ГЧП как оптимальный механизм развития портовой инфраструктуры

Морские порты
ГЧП как оптимальный механизм развития портовой инфраструктуры

Морской транспорт и морская инфраструктура играют важную роль в экономике любого государства, имеющего выход к морю. А в условиях глобализации развитие этих отраслей является, пожалуй, одной из первоочередных задач по обеспечению стабильного роста морской страны и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Российская Федерация располагает самой протяженной в мире линией морского побережья, которая в четырех разных бассейнах – Арктическом, Балтийском, Азово-Черноморском и Дальневосточном – имеет выход в Мировой океан. Это определяет местоположение основных действующих торговых портов и необходимость совершенствования методов и форм управления портовой инфраструктурой на основе современных подходов.

Денис Качкин, управляющий партнер, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП Адвокатского бюро «Качкин и Партнеры»

Правовой статус инвестиционных соглашений

Действующая система государственного управления морскими портами все чаще стала сталкиваться с проблемами обеспечения эффективного функционирования морских портов, которые связаны в основном с недостаточностью бюджетного финансирования модернизации и развития портовой инфраструктуры, а также ненадежностью действующих организационно-правовых форм, установленных отраслевым законодательством и обеспечивающих привлечение частных инвестиций в развитие портов.

Инфраструктурное развитие сегодня является одной из ключевых тем новой политической повестки, а государственно-частное партнерство (ГЧП) и инфраструктурная ипотека (ИИ) – основными механизмами модернизации портовой инфраструктуры и привлечения инвестиций.

Казалось бы, текущее правовое регулирование отрасли должно способствовать притоку инвестиций в портовую сферу. Так, взаимодействие между ФГУП «Росморпорт» и частным инвестором осуществляется в рамках инвестиционного сотрудничества, предусматривающего заключение соглашения о сотрудничестве по проектированию объектов портовой инфраструктуры, а также соглашения о сотрудничестве по реализации проектов. Однако правоотношения участников неоднозначны, поскольку не обеспечивают надежность и возвратность инвестиций и направлены прежде всего на обеспечение интересов ФГУП «Росморпорт».

Например, традиционно в рамках инвестиционных отношений инвестор, как правило, обязуется обеспечить разработку и получение необходимых положительных заключений государственных экспертиз по проектной документации на строительство объектов в рамках реализации проекта, в том числе объектов федеральной собственности, а затем на безвозмездной основе передать проектную документацию на федеральные объекты в собственность РФ. ФГУП «Росморпорт» со своей стороны обязуется оказать содействие в согласовании проектной документации в части объектов федеральной собственности, а затем обеспечить их строительство. При этом ФГУП «Росморпорт» не несет ответственности за неисполнение обязанности по строительству.

Правовая природа заключаемых инвестиционных соглашений не предполагает их судебную защиту, а, скорее, направлена на регламентацию отношений сторон, не обеспеченных силой государственного принуждения. Стоит также отметить, что в рамках стандартного инвестиционного соглашения с ФГУП «Росморпорт» не представляется возможным урегулировать вопросы, связанные с финансированием создания объекта портовой инфраструктуры, с гарантиями возврата инвестиций, предоставлением земельных участков, отношениями с монополистами при осуществлении портовой деятельности и иные вопросы, важные для реализации инфраструктурных проектов.

В целом, не углубляясь в исследование правовой природы таких соглашений, необходимо отметить, что условия и гарантии, установленные инвестиционными соглашениями, в большей степени являются лишь декларативными нормами, в связи с чем, на наш взгляд, они более не соответствуют текущим экономическим реалиям и не могут быть признаны адекватной формой для реализации стратегических капиталоемких инфраструктурных проектов.

В будущее с оптимизмом

«Сейчас мы формируем план магистральной инфраструктуры нашей страны, и в этом плане будет отражен ряд таких проектов (по принципу инфраструктурной ипотеки. – прим. автора), в том числе источники по финансированию. Мы видим, что и здесь, в бухте Врангеля, есть возможность реализовать по принципу Мурманского транспортного узла проект по структурированию на принципах инфраструктурной ипотеки, ГЧП. Это развитие терминала в северной части бухты Врангеля», – отметил Министр транспорта РФ Максим Соколов в ходе визита в порт Находка в апреле 2018 года.

Текущее законодательство уже давно обладает достаточно совершенным инструментарием для структурирования подобных проектов. Так, в частности, федеральные законы №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» от 25.07.2005 г. и №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве…» от 13.07.2015 г. позволяют реализовывать сложные инфраструктурные проекты, обеспечивая при этом интересы как частной стороны (инвестора), так и публичного партнера (государства), распределяя финансовые обязательства и проектные риски, а также устанавливая ответственность сторон за ненадлежащее исполнение обязательств.

Под ГЧП принято понимать институциональный механизм для структурирования инвестиционных отношений с участием государства, предполагающий не только создание, но и последующие эксплуатацию и (или) техническое обслуживание объектов публичной инфраструктуры, основанное на гражданско-правовом договоре. Это очень важное обстоятельство: наличие гражданско-правовых отношений предполагает договорное равенство сторон и гарантирует возможность обращения в суд при неисполнении обязательств любой стороной такого договора.

Хорошая новость заключается в том, что инфраструктура морских портов включена в перечень возможных объектов таких соглашений законом. Так, в случае реализации проектов на основе концессионного соглашения (далее – концессия) объектом соглашения могут выступать морские и речные порты, в том числе искусственные земельные участки, гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктуры. В случае реализации проектов на основе соглашения о государственно-частном партнерстве (далее – СГЧП) объектом соглашения могут выступать аналогичные объекты, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности и не подлежат отчуждению в частную собственность.

Концессионная модель уже запущена в целом ряде федеральных портовых проектов, наиболее известным из которых является строительство угольного терминала «Лавна» Мурманского транспортного узла, предусматривающее выполнение гидротехнических работ и подведение железной дороги к создаваемым объектам.

Основными преимуществами форм ГЧП перед иными организационно-правовыми формами реализации инвестиционных проектов является возможность эффективно управлять рисками, включать в периметр соглашения вопросы создания обеспечивающей и подводящей инфраструктуры, распределять вещные права на создаваемые объекты в соответствии с проектными потребностями сторон.

Хеджировать проектные риски позволяют такие механизмы, как особые обстоятельства, гарантия минимальной доходности, компенсации при расторжении, замена концессионера/частного партнера, которые являются неотъемлемой частью как концессии, так и СГЧП.

Морские порты №3 (2018)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Группа островов в Индийском океане оказалась завалена 370 тысячами зубных щеток

Группа островов в Индийском океане оказалась завалена 370 тысячами зубных щеток Почти миллион ботинок и более 370 тысяч зубных щеток вынесло на берега Кокосовых островов в Индийско...

Оператор «Северного потока – 2» подтвердил планы завершить проект до конца 2019 года

Оператор «Северного потока – 2» подтвердил планы завершить проект до конца 2019 года Укладку сейчас осуществляют суда в водах Швеции и России, отметил официальный представитель компании...

Российская экономика

«Газпром» открыл на шельфе Ямала два месторождения с общими запасами 500 млрд куб. м газа

«Газпром» открыл на шельфе Ямала два месторождения с общими запасами 500 млрд куб. м газа Речь идет о месторождении им. В.А. Динкова и Нярмейском месторождении.

Сменился гендиректор компании «Газпром газомоторное топливо»

Сменился гендиректор компании «Газпром газомоторное топливо» Меняется генеральный директор ООО «Газпром газомоторное топливо», компании, которая занимается разви...

Транспортная политика

Транспортное развитие Петербурга и Балтийского бассейна обсуждено в рамках поездки вице-премьера Акимова и руководства Минтранса

Транспортное развитие Петербурга и Балтийского бассейна обсуждено в рамках поездки вице-премьера Акимова и руководства Минтранса Заместитель министра транспорта – руководитель Росморречфлота Юрий Цветков 17 мая принял участие в м...

Проект мультимодального логистического центра в СЗФО разработают до июля 2019 года

Проект мультимодального логистического центра в СЗФО разработают до июля 2019 года Место расположения и характеристики МТЛЦ, строительство которого запланировано в Северо-Западном фед...

Морские порты

Ввод в эксплуатацию реконструированной базы средств навигационного оборудования в морском порту Калининград в районе пос. Рыбачий

Ввод в эксплуатацию реконструированной базы средств навигационного оборудования в морском порту Калининград в районе пос. Рыбачий В соответствии с разрешением на ввод в эксплуатацию от 17.04.2019 № 39-RU39301000-035-2017, выданным...

Коммерческие перевозки в порту Владивосток

Коммерческие перевозки в порту Владивосток Об основных тенденциях развития во Владивостоке рынка пассажирских коммерческих перевозок маломерным...




Морской транспорт

На ВСЗ спустили на воду второе судно в серии из четырех новейших крупнотоннажных рыбопромысловых судов проекта KMT01

На ВСЗ спустили на воду второе судно в серии из четырех новейших крупнотоннажных рыбопромысловых судов проекта KMT01 17 мая на Выборгском судостроительном заводе (входит в состав Объединённой судостроительной корп...

Средне-Невский судостроительный завод заложит новое научно-исследовательское судно

Средне-Невский судостроительный завод заложит новое научно-исследовательское судно 21 мая на Средне-Невском судостроительном заводе (входит в ОСК) состоится торжественная цере...

Речной транспорт

Великие реки должны работать, уверены участники международного научно-промышленного форума

Великие реки должны работать, уверены участники международного научно-промышленного форума Ученые Волжского государственного университета водного транспорта приняли участие в обсуждении актуа...

Дневник навигации ЛОРП. В движении находятся 22 единицы флота

Дневник навигации ЛОРП. В движении находятся 22 единицы флота По состоянию на 17 мая 2019 года в эксплуатации находится 22 единицы транспортного флота ПАО «ЛОРП»,...

Ж/Д транспорт

«Цифровая логистика» освобождает от уплаты агентского вознаграждения поставщиков подвижного состава

«Цифровая логистика» освобождает от уплаты агентского вознаграждения поставщиков подвижного состава ООО «Цифровая логистика» на прошедшем сегодня совещании у генерального директора – председателя прав...

Рост перевозок ПГК по Горьковской магистрали обеспечил «Мордовцемент»

Рост перевозок ПГК по Горьковской магистрали обеспечил «Мордовцемент» Нижегородский филиал Первой грузовой компании (ПГК) в январе-апреле 2019 года перевез 1,3 мл...

Авто транспорт

На мосту через Марху в Якутии ведется надвижка пролетного строения

На мосту через Марху в Якутии ведется надвижка пролетного строения Все работы идут по графику и завершатся в IV квартале 2019 года, сообщает ФКУ Упрдор «Вилюй».

За год с открытия движения трафик Крымского моста составил 5 млн авто

За год с открытия движения трафик Крымского моста составил 5 млн авто Трафик Крымского моста составил  5 млн автомобилей за прошедший с момента открытия год. Об...

Аналитика

Транспортная политика

На пути к реализации целей и задач

На пути к реализации целей и задач В Москве в стенах ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова состоялось итоговое заседание Коллегии Федерально...

Развитию инфраструктуры – внимание, исполнению – ответственность

Развитию инфраструктуры – внимание, исполнению – ответственность В феврале 2019 года в Сочи завершился Российский инвестиционный форум, который стал традиционным мер...

Морские порты

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего 2018 год портовая отрасль Сахалинской области, имеющей непосредственную близость к рынкам АТР, завер...

Развитие южных портов России

Развитие южных портов России Для России Азово-Черноморский бассейн является одним из основных сегментов перевозок внешнеторговых ...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...

Волжский бассейн: безопасное судоходство гарантировано

Волжский бассейн: безопасное судоходство гарантировано Традиционно Волжский бассейн входит в тройку лидеров по объему перевозок внутренним водным транспорт...




Темы

Инфраструктура / Образование

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Грузовая база

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Безопасность мореплавания

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...