Япония: очередной «компромисс»?

Транспортная политика
Япония: очередной «компромисс»?

В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной территории Российской Федерации быстро набирал обороты. После волны возмущения россиян и встречи Путина с Синдзо Або в феврале 2019 года этот вопрос, похоже, «отложен». Надолго ли?

Вадим Кисловский, специалист по морским зонам национальной юрисдикции и их делимитации, производил расчеты морских границ СССР/РФ

Немного истории1

Первая информация о Курильских островах была получена японцами в ходе их экспедиции на Хоккайдо в 1635 году, однако до самих Курил вследствие постоянных конфликтов с местным населением (в основном айнами) они так и не добрались. В России первое официальное упоминание о Курильских островах относится к 1646 году и связано с отчетами о походах И.Ю. Москвитина. Новые сведения о Курильских островах появились после похода Владимира Атласова на Камчатку2 в 1697 году, в ходе которого были обследованы острова вплоть до острова Симушира на юге.

К началу XVIII столетия относится первая встреча русских с одним из потерпевших кораблекрушение японцев по имени Денбей, то есть примерно в 1701 году Россия узнала о существовании такой страны, как Япония. Денбей был доставлен в Москву и получил аудиенцию у Петра I, после которой в 1705 году Петр приказал открыть в Санкт-Петербурге школу японского языка, а Денбея назначить ее учителем. После этого на государственном уровне организовываются экспедиции по поиску морского пути в Японию.

Основы морской картографии и гидрографии в России были заложены через соответствующие указы Петром I. Рождение российской картографии сопровождалось одновременной организацией картоиздания, подготовки кадров для съемок и составления карт, а также экспедиций для картографирования морей и речных систем и, в конечном счете, первой государственной съемки огромного пространства страны (1717-1752 гг.). Первое картографическое описание Курильских островов, включая их южную часть, было сделано в 1711-1713 гг. по результатам экспедиции И. Козыревского, который собрал сведения о большинстве островов, в том числе Итурупе, Кунашире и даже «Двадцать Втором», который позже стал называться Мацумая/Матмай, а затем Хоккайдо.

В 1719 году Петр I отправил на Камчатку экспедицию под руководством Ивана Евреинова и Федора Лужина, которые дошли на юге до острова Симушир и привели местных жителей и правителей к присяге Российской короне. В экспедиции 1738-1739 гг. Мартын Шпанберг прошел вдоль всей гряды, нанес встреченные острова на карту, включая всю малую гряду3 вплоть до острова Мацумая/Матмая (Хоккайдо), и привел местных правителей айнов к присяге Российской короне. В 1739 году корабли Шпанберга и Вальтона подошли к берегам японских провинций Рикудзэн и Ава. Серебряные монеты, полученные населением от русских, были доставлены в бакуфу (Правительство сегуна – управляющего Японией), которое в свою очередь обратилось за консультацией к проживавшим в Японии голландцам. Те сообщили о месте чеканки данных монет, и таким образом Япония также узнала о существовании к северу от нее страны «Оросия» (Россия).

После публикаций в Европе в 1740-х годах известий об открытии русскими мореплавателями Курильских островов, для посещения своими кораблями островов этого района правительства других держав запрашивали разрешение у российских властей. В 1772 году российские власти отнесли Курильские острова под управление главного командира Камчатки.

В 1771 году, после бунта коренного населения, вызванного издевательствами и браконьерством сотника Ивана Черного с Камчатки, отправленного к южным островам по указу, которым ему было велено привлекать айнов в подданство без применения насилия и угроз, Малая Курильская Гряда вышла из состава Российской империи и перешла под протекторат Японской империи. В ответ на это был послан дворянин Антипин с переводчиком Шабалиным. Они сумели завоевать расположение курильцев, и в 1778-1779 гг. им удалось привести в российское подданство более 1500 человек с Итурупа, Кунашира и даже Мацумая (Хоккайдо). В том же 1779-м Екатерина II своим указом освободила принявших русское подданство айнов ото всех податей, а в 1786 году императрица издала указ о защите («сохранении») прав на «земли, мореплавателями российскими открытые», в числе которых называлась и «гряда Курильских островов, касающаяся Японии». Данный указ был опубликован на иностранных языках. После публикации этого указа ни одно государство не оспорило права России на Курильские острова. На островах были установлены государственные знаки-кресты и медные доски с надписью: «Земля российского владения».

В «Пространном землеописании Российского государства…» 1787 года был приведен список 21-го острова, принадлежащего России. В него были включены Курильские острова до Мацумая, статус которого не был четко определен, так как Япония имела город в южной его части. В 1799 году по приказу сэйи-тайсегуна Токугава Иэнари – главы Сегуната Токугава4 на Кунашире и Итурупе были основаны две заставы, и охрану стали вести постоянно, по сути дела, военным методом (т.е. фактически путем оккупации Южных Курил) был якобы закреплен статус этих земель в составе Японской империи.

К концу XVIII столетия фактов русской деятельности на Курилах было накоплено вполне достаточно для того, чтобы в соответствии с нормами международного права того времени считать все Курильские острова, включая южные, принадлежащими России, что нашло закрепление в российских государственных документах. Прежде всего следует назвать императорские указы (в то время императорский или королевский указ имел силу закона) 1727, 1779, 1786 и 1799 гг., в которых подтверждалось подданство России курильских айнов, а сами острова объявлялись владением России.

При ознакомлении с историей освоения Курильских островов важно отметить следующий факт. Ученые исходят из того, что исторические границы японского государства окончательно сформировались в 1636 г., когда сегун Токугава Иэмицу специальным указом запретил японцам под страхом смертной казни покидать территорию своей страны, а также строить большие корабли для дальних плаваний. В 1825 году вышел указ, требовавший открывать стрельбу по любому западному кораблю, который появится вблизи японских берегов. Общеизвестно также, что политике самоизоляции страны от внешнего мира японское федеральное правительство твердо следовало на протяжении двух столетий, с 1641 до 1853 года, когда специально посланная экспедиция ВМС США, действуя в духе «дипломатии канонерок», принудила Японию подписать соглашение, «открывшее» ее иностранной торговле. Окончательно самоизоляция фактически закончилась после падения сегуната в 1867 году и гражданской войны (1868-1869). Вполне понятно, что такая политика исключала любые возможности какого-либо расширения японской территории, в том числе и на севере, где границы Японии проходили по побережью острова Хоккайдо.

По сути дела, в те времена, когда европейские морские державы (Англия, Франция, Голландия, Испания, Португалия и другие) исследовали и завоевывали новые земли и образовывали колонии на континентах Америки и Африки, в Индокитае, Юго-Восточной Азии, Океании и Китае, Япония, опасаясь колонизации европейцами и отгородившись от всего мира, увлеченно занималась исключительно своими внутренними делами: междоусобными войнами между феодалами разных кланов (периоды «сражающихся провинций») и разборками между кланово-семейными спортивными школами боевых искусств, хождения тропами бусидо5 и усовершенствованием искусства харакири6.

В связи с изложенным заявления японских и некоторых российских политиков об «исторической» и многовековой принадлежности Японии Курильских островов выглядят как минимум нелепо.

Вопросы договоренностей

Первое дипломатическое соглашение между Россией и Японией, известное как Симодский трактат7, было подписано вице-адмиралом Е.В. Путятиным и Тосиакирой Кавадзи 7 февраля 1855 г. В условиях неблагоприятного для России течения Крымской войны8, в ходе которой с трудом была отражена попытка высадки англо-французского десанта на Камчатку, но не удалось предотвратить захват и уничтожение противником главного поселения на Курилах – Александровска, в Санкт-Петербурге решили заключить договор с Японией. В основном этот договор касался вопросов торговли между нашими странами, но преследовал также цель предотвращения возможности захвата каких-либо из Курильских островов Англией и Францией для создания на них плацдарма, откуда исходили бы новые угрозы Камчатке и охотоморскому побережью России. Но для того чтобы уговорить пойти на такое соглашение правительство Японии, в то время еще придерживавшейся идеи изоляционизма, российское правительство уступало Японии южную часть Курильских островов, наиболее пригодных для создания там неприятелем морской базы9. На таких условиях и был заключен первый договор между Россией и Японией. Кроме того, в нем также говорилось, что остров Сахалин является неразделенным и южная его часть находится в совместном владении.

Положение о совместном владении Сахалином было более выгодно для России, продолжавшей активную колонизацию Сахалина (Япония в то время не имела такой возможности из-за отсутствия флота). Позже Япония начала усиленно заселять территорию острова, и вопрос о нем начал приобретать все более острый и спорный характер. Противоречия сторон были разрешены с заключением 25 апреля 1875 года Санкт-Петербургского договора10.

По Санкт-Петербургскому договору Япония соглашалась передать Сахалин, ранее находившийся в совместном владении, в собственность России в обмен на все оставшиеся Курильские острова. Договор изменил положения Симодского трактата от 1855 года, согласно которому Сахалин находился в совместном владении двух стран. Договор сохранял силу вплоть до 23 августа 1905 года, когда в ходе Мирной конференции в городе Портсмут (США) по итогам Русско-японской войны был подписан Портсмутский мирный договор. Следует особо подчеркнуть, что вероломным нападением на Россию именно Япония сама ликвидировала значение прежних договоров 1855 и 1875 гг.

В соответствии с Портсмутским договором Россия признавала Корею сферой японского влияния, уступала Японии арендные права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним и часть Южно-Маньчжурской железной дороги от Порт-Артура до Куаньчэнцзы. Согласно статье 9 этого договора Россия уступала Японии юг Сахалина, все Курильские острова по-прежнему оставались за Японией.

Существовавший в прошлые века принцип, гласящий, что война между государствами ведет к прекращению всех договоров между ними (на что, кстати, делала упор Япония в 1905 г. в ходе мирных переговоров с Россией), был заменен на принцип, что договоры продолжают действовать после окончания военных действий. Положение существенно изменилось после признания агрессии международным преступлением. Ответственность за прекращение договоров в результате войны и за последствия этого несет государство-агрессор. Особое положение государства-агрессора нашло отражение и в ходе Нюрнбергского процесса. Главный обвинитель от Великобритании заявил: «…Государство, которое начало войну в нарушение своих обязательств, не получает равного права на равное отношение со стороны других государств… Такое государство не получает никаких прав в результате своих беззаконных действий»11.

Токийским трибуналом (1946-1948 гг.) Япония была признана страной-агрессором, в том числе по причине вероломных, без объявления войны12 нападений на военные базы «нейтральных» по отношению к ней США и Великобритании. После разгрома Японии во Второй мировой войне и ее капитуляции 2 сентября 1945 года Портсмутский мирный договор утратил силу, как и все предыдущие договоры, начиная с Симодского трактата 1855 года, ссылаясь на который Япония с 1981 года отмечает «День северных территорий».

Таким образом, договоренности с Японией до Второй мировой войны безвозвратно ушли в прошлое и остаются лишь уделом историков, не имея никакой юридической и политической силы. Но можно подвести некоторый промежуточный «итог»: до окончания Второй мировой войны Южные Курилы исторически и юридически были закреплены за Россией в течение 116 лет (с 1739 по 1855 год), а за Японией – 90 лет (с 1855 по 1945 год).

Вторая мировая и ее итоги

Народ России празднует 9 мая как День Победы над немецкой Германией и мало кто вспоминает, что Вторая мировая война закончилась 2 сентября 1945 года с капитуляцией Японии – последнего из участников Тройственного пакта (военно-политический союз нацистской Германии, фашистской Италии и милитаристской Японии)13. Многие считают, что Япония – маленькая страна и кроме «эпизода» с Перл-Харбор14 никак себя во Второй мировой войне не проявила. Однако к декабрю 1941 г. Япония захватила территорию в 7 млн кв. км с населением около 500 млн человек15 и, по разным оценкам, от военных действий Японии погибло от 3 до 9 млн человек.

Более того, к середине 1941 г. Япония разработала план «Кантокуэн»16, аналогично немецкому плану «Барбаросса», о японском «блицкриге» против СССР. В частности, этим планом предусматривался следующий график: «Принятие решения о начале войны – 10 августа. Начало военных действий – 29 августа. Завершение операций – середина октября». В связи с тем, что немецкий «блицкриг» забуксовал под Москвой, японский «блицкриг» был перенесен на следующий, 1942 год. 11 декабря 1941 года между Японией, Германией и Италией было подписано соглашение о совместном ведении войны, которое предусматривало, что эти страны будут вести войну «всеми средствами, имеющимися в их распоряжении, до полной победы». Рассчитывая на совместную победу над СССР, три страны в договорном порядке разделили между собой его территорию, заключив 18 января 1942 года специальное соглашение на этот счет. В соответствии с этим совершенно секретным документом зоной военных действий Вооруженных сил Японии объявлялась часть Азиатского континента восточнее 70 градусов восточной долготы, то есть захвату японской армией подлежали обширные районы Западной Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока17.

Японский «блицкриг» в силу целого ряда причин так и не начался. Но зная о планах союза Германия – Италия – Япония и угрозы вполне реального нападения Японии, СССР вынужден был в самые тяжелые годы войны держать в Сибири и Дальнем Востоке значительные силы из боеспособных (от 30 до 40) дивизий. Это привело к огромным потерям в боях на западных фронтах против Германии. И Япония должна нести ответственность за часть этих потерь. Кроме того, Япония не только «планировала». По материалам Токийского трибунала с июня 1941 по 1945 год японский флот незаконно задержал 178 и потопил 18 торговых советских судов, нанеся убытки на сумму 637 млн руб.

С 4 по 11 февраля 1945 года состоялась Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав – стран антигитлеровской коалиции – СССР, США и Великобритании, посвященная установлению послевоенного мирового порядка. Именно на ней были приняты решения, приведшие к созданию биполярного мира и обеспечившие коллективную безопасность в мире до недавнего времени, когда США взялись за ее разрушение.

К началу конференции уже было очевидно, что разгром фашистской Германии близится к завершению, но у США и Англии – союзников СССР, имелись большие проблемы с последним очагом агрессии, участником Тройственного пакта – Японией. Летом 1945 г. Япония была еще в состоянии затянуть войну против Китая, США и Великобритании. К августу 1945 года Вооруженные силы Японии насчитывали около 7 млн человек. Большие опасения для активизации действий союзников против нее вызывала «обстрелянная» в боях и сосредоточенная в Маньчжурии японская Квантунская армия, которая вместе с местными формированиями насчитывала свыше 1 млн человек и могла быстро «вернуться» на японский архипелаг, в то время как основные сухопутные силы США и Англии находились далеко за океанами.

Главнокомандующий американскими вооруженными силами в бассейне Тихого океана генерал Макартур считал, что «победа над Японией может быть гарантирована лишь в том случае, если будут разгромлены японские сухопутные силы». Начальники американских штабов докладывали Рузвельту, что Япония может капитулировать только в 1947 г. или позже, а разгром ее может стоить Америке миллиона солдат.

Правительства Англии и США начиная с 1943 г. не раз обращались к СССР с просьбой вступить в войну с Японией. На Крымской конференции эта проблема подвергалась уже тщательному обсуждению и отдельным документом18 была принципиально решена судьба Дальнего Востока. В обмен на вступление в войну с Японией через 2-3 месяца после окончания войны в Европе СССР получал Курильские острова и Южный Сахалин, потерянный еще в Русско-японской войне; за Монголией признавался статус независимого государства. Советской стороне также были обещаны в аренду Порт-Артур, Дальний и Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД).

9 августа 1945 года, по окончании умело организованной переброски с западных фронтов закаленных в боях воинских частей, СССР начал военные действия против японской Квантунской армии. 12 августа Трумэн предложил Сталину назначить на пост Верховного главнокомандующего союзных держав на Дальнем Востоке генерала Макартура. Сталин согласился, а представителем СССР при главнокомандующем назначил генерал-лейтенанта Деревянко. Меньше чем за месяц советские воины вместе с воинами Монгольской народной армии разгромили Квантунскую армию на материке. К 25 августа советские войска полностью очистили от противника всю южную часть Сахалина. К 1 сентября они завершили разгром противника на Курильских островах.

Либеральным СМИ, кричащим о том, что Япония в годы войны якобы «честно выполняла условия советско-японского пакта о нейтралитете, а СССР вероломно напал на нее», необходимо обратить внимание в том числе на следующий факт – Советский Союз не воевал на территории самой Японии, ни один наш солдат не ступил на земли японской метрополии. Мы освобождали от японских агрессоров только захваченные ими территории России, Китая и Кореи. Когда в июне 2016 года, в преддверии 75-й годовщины начала Великой Отечественной войны, в центре Санкт-Петербурга Мединский, Иванов и Щуров с государственными почестями открывали памятную доску в честь соратника Гитлера, фельдмаршала финской армии барона Карла Густава Эмиля Маннергейма, некоторые либералы «оправдывали» это тем, что, мол, финские войска под его командованием якобы «отвоевывали свои земли» и «остановились» на старой границе19. Замалчивая при этом тот факт, что Карельским перешейком, а также обширными областями к северу от него русские владели с незапамятных времен, постоянно обороняя их от набегов шведов. Это были земли Великого Новгорода20, принадлежали Новгородской республике – предшественнице Русского государства. Такие вот «двойные стандарты».

2 сентября 1945 года Япония капитулировала. 29 января 1946 года меморандумом № 677 главнокомандующего союзных держав генерала Дугласа Макартура из территории Японии были исключены Курильские острова, группа островов Хабомаи и остров Шикотан. 2 февраля 1946 года в соответствии с Указом Президиума ВС СССР на этих территориях была образована Южно-Сахалинская область в составе Хабаровского края РСФСР, которая 2 января 1947 года вошла в состав новообразованной Сахалинской области в составе РСФСР.

На то время союзники выполнили свои взаимные обязательства по договоренностям Ялтинской конференции (см. рис. 1), что не помешало США в последующем от них фактически отказаться. Драматично сложилась судьба военно-морской базы в Порт-Артуре и Дальнем. По новому советско-китайскому договору от 14 февраля 1950 года21 Советский Союз обязывался вывести свои войска с Квантунского полуострова и передать Китаю Порт-Артур не позднее конца 1952 года. Но из-за войны в Корее 15 сентября 1952 года СССР и КНР обменялись нотами о продлении совместного использования военно-морской базы до момента заключения обоими государствами мирных договоров с Японией (!). 13 октября 1954 года в Порт-Артур внезапно приехала из Москвы правительственная делегация во главе с первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым22, который в присущей ему грубой манере при общении с военными отдал приказ фронтовикам-генералам: «немедленно» всему личному составу покинуть Порт-Артур. Такая вот очередная волюнтаристская «хрущевщина», видимо, у Никиты Сергеевича еще не прошла эйфория от совершенной весной того же года передачи Крыма. Однако поскольку мирного договора с Японией до сих пор нет, то у России формально имеется право на военно-морскую базу на территории Китая23.

Рис. 1. Фрагмент карты Японии и Кореи, изданной Национальным географическим обществом США в 1945 г. Косая подпись под Курильскими островами в три строки гласит: «В 1945 г. в Ялте было согласовано, что Россия вернет себе Карафуто и Курилы»

Послевоенные соглашения

С 4 по 8 сентября 1951 г. в Сан-Франциско проходила конференция союзников во Второй мировой войне под руководством США и Великобритании, завершившаяся мирным договором с Японией. Япония отказалась от всяких претензий на ряд территорий, в том числе на Курильские острова и Южный Сахалин, полученных ею по Портсмутскому миру (1905). Здесь особо важно подчеркнуть, что утрата японских прав на все отчужденные территории и была утверждена в 1951 г. на конференции в Сан-Франциско. Отсутствие подписи Советского Союза под этим документом не отменяет его значения для Японии. В конце концов, что мешает России присоединиться к Сан-Францисскому мирному договору и ратифицировать его, по примеру сената США, со своими оговорками относительно Южных Курил?

Еще раз напомним, что в Ялтинском соглашении союзных держав 1945 г. ясно и однозначно прописана передача СССР всех Курильских островов без каких-либо изъятий. В меморандуме № 677 главнокомандующего союзных держав (январь 1946 г.) ясно прописано исключение из территории Японии всех Курильских островов, включая группу островов Хабомаи и остров Шикотан. В Сан-Францисском договоре 1951 г. ясно прописано: «Глава II. Территория. …с) Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова…». Автор особо подчеркивает, что и географически по Международному стандарту S-2324 острова Курильского архипелага целиком (вместе с островами Малой Курильской Гряды – «Шикотан и Хабомаи») включены в состав Охотского моря (S-23, часть 7.7), в то время как остров Хоккайдо отнесен к Тихому океану (S-23, часть 7).

Таким образом, утверждения Японии, которую поддерживают США, что Южные Курилы («четыре острова») не относятся к Курильским островам и что СССР якобы захватил их незаконно, не имеют под собой исторических, географических, юридических и иных правовых оснований.

В 1956 г. Хрущев в виде одного из своих «миролюбивых» сумасбродств пообещал после подписания мирного договора с Японией вернуть ей острова Малой Курильской Гряды, что отражено в принятой СССР и Японией Совместной (Московской) декларации от 19 октября 1956 года. Этот хрущевский «подарок» существенно противоречит решению Сан-Францисской конференции 1951 года. Позже японская сторона отказалась от подписания мирного договора под давлением США, которые пригрозили, что в случае снятия Японией претензий на острова Кунашир и Итуруп в состав Японии не будет возвращен архипелаг Рюкю с островом Окинава, который на основании статьи 3 Сан-Францисского мирного договора тогда находился под управлением США.

19 января 1960 года был подписан Договор о взаимодействии и безопасности между США и Японией, продлевавший тем самым «Пакт безопасности», подписанный 8 сентября 1951 года, который являлся юридической базой для пребывания американских войск на японской территории. 27 января 1960 года СССР заявил, что, поскольку данное соглашение направлено против СССР и КНР, советское правительство отказывается рассматривать вопрос о передаче островов Японии, так как это приведет к расширению территории, используемой американскими войсками.

Казалось бы, о Московской декларации 1956 г. можно забыть и нигде ее больше не упоминать. Но в марте 2001 г. президент России Путин обещал вернуться к декларации Хрущева, а в ноябре 2004 г., когда Китаю были переданы амурские острова, глава российского МИДа Лавров заявил на телеканале НТ», что Россия признает хрущевскую декларацию 1956 г., в соответствии с которой «два острова» Южных Курил могут быть переданы Японии.

После поднявшейся волны возмущения от осознания, что суверенная территория России – Малая Курильская Гряда – вот-вот будет отдана Японии, российский истеблишмент стал «убаюкивать» народ отговорками, что, мол, в декларации 1956 г. не говорится, как и на каких условиях будут передаваться острова и, мол, Россия на это не пойдет, пока Япония не признает итогов Второй мировой войны. Но эти два «утверждения» противоречат друг другу. Во-первых, единственным условием фактической передачи островов Японии является подписание мирного договора, что прямо прописано в декларации 1956 г.25. А итоги войны заключаются в том, что Япония отказалась от любых притязаний на все Курильские острова без исключений, что зафиксировано в Сан-Францисском мирном договоре 1951 г. и которые переходят СССР согласно Ялтинскому соглашению 1945 г. Российский суверенитет над ними, имеющий международно-правовое оформление, сомнению не подлежит. И если острова – российские по итогам войны, то обсуждение с японцами условий их передачи равносильно отрицанию итогов войны, но уже Россией.

При этом Япония не собирается признавать итоги Второй мировой войны, переписывает историю, выставляя Японию «потерпевшей» стороной, и возводит своих вояк в ранг «национальных героев». Несколько раз Синдзо Абэ посещал храм в Ясукуни, где захоронены казненные по приговору Токийского международного трибунала (с участием СССР) японские военные преступники. Например, 15 августа 2012 года. Это вызвало массовые протесты в Южной Корее и Китае, а также протест посольства США в Токио. МИД России промолчал! После этого даже в американской прессе стали писать, что Абэ ревизионист и реваншист, так как ставит под сомнение итоги Второй мировой войны26.

Поражает махровый цинизм двойных стандартов США, «цивилизованного» Запада и примкнувшей к ним части либерального сообщества России. Крым, который в результате волюнтаризма Хрущева и безответственности Ельцина влачил жалкое существование в составе «незалежной» Украины всего 23 года (с 1991 по 2014 год), эта «демократическая цивилизация» считает «суверенной территорией Украины». А Южные Курилы, которые только по итогам Второй мировой войны 73 года (с 1946 по 2019 год) входят в состав России, эта же «цивилизация» считает японскими «территориями».

Цена вопроса

Курильские острова (иногда именуемые Курильским архипелагом) – цепь островов между полуостровом Камчатка и островом Хоккайдо, слегка выпуклой дугой ограничивающая Охотское море с юга. Протяженность – около 1200 км. Общая площадь – 10,5 тыс. км2. К юго-западу от них проходит государственная граница между Россией и Японией. Острова образуют две параллельные гряды: Большую Курильскую и Малую Курильскую. Они включают 56 более-менее крупных островов. Имеют важное военно-стратегическое и экономическое значение.

Условно Курильский архипелаг традиционно делится на Северные, Средние и Южные Курилы, имеющие особенности в климате, геологии, флоре и фауне. Несмотря на то что, например, южные острова находятся на широте Анапы, а остров Шикотан – на широте города Сочи, юридически Курильские острова относятся к районам Крайнего Севера.

Ввиду относительно благоприятных климатических условий Южные Курилы, в первую очередь их самые крупные острова Кунашир, Итуруп и Шикотан, концентрируют большую часть жителей Курильского архипелага. Остальные острова необитаемы, хотя в эпоху японской администрации (1855-1945) густо заселены были даже самые мелкие из них. Это очевидно обусловлено тем, что на протяжении указанного столетия Япония вела активные военные действия на севере от Японского архипелага против Китая, России и Кореи27. А на крупнейшем острове «северных территорий» – Итурупе, в годы Великой Отечественной войны Япония вела подготовку к нападению на Перл-Харбор.

После проведения сплошного опроса 17 февраля 2019 года, по данным ВЦИОМ, на Южных Курилах проживало 10 235 россиян в возрасте старше 18 лет. Из 2/3 опрошенных 96% однозначно высказались против передачи Японии каких-либо островов Курильского архипелага.

3 июля 2009 года японский парламент принял поправки к закону 1982 года, согласно которым «северные территории» принадлежат Японии. На сегодняшний день это минимальные требования на территорию, на которую официально претендует Япония. В это пространство входят не четыре острова, как часто звучит в СМИ, а значительно больше.

«Северные территории» – это два острова Большой Курильской Гряды: Итуруп (3319 км2) и Кунашир (1550 км2), а также острова Малой Курильской Гряды – Шикотан, вокруг и вблизи которого расположен целый ряд мелких островков и скал (Айвазовского, Гнечко, Грига, Дальний, Девятый Вал, Капицы, Средний, Фархутдинова) общей площадью 264 км2 и остальные острова этой гряды, имеющие в Японии название Хабомаи (и почему-то только так, на японский манер, именуемые в российских СМИ) общей площадью 97 км2: остров Полонского, Зеленый, Юрий, Танфильева, Анучина, Сторожевой, Сигнальный, Рифовый, острова Демина и острова Осколки.

При анализе «цены» и последствий передачи Японии части суверенной территории России следует учитывать ряд очень важных обстоятельств.

Обстоятельство первое

Малая Курильская Гряда («Шикотан и Хабомаи» – 2 из 4 «спорных островов») состоит из одного более-менее большого острова и множества мелких островков площадью от 0,2 до десятка кв. км. Основным «аргументом» сторонников передачи их Японии является как раз их «мизерность» (мол, каких-то несколько сот кв. км) на фоне остальной территории России и «никчемность» для ее национальных интересов (экономики, безопасности и т.д.). При этом замалчиваются следующие факты.

К каждому из этих островков примыкает территориальное море. Территориальное море, согласно общепризнанной юридической доктрине, существует ipso facto и ab initio – «в силу факта и изначально». То есть наличие территориального моря, примыкающего к суше, так же естественно, как сама суша. Ширина территориального моря ограничена ст. 3 Конвенции ООН 1982 г.28 – не более 12 морских миль от исходных линий, т.е. от береговой линии или от установленных государством в соответствии с положениями указанной конвенции прямых исходных линий, ограничивающей внутренние морские воды.

Статья 2 этой Конвенции гласит: «Суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории… на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем». Отметим, что по одному из определений суверенитет – верховное право, полная независимость государства от других государств в его внутренних делах и внешней политике29.

Таким образом, внутренние морские воды и территориальное море – это акватории Мирового океана, прилегающие к побережью России, где безоговорочно действует принцип функционирования государственной власти, наделяющий Российскую Федерацию исключительным правом устанавливать законы, определять права и обязанности граждан, а также подразумевающий самостоятельность государства как субъекта принятия решений в международных отношениях.

Соответственно, территориальное море является такой же суверенной территорией государства, как сухопутная территория, а государственная граница России проходит по внешней границе территориального моря (см. рис. 2), что закреплено в двух федеральных законах30. И при передаче Японии островов «Шикотан и Хабомаи» Россия лишится не нескольких сот кв. км «суши», а суверенной территории площадью 6951,4 км2, что в два раза превышает территорию Москвы (2561,5 км2), вместе с Рублевкой.

Рис. 2

С учетом вышесказанного площадь суверенной территории Кунашира и Итурупа составляет 23 670,8 км2, и при передаче Японии всех якобы ее «северных территорий» потери России возрастут до 30 622,2 км2, что сопоставимо с потерей Курской области (29 997 км2).

У российских сторонников передачи Южных Курил в ходу, на их взгляд, очень «веская причина»: у Москвы банально нет денег на содержание глубоко дотационных территорий (а на покупку зарубежных вилл, офшоры и финансовые дотации на развитие той же американской экономики – есть). Однако какой бы маленькой ни была территория, никто не может гарантировать, что она изучена до последнего атома и не представляет какой-либо «ценности»31. Да и технический прогресс не стоит на месте. В свое время Аляску считали «ящиком со льдом», и многие американские сенаторы резко выступали против ее «покупки». А затем – «золотая лихорадка», когда золота было добыто на суммы, многократно превышающие «цену» за Аляску, нефть, огромные уловы биологических ресурсов в прилегающих морских пространствах, плацдарм для пусковых установок стратегических ракет и многое другое.

Обстоятельство второе

20 статей (с 55-й по 75-ю) части V Конвенции ООН 1982 г., называемой специалистами «Конституцией океанов», регламентируют юридический институт исключительной экономической зоны (далее – ИЭЗ). Это морской пояс, примыкающий к суверенной территории прибрежного государства, внешняя граница которого удалена на 200 миль от береговой линии.

Значение ИЭЗ определяется тем, что у большинства прибрежных государств в пределах примыкающего 200-мильного морского пояса находятся основные запасы промысловых рыб и других живых ресурсов, большая часть месторождений нефти и газа, проходит значительное количество международных морских путей и, соответственно, деятельность в нем и ее последствия имеют непосредственное отношение к государству. Основное назначение ИЭЗ заключается в предоставлении прибрежному государству прав, носящих суверенный, исключительный и специальный характер, включая юрисдикцию в отношении полезных ископаемых, биологических, энергетических и иных природных ресурсов, а также целого ряда видов деятельности.

Поэтому все прибрежные государства очень трепетно относятся к каждому кв. км морских пространств, прилегающих к их побережью, чего не скажешь о советском/российском истеблишменте. Разве думали Хрущев и Ко, передавая Крым32 из состава РСФСР в состав УССР, а затем Ельцин в Беловежской пуще33, о значительных и значимых для России морских пространствах, прилегающих к побережью Крыма?

В результате искусного развала СССР, имевшего в Черном море вторую по площади ИЭЗ, сопоставимую с ИЭЗ Турции, его правопреемница Россия оказалась обладателем крохотного «клинышка», сравнимого с ИЭЗ таких мини-государств, как Болгария или Румыния. А второй по площади ИЭЗ в Черном море стала Украина, до 1922 года34 вообще не имевшая выхода ни к Черному, ни к Азовскому морям. Часть этой ИЭЗ35 в связи с госпереворотом на Украине и политикой Киева вернулась к России, но цена оказалась гораздо выше волюнтаризма Хрущева и недальновидности Ельцина.

Нотой Японии SC/13/203 от 23 мая 2013 года, направленной в ООН в связи с заявкой России на континентальный шельф в центральной части Охотского моря, со всех сторон окруженной ИЭЗ России, утверждается: «…, правительство Японии имеет честь подтвердить, что сама по себе эта вербальная нота, как и возможные рекомендации, которые будут выданы Комиссией относительно вышеупомянутой обновленной частичной заявки России, не повлияют на позицию и взгляды правительства Японии относительно островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, которые являются неотделимой частью японской территории, равно как и относительно разграничения исключительной экономической зоны и континентального шельфа, подлежащего согласованию между Японией и Россией».

При передаче Японии островов Малой Курильской Гряды Россия лишится не только 6951,4 км2 суверенной территории, но и прилегающей к ней ИЭЗ площадью 102 945,7 км2 (см. рис. 2). А при передаче Итурупа и Кунашира – еще 90 334,8 км2 ИЭЗ. Таким образом, общие потери ИЭЗ составят 193 280,5 км2. Это более двух Белых морей, в отличие от которого прикурильские воды не замерзают зимой и гораздо богаче морепродуктами. Добавьте сюда еще 30 622,2 км2 суверенной территории (суша + территориальное море), о которых говорилось выше, и «потери» перевалят за 220 000 км2.

Обстоятельство третье

Важнейшим обстоятельством является военно-стратегическое значение Южных Курил для обеспечения безопасности и обороноспособности России.

Конечно, дефицит земли в Японии общеизвестен, и средняя плотность населения достигает 330 человек на 1 кв. км, хотя это далеко не самые высокие показатели в мире. Южные Курилы могли бы увеличить ее территорию менее чем на 2,3%, что теоретически способно понизить среднюю плотность населения страны на 4 человека (с 330 до 326). Но вряд ли это хоть как-то скажется на условиях проживания для японцев центральных и южных островов, где плотность населения в отдельных местах достигает нескольких тысяч человек на 1 кв. км, так как и поныне ими мало используется емкость второго по величине острова Японского архипелага, расположенного на севере страны, – Хоккайдо, где плотность жителей сегодня, вероятно из-за сравнительно сурового климата, составляет 72 человека на 1 кв. км. Климатические, природные и экзогенные условия на Курилах еще более тяжелые.

Строго говоря, самой Японии Южные Курилы не нужны. Они нужны США. Еще в августе 1945 года Сталин получил послание Трумэна, в котором говорилось: «Правительство Соединенных Штатов желает располагать правами на авиационные базы для наземных и морских самолетов на одном из Курильских островов, предпочтительно в центральной группе, для военных и коммерческих целей». И не случайно США «шантажируют» Японию тем, что никогда не вернут ей Окинаву и другие острова архипелага Рюкю, фактически оккупированные ими с 1945 года, если Япония не добьется «возврата» всех Южных Курил. Ведь применяя новейшие технологии с учетом технического прогресса и используя многочисленные острова Малой Курильской Гряды как основание для искусственных территорий-платформ, а Южно-Курильский пролив между ними и островом Кунашир как защищенную от океанского влияния внутреннюю акваторию, можно построить либо крупнейший в России многофункциональный морской порт (международный + торговый + пассажирский + рыбный + ВМБ + научно-исследовательские океанографические центры и т.д.), соединенный тоннелями/мостами через Сахалин с материком… либо крупнейшую в Тихоокеанском регионе военно-морскую и военно-воздушную базы США.

Даже если базы США на Южных Курилах не будут построены, единственные, пока еще российские, незамерзающие проливы Екатерины и Фриза в Курильских островах будут перекрыты, что создаст проблемы для Тихоокеанского флота. Зато в центральной части Охотского моря наверняка будет дрейфовать 6-й флот США со своей авианосной группой.

Руководитель АМП «Охотского моря и Татарского пролива» Николай Татаринов считает, что «японцам нужны не острова, а проливы между ними». Ведь эти проливы представляют собой ключевую часть одного из важнейших мировых маршрутов, в том числе продолжение Севморпути к портам Приморья, Приамурья, Сахалина, а также Кореи и других портов Восточной Азии. Установив на островах станции автоматизированной проводки судов, можно контролировать весь трафик вдоль Курил. Кто будет проводить наши суда по этому важнейшему маршруту: американцы, японцы, или все-таки россияне?36

Подводные камни

Для мореплавания осыхающие и подводные камни37 – одна из наиболее существенных опасностей из-за того, что они не видны на поверхности моря и если не отмечены на карте, то могут привести к кораблекрушению.

В российской политике тоже существует множество «подводных камней», особенно в законодательных ветвях власти. То депутаты сбегают за границу, то сенатор, плохо говорящий по-русски, оказывается членом ОПГ, то принимаются законы, которые не действуют или действуют «избирательно» и прозываются «антинародными», то вносятся какие-то нелепые «законопроекты»38, то проходят откровенные пиар-акции.

Например, С. Миронов выступил с «инициативой» о переименовании Курильских островов в острова «Русские»39. Золотой век Великих географических открытий уже давно прошел. В городской топонимике переименование улицы – процесс довольно сложный и длительный. А переименование названия географического объекта, устоявшегося веками и признанного мировым сообществом, – процесс на многие порядки выше, и не факт, что будет признано мировым сообществом. Скорее всего, такое «предложение» будет воспринято негативно, добавив России проблем. Конечно, новые географические названия на картах мира появляются и сейчас. Но они касаются, как правило, подводных форм рельефа, впервые открытых или безымянных. Отвечает за этот процесс международный комитет SCUFN40, ведущий «Перечень географических названий ГЕБКО». И новое название принимается по согласованию со всеми членами этой международной организации. Так почему перед выдвижением «инициативы» не проконсультироваться со специалистами?

Но больше всего опасений вызывает «большинство» непрофессиональных, инертных «слуг народа», готовых проголосовать за что угодно, если этого требуется российскому истеблишменту для сиюминутной политической конъюнктуры. И ничего отдельные здравомыслящие голоса с этим «большинством» поделать не могут.

Примером такой ситуации является принятие в 2011 году подавляющим «большинством» депутатов Государственной Думы и утверждение сенаторами Федерального Собрания Федерального закона № 57-ФЗ, посвященного ратификации договора между Россией и Норвегией 2010 г. о разграничении морских пространств. Закон «короткий» и состоит всего из трех статей. Первая статья ратифицирует указанный договор. Однако этот договор, разграничивая в том числе район международного морского дна, тем самым нарушает императивную норму международного права41 и, согласно ст. 53 Венской конвенции42, не имеет юридической силы43. Вторая и третья статьи закона № 57-ФЗ распространяют ИЭЗ России за 200-мильный предел44, что является существенным нарушением другой императивной нормы международного права45.

Таким образом, депутаты и сенаторы приняли закон, ратифицирующий заведомо ничтожный договор, с нарушением императивных норм международного права. Более того, этот закон противоречит п. 4 ст. 15 Конституции РФ. Президент – гарант Конституции и не может подписывать законы, ей противоречащие. Но ведь подписал.

Так что успокаиваться насчет судьбы Южных Курил пока еще рано.

Заключение

Не может не вызывать беспокойства складывающаяся тенденция. В 1990 году в результате политической конъюнктуры и некоего «компромисса» США были переданы около 80 000 км2 морских пространств, прилегающих к побережью России в Беринговом море. Через 20 лет, в 2010 году, по тем же причинам Норвегии были «уступлены» уже около 140 000 км2 морских пространств в Баренцевом море.

Еще в начале прошлого века товарищ Сухов говорил: «Восток – дело тонкое …» В странах Азиатско-Тихоокеанского региона любые компромиссы и уступки рассматриваются исключительно как слабость государства. Неудивительно, что в сложившейся ситуации Япония «зарится» на 200 000 км2 морских пространств под юрисдикцией России.

Думается, что российскому истеблишменту пора остановиться и поискать другие «компромиссы», не связанные с раздачей российских территорий и прилегающих к ним морских пространств.

1 Последовательно и подробно история Курильских островов, с представлением копий важных документов, описана авторским коллективом В.К. Зиланов, А.А. Кошкин, А.Ю. Плотников, С.А. Пономарев, в 3-м, расширенном и переработанном издании «Русские Курилы. История и современность. Сборник документов по истории формирования русско-японской и советско-японской границы». М., 2014.

2 Камчатский полуостров посещался и осваивался русскими с 1651 года. По итогам похода Атласова Камчатка была присоединена к России.

3. На официальных российских картах – Малая Курильская Гряда, в СМИ обозначаемая как «Шикотан и Хабомаи».

4. Отметим – приказ главы провинции, а не императора Японии.

5. Бусидо (букв. «путь воина») – кодекс самурая, свод правил, рекомендаций и норм поведения истинного воина в обществе, в бою и наедине с собой, воинская мужская философия и мораль, уходящая корнями в глубокую древность.

6. Харакири, или сэппуку (букв. «вспарывание живота»), – ритуальное самоубийство методом вспарывания живота, принятое среди самурайского сословия средневековой Япони

7. Иногда именуется как «Японско-российский договор о дружбе».

8. Крымская война 1853-1856 годов, вторая после Отечественной войны 1812 г. крупная «напасть» – война между Российской империей, с одной стороны, и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства – с другой. Боевые действия разворачивались на Кавказe, в Дунайских княжествах, на Балтийском, Черном, Азовском, Белом и Баренцевом морях, а также на Камчатке и Курилах. Наибольшего напряжения они достигли в Крыму, поэтому в России война получила название «Крымской».

9. Под «неприятелем» имелись в виду англичане и французы, в то время не имевшие никакого влияния на Японию в отличие от нынешних США.

10. В 1875 г. Россия накануне назревавшей войны на Балканах не рискнула вступать в конфликт еще и с Японией и согласилась на передачу ей всех Курил – в обмен на отказ от японских притязаний на Сахалин.

11. Нюрнбергский процесс. Т. 1. М., 1952. С. 158.

12. Википедия: «Объявление войны – юридическая, дипломатическая процедура в международном праве и международной политике, заключающаяся в официальном, в установленном порядке предупреждении одним государством другого о прекращении между ними мира и переходе в состояние войны. После Второй мировой войны практически не применяется».

13. Берлинский пакт 1940 года, известный также как Пакт трех держав 1940 года или Тройственный пакт – международный договор, заключенный 27 сентября о разграничении зон влияния между странами Оси при установлении нового мирового порядка и военной взаимопомощи. Германии и Италии предназначалась ведущая роль в Европе, а Японской империи – в Азии.

14. 7 декабря 1941 года Япония совершила нападение на Перл-Харбор – базу ВМС США на аннексированных ими в 1898 г. Гавайях, нейтрализовавшее тихоокеанский флот США на 6 месяцев.

15. Первый этап войны (до декабря 1941 г.) развертывался успешно для японских милитаристов, уже оккупировавших Корею и огромные территории в Китае, в том числе районы в Северном Китае, граничащие с СССР. После пяти месяцев войны ими были захвачены Малайя, Сингапур, Филиппины, основные и острова Индонезии, Бирма, Гонконг, Новая Британия, Соломоновы острова. В дальнейшем Япония захватила Таиланд, а также владения США – острова Гуам, Уэйк, Атту и Кыску.

16. «Кантокуэн» – («Особые маневры Квантунской армии»). 11 июля 1941 года императорская ставка направила в Квантунскую армию и японские армии в Северном Китае специальную директиву № 506, в которой подтверждалось, что целью «маневров» является усиление готовности к началу войны против Советского Союза.

17. А.А. Кошкин «Как Япония «помогала» СССР одолеть Гитлера», http://nvo.ng.ru/gpolit/2015-05-08/1_japan.html.

18. «Ялтинское соглашение трех великих держав по вопросам Дальнего Востока» от 11 февраля 1945 г., где: «2. Восстановления принадлежавших России прав, нарушенных вероломным нападением Японии в 1904 г., а именно: а) возвращение Советскому Союзу южной части о. Сахалин и всех прилегающих к нему островов...», а п. 3 гласит: «Передачи Советскому Союзу Курильских островов». А также: «Главы правительств Трех Великих Держав согласились в том, что эти претензии Советского Союза должны быть безусловно удовлетворены после победы над Японией».

19. Во-первых, не «остановились», а их остановили советские войска. Во-вторых, эта «старая граница» до 1940 года существовала всего лишь 20 лет – миг в истории. В-третьих, в соответствии с планом «Барбаросса» финны оккупировали значительные области РСФСР до р. Свирь.

20. 12 августа 1323 года в крепости Орешек, на острове в истоке Невы, после 30 лет военных действий был заключен Ореховский мир – первый мирный договор об установлении границ между Новгородской республикой и Шведским королевством. По этому договору западная часть Карельского перешейка отошла (!) к Шведскому королевству, восточная часть перешейка с Корелой (сейчас Приозерск) осталась в составе Новгородской республики. Финляндии тогда вообще не существовало, даже в виде вассала Швеции.

21. По договору от 14 августа 1945 года СССР вновь обретал Квантунскую область, Порт-Артур и права на управление КВЖД. После 1950 года огромнейшие вложения Российской империи/СССР в Квантунский полуостров, начиная с русско-китайского договора 1896 года, Сталиным и Хрущевым были в угоду сиюминутной конъюнктуре отданы ни за что Китаю.

22. На тот момент Н. Хрущев еще не был главой СССР. Официальным руководителем страны был Председатель Совета Министров Г.М. Маленков.

23. С. Косяченко «Запретная история Китая» // «Секретные материалы», № 8, 2019.

24. Стандарт S-23 – Названия и границы океанов и морей. Международное гидрографическое бюро – 4-е изд. – Монако. 2002 г.

25. Совместная декларация Союза Советских Социалистических Республик и Японии (1956). Статья 9: «При этом Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией».

26. Н.Н. Платошкин, 7.01.2019, https://vk.com/platoshkin.nikolay.

27. Русско-японская война: январь 1904 – август 1905 г. Причем без официального объявления войны японский флот первым напал ночью на русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура. Интервенция в Советскую Россию 1918-1922 гг. Японско-китайские войны: Первая 1893-1895 гг. и Вторая 1937-1945 гг. Корея была оккупирована Японией с 1910 г. и освобождена Красной армией в августе 1945 года. В июле 1941 года на территории Маньчжурии и Кореи было сосредоточено 850 тыс. солдат и офицеров японской армии. С учетом приведенных в боевую готовность войск на Хоккайдо, Южном Сахалине и Курильских островах для нападения на СССР была создана группировка, общая численность которой составила около 1 млн человек.

28. Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года.

29. Новый экономический и юридический словарь, под ред. А.Н. Азрилияна, Москва, 2003.

30. ФЗ: «О Государственной границе РФ» от 1 апреля 1993 г. № 4730-I (п. 2 ст. 5), «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» от 31 июля 1997 г. № 155-ФЗ (п. 3 ст. 2).

31. Разведанные запасы ископаемых только на Южных Курилах в мировых ценах текущего времени оцениваются в 40-50 млрд долларов.

32. Решение о передаче Крыма было принято на заседании Президиума Верховного Совета СССР 19 февраля 1954 года. Хрущев на тот момент не был «первым лицом» государства, но в течение нескольких лет делал все от него зависящее, чтобы такое решение было принято, причем келейно, без широкого обсуждения народами двух советских республик.

33. Учитывая страсть Кравчука заполучить булаву (символ государственной власти на Украине), у Ельцина была возможность совершенно «безболезненно» вернуть Крым в состав России в декабре 1991 г., но он «отмахнулся».

34. 30 декабря 1922 года на I съезде Советов представителями РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики (Азербайджанская, Армянская и Грузинская ССР) был образован СССР, с последующим перекраиванием границ и передачей, в частности, УССР южных областей (побережье Черного и Азовского морей).

35. Напомним, что до революции 1917 года Одесская, Николаевская и Херсонская области входили в состав Российской империи, а не Украины.

36. И. Шумейко «Держава трех океанов» // «Морские вести России», № 6, 2015, Москва, с. 5.

37. Камень – отдельный выступ скальной породы, имеющий размеры не более 10 метров в поперечнике. Камень подводный – вершина которого лежит ниже уровня воды, осыхающий – вершина которого полсуток находится ниже уровня воды. «Справочник гидрографа по терминологии» Минобороны СССР, ГУНиО, 1984.

38. А. Сальников «Депутаты и их нелепые законопроекты – обзор 12 предложений», https://www.9111.ru/questions

39. https://www.9111.ru/questions

40. SCUFN – Подкомитет ГЕБКО по географическим названиям и номенклатуре форм подводного рельефа. ГЕБКО – орган Межправительственной океанографической комиссии (МОК).

41. Ст. 136, 137, 311 Конвенции ООН 1982 г.

42. Венская конвенция о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 года). Конвенция вступила в силу 27.01.1980, для СССР – 29.05.1986. Для России эта конвенция имеет юридическую силу в порядке континуитета.

43. В. Кисловский «С позиций международного права – ничтожен» // «Морские вести России», № 12, 2015, Москва, с. 13-15.

44. В. Кисловский «Что разграничил договор с Норвегией?» // «Морские вести России», № 5, с. 12-15, № 6, с. 10-12, 2018, Москва.

45. Ст. 57 Конвенции ООН 1982 г.

Морские вести России №8 (2019)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Глава ведущей оборонной верфи призвал студентов включаться в судостроение

Глава ведущей оборонной верфи призвал студентов включаться в судостроение Кадры новые нужны, кадры разные важны

«Росморпорт» примет участие в рабочей группе «Развитие железнодорожной и портовой инфраструктуры»

«Росморпорт» примет участие в рабочей группе «Развитие железнодорожной и портовой инфраструктуры» которая пройдет в рамках форума «Инфраструктурные инициативы бизнеса» в Москве 29 ноября 2019 года

Российская экономика

10 млрд рублей в 2020 году рассчитывает направить Минпромторг на поддержку лизинга

10 млрд рублей в 2020 году рассчитывает направить Минпромторг на поддержку лизинга На господдержку часто рассчитывают при заказе судов

Минфин: для приватизации «РЖД» и «Транснефти» нужно внести поправки в закон

Минфин: для приватизации «РЖД» и «Транснефти» нужно внести поправки в закон Конкретики по срокам и долям пока нет

Транспортная политика

В Бундестаге не приняли законопроект обхода директивы ЕС для газопровода «Северной поток 2»

В Бундестаге не приняли законопроект обхода директивы ЕС для газопровода «Северной поток 2» Хитрость не удалась

Эксперт: ледовой проводке по Севморпути необходимы правовые границы

Эксперт: ледовой проводке по Севморпути необходимы правовые границы Авария в акватории создаст международно-правовую коллизию

Морские порты

На 21,76 млн тонн вырос грузооборот морских портов РФ в 2019 году

На 21,76 млн тонн вырос грузооборот морских портов РФ в 2019 году Лидер по «росту» – Каспийский бассейн

Конкуренция Большого порта: доля Петербургского нефтяного терминала падает даже с ростом перевалки

Конкуренция Большого порта: доля Петербургского нефтяного терминала падает даже с ростом перевалки Предприятие не сдается, а оптимизирует поставки и улучшает инфраструктуру




Морской транспорт

Эксперт: строительство копии исторического брига «Меркурий» в Севастополе создаст символ федерального значения

Эксперт: строительство копии исторического брига «Меркурий» в Севастополе создаст символ федерального значения И влюбит в морскую службу сотни ребят

«Циркон» получат «старички»

«Циркон» получат «старички» Опыт не ржавеет

Речной транспорт

Мешавший всем плавресторан разберут

Мешавший всем плавресторан разберут Владелец винит Речной порт в затоплении дебаркадера

Пассажиры Архангельска пересядут на ледоколы

Пассажиры Архангельска пересядут на ледоколы Интересный вариант общественного транспорта

Ж/Д транспорт

РЖД ускорит перевалку контейнеров на границе с Китаем

РЖД ускорит перевалку контейнеров на границе с Китаем За счет широкой колеи и мультимодальности

Успей на первый: стартовали продажи билетов на поезд из Петербурга в Севастополь

Успей на первый: стартовали продажи билетов на поезд из Петербурга в Севастополь Севастопольцы и москвичи также бросились покупать проездные документы

Авто транспорт

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Участок мегатрассы от Москвы до Казани построят не раньше чем через 7 лет

Участок мегатрассы от Москвы до Казани построят не раньше чем через 7 лет За 730 млрд рублей

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Морской порт Тамань: развитие инфраструктуры и подходных путей

Морской порт Тамань: развитие инфраструктуры и подходных путей Распоряжением Правительства РФ от 15.08.2008 г. №1196-р морской порт Тамань открыт для международног...

Анализ портовых бизнес-процессов: контроль от перевалки до морской перевозки

Анализ портовых бизнес-процессов: контроль от перевалки до морской перевозки Сегодня рынок морских грузоперевозок относится к категории низкомаржинальных бизнесов: сильный дисба...

Морской транспорт

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Паромная сеть – прорыв России в транспортной логистике

Паромная сеть – прорыв России в транспортной логистике Эффективную реализацию морского потенциала нашей страны в транспортной составляющей может дать синер...

Речной транспорт

Единая магистраль пяти регионов

Единая магистраль пяти регионов Внутренние водные пути Амурского бассейна общей протяженностью 7285 км, на которых Администрация осу...

Байкальское притяжение

Байкальское притяжение Для содержания и обслуживания судоходной обстановки в Байкало-Ангарском бассейне на 1 июля 2019 года...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Новый вид технического флота

Новый вид технического флота Новый взгляд на суда технического флота – универсальная платформа, электродвижение, экологически чис...

Судно с вертолетами для снабжения необорудованного берега: идея, реализация, применение

Судно с вертолетами для снабжения необорудованного берега: идея, реализация, применение Освоение Арктики и Дальнего Востока сопровождалось созданием множества отдельных поселений на морски...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...