Севводпуть: Повышая качество водных путей - Морские вести России

Севводпуть: Повышая качество водных путей

26.07.2018

Речной транспорт

Администрация обслуживает водные пути Европейского Севера России. Основной транзит составляют участки рек Северная Двина, Вычегда, Сухона, Мезень, Пинега, Кулой, Онега, Вологда, Сысола, Вашка, а также Северо-Двинская шлюзованная система. Выход на Единую глубоководную систему ВВП России имеется на севере бассейна через Белое море и Беломорско-Балтийский канал и на западе через Северо-Двинскую шлюзованную систему на Волго-Балтийский канал. Администрация находится в г. Котласе и имеет в составе три филиала: Архангельский, Вологодский, Сыктывкарский районы водных путей.

Главной целью деятельности Администрации является содержание, эксплуатация и развитие водных путей в соответствии с государственным заданием. От состояния ВВП и качества их обслуживания во многом зависит развитие судоходства, его безопасность. Администрация обслуживает внутренние водные пути общей протяженностью 6506 км, находящиеся в Архангельской, Вологодской областях, Республике Коми и частично в Кировской области. В навигацию 2018 года на 3225 км участков внутренних водных путей обеспечиваются гарантированные габариты судовых ходов. Из них 24 км с освещаемой судоходной обстановкой, 2712 км – со светоотражающей, 489 км – с неосвещаемой.

Система оперативного планирования

Учитывая динамичность развития водных путей, специалистами Администрации разработана и успешно функционирует система оперативного планирования и организации путевых работ, применение которой позволяет повысить производительность и эффективность выполнения работ в целом. Централизация служб мониторинга и внедрение системы постоянного контроля увеличивает точность, прозрачность и оперативность работы всех структурных единиц.

Владимир Шмыков, руководитель ФБУ «Администрация Северо-Двинского бассейна внутренних водных путей»

Повышение качественных характеристик водных путей и эффективное использование бюджетных средств достигается путем постоянного внедрения новейшего оборудования, совершенствования технологических процессов, проведением модернизации флота. Основной упор делается на изыскательский, обстановочный и дноуглубительный флот.

Для оптимизации путевых работ на дноуглубительном флоте используются трехсекционные грунтоприемники с гидравлическим рыхлителем, которые позволяют до двух раз ускорить разработку переката.

Произведена замена большей части морально и физически устаревшего пульпопровода на облегченный из композитных материалов. Данный пульпопровод обладает большей износостойкостью по сравнению с металлическим, простота конструкции практически полностью исключает аварийные ремонты в навигационный и межнавигационный период и уменьшается время буксировки земкаравана до места работы.

В настоящее время производится плановая замена отслуживших свой срок металлических буев на буи из высокомолекулярных полимеров, а также внедряется система удаленного мониторинга плавучего навигационного оборудования, что приводит к оптимизации расходов.

Для удержания плавучих навигационных знаков применяются канаты из полиэфира. Данный вид канатов обладает рядом преимуществ: они не подвержены гниению, эрозии в агрессивных средах, удобны в работе и межнавигационном хранении, более травмобезопасны, долговечны.

Использование новейших технологий и системы организации путевых работ помогает обеспечить эффективность планирования, оптимизировать, улучшить качество выполнения комплекса путевых работ, уменьшить эксплуатационные затраты, увеличить производительность труда.

Технический флот

Основным инструментом выполнения задач по содержанию водных путей бассейна является технический флот. В настоящее время «Севводпуть» обладает необходимым количеством флота для выполнения поставленных задач: на балансе Администрации числится 199 единиц флота, работа технического флота позволяет поддерживать гарантированные габариты и обеспечивать безопасные условия судоходства.

Для повышения эффективности работы технического флота приобретается современное оборудование, улучшаются условия проживания экипажей, в больших объемах работ обновляются изношенные обшивки корпусов судов, идет ремонт силового и электрического оборудования, замена физически изношенных и морально устаревших агрегатов на современные модели. Проведение своевременного ремонта позволяет существенно увеличить срок службы технического флота. В последние годы одним из основных мероприятий по повышению производительности труда при проведении ремонта флота является создание современного производственного комплекса на базе Лимендских РММ в г. Котласе, что позволяет выполнять все виды судоремонта на собственных предприятиях.

Так только за 2017-2018 годы кроме планового ремонта судов была проведена серьезная модернизация трех единиц флота. На т/х «Лимендский комсомолец» проекта Р-14 заменены дизель-редукторные агрегаты с увеличением суммарной мощности судна до 600 л.с., смена внутренней отделки помещений выполнена современными отделочными материалами. На плавкране «Северо-Двинский-101» проекта 528А1 проведена замена главных энергетических установок, силовых кабельных трасс, ГРЩ, системы управления электроприводом рабочих лебедок. На землесосе «Северо-Двинский-726» проекта 23-110 заменена устаревшая модель главного двигателя на современный дизель-редукторный агрегат.

Гидротехнические сооружения

Северо-Двинская шлюзованная система является важной транспортной артерией, соединяющей Волго-Балтийский водный путь шлюзованным каналом через Кубенское озеро и р. Сухону с Северной Двиной. Она была построена в 1828 г. Общая длина шлюзованной системы 127 км. В составе системы 4 гидроузла, которые включают 26 гидротехнических сооружений, в том числе 6 шлюзов.

В рамках федеральной адресной инвестиционной программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.) подпрограммы «Внутренний водный транспорт» ведется реконструкция объекта «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции Северо-Двинской шлюзованной системы»– 1-й этап». После проведения реконструкции введены в эксплуатацию Кишемский и Кузьминский судоходные каналы, Кишемские и Топорнинские заградительные ворота, Благовещенская переправа, шлюз № 5, новое административное здание. В процессе реконструкции были применены новые материалы и технологии.

Капитальным ремонтом в период 2016-2017 гг. отремонтирована плотина № 4.

В декабре 2017 года завершен капитальный ремонт верхней головы шлюза № 4 Северо-Двинской шлюзованной системы, а также в период с декабря 2017 года по май 2018 года был проведен капитальный ремонт нижней головы шлюза № 4. В процессе выполнения работ по верхней и нижней головам произведен монтаж автоматизированной системы управления приводами ворот, позволяющей производить полный цикл шлюзования судов с централизованного пункта. Работы по контрактам выполнены в полном объеме, в установленные сроки, приняты государственной приемочной комиссией, и сооружения введены в эксплуатацию.

В рамках капитального ремонта отремонтированы все судоходные гидротехнические сооружения Северо-Двинской шлюзованной системы, включенные в перечень объектов капитального ремонта Администрации.

Постановлением Правительства РФ от 15.05.2014 № 445 были внесены изменения в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)», в соответствии с которыми в указанную программу включена реконструкция шлюзов № 2 и № 5.

В настоящее время проектная документация по объекту «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции Северо-Двинской шлюзованной системы (шлюз № 2) находится на рассмотрении в ФАУ «Главгосэкспертиза России» для получения положительного заключения.

Ориентировочные сроки реализации проекта:

– начало работ– октябрь 2018 г., окончание работ– май 2019 г.

Реконструкция шлюза № 2 Северо-Двинской шлюзованной системы позволит привести его в работоспособное техническое состояние с нормальным уровнем безопасности.

Перевозки грузов и пассажиров

Основными видами перевозимых грузов в Северо-Двинском бассейне являются лесные и строительные грузы.

В прошедшую навигацию 2017 года в бассейне перевезено 3260,40 тыс. тонн грузов. Рост составил в общем объеме всех перевозок 4,15% к предыдущему 2016 году.

По номенклатуре перевезенные грузы распределяются следующим образом: лесные (в плотах и баржах)– 57%; строительные (песок, щебень, гравий, известь и др.) – 23%; прочие– 20%.

Объем перевозок лесных грузов увеличился на 10,37% и составил 1844,8 тыс. тонн. Следует отметить, что объем перевозок строительных грузов уменьшился на 93 тыс. тонн в 2017 году в сравнении с предыдущим 2016 годом. Это связано с трудностью извлечения их в связи с большими уровнями воды. Перевозка прочих грузов увеличилась на 57,6 тыс. тонн.

Основными потребителями лесных грузов, доставляемых по внутренним водным путям Северо-Двинского бассейна, в 2017 году являются целлюлозно-бумажные комбинаты Архангельской и Вологодской областей.

Для увеличения перевозок бассейна необходима модернизация действующего флота, а также строительство новых судов, адаптированных к работе в бассейне, оборудование новых причалов для погрузки-выгрузки грузов, увеличение погрузочной техники и баржевых составов.

Осознавая дефицит в данном виде судов, судоходные компании за последние несколько лет начали строительство несамоходных барж, модернизацию буксировочного флота и погрузочно-разгрузочных комплексов.

В навигацию 2017 года по Северо-Двинскому бассейну пассажирские перевозки выросли по сравнению с 2016 годом на 3,11%, составив 1450 тыс. пассажиров. На водных путях бассейна недостаточно используются круизные и туристические линии. Для увеличения пассажиропотока необходим комплекс мер, направленный на привлекательность туристического бизнеса, на развитие водного туризма в бассейне. По нашей оценке, необходимо создание целевой программы по привлечению финансирования как средств федерального бюджета на освоение новых туристических, круизных и местных линий, так и возрождение былых туристических направлений.

Новые задачи

На данный момент существующий дноуглубительный флот морально и физически устарел, большая часть судов имеет возраст более 50 лет. Для дальнейшего повышения качества выполнения комплекса путевых работ и увеличения объемов дноуглубления необходимо применение новейших цифровых технологий и внедрение новых типов земснарядов, которые позволят существенно увеличить производительность существующих, в особенности многочерпаковых, и оптимизировать эксплуатационные расходы. В этой связи делегацией Росморречфлота была совершена поездка в Нидерланды, в состав которой входил руководитель ФБУ «Администрация «Севводпуть», на заводы крупнейшей голландской компании Royal IHC (IHC), производящей оборудование для дноуглубительной индустрии, морской промышленности и строительства оснований. Компания использует нестандартные технологии и планирует создание земснарядов, адаптированных к российским условиям. Коллектив Администрации приветствует введение таких инновационных технологий, следит за нововведениями в отрасли и активно применяет их в своей производственной деятельности.

Основной перспективной задачей для Администрации является продолжение деятельности по развитию водных путей бассейна, оптимизации и созданию высокопроизводительных рабочих мест, освоению цифровых технологий, поддержанию габаритов судового хода с целью обеспечения безопасности судоходства для перевозки грузов и пассажиров, перенаправлению сложившегося грузопотока на водный транспорт, что в итоге будет оказывать положительное влияние на развитие экономики Европейского Севера России.

Присутствие инспекции на реке дисциплинирует экипажи

В зоне ответственности Администрации в связи с достаточно поздним стартом навигации проверки судов начались в последней декаде апреля.

Владимир Есенеев, заместитель руководителя – капитан Северо-Двинского бассейна ВВП

По состоянию на 1 июня 2018 года произведен 181 инспекторский осмотр судов, что несколько меньше, чем за аналогичный период навигации 2017 года. Основные причины временного задержания судов – в основном отсутствие или несвоевременное продление судовых документов, несоответствие или отсутствие дипломов и квалификационных свидетельств у судовой команды, несоответствие требованиям имеющихся спасательных средств и средств борьбы за живучесть судна.

С начала навигации 2018 года заведено 16 дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил пожарной безопасности, 5 дел за выпуск судов в плавание без надлежаще оформленных документов.

С вступившим в силу приказом Министерства транспорта РФ от 13 февраля 2018 г. № 59 «Об утверждении правил ведения судового журнала и машинного журнала (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа без совмещения должностей) на судах внутреннего водного транспорта» появилась возможность единообразного ведения данного рода документов. Инспекция следит за новшествами и требует от судовладельцев и капитанов судов вести заполнение документов в соответствии с данными требованиями.

Инспекция государственного портового контроля обеспечена транспортными средствами для проведения проверок судов в бассейне. Постоянное нахождение на реках бассейна инспекторов портового контроля обеспечивает наиболее полную проверку судов, позволяет отслеживать движение всех плавсредств, а значит, и повысить уровень безопасности судоходства.

Дипломирование и аттестация

За 2017 год и первое полугодие 2018 года после успешного прохождения квалификационных испытаний выдано:

– дипломов – 198/124;

– подтверждений к дипломам – 80/102;

– квалификационных свидетельств – 664/474;

– удостоверений ответственных за безопасность судоходства – 13/8;

– удостоверений ответственных за безопасную эксплуатацию судов – 13/8;

– удостоверений по СУБ – 8/2.

Регистрация судов

По состоянию на 1 июля 2018 года в Государственном судовом реестре по Северо-Двинскому бассейну зарегистрировано 1498 судов, из них 735 самоходных, 549 несамоходных, 210 маломерных и 4 прогулочных.

Отделом регистрации судов совершено:

– 114 регистрационных действий по регистрации права собственности;

– зарегистрирован 41 договор аренды судов без экипажа и 168 дополнительных соглашений;

– зарегистрировано четыре ипотечные сделки;

– выдано 142 свидетельства (о праве собственности на судно и о праве плавания под государственным флагом РФ);

– выдано 49 билетов маломерного судна;

– 37 свидетельств о минимальном составе экипажей.

Морские вести России №9 (2018)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика