианту «вагон – борт судна».

Несмотря на то что статистику по объемам перевалки жидких химических грузов приводят самые разные источники, в том числе ФТС России и сами химические компании, систематизировать ее довольно сложно, так как данные у разных источников не совпадают: в Минтрансе называют одну цифру, «Морцентр-ТЭК» дает другую, а ФТС России вообще говорит об экспорте в 2018 году 4,2 млн тонн только аммиака, который, между прочим относится к самым массовым видам жидких химических грузов, но не является единственным. Разнобой в цифрах эксперты объясняют возможной засекреченностью информации, относящейся к перевозкам опасной жидкой химии, очевидно поэтому часть объемов не фигурирует в статистике. Но даже с учетом секретности некоторой информации, используя данные химических компаний-экспортеров, все равно понятно, что большая доля жидких химических грузов переваливается не в России, а значит, наше государство на этом существенно теряет.

Куда течет аммиак?

Самым массовым видом жидких химических грузов в России, как уже было сказано, является аммиак. К числу крупных химических холдингов, специализирующихся на выпуске аммиака и удобрений, относятся «Еврохим», «Уралхим», «Тольяттиазот», «Акрон», «Фосагро», «Минудобрения» (Россошь), «СДС «Азот» (Кемерово), а также новое предприятие «Аммоний», созданное на базе завода по выпуску удобрений «Новоменделевский химический завод» в г.Набережные Челны (Татарстан). При этом последние три года в химической отрасли наблюдаются высокие темпы строительства новых мощностей по выпуску аммиака и модернизации действующих производств.

В частности, компания «Еврохим» в 2019 году запустила новое предприятие по производству аммиака в городе Кингисеппе Ленинградской области мощностью 1 млн тонн в год. АО «Апатит» (группа «Фосагро») в 2017 году нарастило мощности по производству аммиака на 70%. Группа «Акрон» в 2016 году запустила новый агрегат «Аммиак-4», в результате чего у нее существенно выросли объемы производства аммиака, есть и другие примеры.

Где же переваливается экспортный аммиак, на каких морских терминалах? Как рассказали «МП» в компании «Тольяттиазот», по итогам прошлого года предприятие экспортировало порядка 1,8 млн тонн аммиака через украинский порт Южный в Одесской области. Весь объем был доставлен по аммиакопроводу, соединяющему завод в Самарской области с портом в Одессе. По этому же трубопроводу аммиак экспортировала компания «Минудобрения» из города Россошь Воронежской области – объем отгрузки по году составил около 100 тыс. тонн.

Еще порядка 1,1 млн тонн аммиака в прошлом году было отгружено компаниями «Еврохим» и «Акрон» через собственные специализированные терминалы в эстонском порту Силламяэ и около 0,5 млн тонн было отгружено «Уралхимом» через собственный терминал в латвийском Вентспилсе. Итого экспорт аммиака через порты сопредельных государств в прошлом году, получается, составил порядка 3,5 млн тонн. (Учитывая данные ФТС по объему экспорта аммиака в 4,2 млн тонн, не понятно, как выглядела логистика экспорта еще 700 тыс. тонн аммиака. Возможно, данный грузопоток вывозился через сухопутные переходы автомобильным либо железнодорожным транспортом, минуя морские гавани, что не выделяется в официальной статистике).

Таким образом, в настоящее время существует несколько специализированных терминалов для перевалки аммиака, с которыми работают российские грузоотправители, но все они располагаются за рубежом.

Это комплекс в порту Южный Одесской области мощностью 2 млн тонн в год (находится в госсобственности Украины), это два комплекса в порту Силламяэ (Эстония) – Baltic Chemical Terminal мощностью 1 млн тонн аммиака и 1 млн тонн карбамидо-аммиачной смеси (КАС), принадлежащий «Акрону», и Euroсhem Terminal Sillamae мощностью также 1 млн тонн, принадлежащий компании «Еврохим», и один комплекс в порту Вентспилс (Латвия) – Ventamonjaks мощностью 1 млн тонн, которым владеет «Уралхим».

В первом случае аммиак идет от завода «Тольяттиазота» по подземной трубе протяженностью свыше 2 тыс. км, во втором и третьем – c заводов «Акрона», «Еврохима» и «Уралхима» до Силламяэ и Вентспилса соответственно едет по железной дороге в вагонах.

В Силламяэ также строится второй терминал для перевалки аммиака под объемы нового завода в Кингисеппе компании «Еврохим».

И другая жидкая химия – в Прибалтику

Как рассказал «МП» управляющий Вентспилсского свободного порта Имантс Сармулис, в прошлом году Вентспилсский порт перевалил 402 тыс. тонн аммиака, за 8 месяцев текущего года – 276 тыс. тонн. «Последние годы так и грузим по 350-450 тыс. тонн. В советское время эта цифра была 1,5-1,7 млн тонн», – пояснил он.

Помимо аммиака, в Вентспилсе переваливается акриловая кислота – в 2018 году ее объем составил 143 тыс. тонн, в 2019 году – 109 тыс. тонн (в советское время переваливалось 300-400 тыс. тонн). В 2018 году объем перевалки аммиака и жидкой химии в Вентспилсе суммарно составил 545 тыс. тонн. Между тем мощность терминала по перевалке аммиака составляет 1,2 млн тонн, акриловой кислоты – 200 тыс. тонн.

По словам И.Сармулиса, прибалтийские порты не очень любят делиться данными об объемах грузооборота. Но все же ему известно, что «эстонский порт Силламяэ со 100%-процентным российским капиталом переваливает в год порядка 500 тыс. тонн аммиака, а также метанол и акриловую кислоту. Таллин и Клайпеда химию не грузят, в Риге работают с российским пропановым газом в объемах 25-50 тыс. тонн в год, в Лиепае – c каменноугольной смолой по 50 тыс. тонн в год».

«Перегрузкой жидкой химии в Вентспилсском порту занимается только один терминал, имеющий необходимую инфраструктуру, в том числе емкости для хранения, – это VK Terminal Services. Он арендует в порту один причал для отгрузки аммиака, способный принимать суда до 250 метров длиной, дедвейтом 100 тыс. тонн, второй причал – для отгрузки акриловой кислоты, способный принимать суда длиной 165 метров, дедвейтом 40 тыс. тонн, – рассказывает управляющий Вентспилсским свободным портом. – Через терминал также идет отгрузка других химических грузов малыми объемами, в том числе биодизель, базовое масло, ацетон и другие наливные грузы – терминал арендует также третий причал для судов длиной 195 метров и дедвейтом 60 тыс. тонн, но там грузят разные фракции бензина, причем в обе стороны». Все жидкие химические грузы поступают в порт только по железной дороге, добавил И. Сармулис.

Не получилось

Напомним, что компания «Тольяттиазот» уже более 20 лет пытается построить собственный терминал для экспорта аммиака и карбамида в порту Тамань. Его строительство началось еще в 1999 году, тогда были возведены гидротехническая эстакада, узел водоснабжения, очистные сооружения, трансформаторные подстанции и другая инфраструктура. В начале 2000-х годов строительство было заморожено из-за споров с властями Краснодарского края, а в 2015 году вновь реанимировано. Проект был включен в дорожную карту развития морских портов в Азово-Черноморском бассейне до 2020 года, утвержденную Правительством РФ, и в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)».

В прошлом году Росморречфлот утвердил обновленные документы по планировке территории. Согласно заявлениям компании, ввод терминала мощностью 5 млн тонн, рассчитанного на перевалку 2 млн тонн аммиака и 3 млн тонн карбамида в год, запланирован на 2020 год. Предполагается, что аммиак будет следовать сначала по трубопроводу, потом перегружаться на железную дорогу и доставляться в порт Тамань для дальнейшей перевалки.

Однако, по решению суда Краснодарского края в феврале текущего года, «Тольяттиазот» должен снести часть построенных сооружений, так как земля под ними принадлежит администрации Краснодарского края, а разрешения на строительство якобы выдано не было. Компания продолжает оспаривать данное решение.

Вместе с тем, в мае этого года был опубликован проект постановления Правительства РФ о создании в порту Тамань терминала по перевалке аммиака и карбамида мощностью 5 млн тонн в год. Как следует из текста документа, уполномоченной организацией по строительству терминала определено АО «Тольяттиазот».

Добавим, что в конце 2016 года конфликт между Россией и Украиной привел к отказу «Тольяттиазота» от прокачки экспортного груза по аммиакопроводу из-за того, что правительство Украины увеличило тарифы на транзит по нему. А в феврале 2018 года суда, груженные аммиаком, на 10 дней задержала украинская Госэкоинспекция, объяснив запрет на отгрузку нарушениями природоохранного законодательства. Российский завод в обоих случаях понес существенные убытки.

Чего ждать…

В связи с ухудшающейся геополитической ситуацией важными и интересными кажутся сегодня планы компании «НОВАТЭК» по строительству завода по производству метанола – второго массового экспортного продукта в номенклатуре жидких химических грузов после аммиака – на полуострове Ямал с возможностью отгрузки его на экспорт в порту Сабетта. Отметим, что в 2018 году компания уже экспортировала оттуда 0,8 млн тонн химических грузов.

Кроме того, интерес вызывает проект химического комплекса по производству метанола и аммиака в порту Находка ООО «Находкинский завод минеральных удобрений» (НЗМУ, в настоящее время принадлежит Артему Оболенскому, связанному с братьями Ротенберг). Ежегодно завод планирует выпускать 1,8 млн тонн метанола (1-й этап – 2022 год) и 1,8 млн тонн аммиака (2-й этап – 2024 год). В качестве 3-го этапа возможно развитие карбамидного производства.

Площадка под строительство завода расположена близко к трубопроводной системе «Газпрома», протянувшейся от газовых месторождений на Сахалине. В 2015 году НЗМУ заключил 20-летний контракт с «Газпромом» на поставки природного газа в объеме до 3,1 млрд кубометров в год. Проектировать и строить завод привлекаются китайские инвесторы. Проект на сегодня поддерживается правительством.

В итоге отметим, что российские грузоотправители, имеющие выход на порты сопредельных стран, не торопятся переориентировать экспорт жидких химических грузов на российские порты, за некоторым исключением. Очевидно, в России для предприятий химической отрасли не создаются необходимые для инвестирования условия, если не сказать больше (случай с «Тольяттиазотом»). Подтверждением тому – отсутствие в Комплексном плане соответствующих проектов.

Еще в 2017 году председатель совета директоров «Акрона» Александр Попов в интервью агентству «Интерфакс», имея в виду общую ситуацию в отрасли, заявил, что в отечественные порты компания перенаправит только сухие грузы – жидкие удобрения будут по-прежнему идти через Прибалтику, так как их «в России негде переваливать, и быстрее чем за 10 лет построить здесь, допустим, терминал по перевалке аммиака в принципе невозможно».

Спрос на аммиак в мире

Спрос на аммиак на мировом рынке стабильно растет вместе с ценой, которая к декабрю прошлого года увеличилась на 18% – до $325 за тонну. В 2018 году из России на экспорт было отгружено 4,2 млн тонн аммиака, что на 33% больше, чем в 2017 году.

Продолжающийся ввод новых мощностей и сокращение импорта США оказывали давление на рынок вниз, а рост спроса в сегментах промышленного потребления в Азии и в производстве фосфатных удобрений толкал цены вверх. Сказался также фактор Ирана, которому из-за санкций США пришлось снизить экспорт, благодаря чему спрос на аммиак у других производителей пошел вверх. С Ираном работали потребители из ЕС, Индии (80% всего иранского экспорта), Турции и Тайваня. Сейчас с Ираном работает в основном Китай.

Главным импортером аммиака в мире является США, другие крупные покупатели — Индия, Южная Корея, Бельгия, Марокко, Франция, Тайвань и Турция. Вместе с тем, спрос постепенно перетекает в Центральную Азию, так как США на базе своего сланцевого газа наращивают собственные объемы производства. Российский аммиак закупает Марокко, Индия, Турция, Бразилия и другие страны.

Добавим, что аммиак главным образом используется для производства азотных и фосфорных удобрений, спрос на которые поддерживает мировой продовольственный рынок. Последний в свою очередь растет благодаря увеличению производства в Азиатско-Тихоокеанском регионе (Китай, Индия и другие страны), а также на Ближнем Востоке.

Крупнейшие российские предприятия, экспортирующие аммиак, такие как «Еврохим», «Уралхим», «Тольяттиазот», «Акрон» и другие, в 2018 году в совокупности получили более $1,1 млрд доходов, что превышает уровень 2017 года на 57%.

Морские порты №6 (2019)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ