Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот»

Морской транспорт
Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот»

Предлагаем нашим читателям познакомиться со спецификой работы в этом районе, так непохожем на привычные для экипажей конвенциональных танкеров теплые широты. Одна из наиболее непростых задач – движение по припайной части морского канала.

По материалам «Вестника СКФ»

Андрей Качура, специалист по безопасности мореплавания отдела флота «СКФ Менеджмент Сервисиз (Санкт-Петербург)»:

– В связи с увеличением судоходства в Обской губе появились сложности при движении в припайном канале, есть спорные вопросы при расхождении судов. Наша компания заинтересована в их скорейшем совместном решении, так как суда СКФ также работают в этом районе.

Несоблюдение ограничений по скоростному режиму приводит к разрушению кромок канала, особенно когда канал «молодой». «Атомфлот» рекомендует держать скорость не более 10 узлов. При этом были случаи, когда суда проходили со скоростью 12-13 узлов. Часто не имело смысла торопиться, так как терминал был занят.

Известна и другая причина разрушения канала. В начале ледовой навигации после становления припая суда еще могут без особых сложностей ходить по ледовому каналу носом вперед. С одной стороны, это хорошо для судовых механизмов, так как они испытывают меньшую нагрузку. С другой стороны, в условиях полярной ночи и при плохой погоде сложно контролировать положение судна на оси канала, и суда носовой оконечностью подламывают кромки, особенно в поворотах. Канал начинает искривляться. Впоследствии это приводит к потере скорости и трудностям в управлении судном.

Решение мы видим в своевременном переходе всех судов на движение кормой вперед и соблюдении безопасной скорости. При хождении кормой вперед обзор и управляемость в припайном канале лучше. Конечно, при этом «Азиподы» и вспомогательные механизмы испытывают большую ледовую нагрузку, но ледопроходимость при движении кормой в два раза выше.

Еще одна проблема обусловлена тем, что по каналу ходят суда разной ширины: искривление канала и разрушение кромок идет еще интенсивнее. Ледоколы из-за большой загруженности не успевают прокладывать новые каналы так часто, как нам бы хотелось. Это приводит к потере скорости и росту расхода бункера. Дополнительные затраты ложатся на фрахтователя, судовые механизмы испытывают повышенные нагрузки. Мы предлагаем в следующую зимнюю навигацию прокладывать два рабочих канала параллельно – для судов разной ширины (или для судов, идущих на север и на юг). Варианты использования параллельных каналов будем обсуждать с «Атомфлотом» перед началом этой ледовой навигации.

Ушла в прошлое проблема прокладывания канала без учета маневренных возможностей судов. Представители «Атомфлота» сходили в рейс на одном из наших танкеров и изучили его возможности при ледовом плавании. В эту зимнюю навигацию канал соответствовал нашим требованиям.

С увеличением трафика встал вопрос организации расхождения судов в припайном канале. Отсутствие четких правил вызвало немало вопросов в сезоне 2016-2017 гг. Перед началом этой зимней навигации участники проекта «Новый Порт» согласовали следующую схему приоритета: ледокол с судном под проводкой, ледокол, прокладывающий новый канал, танкер с грузом, танкер в балласте и ледокол без судов под проводкой. Но в этом сезоне в Обской губе появились новые участники движения – газовозы. Мы обсудили новую схему организации движения судов с нашими коллегами из «Атомфлота» и «Газпром нефть шельфа». По нашему предложению на участке морского канала газовоз имеет наивысший приоритет. В припайном канале за пределами морского канала мы предложили использовать ранее согласованную схему, но вместо критерия «в грузу или в балласте» использовать критерий «с юга на север или с севера на юг». Отклонение от этих правил допускается только по указанию оператора системы управления движением судов Сабетта, капитана ледокола или при аварийной ситуации.

Возникновение спорных вопросов при расхождении судов в припайном канале Обской губы свидетельствует о необходимости создания единого центра управления движением судов в Арктическом регионе и активизации работы СУДС «Сабетта». Это позволит обеспечить централизованный контроль безопасности мореплавания в районе Обской губы. Примером может служить работа коллег из СУДС Санкт-Петербург.

Справочно

Капитан газовоза СКФ «Кристоф де Маржери» Сергей Зыбко пояснил, что такое припайный канал:

– Припай – это морской лед, который образуется вдоль побережья, прикреплен к нему и поэтому остается неподвижным. Несколько лет в Обской губе припай не образовывался вследствие различных причин, но в основном из-за теплых зим.

Морской канал длиной 50 км был проложен в мелководной Обской губе при подготовке к запуску проекта «Ямал СПГ». В этом году припай закрыл морской канал почти по всей его длине, оставив открытыми около трех миль в северо-восточной части. Ледоколы прошли строго по центру морского канала и проложили припайный канал.

Движение по припайной части морского канала безопасно, так как лед неподвижен и судно никуда не сносит, несмотря на течение и ветер. Так мы и отработали большую часть зимы.

Таяние припая стало причиной сложностей. Там, где заканчивался припай, начинался дрейфующий лед, который «выталкивал» судно на мелководье. Иногда к этому добавлялся ветер. Для прохождения зоны дрейфующего льда на морском канале чаще всего требуется ледокол. Решать эту задачу более эффективно позволит создание полноценной системы мониторинга ледовых условий в Обской губе.

Морские вести России №15 (2018)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Студенты ВГУВТ и курсанты НРУ встретились с работодателями на «Ярмарке вакансий»

Студенты ВГУВТ и курсанты НРУ встретились с работодателями на «Ярмарке вакансий» «Ярмарку вакансий» в Волжском госуниверситете водного транспорта посетили представители отраслевых п...

Обломки айсберга повредили российскую станцию в Антарктиде

Обломки айсберга повредили российскую станцию в Антарктиде Сотрудники антарктической станции «Прогресс» устраняют последствия выброса на берег льда и обломков ...

Российская экономика

Объем рынка алюминиевой продукции в России и СНГ составил 1,7 млн т. в 2018 году

Объем рынка алюминиевой продукции в России и СНГ составил 1,7 млн т. в 2018 году Общий объем рынка алюминиевых продуктов в России и странах СНГ в прошлом году составил 1,7 млн т. Пр...

ЦБ повысил прогноз по цене на нефть в 2019 году до $60 за баррель

ЦБ повысил прогноз по цене на нефть в 2019 году до $60 за баррель Регулятор добавил также, что к усилению волатильности на мировых товарных и финансовых рынках могут ...

Транспортная политика

Под эгидой Минтранса РФ и правительства Нижегородской области создана рабочая группа по вопросам строительства Нижегородского гидроузла

Под эгидой Минтранса РФ и правительства Нижегородской области создана рабочая группа по вопросам строительства Нижегородского гидроузла Сооружение Нижегородского низконапорного гидроузла, нацеленное на устранение лимитирующего участка н...

Правительство РФ разрешило использовать суда под иностранным флагом для проектов СПГ

Правительство РФ разрешило использовать суда под иностранным флагом для проектов СПГ Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.  

Морские порты

IV Всероссийский форум «Инфраструктура портов: новое строительство, реконструкция, модернизация». Деловая площадка для профессионалов

IV Всероссийский форум «Инфраструктура портов: новое строительство, реконструкция, модернизация». Деловая площадка для профессионалов Форум пройдет 2 апреля в Аналитическом Центре при Правительстве РФ при поддержке Федерального агентс...

В Петербурге состоялось заседание Совета директоров и Общее собрание (32-я Конференция) Ассоциации морских торговых портов

В Петербурге состоялось заседание Совета директоров и Общее собрание (32-я Конференция) Ассоциации морских торговых портов Обсудить актуальные вопросы отечественной портовой отрасли на ежегодный форум в морскую столицу Росс...




Морской транспорт

Спуск научно-исследовательского судна «Пионер-М» на воду планируется в 2020 г.

Спуск научно-исследовательского судна «Пионер-М» на воду планируется в 2020 г. Проектирование научно-исследовательского судна «Пионер-М» завершено, до конца   2020 года ...

Моряки задержанного в Турции Streamline не успевают вернуться в Россию к 24 марта

Моряки задержанного в Турции Streamline не успевают вернуться в Россию к 24 марта Ранее члены экипажа планировали покинуть судно и уехать домой до конца недели.

Речной транспорт

В структурных подразделениях ПАО «ЛОРП» полным ходом идёт подготовка к навигации

В структурных подразделениях ПАО «ЛОРП» полным ходом идёт подготовка к навигации На теплоходы выходят бригады саморемонта. Подходят к завершению  работы по выморозке и нач...

Задержка в строительстве морского лайнера на астраханском заводе составит примерно год

Задержка в строительстве морского лайнера на астраханском заводе составит примерно год Объединенная   судостроительная корпорация (ОСК) планирует сдать первый в РФ морск...

Ж/Д транспорт

ПГК лидирует в рейтинге железнодорожных операторов по объему перевозок

ПГК лидирует в рейтинге железнодорожных операторов по объему перевозок Первая грузовая компания (ПГК) по итогам 2018 года заняла первое место в рейтинге INFOLine R...

Первый груз доставлен в Калининград для местной компании по железной дороге из Китая

Первый груз доставлен в Калининград для местной компании по железной дороге из Китая Груз для местной   компании впервые доставлен в Калининград в составе контейнерного поезда...

Авто транспорт

Клиенты признали компанию UPS лидером в сфере грузоперевозок

Клиенты признали компанию UPS лидером в сфере грузоперевозок Компания UPS заняла первое место в рейтинге отрасли перевозок тяжелых грузов. Рейтинг опубликован в ...

Более полумиллиона машин проехали по Крымскому мосту за зиму

Более полумиллиона машин проехали по Крымскому мосту за зиму Более полумиллиона   автомобилей проехали по Крымскому мосту за три зимних   мес...

Аналитика

Транспортная политика

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Итоги и задачи

Итоги и задачи В канун нового года в Москве в зале коллегий Федерального агентства морского и речного транспорта пр...

Морские порты

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Ожидаемые успехи и неожиданные вызовы

Ожидаемые успехи и неожиданные вызовы 14 декабря в Министерстве транспорта РФ прошло итоговое в 2018 году заседание Совета директоров Ассо...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...