Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа - Морские вести России

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа

27.11.2018

Морские порты

Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского моря в Тауйской губе и включает в себя участки акватории в бухтах Нагаева и Веселая. Порт остается главным центром транспортной артерии, обеспечивающей доставку грузов и снабжения по северному завозу в Магаданскую область.

Сегодня в порту активно эксплуатируется 13 причалов: по переработке нефтепродуктов – 3, контейнеров – 2, остальных видов грузов – 8. Пропускная способность порта – 2,8 млн тонн, из них 200 тыс. – наливные. Причалы порта способны круглогодично принимать крупнотоннажные суда с осадкой до 11,5 метра. В 2017 году порт переработал 1,39 млн тонн. За январь-август 2018 года грузооборот составил 906,6 тыс. тонн, количество судозаходов за этот период – 166, что на 13,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В настоящее время все портовые службы готовятся к зимней навигации, связанной с ледокольными проводками, координируя свою работу с планами по реконструкции и развитию порта.

Романоз Цхадаия, капитан морского порта Магадан ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Планы и перспективы

ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2020 года» в качестве приоритетных направлений развития Магаданской области определено развитие транспортной инфраструктуры региона через создание транспортно-логистического комплекса, интегрирующего автодорожную, морскую портовую и аэропортовую сети. Развитие зон опережающего роста связано в том числе с реконструкцией гидротехнических сооружений в морском порту Магадан.

В 2017-2018 годах в рамках данной программы в соответствии с проектом «Реконструкция объектов федеральной собственности (гидротехнических сооружений) в Магаданском морском порту» была произведена реконструкция причалов по переработке контейнерных грузов №4 и №5. После реконструкции ГТС обеспечены усиленным покрытием причальной стенки.

На причалах будут работать два новых крана грузоподъемностью 124 и 84 тонны. Комплекс мероприятий по изменению технологического процесса разгрузки судов, увеличение скорости выгрузки контейнеров, автоматизация производственных процессов в будущем позволят увеличить грузооборот порта вдвое, а пропускная способность контейнерного терминала может составить более 226,5 тыс. TEU в год.

В морском порту осуществляют свою деятельность несколько стивидорных компаний. ОАО «Магаданский морской торговый порт» перерабатывает сухогрузы, ОАО «Колыматранснефть» и ООО «Тосмар» – нефтеналивные грузы. Не угасает интерес к порту и со стороны крупных российских и иностранных компаний, реализующих проекты, направленные на разработку новых золоторудных месторождений, разведку нефтегазовых месторождений на шельфе Охотского моря. Совместным предприятием компаний «Роснефть» и Statoil ASA по-прежнему продолжается активное разведочное бурение. Исследуемые участки шельфа содержат прогнозные ресурсы нефти и газа категории Д2. Геологическое изучение недр осуществляется в рамках вышеназванной ФЦП.

В будущем порту предстоит обеспечивать перевалку технологического оборудования и других промышленных грузов в рамках реализуемых данными компаниями инвестиционных проектов, осуществлять вывоз готовой продукции предприятий. В планах порта – продолжение его модернизации, обновление парка перегрузочного оборудования, реконструкция старейшего в порту угольного причала. Все это будет способствовать повышению грузооборота порта и экспортного потенциала Дальнего Востока.

Подготовка к зимней навигации

Впереди – очередная зимняя навигация. Ежегодно перед ее началом капитаном порта издается распоряжение, обязывающее всех участников транспортного процесса (операторов, судовладельцев, стивидорные компании) проводить подготовительные мероприятия, направленные на обеспечение готовности флота и транспортной инфраструктуры к зимней навигации, утверждается план мероприятий по обеспечению безопасности мореплавания в осенне-зимний период в акватории порта и на подходах к нему.

Из состава работников Администрации морского порта, Магаданского филиала ФГУП «Росморпорт» и других заинтересованных структур формируется штаб по организации ледокольных проводок. Руководителем штаба является капитан морского порта Магадан.

Официально период ледокольных проводок в порту объявляется капитаном порта в первой декаде декабря в зависимости от распространения и образования льда. В этот период для отдельных типов и классов судов вводятся ограничения по режиму ледового плавания. В целях информирования судовладельцев, капитанов судов, стивидорных компаний и иных заинтересованных лиц о данных обстоятельствах распоряжения капитана порта публикуются на официальном сайте АМП.

При благоприятных гидрометеоусловиях, в том числе направлениях и скорости ветра, приливно-отливных явлениях, путь от рейда в порт суда проходят самостоятельно. Практика, сложившаяся на основании опыта прошлых лет, показала, что в период ледокольных проводок своевременная и регулярная околка льда в акватории порта силами двух буксиров усиленного ледового класса ARC4 «Александр Солженицын» и «Владимир Высоцкий» значительно сокращает время швартовных операций, минимизирует риски, связанные со швартовкой судов. Приливно-отливные течения при этом способствуют освобождению акватории порта ото льда всего за несколько часов.

За период ледокольной проводки 2017-2018 годов в порту Магадан было объявлено 41 штормовое предупреждение. На конец декабря 2017 года температура воздуха составляла -15-20° С, в результате чего в акватории порта и на подходах к нему происходило активное льдообразование. В предыдущие годы было отмечено, что в результате установившихся низких температур толщина ледового припая у причальных сооружений порта и в бухте Нагаева достигала 1,5 метра, а в восточной части бухты – до 1,7 метра. При таких условиях каждая швартовка занимала от 4 до 6 часов.

Как правило, суда, следующие из Приморья, Сахалина и Хабаровского края, самостоятельно доходят только до кромки льда – точки формирования каравана. Впоследствии в этом месте из судов формируется караван и ледокольная проводка к причалам порта осуществляется силами ледокола.

В период ледокольных проводок 2017-2018 годов при благоприятных погодных условиях и силе ветра 2-3 балла морские буксиры «Александр Солженицын» и «Владимир Высоцкий» уже 11 ноября начали взламывать лед в акватории и на подходах к порту. Ледокольную проводку в порту в декабре 2017-го осуществлял ледокол «Магадан», а в апреле 2018-го – ледокол «Красин». В результате организованной работы буксиров и ледоколов лед выносило из бухты приливо-отливным течением и максимальная толщина льда в акватории порта не превышала 20 см. В итоге швартовные операции сократились до 30-40 минут. Всего за зимнюю навигацию было произведено 12 околок льда в бухте Нагаева (буксирами – 4, ледоколами – 8).

Таким образом, можно сделать вывод, что своевременная и систематическая околка льда в акватории порта имеет положительный результат. Данный факт, в свою очередь, напрямую влияет на результаты работы АМП, капитана порта и служб порта, направленной на решение вопросов обеспечения безопасности мореплавания. Накопленный опыт будет обязательно применен в предстоящей зимней навигации.

Морские порты №7 (2018)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика