Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни

Морской транспорт
Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни

Проблематика вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых является экономически нецелесообразной, в настоящее время остро стоит перед российскими судовладельцами.

Стефания Дремова, младший партнер адвокатского бюро «Инмарин» – специально для Morvesti.Ru и журнала «Морской флот»

Брошенные суда, судовладельцы которых не поддерживают их класс в действии, ветшают, стареют и превращаются в состояние лома. Поддержание исправного технического состояния таких судов ложится тяжелым бременем на судовладельца. Несмотря на то что восстановление указанных судов часто является нецелесообразным и судовладельцы вынуждены принимать решение относительно утилизации отжившего жизнь флота, грамотный подход к практической реализации указанного механизма и выполнение действий в строго установленном законом порядке позволит судовладельцу извлечь выгоду при утилизации судна.

Кто пилит?

Прежде всего судовладельцу необходимо осуществить выбор организации, которая произведет физическое уничтожение судна. Следует отметить, что компании, специализирующиеся на утилизации судов, должны отвечать определенным требованиям, в частности иметь лицензию на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных металлов, цветных металлов в соответствии с пунктом 34 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В Российской Федерации процедура утилизации судов регламентирована Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 620 (в редакции от 29.07.2017) «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта» (далее по тексту – Постановление). Положениями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в редакции от 29.07.2018) «Об охране окружающей среды» установлено, что процессы утилизации, предусмотренные Постановлением, должны соответствовать требованиям защиты окружающей среды. В практическом аспекте это означает, что утилизация судов должна производиться в специально отведенных и оборудованных для этих целей местах, исключая риск экологического загрязнения, например, на судостроительных или судоремонтных предприятиях.

В целях обеспечения безопасности и эффективной утилизации судов приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 655-ст был утвержден и 01.01.2014 введен в действие ГОСТ Р ИСО 30000-2013 «Суда и морские технологии. Системы менеджмента утилизации судов. Технологические требования к системе менеджмента предприятий по безопасной и экологически рациональной утилизации судов» (далее по тексту – Стандарт). В соответствии с положениями Стандарта к системе менеджмента предприятий (организаций) по утилизации (разделке) судов предъявляется перечень требований, которые призваны способствовать внедрению и применению процессов и методов достижения безопасных и экологически приемлемых работ по утилизации судов в соответствии с национальными и международными стандартами.

На утилизационном рынке орудуют компании, занимающиеся утилизацией флота «по-черному». Как правило, подобные услуги судовладельцам предлагают даже не юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке, а частные лица без соблюдения законодательных норм и требований безопасности. Кроме того, после завершения процедуры утилизации указанные лица не осуществляют выдачу собственнику судна официального документа, подтверждающего его уничтожение. Впоследствии отсутствие данного документа приводит к трудностям при снятии судна с регистрационного учета, а судовладелец продолжает нести налоговое бремя.

Наиболее обоснованным и экономически целесообразным подходом в рамках правового поля является путь заключения судовладельцем договора купли-продажи судна в целях его последующей утилизации с организацией, имеющей соответствующие лицензии и осуществляющей утилизацию судов в рамках своего основного вида деятельности. Указанный подход позволит соблюсти требования закона, получить необходимые документы для снятия судна с классификационного и регистрационного учета, а при соблюдении дополнительных условий также получить субсидию от государства на приобретение нового судна.

Успешным примером воплощения в жизнь вышеприведенного подхода является утилизация судна «Камчатка» (ИМО: 8324488). Судьба судна сложилась драматично. В 2013 году судно было конфисковано по решению суда и передано в собственность Российской Федерации. Последний выход на промысел в Баренцево море из российского порта состоялся в 2013 году. Спустя два года судно было задержано пограничными органами в связи с сообщением о преступлении в отношении капитана судна и отбуксировано в порт Киркенес (Норвегия), где находилось вплоть до принятия судовладельцем решения о его утилизации. Впоследствии судно было отбуксировано в порт Мурманск, где было передано специализирующемуся на утилизации предприятию.

Аресты снять

Брошенные суда находятся под пристальным вниманием различных кредиторов (владельцев причалов, у которых ветшают суда, портовых властей, агентов, снабженцев и т.д.), которые не получили удовлетворения своих требований непосредственно от судовладельца. Такие кредиторы, стремясь получить удовлетворение требований за счет судна, обращаются в суд по месту нахождения судна с заявлением о наложении ареста. Зачастую компетентная судебная власть налагает арест на такие суда, что, соответственно, приводит к невозможности выхода судна из порта. К сожалению, о действующих ограничениях судовладелец узнает уже при попытке судна начать рейс.

Однако наличие неудовлетворенных морских требований, а также наличие арестов на судно не является безусловным основанием невозможности реализации проекта по утилизации судна. Если своевременно произвести проверку юридической чистоты судна, а при необходимости урегулировать вопросы задолженности с кредиторами, утилизация судна не будет омрачена длительными судебными тяжбами с кредиторами.

Своим ходом не дойдем

Как правило, брошенные суда находятся в крайне неудовлетворительном техническом состоянии, что исключает возможность совершения ими самостоятельных рейсов до места утилизации.

В подобном случае судовладельцу необходимо обратиться в организацию, специализирующуюся на проведении буксировочного сюрвея на предмет проведения осмотра в целях установления возможности буксировки судна.

Впоследствии результаты указанного осмотра будут являться одним из оснований для заключения договора буксировки судна с компанией-судовладельцем, имеющей лицензию на осуществление буксировок морским транспортом, а также выдачи указанной компанией буксировочного сертификата.

Тонкости таможенного оформления

Немаловажным аспектом при утилизации является таможенное оформление судна в случае его нахождения за пределами РФ. Например, как в случае с судном «Камчатка» (ИМО: 8324488) или с судном «Павел Копытин» (ИМО: 8834665), которое в настоящее время находится в порту Ботсфьорд и готовится к буксировке в порт Мурманск, где и будет утилизировано. При необходимости ввоза судна на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее по тексту – Союз) судовладельцу необходимо подготовить пакет документов, которые в обязательном порядке будут запрошены таможенными органами при оформлении судна в порту прихода.

Как правило, документы, подтверждающие вывоз судна с территории Российской Федерации, остаются в сохранности. Однако не стоит исключать ситуации, когда документы утеряны или судно было приобретено после крайнего выхода за пределы Российской Федерации и новый собственник не располагает документарно подтвержденными сведениями о его последнем таможенном оформлении. Отсутствие документов и сведений приводит к тому, что в глазах таможенного органа судно не является товаром Союза, то есть представляет собой иностранный товар. Соответственно, судно подлежит ввозу при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, что автоматически приводит к уплате ввозной таможенной пошлины, размер которой может составлять до пятнадцати процентов от таможенной стоимости судна. При детальной подготовке судна к обратному ввозу на территорию Союза судовладелец имеет возможность избежать коллизий при таможенном оформлении.

Также стоит отметить, что при ввозе судна для утилизации, точнее уже при его таможенном оформлении, на борту могут быть обнаружены расходные материалы, запасные части судна и иные товары и грузы, которые не являются неотъемлемой частью судна. В данном случае важно произвести сюрвей груза, установить точное количество и характеристики товаров на борту в целях их верного декларирования. Кроме того, на каждый товар необходимо представить договор купли-продажи, транспортный документ, акт и счет.

Больше не судно

Заключительным аккордом процедуры утилизации судна является его снятие с классификационного и регистрационного учета.

Пункт 80 Приказа Минтранса России от 19.05.2017 № 191 «Об утверждении Правил государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов» (далее по тексту – Правила регистрации) устанавливает основания исключения судна из Государственного судового реестра (далее по тексту – ГСР) и Российского международного реестра судоходства (далее по тексту – РМРС).

В случае с утилизацией судна основанием для его снятия с регистрационного учета является утрата качества судна в результате перестройки или любых других изменений.

Независимо от того, в каком реестре зарегистрировано судно – в ГСР или РМРС, капитану порта необходимо представить, в частности, акт об утилизации судна и заключение Российского морского регистра судоходства или Российского речного регистра о непригодности судна для дальнейшего использования и об утрате им конструктивных качеств судна (далее по тексту – Заключение).

Отметим, что снятие судна с классификационного учета производится до обращения к капитану морского порта с заявлением об исключении судна из реестра. После передачи судна утилизирующей организации судовладельцу необходимо до его полного уничтожения представить судно на осмотр инспектору регистра в целях выдачи Заключения.

Государство поможет

Поскольку процесс утилизации судна является трудоемким и требует от судовладельца определенных денежных вложений, каждый разумный судовладелец задается вопросом о целесообразности такой утилизации, если можно оставить свое судно ржаветь естественным порядком.

В целях обновления флота, рационального вывода из эксплуатации технически устаревших судов, возрождения спроса на новые суда отечественного производства, а также в целях соблюдения безопасности в 2017 году Правительством Российской Федерации издано Постановление № 502 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию» (далее по тексту – Постановление № 502).

Согласно Постановлению № 502, юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, в уставном капитале которого доля иностранного юридического лица, зарегистрированного в офшорной зоне, не превышает 50%, вправе получить единовременную выплату при утилизации устаревшего судна и заказе нового судна на верфи в Российской Федерации. Указанную субсидию принято именовать «Утилизационный грант».

При обращении за получением субсидии у судовладельца должны отсутствовать задолженности по налогам, сборам, возврату в бюджеты каких-либо субсидий. Также судовладелец не должен находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства и не должен иметь ограничений на осуществление хозяйственной деятельности. Важным условием является то обстоятельство, что ранее судовладелец не получал и не получает средства из бюджета для аналогичных целей.

Однако для получения субсидии судно, которое сдается на утилизацию, должно соответствовать определенным критериям. Например, возраст судна, сдаваемого на утилизацию, должен быть не менее тридцати лет. В течение последних пяти лет эксплуатации должно числиться в ГСР или РМРС. Кроме того, вновь построенное судно впоследствии должно быть также зарегистрировано судовладельцем в ГСР или РМРС.

В рамках упомянутого Постановления № 502 судовладелец сможет получить до 15% на приобретение (строительство) нового пассажирского судна, до 10% на приобретение нового гражданского судна иного типа и также до 10%, но не более 70 млн рублей на приобретение нового судна рыбопромыслового и технического флота.

Процесс утилизации устаревшего судна требует от судовладельца проработки определенного плана, последовательное исполнение пунктов которого позволит рационально и с минимальными затратами вывести судно из эксплуатации, а при соблюдении вышеуказанных требований еще и получить судовой утилизационный грант на возмещение части затрат на приобретение нового судна.

Морской флот №1 (2019)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

«Инженеры будущего» прошли обучение на «Судостроительном факультете» ОСК

«Инженеры будущего» прошли обучение на «Судостроительном факультете» ОСК Объединенная судостроительная корпорация выступила организатором корпоративного молодежного слета и ...

Нигерийские пираты взяли в заложники турецких моряков в Гвинейском заливе

Нигерийские пираты взяли в заложники турецких моряков в Гвинейском заливе Нигерийские пираты напали на турецкое грузовое судно и захватили в заложники 10 турецких моряков, со...

Российская экономика

Зерновой союз отказался от прогноза рекордного сбора зерна в РФ в 2019 году

Зерновой союз отказался от прогноза рекордного сбора зерна в РФ в 2019 году Российский зерновой союз, прогнозировавший ранее новый рекорд в сборе зерна в РФ в этом году, отказа...

Более 70 тысяч человек посетили экспозицию ОСК на Международном военно-морском салоне

Более 70 тысяч человек посетили экспозицию ОСК на Международном военно-морском салоне Более 70 тысяч человек посетили стенд Объединенной судостроительной корпорации на Международном воен...

Транспортная политика

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ Завершающий день своей рабочей поездки в Санкт-Петербург  заместитель министра транспорта ...

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный Минтранс России и Росморречфлот проводят активную работу по переориентации грузопотока на внутренний...

Морские порты

Выпуск молоди осетра русского в бассейн Азовского моря

Выпуск молоди осетра русского в бассейн Азовского моря В присутствии представителей государственных органов 11 и 12 июля состоялся выпуск молоди осетра рус...

В Махачкалинском филиале состоялся фестиваль детского рисунка «Мы любим море»

В Махачкалинском филиале состоялся фестиваль детского рисунка «Мы любим море» В Махачкалинском филиале ФГУП «Росморпорт» 12 июля 2019 года состоялся фестиваль детского рисунка «М...




Морской транспорт

Как повысить конкурентоспособность российского флота? Мнение капитана-практика

Как повысить конкурентоспособность российского флота? Мнение капитана-практика О необходимости повышения конкурентоспособности российского флота говорится давно и много, но воз и ...

Михаил Ненашев рассказал о начале практической работы над новым авианосцем

Михаил Ненашев рассказал о начале практической работы над новым авианосцем Строительство нового российского авианосца не за горами, заявил председатель Общероссийского Движени...

Речной транспорт

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК На международной промышленной выставке «Иннопром-2019» состоялась международная премьера судна новог...

Дневник навигации ЛОРП. «Капитан Бабичев» проведёт ледовую разведку

Дневник навигации ЛОРП. «Капитан Бабичев» проведёт ледовую разведку По состоянию на 11 июля в эксплуатации находятся 138 единиц флота ПАО «ЛОРП». В Осетрово продолжаетс...

Ж/Д транспорт

Экс-канцлер Австрии Кристиан Керн вошел в совет директоров РЖД

Экс-канцлер Австрии Кристиан Керн вошел в совет директоров РЖД Бывший федеральный канцлер Австрии, экс-глава правления OBB Кристиан Керн вошел в совет директоров Р...

АО «ФГК» выходит на новый уровень логистических услуг

АО «ФГК» выходит на новый уровень логистических услуг АО «ФГК» в рамках развития сотрудничества с одним из своих стратегических партнеров – АО «ЛСР. Базов...

Авто транспорт

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении Заседание российско-узбекской Смешанной комиссии по вопросам международного автомобильного сообщения...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...