Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы - Морские вести России

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы

14.06.2018

Морские порты

Расположенный на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского, морской порт Холмск имеет важное социально-экономическое значение для Сахалинской области. Поэтому порту, являющемуся ключевым звеном транспортной системы региона, уделяется особое внимание. Более 60 лет Холмский порт является морскими воротами Сахалинской области. Круглогодичная навигация, наличие паромно-железнодорожного сообщения о.Сахалин с материком позволяют осуществлять транспортные связи с регионами России и портами других стран.

Валерий Лидерс, капитан морского порта Холмск ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Характеристика порта

Площадь акватории морского порта Холмск составляет 15,62 кв. км. Порт включает две гавани – Южную и Северную. Южная гавань ориентирована на обработку железнодорожных паромов линии Ванино – Холмск и судов с различными грузами – углем, лесом, контейнерами. Северная гавань специализируется на обработке судов обеспечения морских буровых платформ. В порту имеется 27 причалов. В состав морского порта входят морские терминалы Правда (6,5 миль к югу от Южной гавани) и Яблочное (5,5 миль к северу от Северной гавани).

Морской порт играет важную роль в нефтедобывающей промышленности региона. Сохранил он свою значимость и для рыбодобывающей отрасли. Оператором причалов Северной гавани является ООО СП «Сахалин-Шельф-Сервис». Северная часть Охотского моря, в которой установлено 5 стационарных морских буровых платформ, сопоставима по сложности ледовой обстановки с арктическими морями, но благодаря продуманной логистике в порту платформы функционируют бесперебойно круглый год.

Причалами Южной гавани оперируют ОАО «Сахалинское морское пароходство», ПАО «Холмский морской торговый порт», ООО «Трансбункер». Реконструкция автомобильной дороги Лидога – Ванино, связавшей переправу новой автотрассой со столицей Хабаровского края, значительно оживила автомобильный грузопоток, увеличив количество автотранспорта, следующего через паромную переправу на остров и обратно. В период с ноября 2017 по март 2018 года здесь перевезено 3959 железнодорожных вагонов, 4334 единицы автотранспорта, что составило 285 тыс. тонн общего веса груза и 7412 пассажиров.

Морской порт не используется в качестве укрытия в штормовую погоду для крупных морских судов. Несмотря на то что порт не замерзает, судоходство в нем напрямую зависит от погодных сезонных явлений. Одной из сложных особенностей акватории порта является формирование периодических резонансных горизонтальных колебаний масс воды – тягунов. При угрозе возникновения тягуна стоящие в порту суда по указанию капитана порта отходят на якорную стоянку или же, сообразуясь с гидрометеоусловиями, следуют к местам убежищ.

На страже безопасности мореплавания

Обеспечение безопасности мореплавания, охрана человеческой жизни, окружающей среды являются основными направлениями деятельности Службы капитана порта, которая осуществляется компетентными сотрудниками, регулярно повышающими свой профессиональный уровень.

Отлаженная и организованная система подготовки, включающая проведение технических занятий, видеоконференций с использованием оборудования и программного обеспечения, способствует выполнению поставленных задач на высоком уровне, позволяет оперативно обсуждать вопросы единообразного применения международных и национальных требований в торговом мореплавании, формировать единые подходы к правоприменительной практике.

Учитывая хорошо известную поговорку «Готовь сани летом…», подготовка к осенне-зимней навигации начинается заблаговременно в соответствии с утвержденным капитаном порта Планом мероприятий по обеспечению безопасности плавания и стоянки судов в акватории морского порта и на подходах к нему.

В целях своевременной и качественной подготовки к зиме руководители компаний, осуществляющих деятельность в морском порту, и судовладельцы информируются о необходимости выполнения комплекса соответствующих мероприятий и сообщения Службе капитана порта о готовности к работе в осенне-зимний период.

При проведении осмотров судов инспекторский состав проверяет выполнение организации и несения вахтенной службы, исправность технических средств, состояние аварийно-спасательного имущества, готовность членов экипажей судов к действиям по судовым тревогам. Осмотры судов проводятся во взаимодействии с Сахалинским отделением Дальневосточного филиала Российского морского регистра судоходства.

В течение навигации инспекторы ГПК в круглосуточном режиме обеспечивают безопасность мореплавания в акватории порта. В своей работе они систематически используют и учитывают прогнозируемую и фактическую погодную информацию, полученную от находящихся в их распоряжении современных метеостанций, что позволяет исключить риски и ошибки в принимаемых решениях.

Используя установленное береговое оборудование и программные комплексы автоматизированной идентификационной системы (АИС), инспекторы производят мониторинг судов во время движения, на якорных стоянках и у причалов порта в режиме реального времени. Своевременное предоставление капитанам судов навигационной информации обеспечивает безопасное осуществление мореплавания, предупреждение аварийных случаев. Стоит отметить, что созданная ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» система АИС – единственная на Дальнем Востоке.

Перспективы реконструкции и работы паромной переправы

Работа паромной переправы Ванино – Холмск осуществлялась в осенне-зимний период в штатном режиме 3 паромами типа дизель-электроход «Сахалин», которые обеспечивали бесперебойность грузовых и пассажирских перевозок. Однако в период с ноября 2017 по март 2018 года работа переправы была приостановлена на 28 дней ввиду неблагоприятных погодных условий.

В морском порту запланирована реконструкция береговых сооружений автомобильно-железнодорожного паромного сообщения Ванино – Холмск. В настоящее время производится текущий ремонт подъемно-переходного моста длиной 60 метров пускового комплекса – первая очередь, причала №4 паромной переправы. Ремонт проводится между подходами паромов и не препятствует производственному циклу. В конце 2018 года планируется завершить разработку проектной документации по реконструкции пускового комплекса второй очереди причала №1 паромной переправы.

По техническому заданию Росморречфлота Морским инженерным бюро создан проект CNF11 автомобильно-железнодорожного парома нового поколения для линии Ванино – Холмск, который будет обеспечивать перевозку ж/д составов российского стандарта, всех видов автомобилей, включая грузовые автосоставы, различной колесной техники и контейнеров на ролл-трейлерах, рефконтейнеров с кормовой и бортовой схемой грузообработки для автотранспорта.

По сравнению с существующими судами новый паром обладает повышенной вместимостью (увеличена по грузовикам в 2,6 раза, пассажирам – до 150 человек), может работать в тяжелых ледовых условиях (при толщине льда от 0,8 до 1 метра), в состоянии выполнять самостоятельные швартовки, длительное движение задним ходом, возможно проводить техническое обслуживание главных двигателей без вывода парома из эксплуатации и т.п. Сейчас два таких судна строятся на Амурском судостроительном заводе.

Перспективы развития морского порта связаны со строительством и развитием объектов портовой инфраструктуры. Для повышения его привлекательности, соответствия современным условиям, расширения номенклатуры и увеличения объемов перевозок ведутся подготовительные и ремонтные работы. Промерной партией Сахалинского филиала ФГУП «Росморпорт» выполнена съемка рельефа дна.

Завершены основные работы по формированию комплекса международной автоматизированной системы оповещения НАВТЕКС. В период с 01.07.2018 г.

по 30.12.2019 г. будет производиться реконструкция входных молов порта Холмск Южной гавани, что уменьшит влияние гидрометеорологических факторов на внутреннюю акваторию, улучшит защищенность и повысит возможность выполнения обработки судов в периоды с неблагоприятной гидрометеорологической обстановкой.

В летний период ОАО «РЖД» запланирована переукладка ж/д путей на Сахалине на российский стандарт с шириной колеи 1520 мм, что значительно сократит время доставки грузов получателям.

Морские порты №3 (2018)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика