Новые технологии экологической безопасности

Морские порты
Новые технологии экологической безопасности

В происходящих в современном мире климатических изменениях огромная роль принадлежит состоянию Мирового океана, которое тесно связано с деятельностью человеческого общества. Постоянно растущее антропогенное загрязнение вод Мирового океана, в том числе и от объектов водного транспорта, привело к необходимости принятия международных конвенций, направленных на предупреждение загрязнений морской среды, таких как МАРПОЛ 73/78, Полярный кодекс, Международная конвенция по контролю и управлению судовыми балластными водами и осадками 2004 года. Практика показывает, что морские суда уже в ходе своей обычной эксплуатационной деятельности в результате технологических выбросов и сбросов оказывают негативное воздействие на поверхностный микрослой водной среды, тем самым нарушая ее газообмен с атмосферой, и, как следствие, на состояние окружающей среды в целом.

Владимир Москалёв, инженер по охране окружающей среды АО «Хабаровский судостроительный завод»

Наибольшее антропогенное воздействие проявляется в акваториях портов и на подходах к ним, так как кроме загрязнений с судов туда поступают загрязнения как с причалов и иных портовых территорий, так и приносимые ветрами и течениями из районов, лежащих за пределами портов. Основными факторами проявления антропогенного негативного воздействия деятельности портов на состояние окружающей среды является загрязнение акваторий нефтепродуктами, тяжелыми металлами и взвешенными веществами. Сюда же можно отнести и инвазивные загрязнения балластных вод. Негативному воздействию подвергается и состояние воздушной среды из-за загрязнения атмосферы выбросами газов находящихся в порту судов и пыли от навалочных грузов. Последнее, особенно если порт находится рядом с жилой зоной, негативно влияет не только на состояние окружающей среды, но и на качество жизни людей.

На нейтрализацию неблагоприятных последствий деятельности объектов водного транспорта и ориентированы новые технологии, позволяющие не только повысить экологическую безопасность, но и рационально использовать водные ресурсы. К примеру, суда для сдачи в портах судовых нефтесодержащих отходов в основном пользуются услугами вспомогательного флота, в частности сборщиками льяльных вод, которые в свою очередь в соответствии с действующим законодательством сдают принятые отходы на береговые очистные сооружения. Необходимо учитывать, что судовые нефтесодержащие воды имеют многокомпонентный состав, при котором достаточно сложно достичь полного обезвреживания. Неконвенционные же нефтесодержащие воды, например слопы, или загрязненный балласт, как правило, вообще не принимаются в связи с отсутствием в портах мощностей по их переработке.

Новые технические решения позволяют компактно разместить изготовленное на их основе оборудование на ограниченной территории или плавучей платформе и утилизировать нефтесодержащие воды посредством рекуперации и полного обезвреживания, причем с низкими капитальными затратами и эксплуатационными издержками, согласно нормативно-правовым требованиям, без нарушений действующего законодательства и в соответствии с принципом «нулевого сброса». Результатом является не только обезвреживание опасных отходов, но и получение дополнительного водного ресурса в виде воды.

Химический анализ обрабатываемой нефтесодержащей смеси перед завершающим этапом обработки подтверждает возможность достижения на конечном этапе полного обезвреживания и получения воды с необходимыми параметрами, которую можно использовать в различных технических целях, например для водяных пушек при орошении угля в системах пылеподавления на угольных терминалах. Следует отметить, что стабилизированная в процессе обработки вода способствует ингибированию экзотермических процессов самонагревания углей.

Необходимо подчеркнуть целесообразность и обоснованность внедрения «зеленых технологий» на объектах водного транспорта и с экономической точки зрения. К примеру, средняя мировая стоимость приема льяльных вод составляет $25 за 1 м3, плюс к этому появляется возможность обезвреживания неконвенционных трюмно-балластных вод (производительность располагаемого на плавучей платформе оборудования может быть до 100 м3/час).

Немаловажным фактором при существующих потребностях портов в технической воде является и получение дополнительных водных ресурсов. Применение новых технологий позволяет утилизировать и обезвреживать судовые нефтесодержащие смеси без передачи на береговые очистные сооружения и к тому же получать дополнительный ресурс в виде воды.

Таким образом, новые технологии экологической безопасности способствуют процессу синергии экологии и бизнеса.

Таблица. Данные химико-аналитического контроля

Наименование ингредиента

Ед. измерения

Нормативный документ на метод измерения

Результаты измерений*
(погрешность при Р=0,95 по требованию)

Проба 1

Проба 2

pH

ед. pH

ПНД Ф 14.1:2:3:4.121-97

7,6

15,2

БПК5

мг О2 /дм3

ПНД Ф 14.1:2:3:4.123-97

36,0

2,1

Взвешенные вещества

мг/дм3

ПНД Ф 14.1:2.110-97

12

<3

Нефтепродукты

мг/дм3

ПНД Ф 14.1:2:4.128-98

7,74

0,03

Железо общее

мг/дм3

ПНД Ф 14.1:2.2-95

2,0

0,40

Фенолы летучие (общие)

мг/дм3

ПНД Ф 14.1:2:4.182-02

1,12

<0,0005

Цветность

град.

РД 52.24.497-05

160

30

Запах

балл

РД 52.24.496-05

При 20°С - 1 балл, очень слабый запах.
При 60°С – 2 балла, слабый запах.

При 20°С - 0 баллов, отсутствие ощутимого запаха.
При 60°С – 0 баллов, отсутствие ощутимого запаха.

*Плавающие примеси и пленка в пробах не обнаружены.

Морские порты №4 (2018)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

26-й Международный угольный форум в Новокузнецке

26-й Международный угольный форум в Новокузнецке 4–7 июня 2019 года в выставочном комплексе «Кузбасская ярмарка» состоятся XXVI Международная специал...

В Москве состоится XVI Международная конференция «Освоение шельфа России и СНГ-2019»

В Москве состоится XVI Международная конференция «Освоение шельфа России и СНГ-2019» 17 мая 2019 года в Москве в отеле «Балчуг Кемпински» состоится XVI Международная конференция «Освоен...

Российская экономика

Реалии отечественного судостроения. Изношеность производственных мощностей

Реалии отечественного судостроения. Изношеность производственных мощностей О насущных проблемах российской судостроительной отрасли рассказал в интервью журналу «Морской флот»...

ОАО «РЖД» публикует консолидированную финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) за 2018 год

ОАО «РЖД» публикует консолидированную финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) за 2018 год Консолидированная финансовая отчетность группы компаний ОАО «РЖД» (далее – холдинг «РЖД») по...

Транспортная политика

Проект мультимодального логистического центра в СЗФО разработают до июля 2019 года

Проект мультимодального логистического центра в СЗФО разработают до июля 2019 года Место расположения и характеристики МТЛЦ, строительство которого запланировано в Северо-Западном фед...

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду По итогам совещания по предложению главы Минтранса России было принято решение создать совместную с ...

Морские порты

Промышленный порт Череповецкого меткомбината начал отправку судов

Промышленный порт Череповецкого меткомбината начал отправку судов В промышленном порту Череповецкого металлургического комбината (ЧерМК, входит в дивизион «Северс...

Семеро молодых исследователей МГУ им. адмирала Невельского получили гранты Фонда содействия инновациям

Семеро молодых исследователей МГУ им. адмирала Невельского получили гранты Фонда содействия инновациям Семеро молодых исследователей МГУ им адмирала Г.И.Невельского стали победителями федерального конкур...




Морской транспорт

Штаты срочно обзаводятся ледоколами

Штаты срочно обзаводятся ледоколами Компания Singapore Technologies Engineering получила от Министерства военно-морских сил США заказ на...

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку Круизный сезон на Камчатке откроется в начале мая, сообщает в среду пресс-служба правительства Камча...

Речной транспорт

Строительство двух теплоходов для Красноярского края начнется к 2020 году

Строительство двух теплоходов для Красноярского края   начнется к 2020 году Строительство двух теплоходов, которые будут курсировать по Енисею (Красноярский край), начн...

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей К новому сезону речных перевозок готовы и отлажены гидротехнические сооружения ФГБУ «Канал имени Мос...

Ж/Д транспорт

«РЖД Логистика» перевезла по железной дороге негабаритные автоклавы для строительного завода в Ульяновске

«РЖД Логистика» перевезла по железной дороге негабаритные автоклавы для строительного завода в Ульяновске АО «РЖД Логистика» в период с ноября 2018 года по март 2019 года организовало серию внутрироссийских...

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году ОАО «Российские железные дороги» планирует разработать концепцию Санкт- Петербургского транспортного...

Авто транспорт

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на повышение безопасности на дорогах

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на  повышение безопасности на дорогах Госкомпания «Автодор» в 2019 году направит на повышение безопасности на своих дорогах   64...

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах с   нынешни...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский бизнес

Лоцманский бизнес На хозяев частных лоцманских компаний «в эпоху перемен» случайно скатился добротный, гарантированный...

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...