Новые технологии экологической безопасности

Морские порты
Новые технологии экологической безопасности

В происходящих в современном мире климатических изменениях огромная роль принадлежит состоянию Мирового океана, которое тесно связано с деятельностью человеческого общества. Постоянно растущее антропогенное загрязнение вод Мирового океана, в том числе и от объектов водного транспорта, привело к необходимости принятия международных конвенций, направленных на предупреждение загрязнений морской среды, таких как МАРПОЛ 73/78, Полярный кодекс, Международная конвенция по контролю и управлению судовыми балластными водами и осадками 2004 года. Практика показывает, что морские суда уже в ходе своей обычной эксплуатационной деятельности в результате технологических выбросов и сбросов оказывают негативное воздействие на поверхностный микрослой водной среды, тем самым нарушая ее газообмен с атмосферой, и, как следствие, на состояние окружающей среды в целом.

Владимир Москалёв, инженер по охране окружающей среды АО «Хабаровский судостроительный завод»

Наибольшее антропогенное воздействие проявляется в акваториях портов и на подходах к ним, так как кроме загрязнений с судов туда поступают загрязнения как с причалов и иных портовых территорий, так и приносимые ветрами и течениями из районов, лежащих за пределами портов. Основными факторами проявления антропогенного негативного воздействия деятельности портов на состояние окружающей среды является загрязнение акваторий нефтепродуктами, тяжелыми металлами и взвешенными веществами. Сюда же можно отнести и инвазивные загрязнения балластных вод. Негативному воздействию подвергается и состояние воздушной среды из-за загрязнения атмосферы выбросами газов находящихся в порту судов и пыли от навалочных грузов. Последнее, особенно если порт находится рядом с жилой зоной, негативно влияет не только на состояние окружающей среды, но и на качество жизни людей.

На нейтрализацию неблагоприятных последствий деятельности объектов водного транспорта и ориентированы новые технологии, позволяющие не только повысить экологическую безопасность, но и рационально использовать водные ресурсы. К примеру, суда для сдачи в портах судовых нефтесодержащих отходов в основном пользуются услугами вспомогательного флота, в частности сборщиками льяльных вод, которые в свою очередь в соответствии с действующим законодательством сдают принятые отходы на береговые очистные сооружения. Необходимо учитывать, что судовые нефтесодержащие воды имеют многокомпонентный состав, при котором достаточно сложно достичь полного обезвреживания. Неконвенционные же нефтесодержащие воды, например слопы, или загрязненный балласт, как правило, вообще не принимаются в связи с отсутствием в портах мощностей по их переработке.

Новые технические решения позволяют компактно разместить изготовленное на их основе оборудование на ограниченной территории или плавучей платформе и утилизировать нефтесодержащие воды посредством рекуперации и полного обезвреживания, причем с низкими капитальными затратами и эксплуатационными издержками, согласно нормативно-правовым требованиям, без нарушений действующего законодательства и в соответствии с принципом «нулевого сброса». Результатом является не только обезвреживание опасных отходов, но и получение дополнительного водного ресурса в виде воды.

Химический анализ обрабатываемой нефтесодержащей смеси перед завершающим этапом обработки подтверждает возможность достижения на конечном этапе полного обезвреживания и получения воды с необходимыми параметрами, которую можно использовать в различных технических целях, например для водяных пушек при орошении угля в системах пылеподавления на угольных терминалах. Следует отметить, что стабилизированная в процессе обработки вода способствует ингибированию экзотермических процессов самонагревания углей.

Необходимо подчеркнуть целесообразность и обоснованность внедрения «зеленых технологий» на объектах водного транспорта и с экономической точки зрения. К примеру, средняя мировая стоимость приема льяльных вод составляет $25 за 1 м3, плюс к этому появляется возможность обезвреживания неконвенционных трюмно-балластных вод (производительность располагаемого на плавучей платформе оборудования может быть до 100 м3/час).

Немаловажным фактором при существующих потребностях портов в технической воде является и получение дополнительных водных ресурсов. Применение новых технологий позволяет утилизировать и обезвреживать судовые нефтесодержащие смеси без передачи на береговые очистные сооружения и к тому же получать дополнительный ресурс в виде воды.

Таким образом, новые технологии экологической безопасности способствуют процессу синергии экологии и бизнеса.

Таблица. Данные химико-аналитического контроля

Наименование ингредиента

Ед. измерения

Нормативный документ на метод измерения

Результаты измерений*
(погрешность при Р=0,95 по требованию)

Проба 1

Проба 2

pH

ед. pH

ПНД Ф 14.1:2:3:4.121-97

7,6

15,2

БПК5

мг О2 /дм3

ПНД Ф 14.1:2:3:4.123-97

36,0

2,1

Взвешенные вещества

мг/дм3

ПНД Ф 14.1:2.110-97

12

<3

Нефтепродукты

мг/дм3

ПНД Ф 14.1:2:4.128-98

7,74

0,03

Железо общее

мг/дм3

ПНД Ф 14.1:2.2-95

2,0

0,40

Фенолы летучие (общие)

мг/дм3

ПНД Ф 14.1:2:4.182-02

1,12

<0,0005

Цветность

град.

РД 52.24.497-05

160

30

Запах

балл

РД 52.24.496-05

При 20°С - 1 балл, очень слабый запах.
При 60°С – 2 балла, слабый запах.

При 20°С - 0 баллов, отсутствие ощутимого запаха.
При 60°С – 0 баллов, отсутствие ощутимого запаха.

*Плавающие примеси и пленка в пробах не обнаружены.

Морские порты №4 (2018)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

ОСК поддерживает образовательный проект «Ломоносовская Ассамблея»

ОСК поддерживает образовательный проект «Ломоносовская Ассамблея» В состав Попечительского совета Международного Ломоносовского клуба входит Президент ОСК Алексей Рах...

Курсанты ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова приняли участие в традиционном городском субботнике.

Курсанты ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова приняли участие в традиционном городском субботнике. Общими усилиями макаровцы сделали все, чтобы приближающуюся зиму их «альма матер» встретила в образц...

Российская экономика

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета В документе СП говорится о нарушении порядка формирования обоснований прогноза поступлений доходов и...

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9%

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9% Грузооборот морского транспорта за отчетный период снизился на 21,8% - до 27,9 млрд. т-км, внутр...

Транспортная политика

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению В заседании Подкомиссии по морскому, речному транспорту и портовой индустрии приняли участие предста...

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г.

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г. Поправки в законодательство предусматривают закрепление за судами, плавающими под флагом Российской ...

Морские порты

Мощность зернового терминала КСК вырастет почти вдвое

Мощность зернового терминала КСК вырастет почти вдвое Проектом реконструкции предусматривается строительство нового причала и технологической площадки, а ...

Новые возможности в развитии порта Выборг

Новые возможности в развитии порта Выборг Банкротство стивидора Выборгского порта не повлияет на объемы перевалки в порту.




Морской транспорт

Судно для перевозки тяжеловесных грузов преодолело Севморпуть

Судно для перевозки тяжеловесных грузов преодолело Севморпуть Судно специально построено для полярных вод. Оно прошло путь из Китая в Роттердам, перевозя части кр...

«MAERSK LINE»вручила награду Innovating Together Maersk-NSR-2018 логистическому оператору «ДАКСЕР»

«MAERSK LINE»вручила награду Innovating Together Maersk-NSR-2018 логистическому оператору «ДАКСЕР» Награда вручена как одному из первых экспедиторов, отправивших груз на контейнеровозе Venta Maersk в...

Речной транспорт

Обновленный «Метеор» построят к 2021 году

Обновленный «Метеор» построят к 2021 году Судно предназначено для использования на озерах, водохранилищах, магистральных реках и в прибрежной ...

Процесс принятия Соглашения о судоходстве между странами-членами ЕАЭС затягивается

Процесс принятия Соглашения о судоходстве между странами-членами ЕАЭС затягивается В ЕЭК считают, что до конца 2018 г. Соглашению будет дан старт.

Ж/Д транспорт

ФАС предлагает с 2019 г. повысить ж/д тариф на экспорт дополнительно на 8% на ряд грузов

ФАС предлагает с 2019 г. повысить ж/д тариф на экспорт дополнительно на 8% на ряд грузов В 2017 году надбавка принесла РЖД 23 млрд. рублей.

Правительство разрешило РЖД выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям имуществом

Правительство разрешило РЖД выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям имуществом Чистая прибыль РЖД по РСБУ в 2017 г. выросла в 2,7 раза - до 17,5 млрд. руб.

Авто транспорт

Власти Приамурья и китайского Хэйхэ обсудили реализацию крупных инфраструктурных проектов

Власти Приамурья и китайского Хэйхэ обсудили реализацию крупных инфраструктурных проектов Один из них - строительство канатной дороги «Благовещенск – Хэйхэ». Соглашение об этом стороны подпи...

На реконструкцию дороги к туркомплексу Шерегеш в Кемеровской области выделят 2,5 млрд. руб.

На реконструкцию дороги к туркомплексу Шерегеш в Кемеровской области выделят 2,5 млрд. руб. Правительство РФ планирует поддержать создание необходимой инфраструктуры в Шерегеше, региону необхо...

Аналитика

Транспортная политика

Ратифицировать нельзя отказаться

Ратифицировать нельзя отказаться Более четверти века назад, 1 июня 1990 года в Вашингтоне министром иностранных дел СССР и госсекрета...

Каспийская конвенция

Каспийская конвенция На протяжении нескольких столетий Каспийское море являлось «внутренним морем» двух государств: Росси...

Морские порты

Динамика развития в безопасных условиях

Динамика развития в безопасных условиях Сегодня развитие Дальнего Востока России – одно из приоритетных направлений деятельности федеральног...

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно В соответствии с приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 в целях обеспечения навигационной д...

Морской транспорт

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли В № 8 газеты «МВР» опубликована информационная заметка «Ключевые элементы успеха» о состоявшейся в к...

Речной транспорт

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...

«Печораводпуть»: 80 лет спустя

«Печораводпуть»: 80 лет спустя В навигацию 2018 года Администрация обслуживает 2594 км внутренних водных путей Печорского бассейна,...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...