Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал - Морские вести России

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

11.07.2019

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совместного заседания Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета при Росморречфлоте, состоявшегося 27 марта под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Росморречфлота Юрия Цветкова. В заседании, прошедшем в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, приняли участие председатель Исполкома Координационного транспортного совещания государств – участников СНГ Александр Давыденко, заместитель руководителя Ространснадзора Сергей Сарицкий, депутат Госдумы Виктор Дерябкин, председатель Общественного совета при Росморречфлоте, глава Совета ветеранских организаций морского и речного флота Юрий Михайлов.

Юлия Орлова, спецкор

Перевозки выросли

В отчетном году цели деятельности Росморречфлота были определены документами стратегического планирования:

– Транспортной стратегией до 2030 года;

– Стратегией развития внутреннего водного транспорта до 2030 года;

– государственными программами, по которым Росморречфлот является исполнителем или участником реализации мероприятий;

а также Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, разработанным во исполнение майского указа президента.

В 2018 году решались задачи, направленные на сохранение набранных темпов модернизации и объемных показателей работы отрасли, достигнутых в предыдущие годы. Были сделаны важные шаги по улучшению регулирования деятельности, укреплению безопасности судоходства. В области морского и внутреннего водного транспорта принято более 70 нормативно-правовых актов.Росморречфлот стал ответственным исполнителем мероприятий федеральных проектов «Морские порты России» и «Внутренние водные пути», а также участником реализации мероприятий федерального проекта «Северный морской путь» Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.

По словам Юрия Цветкова, выступившего на заседании с отчетным докладом, морским транспортом было перевезено в прошлом году 7,5 млн пассажиров. Около 6 млн пассажиров перевезено в каботажном сообщении, из них основная доля (90%) приходится на Азово-Черноморский бассейн.

В 2018 году отправление грузов морским транспортом под российским флагом составило 23 млн тонн (87,2% к уровню 2017 года), грузооборот – 45 млрд т-км (90% к уровню 2017 года). Завоз грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в 2018 году в общем объеме отправленных грузов составил 6,6 млн тонн (124,2% к уровню 2017 года), в том числе сухогрузов – 2,6 млн тонн (87,9%), наливных грузов – 4 млн тонн (увеличение в 1,7 раза).

Программы развития флота продолжаются

Общая численность судов морского транспортного флота под российским флагом по состоянию в соответствии с данными системы регистрации судов составляет 3863 единицы суммарным дедвейтом около 4,7 млн тонн. Средний возраст судов – 35 лет.

В Российском международном реестре судов на начало 2019 года зарегистрировано 1139 судов суммарным дедвейтом около 4,6 млн тонн.

Многие судовладельцы, включая крупные российские судоходные компании, продолжили выполнение программ развития и модернизации флота. В 2018 году за счет собственных средств и с привлечением кредитов судоходными компаниями построено 28 морских транспортных и «река-море» плавания судов.

На начало 2019 года в российских морских реестрах зарегистрировано около 8000 судов.

С 2006 года велась планомерная работа по созданию условий по привлечению судов под российский флаг – началась регистрация судов в Российском международном реестре судов (так называемый Второй реестр). Юрий Цветков напомнил, что на начало 2007 года в нем было зарегистрировано 136 судов суммарным дедвейтом 0,5 млн тонн. В ретроспективе последних десяти лет наблюдается стабильное увеличение количества судов в реестре. И уже сейчас под российским флагом более 1000 судов суммарным дедвейтом около 5 млн тонн.

Обновляется и обеспечивающий флот как за счет средств федерального бюджета, так и с привлечением внебюджетных источников. В 2018 году судовладельцами построено 17 судов общей мощностью почти 100 тыс. кВт.

– Хочу отметить, – сказал Ю. Цветков, – что, реализуя проекты по строительству флота, судоходные компании активно используют государственную поддержку по постановлениям Правительства Российской Федерации № 383 (возмещение затрат по уплате процентов по кредитам и лизинговых платежей) и № 502 (утилизационный грант).

За счет средств федерального бюджета для несения аварийно-спасательной готовности в Дальневосточном бассейне завершено строительство двух спасательных катеров-бонопостановщиков проекта А40-2Б. Для водолазного обеспечения подводно-технических работ, участия в аварийно-спасательных и судоподъемных операциях ФГБУ «Морская спасательная служба» принят в эксплуатацию рейдовый водолазный катер проекта А160. Принят в эксплуатацию несамоходный высокопроизводительный земснаряд для работы на арктических реках Ленского бассейна. Реализуется инвестиционный проект по постройке двух железнодорожных паромов для эксплуатации на железнодорожной паромной переправе Усть-Луга– Балтийск для обеспечения транспортной доступности Калининградской области и решения вопроса бесперебойного паромного сообщения с основной территорией России.

Кадровое обеспечение

Отраслевыми образовательными организациями выпущено порядка 11 тыс. специалистов. В настоящее время в вузах обучается более 54 тыс. человек, из которых более 33 тыс. обучаются по плавательным специальностям.

Прием на транспортные специальности составляет более 90%, подавляющее число из которого прием на плавательные специальности. В 2018 году количество заявлений по плавательным специальностям удвоилось по сравнению с 2017 годом и составило порядка 10 тыс. шт. (2018 г. – 9866, 2017 г. – 5500), а по береговым специальностям – 17 343 заявления.

– Мы постоянно в контакте с потребителями кадров – отраслевыми организациями, – подчеркнул Ю.Цветков. – Целевой прием позволяет давать знания и умения, необходимые на предприятии, повысить качество подготовки специалистов. По программам высшего образования в 2018 году целевой прием составил 140 человек.

Подготовка кадров ведется в соответствии с профстандартами и федеральными государственными образовательными стандартами.

В прошлом году утверждены 2 отраслевых профстандарта и 3 федеральных государственных образовательных стандарта третьего поколения.

В качестве дополнительной помощи в разработке и связи с профессиональным сообществом был создан Совет по профессиональным квалификациям на морском и речном транспорте.

Практически закрепить приобретенные навыки по работе с судовым оборудованием позволяет обширный комплекс специальных тренажеров.

Плавательная практика – это еще и участие в регатах. В 2018 году экипаж парусника «Надежда» стал победителем Дальневосточной регаты учебных парусников.

Привлечение молодых кадров в отрасль – основная задача Морского федерального ресурсного центра дополнительного образования детей. В прошлом году была создана единая методическая база дополнительного образования детей в морской, речной и судомодельной сферах.

Северный морской путь

Юрий Цветков отметил успехи прошлого года также в сфере внутреннего водного транспорта, в оснащении морского и внутреннего водного транспорта спутниковой связью, в обеспечении безопасности мореплавания. Отдельно была охарактеризована работа морского транспорта на Северном морском пути.

Так, по итогам навигации 2018 года объем перевозки грузов в акватории Северного морского пути увеличился в 2 раза и составил 20,2 млн тонн, в том числе порядка 500 тыс. тонн– это транзитные грузы. В акватории Северного морского пути действует разрешительный порядок плавания судов. В 2018 году выдано 792 разрешения на плавание в акватории СМП (2017 год – 662), из них судам под иностранным флагом выдано 91 разрешение (2017 год – 107).

В 2018 году продолжено гидрографическое исследование в акватории СМП, выполнено техническое обслуживание 287 объектов средств навигационного оборудования, где установлены и действуют 3 комплекта автономных источников питания на основе светодиодных технологий, солнечных панелей и ветрогенераторов. Уровень технической оснащенности трасс Северного морского пути составил 40%.

Безопасность мореплавания

Оказание комплексных услуг по безопасному мореплаванию в пределах акватории 34 морских портов и на подходах к ним осуществлялось в 2018 году с использованием 25 систем управления движением судов (СУДС), находящихся в хозяйственном ведении ФГУП «Росморпорт». В 2018 году с их использованием оказаны услуги 967,3 тыс. судам, что на 3,2% меньше, чем в 2017 году. Операторами СУДС предотвращено 10 аварийных случаев.

На морских бассейнах России несут аварийно-спасательную готовность ФГБУ «Морспасслужба», 9 его филиалов, ФГБУ «СКЦ Росморречфлота», морские спасательно-координационные центры, морские спасательные подцентры.

В 2018 году ФГБУ «Спасательно-координационный центр Росморречфлота» принято 379 сообщений о происшествиях в сфере морского транспорта. В результате аварийных случаев, имевших место в 2018 году, поиск и спасание людей, терпящих бедствие на море, осуществлялись в 117 случаях. В прошлом году силами и средствами функциональных подсистем Росморречфлота на море проведено 107 аварийно-спасательных работ.

Для отработки действия сил и средств, органов управления, организации взаимодействия со спасательными службами других ведомств и иностранных государств при поиске и спасании, при ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов Росморречфлотом совместно с ФГБУ «Морспасслужба» в 2018 году проведено 15 крупномасштабных учений.

Проблема года

Из-за общего требования IMO по использованию низкосернистого топлива российским судовладельцам придется тяжело. Однако их положение усугубят и некоторые особенности внутреннего законодательства. Об этом на заседании Коллегии Росморречфлота сказал президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин.

– Судоходная отрасль стоит на пороге глобальных перемен в связи со вступлением в 2020 году в силу общего требования IMO по использованию низкосернистого топлива – не более 0,5% по массе. Такое решение IMO было принято, несмотря на то что нефтеперерабатывающая отрасль не в состоянии поставить необходимый объем топлива, и рост цен, – подчеркнул А. Клявин.

По его мнению, этого топлива, может быть, и хватит, но придется осуществлять встречные большие перевозки, чтобы обеспечить различные регионы мира таким видом топлива.

– Нас традиционно волнует ситуация с национальным законодательством. И первое – это полный запрет на производство на территории Таможенного союза высокосернистого топлива. Решение комиссии Таможенного союза. Такие требования, которые сегодня технический регламент предъявляет к этому топливу, даже выше, чем Конвенция MARPOL, – сказал А. Клявин. – Здесь, безусловно, на наш взгляд, не учитываются интересы судовладельцев, которые планируют использовать альтернативные методы борьбы с загрязнением окружающей среды в виде установки скрубберов, которые позволяют сократить выбросы в атмосферу.

По словам докладчика, введение глобального требования, невозможность российских НПЗ обеспечить необходимый объем низкосернистого топлива приведут к серьезному росту цен. Может быть, не в геометрической прогрессии, но в арифметической. Судоходные компании окажутся в значительно худшем положении, нежели автомобильный транспорт.

– В структуре эксплуатационных издержек расходы на топливо составляют примерно 30%. И в случае отсутствия такого вида топлива вы сами понимаете, что судно даже не сможет реализовать свои возможности. Понятно, что мы не в состоянии изменить регулирование глобальное, которое уже принято на уровне IMO, но необходимо принимать решения на национальном уровне. Поэтому мы обращаемся с просьбой к Минтрансу, к Росморречфлоту в ближайшее время организовать соответствующую работу совместно с Минэнерго, с Минфином с тем, чтобы оперативно выработать комплексное решение и план по нивелированию последствий повышения требований к техническим характеристикам топлива и сохранению конкурентоспособности отрасли, – сделал вывод Алексей Клявин.

Нужен прямой доступ на рынки Тихого океана

Начиная свое выступление на Коллегии Росморречфлота, директор дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша напомнил, что в декабре этого года исполнится 60 лет принятию в эксплуатацию атомного ледокола «Ленин».

– Фактически надо понимать, что, когда 6-7 месяцев в году двухметровые льды, судоходство без мощного ледокольного флота не обеспечить, – объяснил докладчик важность как события шестидесятилетней давности, так и новых задач.

– Задачи крайне амбициозные, на мой взгляд. Я всегда говорю, что пришло время, и мы должны получить прямой доступ морским транспортом на рынки Тихого океана. Значит, должна быть не только круглогодичная навигация в Карском море, которая была обеспечена эффективно в первую очередь для целей деятельности Норильского комбината.

Сегодня, конечно, бесспорно большая задача – 80 млн тонн. Как поменялось судоходство в Арктике: «Ямалмакс» – это сегодня базовое судно. 300 метров длиной, 50 – шириной, 45 мВт мощность. Наш ледокол – это всего 25 тыс. тонн, он в 5-6 раз меньше. Понятно, другие задачи, модель работы судоходства другая. Мы, скорее, там прокладываем канал, помогаем в самых тяжелых местах. А дальше такие мощные суда уже самостоятельно преодолевают свою ледяную дорогу».

По словам главы дирекции Севморпути, сегодня нужно обеспечить исключительно взрывной характер грузопотока. В первую очередь ледокольными силами и той портовой инфраструктурой, которая потребуется для следующих проектов.

– Цифра 55 млн к 2024 году. Цифра понятная и должна быть. Но есть два проекта, без которых достичь 80 млн тонн невозможно, – отметил В. Рукша. – Здесь ничего сильно хитрого. Базовые грузопотоки – это все же углеводородное сырье. Сжиженный газ фактически дает 50%. Сырая нефть. Обращаю внимание на Ванкорское месторождение. Мы работаем с «Роснефтью», чтобы создать арктический маршрут сырой нефти. С выходом в район бухты Северная, это чуть южнее Диксона. С цифрой в 50 млн тонн. Правда, к 2030 году. К 2024 году 10 млн тонн сырой нефти должно появиться. Транспортироваться Северным морским путем.

По мнению докладчика, самый тяжелый проект – это Лемберовская площадь, уголь Таймыра, который до сих пор еще не нашел разрешения с охранной зоной на полуострове Чайка. Коснулся Вячеслав Рукша и транспортировки благородных металлов.

– Крайне важный, серьезный проект – Северный широтный ход. Единственное, мы будем добиваться включения в него не только южной части, но и северной – с выходом к порту Сабетта. Как видите, цифры реальны, но этот план требует действительно хорошего взаимодействия Минтранса и ГК «Росатом», – заключил Вячеслав Рукша.

Задачи на 2019-й

2019 год – юбилейный для Росморречфлота, который отмечает 15 лет работы.

В предыдущие годы были сформированы условия для повышения конкурентоспособности российского флота, решения задач по развитию портовой инфраструктуры, обеспечения безопасности судоходства и бесперебойного функционирования инфраструктуры на внутренних водных путях. Показатели работы на морском транспорте демонстрировали устойчивую тенденцию роста.

Стратегическими задачами будущего периода являются:

– увеличение на треть мощностей отечественных морских портов к 2024 году;

– реализация конкурентного потенциала внутреннего водного транспорта (увеличение пропускной способности внутренних водных путей).

В наступившем году будет продолжена работа Росморречфлота по всем направлениям. Многое предстоит сделать как на море, так и на ВВП. Морским специалистам предстоит подготовка к переходу на выдачу электронных судовых документов в части государственной регистрации судов, а также дипломов и квалификационных свидетельств морякам. Судостроители завершат строительство многофункционального линейного дизель-электрического ледокола «Виктор Черномырдин» мощностью 25 МВт, а также построят 11 судов за счет средств федерального бюджета.

Основными задачами работников морского образования на 2019 год будут:

– сопровождение и разработка отраслевых профстандартов;

– разработка новых федеральных государственных образовательных стандартов, учебно-методической документации в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами;

– разработка компетенций в области конвенционной подготовки совместно с Морским федеральным ресурсным центром дополнительного образования детей для включения в перечень компетенций Worldskills Russia и Worldskills Junior и проведение по ним отраслевых чемпионатов профессионального мастерства.

Работу признали удовлетворительной

С докладом об итогах деятельности ФГУП «Росморпорт» выступил заместитель генерального директора по работе с органами исполнительной власти ФГУП «Росморпорт» Александр Смирнов. Он рассказал об основных направлениях деятельности предприятия, отметившего в 2018 году 15-летний юбилей. В докладе была озвучена положительная динамика финансовых показателей предприятия за отчетный период, а также основные результаты и достижения в обеспечении безопасности мореплавания, развитии портовой инфраструктуры и строительстве флота. Александр Смирнов отметил, что ключевые показатели эффективности деятельности ФГУП «Росморпорт» на среднесрочную перспективу предусматривают ежегодный прирост прибыли, выполнение задач, обозначенных в национальных проектах, прежде всего включенных в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, рост производительности и цифровизацию бизнес-процессов.

Вниманию участников заседания аудитором Счетной палаты Валерием Богомоловым был предложен ряд замечаний по некоторым мероприятиям отчетного периода, по которым затем прозвучали комментарии докладчика.

Своеобразной противоположностью аудиторскому подходу стал яркий обзор деятельности в отчетный период Общественного совета при Росморречфлоте, оценок морского и речного сообщества по наиболее актуальным проблемам отрасли и путям их решения, с которым выступил заместитель руководителя совета, председатель Общероссийского движения поддержки флота капитан 1-го ранга Михаил Ненашев.

С отчетом о проделанной работе, планах и перспективах развития вуза перед присутствующими выступил ректор ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова» Сергей Барышников.

Свои оценки различных сторон деятельности морской и речной отрасли в минувшем году и предложения по существующим проблемам также предложили заместитель руководителя Ространснадзора Сергей Сарицкий, депутат Госдумы РФ Виктор Дерябкин, руководитель «Морспасслужбы» Андрей Хаустов и другие. Все выступающие поддержали предложение считать работу Росморречфлота в минувшем году удовлетворительной. Все предложения, поступившие в рамках заседания, будут учтены в итоговом протоколе и вынесены на оценку отраслевого сообщества.

Морской флот №2 (2019)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика