Чтоб не горели в море люди и суда

Морские порты
Чтоб не горели в море люди и суда

Пожары на морских торговых судах и тем более на танкерах, перевозящих нефтяные грузы, являются особым видом пожаров, самым рискованным как для самих судов, так и для их экипажей. Об этом красноречиво свидетельствует такой факт: ежесуточно мировой грузовой флот из-за пожаров теряет два судна.

С целью проверки готовности всех аварийно-спасательных сил и средств в крупнейшем по грузообороту российском морском порту Новороссийск в начале июня текущего года прошел первый этап командно-штабных учений по организации ликвидации пожара на крупнотоннажном танкере, ошвартованном у выносного причального устройства морского терминала АО «КТК-Р».

Евгений Тузинкевич, капитан морского порта Новороссийск, ФГБУ «АМП Черного моря»

Впервые крупномасштабные противопожарные командно-штабные учения (КШУ) в Новороссийском порту было решено провести в зоне морского терминала АО «КТК-Р», имеющего самую большую производительность переработки нефти – порядка 67 млн тонн в год – и, соответственно, высокие риски и опасность не только для танкеров и терминала, но и для всего прилегающего района с проживающим в нем населением и для значительной части морской акватории.

Понятно, что требования к пожарной безопасности на этом терминале очень высокие. Между тем с 1998 по 2017 год в морском порту Новороссийск произошло 36 пожаров и чрезвычайных ситуаций на судах, при которых погибло 2 человека и пострадало 7. Пик пожаров пришелся на 2004 год (7 пожаров) и на 2007 год (6 пожаров).

На первом этапе – теоретическом – главной целью была отработка взаимодействия органов управления служб, сил и средств аварийно-спасательных формирований, экипажей судов, занятых в спасательной операции, в эвакуации экипажа, в ликвидации пожара и разлива нефти.

Теория и круг участников КШУ

Для участия в КШУ были приглашены ведущие специалисты аварийно-спасательных формирований предприятий, организаций и морских терминалов не только Новороссийского порта, но и соседних – Туапсе и Тамань. В учениях были задействованы также представители Администрации муниципального образования города Новороссийска, Федеральной противопожарной службы ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю, Новороссийского линейного отдела МВД России на транспорте, АЧБФ ФГУП «Росморпорт», АЧФ ФГБУ «Морспасслужба», регионального Центра медицины катастроф, ООО «СКФ Менеджмент Сервисиз-Новороссийск», АО «КТК-Р», АО «Флот НМТП», ЗАО «Таманьнефтегаз» и других организаций.

Согласно утвержденному замыслу и в соответствии с планом КШУ, участники первого этапа учения провели штабную подготовку руководящего состава по алгоритмам организации ликвидации пожара на танкере, в том числе по первоочередным мероприятиям спасания и эвакуации экипажа и работников терминала, а также минимизации и ликвидации последствий пожара и вторичных факторов, ликвидации разлива нефти и других загрязняющих веществ. Задачи, стоящие перед КШУ, – это совершенствование практических навыков управления подразделениями и аварийно-спасательными формированиями при организации и проведении мероприятий в режиме ЧС, ликвидации угроз взрывов, гибели людей и угрозы экологии.

Первый этап проводился в формате штабной тренировки участников учений в составе Штаба руководства спасательно-поисковой операции (ШРО) Службы капитана морского порта Новороссийск. По ходу учений участники четко и профессионально представляли свои предложения, информацию и материалы, обсуждали действия в сложной чрезвычайной обстановке и оперативные алгоритмы – от организации и проведения оповещения о ЧС, передачи информации по обстановке до организации связи, обеспечения координации управления и взаимодействия.

Особо активно прошло изучение обстановки и технических характеристик «загоревшегося» танкера, вариантов развития обстановки во время ЧС по замыслу учений, исследование обстановки на объектах морского терминала АО «КТК-Р». Внимание участников КШУ привлекло представление действий экипажа танкера начальником отдела безопасности мореплавания ООО «СКФ Менеджмент Сервисиз-Новороссийск» Борисом Буравовым. Полезные советы и инструкции были представлены по вопросам заключения спасательного контракта, алгоритмы передачи руководства тушением пожара на танкере, особые инструкции по эвакуации экипажа.

Отдельное место было отведено оценке обстановки, связанной с определением угрозы гибели людей при пожаре на танкере и в акватории терминала, для состава сил и средств, участвующих в ликвидации последствий ЧС, при проведении ПСО, порядок и способы оказания медицинской помощи пострадавшим. Взаимодействие с подразделениями медицины катастроф дало дополнительный опыт представителям ШРО, КЧС и ПБ муниципального образования – участников учения интересовали все тонкости и условия своевременной медицинской помощи в сложной ситуации.

Руководителем сектора ШРО Службы капитана морского порта Новороссийск Вячеславом Бердниковым на штабной тренировке была представлена система мер функциональной подсистемы РСЧС, оценка и прогнозирование экологической обстановки, разлива нефти, действий по локализации и ликвидации разлива нефти на различных уровнях управления операцией. Впечатление достаточности и уверенности представлено в презентации возможностей сил и средств территориальных и региональных звеньев системы РСЧС по ликвидации разливов нефти.

В качестве обмена опытом участникам были представлены презентация и сюжет аналогичных учений, проведенных в морском порту Туапсе. Опытом организации и проведения учений поделились представители ООО «РН-Морской терминал Туапсе» – начальник участка «Нефтепирс» цеха «Морские причалы» Дмитрий Промовендов и ведущий инженер по ГО и ЧС отдела ГОЧС Денис Пестов. Возможности органов управления и подразделений аварийно-спасательных формирований соседних морских портов Туапсе и Тамань учтены в решениях по наращиванию группировки в условиях развития обстановки.

Впереди – практический этап КШУ

Практическая часть КШУ – самый сложный и ответственный этап. Отработка практических действий на фактическом танкере требует тщательной подготовки, обеспечения мер безопасности, а также условий непрерывного функционирования морского терминала, надежной связи, видеомониторинга и координации сил.

При проведении второго этапа свои навыки отработают органы управления ШРО Службы капитана морского порта, орган управления кризисной ситуацией ООО «СКФ Менеджмент Сервисиз-Новороссийск», морского терминала АО «КТК-Р», силы и средства профессиональных аварийно-спасательных формирований и экипажи судов, находящиеся в постоянной готовности при повседневной деятельности, а также экипажи судов и подразделений взаимодействия согласно соглашению между АЧБФ ФГУП «Росморпорт», включая службу управления движением судов, подразделениями транспортной полиции, Новороссийской таможни, формирований и служб Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю, подразделениями Станции скорой медицинской помощи и медицины катастроф Краснодарского края, Управления ГО и ЧС муниципального образования города Новороссийска. Будут активизированы силы и средства резерва ПАО «Новороссийский морской торговый порт», ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, наращивание сил и средств из морских портов Туапсе и Тамань. Всего в практической части учения примут участие более 20 единиц судов, кораблей и плавсредств, около 150 человек из состава формирований.

Во исполнение соответствующих вводных по замыслу КШУ все действия в практический день учений будут состоять из 4 этапов. Для управления на месте будет сформирован и направлен оперативный центр из состава ШРО Службы капитана морского порта Новороссийск. Для посредников, наблюдателей, аккредитованных СМИ будут созданы условия для работы на судне связи и управления.

События, происходящие в районе учений, будут фиксироваться при помощи оборудования инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности в акватории морского порта для координации и последующего анализа.

Морские порты №4 (2018)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Водород поможет порту Окленда стать объектом нулевого выброса к 2040 году

Водород поможет порту Окленда стать объектом нулевого выброса к 2040 году Новозеландский порт пополнил своеобразный мировой водородный клуб. Этот газ в качестве топлива уже а...

В «Петербургском нефтяном терминале» (ПНТ) начало работу собственное аварийно-спасательное формирование

В «Петербургском нефтяном терминале» (ПНТ) начало работу собственное аварийно-спасательное формирование ПНТ получил свидетельство об аттестации собственного нештатного аварийно-спасательного формирования ...

Российская экономика

Бизнес стран ЕАЭС обсудил маркировку товаров

Бизнес стран ЕАЭС обсудил маркировку товаров Маркировка товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) стала к...

Юрий Цветков будет представлять транспортную отрасль в Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

Юрий Цветков будет представлять транспортную отрасль в Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Новый состав госкомиссии по Арктике, которую возглавит заместитель председателя правительства РФ – п...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК «Восточная Стивидорная Компания» (ВСК, входит в группу Global Ports) ввела в эксплуатацию се...

«Ростерминалуголь» отгрузил на экспорт 19 млн тонн угля с начала года

«Ростерминалуголь» отгрузил на экспорт 19 млн тонн угля с начала года АО «Ростерминалуголь», крупнейший в европейской части России специализированный угольный терминал, в...




Морской транспорт

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море Плавучая регазификационная установка (ПРГУ) «Маршал Василевский» вошла в Балтийское море.

Установлен понижающий коэффициент к ставкам экологического сбора в морских портах Восточный и Находка

Установлен понижающий коэффициент к ставкам экологического сбора в морских портах Восточный и Находка Более подробно с информацией о размере ставок экологического сбора в морских портах Восточный и Нахо...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги Новый электропоезд российского производства ЭП3Д прибыл 14 декабря во Владивосток с Демиховского маш...

Энергетический комплекс ОАО «РЖД» снизил количество выбросов вредных веществ в воздух на 2,1% в 2018 году

Энергетический комплекс ОАО «РЖД» снизил количество выбросов вредных веществ в воздух на 2,1% в 2018 году ОАО «РЖД» в 2018 году продолжило реализацию экологической стратегии компании. В частности, энергетич...

Авто транспорт

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия Федеральные дорожники подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Каспий» завершили запланированные на...

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза В Республике Северная Осетия по сравнению с прошлым строительным сезоном дорожники привели в нормати...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Морские порты

Качественный контроль судов в порту Тамань

Качественный контроль судов в порту Тамань Морской порт Тамань – один из новых портов России. Однако упоминание о столице древнерусского Тмутар...

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Морской транспорт

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот»

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот» Предлагаем нашим читателям познакомиться со спецификой работы в этом районе, так непохожем на привыч...

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...