Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере

Морские порты
Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере

В структурировании любого ГЧП-проекта наиболее значимым является процесс идентификации и распределения проектных рисков. Сбалансированное распределение рисков между участниками проекта – один из важнейших признаков государственно-частного партнерства (ГЧП), отличающих его от иных инвестиционных отношений.

Основным принципом проектного финансирования, а ГЧП традиционно считается его разновидностью, является такое распределение рисков, согласно которому риск относится на сторону, способную наиболее эффективно управлять им, и обладает для этого необходимыми ресурсами.

Продолжение. Начало см. в «МП» №3-2018 «ГЧП как оптимальный механизм развития инфраструктуры портов».

Денис Качкин, управляющий партнер, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП Адвокатского бюро «Качкин и Партнеры»

Особенности отраслевых рисков

В настоящей статье мы не будем касаться общих проектных рисков, характерных для концессионных проектов в целом (политических, правовых, технических, финансовых и т.д.), а идентифицируем лишь специальные риски, связанные с отраслевыми особенностями проекта ГЧП.

Так, к отраслевым особенностям портовой сферы, обусловленным спецификой деятельности морских портов, их социально-экономической, стратегической, геополитической значимостью, на наш взгляд, возможно отнести следующие:

– высокий уровень государственного участия и государственного регулирования деятельности морских портов. Как было отмечено в первой публикации, портовая деятельность является стратегическим аспектом развития экономики государства и одним из ключевых звеньев функционирования транспортной системы;

– комплексный характер и значительное количество участников проекта. Проект, как правило, включает несколько отдельных самостоятельных проектов, объединенных в единый комплекс для эффективного функционирования, в частности обустройство акватории морского порта, строительство причальных гидротехнических сооружений, строительство железнодорожных подходных путей, строительство портовой и инженерной инфраструктуры;

– значительный объем инвестиций и длительные сроки окупаемости;

– вопросы режима права собственности в отношении объектов инфраструктуры морского порта. Важную особенность портовых ГЧП-проектов обусловливает фактор собственности на объекты инфраструктуры морского порта, которые в зависимости от их стратегического значения возможно разделить на две группы: объекты исключительно государственной собственности, как правило, связанные с вопросами безопасности, портового контроля, пограничного контроля и т.д.; иные объекты, предполагающие возможность закрепления их в частной собственности;

– особенности предоставления и использования водных и земельных ресурсов. Для реализации портового проекта помимо земельного участка потребуется предоставление акватории морского порта в пользование для строительства объекта, проведения дноуглубительных работ и последующей эксплуатации объекта соглашения;

– тарифную политику. В силу комплексности портовых проектов, включающих различные объекты инфраструктуры, тарифному регулированию подлежат не только услуги, связанные с функционированием морского порта, но и относящиеся к железнодорожной перевозке.

Анализ отраслевых особенностей позволяет выделить следующие, наиболее болезненные для портовой сферы риски, структурированию которых необходимо уделить особое внимание:

– риск закрытия морского порта, изменение границ морского порта;

– открытие конкурентных морских портовых мощностей;

– изменение обязательных требований (нормативных и портовых);

– действия/бездействия третьих лиц (в том числе субъектов естественных монополий);

– неподведение обеспечивающей инфраструктуры (например, отсутствие железнодорожной ветки);

– рыночные риски, связанные с изменением политической конъюнктуры, введением санкций, установление международных требований (экологических и иных норм);

– изменение тарифного регулирования, возложение обязанностей по оказанию отдельных видов услуг или наложение запрета на оказание отдельных видов услуг;

– экологические риски в результате возможных аварий, заиливание порта.

Механизмы управления рисками

Для управления указанными рисками используются различные механизмы. Рассмотрим некоторые из них.

Риск недозагрузки портовых мощностей может быть вызван как обстоятельствами, за которые отвечает концессионер (например, неграмотное управление проектом), так и внешними факторами, за которые несет ответственность концедент, либо событиями, и вовсе не зависящими от сторон (изменение рыночной конъюнктуры, форс-мажор и прочие).

Во втором случае интересы концессионера могут быть защищены договорными механизмами. К наиболее распространенным следует отнести институт особых обстоятельств, то есть возникновение права концессионера на компенсацию со стороны концедента и на продление договорных сроков исполнения обязательств при наступлении согласованных сторонами событий.

Например, в случае строительства объекта инфраструктуры морского порта, конкурирующего с мощностями концессионера, соглашением будет предусмотрено обращенное к концеденту право требования выплаты, компенсирующей возможные потери концессионера.

Такое точечное управление рисками позволяет уже на этапе подготовки проекта застраховать стороны от возможных неблагоприятных последствий. Ведь дефолт концессионера, как правило, не выгоден никому из участников проекта – при досрочном расторжении соглашения концедент обязан компенсировать расходы, понесенные концессионером на создание объекта соглашения.

Вместо точечного управления риском спроса может использоваться механизм гарантии минимальной доходности, именуемый нередко аббревиатурой МГД. Он отличается от особых обстоятельств прежде всего перекладыванием риска недостижения предусматриваемых соглашением рыночных ковенант на концедента.

МГД используется в проектах, где управление грузовыми потоками в большей степени контролируется публичной стороной, при этом концессионер обязан обеспечить безупречную эксплуатацию объекта соглашения, в противном случае к нему применяются существенные штрафные санкции.

Еще одним способом достижения запланированной доходности концессионера в портовых проектах может быть перенос рыночного риска на третьих лиц, не участвующих в концессионном соглашении. Речь идет о ключевых потребителях услуг портового оператора в проектах, где их количество и состав изначально может быть ограничен.

Подобные гарантии обеспечиваются путем заключения долгосрочных контрактов take-or-pay по российскому или английскому праву, обязывающих потребителей закупать гарантированный объем услуг под угрозой расторжения со значительными потерями. Практика их применения только начинает формироваться в концессионных проектах, но, безусловно, получит свое развитие уже в обозримом будущем.

Говоря об удобстве концессионного соглашения для структурирования капиталоемких проектов, нельзя не упомянуть гибкость в настройке платежных механизмов, допускающих прямое бюджетное участие в форме бюджетных инвестиций и субсидий.

Софинансирование может осуществляться как на инвестиционной стадии, так и на этапе эксплуатации объекта соглашения. При этом помимо прямых обязательств бюджета соглашением устанавливаются и косвенные гарантии, не обременяющие бюджетную систему РФ, за исключением случаев наступления соответствующих негативных событий. Речь идет прежде всего о компенсациях при досрочном расторжении, которые являются достаточными для банков, охотно финансирующих подобные проекты без традиционного ипотечного обеспечения.

Одним из наиболее болезненных вопросов развития портовой инфраструктуры эксперты считают наличие обеспечивающей и подводящей инфраструктуры, прежде всего железнодорожной. В концессионных проектах соответствующие обязательства относятся к сфере ответственности концедента, что предполагает отсутствие любых неблагоприятных последствий для концессионера, также целесообразно предусмотреть возмещение любых убытков, которые могут возникнуть у концессионера при просрочке концедента в обеспечении транспортной доступности порта.

Разнообразие договорных инструментов позволяет весьма гибко и довольно эффективно структурировать самые разнообразные проектные задачи. Портовая инфраструктура не является в этом смысле исключением и имеет все перспективы развития за счет концессионной модели и инфраструктурной ипотеки как наиболее современных инвестиционных инструментов.

Морские порты №4 (2018)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Эксперты не нашли противопоказаний для выпуска животных из «китовой тюрьмы»

Эксперты не нашли противопоказаний для выпуска животных из «китовой тюрьмы» Всех морских животных, находящихся в бухте Средняя Приморского края можно выпустить на волю, заявил ...

26-й Международный угольный форум в Новокузнецке

26-й Международный угольный форум в Новокузнецке 4–7 июня 2019 года в выставочном комплексе «Кузбасская ярмарка» состоятся XXVI Международная специал...

Российская экономика

РЖД передали в правительство предварительную оценку стоимости ВСМ Москва - Петербург

РЖД передали в правительство предварительную оценку стоимости ВСМ Москва - Петербург РЖД передали в правительство материалы по предварительной оценке стоимости  высокоскоростн...

Реалии отечественного судостроения. Изношеность производственных мощностей

Реалии отечественного судостроения. Изношеность производственных мощностей О насущных проблемах российской судостроительной отрасли рассказал в интервью журналу «Морской флот»...

Транспортная политика

Проект мультимодального логистического центра в СЗФО разработают до июля 2019 года

Проект мультимодального логистического центра в СЗФО разработают до июля 2019 года Место расположения и характеристики МТЛЦ, строительство которого запланировано в Северо-Западном фед...

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду По итогам совещания по предложению главы Минтранса России было принято решение создать совместную с ...

Морские порты

Промышленный порт Череповецкого меткомбината начал отправку судов

Промышленный порт Череповецкого меткомбината начал отправку судов В промышленном порту Череповецкого металлургического комбината (ЧерМК, входит в дивизион «Северс...

Семеро молодых исследователей МГУ им. адмирала Невельского получили гранты Фонда содействия инновациям

Семеро молодых исследователей МГУ им. адмирала Невельского получили гранты Фонда содействия инновациям Семеро молодых исследователей МГУ им адмирала Г.И.Невельского стали победителями федерального конкур...




Морской транспорт

Штаты срочно обзаводятся ледоколами

Штаты срочно обзаводятся ледоколами Компания Singapore Technologies Engineering получила от Министерства военно-морских сил США заказ на...

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку Круизный сезон на Камчатке откроется в начале мая, сообщает в среду пресс-служба правительства Камча...

Речной транспорт

Строительство двух теплоходов для Красноярского края начнется к 2020 году

Строительство двух теплоходов для Красноярского края   начнется к 2020 году Строительство двух теплоходов, которые будут курсировать по Енисею (Красноярский край), начн...

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей К новому сезону речных перевозок готовы и отлажены гидротехнические сооружения ФГБУ «Канал имени Мос...

Ж/Д транспорт

«РЖД Логистика» перевезла по железной дороге негабаритные автоклавы для строительного завода в Ульяновске

«РЖД Логистика» перевезла по железной дороге негабаритные автоклавы для строительного завода в Ульяновске АО «РЖД Логистика» в период с ноября 2018 года по март 2019 года организовало серию внутрироссийских...

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году ОАО «Российские железные дороги» планирует разработать концепцию Санкт- Петербургского транспортного...

Авто транспорт

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на повышение безопасности на дорогах

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на  повышение безопасности на дорогах Госкомпания «Автодор» в 2019 году направит на повышение безопасности на своих дорогах   64...

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах с   нынешни...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский бизнес

Лоцманский бизнес На хозяев частных лоцманских компаний «в эпоху перемен» случайно скатился добротный, гарантированный...

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...