Чтоб не горели в море люди и суда

Морские порты
Чтоб не горели в море люди и суда

Пожары на морских торговых судах и тем более на танкерах, перевозящих нефтяные грузы, являются особым видом пожаров, самым рискованным как для самих судов, так и для их экипажей. Об этом красноречиво свидетельствует такой факт: ежесуточно мировой грузовой флот из-за пожаров теряет два судна.

С целью проверки готовности всех аварийно-спасательных сил и средств в крупнейшем по грузообороту российском морском порту Новороссийск в начале июня текущего года прошел первый этап командно-штабных учений по организации ликвидации пожара на крупнотоннажном танкере, ошвартованном у выносного причального устройства морского терминала АО «КТК-Р».

Евгений Тузинкевич, капитан морского порта Новороссийск, ФГБУ «АМП Черного моря»

Впервые крупномасштабные противопожарные командно-штабные учения (КШУ) в Новороссийском порту было решено провести в зоне морского терминала АО «КТК-Р», имеющего самую большую производительность переработки нефти – порядка 67 млн тонн в год – и, соответственно, высокие риски и опасность не только для танкеров и терминала, но и для всего прилегающего района с проживающим в нем населением и для значительной части морской акватории.

Понятно, что требования к пожарной безопасности на этом терминале очень высокие. Между тем с 1998 по 2017 год в морском порту Новороссийск произошло 36 пожаров и чрезвычайных ситуаций на судах, при которых погибло 2 человека и пострадало 7. Пик пожаров пришелся на 2004 год (7 пожаров) и на 2007 год (6 пожаров).

На первом этапе – теоретическом – главной целью была отработка взаимодействия органов управления служб, сил и средств аварийно-спасательных формирований, экипажей судов, занятых в спасательной операции, в эвакуации экипажа, в ликвидации пожара и разлива нефти.

Теория и круг участников КШУ

Для участия в КШУ были приглашены ведущие специалисты аварийно-спасательных формирований предприятий, организаций и морских терминалов не только Новороссийского порта, но и соседних – Туапсе и Тамань. В учениях были задействованы также представители Администрации муниципального образования города Новороссийска, Федеральной противопожарной службы ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю, Новороссийского линейного отдела МВД России на транспорте, АЧБФ ФГУП «Росморпорт», АЧФ ФГБУ «Морспасслужба», регионального Центра медицины катастроф, ООО «СКФ Менеджмент Сервисиз-Новороссийск», АО «КТК-Р», АО «Флот НМТП», ЗАО «Таманьнефтегаз» и других организаций.

Согласно утвержденному замыслу и в соответствии с планом КШУ, участники первого этапа учения провели штабную подготовку руководящего состава по алгоритмам организации ликвидации пожара на танкере, в том числе по первоочередным мероприятиям спасания и эвакуации экипажа и работников терминала, а также минимизации и ликвидации последствий пожара и вторичных факторов, ликвидации разлива нефти и других загрязняющих веществ. Задачи, стоящие перед КШУ, – это совершенствование практических навыков управления подразделениями и аварийно-спасательными формированиями при организации и проведении мероприятий в режиме ЧС, ликвидации угроз взрывов, гибели людей и угрозы экологии.

Первый этап проводился в формате штабной тренировки участников учений в составе Штаба руководства спасательно-поисковой операции (ШРО) Службы капитана морского порта Новороссийск. По ходу учений участники четко и профессионально представляли свои предложения, информацию и материалы, обсуждали действия в сложной чрезвычайной обстановке и оперативные алгоритмы – от организации и проведения оповещения о ЧС, передачи информации по обстановке до организации связи, обеспечения координации управления и взаимодействия.

Особо активно прошло изучение обстановки и технических характеристик «загоревшегося» танкера, вариантов развития обстановки во время ЧС по замыслу учений, исследование обстановки на объектах морского терминала АО «КТК-Р». Внимание участников КШУ привлекло представление действий экипажа танкера начальником отдела безопасности мореплавания ООО «СКФ Менеджмент Сервисиз-Новороссийск» Борисом Буравовым. Полезные советы и инструкции были представлены по вопросам заключения спасательного контракта, алгоритмы передачи руководства тушением пожара на танкере, особые инструкции по эвакуации экипажа.

Отдельное место было отведено оценке обстановки, связанной с определением угрозы гибели людей при пожаре на танкере и в акватории терминала, для состава сил и средств, участвующих в ликвидации последствий ЧС, при проведении ПСО, порядок и способы оказания медицинской помощи пострадавшим. Взаимодействие с подразделениями медицины катастроф дало дополнительный опыт представителям ШРО, КЧС и ПБ муниципального образования – участников учения интересовали все тонкости и условия своевременной медицинской помощи в сложной ситуации.

Руководителем сектора ШРО Службы капитана морского порта Новороссийск Вячеславом Бердниковым на штабной тренировке была представлена система мер функциональной подсистемы РСЧС, оценка и прогнозирование экологической обстановки, разлива нефти, действий по локализации и ликвидации разлива нефти на различных уровнях управления операцией. Впечатление достаточности и уверенности представлено в презентации возможностей сил и средств территориальных и региональных звеньев системы РСЧС по ликвидации разливов нефти.

В качестве обмена опытом участникам были представлены презентация и сюжет аналогичных учений, проведенных в морском порту Туапсе. Опытом организации и проведения учений поделились представители ООО «РН-Морской терминал Туапсе» – начальник участка «Нефтепирс» цеха «Морские причалы» Дмитрий Промовендов и ведущий инженер по ГО и ЧС отдела ГОЧС Денис Пестов. Возможности органов управления и подразделений аварийно-спасательных формирований соседних морских портов Туапсе и Тамань учтены в решениях по наращиванию группировки в условиях развития обстановки.

Впереди – практический этап КШУ

Практическая часть КШУ – самый сложный и ответственный этап. Отработка практических действий на фактическом танкере требует тщательной подготовки, обеспечения мер безопасности, а также условий непрерывного функционирования морского терминала, надежной связи, видеомониторинга и координации сил.

При проведении второго этапа свои навыки отработают органы управления ШРО Службы капитана морского порта, орган управления кризисной ситуацией ООО «СКФ Менеджмент Сервисиз-Новороссийск», морского терминала АО «КТК-Р», силы и средства профессиональных аварийно-спасательных формирований и экипажи судов, находящиеся в постоянной готовности при повседневной деятельности, а также экипажи судов и подразделений взаимодействия согласно соглашению между АЧБФ ФГУП «Росморпорт», включая службу управления движением судов, подразделениями транспортной полиции, Новороссийской таможни, формирований и служб Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю, подразделениями Станции скорой медицинской помощи и медицины катастроф Краснодарского края, Управления ГО и ЧС муниципального образования города Новороссийска. Будут активизированы силы и средства резерва ПАО «Новороссийский морской торговый порт», ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, наращивание сил и средств из морских портов Туапсе и Тамань. Всего в практической части учения примут участие более 20 единиц судов, кораблей и плавсредств, около 150 человек из состава формирований.

Во исполнение соответствующих вводных по замыслу КШУ все действия в практический день учений будут состоять из 4 этапов. Для управления на месте будет сформирован и направлен оперативный центр из состава ШРО Службы капитана морского порта Новороссийск. Для посредников, наблюдателей, аккредитованных СМИ будут созданы условия для работы на судне связи и управления.

События, происходящие в районе учений, будут фиксироваться при помощи оборудования инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности в акватории морского порта для координации и последующего анализа.

Морские порты №4 (2018)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

26-й Международный угольный форум в Новокузнецке

26-й Международный угольный форум в Новокузнецке 4–7 июня 2019 года в выставочном комплексе «Кузбасская ярмарка» состоятся XXVI Международная специал...

В Москве состоится XVI Международная конференция «Освоение шельфа России и СНГ-2019»

В Москве состоится XVI Международная конференция «Освоение шельфа России и СНГ-2019» 17 мая 2019 года в Москве в отеле «Балчуг Кемпински» состоится XVI Международная конференция «Освоен...

Российская экономика

Реалии отечественного судостроения. Изношеность производственных мощностей

Реалии отечественного судостроения. Изношеность производственных мощностей О насущных проблемах российской судостроительной отрасли рассказал в интервью журналу «Морской флот»...

ОАО «РЖД» публикует консолидированную финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) за 2018 год

ОАО «РЖД» публикует консолидированную финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) за 2018 год Консолидированная финансовая отчетность группы компаний ОАО «РЖД» (далее – холдинг «РЖД») по...

Транспортная политика

Проект мультимодального логистического центра в СЗФО разработают до июля 2019 года

Проект мультимодального логистического центра в СЗФО разработают до июля 2019 года Место расположения и характеристики МТЛЦ, строительство которого запланировано в Северо-Западном фед...

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду По итогам совещания по предложению главы Минтранса России было принято решение создать совместную с ...

Морские порты

Промышленный порт Череповецкого меткомбината начал отправку судов

Промышленный порт Череповецкого меткомбината начал отправку судов В промышленном порту Череповецкого металлургического комбината (ЧерМК, входит в дивизион «Северс...

Семеро молодых исследователей МГУ им. адмирала Невельского получили гранты Фонда содействия инновациям

Семеро молодых исследователей МГУ им. адмирала Невельского получили гранты Фонда содействия инновациям Семеро молодых исследователей МГУ им адмирала Г.И.Невельского стали победителями федерального конкур...




Морской транспорт

Штаты срочно обзаводятся ледоколами

Штаты срочно обзаводятся ледоколами Компания Singapore Technologies Engineering получила от Министерства военно-морских сил США заказ на...

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку Круизный сезон на Камчатке откроется в начале мая, сообщает в среду пресс-служба правительства Камча...

Речной транспорт

Строительство двух теплоходов для Красноярского края начнется к 2020 году

Строительство двух теплоходов для Красноярского края   начнется к 2020 году Строительство двух теплоходов, которые будут курсировать по Енисею (Красноярский край), начн...

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей К новому сезону речных перевозок готовы и отлажены гидротехнические сооружения ФГБУ «Канал имени Мос...

Ж/Д транспорт

«РЖД Логистика» перевезла по железной дороге негабаритные автоклавы для строительного завода в Ульяновске

«РЖД Логистика» перевезла по железной дороге негабаритные автоклавы для строительного завода в Ульяновске АО «РЖД Логистика» в период с ноября 2018 года по март 2019 года организовало серию внутрироссийских...

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году ОАО «Российские железные дороги» планирует разработать концепцию Санкт- Петербургского транспортного...

Авто транспорт

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на повышение безопасности на дорогах

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на  повышение безопасности на дорогах Госкомпания «Автодор» в 2019 году направит на повышение безопасности на своих дорогах   64...

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах с   нынешни...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский бизнес

Лоцманский бизнес На хозяев частных лоцманских компаний «в эпоху перемен» случайно скатился добротный, гарантированный...

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...