Новый международный реестр судов: кому преференции?

Транспортная политика
Новый международный реестр судов: кому преференции?

В России появится второй (специальный?) международный судовой реестр, который в отличие от первого будет иметь упрощенный режим регистрации судов – в нем можно будет регистрировать суда нерезидентов из зарубежных офшоров. Соответствующий проект закона подготовило Минэкономразвития России в рамках создания законодательной базы для формирования специальных административных районов на островах Русский в Приморье и Октябрьский в Калининградской области. Эти острова должны стать российским аналогом мировых офшоров.

Елена Александрова

Согласно инициативе экономического ведомства, в Кодекс торгового мореплавания (КТМ) будут внесены поправки, регламентирующие создание специального судового реестра: регистрация в нем даст судовладельцам право уплачивать единый ежегодный налог, как и в Российском международном реестре судов (РМРС), при этом ограничения, действующие в РМРС, будут сняты. В транспортном ведомстве справедливо опасались, что новый реестр будет вносить дисбаланс в работу отрасли из-за того, что преференции получат только компании, зарегистрированные в офшорах, тогда как суда под российским флагом не получат дополнительных бонусов.

При поддержке государства

В мае текущего года премьер-министр России Дмитрий Медведев на Международном юридическом форуме, прошедшем в Санкт-Петербурге, анонсировал появление в России специальных административных районов (САР). Такие районы с особым правовым статусом и налоговым режимом будут образованы уже в ближайшее время в Приморском крае и Калининградской области– на островах Русский и Октябрьский соответственно. По словам главы правительства, в САР планируется протестировать «лучшие практики передового правового регулирования», а затем результаты эксперимента распространить на экономику России в целом.

Концепция САР регламентирована тремя законопроектами Минэкономразвития: «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», «О международных компаниях», а также «О внесении изменений в части I и II Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края».

Как отмечают представители экономического ведомства, их законодательная инициатива обусловлена ухудшением ситуации на внешних рынках для ведения бизнеса российскими гражданами. При переводе в САР зарубежные активы россиян получат статус международной компании, предоставляющий ряд льгот, не предусмотренных сейчас российским законодательством.

Так, срок регистрации для таких компаний составит всего один день, при этом часть сведений о них можно будет сохранить конфиденциальной. Кроме того, для участников САР предусмотрена упрощенная процедура ведения реестра акционеров, собственные правила для акционерных соглашений и сделок с акционерным капиталом, а также избрание членов совета директоров на пять лет, а не на один год, как сейчас.

Компании, получившие статус участника САР, будут исчислять налоги только по доходам, полученным в России, при этом отчетность им можно будет вести по международным стандартам.

Помимо корпоративных и налоговых льгот, резиденты САР получат освобождение от валютного контроля, так как они не будут признаваться резидентами РФ и смогут оплачивать контракты валютой через уполномоченные банки.

Как рассказала на Петербургском международном юридическом форуме директор Департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития России Екатерина Салугина-Сороковая, пакет законопроектов о создании САР направлен на привлечение инвестиций в условиях непростой внешнеэкономической конъюнктуры. По ее мнению, отсутствие требований валютного регулирования и валютного контроля для резидентов САР может стать серьезным стимулом к перетоку капитала из многих известных мировых юрисдикций в Россию.

Удобные режимы, единый налог

Для судовладельцев участие в САР даст право зарегистрироваться в специальном судовом реестре, обеспечивающем льготный режим налогообложения и упрощенный порядок администрирования.

В новом судовом реестре могут быть зарегистрированы морские, речные суда и суда смешанного типа (за исключением рыбопромыслового флота), а также спортивные, парусные, прогулочные и маломерные суда. При этом их владельцами могут быть как российские, так и иностранные граждане и юридические лица. Им будет предоставлено право пройти классификацию и освидетельствование судна по своему усмотрению– в российском или зарубежном классификационном обществе.

После регистрации судовладелец вместо уплаты различных налогов и отчислений в страховые фонды, производимых в рамках обычного режима налогообложения (как это делают владельцы судов, зарегистрированных в Российском государственном реестре судов, РГРС), перейдет на уплату ежегодного единого налога, рассчитываемого исходя из валовой вместимости судна. Фактически налог будет равен размеру госпошлины за регистрацию и подтверждение регистрации судна в РМРС (см. таблицу «Размер госпошлины за регистрацию судов в РМРС», подп. 108-109 ст. 333.33 НК РФ).

Противники льгот

По понятным причинам Минфин и Центробанк не согласились с инициативой Минэкономразвития. По мнению финансового ведомства, нельзя допустить, чтобы в России судовладельцы, зарегистрированные в одном судовом реестре, платили налог на прибыль, а в другом реестре– нет. Такие законодательные новшества ухудшат положение налогоплательщиков, владеющих судами, зарегистрированными в РМРС, полагают финансисты. Кроме того, Минфину не понравился короткий срок госрегистрации судна, так как он не позволит проверить достоверность сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Против нового законопроекта выступили также представители Росморречфлота– в ведомстве отмечали, что документ «ломает сложившуюся систему в законодательном и в административном смысле». Фактически специальный судовой реестр ставит под сомнение выгодность использования РМРС, что могло бы спровоцировать массовое бегство судов из одного реестра в другой.

Комментируя поступившие замечания, Е. Салугина-Сороковая заявила, что САРы не ограничат возможность налогового контроля и не предоставят необоснованных преференций их участникам. В то же время преимущества САРов должны быть конкурентоспособными, и это обусловливает многочисленные послабления законодательства по сравнению с действующими инструментами. По ее мнению, риск массового перетока хозяйствующих субъектов в САР из других регионов России минимизирован двойным контролем на вход: при получении статуса резидента САР необходимо будет соответствовать критериям, установленным Правительством РФ, а при получении статуса международной компании– иметь статус резидента САР, вести деятельность на территории нескольких государств и осуществлять инвестиции на территории РФ.

Ограничение на вход в российскую офшорную зону связано с наличием регистрации активов будущих резидентов САР в зарубежной юрисдикции. На практике это будет означать, что в специальном судовом реестре смогут зарегистрироваться только суда из международных офшоров. Пароходства, осуществляющие международные перевозки под российским флагом, будут лишены такой возможности.

Конкуренция между реестрами

Напомним, что сейчас большинство коммерческих судов, работающих на международных маршрутах перевозок под российским флагом, зарегистрировано в Российском международном реестре судов. Он был введен Федеральным законом № 168 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов» в декабре 2005 года. В ноябре 2011 года вступил в силу Федеральный закон РФ от 7 ноября 2011 года № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства», значительно расширивший возможности судовладельцев зарегистрировать технику в РМРС.

По данным экс-заместителя министра транспорта РФ– руководителя Росморречфлота Виктора Олерского, на конец 2017 года в российских морских реестрах всего было зарегистрировано 7783 судна, из которых 1141 судно– в РМРС. Суммарный дедвейт флота, зарегистрированного под российским флагом, составил свыше 10 млн тонн, из них половина приходилась на международный реестр. В прошлом году в реестрах под флагом РФ было зарегистрировано 580 судов, из которых 200 судов– в РМРС.

Как известно, основным преимуществом РМРС является налоговый режим: cудовладельцы получают освобождение от уплаты налога на прибыль при международных морских перевозках (для судов, построенных после 1 января 2010 года, также при каботажных перевозках), налога на имущество, транспортного налога, таможенной пошлины и НДС при импорте судов, а также имеют право применять нулевую ставку НДС при реализации судов, построенных в России, и не уплачивать страховые взносы с фонда оплаты труда членов экипажа (за них это делает госбюджет). В отношении НДФЛ все доходы, получаемые экипажем судов вне зависимости от маршрутов и сроков плавания, признаются доходами, полученными от источника в РФ, и облагаются по ставке 13% (подп. 6.1 п. 1 ст. 208 НК РФ).

Отметим, что после года регистрации в РМРС судовладелец должен ежегодно до 31 марта уплачивать госпошлину за подтверждение регистрации судна в РМРС (см. таблицу «Размер госпошлины за регистрацию судов в РМРС»). По сути, это аналог единого налога.

Ограничением при регистрации в РМРС является подданство собственника судна– он должен обязательно иметь российское гражданство. Судно иностранного собственника может быть зарегистрировано в РМРС только после передачи его в аренду по договору бербоут-чартера российскому судовладельцу. Также не подлежат регистрации в РМРС суда, зарегистрированные в реестрах судов иностранных государств, суда возрастом свыше 15 лет, а также суда, построенные на российских верфях до 1 января 2010 года.

Согласно официальным данным, практически весь крупнотоннажный флот, контролируемый российскими компаниями, зарегистрирован сейчас под иностранными флагами– это 248 судов общим дедвейтом примерно 14 млн тонн. В частности, под иностранными флагами работают перевозчики, обслуживающие трафик экспортеров сырья, минеральных ресурсов, металлопродукции и химии.

Из российских судовладельцев можно отметить ПАО «Северо-Западное пароходство», все суда которого зарегистрированы в РМРС. Компания выполняет перевозки на судах класса «река-море» и благодаря российскому флагу имеет право заходить в порты внутренних водных путей.

Добавим, что судовладельцы стараются зарегистрировать суда под иностранным флагом не столько по причине высокой налоговой нагрузки в России (в странах с удобным флагом она сопоставима с РМРС), сколько с возможностью взять кредит в зарубежном банке под залог имеющейся техники. В этом плане регистрация в РМРС не дает такой возможности. Переход судна из зарубежного офшора в российский также вряд ли решит вопрос с финансированием.

Таким образом, сравнивая условия регистрации судна в готовящемся специальном судовом реестре и уже имеющемся РМРС, можно сделать вывод о том, что они мало чем отличаются с точки зрения финансовых затрат. Так, единый ежегодный налог в спецреестре представляет собой не что иное, как сумму ежегодно уплачиваемой госпошлины в РМРС. Основным отличием является то, что в офшорном реестре можно будет регистрировать суда, уже имеющие регистрацию в зарубежной юрисдикции, принадлежащие нерезиденту, без необходимости заключать договор аренды с российским юрлицом.

В последние дни появилась информация, что представители Минтранса и Росморречфлота пришли к выводу о том, что инициатива МЭР имеет и определенные преимущества, в связи с чем они дали свои предложения по модификации ряда положений законопроекта с тем, чтобы минимизировать, а по возможности и полностью устранить взаимоослабляющую конкуренцию между двумя реестрами.

Таблица. Размер госпошлины за регистрацию судов в РМРС (подп. 108-109 ст. 333.33 НК РФ)

Валовая вместимость судна, ед.

Размер государственной пошлины

Регистрация судов

Перерегистрация судов

80–3000 включительно

85 000 рублей + 9,4 рубля за каждую единицу валовой вместимости

25 000 рублей + 22,4 рубля за каждую единицу валовой вместимости

3000–8000 включительно

87 000 + 8,8 рубля за каждую единицу валовой вместимости

25 000 рублей + 22,4 рубля за каждую единицу валовой вместимости

8000–20 000 включительно

155 000 рублей + 5,0 рубля за каждую единицу валовой вместимости

170 000 рублей + 14,2 рубля за каждую единицу валовой вместимости

Свыше 20 000

215 000 рублей + 3,2 рубля за каждую единицу валовой вместимости

20 000 – 45 000 включительно

330 000 рублей + 9,2 рубля за каждую единицу валовой вместимости

Свыше 45 000

420 000 рублей + 8 рублей за каждую единицу валовой вместимости

Офшорные острова

Правительство разработало пакет законопроектов, которые позволят инвесторам переходить в российские офшорные зоны без потерь, при полном сохранении активов, прав и обязанностей. Соответствующие документы могут быть приняты Государственной думой в весеннюю сессию. Об этом сообщил министр экономического развития Максим Орешкин.

Специальные административные районы (САР), которые власти РФ рассматривают как альтернативу зарубежным офшорным зонам, заработают на островах Октябрьский и Русский в сентябре-октябре 2018 года, прежде говорил Орешкин.

Он напомнил, что речь не идет о создании офшоров по мировому опыту прошлых лет. «Это специальный налоговый, корпоративный режим, режим валютного законодательства, более удобный для холдинговых компаний», – пояснил министр. Для успешной работы этих зон, в том числе в РФ, был принят пакет законов о деофшоризации бизнеса.

«К сожалению, не было сделано удобного механизма для того, чтобы холдинги из иностранных переносились в российскую юрисдикцию. Главное, что есть в тех пакетах законопроектов, которые сейчас рассматриваются в Госдуме и, надеюсь, будут приняты в весеннюю сессию, – это так называемая редомициляция. Это возможность переноса компании с одной юрисдикции в другую при полном сохранении активов, прав и обязательств этой компании», – сказал он.

Морские вести России №10 (2018)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

«СКАНЭКС» представил информационные системы для моряков

«СКАНЭКС» представил информационные системы для моряков Чтобы можно было присматривать за своим судном из космоса

Какие типы гражданских судов будут строиться в ближайшие пять лет?

Какие типы гражданских судов будут строиться в ближайшие пять лет? Танкеры, сухогрузы и пассажирский флот

Российская экономика

ОСК внедряет типовую структуру цифровой верфи на заводах

ОСК внедряет типовую структуру цифровой верфи на заводах Для этого работают над 3D-моделированием на заводе и информационной защитой.

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина Это первое судно из трёх заказанных.

Транспортная политика

Эксперт: судостроению в России мешают три проблемы

Эксперт: судостроению в России мешают три проблемы Большие накладные расходы, несерийность и отсутствие кадров

Эксперт: роботизация судов ближе, чем вы думаете

Эксперт: роботизация судов ближе, чем вы думаете Уже вовсю готовится нормативная база

Морские порты

190 млн тонн угля с момента запуска отгрузил на экспорт «Ростерминалуголь»

190 млн тонн угля с момента запуска отгрузил на экспорт «Ростерминалуголь» Европа рада

Военные поспособствуют реконструкции арктических портов Диксон и Тикси

Военные поспособствуют реконструкции арктических портов Диксон и Тикси Ради надежной защиты всего Севморпути. Включая и «воздух»




Морской транспорт

Самые мощные ледоколы столкнулись… со сложностями производства

Самые мощные ледоколы столкнулись… со сложностями производства На «Арктике» не спешат с запуском реактора, турбины для «Урала» задерживают

Рахманов: на все новые корабли можно установить «Циркон»

Рахманов: на все новые корабли можно установить «Циркон» На старые невыгодно

Речной транспорт

На 9,7% снизился грузопоток Волго-Донского бассейна в навигацию-2019

На 9,7% снизился грузопоток Волго-Донского бассейна в навигацию-2019 Суда стали ходить на 4,7% реже

В Волжском бассейне завершена навигация 2019 года

В Волжском бассейне завершена навигация 2019 года Госзадание выполнено

Ж/Д транспорт

«Срежем» через Россию: «ТрансКонтейнер» отправил пилотный поезд из Кореи в Польшу

«Срежем» через Россию: «ТрансКонтейнер» отправил пилотный поезд из Кореи в Польшу В два раза быстрее, чем в обход по морю

43,5 млрд рублей направят на развитие Красноярской железной дороги в 2020 году

43,5 млрд рублей направят на развитие Красноярской железной дороги в 2020 году На реконструкцию и строительство инфраструктуры и другое

Авто транспорт

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном Параллельно строится другая «федералка»

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок Морской порт Феодосия расположен в западной части Феодосийского залива Черного моря. Он является пер...

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот На протяжении последних 14 лет основная специализация морского порта Де-Кастри остается неизменной –...

Морской транспорт

Энергетические суда:какие они и чем регулируются?

Энергетические суда:какие они и чем регулируются? Судно-батарейка как будущая неотъемлемая часть морской инфраструктуры. Проблемы и перспективы законо...

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Речной транспорт

«Между прошлым и будущим»

«Между прошлым и будущим» Под таким заголовком в газете «Морские вести России» № 3 в этом году напечатана статья капитана И. К...

Другая экономика

Другая экономика Бассейн канала имени Москвы – это сердце внутренних водных путей России. При этом многие даже не пре...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту Проекты нефте- и газохимических производств в России становятся все более масштабными и амбициозными...

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Безопасность мореплавания

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Судоремонт в России: надежда на возрождение

Судоремонт в России: надежда на возрождение Проблемы развития судоремонта и пути их решения, меры господдержки, опыт работы отдельных предприяти...

Новый вид технического флота

Новый вид технического флота Новый взгляд на суда технического флота – универсальная платформа, электродвижение, экологически чис...

Таможня

К совершенству таможенного законодательства

К совершенству таможенного законодательства 3 октября 2019 года вступил в силу приказ ФТС России №541, в соответствии с которым взаимодействие у...

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...