ГЧП как оптимальный механизм развития портовой инфраструктуры

Морские порты
ГЧП как оптимальный механизм развития портовой инфраструктуры

Морской транспорт и морская инфраструктура играют важную роль в экономике любого государства, имеющего выход к морю. А в условиях глобализации развитие этих отраслей является, пожалуй, одной из первоочередных задач по обеспечению стабильного роста морской страны и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Российская Федерация располагает самой протяженной в мире линией морского побережья, которая в четырех разных бассейнах – Арктическом, Балтийском, Азово-Черноморском и Дальневосточном – имеет выход в Мировой океан. Это определяет местоположение основных действующих торговых портов и необходимость совершенствования методов и форм управления портовой инфраструктурой на основе современных подходов.

Денис Качкин, управляющий партнер, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП Адвокатского бюро «Качкин и Партнеры»

Правовой статус инвестиционных соглашений

Действующая система государственного управления морскими портами все чаще стала сталкиваться с проблемами обеспечения эффективного функционирования морских портов, которые связаны в основном с недостаточностью бюджетного финансирования модернизации и развития портовой инфраструктуры, а также ненадежностью действующих организационно-правовых форм, установленных отраслевым законодательством и обеспечивающих привлечение частных инвестиций в развитие портов.

Инфраструктурное развитие сегодня является одной из ключевых тем новой политической повестки, а государственно-частное партнерство (ГЧП) и инфраструктурная ипотека (ИИ) – основными механизмами модернизации портовой инфраструктуры и привлечения инвестиций.

Казалось бы, текущее правовое регулирование отрасли должно способствовать притоку инвестиций в портовую сферу. Так, взаимодействие между ФГУП «Росморпорт» и частным инвестором осуществляется в рамках инвестиционного сотрудничества, предусматривающего заключение соглашения о сотрудничестве по проектированию объектов портовой инфраструктуры, а также соглашения о сотрудничестве по реализации проектов. Однако правоотношения участников неоднозначны, поскольку не обеспечивают надежность и возвратность инвестиций и направлены прежде всего на обеспечение интересов ФГУП «Росморпорт».

Например, традиционно в рамках инвестиционных отношений инвестор, как правило, обязуется обеспечить разработку и получение необходимых положительных заключений государственных экспертиз по проектной документации на строительство объектов в рамках реализации проекта, в том числе объектов федеральной собственности, а затем на безвозмездной основе передать проектную документацию на федеральные объекты в собственность РФ. ФГУП «Росморпорт» со своей стороны обязуется оказать содействие в согласовании проектной документации в части объектов федеральной собственности, а затем обеспечить их строительство. При этом ФГУП «Росморпорт» не несет ответственности за неисполнение обязанности по строительству.

Правовая природа заключаемых инвестиционных соглашений не предполагает их судебную защиту, а, скорее, направлена на регламентацию отношений сторон, не обеспеченных силой государственного принуждения. Стоит также отметить, что в рамках стандартного инвестиционного соглашения с ФГУП «Росморпорт» не представляется возможным урегулировать вопросы, связанные с финансированием создания объекта портовой инфраструктуры, с гарантиями возврата инвестиций, предоставлением земельных участков, отношениями с монополистами при осуществлении портовой деятельности и иные вопросы, важные для реализации инфраструктурных проектов.

В целом, не углубляясь в исследование правовой природы таких соглашений, необходимо отметить, что условия и гарантии, установленные инвестиционными соглашениями, в большей степени являются лишь декларативными нормами, в связи с чем, на наш взгляд, они более не соответствуют текущим экономическим реалиям и не могут быть признаны адекватной формой для реализации стратегических капиталоемких инфраструктурных проектов.

В будущее с оптимизмом

«Сейчас мы формируем план магистральной инфраструктуры нашей страны, и в этом плане будет отражен ряд таких проектов (по принципу инфраструктурной ипотеки. – прим. автора), в том числе источники по финансированию. Мы видим, что и здесь, в бухте Врангеля, есть возможность реализовать по принципу Мурманского транспортного узла проект по структурированию на принципах инфраструктурной ипотеки, ГЧП. Это развитие терминала в северной части бухты Врангеля», – отметил Министр транспорта РФ Максим Соколов в ходе визита в порт Находка в апреле 2018 года.

Текущее законодательство уже давно обладает достаточно совершенным инструментарием для структурирования подобных проектов. Так, в частности, федеральные законы №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» от 25.07.2005 г. и №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве…» от 13.07.2015 г. позволяют реализовывать сложные инфраструктурные проекты, обеспечивая при этом интересы как частной стороны (инвестора), так и публичного партнера (государства), распределяя финансовые обязательства и проектные риски, а также устанавливая ответственность сторон за ненадлежащее исполнение обязательств.

Под ГЧП принято понимать институциональный механизм для структурирования инвестиционных отношений с участием государства, предполагающий не только создание, но и последующие эксплуатацию и (или) техническое обслуживание объектов публичной инфраструктуры, основанное на гражданско-правовом договоре. Это очень важное обстоятельство: наличие гражданско-правовых отношений предполагает договорное равенство сторон и гарантирует возможность обращения в суд при неисполнении обязательств любой стороной такого договора.

Хорошая новость заключается в том, что инфраструктура морских портов включена в перечень возможных объектов таких соглашений законом. Так, в случае реализации проектов на основе концессионного соглашения (далее – концессия) объектом соглашения могут выступать морские и речные порты, в том числе искусственные земельные участки, гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктуры. В случае реализации проектов на основе соглашения о государственно-частном партнерстве (далее – СГЧП) объектом соглашения могут выступать аналогичные объекты, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности и не подлежат отчуждению в частную собственность.

Концессионная модель уже запущена в целом ряде федеральных портовых проектов, наиболее известным из которых является строительство угольного терминала «Лавна» Мурманского транспортного узла, предусматривающее выполнение гидротехнических работ и подведение железной дороги к создаваемым объектам.

Основными преимуществами форм ГЧП перед иными организационно-правовыми формами реализации инвестиционных проектов является возможность эффективно управлять рисками, включать в периметр соглашения вопросы создания обеспечивающей и подводящей инфраструктуры, распределять вещные права на создаваемые объекты в соответствии с проектными потребностями сторон.

Хеджировать проектные риски позволяют такие механизмы, как особые обстоятельства, гарантия минимальной доходности, компенсации при расторжении, замена концессионера/частного партнера, которые являются неотъемлемой частью как концессии, так и СГЧП.

Морские порты №3 (2018)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Гранд-финал Национальной парусной лиги в Калининграде

Гранд-финал Национальной парусной лиги в Калининграде Команда Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» с 16 по 18 августа 2019 года приняла...

Комплексные учения в Карском море

Комплексные учения в Карском море С 15 по 19 августа в Карском море и на береговой полосе северо-западной части полуострова Ямал прошл...

Российская экономика

Reuters: «Роснефть» переведет в евро новые контракты на экспорт нефтепродуктов

Reuters: «Роснефть» переведет в евро новые контракты на экспорт нефтепродуктов Агентство отмечает, что переход на расчеты в евро отражает попытки компании снизить негативное влиян...

Путин 22 августа обсудит с главами угледобывающих регионов России развитие отрасли

Путин 22 августа обсудит с главами угледобывающих регионов России развитие отрасли В совещании примут участие главы Новосибирской и Кемеровской области, Якутии и Хакасии, Забайкальско...

Транспортная политика

Замруководителя Росморречфлота обсудил вопросы организации регулярного круизного сообщения между Россией и Абхазией

Замруководителя Росморречфлота обсудил вопросы организации регулярного круизного сообщения между Россией и Абхазией Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Захарий Джиоев 16 авгу...

Правительством РФ формируется рабочая группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта

Правительством РФ формируется рабочая группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта 14 августа 2019 года у заместителя руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Ю.С. Люб...

Морские порты

Общественная палата РФ посетила ММТП

Общественная палата РФ посетила ММТП Цель визита – знакомство с опытом АО «Мурманский морской торговый порт» в реализации экологических и...

Порт Янпу на Хайнане к 2035 году станет ключевым пунктом контейнерных перевозок в Азии

Порт Янпу на Хайнане к 2035 году станет ключевым пунктом контейнерных перевозок в Азии Предполагается, что в следующем году через порт перевезут более 1 млн контейнеров, сообщает ТАСС.




Морской транспорт

На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялась торжественная церемония спуска на воду дноуглубительного судна

На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялась торжественная церемония спуска на воду дноуглубительного судна 23 августа 2019 года в Петрозаводске на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялась тор...

Балтийский завод подписал договор о строительстве еще двух атомных ледоколов

Балтийский завод подписал договор о строительстве еще двух атомных ледоколов ФГУП «Атомфлот» и АО «Балтийский завод» подписали договор на выполнение работ по строительству треть...

Речной транспорт

Дневник навигации ЛОРП: на Яне сложная обстановка

Дневник навигации ЛОРП: на Яне сложная обстановка Арктическая навигация в самом разгаре. Для речников и моряков – это напряженный период обеспечения С...

Речники ПАО «ЛОРП»: «На российский флаг равняйсь!»

Речники ПАО «ЛОРП»: «На российский флаг равняйсь!» 22 августа коллектив Ленского пароходства одним из первых торжествено поднял российский флаг. На суд...

Ж/Д транспорт

На Дальневосточной магистрали обсудили организацию перевозки грузов и выгрузку в Приморских портах и нефтебазах

На Дальневосточной магистрали обсудили организацию перевозки грузов и выгрузку в Приморских портах и нефтебазах 23 августа во Владивостоке состоялся Дальневосточный межрегиональный координационный совет по вопрос...

Движение поездов по Крымскому мосту откроют согласно графику до конца года

Движение поездов по Крымскому мосту откроют согласно графику до конца года Движение поездов по   Крымскому мосту будет запущено до конца текущего года, как &nbs...

Авто транспорт

Сеть скоростных дорог «Автодора» в 2019 году увеличится на 200 км

Сеть скоростных дорог «Автодора» в 2019 году увеличится на 200 км Сеть скоростных федеральных   дорог под управлением «Автодора» увеличится на 201,8 км по&n...

Совфед отклонил закон о весогабаритном контроле транспорта в России

Совфед отклонил закон о весогабаритном контроле транспорта в России Совет Федерации на заседании в пятницу отклонил закон о расширении полномочий Минтранса РФ в части р...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

Новые возможности для экспорта угля

Новые возможности для экспорта угля В 2018 году объем экспорта российского угля в восточном направлении обновил исторический рекорд, пре...

Изменились правила отбора к осмотру судов под флагом РФ

Изменились правила отбора к осмотру судов под флагом РФ Акватория морского порта Магадан состоит из 4 участков, три из которых расположены в бухте Нагаева и...

Морской транспорт

Флагман «зеленого» судоходства

Флагман «зеленого» судоходства С каждым годом мировые стандарты в области экологии и энергоэффективности становятся все жестче. Для...

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

Речной транспорт

Навигация в условиях низкой водности

Навигация в условиях низкой водности В 2019 году и плановом периоде 2020 и 2021 гг. Администрация должна оказать услуги по дипломированию...

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтепереработка: качественный рост с убытками

Нефтепереработка: качественный рост с убытками В прошлом году в России было переработано более 290 млн тонн нефти, что чуть больше, чем в 2017 году...

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...