Чтоб не горели в море люди и суда

Морские порты
Чтоб не горели в море люди и суда

Пожары на морских торговых судах и тем более на танкерах, перевозящих нефтяные грузы, являются особым видом пожаров, самым рискованным как для самих судов, так и для их экипажей. Об этом красноречиво свидетельствует такой факт: ежесуточно мировой грузовой флот из-за пожаров теряет два судна.

С целью проверки готовности всех аварийно-спасательных сил и средств в крупнейшем по грузообороту российском морском порту Новороссийск в начале июня текущего года прошел первый этап командно-штабных учений по организации ликвидации пожара на крупнотоннажном танкере, ошвартованном у выносного причального устройства морского терминала АО «КТК-Р».

Евгений Тузинкевич, капитан морского порта Новороссийск, ФГБУ «АМП Черного моря»

Впервые крупномасштабные противопожарные командно-штабные учения (КШУ) в Новороссийском порту было решено провести в зоне морского терминала АО «КТК-Р», имеющего самую большую производительность переработки нефти – порядка 67 млн тонн в год – и, соответственно, высокие риски и опасность не только для танкеров и терминала, но и для всего прилегающего района с проживающим в нем населением и для значительной части морской акватории.

Понятно, что требования к пожарной безопасности на этом терминале очень высокие. Между тем с 1998 по 2017 год в морском порту Новороссийск произошло 36 пожаров и чрезвычайных ситуаций на судах, при которых погибло 2 человека и пострадало 7. Пик пожаров пришелся на 2004 год (7 пожаров) и на 2007 год (6 пожаров).

На первом этапе – теоретическом – главной целью была отработка взаимодействия органов управления служб, сил и средств аварийно-спасательных формирований, экипажей судов, занятых в спасательной операции, в эвакуации экипажа, в ликвидации пожара и разлива нефти.

Теория и круг участников КШУ

Для участия в КШУ были приглашены ведущие специалисты аварийно-спасательных формирований предприятий, организаций и морских терминалов не только Новороссийского порта, но и соседних – Туапсе и Тамань. В учениях были задействованы также представители Администрации муниципального образования города Новороссийска, Федеральной противопожарной службы ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю, Новороссийского линейного отдела МВД России на транспорте, АЧБФ ФГУП «Росморпорт», АЧФ ФГБУ «Морспасслужба», регионального Центра медицины катастроф, ООО «СКФ Менеджмент Сервисиз-Новороссийск», АО «КТК-Р», АО «Флот НМТП», ЗАО «Таманьнефтегаз» и других организаций.

Согласно утвержденному замыслу и в соответствии с планом КШУ, участники первого этапа учения провели штабную подготовку руководящего состава по алгоритмам организации ликвидации пожара на танкере, в том числе по первоочередным мероприятиям спасания и эвакуации экипажа и работников терминала, а также минимизации и ликвидации последствий пожара и вторичных факторов, ликвидации разлива нефти и других загрязняющих веществ. Задачи, стоящие перед КШУ, – это совершенствование практических навыков управления подразделениями и аварийно-спасательными формированиями при организации и проведении мероприятий в режиме ЧС, ликвидации угроз взрывов, гибели людей и угрозы экологии.

Первый этап проводился в формате штабной тренировки участников учений в составе Штаба руководства спасательно-поисковой операции (ШРО) Службы капитана морского порта Новороссийск. По ходу учений участники четко и профессионально представляли свои предложения, информацию и материалы, обсуждали действия в сложной чрезвычайной обстановке и оперативные алгоритмы – от организации и проведения оповещения о ЧС, передачи информации по обстановке до организации связи, обеспечения координации управления и взаимодействия.

Особо активно прошло изучение обстановки и технических характеристик «загоревшегося» танкера, вариантов развития обстановки во время ЧС по замыслу учений, исследование обстановки на объектах морского терминала АО «КТК-Р». Внимание участников КШУ привлекло представление действий экипажа танкера начальником отдела безопасности мореплавания ООО «СКФ Менеджмент Сервисиз-Новороссийск» Борисом Буравовым. Полезные советы и инструкции были представлены по вопросам заключения спасательного контракта, алгоритмы передачи руководства тушением пожара на танкере, особые инструкции по эвакуации экипажа.

Отдельное место было отведено оценке обстановки, связанной с определением угрозы гибели людей при пожаре на танкере и в акватории терминала, для состава сил и средств, участвующих в ликвидации последствий ЧС, при проведении ПСО, порядок и способы оказания медицинской помощи пострадавшим. Взаимодействие с подразделениями медицины катастроф дало дополнительный опыт представителям ШРО, КЧС и ПБ муниципального образования – участников учения интересовали все тонкости и условия своевременной медицинской помощи в сложной ситуации.

Руководителем сектора ШРО Службы капитана морского порта Новороссийск Вячеславом Бердниковым на штабной тренировке была представлена система мер функциональной подсистемы РСЧС, оценка и прогнозирование экологической обстановки, разлива нефти, действий по локализации и ликвидации разлива нефти на различных уровнях управления операцией. Впечатление достаточности и уверенности представлено в презентации возможностей сил и средств территориальных и региональных звеньев системы РСЧС по ликвидации разливов нефти.

В качестве обмена опытом участникам были представлены презентация и сюжет аналогичных учений, проведенных в морском порту Туапсе. Опытом организации и проведения учений поделились представители ООО «РН-Морской терминал Туапсе» – начальник участка «Нефтепирс» цеха «Морские причалы» Дмитрий Промовендов и ведущий инженер по ГО и ЧС отдела ГОЧС Денис Пестов. Возможности органов управления и подразделений аварийно-спасательных формирований соседних морских портов Туапсе и Тамань учтены в решениях по наращиванию группировки в условиях развития обстановки.

Впереди – практический этап КШУ

Практическая часть КШУ – самый сложный и ответственный этап. Отработка практических действий на фактическом танкере требует тщательной подготовки, обеспечения мер безопасности, а также условий непрерывного функционирования морского терминала, надежной связи, видеомониторинга и координации сил.

При проведении второго этапа свои навыки отработают органы управления ШРО Службы капитана морского порта, орган управления кризисной ситуацией ООО «СКФ Менеджмент Сервисиз-Новороссийск», морского терминала АО «КТК-Р», силы и средства профессиональных аварийно-спасательных формирований и экипажи судов, находящиеся в постоянной готовности при повседневной деятельности, а также экипажи судов и подразделений взаимодействия согласно соглашению между АЧБФ ФГУП «Росморпорт», включая службу управления движением судов, подразделениями транспортной полиции, Новороссийской таможни, формирований и служб Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю, подразделениями Станции скорой медицинской помощи и медицины катастроф Краснодарского края, Управления ГО и ЧС муниципального образования города Новороссийска. Будут активизированы силы и средства резерва ПАО «Новороссийский морской торговый порт», ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, наращивание сил и средств из морских портов Туапсе и Тамань. Всего в практической части учения примут участие более 20 единиц судов, кораблей и плавсредств, около 150 человек из состава формирований.

Во исполнение соответствующих вводных по замыслу КШУ все действия в практический день учений будут состоять из 4 этапов. Для управления на месте будет сформирован и направлен оперативный центр из состава ШРО Службы капитана морского порта Новороссийск. Для посредников, наблюдателей, аккредитованных СМИ будут созданы условия для работы на судне связи и управления.

События, происходящие в районе учений, будут фиксироваться при помощи оборудования инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности в акватории морского порта для координации и последующего анализа.

Морские порты №4 (2018)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Транспортный потенциал Архангельской области

Транспортный потенциал Архангельской области Архангельский транспортный узел адаптируется к новым условиям рынка внутрироссийских и международных...

Судно под флагом Танзании конфисковано за браконьерскую ловлю краба в исключительной экономической зоне Японии и России

Судно под флагом Танзании конфисковано за браконьерскую ловлю краба в исключительной экономической зоне Японии и России Судно признано бесхозным, в связи с этим конфисковано у физического лица

Российская экономика

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета В документе СП говорится о нарушении порядка формирования обоснований прогноза поступлений доходов и...

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9%

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9% Грузооборот морского транспорта за отчетный период снизился на 21,8% - до 27,9 млрд. т-км, внутр...

Транспортная политика

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению В заседании Подкомиссии по морскому, речному транспорту и портовой индустрии приняли участие предста...

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г.

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г. Поправки в законодательство предусматривают закрепление за судами, плавающими под флагом Российской ...

Морские порты

Меняется схема финансирования строительства Мурманского транспортного узла

Меняется схема финансирования строительства Мурманского транспортного узла Создание МТУ предполагает строительство угольного терминала Лавна, новой железной дороги на западном...

Морская навигация в арктическом порту Амдерма завершится 20 октября

Морская навигация в арктическом порту Амдерма завершится 20 октября Навигация открылась в Амдерме 31 июля. Удаленный морской терминал «Амдерма» входит в состав морского...




Морской транспорт

Ежегодный международный форум «Диалог Форт-Росс» прошел в США

Ежегодный международный форум «Диалог Форт-Росс» прошел в США Мероприятие прошло при поддержке компаний «Совкомфлот», «Транснефть» и Chevron, его центральной темо...

«Совкомфлот» стал финалистом премии Lloyd’s List Global Awards в четырех номинациях

«Совкомфлот» стал финалистом премии Lloyd’s List Global Awards в четырех номинациях Лауреаты 2018 Lloyd’s List Global Awards будут объявлены 11 декабря на торжественной церемонии в Лон...

Речной транспорт

Обновленный «Метеор» построят к 2021 году

Обновленный «Метеор» построят к 2021 году Судно предназначено для использования на озерах, водохранилищах, магистральных реках и в прибрежной ...

Процесс принятия Соглашения о судоходстве между странами-членами ЕАЭС затягивается

Процесс принятия Соглашения о судоходстве между странами-членами ЕАЭС затягивается В ЕЭК считают, что до конца 2018 г. Соглашению будет дан старт.

Ж/Д транспорт

Правительство разрешило РЖД выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям имуществом

Правительство разрешило РЖД выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям имуществом Чистая прибыль РЖД по РСБУ в 2017 г. выросла в 2,7 раза - до 17,5 млрд. руб.

РЖД могут принять участие в модернизации и строительстве железных дорог в Киргизии

РЖД могут принять участие в модернизации и строительстве железных дорог в Киргизии Со своей дочерней компанией «Элтеза» «Российские железные дороги» уже принимают участие в модернизац...

Авто транспорт

На реконструкцию дороги к туркомплексу Шерегеш в Кемеровской области выделят 2,5 млрд. руб.

На реконструкцию дороги к туркомплексу Шерегеш в Кемеровской области выделят 2,5 млрд. руб. Правительство РФ планирует поддержать создание необходимой инфраструктуры в Шерегеше, региону необхо...

Бурятия досрочно выполнит план по приоритетному проекту ремонта дорог

Бурятия досрочно выполнит план по приоритетному проекту ремонта дорог На сегодняшний день выполнено порядка 80% работ на сумму более 935 млн. рублей.

Аналитика

Транспортная политика

Ратифицировать нельзя отказаться

Ратифицировать нельзя отказаться Более четверти века назад, 1 июня 1990 года в Вашингтоне министром иностранных дел СССР и госсекрета...

Каспийская конвенция

Каспийская конвенция На протяжении нескольких столетий Каспийское море являлось «внутренним морем» двух государств: Росси...

Морские порты

Динамика развития в безопасных условиях

Динамика развития в безопасных условиях Сегодня развитие Дальнего Востока России – одно из приоритетных направлений деятельности федеральног...

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно В соответствии с приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 в целях обеспечения навигационной д...

Морской транспорт

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли В № 8 газеты «МВР» опубликована информационная заметка «Ключевые элементы успеха» о состоявшейся в к...

Речной транспорт

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...

«Печораводпуть»: 80 лет спустя

«Печораводпуть»: 80 лет спустя В навигацию 2018 года Администрация обслуживает 2594 км внутренних водных путей Печорского бассейна,...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...