Как увеличить перевозки внешнеторговых грузов? - Морские вести России

Как увеличить перевозки внешнеторговых грузов?

22.05.2019

Транспортная политика

В января в Москве прошло заседание Морской коллегии при Правительстве РФ. Одной из главных тем для обсуждения стали меры, направленные на увеличение торгового флота, повышение его конкурентоспособности и наращивание доли в общем объеме перевозок национальных внешнеторговых грузов.

Виктор Мурашов, спецкор

Торгового флота станет больше

Вице-премьер Юрий Борисов сообщил, что за последние семь лет было построено более 150 транспортных морских судов и судов типа «река-море», из них на российских верфях – более 80 единиц. Таким образом, морской флот под флагом России увеличился на 30%.

При этом Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года предусматривается увеличение объема перевозок грузов в акватории Северного морского пути до 80 млн тонн. Предварительная оценка потребности в судах ледового плавания для освоения прогнозного грузопотока по СМП составит более 100 новых судов, в том числе ледоколы, газовозы для перевозок СПГ, танкеры для перевозки сырой нефти и газового конденсата, вспомогательные, аварийно-спасательные, навигационно-гидрографические суда и др. Кроме того, России требуется новый современный сухогрузный флот: контейнеровозы, балкеры для вывоза угля, паромы, рефрижераторы, пассажирские суда. Если большая часть этих судов будет построена и зарегистрирована под флагом Российской Федерации, то доля в общем объеме перевозок национальных внешнеторговых грузов будет существенно увеличена.

Перевозки судами под флагом РФ будут расти

Министерство транспорта РФ считает необходимым наращивать перевозки внешнеторговых грузов судами под российским флагом и прорабатывает меры для стимулирования привлечения таких судов к перевозкам. Об этом сообщил замминистра транспорта Юрий Цветков.

По словам Юрия Цветкова, несмотря на рост дедвейта и количества судов под российским флагом, доля РФ в перевозках внешнеторговых грузов сегодня остается незначительной – около 2%.

– Из 816,5 млн тонн (грузооборот портов РФ в 2018 году. – Прим. ред.) только 12-14 млн тонн перевозится судами под российским флагом, меньше чем 2%. Мы это видим как потенциальную грузовую базу, мы это видим как экспорт услуг, мы видим, как снизить риски зависимости от внешних судовладельцев, – отметил замминистра.

Он сказал далее, что тем компаниям, которые получают преференции, льготы либо субсидирование из федерального бюджета, можно дополнительно дать «домашнее задание» – на рыночных условиях привлекать суда под российским флагом.

В качестве второго мероприятия для судоходных компаний, в которых контрольный пакет акций принадлежит государству, предлагается вовлекать российское судостроение и суда под российским флагом в перевозку внешнеторговых грузов.

Юрий Цветков подчеркнул, что, учитывая, что у нас экспорт составляет более 80% в грузообороте портов, в части энергоносителей должны присутствовать российские компании, поскольку это отражается на экономической безопасности государства.

– Мне кажется, это справедливо, когда компания получает поддержку из бюджета, платит налоги и хотела бы, чтобы государство создало условия рыночные, чтобы можно было перевозить внешнеторговые грузы, – сказал замминистра.

Он напомнил, что для строительства флота важнейшим вопросом является финансирование, и банки обращают внимание на наличие у судовладельца долгосрочных (чартерных) контрактов на перевозку грузов известным грузовладельцем. Минтранс считает возможным объединить такие меры поддержки судостроения, как утилизационный грант и субсидирование процентных ставок по кредитам и лизинговым платежам, а также продлить срок действия этих мер.

– Мы говорили о возможных мерах экономической поддержки. Это, в частности, 383-е постановление правительства о субсидировании процентных ставок и 502-е постановление – утилизационный грант, возможности их пролонгации на более длительный период, поскольку в настоящее время они ограничены бюджетным циклом на три года, а по факту окупаемость цикла и кредиты превышают 7-10 лет, – сказал Ю. Цветков. – То есть у судовладельца создаются условия неопределенности для будущих поступлений средств из федерального бюджета.

– Как нам доложили судостроители, рубль в поддержку буквально через 4-5 лет обернется двумя рублями прибыли, которые придут в бюджет. Мы их в этом отношении поддерживаем, – резюмировал Ю.Цветков.

А Юрий Борисов пояснил, что субсидии государства направлены на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам и на возмещение части затрат на приобретение новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию (так называемый утилизационный грант). Также часть субсидий идет на осуществление морских скоростных пассажирских перевозок в Азовском и Черном морях.

Ростовская область готова обеспечить новое судостроение

Заводы Ростовской области готовы строить новые сухогрузы для обновления торгового флота России, заявил глава региона Василий Голубев.

– К интеграции и кооперации готовы профильные заводы – «Азовская судоверфь», «Прибой», «Мидель», «Моряк», «РИФ», Усть-Донецкий судоремонтный завод. Они имеют современное оборудование, выполняют ремонт судов всех типов и классов, занимаются разработкой новых судов. Так, «РИФ» создал и внедрил уникальную технологию строительства судов малого класса на основе материала, который раньше не применяли в судостроении РФ, – полиэтилена высокой плотности.

По словам В. Голубева, при обычном сроке службы танкеров «река- море» 15 лет в среднем по России сухогрузы работают не менее 24 лет. При этом губернатор отметил, что в ближайшее время спрос на сухогрузы может вырасти.

– Спрос могут удовлетворить заводы Ростовской области, – подчеркнул В.Голубев.

К вопросу о грузовой базе

Председатель правления ПАО «Совфрахт» Дмитрий Пурим, принимавший участие в заседании, прокомментировал предложение Минтранса о привлечении флота в российский морской реестр путем закрепления части экспортных грузов за судами под флагом РФ. Он сказал, что указание о закреплении 50% экспортных грузов за судами под флагом РФ «образное». Если компания получает госсубсидии или обращается в банк за финансированием проекта, предлагается прописывать привлечение флота под флагом РФ, пояснил он, но это может быть и обязательное, и преимущественное право, вопрос обсуждается. По словам главы «Совфрахта», закрепить четкую грузовую базу нереально, флота недостаточно, но с учетом роста грузопотоков, развития судостроения за пять лет можно прийти к показателям по перевозке под российским флагом в 20-25%. Д. Пурим считает, что по некоторым налоговым параметрам вести международную деятельность под флагом РФ дороже, но «не в разы». Судоходные компании четко реагируют на запросы и смогут решить вопрос, где взять новый флот, заключил он.

– Попробуйте зарегистрировать судно в РФ, построенное на кредит иностранного банка, – вам не дадут. Банк, обеспечивая свою безопасность, залоговое право, пропишет, что судно должно быть зарегистрировано в одной из стран открытой регистрации, – обратил внимание присутствующих президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин.

Грузоотправители оказались достаточно критичны в оценке предложений Минтранса. Например, НОВАТЭК, разделяя стремления правительства развивать судостроение, считает, что конкурентоспособность судов под флагом РФ нужно повышать за счет поддержки перевозчиков и судостроителей, а не введением дополнительных ограничений на вывоз грузов, в том числе и в каботаже.

Морской флот №1 (2019)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ