«Иоганн Махмасталь» выгрузился на лед Енисея - Морские вести России

«Иоганн Махмасталь» выгрузился на лед Енисея

03.07.2018

Морской транспорт

В последний день марта в районе мыса Таналау на реке Енисей была завершена выгрузка теплохода Северного морского пароходства «Иоганн Махмасталь». Впервые через припайный лед Енисея доставлено 2500 тонн генеральных грузов.

Елена Кузнецова, пресс-секретарь ОАО «СМП»

Операция «Ледовый причал». 2018 год

Несколькими днями ранее капитан «Иоганна Махмасталя» Виктор Тюхтин сообщил в компанию: «Стоим на ледовом причале Таналау, на реке Енисей». 27 марта в 8 утра судно «закололось» в крепкий речной лед.

Таналау, Енисей – новые географические точки рейсовых заданий для моряков ОАО «СМП». Здесь, в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края, планируется разработка Пайяхского нефтяного месторождения. Доставленные по Северному морскому пути грузы (автотехника, строительные материалы) необходимы для разведки полезных ископаемых и обустройства участка.

Многоцелевое судно «Иоганн Махмасталь» (водоизмещение 6395 тонн, дедвейт 7075 тонн, длина 131,6 метра, ширина 19,3 метра, высота борта 8,8 метра, осадка 7,0 метра, скорость хода 14,9 узла) стало своего рода «первооткрывателем» грузового маршрута из Архангельска на Таналау. Путь от начала этого маршрута до точки закола в лед составил двадцать дней и проходил в сопровождении атомных ледоколов «Вайгач» и «Таймыр» ФГУП «Атомфлот».

Площадка для закола в лед была заранее определена и подготовлена специалистами. Сама операция «Ледовый причал» потребовала слаженной и четкой работы транспортников и экипажа. Сразу начать разгрузку помешала погода – сильный ветер, пурга, плохая видимость, мороз -30. С установлением погоды разгрузка пошла оперативно, по графику.

Надо отметить, что нынешняя непростая задача – не единственная в истории судна и его экипажа.

Год назад «Иоганн Махмасталь» оказался в не менее сложной ситуации.

Вынужденная зимовка. 2017 год

Тогда, в январе 2017 г., сухогрузы «Синегорск» и «Иоганн Махмасталь» вместе с двумя ледоколами «Капитан Драницын» и «Адмирал Макаров», доставлявшие на Чукотку материалы для строительства плавучей АТЭС (4,6 тыс. тонн инертных материалов и около четырех тысяч тонн сварного трубчатого шпунта, а также продукты для местных предпринимателей), встали недалеко от Певека из-за сложной ледовой обстановки. В помощь заблокированным судам правительство региона выделило вертолет Ми-8, который должен был произвести разведку ледовой обстановки на маршруте следования. Однако вылет Ми-8 не состоялся по метеоусловиям. Проведение воздушной разведки было перенесено, и шансов, что она состоится вообще, было немного – синоптики прогнозировали сохранение снега и ветра в ближайшие дни.

Однако моряки были настроены оптимистично и надеялись, что в течение недели суда вырвутся из ледового плена. По словам начальника управления МЧС по Чукотскому автономному округу Руслана Назарова, оставаться на зимовку в любом случае не собирались. Но судьба распорядилась иначе. В районе Певека дул сильный ветер и шел обильный снег. Суда обступили не только льды метровой толщины, но стали возникать торосы высотой до 2,5 метров. Ледовая обстановка оценивалась специалистами в 10 баллов. В такой ситуации пытаться пробиваться по маршруту было опасно. Самый поздний заход в самый северный российский город Певек в навигационный период (последний раз проводка сухогрузов этим маршрутом в январе осуществлялась еще во времена СССР) и произведенная вполне успешно разгрузка, увы, завершались, по драматичному сценарию. Предстояла зимовка.

В конце марта на «Иоганне Махмастале» сменилась команда. Из Архангельска в Певек вылетел сокращенный экипаж – девять человек. Капитан Виктор Тюхтин принял эстафету зимовки у своего предшественника.

– Теплоход был подключен к береговому электропитанию, – вспоминает Виктор Васильевич. – Кабель длиной 600 метров протянули на берег к трансформатору Чаунской ТЭЦ. На судне работал котел, хотя, по словам местных жителей, зима была теплой: до минус 50 не доходило. Стояли в припайном льду. «Синегорск» впереди, мы за ним. А ледокол «Капитан Драницын» в 15 метрах от причала. Была ледовая дорога до судов, по ней и подвозили снабжение.

Перезимовали спокойно. А вот долгожданная весна принесла немало хлопот. По словам капитана, как такового ледохода на Чукотке нет. Лед, не двигаясь с места, разрушается под действием ветров. Соответственно, о «дороге жизни», ведущей к сухогрузам и ледоколу, можно было забыть. Предчувствуя это, команда «Иоганна Махмасталя» сделала запасы. И приготовилась к дрейфу в бухте.

– Под нами начал шевелиться лед. Нужно было уходить, чтобы судно на мель не вынесло, – поясняет Виктор Тюхтин. – 600-метровый кабель надо было отключить и вытащить. Я, боцман и матрос таскали этот кабель. За сутки машинная команда привела в рабочее состояние главный двигатель. Вышли в бухту, встали на рейд, бросили якорь. Но там ветер меняется быстро. Ледяное поле толщиной полтора метра наваливается на судно и начинает срывать с якоря. Приходится это поле обходить, искать чистую воду, снова вставать. И опять ветер нас сгоняет с места. Бывало, два раза за сутки перебегали. Первые двое суток я с капитанского мостика и не уходил.

В мае уже готовились к переходу в Архангельск. Капитан запросил пополнение экипажа, и 23 мая прилетевшие в Певек моряки поднялись на борт «Иоганна Махмасталя». До судна они добрались на портовом буксире. Перед выходом в море на теплоходы погрузили контейнеры и технику, отработавшую на реконструкции местной плотины.

– Лед в Арктике еще довольно серьезный. Особенно тяжелая перемычка была от острова Большевик до острова Русский. Даже застревали там. Практически до меридиана Диксона шли в ледовых условиях, – вспоминает капитан «Иоганна Махмасталя».

В порту приписки

Несмотря на препятствия, судно тогда успешно вернулось в порт приписки, и долгая зимовка осталась в прошлом. В этом году «Иоганн Махмасталь» работает без происшествий.

При разработке технической стороны проекта по доставке грузов для обустройства и разработки Пайяхского нефтяного месторождения на Таймыре специалисты ОАО «СМП» трудились в тесном сотрудничестве с коллегами Арктического и Антарктического научно-исследовательского института и АО «Таймырнефтегаз». И учли все, дабы избежать нештатных ситуаций: сжатые сроки выгрузки по погодным условиям, ледовую проводку, береговые работы.

В первой декаде апреля «Иоганн Махмасталь» вернулся домой.

Морской флот №2 (2018)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика