Порт Мезень: Северный завоз как жизненная необходимость

Морские порты
Порт Мезень: Северный завоз как жизненная необходимость

Морской порт Мезень расположен на реке Мезень, впадающей в Мезенский залив Белого моря, в 40 км от устья (65°53' с.ш., 44°08' в.д.). Площадь акватории составляет 191 кв. км. Порт имеет три причала: один – в г.Мезень и два – в п.Каменка Мезенского р-на. Порт является замерзающим, период навигации в нем осуществляется в среднем с середины мая по середину октября.

Основу перевозок в порту составляет северный завоз – поставки для нужд Мезенского и Лешуконского районов Архангельской области угля и дизельного топлива, речными судами осуществляются коммерческие каботажные перевозки. Безопасность мореплавания и порядок в порту обеспечивает Филиал ФГБУ «АМП Западной Арктики» в морском порту Мезень, расположенный в п.Каменка.

Николай Еремеев, исполняющий обязанности капитана морского порта Мезень ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Особенности судоходства

Морской порт Мезень – сезонный порт, работает обычно с середины мая, со вскрытия реки Мезень ото льда, до середины ноября: навигация закрывается с началом льдообразования, с появлением шуги. Порт принимает суда длиной до 120 метров и осадкой до 4,5 метра.

Заход в порт и выход из порта проводится только в дневное время, что объясняется сложными условиями судоходства. Во-первых, в порту действуют сильные приливо-отливные течения, во-вторых, по всей акватории в течение всей навигации наблюдается изменение судового хода.

На отливе уровень реки снижается так сильно, что по судовому ходу не может пройти катер осадкой 1 метр, а на приливе можно завести судно осадкой до 4,5 метра. Приливно-отливные явления на р.Мезень характеризуются такой особенностью, что прилив идет 3 часа, а отлив продолжается 9 часов. В устье реки подъем уровня достигает 9,5 метра.

Все суда обрабатываются в основном на рейде – порт рейдовый. Морское судно заходит в порт, встает на рейд, к нему подводят сухогрузные или нефтеналивные баржи, перегружают груз, и уже баржа идет к причалу или к берегу, где разгружается на необорудованный берег или у одного из трех обсушных причалов порта.

Лоцманская проводка судов в порту обязательна. За один прилив лоцманы могут произвести только одну работу – или заход в порт, или выход из порта. Буксирное обеспечение судов в порту не осуществляется.

Ледоколы работать в акватории порта не могут по все той же причине сильных приливно-отливных явлений: по ходу прилива в период заморозков образуются большие торосы, которые в течение 2-3 приливов могут достигать высоты до 4 метров.

Инфраструктура и перевалка

Всего в порту Мезень числится 3 причала. Первый – обсушной причал «Росморпорта» в п.Каменка. Это капитальное деревянное строение с уложенными сверху бетонными плитами. В 2016 году причал был отремонтирован и введен в эксплуатацию. В настоящее время судоходная компания ООО «Экотек-Бункер» осуществляет перегрузку грузов на этом причале и все морские перевозки через порт Мезень.

Раньше здесь же был понтонный причал «Мезенского лесоперерабатывающего завода», единственного крупного предприятия, которое отправляло древесину на экспорт и на внутренний рынок. Но в 2012 году завод обанкротился, оборудование его отправили на металлолом, а причал перестал эксплуатироваться.

Второй обсушной причал расположен в г.Мезень на правом берегу реки. К нему поставлены баржи, к которым подводят груженые нефтепродуктами баржи или суда грузоподъемностью до 1 тыс. тонн и перегружают дизельное топливо через трубопроводы в установленные на берегу емкости.

Третий причал расположен на левом берегу реки в районе п.Морозилка. Он представляет собой приставленные к берегу железные секции, к которым как к причальной стенке выставляется баржа. Дизельное топливо из баржи перекачивается в береговые емкости посредством подключения к трубопроводу.

В период навигации порт в основном обеспечивает северный завоз – поставку угля, дизельного топлива и ГСМ для внутреннего потребления. Операторы причалов – компании ОАО «Архоблэнерго» и ОАО «МРСК Северо-Запад» – перерабатывают на них топливо для своих дизельных электростанций, обслуживающих Мезенский и Лешуконский районы (последний выше по реке на 180 км) Архангельской области с населением примерно по 15 тыс. человек каждый.

Раньше через порт завозились и продукты питания. Но сейчас со строительством автодороги Архангельск – Мезень продукты и строительные материалы завозятся автотранспортом. Тем не менее, роль северного завоза определяет ключевое значение морского порта Мезень в транспортной системе региона.

Расчетная пропускная способность порта – 132 тыс. тонн в год, из них по сухим грузам – 116 тыс. тонн, по наливным грузам – 16 тыс. тонн. Емкость резервуаров для хранения нефтепродуктов 12 тыс. тонн. Крытых складов в порту нет. За навигацию 2017 года в морском порту Мезень перегружено 9,9 тыс. тонн грузов (в 2016 году – 9,8 тыс. тонн), количество судозаходов составило 44 против 54 в 2016 году.

Морской порт имеет грузовой сезонный многосторонний пункт пропуска через государственную границу РФ. Между тем, планов по усовершенствованию причалов и расширению мощностей порта на данный момент нет, потому что нет необходимости. А заниматься здесь созданием вновь каких бы то ни было экспортных производств желающих не находится.

Безопасность мореплавания

В морском порту действует разрешительный порядок движения и стоянки судов в соответствии с графиком движения и расстановки судов в морском порту. Вход судов в морской порт и выход их из порта осуществляется только во время прилива и в светлое время суток.

В навигационный период круглосуточное дежурство в порту по графику несут два штатных специалиста Филиала ФГБУ «АМП Западной Арктики» в морском порту Мезень – капитан морского порта и старший инспектор ГПК. Внутри порта есть постоянное движение судов, в том числе маломерных, и катеров разных служб – Погранслужбы, ГИМС, Рыбнадзора.

При необходимости происходит проверка приходящих с моря судов, контролируется погрузка–выгрузка судов. Суда и буксирные составы с грузами ходят в основном из Архангельска. Сначала они подают заявку, которую мы согласуем с лоцманом, а затем даем разрешение на заход, таким образом обеспечивается очередность судозаходов.

Кроме того, мы контролируем судовой ход, выезжаем на катере с представителем лоцманской службы, чтобы проверить фарватер, а при изменении его глубин своевременно перенести навигационные знаки. Как таковой СУДС у нас нет, связь осуществляется по рации на 16-м дежурном и 14-м рабочем канале СВЧ и по мобильной связи. С точки зрения обеспечения экологической безопасности в порту разработаны все планы ЛАРН, компании по этим планам работают совместно с нами.

Наблюдение за движением судов нами ведется с берега визуально. В Службе капитана порта своего катера нет – есть только автомобиль УАЗ. У Мезенского филиала «Росморпорта» тоже нет собственного катера – по договору предприятие арендует небольшое судно у компании ООО СК «Экотек-Бункер». В этом году ФГУ «Морспасслужба» планирует организовать в порту Мезень свою базу с необходимой спецтехникой и плавсредствами.

Коммерческие маломерные суда прописываются у нас, но в этом году новые еще не прописывались. В основном это индивидуальные предприниматели (ИП), которые занимаются коммерческими перевозками. Их частными маломерными судами занимается главным образом ГИМС и Рыбнадзор, используя моторные лодки. Мы работаем с ИП только в границах портах. По вопросам контроля судов мы работаем совместно с представителями ФСБ России и, в основном, на выходе в море.

Морские порты №3 (2018)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Студенты ВГУВТ и курсанты НРУ встретились с работодателями на «Ярмарке вакансий»

Студенты ВГУВТ и курсанты НРУ встретились с работодателями на «Ярмарке вакансий» «Ярмарку вакансий» в Волжском госуниверситете водного транспорта посетили представители отраслевых п...

Обломки айсберга повредили российскую станцию в Антарктиде

Обломки айсберга повредили российскую станцию в Антарктиде Сотрудники антарктической станции «Прогресс» устраняют последствия выброса на берег льда и обломков ...

Российская экономика

Объем рынка алюминиевой продукции в России и СНГ составил 1,7 млн т. в 2018 году

Объем рынка алюминиевой продукции в России и СНГ составил 1,7 млн т. в 2018 году Общий объем рынка алюминиевых продуктов в России и странах СНГ в прошлом году составил 1,7 млн т. Пр...

ЦБ повысил прогноз по цене на нефть в 2019 году до $60 за баррель

ЦБ повысил прогноз по цене на нефть в 2019 году до $60 за баррель Регулятор добавил также, что к усилению волатильности на мировых товарных и финансовых рынках могут ...

Транспортная политика

Под эгидой Минтранса РФ и правительства Нижегородской области создана рабочая группа по вопросам строительства Нижегородского гидроузла

Под эгидой Минтранса РФ и правительства Нижегородской области создана рабочая группа по вопросам строительства Нижегородского гидроузла Сооружение Нижегородского низконапорного гидроузла, нацеленное на устранение лимитирующего участка н...

Правительство РФ разрешило использовать суда под иностранным флагом для проектов СПГ

Правительство РФ разрешило использовать суда под иностранным флагом для проектов СПГ Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.  

Морские порты

IV Всероссийский форум «Инфраструктура портов: новое строительство, реконструкция, модернизация». Деловая площадка для профессионалов

IV Всероссийский форум «Инфраструктура портов: новое строительство, реконструкция, модернизация». Деловая площадка для профессионалов Форум пройдет 2 апреля в Аналитическом Центре при Правительстве РФ при поддержке Федерального агентс...

В Петербурге состоялось заседание Совета директоров и Общее собрание (32-я Конференция) Ассоциации морских торговых портов

В Петербурге состоялось заседание Совета директоров и Общее собрание (32-я Конференция) Ассоциации морских торговых портов Обсудить актуальные вопросы отечественной портовой отрасли на ежегодный форум в морскую столицу Росс...




Морской транспорт

Российские парусники совершат кругосветное плавание, приуроченное к 200-летию открытия Антарктиды

Российские парусники совершат кругосветное плавание, приуроченное к 200-летию открытия Антарктиды Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о проведении кругосветной экспедиции п...

На судне Viking Sky завершились спасательные работы

На судне Viking Sky завершились спасательные работы Как сообщила компания-оператор, паром своим ходом идет в норвежский порт Мольде, остающимся на его б...

Речной транспорт

В структурных подразделениях ПАО «ЛОРП» полным ходом идёт подготовка к навигации

В структурных подразделениях ПАО «ЛОРП» полным ходом идёт подготовка к навигации На теплоходы выходят бригады саморемонта. Подходят к завершению  работы по выморозке и нач...

Задержка в строительстве морского лайнера на астраханском заводе составит примерно год

Задержка в строительстве морского лайнера на астраханском заводе составит примерно год Объединенная   судостроительная корпорация (ОСК) планирует сдать первый в РФ морск...

Ж/Д транспорт

ПГК лидирует в рейтинге железнодорожных операторов по объему перевозок

ПГК лидирует в рейтинге железнодорожных операторов по объему перевозок Первая грузовая компания (ПГК) по итогам 2018 года заняла первое место в рейтинге INFOLine R...

Первый груз доставлен в Калининград для местной компании по железной дороге из Китая

Первый груз доставлен в Калининград для местной компании по железной дороге из Китая Груз для местной   компании впервые доставлен в Калининград в составе контейнерного поезда...

Авто транспорт

Клиенты признали компанию UPS лидером в сфере грузоперевозок

Клиенты признали компанию UPS лидером в сфере грузоперевозок Компания UPS заняла первое место в рейтинге отрасли перевозок тяжелых грузов. Рейтинг опубликован в ...

Более полумиллиона машин проехали по Крымскому мосту за зиму

Более полумиллиона машин проехали по Крымскому мосту за зиму Более полумиллиона   автомобилей проехали по Крымскому мосту за три зимних   мес...

Аналитика

Транспортная политика

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Итоги и задачи

Итоги и задачи В канун нового года в Москве в зале коллегий Федерального агентства морского и речного транспорта пр...

Морские порты

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Ожидаемые успехи и неожиданные вызовы

Ожидаемые успехи и неожиданные вызовы 14 декабря в Министерстве транспорта РФ прошло итоговое в 2018 году заседание Совета директоров Ассо...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...