Порт Мезень: Северный завоз как жизненная необходимость

Морские порты
Порт Мезень: Северный завоз как жизненная необходимость

Морской порт Мезень расположен на реке Мезень, впадающей в Мезенский залив Белого моря, в 40 км от устья (65°53' с.ш., 44°08' в.д.). Площадь акватории составляет 191 кв. км. Порт имеет три причала: один – в г.Мезень и два – в п.Каменка Мезенского р-на. Порт является замерзающим, период навигации в нем осуществляется в среднем с середины мая по середину октября.

Основу перевозок в порту составляет северный завоз – поставки для нужд Мезенского и Лешуконского районов Архангельской области угля и дизельного топлива, речными судами осуществляются коммерческие каботажные перевозки. Безопасность мореплавания и порядок в порту обеспечивает Филиал ФГБУ «АМП Западной Арктики» в морском порту Мезень, расположенный в п.Каменка.

Николай Еремеев, исполняющий обязанности капитана морского порта Мезень ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Особенности судоходства

Морской порт Мезень – сезонный порт, работает обычно с середины мая, со вскрытия реки Мезень ото льда, до середины ноября: навигация закрывается с началом льдообразования, с появлением шуги. Порт принимает суда длиной до 120 метров и осадкой до 4,5 метра.

Заход в порт и выход из порта проводится только в дневное время, что объясняется сложными условиями судоходства. Во-первых, в порту действуют сильные приливо-отливные течения, во-вторых, по всей акватории в течение всей навигации наблюдается изменение судового хода.

На отливе уровень реки снижается так сильно, что по судовому ходу не может пройти катер осадкой 1 метр, а на приливе можно завести судно осадкой до 4,5 метра. Приливно-отливные явления на р.Мезень характеризуются такой особенностью, что прилив идет 3 часа, а отлив продолжается 9 часов. В устье реки подъем уровня достигает 9,5 метра.

Все суда обрабатываются в основном на рейде – порт рейдовый. Морское судно заходит в порт, встает на рейд, к нему подводят сухогрузные или нефтеналивные баржи, перегружают груз, и уже баржа идет к причалу или к берегу, где разгружается на необорудованный берег или у одного из трех обсушных причалов порта.

Лоцманская проводка судов в порту обязательна. За один прилив лоцманы могут произвести только одну работу – или заход в порт, или выход из порта. Буксирное обеспечение судов в порту не осуществляется.

Ледоколы работать в акватории порта не могут по все той же причине сильных приливно-отливных явлений: по ходу прилива в период заморозков образуются большие торосы, которые в течение 2-3 приливов могут достигать высоты до 4 метров.

Инфраструктура и перевалка

Всего в порту Мезень числится 3 причала. Первый – обсушной причал «Росморпорта» в п.Каменка. Это капитальное деревянное строение с уложенными сверху бетонными плитами. В 2016 году причал был отремонтирован и введен в эксплуатацию. В настоящее время судоходная компания ООО «Экотек-Бункер» осуществляет перегрузку грузов на этом причале и все морские перевозки через порт Мезень.

Раньше здесь же был понтонный причал «Мезенского лесоперерабатывающего завода», единственного крупного предприятия, которое отправляло древесину на экспорт и на внутренний рынок. Но в 2012 году завод обанкротился, оборудование его отправили на металлолом, а причал перестал эксплуатироваться.

Второй обсушной причал расположен в г.Мезень на правом берегу реки. К нему поставлены баржи, к которым подводят груженые нефтепродуктами баржи или суда грузоподъемностью до 1 тыс. тонн и перегружают дизельное топливо через трубопроводы в установленные на берегу емкости.

Третий причал расположен на левом берегу реки в районе п.Морозилка. Он представляет собой приставленные к берегу железные секции, к которым как к причальной стенке выставляется баржа. Дизельное топливо из баржи перекачивается в береговые емкости посредством подключения к трубопроводу.

В период навигации порт в основном обеспечивает северный завоз – поставку угля, дизельного топлива и ГСМ для внутреннего потребления. Операторы причалов – компании ОАО «Архоблэнерго» и ОАО «МРСК Северо-Запад» – перерабатывают на них топливо для своих дизельных электростанций, обслуживающих Мезенский и Лешуконский районы (последний выше по реке на 180 км) Архангельской области с населением примерно по 15 тыс. человек каждый.

Раньше через порт завозились и продукты питания. Но сейчас со строительством автодороги Архангельск – Мезень продукты и строительные материалы завозятся автотранспортом. Тем не менее, роль северного завоза определяет ключевое значение морского порта Мезень в транспортной системе региона.

Расчетная пропускная способность порта – 132 тыс. тонн в год, из них по сухим грузам – 116 тыс. тонн, по наливным грузам – 16 тыс. тонн. Емкость резервуаров для хранения нефтепродуктов 12 тыс. тонн. Крытых складов в порту нет. За навигацию 2017 года в морском порту Мезень перегружено 9,9 тыс. тонн грузов (в 2016 году – 9,8 тыс. тонн), количество судозаходов составило 44 против 54 в 2016 году.

Морской порт имеет грузовой сезонный многосторонний пункт пропуска через государственную границу РФ. Между тем, планов по усовершенствованию причалов и расширению мощностей порта на данный момент нет, потому что нет необходимости. А заниматься здесь созданием вновь каких бы то ни было экспортных производств желающих не находится.

Безопасность мореплавания

В морском порту действует разрешительный порядок движения и стоянки судов в соответствии с графиком движения и расстановки судов в морском порту. Вход судов в морской порт и выход их из порта осуществляется только во время прилива и в светлое время суток.

В навигационный период круглосуточное дежурство в порту по графику несут два штатных специалиста Филиала ФГБУ «АМП Западной Арктики» в морском порту Мезень – капитан морского порта и старший инспектор ГПК. Внутри порта есть постоянное движение судов, в том числе маломерных, и катеров разных служб – Погранслужбы, ГИМС, Рыбнадзора.

При необходимости происходит проверка приходящих с моря судов, контролируется погрузка–выгрузка судов. Суда и буксирные составы с грузами ходят в основном из Архангельска. Сначала они подают заявку, которую мы согласуем с лоцманом, а затем даем разрешение на заход, таким образом обеспечивается очередность судозаходов.

Кроме того, мы контролируем судовой ход, выезжаем на катере с представителем лоцманской службы, чтобы проверить фарватер, а при изменении его глубин своевременно перенести навигационные знаки. Как таковой СУДС у нас нет, связь осуществляется по рации на 16-м дежурном и 14-м рабочем канале СВЧ и по мобильной связи. С точки зрения обеспечения экологической безопасности в порту разработаны все планы ЛАРН, компании по этим планам работают совместно с нами.

Наблюдение за движением судов нами ведется с берега визуально. В Службе капитана порта своего катера нет – есть только автомобиль УАЗ. У Мезенского филиала «Росморпорта» тоже нет собственного катера – по договору предприятие арендует небольшое судно у компании ООО СК «Экотек-Бункер». В этом году ФГУ «Морспасслужба» планирует организовать в порту Мезень свою базу с необходимой спецтехникой и плавсредствами.

Коммерческие маломерные суда прописываются у нас, но в этом году новые еще не прописывались. В основном это индивидуальные предприниматели (ИП), которые занимаются коммерческими перевозками. Их частными маломерными судами занимается главным образом ГИМС и Рыбнадзор, используя моторные лодки. Мы работаем с ИП только в границах портах. По вопросам контроля судов мы работаем совместно с представителями ФСБ России и, в основном, на выходе в море.

Морские порты №3 (2018)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

В Канаде спущен на воду головной патрульный корабль арктической зоны Harry DeWolf

В Канаде спущен на воду головной патрульный корабль арктической зоны Harry DeWolf Перспективные суда этого типа способны выполнять задачи патрулирования, контроля судоходства, защиты...

«Адмирал Кузнецов» введен в плавучий док

«Адмирал Кузнецов» введен в плавучий док Исполнителем работ выступает филиал «35 судоремонтный завод» АО «Центр Судоремонта «Звездочка» в Рос...

Российская экономика

Международная конференция «Проблемы промыслового использования трансграничных запасов» прошла в рамках МРФ-2018

Международная конференция «Проблемы промыслового использования трансграничных запасов» прошла в рамках МРФ-2018 Эксперты обсудили вопросы международного сотрудничества в области рыболовства в условиях изменения к...

Компания Артема Аветисяна стала первым резидентом САР на острове Русский

Компания Артема Аветисяна стала первым резидентом САР на острове Русский Компания совладельца банка «Восточный» Артема Аветисяна стала первым резидентом специального админис...

Транспортная политика

ФТС России выступила с инициативами по упрощению таможенных процедур в Свободном порту Владивосток

ФТС России выступила с инициативами по упрощению таможенных процедур в Свободном порту Владивосток ФТС России внедряет на Дальнем Востоке ряд инструментов по упрощению таможенных процедур. В частност...

Новый банк развития БРИКС готов участвовать в проектах из магистрального плана РФ

Новый банк развития БРИКС готов участвовать в проектах из магистрального плана РФ Банк мог бы принять участие в реализации проектов строительства железных дорог (включая ВСМ)...

Морские порты

В Правительстве Дагестана прошло обсуждение вопросов реализации инвестпроекта по строительству современного зернового терминала

В Правительстве Дагестана прошло обсуждение вопросов реализации инвестпроекта по строительству современного зернового терминала Предполагается, что проект позволит существенно облегчить выход на внешние рынки для сельхозтоваропр...

«Восточная горнорудная компания» реализует инвестиционный проект по наращиванию добычи и экспорта угля до 20 млн. тонн.

«Восточная горнорудная компания» реализует инвестиционный проект по наращиванию добычи и экспорта угля до 20 млн. тонн. «Восточная горнорудная компания», под управлением которой работают «Солнцевский угольный разрез» и...




Морской транспорт

Паром «Балтийск» ждут в Усть-Луге

Паром «Балтийск» ждут в Усть-Луге Обсуждается вопрос строительства второго парома,  за счет средств федерального бюджета

Новый газовоз для Ямала

Новый газовоз для Ямала Для проекта «Ямал СПГ»  строится еще два аналогичных судна.

Речной транспорт

Специалисты Амурводпути обеспечили доставку последней в эту навигацию партии крупнотоннажного груза для строящегося Амурского ГПЗ

Специалисты Амурводпути обеспечили доставку последней в эту навигацию партии крупнотоннажного груза для строящегося Амурского ГПЗ Доставка такого груза – сложнейшая трудоемкая операция, связанная с множеством особенностей судоходс...

Енисейское пароходство доставит пиломатериалы в Дудинку для экспорта в Египет

Енисейское пароходство доставит пиломатериалы в Дудинку для экспорта в Египет До конца сентября судам ЕРП предстоит перевезти из Лесосибирска в Дудинку порядка 12 тысяч кубометро...

Ж/Д транспорт

Siemens поставит РЖД дополнительные поезда «Сапсан»

Siemens поставит РЖД дополнительные поезда «Сапсан» Стороны намерены также рассмотреть возможность лицензионного изготовления новых электропоездов и ваг...

Отправки угля со станций Дальневосточной железной дороги в адрес объектов ЖКХ выросли на 30%

Отправки угля со станций Дальневосточной железной дороги в адрес объектов ЖКХ выросли на 30% Для нужд объектов жилищно-коммунального хозяйства, расположенных в регионе, за 8 месяцев отправлено ...

Авто транспорт

Строительство объездной дороги вокруг Черкесска начнется в 2018 году

Строительство объездной дороги вокруг Черкесска начнется в 2018 году По проекту разработана проектно-сметная документация, которая уже прошла экспертизу. Строительство м...

Регионы вложат 3,1 трлн. руб. в нацпроект по безопасным дорогам, бюджет РФ - 1,5 трлн. руб.

Регионы вложат 3,1 трлн. руб. в нацпроект по безопасным дорогам, бюджет РФ - 1,5 трлн. руб. Проект рассчитан на реализацию в течение шести лет.

Аналитика

Транспортная политика

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей Совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного с...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...