Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере

Морские порты
Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере

В структурировании любого ГЧП-проекта наиболее значимым является процесс идентификации и распределения проектных рисков. Сбалансированное распределение рисков между участниками проекта – один из важнейших признаков государственно-частного партнерства (ГЧП), отличающих его от иных инвестиционных отношений.

Основным принципом проектного финансирования, а ГЧП традиционно считается его разновидностью, является такое распределение рисков, согласно которому риск относится на сторону, способную наиболее эффективно управлять им, и обладает для этого необходимыми ресурсами.

Продолжение. Начало см. в «МП» №3-2018 «ГЧП как оптимальный механизм развития инфраструктуры портов».

Денис Качкин, управляющий партнер, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП Адвокатского бюро «Качкин и Партнеры»

Особенности отраслевых рисков

В настоящей статье мы не будем касаться общих проектных рисков, характерных для концессионных проектов в целом (политических, правовых, технических, финансовых и т.д.), а идентифицируем лишь специальные риски, связанные с отраслевыми особенностями проекта ГЧП.

Так, к отраслевым особенностям портовой сферы, обусловленным спецификой деятельности морских портов, их социально-экономической, стратегической, геополитической значимостью, на наш взгляд, возможно отнести следующие:

– высокий уровень государственного участия и государственного регулирования деятельности морских портов. Как было отмечено в первой публикации, портовая деятельность является стратегическим аспектом развития экономики государства и одним из ключевых звеньев функционирования транспортной системы;

– комплексный характер и значительное количество участников проекта. Проект, как правило, включает несколько отдельных самостоятельных проектов, объединенных в единый комплекс для эффективного функционирования, в частности обустройство акватории морского порта, строительство причальных гидротехнических сооружений, строительство железнодорожных подходных путей, строительство портовой и инженерной инфраструктуры;

– значительный объем инвестиций и длительные сроки окупаемости;

– вопросы режима права собственности в отношении объектов инфраструктуры морского порта. Важную особенность портовых ГЧП-проектов обусловливает фактор собственности на объекты инфраструктуры морского порта, которые в зависимости от их стратегического значения возможно разделить на две группы: объекты исключительно государственной собственности, как правило, связанные с вопросами безопасности, портового контроля, пограничного контроля и т.д.; иные объекты, предполагающие возможность закрепления их в частной собственности;

– особенности предоставления и использования водных и земельных ресурсов. Для реализации портового проекта помимо земельного участка потребуется предоставление акватории морского порта в пользование для строительства объекта, проведения дноуглубительных работ и последующей эксплуатации объекта соглашения;

– тарифную политику. В силу комплексности портовых проектов, включающих различные объекты инфраструктуры, тарифному регулированию подлежат не только услуги, связанные с функционированием морского порта, но и относящиеся к железнодорожной перевозке.

Анализ отраслевых особенностей позволяет выделить следующие, наиболее болезненные для портовой сферы риски, структурированию которых необходимо уделить особое внимание:

– риск закрытия морского порта, изменение границ морского порта;

– открытие конкурентных морских портовых мощностей;

– изменение обязательных требований (нормативных и портовых);

– действия/бездействия третьих лиц (в том числе субъектов естественных монополий);

– неподведение обеспечивающей инфраструктуры (например, отсутствие железнодорожной ветки);

– рыночные риски, связанные с изменением политической конъюнктуры, введением санкций, установление международных требований (экологических и иных норм);

– изменение тарифного регулирования, возложение обязанностей по оказанию отдельных видов услуг или наложение запрета на оказание отдельных видов услуг;

– экологические риски в результате возможных аварий, заиливание порта.

Механизмы управления рисками

Для управления указанными рисками используются различные механизмы. Рассмотрим некоторые из них.

Риск недозагрузки портовых мощностей может быть вызван как обстоятельствами, за которые отвечает концессионер (например, неграмотное управление проектом), так и внешними факторами, за которые несет ответственность концедент, либо событиями, и вовсе не зависящими от сторон (изменение рыночной конъюнктуры, форс-мажор и прочие).

Во втором случае интересы концессионера могут быть защищены договорными механизмами. К наиболее распространенным следует отнести институт особых обстоятельств, то есть возникновение права концессионера на компенсацию со стороны концедента и на продление договорных сроков исполнения обязательств при наступлении согласованных сторонами событий.

Например, в случае строительства объекта инфраструктуры морского порта, конкурирующего с мощностями концессионера, соглашением будет предусмотрено обращенное к концеденту право требования выплаты, компенсирующей возможные потери концессионера.

Такое точечное управление рисками позволяет уже на этапе подготовки проекта застраховать стороны от возможных неблагоприятных последствий. Ведь дефолт концессионера, как правило, не выгоден никому из участников проекта – при досрочном расторжении соглашения концедент обязан компенсировать расходы, понесенные концессионером на создание объекта соглашения.

Вместо точечного управления риском спроса может использоваться механизм гарантии минимальной доходности, именуемый нередко аббревиатурой МГД. Он отличается от особых обстоятельств прежде всего перекладыванием риска недостижения предусматриваемых соглашением рыночных ковенант на концедента.

МГД используется в проектах, где управление грузовыми потоками в большей степени контролируется публичной стороной, при этом концессионер обязан обеспечить безупречную эксплуатацию объекта соглашения, в противном случае к нему применяются существенные штрафные санкции.

Еще одним способом достижения запланированной доходности концессионера в портовых проектах может быть перенос рыночного риска на третьих лиц, не участвующих в концессионном соглашении. Речь идет о ключевых потребителях услуг портового оператора в проектах, где их количество и состав изначально может быть ограничен.

Подобные гарантии обеспечиваются путем заключения долгосрочных контрактов take-or-pay по российскому или английскому праву, обязывающих потребителей закупать гарантированный объем услуг под угрозой расторжения со значительными потерями. Практика их применения только начинает формироваться в концессионных проектах, но, безусловно, получит свое развитие уже в обозримом будущем.

Говоря об удобстве концессионного соглашения для структурирования капиталоемких проектов, нельзя не упомянуть гибкость в настройке платежных механизмов, допускающих прямое бюджетное участие в форме бюджетных инвестиций и субсидий.

Софинансирование может осуществляться как на инвестиционной стадии, так и на этапе эксплуатации объекта соглашения. При этом помимо прямых обязательств бюджета соглашением устанавливаются и косвенные гарантии, не обременяющие бюджетную систему РФ, за исключением случаев наступления соответствующих негативных событий. Речь идет прежде всего о компенсациях при досрочном расторжении, которые являются достаточными для банков, охотно финансирующих подобные проекты без традиционного ипотечного обеспечения.

Одним из наиболее болезненных вопросов развития портовой инфраструктуры эксперты считают наличие обеспечивающей и подводящей инфраструктуры, прежде всего железнодорожной. В концессионных проектах соответствующие обязательства относятся к сфере ответственности концедента, что предполагает отсутствие любых неблагоприятных последствий для концессионера, также целесообразно предусмотреть возмещение любых убытков, которые могут возникнуть у концессионера при просрочке концедента в обеспечении транспортной доступности порта.

Разнообразие договорных инструментов позволяет весьма гибко и довольно эффективно структурировать самые разнообразные проектные задачи. Портовая инфраструктура не является в этом смысле исключением и имеет все перспективы развития за счет концессионной модели и инфраструктурной ипотеки как наиболее современных инвестиционных инструментов.

Морские порты №4 (2018)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Тегеран не хочет закрывать Ормузский пролив, но имеет такую возможность – Зариф

Тегеран не хочет закрывать Ормузский пролив, но имеет такую возможность – Зариф Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф заявил, что страна может перекрыть Ормузский про...

«Солнечная регата» отправляется в Нижний Новгород

«Солнечная регата» отправляется в Нижний Новгород В акватории реки Волга на базе яхт-клуба «Лето» в Нижнем Новгороде 21 июля 2019 года состоится волжс...

Российская экономика

Газпромбанк Лизинг закрыл первое полугодие с 40% ростом

Газпромбанк Лизинг закрыл первое полугодие с 40% ростом Газпромбанк Лизинг подвел итоги работы за первое полугодие 2019 года: объем нового бизнеса за 6 меся...

Лососевая путина набирает обороты

Лососевая путина набирает обороты К середине июля вылов тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке составил 61,4 тыс. тонн, что на 15,4 ...

Транспортная политика

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ Завершающий день своей рабочей поездки в Санкт-Петербург  заместитель министра транспорта ...

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный Минтранс России и Росморречфлот проводят активную работу по переориентации грузопотока на внутренний...

Морские порты

ОНФ предлагает установить в морском порту «Беринговский» на Чукотке защитные экраны от угольной пыли

ОНФ предлагает установить в морском порту «Беринговский» на Чукотке защитные экраны от угольной пыли При содействии активистов регионального отделения Общероссийского народного фронта в Чукотском автон...

Иран предложил Таджикистану арендовать землю в порту «Чобахор»

Иран предложил Таджикистану арендовать землю в порту «Чобахор» Иран предложил Таджикистану арендовать участок земли на территории своего морского порта «Чобахор» д...




Морской транспорт

РС: итоги конференции по правилам для рыболовных судов 2019

РС: итоги конференции по правилам для рыболовных судов 2019 Российский морской регистр судоходства (РС, Регистр) провел конференцию «Изменения Правил Ре...

Потерявший ход в Японском море российский теплоход «Гранит» прибыл в Пусан

Потерявший ход в Японском море российский теплоход «Гранит» прибыл в Пусан Теплоход «Гранит», накануне из-за поломки потерявший ход в Японском море, прибыл в порт Пусан в Южно...

Речной транспорт

20 июля открывается Арктическая навигация - ЛОРП

20 июля открывается Арктическая навигация - ЛОРП 144 единицы флота ПАО «ЛОРП» находятся в эксплуатации по состоянию на 18 июля. Всего сначала навигац...

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК На международной промышленной выставке «Иннопром-2019» состоялась международная премьера судна новог...

Ж/Д транспорт

ФАС хочет лишить РЖД всех грузовых вагонов – РБК

ФАС хочет лишить РЖД всех грузовых вагонов – РБК Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев направил письмо первому вице-п...

РЖД временно снизит тарифы на перевозку энергетического угля в направлении южных портов РФ

РЖД временно снизит тарифы на перевозку энергетического угля в направлении южных портов РФ Руководство «Российских железных дорог» («РЖД») пошло на встречу угольщикам Кузбасса и приня...

Авто транспорт

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении Заседание российско-узбекской Смешанной комиссии по вопросам международного автомобильного сообщения...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...