Порт Мезень: Северный завоз как жизненная необходимость

Морские порты
Порт Мезень: Северный завоз как жизненная необходимость

Морской порт Мезень расположен на реке Мезень, впадающей в Мезенский залив Белого моря, в 40 км от устья (65°53' с.ш., 44°08' в.д.). Площадь акватории составляет 191 кв. км. Порт имеет три причала: один – в г.Мезень и два – в п.Каменка Мезенского р-на. Порт является замерзающим, период навигации в нем осуществляется в среднем с середины мая по середину октября.

Основу перевозок в порту составляет северный завоз – поставки для нужд Мезенского и Лешуконского районов Архангельской области угля и дизельного топлива, речными судами осуществляются коммерческие каботажные перевозки. Безопасность мореплавания и порядок в порту обеспечивает Филиал ФГБУ «АМП Западной Арктики» в морском порту Мезень, расположенный в п.Каменка.

Николай Еремеев, исполняющий обязанности капитана морского порта Мезень ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Особенности судоходства

Морской порт Мезень – сезонный порт, работает обычно с середины мая, со вскрытия реки Мезень ото льда, до середины ноября: навигация закрывается с началом льдообразования, с появлением шуги. Порт принимает суда длиной до 120 метров и осадкой до 4,5 метра.

Заход в порт и выход из порта проводится только в дневное время, что объясняется сложными условиями судоходства. Во-первых, в порту действуют сильные приливо-отливные течения, во-вторых, по всей акватории в течение всей навигации наблюдается изменение судового хода.

На отливе уровень реки снижается так сильно, что по судовому ходу не может пройти катер осадкой 1 метр, а на приливе можно завести судно осадкой до 4,5 метра. Приливно-отливные явления на р.Мезень характеризуются такой особенностью, что прилив идет 3 часа, а отлив продолжается 9 часов. В устье реки подъем уровня достигает 9,5 метра.

Все суда обрабатываются в основном на рейде – порт рейдовый. Морское судно заходит в порт, встает на рейд, к нему подводят сухогрузные или нефтеналивные баржи, перегружают груз, и уже баржа идет к причалу или к берегу, где разгружается на необорудованный берег или у одного из трех обсушных причалов порта.

Лоцманская проводка судов в порту обязательна. За один прилив лоцманы могут произвести только одну работу – или заход в порт, или выход из порта. Буксирное обеспечение судов в порту не осуществляется.

Ледоколы работать в акватории порта не могут по все той же причине сильных приливно-отливных явлений: по ходу прилива в период заморозков образуются большие торосы, которые в течение 2-3 приливов могут достигать высоты до 4 метров.

Инфраструктура и перевалка

Всего в порту Мезень числится 3 причала. Первый – обсушной причал «Росморпорта» в п.Каменка. Это капитальное деревянное строение с уложенными сверху бетонными плитами. В 2016 году причал был отремонтирован и введен в эксплуатацию. В настоящее время судоходная компания ООО «Экотек-Бункер» осуществляет перегрузку грузов на этом причале и все морские перевозки через порт Мезень.

Раньше здесь же был понтонный причал «Мезенского лесоперерабатывающего завода», единственного крупного предприятия, которое отправляло древесину на экспорт и на внутренний рынок. Но в 2012 году завод обанкротился, оборудование его отправили на металлолом, а причал перестал эксплуатироваться.

Второй обсушной причал расположен в г.Мезень на правом берегу реки. К нему поставлены баржи, к которым подводят груженые нефтепродуктами баржи или суда грузоподъемностью до 1 тыс. тонн и перегружают дизельное топливо через трубопроводы в установленные на берегу емкости.

Третий причал расположен на левом берегу реки в районе п.Морозилка. Он представляет собой приставленные к берегу железные секции, к которым как к причальной стенке выставляется баржа. Дизельное топливо из баржи перекачивается в береговые емкости посредством подключения к трубопроводу.

В период навигации порт в основном обеспечивает северный завоз – поставку угля, дизельного топлива и ГСМ для внутреннего потребления. Операторы причалов – компании ОАО «Архоблэнерго» и ОАО «МРСК Северо-Запад» – перерабатывают на них топливо для своих дизельных электростанций, обслуживающих Мезенский и Лешуконский районы (последний выше по реке на 180 км) Архангельской области с населением примерно по 15 тыс. человек каждый.

Раньше через порт завозились и продукты питания. Но сейчас со строительством автодороги Архангельск – Мезень продукты и строительные материалы завозятся автотранспортом. Тем не менее, роль северного завоза определяет ключевое значение морского порта Мезень в транспортной системе региона.

Расчетная пропускная способность порта – 132 тыс. тонн в год, из них по сухим грузам – 116 тыс. тонн, по наливным грузам – 16 тыс. тонн. Емкость резервуаров для хранения нефтепродуктов 12 тыс. тонн. Крытых складов в порту нет. За навигацию 2017 года в морском порту Мезень перегружено 9,9 тыс. тонн грузов (в 2016 году – 9,8 тыс. тонн), количество судозаходов составило 44 против 54 в 2016 году.

Морской порт имеет грузовой сезонный многосторонний пункт пропуска через государственную границу РФ. Между тем, планов по усовершенствованию причалов и расширению мощностей порта на данный момент нет, потому что нет необходимости. А заниматься здесь созданием вновь каких бы то ни было экспортных производств желающих не находится.

Безопасность мореплавания

В морском порту действует разрешительный порядок движения и стоянки судов в соответствии с графиком движения и расстановки судов в морском порту. Вход судов в морской порт и выход их из порта осуществляется только во время прилива и в светлое время суток.

В навигационный период круглосуточное дежурство в порту по графику несут два штатных специалиста Филиала ФГБУ «АМП Западной Арктики» в морском порту Мезень – капитан морского порта и старший инспектор ГПК. Внутри порта есть постоянное движение судов, в том числе маломерных, и катеров разных служб – Погранслужбы, ГИМС, Рыбнадзора.

При необходимости происходит проверка приходящих с моря судов, контролируется погрузка–выгрузка судов. Суда и буксирные составы с грузами ходят в основном из Архангельска. Сначала они подают заявку, которую мы согласуем с лоцманом, а затем даем разрешение на заход, таким образом обеспечивается очередность судозаходов.

Кроме того, мы контролируем судовой ход, выезжаем на катере с представителем лоцманской службы, чтобы проверить фарватер, а при изменении его глубин своевременно перенести навигационные знаки. Как таковой СУДС у нас нет, связь осуществляется по рации на 16-м дежурном и 14-м рабочем канале СВЧ и по мобильной связи. С точки зрения обеспечения экологической безопасности в порту разработаны все планы ЛАРН, компании по этим планам работают совместно с нами.

Наблюдение за движением судов нами ведется с берега визуально. В Службе капитана порта своего катера нет – есть только автомобиль УАЗ. У Мезенского филиала «Росморпорта» тоже нет собственного катера – по договору предприятие арендует небольшое судно у компании ООО СК «Экотек-Бункер». В этом году ФГУ «Морспасслужба» планирует организовать в порту Мезень свою базу с необходимой спецтехникой и плавсредствами.

Коммерческие маломерные суда прописываются у нас, но в этом году новые еще не прописывались. В основном это индивидуальные предприниматели (ИП), которые занимаются коммерческими перевозками. Их частными маломерными судами занимается главным образом ГИМС и Рыбнадзор, используя моторные лодки. Мы работаем с ИП только в границах портах. По вопросам контроля судов мы работаем совместно с представителями ФСБ России и, в основном, на выходе в море.

Морские порты №3 (2018)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Группа островов в Индийском океане оказалась завалена 370 тысячами зубных щеток

Группа островов в Индийском океане оказалась завалена 370 тысячами зубных щеток Почти миллион ботинок и более 370 тысяч зубных щеток вынесло на берега Кокосовых островов в Индийско...

Оператор «Северного потока – 2» подтвердил планы завершить проект до конца 2019 года

Оператор «Северного потока – 2» подтвердил планы завершить проект до конца 2019 года Укладку сейчас осуществляют суда в водах Швеции и России, отметил официальный представитель компании...

Российская экономика

«Газпром» открыл на шельфе Ямала два месторождения с общими запасами 500 млрд куб. м газа

«Газпром» открыл на шельфе Ямала два месторождения с общими запасами 500 млрд куб. м газа Речь идет о месторождении им. В.А. Динкова и Нярмейском месторождении.

Сменился гендиректор компании «Газпром газомоторное топливо»

Сменился гендиректор компании «Газпром газомоторное топливо» Меняется генеральный директор ООО «Газпром газомоторное топливо», компании, которая занимается разви...

Транспортная политика

Проект мультимодального логистического центра в СЗФО разработают до июля 2019 года

Проект мультимодального логистического центра в СЗФО разработают до июля 2019 года Место расположения и характеристики МТЛЦ, строительство которого запланировано в Северо-Западном фед...

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду По итогам совещания по предложению главы Минтранса России было принято решение создать совместную с ...

Морские порты

Ввод в эксплуатацию реконструированной базы средств навигационного оборудования в морском порту Калининград в районе пос. Рыбачий

Ввод в эксплуатацию реконструированной базы средств навигационного оборудования в морском порту Калининград в районе пос. Рыбачий В соответствии с разрешением на ввод в эксплуатацию от 17.04.2019 № 39-RU39301000-035-2017, выданным...

Коммерческие перевозки в порту Владивосток

Коммерческие перевозки в порту Владивосток Об основных тенденциях развития во Владивостоке рынка пассажирских коммерческих перевозок маломерным...




Морской транспорт

На ВСЗ спустили на воду второе судно в серии из четырех новейших крупнотоннажных рыбопромысловых судов проекта KMT01

На ВСЗ спустили на воду второе судно в серии из четырех новейших крупнотоннажных рыбопромысловых судов проекта KMT01 17 мая на Выборгском судостроительном заводе (входит в состав Объединённой судостроительной корп...

Средне-Невский судостроительный завод заложит новое научно-исследовательское судно

Средне-Невский судостроительный завод заложит новое научно-исследовательское судно 21 мая на Средне-Невском судостроительном заводе (входит в ОСК) состоится торжественная цере...

Речной транспорт

Великие реки должны работать, уверены участники международного научно-промышленного форума

Великие реки должны работать, уверены участники международного научно-промышленного форума Ученые Волжского государственного университета водного транспорта приняли участие в обсуждении актуа...

Дневник навигации ЛОРП. В движении находятся 22 единицы флота

Дневник навигации ЛОРП. В движении находятся 22 единицы флота По состоянию на 17 мая 2019 года в эксплуатации находится 22 единицы транспортного флота ПАО «ЛОРП»,...

Ж/Д транспорт

«Цифровая логистика» освобождает от уплаты агентского вознаграждения поставщиков подвижного состава

«Цифровая логистика» освобождает от уплаты агентского вознаграждения поставщиков подвижного состава ООО «Цифровая логистика» на прошедшем сегодня совещании у генерального директора – председателя прав...

Рост перевозок ПГК по Горьковской магистрали обеспечил «Мордовцемент»

Рост перевозок ПГК по Горьковской магистрали обеспечил «Мордовцемент» Нижегородский филиал Первой грузовой компании (ПГК) в январе-апреле 2019 года перевез 1,3 мл...

Авто транспорт

На мосту через Марху в Якутии ведется надвижка пролетного строения

На мосту через Марху в Якутии ведется надвижка пролетного строения Все работы идут по графику и завершатся в IV квартале 2019 года, сообщает ФКУ Упрдор «Вилюй».

За год с открытия движения трафик Крымского моста составил 5 млн авто

За год с открытия движения трафик Крымского моста составил 5 млн авто Трафик Крымского моста составил  5 млн автомобилей за прошедший с момента открытия год. Об...

Аналитика

Транспортная политика

На пути к реализации целей и задач

На пути к реализации целей и задач В Москве в стенах ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова состоялось итоговое заседание Коллегии Федерально...

Развитию инфраструктуры – внимание, исполнению – ответственность

Развитию инфраструктуры – внимание, исполнению – ответственность В феврале 2019 года в Сочи завершился Российский инвестиционный форум, который стал традиционным мер...

Морские порты

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего 2018 год портовая отрасль Сахалинской области, имеющей непосредственную близость к рынкам АТР, завер...

Развитие южных портов России

Развитие южных портов России Для России Азово-Черноморский бассейн является одним из основных сегментов перевозок внешнеторговых ...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...

Волжский бассейн: безопасное судоходство гарантировано

Волжский бассейн: безопасное судоходство гарантировано Традиционно Волжский бассейн входит в тройку лидеров по объему перевозок внутренним водным транспорт...




Темы

Инфраструктура / Образование

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Грузовая база

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Безопасность мореплавания

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...