Впереди новый политический цикл и новые успехи портовой отрасли - Морские вести России

Впереди новый политический цикл и новые успехи портовой отрасли

12.06.2018

Морские порты

29 марта 2018 года в Санкт-Петербурге прошла 31-я Конференция Ассоциации морских торговых портов (АСОП) – общее собрание членов Ассоциации, на котором были подведены итоги работы общественной организации за 2017 год и намечены планы на 2018 год. В работе конференции принял участие заместитель министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский, представители подведомственных организаций, других федеральных органов исполнительной власти и г. Санкт-Петербурга, надзорных и контролирующих органов власти, члены Ассоциации. Председателем совета директоров АСОП собранием избран Виталий Южилин, президентом АСОП на трехлетний срок вновь избран Олег Терехов.

Владимир Михайлов

Есть чем гордиться!

На годовой конференции Ассоциации морских торговых портов с отчетным докладом за отчетный период выступил исполнительный директор АСОП Серик Жусупов. Он отметил, что 2017 год был успешным для морской портовой отрасли РФ, что было отмечено на самом высоком государственном и профессиональном уровне.

Операторы морских терминалов работали устойчиво и продемонстрировали рост перевалки грузов практически по всей номенклатуре. Грузооборот морских портов увеличился на 9% и составил почти 790 млн тонн, а производственные мощности портов возросли до 1,05 млрд тонн. Объем перевалки сухих грузов составил 373 млн тонн (+11%), в том числе угля – 155 млн тонн (+13,5%), грузов в контейнерах – 48 млн тонн (+13%), зерна – почти 50 млн тонн (+35%), минеральных удобрений – 17,5 млн тонн (+10%). Объем перевалки наливных грузов составил 415 млн тонн (+7,5%).

По направленности грузопотоков экспорт составил 607 млн тонн (+7%), импорт – 36 млн тонн (+14%), транзит – 60 млн тонн (+14%) и каботаж – 86 млн тонн (+20%). По бассейнам лидерство сохраняют порты Азово-Черноморского бассейна с грузооборотом почти 270 млн тонн (+10%). Порты Арктического бассейна перегрузили 75 млн тонн (+50%), Балтийского бассейна – 250 млн тонн (+5%), Каспийского бассейна – всего 4 млн тонн (-35%), но есть тенденция к росту: по итогам 2 месяцев 2018 года рост составил 58%, порты Дальневосточного бассейна перегрузили около 200 млн тонн (+3,3%).

Существенного роста в перевалке грузов достигли следующие операторы – члены АСОП: «Морской порт Певек» (+25%), «Кандалакшский морской торговый порт» (рост почти в 2 раза), «Калининградский морской торговый порт» (+27%), «Балтийский балкерный терминал» (+21%), «Ростерминалуголь» (+39%), «Владивостокский морской торговый порт» (+33%), «Восточная стивидорная компания» (+20%), «Терминал Астафьева» (+30%), «Таганрогский морской торговый порт» (+50%), «Петербургский нефтяной терминал» (+25%), «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» (+22%) и «Первый контейнерный терминал» (+13%).

Как отметил С.Жусупов, такие значительные результаты деятельности портовиков неразрывно связаны с показателями работы смежников. Так, объем завоза грузов железнодорожным транспортом в морские порты за прошлый год вырос более чем на 5%, а среднесуточная выгрузка – более чем на 9% и достигла рекордного показателя, превысив 14200 вагонов в сутки. Объемы грузов, завозимых водным транспортом, увеличились на 10%, автомобильным – на 11%.

«Нам есть чем гордиться в совместной работе, несмотря на критику по вопросам взаимодействия и возникающие иногда упреки друг к другу. Поэтому во взаимоотношениях надо больше внимания обращать на позитив. Позвольте от имени портовиков выразить благодарность нашим смежникам – железнодорожникам, водникам, автомобилистам, нашим стратегическим партнерам – администрациям морских торговых портов и «Росморпорту» за плодотворную совместную работу», – сказал исполнительный директор АСОП.

Далее С. Жусупов рассказал об основных результатах и направлениях деятельности Ассоциации, которая осуществлялась в соответствии с программой работы АСОП на 2017-2018 годы и плана взаимодействия с Минтрансом России.

Законодательство совершенствуется

В июле 2017 года приняты изменения в Федеральный закон «О морских портах» и отдельные законодательные акты, таким образом, завершился длительный этап совместной работы с Минтрансом и Росморречфлотом по этому вопросу. Параллельно велась серьезная работа по разработке ряда подзаконных актов – приказов Минтранса о критериях неразрывной связи объектов инфраструктуры морского порта, о внесении изменений в порядок сдачи в аренду объектов федерального имущества, перечень объектов инфраструктуры морских портов, о порядке подготовки и принятии решений о создании морского порта и т.п.

Исполнительный директор АСОП особо отметил работу по подготовке типовой формы договора об организации работы по обеспечению перевалки грузов в морском порту, в котором определяется порядок взаимодействия, права, обязанности операторов морских терминалов и железнодорожного перевозчика, операторов подвижного состава. В целях выработки консолидированной позиции была создана рабочая группа совместно с железнодорожным перевозчиком. За основу был взят вариант типового договора, предложенный рабочей группой АСОП. После вступления в силу федерального закона совместная рабочая группа продолжает деятельность под непосредственным руководством Росморречфлота. Работа пока не завершена и будет одним из приоритетов деятельности Ассоциации на ближайший период.

В июле 2017 года внесены важные изменения в Водный кодекс, которые исключили необходимость оформления договора водопользования при оказании услуг по перевалке грузов, обслуживанию пассажиров и отстою судов. Сейчас в Госдуме рассматриваются изменения в Водный кодекс по исключению установленных ограничений водоохранных зон на территории морского порта.

В Госдуме на рассмотрении находится и законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс в части уточнения перечня особо опасных и технологически сложных объектов. Практически завершена работа по разработке правил охраны труда в морских и речных портах с участием ЦНИИМФ.

В центре внимания АСОП находились вопросы выполнения поручений президента по прекращению государственного регулирования цен на услуги в морских портах и исключению из реестра естественных монополий операторов морских терминалов и компаний, оказывающих услуги по буксировке судов, по установлению цен и тарифов на услуги в морских портах в иностранной валюте и разработке предложений по внедрению современных экологичных технологий перевалки угля.

Специалисты АСОП участвовали в разработке изменений в Федеральный закон «О государственной границе РФ» и нормативные акты по режиму в пунктах пропуска, реализации мер по совершенствованию государственных надзорных функций в морских пунктах пропуска, по внесению изменений в законодательство о транспортной безопасности и правоприменительной практике в этой сфере, по вопросам аттестации работников и сертификации оборудования, по применению законодательства об экологии в морских портах и технического регулирования в портовой деятельности.

В числе существенных факторов, влияющих на конкурентоспособность российских морских портов и на рейтинг Всемирного банка, – сокращение времени на проведение государственного контроля транспортных средств и внешнеторговых грузов в морских портах.

«Сегодня деятельность государственных контролирующих органов в морских портах, к сожалению, регламентируется различными федеральными законами и соответствующими нормативно-правовыми актами, которые из-за своей разобщенности не позволяют обеспечить унификацию требований государственного контроля, а также эффективного технологичного взаимодействия контролирующих органов с участниками внешнеэкономической деятельности в пунктах пропуска, – отметил С.Жусупов. – Полагаю, что вопросы регулирования осуществления госконтроля в морских пунктах пропуска на ближайший период будут для нас также приоритетными, и мы подготовим соответствующее обращение в Министерство транспорта».

В 2017 году решением совета директоров в АСОП был создан Комитет по экологии и охране окружающей среды. Этот вопрос стал особо актуальным на фоне проблем с перевалкой угля рядом операторов морских терминалов. Задачами комитета на ближайший период будут вопросы правового и нормативного регулирования в области экологического законодательства при строительстве и эксплуатации морских терминалов.

В декабре 2017 года было подписано соглашение о сотрудничестве и взаимодействии с СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта» и соглашение о взаимодействии между АСОП, Минприроды и Росприроднадзором. Подписанные соглашения направлены на совершенствование нормативно-правовой базы в вопросах взаимодействия операторов морских терминалов с операторами железнодорожного подвижного состава, а также в сфере охраны окружающей среды. В марте текущего года Ассоциация присоединилась к декларации добросовестных участников внешнеторговой деятельности, тем самым подтверждая свою приверженность неукоснительному соблюдению требований таможенного законодательства, повышению статуса России как участника внешнеторговой деятельности и рейтинга Всемирного банка.

В заключение С.Жусупов подчеркнул, что эффективность деятельности АСОП и решения поставленных задач возможны только при консолидированной работе участников АСОП и тесном взаимодействии с Минтрансом, Росморречфлотом и региональными властями. Текущий год наглядно показал эффективность наших совместных действий по многим вопросам. Исполнительный директор АСОП поблагодарил представителей федеральных и региональных органов власти и членов Ассоциации за совместную плодотворную работу.

Также с отчетами за прошедший период выступили председатели рабочих комитетов АСОП – председатель Комитета по экономике и социальным вопросам Александр Алексеенко, председатель Комитета инвестиционных программ развития портовой инфраструктуры и производственных вопросов Дмитрий Морозов, вновь избранный председатель Комитета по коммерческо-правовым вопросам Павел Поляков, председатель Комитета по технике и технологии Геннадий Иванов и председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Дмитрий Тарасов.

Благодарность от Минтранса и другие приятные моменты

После отчетов представителей рабочих органов АСОП к участникам конференции обратился заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский: «Уважаемые коллеги! Поздравляю вас с очередным успешным годом, который был успешен практически для всех стивидоров России и даже для контейнерщиков, у которых по прошлому году тоже наблюдался значительный рост от 15% до 30%. При этом расслабляться точно не нужно <…>. И не нужно скупиться на освещение своих успехов в СМИ, продвижение положительного имиджа своих предприятий и отрасли в информационном пространстве. Тем более что портовой отрасли есть чем гордиться – она занимает одну из первых позиций среди всех отраслей».

В.Олерский кратко прокомментировал План взаимодействия АСОП и Минтранса на 2017 год, дав оценку проделанной законодательной работе и состоянию основных отраслевых документов со стороны ведомства, а также положительно охарактеризовав деятельность рабочих органов и специалистов АСОП, тесно работающих с Минтрансом и Росморречфлотом практически в режиме онлайн. Он поблагодарил представителей Ассоциации за столь эффективную и профессиональную деятельность.

Подытоживая работу отрасли, В.Олерский сказал: «Нужно всегда помнить, что слаженная работа стивидоров – это окно для нашей российской промышленности, ее возможность быть конкурентоспособной на мировых рынках».

Собрание утвердило приоритетные направления деятельности АСОП на предстоящий период, а также План мероприятий по основным направлениям взаимодействия Минтранса России и Ассоциации морских торговых портов на 2018 год.

В ходе 31-й конференции в члены АСОП были приняты новые организации: АО «Зерновой терминал КСК», АО «Ванинский морской торговый порт», АО «Страховая компания «ПАРИ», ООО «Современный коммерческий порт», АО «Ванинотрансуголь», ООО «Либхерр-Русланд», ООО «РПК Норд».

По результатам конкурса АСОП «Лучшая стивидорная компания», итоги которого были подведены накануне, признан победителем и награжден дипломом ООО «Универсальный перегрузочный комплекс». Номинантами конкурса признаны АО «Ростерминалуголь», АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» и ООО «Порт Высоцкий».

Морские порты №3 (2018)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика