Чтоб не горели в море люди и суда

Морские порты
Чтоб не горели в море люди и суда

Пожары на морских торговых судах и тем более на танкерах, перевозящих нефтяные грузы, являются особым видом пожаров, самым рискованным как для самих судов, так и для их экипажей. Об этом красноречиво свидетельствует такой факт: ежесуточно мировой грузовой флот из-за пожаров теряет два судна.

С целью проверки готовности всех аварийно-спасательных сил и средств в крупнейшем по грузообороту российском морском порту Новороссийск в начале июня текущего года прошел первый этап командно-штабных учений по организации ликвидации пожара на крупнотоннажном танкере, ошвартованном у выносного причального устройства морского терминала АО «КТК-Р».

Евгений Тузинкевич, капитан морского порта Новороссийск, ФГБУ «АМП Черного моря»

Впервые крупномасштабные противопожарные командно-штабные учения (КШУ) в Новороссийском порту было решено провести в зоне морского терминала АО «КТК-Р», имеющего самую большую производительность переработки нефти – порядка 67 млн тонн в год – и, соответственно, высокие риски и опасность не только для танкеров и терминала, но и для всего прилегающего района с проживающим в нем населением и для значительной части морской акватории.

Понятно, что требования к пожарной безопасности на этом терминале очень высокие. Между тем с 1998 по 2017 год в морском порту Новороссийск произошло 36 пожаров и чрезвычайных ситуаций на судах, при которых погибло 2 человека и пострадало 7. Пик пожаров пришелся на 2004 год (7 пожаров) и на 2007 год (6 пожаров).

На первом этапе – теоретическом – главной целью была отработка взаимодействия органов управления служб, сил и средств аварийно-спасательных формирований, экипажей судов, занятых в спасательной операции, в эвакуации экипажа, в ликвидации пожара и разлива нефти.

Теория и круг участников КШУ

Для участия в КШУ были приглашены ведущие специалисты аварийно-спасательных формирований предприятий, организаций и морских терминалов не только Новороссийского порта, но и соседних – Туапсе и Тамань. В учениях были задействованы также представители Администрации муниципального образования города Новороссийска, Федеральной противопожарной службы ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю, Новороссийского линейного отдела МВД России на транспорте, АЧБФ ФГУП «Росморпорт», АЧФ ФГБУ «Морспасслужба», регионального Центра медицины катастроф, ООО «СКФ Менеджмент Сервисиз-Новороссийск», АО «КТК-Р», АО «Флот НМТП», ЗАО «Таманьнефтегаз» и других организаций.

Согласно утвержденному замыслу и в соответствии с планом КШУ, участники первого этапа учения провели штабную подготовку руководящего состава по алгоритмам организации ликвидации пожара на танкере, в том числе по первоочередным мероприятиям спасания и эвакуации экипажа и работников терминала, а также минимизации и ликвидации последствий пожара и вторичных факторов, ликвидации разлива нефти и других загрязняющих веществ. Задачи, стоящие перед КШУ, – это совершенствование практических навыков управления подразделениями и аварийно-спасательными формированиями при организации и проведении мероприятий в режиме ЧС, ликвидации угроз взрывов, гибели людей и угрозы экологии.

Первый этап проводился в формате штабной тренировки участников учений в составе Штаба руководства спасательно-поисковой операции (ШРО) Службы капитана морского порта Новороссийск. По ходу учений участники четко и профессионально представляли свои предложения, информацию и материалы, обсуждали действия в сложной чрезвычайной обстановке и оперативные алгоритмы – от организации и проведения оповещения о ЧС, передачи информации по обстановке до организации связи, обеспечения координации управления и взаимодействия.

Особо активно прошло изучение обстановки и технических характеристик «загоревшегося» танкера, вариантов развития обстановки во время ЧС по замыслу учений, исследование обстановки на объектах морского терминала АО «КТК-Р». Внимание участников КШУ привлекло представление действий экипажа танкера начальником отдела безопасности мореплавания ООО «СКФ Менеджмент Сервисиз-Новороссийск» Борисом Буравовым. Полезные советы и инструкции были представлены по вопросам заключения спасательного контракта, алгоритмы передачи руководства тушением пожара на танкере, особые инструкции по эвакуации экипажа.

Отдельное место было отведено оценке обстановки, связанной с определением угрозы гибели людей при пожаре на танкере и в акватории терминала, для состава сил и средств, участвующих в ликвидации последствий ЧС, при проведении ПСО, порядок и способы оказания медицинской помощи пострадавшим. Взаимодействие с подразделениями медицины катастроф дало дополнительный опыт представителям ШРО, КЧС и ПБ муниципального образования – участников учения интересовали все тонкости и условия своевременной медицинской помощи в сложной ситуации.

Руководителем сектора ШРО Службы капитана морского порта Новороссийск Вячеславом Бердниковым на штабной тренировке была представлена система мер функциональной подсистемы РСЧС, оценка и прогнозирование экологической обстановки, разлива нефти, действий по локализации и ликвидации разлива нефти на различных уровнях управления операцией. Впечатление достаточности и уверенности представлено в презентации возможностей сил и средств территориальных и региональных звеньев системы РСЧС по ликвидации разливов нефти.

В качестве обмена опытом участникам были представлены презентация и сюжет аналогичных учений, проведенных в морском порту Туапсе. Опытом организации и проведения учений поделились представители ООО «РН-Морской терминал Туапсе» – начальник участка «Нефтепирс» цеха «Морские причалы» Дмитрий Промовендов и ведущий инженер по ГО и ЧС отдела ГОЧС Денис Пестов. Возможности органов управления и подразделений аварийно-спасательных формирований соседних морских портов Туапсе и Тамань учтены в решениях по наращиванию группировки в условиях развития обстановки.

Впереди – практический этап КШУ

Практическая часть КШУ – самый сложный и ответственный этап. Отработка практических действий на фактическом танкере требует тщательной подготовки, обеспечения мер безопасности, а также условий непрерывного функционирования морского терминала, надежной связи, видеомониторинга и координации сил.

При проведении второго этапа свои навыки отработают органы управления ШРО Службы капитана морского порта, орган управления кризисной ситуацией ООО «СКФ Менеджмент Сервисиз-Новороссийск», морского терминала АО «КТК-Р», силы и средства профессиональных аварийно-спасательных формирований и экипажи судов, находящиеся в постоянной готовности при повседневной деятельности, а также экипажи судов и подразделений взаимодействия согласно соглашению между АЧБФ ФГУП «Росморпорт», включая службу управления движением судов, подразделениями транспортной полиции, Новороссийской таможни, формирований и служб Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю, подразделениями Станции скорой медицинской помощи и медицины катастроф Краснодарского края, Управления ГО и ЧС муниципального образования города Новороссийска. Будут активизированы силы и средства резерва ПАО «Новороссийский морской торговый порт», ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, наращивание сил и средств из морских портов Туапсе и Тамань. Всего в практической части учения примут участие более 20 единиц судов, кораблей и плавсредств, около 150 человек из состава формирований.

Во исполнение соответствующих вводных по замыслу КШУ все действия в практический день учений будут состоять из 4 этапов. Для управления на месте будет сформирован и направлен оперативный центр из состава ШРО Службы капитана морского порта Новороссийск. Для посредников, наблюдателей, аккредитованных СМИ будут созданы условия для работы на судне связи и управления.

События, происходящие в районе учений, будут фиксироваться при помощи оборудования инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности в акватории морского порта для координации и последующего анализа.

Морские порты №4 (2018)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Выпускники МГАВТ получили дипломы из рук руководителей воднотранспортной отрасли, Госдумы и флотских организаций

Выпускники МГАВТ получили дипломы из рук руководителей воднотранспортной отрасли, Госдумы и флотских организаций В Московской государственной академии водного транспорта – филиале ГУМРФ имени адмирала Степана Осип...

Корабельная противолодочная ударная группа Северного флота провела в Белом море учение по поиску подводной лодки

Корабельная противолодочная ударная группа Северного флота провела в Белом море учение по поиску подводной лодки В рамках плановой боевой учебы корабельная противолодочная ударная группа кораблей Беломорской военн...

Российская экономика

Лавров рассказал о позиции Дании по «Северному потоку 2»

Лавров рассказал о позиции Дании по «Северному потоку 2» В Москве расценивают затягивание Данией рассмотрения заявок Nord Stream 2 AG как нарушение принципов...

Газпромбанк Лизинг закрыл первое полугодие с 40% ростом

Газпромбанк Лизинг закрыл первое полугодие с 40% ростом Газпромбанк Лизинг подвел итоги работы за первое полугодие 2019 года: объем нового бизнеса за 6 меся...

Транспортная политика

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ Завершающий день своей рабочей поездки в Санкт-Петербург  заместитель министра транспорта ...

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный Минтранс России и Росморречфлот проводят активную работу по переориентации грузопотока на внутренний...

Морские порты

«Востокуголь» приобрел у «Суммы» проект строительства угольного терминала в Приморье - СМИ

«Востокуголь» приобрел у «Суммы» проект строительства угольного терминала в Приморье - СМИ УК «Востокуголь» закрыло сделку по покупке проекта угольного терминала «Север» у ООО «Открытый порт...

Первый в 2019 году круизный лайнер прибыл в морской порт Архангельск

Первый в 2019 году круизный лайнер прибыл в морской порт Архангельск Круизный лайнер Nautica с более чем 660 пассажирами на борту года ошвартовался у причала №1 погрузоч...




Морской транспорт

У пирса дальних линий в морском порту Мурманск ошвартовался первый в 2019 году круизный лайнер

У пирса дальних линий в морском порту Мурманск ошвартовался первый в 2019 году круизный лайнер Круизный лайнер Nautica длиной 181 метр ошвартовался у пирса дальних линий Мурманского филиала ФГУП ...

Росатом и «Звезда» в ближайшее время подпишут контракт на строительство ледокола «Лидер»

Росатом и «Звезда» в ближайшее время подпишут контракт на строительство ледокола «Лидер» Контракт на строительство атомного ледокола «Лидер» между госкорпорацией «Росатом» и судостроительны...

Речной транспорт

20 июля открывается Арктическая навигация - ЛОРП

20 июля открывается Арктическая навигация - ЛОРП 144 единицы флота ПАО «ЛОРП» находятся в эксплуатации по состоянию на 18 июля. Всего сначала навигац...

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК На международной промышленной выставке «Иннопром-2019» состоялась международная премьера судна новог...

Ж/Д транспорт

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок Объем контейнерных перевозок по маршруту Китай – Европа – Китай на транзитных сервисах Акционерного ...

Вопрос исключения РЖД из сферы грузовых перевозок требует глубокой проработки – Акимов

Вопрос исключения РЖД из сферы грузовых перевозок требует глубокой проработки – Акимов Вопрос прекращения деятельности «Российских железных дорог» на рынке грузовых перевозок требует глуб...

Авто транспорт

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении Заседание российско-узбекской Смешанной комиссии по вопросам международного автомобильного сообщения...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...