ЭНК покроет весь Енисейский бассейн - Морские вести России

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

05.06.2019

Речной транспорт

Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 года (выше нормы на 2-5 градусов) способствовала интенсивному разрушению ледяного покрова на реках и таянию снега на Енисее и его притоках наблюдалось от 2 до 6 пиков половодья. Подъемы уровней воды при прохождении пиков половодья составляли от 40 до 300 см.

Запланированные грузы доставили вовремя

В очередной раз гидрометеорологические явления на водных путях Енисея создали путейцам дополнительные трудности. Порядка 659 береговых навигационных знаков были повреждены или полностью разрушены. Несмотря на большой объем работ, обстановочные бригады успели до наступления меженных уровней восстановить все береговые навигационные знаки.

Владимир Байкалов, руководитель ФБУ «Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей»

Более успешно прошла навигация на временно судоходных реках Кас, Сым, Нижняя Тунгуска. На реке Подкаменная Тунгуска навигация осложнялась коротким паводковым периодом. Благоприятные для судоходства уровни воды сохранялись у селения Байкит только до 12 июня, у селения Кузьмовка – до 18 июня.

В августе и сентябре для создания условий накопления необходимых запасов воды в енисейских водохранилищах энергетики по согласованию с Администрацией и судоходными компаниями уменьшили навигационные сбросы. Вследствие этого уровни воды в этот период были ниже проектных на 5-12 см и, соответственно, не выдерживались гарантированные габариты пути.

В Байкало-Ангарском бассейне продолжился затяжной, маловодный период. Администрация вынуждена была 20 сентября ввести ограничение по осадке судов на участке Ангары от Богучанской ГЭС до устья. Но запланированные грузы по Ангаре были доставлены потребителям. Секрет в том, что судоходная обстановка начала действовать на 10 дней раньше в сравнении с прошлым годом и основной объем перевезенных грузов был выполнен при высоких уровнях воды.

В бассейнах рек и водохранилищ запасы воды в снеге к началу марта 2019 года в среднем не превышают 100% нормы. С учетом небольших объемов снега водность предстоящей навигации будет зависеть от дальнейшего сценария прохождения весны.

Вскрытие ото льда большинства рек ожидается в сроки, близкие к норме. Образование опасных заторов льда возможно на Енисее у города Кызыл и на участке от села Ярцево до села Селиваниха; на реке Подкаменная Тунгуска – устьевой участок и на реке Нижняя Тунгуска на участке от поселка Тура до устья.

Производственно-техническая служба

Основные мероприятия по развитию путевого хозяйства включают работы по капитальному строительству.

В настоящее время ведется реализация двух программных мероприятий: «Модернизация береговых производственных объектов и сооружений» (модернизация Ладейских ремонтно-механических мастерских в г. Красноярске) и «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений и водных путей Енисейского бассейна. II этап» (реконструкция Красноярского судоподъемника) общей стоимостью 1,6 млрд рублей. В 2018 году на объекте «Модернизация Ладейских ремонтно-механических мастерских» освоено бюджетных инвестиций в сумме 75,2 млн рублей. В связи с поздним заключением госконтракта на реконструкцию Красноярского судоподъемника (октябрь 2018 г.) выполнение работ к оплате не предъявлялось.

В 2019 году объем финансирования составляет 1,13 млрд рублей, где 317 млн рублей – на модернизацию Ладейских РММ и 816 млн рублей – на реконструкцию Красноярского судоподъемника.

Строящиеся объекты относятся к весьма сложным, т.к. на ограниченной территории Ладейских РММ одновременно ведется строительство как минимум на 4-5 площадках, а реконструкция на судоподъемнике связана с решением уникальных строительных задач.

Общей проблемой строительства являются вопросы комплектации строек материалами и оборудованием, которые из-за роста цен не вписываются в проектные сметы, составленные на основе гранд-смет старых версий. Организационные работы капитального строительства возложены на производственно-техническую службу, возглавляемую И.А. Судьевым, курирует работу службы заместитель руководителя Е.А. Чесноков.

В службе трудятся опытные сотрудники: А.Ю. Матвеев – зам. начальника службы ПТС, О.Н. Кондратова – ведущий специалист, Т.И. Бугрова – специалист.

Завершение строек позволит создать в бассейне современное ремонтное предприятие, позволяющее обеспечить содержание и эксплуатацию флота на должном техническом уровне и обеспечить безопасную эксплуатацию уникального гидротехнического сооружения в надлежащем техническом состоянии.

Служба судового хозяйства

В 2019 году состав технического флота Администрации составляет 127 единиц: обстановочные суда, буксиры и буксиры-толкачи, многочерпаковые дноуглубительные земснаряды, штанговый одночерпаковый земснаряд, экологическое судно-сборщик нефтесодержащих подсланевых и сточных вод, грунтоотвозные шаланды и несамоходные суда различного назначения.

В рамках ФЦП «Обновление технического флота» в период с 2013 по 2018 год из нового судостроения поступили 4 единицы флота: обстановочные теплоходы класса «Р1,2» проектов 3050 и 3050.1 – 2 единицы, обстановочный теплоход класса «О2,0 (лед 30) А» проекта SV2407 – 1 единица, экологическое судно-сборщик нефтесодержащих и сточных вод класса «О2,0 (лед 20) А» проекта RT29 – 1 единица. Также в 2013 г. произведена модернизация штангового одночерпакового земснаряда проекта 721А.

В перспективе планируется постройка промерных, обстановочных и других судов.

В межнавигационные периоды планомерно производится ремонт корпусов, производится замена оборудования (главных и вспомогательных двигателей, электро- и радионавигационного оборудования и т.д.). Уделяется внимание улучшению условий проживания экипажей: производится ремонт жилых, служебных и санитарно-бытовых помещений с применением современных материалов.

Основной объем ремонта корпусов и движительно-рулевых комплексов судов выполняется на собственных производственных мощностях, в т.ч. на слипе Ладейских ремонтно-механических мастерских. Модернизация Ладейских ремонтно-механических мастерских в Красноярск позволит повысить качество и объемы судоремонта и технического обслуживания флота.

В 2018 году в рамках выделенной целевой субсидии на капитальный ремонт была утверждена проектно-сметная документация на капитальный ремонт многочерпакового земснаряда «Енисейский-204» проекта Р-010. Продолжается оснащение судов технического флота современным гидрографическим оборудованием.

Служба картографии и русловых изысканий

В 2019 году планируется комплекс работ по выполнению полевых и камеральных работ для поддержания гарантированных габаритов судового хода, дальнейшего создания и корректуры бумажных и электронных карт.

В навигационный период планируется выполнить полевые работы по обновлению баз цифровых данных для корректуры электронных навигационных карт (ЭНК) на отдельных участках Енисея и Ангары суммарной протяженностью 437 км, на реке Подкаменная Тунгуска от селения Ванавара до 314 км, протяженностью 832 км. Также запланированы работы по созданию новых баз цифровых данных с целью создания ЭНК на Ангаре, на вновь введенном в состав водных путей Енисейского бассейна участке протяженностью 95 км (от Усть-Илимской ГЭС до селения Едорма). Тем самым покрытие ЭНК Енисейского бассейна составит 100%.

С целью подготовки к переизданию в 2020 году бумажной карты Енисея от Красноярской ГЭС до устья Ангары будут выполнены работы по уточнению координат береговой полосы и знаков береговой судоходной обстановки.

Для более точного определения уровня воды на момент проведения промеров глубин на реках бассейна в навигацию 2019 года будет продолжена работа по установке грунтовых и скальных реперов с последующим выполнением однодневной связки.

Специалисты службы картографии и русловых изысканий ведут работы по изданию карт с картографической сеткой, которые издаются по технологии «печать по требованию».

В соответствии с программой «ГЛОНАСС» в настоящее время на техническом флоте Администрации введено в эксплуатацию 18 автоматизированных технологических комплексов, из них 12 судовых обстановочных комплексов (СОК), 2 единицы автоматизированной системы координированного управления позиционированием (СКУП), один автоматизированный промерно-изыскательский комплекс (АПИК), 3 судна флота оснащены системой отображения ЭНК (СОЭНК). В 2019 году будут установлены и введены в эксплуатацию еще два судовых обстановочных комплекса. Все автоматизированные технологические комплексы оснащены электронными картами с корректурой на навигацию 2019 года.

На техническом флоте, на котором отсутствуют автоматизированные технологические комплексы, используются карт-схемы формата Garmin Енисейского бассейна, способствующие обеспечению безопасности судоходства и более точной установки плавучей и береговой обстановки.

Судовладельцы подготовили флот и ждут навигацию

В Администрации продолжается работа по дипломированию командного и рядового состава флота, аттестации лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию судов.

Николай Шашеро, первый заместитель руководителя – Капитан Енисейского бассейна ВВП

За 2018 год продипломировано 636 человек командного и рядового состава, успешно прошедшим квалификационные испытания кандидатам выдано 387 дипломов, 255 подтверждений к дипломам, 327 квалификационных свидетельств.

Прошли аттестацию: по безопасности судоходства – 8 человек; по системе управления безопасностью (СУБ) – 19 человек.

В соответствии с новым Положением о дипломировании, утвержденным приказом Минтранса России от 12 марта 2018 года № 87, создана вторая квалификационная комиссия в Енисейском районе водных путей и судоходства – филиале Администрации для дипломирования экипажей судов, проживающих в северных районах Красноярского края.

На 1 апреля 2019 года прошли квалификационные испытания с получением соответствующих документов 232 человека, в том числе 67 человек продипломированы в Енисейской квалификационной комиссии.

При проведении квалификационных испытаний много нареканий высказано командным составом и руководителями судоходных компаний в адрес нового Положения о дипломировании в связи с ограничением мощности главных судовых двигателей для лиц, имеющих дополнительное образование: отработав много лет на судах мощностью до 750-1150 л.с., командный состав судов вынужден увольняться или устраиваться на работу на суда меньшей мощности, так как в новые дипломы внесено ограничение: «недействительно для работы на судах с мощностью главных двигателей более 330 кВт». Такая проблема возникла у нас и в судоходных компаниях, не хватает кадров на замену ушедших работников плавсостава.

Всего службой продипломировано 15 300 человек, а аттестовано – 3147 человек.

Администрация в 2013 году одной из первых в бассейне разработала и применила систему управления безопасностью, а в июне 2014 года первой получила документ о соответствии от Российского речного регистра. На балансе нашей организации находится более 45 судов, подлежащих предъявлению Регистру на соответствие системы управления безопасностью. В этом году истекает срок действия документа о соответствии по СУБ. Службой разработана третья версия документации по СУБ, которая в настоящее время прошла проверку в РРР.

Практика проведения внутренних аудитов показала эффективность применения СУБ, повысилась ответственность как берегового персонала, так и экипажей судов, работающих под девизом «Безопасность – прежде всего».

Государственный портовый контроль, созданный в 2012 году, работает в бассейне уже седьмой год. За это время сформировался профессиональный коллектив, имеющий за плечами опыт работы капитанами судов.

За 12 месяцев 2018 года проведено 1733 проверки на судах, в том числе 84 проверки на пассажирских. Выявлено 2832 нарушения обязательных требований законодательства на внутреннем водном транспорте, выдано 937 предписаний судовладельцам об их устранении, временно задержано по результатам проверок 135 судов.

Максимальное количество выявленных замечаний по категориям:

1. Судовые свидетельства и документы – 868.

2. Безопасность в целом – 461.

3. Средства борьбы с пожаром – 341.

4. Эксплуатационные недостатки, относящиеся к безопасности, – 202.

5. Спасательные средства – 150.

6. Несоответствия, относящиеся к СУБ, – 127.

Причины временных задержаний судов и плавучих объектов:

– отсутствие на борту судовых документов, предусмотренных статьей 14 КВВТ РФ, – 89%;

– несоответствие корпуса, систем и устройств судна техническим требованиям – 8%;

– несоответствие квалификационных документов требованиям Положения о дипломировании – 3%.

К проведению проверок на судах в 2019 году инспекторский состав службы ГПК подготовлен. В марте четверо инспекторов прошли повторное обучение в Сибирском государственном университете водного транспорта по программе «Профессиональная подготовка инспекторов государственного портового контроля судов на внутренних водных путях». В соответствии с законодательством РФ инспекторский состав ГПК обязан проходить не реже одного раза в три года обучение, организованное Федеральным агентством морского и речного транспорта.

Такой режим обучения дает возможность инспекторам ГПК ознакомиться с изменениями, произошедшими в законодательстве на внутреннем водном транспорте, и обменяться опытом с коллегами из других бассейнов.

На сегодняшний день в бассейне проведено 97 проверок на судах. Судовладельцы уже подготовили свой флот для загрузки генеральными грузами и начала весеннего завоза по притокам могучего Енисея.

Морские вести России №6 (2019)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика