Новые технологии экологической безопасности

Морские порты
Новые технологии экологической безопасности

В происходящих в современном мире климатических изменениях огромная роль принадлежит состоянию Мирового океана, которое тесно связано с деятельностью человеческого общества. Постоянно растущее антропогенное загрязнение вод Мирового океана, в том числе и от объектов водного транспорта, привело к необходимости принятия международных конвенций, направленных на предупреждение загрязнений морской среды, таких как МАРПОЛ 73/78, Полярный кодекс, Международная конвенция по контролю и управлению судовыми балластными водами и осадками 2004 года. Практика показывает, что морские суда уже в ходе своей обычной эксплуатационной деятельности в результате технологических выбросов и сбросов оказывают негативное воздействие на поверхностный микрослой водной среды, тем самым нарушая ее газообмен с атмосферой, и, как следствие, на состояние окружающей среды в целом.

Владимир Москалёв, инженер по охране окружающей среды АО «Хабаровский судостроительный завод»

Наибольшее антропогенное воздействие проявляется в акваториях портов и на подходах к ним, так как кроме загрязнений с судов туда поступают загрязнения как с причалов и иных портовых территорий, так и приносимые ветрами и течениями из районов, лежащих за пределами портов. Основными факторами проявления антропогенного негативного воздействия деятельности портов на состояние окружающей среды является загрязнение акваторий нефтепродуктами, тяжелыми металлами и взвешенными веществами. Сюда же можно отнести и инвазивные загрязнения балластных вод. Негативному воздействию подвергается и состояние воздушной среды из-за загрязнения атмосферы выбросами газов находящихся в порту судов и пыли от навалочных грузов. Последнее, особенно если порт находится рядом с жилой зоной, негативно влияет не только на состояние окружающей среды, но и на качество жизни людей.

На нейтрализацию неблагоприятных последствий деятельности объектов водного транспорта и ориентированы новые технологии, позволяющие не только повысить экологическую безопасность, но и рационально использовать водные ресурсы. К примеру, суда для сдачи в портах судовых нефтесодержащих отходов в основном пользуются услугами вспомогательного флота, в частности сборщиками льяльных вод, которые в свою очередь в соответствии с действующим законодательством сдают принятые отходы на береговые очистные сооружения. Необходимо учитывать, что судовые нефтесодержащие воды имеют многокомпонентный состав, при котором достаточно сложно достичь полного обезвреживания. Неконвенционные же нефтесодержащие воды, например слопы, или загрязненный балласт, как правило, вообще не принимаются в связи с отсутствием в портах мощностей по их переработке.

Новые технические решения позволяют компактно разместить изготовленное на их основе оборудование на ограниченной территории или плавучей платформе и утилизировать нефтесодержащие воды посредством рекуперации и полного обезвреживания, причем с низкими капитальными затратами и эксплуатационными издержками, согласно нормативно-правовым требованиям, без нарушений действующего законодательства и в соответствии с принципом «нулевого сброса». Результатом является не только обезвреживание опасных отходов, но и получение дополнительного водного ресурса в виде воды.

Химический анализ обрабатываемой нефтесодержащей смеси перед завершающим этапом обработки подтверждает возможность достижения на конечном этапе полного обезвреживания и получения воды с необходимыми параметрами, которую можно использовать в различных технических целях, например для водяных пушек при орошении угля в системах пылеподавления на угольных терминалах. Следует отметить, что стабилизированная в процессе обработки вода способствует ингибированию экзотермических процессов самонагревания углей.

Необходимо подчеркнуть целесообразность и обоснованность внедрения «зеленых технологий» на объектах водного транспорта и с экономической точки зрения. К примеру, средняя мировая стоимость приема льяльных вод составляет $25 за 1 м3, плюс к этому появляется возможность обезвреживания неконвенционных трюмно-балластных вод (производительность располагаемого на плавучей платформе оборудования может быть до 100 м3/час).

Немаловажным фактором при существующих потребностях портов в технической воде является и получение дополнительных водных ресурсов. Применение новых технологий позволяет утилизировать и обезвреживать судовые нефтесодержащие смеси без передачи на береговые очистные сооружения и к тому же получать дополнительный ресурс в виде воды.

Таким образом, новые технологии экологической безопасности способствуют процессу синергии экологии и бизнеса.

Таблица. Данные химико-аналитического контроля

Наименование ингредиента

Ед. измерения

Нормативный документ на метод измерения

Результаты измерений*
(погрешность при Р=0,95 по требованию)

Проба 1

Проба 2

pH

ед. pH

ПНД Ф 14.1:2:3:4.121-97

7,6

15,2

БПК5

мг О2 /дм3

ПНД Ф 14.1:2:3:4.123-97

36,0

2,1

Взвешенные вещества

мг/дм3

ПНД Ф 14.1:2.110-97

12

<3

Нефтепродукты

мг/дм3

ПНД Ф 14.1:2:4.128-98

7,74

0,03

Железо общее

мг/дм3

ПНД Ф 14.1:2.2-95

2,0

0,40

Фенолы летучие (общие)

мг/дм3

ПНД Ф 14.1:2:4.182-02

1,12

<0,0005

Цветность

град.

РД 52.24.497-05

160

30

Запах

балл

РД 52.24.496-05

При 20°С - 1 балл, очень слабый запах.
При 60°С – 2 балла, слабый запах.

При 20°С - 0 баллов, отсутствие ощутимого запаха.
При 60°С – 0 баллов, отсутствие ощутимого запаха.

*Плавающие примеси и пленка в пробах не обнаружены.

Морские порты №4 (2018)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

В штаб-квартире ИМО состоялась сессия Подкомитета по предотвращению загрязнения и реагированию

В штаб-квартире ИМО состоялась сессия Подкомитета по предотвращению загрязнения и реагированию В штаб-квартире Международной морской организации (ИМО) 18 февраля  – 22 февраля с...

Сухогруз «ИДЕЛЬ 1» спущен на воду на заводе «Красное Сормово»

Сухогруз «ИДЕЛЬ 1» спущен на воду на заводе «Красное Сормово» На заводе «Красное Сормово» (входит в ОСК) состоялся спуск на воду первого в серии из четырё...

Российская экономика

Корейская Sangsangin Ship Machinery поставит ССК «Звезда» крупногабаритное оборудование за 1 млрд рублей

Корейская Sangsangin Ship Machinery поставит ССК «Звезда» крупногабаритное оборудование за 1 млрд рублей ООО «Судостроительный комплекс «Звезда» (ССК, создается на базе Дальневосточного завода «Звезда»...

Росрыболовство ожидает снижения цены на красную икру из-за больших запасов продукции

Росрыболовство ожидает снижения цены на красную икру из-за больших запасов продукции Ранее сообщалось, что производство красной икры в России по итогам 2018 года выросло в 1,7 раза.

Транспортная политика

Госдума приняла закон, исключающий конфискованные суда браконьеров из плана приватизации

Госдума приняла закон, исключающий конфискованные суда браконьеров из плана приватизации Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, предусматривающий исключение изъятых или конф...

Электронный документооборот при перевозке грузов за рубеж будет введен в РФ в 2023 году

Электронный документооборот при перевозке грузов за  рубеж будет введен в РФ в 2023 году Система электронного документооборота при перевозке грузов по международным   транспортным...

Морские порты

АО «ММТП» стал частью «Заполярного Нанограда»

АО «ММТП» стал частью «Заполярного Нанограда» Мурманские портовики провели экскурсию по градообразующему предприятию для участников пятой регионал...

Морской порт Санкт-Петербург обновил крановое оборудование

Морской порт Санкт-Петербург обновил крановое оборудование В рамках программы технического перевооружения АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит...




Морской транспорт

ЦС «Звездочка» оснастил гребными винтами газовозы типа «Ямал»

ЦС «Звездочка» оснастил гребными винтами газовозы типа «Ямал» Центр судоремонта «Звёздочка» (входит в Объединённую судостроительную корпорацию) завершил и...

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни Проблема вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых являет...

Речной транспорт

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка В интервью газете «Морские вести России» Юрий Цветков говорит об актуальных проблемах речного трансп...

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки В интервью газете «Морские вести России» глава Росморречфлота говорит об актуальных проблемах речног...

Ж/Д транспорт

Глава РЖД и врио губернатора Сахалинской области обсудили ход реконструкции ж/д инфраструктуры острова

Глава РЖД и врио губернатора Сахалинской области обсудили ход реконструкции ж/д инфраструктуры острова В Москве состоялась рабочая встреча генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега ...

ГТЛК может учредить АНО для мониторинга выполнения плана по магистральной инфраструктуре

ГТЛК может учредить АНО для мониторинга выполнения   плана по магистральной инфраструктуре Государственная   транспортная лизинговая компания (ГТЛК) может стать   ...

Авто транспорт

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске На 1539-м километре трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае – на строящейся транспортной развязке – на...

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив Государственная компания «Автодор» разработала проект по строительству скоростной   дороги...

Аналитика

Транспортная политика

Дуализм переходного периода

 Дуализм переходного периода За годы работы частных лоцманских компаний с 2005 года ущерб, нанесенный их хозяевами стабильности и...

Элементы инфраструктуры

Элементы инфраструктуры Традиционная ежегодная «Неделя транспорта» в 2018 году прошла с 19 по 23 ноября. Как всегда, на одно...

Морские порты

Безопасность мореплавания в перспективном порту Кандалакша

Безопасность мореплавания в перспективном порту Кандалакша Морской порт Кандалакша расположен на Белом море в северо-западной части Кандалакшского залива и пре...

Черное море под экологическую защиту

Черное море под экологическую защиту Сегодня загрязнение морей и океанов вредными веществами, нефтью и ее производными, хищническое истре...

Морской транспорт

Есть ли будущее у научного флота?

Есть ли будущее у научного флота? Научно-исследовательский флот России имеет яркое прошлое, менее заметное настоящее и – увы – неясное...

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Как я добилась плавательной практики

Как я добилась плавательной практики Работа в море – это моя мечта, которая постепенно начинает реализовываться. С детских лет я хотела с...

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Грузовая база

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции Контейнерооборот российских портов постепенно восстанавливается после падения 2015-2016 годов: в 201...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...