Инвестиции вместо изъятий

Транспортная политика
Инвестиции вместо изъятий

Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе помощника президента РФ Андрея Белоусова крупнейшие отечественные экспортеры, не относящиеся к ТЭК, а именно 14 холдингов из угольной, металлургической и химической отраслей, будут инвестировать часть прибыли в новые проекты строительства дорог, мостов и портов. В связи с ослаблением рубля и высокими мировыми ценами на продукцию этих компаний их доходы значительно выросли, причем налоговая нагрузка по сравнению с экспортерами нефти и газа, напротив, сократилась.

В настоящее время идет формирование перечня инвестиционных проектов для компаний из так называемого «Списка Белоусова». Решено, что проекты будут реализовываться в особом режиме - компании вложат деньги, а государство предоставит льготы и гарантии.

Элеонора Григорьева

Уравнять прибыль

В июле текущего года помощник президента РФ Андрей Белоусов обратился к президенту Путину с письмом, в котором предложил разработать новый налоговый механизм, обеспечивающий получение дополнительных доходов в бюджет из прибыли российских компаний-экспортеров, не связанных с нефтегазовым сектором. По его подсчетам, ослабление рубля на 10 рублей за доллар обеспечило ненефтегазовым экспортным компаниям 700 млрд рублей дополнительных доходов в 2017 году. Речь идет об угольных, металлургических и химических (экспортеры удобрений) предприятиях. Всего в «Список Белоусова» вошло 14 таких холдингов: «Норникель», АЛРОСА, СИБУР, «Полюс Золото», Evraz, «Акрон», НЛМК, «Северсталь», ММК, «Металлоинвест», СУЭК, «Мечел», «Фосагро» и «Уралкалий».

Данный шаг, по мнению инициатора изъятия сверхдоходов у компаний ненефтегазового сектора, позволил бы обеспечить исполнение майских указов президента РФ. Тем более, положительный опыт в этом вопросе у российского правительства уже имеется: в 2016-2017 годах компании ТЭК за счет увеличения таможенных пошлин пополнили казну государства на 600 млрд рублей больше, чем было предусмотрено бюджетом.

Сейчас, как отметил А.Белоусов, ввиду выгодной рыночной конъюнктуры отечественные металлурги и химики суммарно получили более 1,5 трлн рублей EBITDA (прибыль до налогообложения). Вместе с тем, налоговая нагрузка на них составила всего 7%, тогда как для нефтяного комплекса она находится на уровне 28%. По мнению чиновника, увеличение отчислений в бюджет 14 компаниями до уровня нефтегазовой отрасли обеспечит казне дополнительные 513,7 млрд рублей.

По приведенным в письме расчетам, наибольшие суммы предлагалось выплатить «Норильскому никелю» – 114 млрд рублей, АЛРОСЕ – 67,3 млрд, СИБУРу – 65,2 млрд, «Полюс Золоту» – 58,2 млрд, отчисления Evraz и «Акрона» должны были составить соответственно 5,5 млрд и 8,3 млрд рублей.

28 июля президент Путин одобрил инициативу своего помощника, поставив на письмо резолюцию «Согласен».

Инвестиции вместо налогов

Властная инициатива стала неожиданностью для бизнеса, и 24 августа представители компаний из «Списка Белоусова» встретились в РСПП с самим А.Белоусовым и первым заместителем председателя правительства РФ – министром финансов Антоном Силуановым. По итогам обсуждений было принято решение не повышать налоги компаниям, вместо этого они должны будут увеличить объем инвестиций в инфраструктурные проекты. Бизнесмены согласились подготовить перечень проектов, в которые они готовы вложить деньги.

После встречи А.Белоусов заявил, что надеется на привлечение в инвестпроекты от 14 компаний от 200 до 500 млрд рублей. «Ни о каких обязательных действиях по заталкиванию бизнеса в реализацию таких проектов речи не идет, – уточнил он. – Но, безусловно, и обществу, и правительству будет интересно посмотреть, насколько бизнес готов подставить плечо под реализацию такой общественной повестки».

В сентябре на финансовом форуме в Москве А.Силуанов так прокомментировал ситуацию: «Как ни хотелось бы нам дополнительных ресурсов в бюджет, мы что видим сейчас: есть девальвационный эффект у компаний, есть хороший финансовый результат, прибыли растут достаточно устойчивыми темпами, <...> налог на прибыль у нас вырос за период с начала года на 12%. А куда деньги вкладывают компании? Дивиденды выплачивают, боятся инвестировать. Раньше выводили за границу все – cейчас за границу уже страшно… Поэтому наша задача заключается в том, чтобы помочь компаниям».

В сентябре же на заседании рабочей группы РСПП компании представили свои инвестиционные проекты на общую сумму 6 трлн рублей. Как и ожидалось, были предложены проекты, связанные с развитием собственной инфраструктуры, в том числе с имеющейся портовой. Но самое интересное – сумма инвестиций по проектам многократно превысила сумму первоначально предлагаемого изъятия. Связано это с тем, что в результате переговоров представителей власти и компаний бизнес добился гарантий государства и обещаний возврата налоговых отчислений при строительстве инфраструктурных объектов (см. врез «Инициативу изъятий сменила инициатива поддержки бизнеса»).

В то же время правительство предложило свой список проектов на 7 трлн рублей. В него вошли свыше 340 проектов от различных федеральных ведомств, в которых предполагается в том числе и бюджетное финансирование. По мнению экспертов, предложенный перечень носит скорее справочный характер, отражающий общее выражение интереса государства к инвестициям в различных секторах экономики.

При отборе конкретных проектов ожидается, что основным критерием станут приоритеты правительства, находящиеся на стыке задач поддержки экономического развития страны и интересов компаний. В частности, угольщикам предлагается поделиться доходами от роста экспорта через местные порты с дальневосточными регионами.

«От расширения к 2025 году пропускной способности Восточного полигона ОАО «РЖД» (БАМ и Транссиб) на 195 млн тонн угля в год и соответствующего увеличения портовых мощностей выигрывают всего пять-шесть компаний – СУЭК, «Мечел» и компании Кузбасса, –   заявил А.Белоусов в сентябре на заседании Госсовета по Дальнему Востоку. – Было бы разумно заключить соглашения, чтобы компании часть доходов от дополнительного экспорта угля вкладывали в регионы, через которые будут вывозить свою продукцию. Если этого не сделать, тихоокеанское побережье России получит экологические и иные проблемы от экспорта угля, а доходы уйдут за рубеж».

Президент Путин согласился с такой позицией.

Транспортная составляющая

В рабочую группу по отбору и оценке инвестиционных проектов в рамках инициативы А.Белоусова вошел министр транспорта РФ Евгений Дитрих. По его словам, ведомство подготовило свои предложения по проектам, которые касаются увеличения контейнерных перевозок, развития мощностей по перевалке грузов в портах, скоростного железнодорожного движения и строительства автомобильных дорог. Причем транспортные проекты являются самыми затратными – на их реализацию требуется 5,8 трлн рублей из общей суммы в 7 млрд рублей.

Среди проектов, предложенных Минтрансом, – проект развития порта Тамань, Мурманского транспортного узла вместе с портом Лавна, развитие порта Усть-Луга, порта Диксон в Арктике и другие инфраструктурные объекты.

Со стороны бизнеса было инициировано увеличение мощностей тихоокеанских портов, в частности порта Ванино, через который экспортируют уголь СУЭК и «Мечел», порта Посьет «Мечела» и Находка, в котором работает Evraz. В Усть-Луге о развитии терминала заявила компания «Фосагро», в Архангельске – «Уралкалий». О намерении создать мощности в порту Тамань для экспорта своей продукции сообщили «Металлоинвест», НЛМК, СУЭК и ряд других компаний.

В общем идея привлечения денег в бюджет приобрела такое значение, что дополнительные частные инвестиции должны стать основой финансирования государственной инфраструктуры в портовых и других проектах компаний.

По словам начальника Управления инвестиций и стратегического развития ФГУП «Росморпорт» Андрея Болдорева, Минтранс в ситуации дефицита денежных средств в казне вынужден сокращать финансирование уже утвержденных проектов. «Прямое бюджетное финансирование портовой инфраструктуры себя изживает, выделение денег из казны предусмотрено только для объектов, связанных с безопасностью мореплавания, обеспечением северного завоза и перевозкой грузов и пассажиров между российскими регионами. В отношении экспорта делается акцент на применение различных инструментов государственно-частного партнерства (ГЧП), подразумевающего привлечение частных инвестиций в объекты федеральной собственности», – пояснил он.

На практике это означает, что компании из «Списка Белоусова» должны самостоятельно профинансировать реконструкцию причалов, провести дноуглубление и выполнить другие операции на портовых объектах, принадлежащих государству. При этом инвесторы сейчас совместно с государством вырабатывают такие механизмы реализации проектов, которые обеспечили бы им возврат вложенных средств.

Как отметил А.Болдорев, Минтранс во исполнение майского указа президента РФ разработал проект комплексного плана магистральной инфраструктуры страны. В соответствии с ним мощности портов до 2024 года увеличатся на 350 млн тонн. План пока еще не утвержден правительством, он находится на стадии рассмотрения, и с точностью сказать, какие проекты будут реализованы, а какие нет – нельзя. План магистральной инфраструктуры планируется утвердить на заседании президиума Госсовета по национальным проектам.

Вместе с тем, перечень инвестпроектов в рамках инициативы А.Белоусова не рассматривался при формировании магистрального плана – тогда такого источника ресурсов, как инвестиции металлургических и химических предприятий, еще не было. Однако именно проекты из магистрального плана в том числе и были предложены бизнесу со стороны правительства. Очевидно, план и перечень в дальнейшем будут скорректированы.

Стоит отметить, что теперь компании-экспортеры с большой охотой готовы участвовать в финансировании своих проектов, так как они заинтересованы в получении господдержки инвестиционных программ, льготных кредитов и возврате части налоговых отчислений. Так, глава СУЭК Владимир Рашевский в кулуарах IV Восточного экономического форума во Владивостоке высказал мнение, что дальневосточные проекты угольной компании могут по критериям попасть в перечень Белоусова и, соответственно, получить господдержку.

Инициативу изъятий сменила инициатива поддержки бизнеса

Дискуссия вокруг инициативы помощника президента РФ Андрея Белоусова привела к появлению законопроекта Минфина «О защите и поощрении капиталовложений в России». Документом предусматривается так называемое платформенное решение для стимулирования новых инвестиций в государственную инфраструктуру в виде соглашения о защите и поощрении капитало-вложений (СЗПК).

Суть соглашения заключается в обеспечении инвесторам гарантий стабильности условий инвестирования. Основной льготой стал возврат инвесторам налоговых платежей в ходе осуществления проекта. Деньги инвесторы должны взять из собственной прибыли и банковских займов (ЦБ обещает льготы по кредитам).

Ограничением для подписания СЗПК является регистрация инвестора и его «дочек» в офшорах, а также условие обязательности инвестирования средств, предусмотренных договором, в капитал компании-инвестора. Обычно в таких случаях увеличивается акционерный капитал, и в случае неудачи проекта у собственника имеется больше шансов сохранить средства, будучи основным кредитором компании. Подписать СЗПК может любой инвестор, готовый вложить в проект свыше 3 млрд рублей. Соглашение может быть заключено на срок от 6 до 12 лет и продлено при условии, что полученные доходы реинвестируются на территории России.

Принять соответствующий законопроект правительство планирует уже в июле 2019 года.

Морские порты №7 (2018)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

В штаб-квартире ИМО состоялась сессия Подкомитета по предотвращению загрязнения и реагированию

В штаб-квартире ИМО состоялась сессия Подкомитета по предотвращению загрязнения и реагированию В штаб-квартире Международной морской организации (ИМО) 18 февраля  – 22 февраля с...

Сухогруз «ИДЕЛЬ 1» спущен на воду на заводе «Красное Сормово»

Сухогруз «ИДЕЛЬ 1» спущен на воду на заводе «Красное Сормово» На заводе «Красное Сормово» (входит в ОСК) состоялся спуск на воду первого в серии из четырё...

Российская экономика

Корейская Sangsangin Ship Machinery поставит ССК «Звезда» крупногабаритное оборудование за 1 млрд рублей

Корейская Sangsangin Ship Machinery поставит ССК «Звезда» крупногабаритное оборудование за 1 млрд рублей ООО «Судостроительный комплекс «Звезда» (ССК, создается на базе Дальневосточного завода «Звезда»...

Росрыболовство ожидает снижения цены на красную икру из-за больших запасов продукции

Росрыболовство ожидает снижения цены на красную икру из-за больших запасов продукции Ранее сообщалось, что производство красной икры в России по итогам 2018 года выросло в 1,7 раза.

Транспортная политика

Госдума приняла закон, исключающий конфискованные суда браконьеров из плана приватизации

Госдума приняла закон, исключающий конфискованные суда браконьеров из плана приватизации Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, предусматривающий исключение изъятых или конф...

Электронный документооборот при перевозке грузов за рубеж будет введен в РФ в 2023 году

Электронный документооборот при перевозке грузов за  рубеж будет введен в РФ в 2023 году Система электронного документооборота при перевозке грузов по международным   транспортным...

Морские порты

АО «ММТП» стал частью «Заполярного Нанограда»

АО «ММТП» стал частью «Заполярного Нанограда» Мурманские портовики провели экскурсию по градообразующему предприятию для участников пятой регионал...

Морской порт Санкт-Петербург обновил крановое оборудование

Морской порт Санкт-Петербург обновил крановое оборудование В рамках программы технического перевооружения АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит...




Морской транспорт

ЦС «Звездочка» оснастил гребными винтами газовозы типа «Ямал»

ЦС «Звездочка» оснастил гребными винтами газовозы типа «Ямал» Центр судоремонта «Звёздочка» (входит в Объединённую судостроительную корпорацию) завершил и...

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни Проблема вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых являет...

Речной транспорт

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка В интервью газете «Морские вести России» Юрий Цветков говорит об актуальных проблемах речного трансп...

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки В интервью газете «Морские вести России» глава Росморречфлота говорит об актуальных проблемах речног...

Ж/Д транспорт

Глава РЖД и врио губернатора Сахалинской области обсудили ход реконструкции ж/д инфраструктуры острова

Глава РЖД и врио губернатора Сахалинской области обсудили ход реконструкции ж/д инфраструктуры острова В Москве состоялась рабочая встреча генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега ...

ГТЛК может учредить АНО для мониторинга выполнения плана по магистральной инфраструктуре

ГТЛК может учредить АНО для мониторинга выполнения   плана по магистральной инфраструктуре Государственная   транспортная лизинговая компания (ГТЛК) может стать   ...

Авто транспорт

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске На 1539-м километре трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае – на строящейся транспортной развязке – на...

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив Государственная компания «Автодор» разработала проект по строительству скоростной   дороги...

Аналитика

Транспортная политика

Дуализм переходного периода

 Дуализм переходного периода За годы работы частных лоцманских компаний с 2005 года ущерб, нанесенный их хозяевами стабильности и...

Элементы инфраструктуры

Элементы инфраструктуры Традиционная ежегодная «Неделя транспорта» в 2018 году прошла с 19 по 23 ноября. Как всегда, на одно...

Морские порты

Безопасность мореплавания в перспективном порту Кандалакша

Безопасность мореплавания в перспективном порту Кандалакша Морской порт Кандалакша расположен на Белом море в северо-западной части Кандалакшского залива и пре...

Черное море под экологическую защиту

Черное море под экологическую защиту Сегодня загрязнение морей и океанов вредными веществами, нефтью и ее производными, хищническое истре...

Морской транспорт

Есть ли будущее у научного флота?

Есть ли будущее у научного флота? Научно-исследовательский флот России имеет яркое прошлое, менее заметное настоящее и – увы – неясное...

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Как я добилась плавательной практики

Как я добилась плавательной практики Работа в море – это моя мечта, которая постепенно начинает реализовываться. С детских лет я хотела с...

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Грузовая база

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции Контейнерооборот российских портов постепенно восстанавливается после падения 2015-2016 годов: в 201...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...