Транспорт явного преимущества

Транспортная политика

Совершенствование законодательства и подзаконных нормативных актов в области внутреннего водного транспорта

Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающих участие в этом процессе на внутренних водных путях, является Федеральный закон № 24-ФЗ от 7 марта 2001 года «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации».

Александр Зайцев, президент АПСРТ

Правила СУБ

Со времени принятия в кодекс вносились изменения отдельными законами, в их развитие вносились изменения или принимались вновь подзаконные акты в виде постановлений Правительства РФ и приказов Минтранса России. Например, в КВВТ Федеральным законом № 131-ФЗ от 28.07.2012 введена новая статья 34.1 «Система управления безопасностью судов». Утверждены этой статьей совершенно новые требования, обязывающие судовладельцев разрабатывать и применять систему управления безопасностью судов (СУБ) для компании и каждого судна. Под СУБ понимается совокупность документированных мер, необходимых для эффективного выполнения судами требований в области обеспечения безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды, действий работников компаний, включая экипажи судов, в случае возникновения созданных с судами опасностей и аварийных ситуаций.

Правила разработки и применения СУБ утверждаются Минтрансом России. Эксплуатация судна должна осуществляться судовладельцем, имеющим документ о соответствии разработанной и применяемой им системы управления безопасностью. Выдача документа о соответствии (Свидетельство на СУБ) возложена на Российский речной регистр. В законе отмечается, что проверка применения на судне системы управления безопасностью осуществляется по заявкам судовладельцев в целях выдачи судового свидетельства или его ежегодного подтверждения организацией, уполномоченной Минтрансом России.

С решением о ежегодном подтверждении не согласились ни Российская палата судоходства, ни Ассоциация портов и судовладельцев речного транспорта. По нашей настойчивой просьбе Федеральным законом № 450 ФЗ от 29 декабря 2017 года были внесены поправки в статью 34I КВВТ, которыми установлено, что судовое свидетельство по управлению безопасностью выдается на срок пять лет и подтверждается после проведения между вторым и третьим годами его действия Российским речным регистром. Принятие этих поправок было воспринято в судоходных компаниях с большой удовлетворенностью.

Приватизация речных портов

Не менее важным решением стало принятие поправок в КВВТ и в Федеральный закон о приватизации государственного и муниципального имущества Федеральным законом № 367-ФЗ от 3 июля 2016 года путем введения статьи 30.3 «Особенности приватизации объектов речных портов». Этим законом был снят запрет на приватизацию государственного имущества, в том числе и на портовые гидротехнические сооружения, действующий с 1992 года, и главное, что приватизация будет проходить без конкурса при условии, что лицами, претендующими на приватизацию, получено заключение о наличии неразрывной связи объектов порта и об обеспечении технологического процесса оказания услуг в порту путем обременения обязательством по использованию в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. К сожалению, этим законом было подтверждено требование, что стоимость объекта речного порта принимается равной его рыночной стоимости, что неприемлемо, так как все портовые сооружения эксплуатируются свыше 40-50 лет, и за этот период Росимуществом, являющимся распорядителем этого имущества, в течение 25 прошедших лет не выделялось средств для проведения ремонтных работ, а значит, многие из этих сооружений полностью амортизированы. Ассоциацией портов и судовладельцев речного транспорта на протяжении длительного времени при подготовке к заседанию президиума прошедшего Государственного совета РФ в Волгограде 15 августа 2016 года по вопросу развития внутренних водных путей, по реализации поручений президента страны по данному вопросу вносились предложения по учету при оценке имущества вышеизложенных фактов. Однако эти предложения не были приняты, и в новом проекте федерального закона, который уже прошел согласование всех инстанций и должен быть внесен в Государственную Думу, согласована редакция: «оценку производить по инвестиционной стоимости».

Дипломирование

12 марта 2018 года Министерством транспорта приказом № 87 (зарегистрирован Минюстом России 25 апреля 2018 г. под номером 50903) утверждено Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта взамен действующего положения, утвержденного постановлением Правительства РФ 31 мая 2005 года. Дирекция АПСРТ в течение всего периода разработки документа совместно с Российской палатой судоходства принимала активное участие. Основными позициями, закрепленными в положении, являются: совмещение профессий капитана-механика, старшего помощника капитана – первого помощника механика, помощника капитана – помощника механика, моториста-рулевого, моториста-матроса; создание квалификационных комиссий в администрациях бассейнов ВВП и в их филиалах, что позволит значительно снизить расходы судоходных компаний на командировки, проживание, обучение плавсостава судов. Предусматривается проводить обучение по совмещенным профессиям в учебных заведениях по программам, согласованным с Росморречфлотом. Следует обратить внимание на исключение градации судов по группам в зависимости от мощности, вводятся новые требования по ограничению действия дипломов на судах мощностью главных двигателей более 330 кВт. Дипломы, выданные на основании Положения о дипломировании, действующего до введения нового положения, являются действительными до истечения срока действия этих дипломов.

Субъекты естественных монополий

Ассоциацией подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона № 147-ФЗ от 17 августа 1995 года «О естественных монополиях» в части исключения речных портов из реестра естественных монополий.

Федеральный закон № 147-ФЗ «О естественных монополиях» принимался в период, когда еще не была сформирована конкурентная среда в области погрузочно-разгрузочных работ в речных портах. Анализ рынка погрузочно-разгрузочных работ на внутреннем водном транспорте, проведенный Федеральной антимонопольной службой совместно с ее территориальными антимонопольными органами в 2006-2009 годах, выявил существенное увеличение участников рынка. В среднем по стране на одного хозяйствующего субъекта, включенного в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, приходится 15 других хозяйствующих субъектов, расположенных, как правило, в одной зоне тяготения грузопотоков и тарифы которых не регулируются. В ряде речных бассейнов запас производственных мощностей в речных портах многократно превышает потребности в услугах по погрузочно-разгрузочным работам и конкурентные преимущества на этом рынке услуг получает та организация, через которую доставка грузов конечному потребителю наименее затратная и где себестоимость погрузочно-разгрузочных работ лишь элемент в совокупной стоимости доставки грузов.

Аналогичная ситуация сложилась и в речных бассейнах, в которых грузы с перевалкой в речных портах доставляются в районы Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Например, в Обь-Иртышском бассейне перегрузку грузов, следующих в эти районы, осуществляют порты Томский, Омский, Тобольский, Новосибирский, Сургутский, Нижневартовский и несколько организаций среднего бизнеса, не входящие в реестр монополистов; в Енисейском бассейне – Красноярский, Лесосибирский порты, включенные в реестр, и организации, не включенные в реестр; в Ленском бассейне – Осетровский речной порт, Алроса-Терминал, Якутский, Ленский порты. То есть во всех речных бассейнах в области погрузочно-разгрузочных работ сложилась конкурентная среда. Исходя из этой ситуации, Федеральная служба по тарифам приказом от 21 июля 2009 года № 170-т/9 отменила регулирование тарифов в 35 речных портах за исключением нескольких, находящихся в сибирских регионах.

Вместе с тем все речные порты остались в реестре монополистов и на них распространяется постановление Правительства РФ от 27.11.2010 № 938 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющих деятельность в сферах услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей». Субъекты естественной монополии обязаны представлять ежеквартально: бухгалтерскую и статистическую отчетность предприятия; объем услуг в речных портах; данные о доходах, расходах и себестоимости услуг (по номенклатуре перегружаемых грузов и оказываемых услуг); применяемые тарифы на услуги; данные о среднесписочной численности и среднемесячной заработной плате работников в целом по предприятию и по видам оказываемых услуг. В условиях тяжелейшего финансового состояния предприятие не имеет возможности содержать дополнительный штат для выполнения этих требований.

Предложения АПСРТ поддержано Федеральной антимонопольной службой и Минтрансом.

Перевозки пассажиров

В течение последних лет перевозки пассажиров судами внутреннего водного транспорта не превышают 13,5 млн человек. Тенденция уменьшения перевозок пассажиров сохраняется и на ближайшие годы. Сезонность работы, старение флота, повышение стоимости судового топлива объективно увеличивают издержки судоходных компаний, что в конечном итоге приводит к выводу из эксплуатации большого количества судов.

С 2005 года отменено субсидирование перевозок пассажиров речным транспортом из федерального бюджета, а дотирование из бюджетов субъектов Федерации не компенсирует расходы судоходных компаний, поэтому перевозки становятся убыточными. Вместе с тем перевозки пассажиров имеют социальное значение для населения, особенно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

По данному вопросу постановлением Коллегии Минтранса № 1 от 10 апреля 2013 г. было принято решение проработать вопрос о субсидировании из федерального бюджета пассажирских перевозок внутренним водным транспортом на социально значимых маршрутах. Решение коллегии министерства не было поддержано Минфином, и проблема пока остается нерешенной.

Федеральный бюджет

В настоящее время правительством внесен в Государственную Думу проект федерального бюджета страны на 2019-2021 гг. Необходимо внести предложение в проект бюджета по субсидированию перевозок пассажиров внутренним водным транспортом на межрегиональных и на социально значимых маршрутах в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 1 млрд рублей и внести изменения в статью 164 Налогового кодекса РФ, предусматривающие установление ставки НДС в размере 0% на услуги по перевозке пассажиров речным транспортом на этих маршрутах по аналогии с авиаперевозками пассажиров на внутренних линиях и железнодорожном пригородном сообщении. Предложения АПСРТ направлены в Государственную Думу.

Полезные ископаемые

Предприятия речного транспорта, в основном речные порты, добывают общераспространенные полезные ископаемые (песок, гравий, ПГС) в объеме 32 млн тонн, или 26,3% от общих перевозок грузов судами речного флота. Абсолютное большинство портов выполняют требования ФЗ «О недрах», получают лицензии на геолого-разведочные работы и добычу, разрабатывают технологические проекты на разработку месторождений, согласовывают проекты во всех контролирующих органах и местных администрациях.

Несмотря на это, на пути реализации согласованных проектов возникает множество проблем. Федеральным законом № 282-ФЗ от 28 октября 2013 года в пункт 8 части 15 статьи 65 Водного кодекса РФ был внесен законодательный запрет на осуществление разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых в границах водоохранных зон, что значительно ограничило возможности портов по поставкам и перевозкам строительного материала – речного песка. Например, у порта Серпухов все месторождения находятся в пойменных участках реки Оки, запрет на их разработку оставляет коллектив без работы. В настоящее время в Госдуме рассматривается проект закона, предложенный ассоциацией, по исключению пункта 8 части 15 статьи 65 ФЗ «Водный кодекс РФ» в части отмены запрета осуществлять разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых в границах природоохранных зон, тем самым исключается требование, которое является критичным для деятельности речных портов.

Судостроение

Как известно, средний возраст судов, эксплуатирующихся на внутренних водных путях, по грузовому флоту составляет 36 лет, по пассажирскому приближается к 50 годам. Одной из приоритетных программ в настоящее время является обновление флота. За прошедшие 20 лет правовая система в области стимулирования строительства судов существенно усовершенствована. Постановлением Правительства РФ от 22.05.2008 № 383 утверждены «Правила предоставления субсидий российским транспортным компаниям и пароходствам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» в 2008-2019 годах на закупку гражданских судов, а также лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным в 2008-2019 годах с российскими лизинговыми компаниями на приобретение гражданских судов». Многие компании, в первую очередь работающие на внешнеторговых перевозках, воспользовались льготами этого постановления на строительство судов «река-море» плавания.

Продолжаются работы по продлению постановления до 2025 года. 27 апреля 2017 года правительством принято постановление № 502 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию». Это одно из важнейших мероприятий, направленных на обновление флота под флагом РФ. Утилизационный гранд используется Московским речным пароходством и компанией «Водоходъ» при строительстве новейших четырехпалубных круизных лайнеров пассажировместимостью 342 человека. Федеральный бюджет субсидирует 15% стоимости пассажирских судов и 10% грузовых судов. По оценке экспертов, предусмотренных 10% и 15% субсидирования недостаточно. Например, строительная стоимость несамоходной баржи грузоподъемностью 3000 тонн оценивается в 90 млн рублей, т.е. из бюджета будет внесено 9 млн рублей, остальное финансирование – источники компании и кредиты банка. Окупаемость судна составляет более 12 лет, что для судоходных компаний неподъемно.

Следует отметить сложности в реализации программы импортозамещения при строительстве судов ввиду отсутствия отечественного оборудования.

Перегрузочная техника

Слабым звеном в системе транспортного комплекса страны остаются речные порты. В течение 25 прошедших лет обновление перегрузочной техники не происходило и средний возраст используемого оборудования составляет 38 лет. Общее количество действующих в портах портальных кранов, изготовленных в основном в советский период краностроительными предприятиями ГДР и Венгрии, составляет около 600 единиц. Эксплуатанты перегрузочного оборудования руководствуются положениями, утвержденными техническим регламентом «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта», постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 г. № 623 и приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 533 от 12 ноября 2013 года «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».

К началу 2000 года средний возраст портальных кранов достиг предельного возраста эксплуатации. Учитывая эту ситуацию, по заказу Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта кафедрой подъемно-транспортных машин Московской государственной академии водного транспорта совместно с ОАО «ВНИИПТМАШ» была выполнена научно-исследовательская работа «Исследования работоспособности портальных кранов при эксплуатации сверх нормативных сроков службы» и согласована с Управлением Госгортехнадзора России. Ее положения установили календарный срок службы портальных кранов 40 лет, при эксплуатации свыше этого требуется проводить комплексное обследование с обязательной оценкой величины остаточного ресурса. Техническим комитетом 032 разработан и утвержден ГОСТ Р 56244-2014 «Внутренний водный транспорт. Комплексы перегрузочные и терминалы пассажирских портов. Техническая эксплуатация перегрузочных машин и оборудования. Требования безопасности и ряд стандартов по эксплуатации портальных кранов. Технические осмотры и дефектация механизмов портальных кранов. Методические рекомендации по проведению (СТО АПСРТ 032.03.5-2009); Технические осмотры и дефектация металлоконструкций портальных кранов (СТО АПСРТ 032.03.4-2009)». Таким образом создана необходимая нормативная база на портовое оборудование.

В настоящее время больше внимания уделяется мобильным кранам, имеющим более конкурентные преимущества по сравнению с портальными. Эти краны более универсальны, технологичны, мобильны, обладают способностью оперативно перемещаться между грузовыми фронтами, независимы от внешних источников электроснабжения, дешевле портальных кранов. Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что будущее за мобильными кранами.

Национальный проект

Правительством России утвержден национальный проект «Цифровая экономика», в состав которого включен раздел «Цифровая платформа транспортного комплекса Российской Федерации». Государство планирует вложить в этот проект 1,3 трлн рублей, еще 1,5 трлн рублей придется вложить бизнес-сообществу. Стимулировать частные инвестиции планируется субсидированием ставок по кредитам. Реализация национального проекта должна начаться 1 октября 2018 года. Наибольшее финансирование предполагается направить на проект «Информационная инфраструктура». Руководителем проекта назначен глава Министерства связи. Проектом предусматривается обеспечить создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных.

На водном транспорте основополагающим решением в области цифровизации транспорта должны быть:

– внедрение электронного документооборота, электронной картографии, включая внесение изменений в нормативные акты по легализации их использования;

– введение электронных систем обработки информации по движению судов и грузов;

– разработка отечественного программного обеспечения для всех видов электронных систем;

– введение электронного билета для перевозки пассажиров на водном транспорте и создание системы электронного бронирования;

– внедрение автоматизированной системы управления расписанием судов на внутренних водных путях;

– внедрение роботизации при проведении промерных, дноуглубительных работ;

– цифровизация перевозок грузов и движения судов в Арктическом бассейне.

Следует отметить, что разработанной и внедренной системой ГЛОНАСС эти задачи частично решены и требуется дополнительное их совершенствование. Например, на большинстве судов установлено оборудование системы АИС (автоматическая информационная система), с помощью которой осуществляется позиционирование движения, включая полную характеристику и координаты нахождения в любой момент времени, род перевозимого груза, количество груза и другие технические характеристики, необходимые для управления судами и связи с диспетчером Администрации речного бассейна.

Навигационные карты

Одной из перспективных технологий по обеспечению безаварийного судоходства является создание электронных навигационных карт, которые разрабатываются в формате Международной гидрографической организации, создаваемой в рамках ФЦП ГЛОНАСС. По информации разработчиков электронных карт, уже к 2020 году все речные навигационные карты будут переведены в электронный вид. К сожалению, в настоящее время электронные карты не являются гарантированным инструментом навигации, так как не утверждены приказами Министерства транспорта для их обязательного использования, что не позволяет и внести изменения в Правила плавания судов, ограничивающие движение пассажирских судов и судов с опасными грузами.

Во всех речных бассейнах работают комплексы, установленные на путейских судах, обеспечивающие автоматический промер глубины судовых ходов, что значительно повысило производительность работы работников, обслуживающих водные пути.

Ставится задача по идентификации слежения за продвижением контейнеров на всех видах транспорта. В этом направлении уже есть определенные достижения, в первую очередь на международных линиях.

Транспортные коридоры

Для большей координации транспортных перевозок грузов Европейским союзом был утвержден перечень международных транспортных коридоров, в который вошли коридоры № 1, 2 и 9, проходящие по территории России, а также инфраструктура российских частей Балтийского, Баренцева Евро-Арктического регионов и зоны Черноморского экономического сотрудничества. Приоритетными направлениями считаются Москва – Астрахань, Москва – Новороссийск, Санкт-Петербург – Москва, Москва – Минск. Большое значение имеет направление Транссибирской железнодорожной магистрали, которая связывает страну с Дальневосточным регионом и восточными азиатскими странами и является частью коридора № 2 Берлин – Варшава – Минск – Москва. Ответвлением является водный путь через Волго-Донской канал в Каспийское, Черное, Азовское моря. Транспортный узел Санкт-Петербурга дает начало коридору, соединяющему российские порты на Балтике со странами Северной Европы.

Для нас важно развитие коридора № 9, в который включены порты Балтийского и Каспийского морей. По данному направлению в 90-е годы прошлого века перевозились судами «река-море» около 300 тыс. тонн стали на Иран из европейских стран. Развитие инфраструктуры транспортных коридоров дает возможность увеличить объем грузов, перевозимых всеми видами транспорта. По экспертной оценке, только развитие коридора по Каспийскому морю дает доход в размере $30-40 млн в год.

Северный морской путь

За прошедшие годы уделяется много внимания развитию нового северного арктического коридора. Северный морской путь – это 20,5 млн квадратных километров, из них российская часть составляет 11 млн квадратных километров. На севере страны сосредоточено 80% полезных ископаемых, Север приносит стране 20% национального дохода. Географическое преимущество этого направления состоит в более коротком пути по сравнению с маршрутами, связывающими страны Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона через Суэцкий канал. На этом направлении успешно проведены проводки ледоколами в сложных ледовых условиях судов из Арктики в Европу. В 2017 году по Северному морскому пути перевезено около 10 млн тонн грузов. Президентом страны поставлена задача довести объем перевозок к 2030 году до 80 млн тонн. Разрабатывается проект закона по усилению взаимодействия в Арктическом регионе между всеми министерствами и ведомствами.

Минтрансом России внесен в правительство проект плана по модернизации магистральной инфраструктуры с финансированием в 6,35 трлн рублей. Реализация этого плана предполагает рост индекса качества транспортной инфраструктуры и подвижности населения. Паспорт программы включает девять федеральных проектов, в т.ч. транспортный коридор «Европа – Западный Китай», «Морские порты России», «Северный морской путь», «Внутренние водные пути». Проект «Внутренние водные пути» будет на 100% финансироваться из бюджета страны в сумме 276,3 млрд рублей. Одновременно ускорится контейнерный транзит. На маршруте Восток – Запад доставка контейнеров будет доведена до 7 дней, также должен быть организован транзит контейнеров из Белоруссии и портов Северо-Запада до границы с Азербайджаном за 2,1 дня к 2024 году. По портам ставится цель увеличить суммарную мощность на 357 млн тонн, в том числе в Арктическом бассейне на 64,7 млн тонн.

На внутреннем водном транспорте планируется сократить 12 тыс. км узких мест, в том числе построить Багаевский и Нижегородский гидроузлы, реконструировать канал имени Москвы.

В излагаемом материале акцент сделан на принятых законах и проектах законов по речному транспорту. Но жизнь не стоит на месте и Министерству транспорта России, Росморречфлоту совместно с общественными организациями необходимо прилагать большие усилия по опережающему процессу в подготовке нормативно-правовых документов, способствующих увеличению роли речного транспорта, обеспечению объемов перевозок грузов и числа пассажиров. Несмотря на явные преимущества, по сравнению с другими видами транспорта речным транспортом перевозится в России немногим более одного процента от общего грузопотока всех видов транспорта.

Морские вести России №15 (2018)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Конгресс рыбаков пройдет на Дальнем Востоке в начале октября

Конгресс рыбаков пройдет на Дальнем Востоке в начале октября Во Владивостоке состоялось первое заседание оргкомитета XIV Международного конгресса рыбаков, на кот...

Главы делегаций ХЕЛКОМ концептуально согласовали параметры пересмотра Плана действий для Балтийского моря

Главы делегаций ХЕЛКОМ концептуально согласовали параметры пересмотра Плана действий для Балтийского моря В столице Финляднии 18-19 июня состоялось 56-е заседание Глав делегаций Комиссии по защите морской с...

Российская экономика

Росстат: грузооборот транспорта в России в январе - мае вырос на 2,1%

Росстат: грузооборот транспорта в России в январе - мае вырос на 2,1% Грузооборот транспорта в России в январе - мае 2019 г. вырос по сравнению с показателем за аналогичн...

«ЛУКОЙЛ» будет развивать СПГ-проекты только за пределами России

«ЛУКОЙЛ» будет развивать СПГ-проекты только за пределами России «ЛУКОЙЛ» планирует заняться развитием проектов по сжижению газа за рубежом, в частности, в Камеруне ...

Транспортная политика

Левитин не исключает, что железнодорожную часть Крымского моста могут сдать

Левитин не исключает, что железнодорожную часть Крымского моста могут сдать Железнодорожная часть Крымского моста может быть сдана раньше намеченного срока,   сообщил...

В 10 млрд рублей обойдется создание экосистемы транспортно-логистических сервисов ЕАЭС

В 10 млрд рублей обойдется создание экосистемы транспортно-логистических сервисов ЕАЭС Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) оценивает стоимость создания экосистемы  ...

Морские порты

Грузооборот НМТП за 4 месяца 2019 г. вырос на 0,3%, до 47,6 млн тонн

Грузооборот НМТП за 4 месяца 2019 г. вырос на 0,3%, до 47,6 млн тонн Консолидированный грузооборот группы НМТП за январь - апрель 2019 года увеличился   относи...

Проект порта Тамань может быть незначительно скорректирован после актуализации модели

Проект порта Тамань может быть незначительно скорректирован после актуализации модели Проект порта Тамань после   актуализации финансовой и организационной модели его &nbs...




Морской транспорт

Акционеры ДВМП утвердили совет директоров в прежнем составе

Акционеры ДВМП утвердили совет директоров в прежнем составе Акционеры ПАО «Дальневосточное морское пароходство» (ДВМП, головная структура группы Fesco) ...

Парусник «Херсонес» приветствовал участников VI-го Международного Большого Севастопольского Офицерского Бала

Парусник «Херсонес» приветствовал участников VI-го Международного Большого Севастопольского Офицерского Бала 16 июня 2019 года на площади Михайловской береговой батареи состоялся Международный VI-й Большой Сев...

Речной транспорт

Енисейское пароходство начало доставку грузов в Норильский промышленный район

Енисейское пароходство начало доставку грузов в   Норильский промышленный район Енисейское речное пароходство (ЕРП) отправило первые грузы в Норильский   промышле...

Дневник навигации ПАО ЛОРП: «ОТ-2048» пойдёт на Алдан

Дневник навигации ПАО ЛОРП: «ОТ-2048» пойдёт на Алдан По состоянию на 18 июня на водных магистралях республики и Иркутской области в работе находятся 39 е...

Ж/Д транспорт

Путин подтвердил планы по вводу железнодорожной части Крымского моста до конца года

Путин подтвердил планы по вводу железнодорожной части Крымского моста до конца года Работы по строительству железнодорожной части Крымского поста выполняются в срок и   должн...

Начать строительство второго моста через Амур в 2020 году предложили хабаровские власти

Начать строительство второго моста через Амур в 2020 году предложили хабаровские власти Хабаровский край и Дальневосточная железная дорога обратились в правительство РФ с предложением реал...

Авто транспорт

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами 5 июня в Правительстве России состоялось селекторное совещание по актуальным вопросам реализации нац...

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе Вице-премьер Максим Акимов поручил Минтрансу РФ создать оперативную систему оповещения водителей гру...

Аналитика

Транспортная политика

Безопасность особого назначения

Безопасность особого назначения В КТМ СССР 1968 года, который действовал в России до 1999 года, была установлена монополия государст...

Итоги и перспективы

Итоги и перспективы Интенсивное развитие портов и водных транспортных магистралей, включая Севморпуть, требует преобразо...

Морские порты

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

Морской транспорт

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни Проблематика вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых яв...

В технологической гонке победит сильнейший

В технологической гонке победит сильнейший Ужесточение экологических требований к судам оказывает серьезное воздействие на всех игроков глобаль...

Речной транспорт

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...