Впереди новый политический цикл и новые успехи портовой отрасли

Морские порты
Впереди новый политический цикл и новые успехи портовой отрасли

29 марта 2018 года в Санкт-Петербурге прошла 31-я Конференция Ассоциации морских торговых портов (АСОП) – общее собрание членов Ассоциации, на котором были подведены итоги работы общественной организации за 2017 год и намечены планы на 2018 год. В работе конференции принял участие заместитель министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский, представители подведомственных организаций, других федеральных органов исполнительной власти и г. Санкт-Петербурга, надзорных и контролирующих органов власти, члены Ассоциации. Председателем совета директоров АСОП собранием избран Виталий Южилин, президентом АСОП на трехлетний срок вновь избран Олег Терехов.

Владимир Михайлов

Есть чем гордиться!

На годовой конференции Ассоциации морских торговых портов с отчетным докладом за отчетный период выступил исполнительный директор АСОП Серик Жусупов. Он отметил, что 2017 год был успешным для морской портовой отрасли РФ, что было отмечено на самом высоком государственном и профессиональном уровне.

Операторы морских терминалов работали устойчиво и продемонстрировали рост перевалки грузов практически по всей номенклатуре. Грузооборот морских портов увеличился на 9% и составил почти 790 млн тонн, а производственные мощности портов возросли до 1,05 млрд тонн. Объем перевалки сухих грузов составил 373 млн тонн (+11%), в том числе угля – 155 млн тонн (+13,5%), грузов в контейнерах – 48 млн тонн (+13%), зерна – почти 50 млн тонн (+35%), минеральных удобрений – 17,5 млн тонн (+10%). Объем перевалки наливных грузов составил 415 млн тонн (+7,5%).

По направленности грузопотоков экспорт составил 607 млн тонн (+7%), импорт – 36 млн тонн (+14%), транзит – 60 млн тонн (+14%) и каботаж – 86 млн тонн (+20%). По бассейнам лидерство сохраняют порты Азово-Черноморского бассейна с грузооборотом почти 270 млн тонн (+10%). Порты Арктического бассейна перегрузили 75 млн тонн (+50%), Балтийского бассейна – 250 млн тонн (+5%), Каспийского бассейна – всего 4 млн тонн (-35%), но есть тенденция к росту: по итогам 2 месяцев 2018 года рост составил 58%, порты Дальневосточного бассейна перегрузили около 200 млн тонн (+3,3%).

Существенного роста в перевалке грузов достигли следующие операторы – члены АСОП: «Морской порт Певек» (+25%), «Кандалакшский морской торговый порт» (рост почти в 2 раза), «Калининградский морской торговый порт» (+27%), «Балтийский балкерный терминал» (+21%), «Ростерминалуголь» (+39%), «Владивостокский морской торговый порт» (+33%), «Восточная стивидорная компания» (+20%), «Терминал Астафьева» (+30%), «Таганрогский морской торговый порт» (+50%), «Петербургский нефтяной терминал» (+25%), «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» (+22%) и «Первый контейнерный терминал» (+13%).

Как отметил С.Жусупов, такие значительные результаты деятельности портовиков неразрывно связаны с показателями работы смежников. Так, объем завоза грузов железнодорожным транспортом в морские порты за прошлый год вырос более чем на 5%, а среднесуточная выгрузка – более чем на 9% и достигла рекордного показателя, превысив 14200 вагонов в сутки. Объемы грузов, завозимых водным транспортом, увеличились на 10%, автомобильным – на 11%.

«Нам есть чем гордиться в совместной работе, несмотря на критику по вопросам взаимодействия и возникающие иногда упреки друг к другу. Поэтому во взаимоотношениях надо больше внимания обращать на позитив. Позвольте от имени портовиков выразить благодарность нашим смежникам – железнодорожникам, водникам, автомобилистам, нашим стратегическим партнерам – администрациям морских торговых портов и «Росморпорту» за плодотворную совместную работу», – сказал исполнительный директор АСОП.

Далее С. Жусупов рассказал об основных результатах и направлениях деятельности Ассоциации, которая осуществлялась в соответствии с программой работы АСОП на 2017-2018 годы и плана взаимодействия с Минтрансом России.

Законодательство совершенствуется

В июле 2017 года приняты изменения в Федеральный закон «О морских портах» и отдельные законодательные акты, таким образом, завершился длительный этап совместной работы с Минтрансом и Росморречфлотом по этому вопросу. Параллельно велась серьезная работа по разработке ряда подзаконных актов – приказов Минтранса о критериях неразрывной связи объектов инфраструктуры морского порта, о внесении изменений в порядок сдачи в аренду объектов федерального имущества, перечень объектов инфраструктуры морских портов, о порядке подготовки и принятии решений о создании морского порта и т.п.

Исполнительный директор АСОП особо отметил работу по подготовке типовой формы договора об организации работы по обеспечению перевалки грузов в морском порту, в котором определяется порядок взаимодействия, права, обязанности операторов морских терминалов и железнодорожного перевозчика, операторов подвижного состава. В целях выработки консолидированной позиции была создана рабочая группа совместно с железнодорожным перевозчиком. За основу был взят вариант типового договора, предложенный рабочей группой АСОП. После вступления в силу федерального закона совместная рабочая группа продолжает деятельность под непосредственным руководством Росморречфлота. Работа пока не завершена и будет одним из приоритетов деятельности Ассоциации на ближайший период.

В июле 2017 года внесены важные изменения в Водный кодекс, которые исключили необходимость оформления договора водопользования при оказании услуг по перевалке грузов, обслуживанию пассажиров и отстою судов. Сейчас в Госдуме рассматриваются изменения в Водный кодекс по исключению установленных ограничений водоохранных зон на территории морского порта.

В Госдуме на рассмотрении находится и законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс в части уточнения перечня особо опасных и технологически сложных объектов. Практически завершена работа по разработке правил охраны труда в морских и речных портах с участием ЦНИИМФ.

В центре внимания АСОП находились вопросы выполнения поручений президента по прекращению государственного регулирования цен на услуги в морских портах и исключению из реестра естественных монополий операторов морских терминалов и компаний, оказывающих услуги по буксировке судов, по установлению цен и тарифов на услуги в морских портах в иностранной валюте и разработке предложений по внедрению современных экологичных технологий перевалки угля.

Специалисты АСОП участвовали в разработке изменений в Федеральный закон «О государственной границе РФ» и нормативные акты по режиму в пунктах пропуска, реализации мер по совершенствованию государственных надзорных функций в морских пунктах пропуска, по внесению изменений в законодательство о транспортной безопасности и правоприменительной практике в этой сфере, по вопросам аттестации работников и сертификации оборудования, по применению законодательства об экологии в морских портах и технического регулирования в портовой деятельности.

В числе существенных факторов, влияющих на конкурентоспособность российских морских портов и на рейтинг Всемирного банка, – сокращение времени на проведение государственного контроля транспортных средств и внешнеторговых грузов в морских портах.

«Сегодня деятельность государственных контролирующих органов в морских портах, к сожалению, регламентируется различными федеральными законами и соответствующими нормативно-правовыми актами, которые из-за своей разобщенности не позволяют обеспечить унификацию требований государственного контроля, а также эффективного технологичного взаимодействия контролирующих органов с участниками внешнеэкономической деятельности в пунктах пропуска, – отметил С.Жусупов. – Полагаю, что вопросы регулирования осуществления госконтроля в морских пунктах пропуска на ближайший период будут для нас также приоритетными, и мы подготовим соответствующее обращение в Министерство транспорта».

В 2017 году решением совета директоров в АСОП был создан Комитет по экологии и охране окружающей среды. Этот вопрос стал особо актуальным на фоне проблем с перевалкой угля рядом операторов морских терминалов. Задачами комитета на ближайший период будут вопросы правового и нормативного регулирования в области экологического законодательства при строительстве и эксплуатации морских терминалов.

В декабре 2017 года было подписано соглашение о сотрудничестве и взаимодействии с СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта» и соглашение о взаимодействии между АСОП, Минприроды и Росприроднадзором. Подписанные соглашения направлены на совершенствование нормативно-правовой базы в вопросах взаимодействия операторов морских терминалов с операторами железнодорожного подвижного состава, а также в сфере охраны окружающей среды. В марте текущего года Ассоциация присоединилась к декларации добросовестных участников внешнеторговой деятельности, тем самым подтверждая свою приверженность неукоснительному соблюдению требований таможенного законодательства, повышению статуса России как участника внешнеторговой деятельности и рейтинга Всемирного банка.

В заключение С.Жусупов подчеркнул, что эффективность деятельности АСОП и решения поставленных задач возможны только при консолидированной работе участников АСОП и тесном взаимодействии с Минтрансом, Росморречфлотом и региональными властями. Текущий год наглядно показал эффективность наших совместных действий по многим вопросам. Исполнительный директор АСОП поблагодарил представителей федеральных и региональных органов власти и членов Ассоциации за совместную плодотворную работу.

Также с отчетами за прошедший период выступили председатели рабочих комитетов АСОП – председатель Комитета по экономике и социальным вопросам Александр Алексеенко, председатель Комитета инвестиционных программ развития портовой инфраструктуры и производственных вопросов Дмитрий Морозов, вновь избранный председатель Комитета по коммерческо-правовым вопросам Павел Поляков, председатель Комитета по технике и технологии Геннадий Иванов и председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Дмитрий Тарасов.

Благодарность от Минтранса и другие приятные моменты

После отчетов представителей рабочих органов АСОП к участникам конференции обратился заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский: «Уважаемые коллеги! Поздравляю вас с очередным успешным годом, который был успешен практически для всех стивидоров России и даже для контейнерщиков, у которых по прошлому году тоже наблюдался значительный рост от 15% до 30%. При этом расслабляться точно не нужно <…>. И не нужно скупиться на освещение своих успехов в СМИ, продвижение положительного имиджа своих предприятий и отрасли в информационном пространстве. Тем более что портовой отрасли есть чем гордиться – она занимает одну из первых позиций среди всех отраслей».

В.Олерский кратко прокомментировал План взаимодействия АСОП и Минтранса на 2017 год, дав оценку проделанной законодательной работе и состоянию основных отраслевых документов со стороны ведомства, а также положительно охарактеризовав деятельность рабочих органов и специалистов АСОП, тесно работающих с Минтрансом и Росморречфлотом практически в режиме онлайн. Он поблагодарил представителей Ассоциации за столь эффективную и профессиональную деятельность.

Подытоживая работу отрасли, В.Олерский сказал: «Нужно всегда помнить, что слаженная работа стивидоров – это окно для нашей российской промышленности, ее возможность быть конкурентоспособной на мировых рынках».

Собрание утвердило приоритетные направления деятельности АСОП на предстоящий период, а также План мероприятий по основным направлениям взаимодействия Минтранса России и Ассоциации морских торговых портов на 2018 год.

В ходе 31-й конференции в члены АСОП были приняты новые организации: АО «Зерновой терминал КСК», АО «Ванинский морской торговый порт», АО «Страховая компания «ПАРИ», ООО «Современный коммерческий порт», АО «Ванинотрансуголь», ООО «Либхерр-Русланд», ООО «РПК Норд».

По результатам конкурса АСОП «Лучшая стивидорная компания», итоги которого были подведены накануне, признан победителем и награжден дипломом ООО «Универсальный перегрузочный комплекс». Номинантами конкурса признаны АО «Ростерминалуголь», АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» и ООО «Порт Высоцкий».

Морские порты №3 (2018)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Эксперты не нашли противопоказаний для выпуска животных из «китовой тюрьмы»

Эксперты не нашли противопоказаний для выпуска животных из «китовой тюрьмы» Всех морских животных, находящихся в бухте Средняя Приморского края можно выпустить на волю, заявил ...

26-й Международный угольный форум в Новокузнецке

26-й Международный угольный форум в Новокузнецке 4–7 июня 2019 года в выставочном комплексе «Кузбасская ярмарка» состоятся XXVI Международная специал...

Российская экономика

«Дочка» китайской CNPC купит у НОВАТЭК 10% в «Арктик СПГ 2»

«Дочка» китайской CNPC купит у НОВАТЭК 10% в «Арктик СПГ 2» НОВАТЭК подписал обязывающее соглашение об условиях вхождения в проект «Арктик СПГ 2» со 100%-но...

РЖД передали в правительство предварительную оценку стоимости ВСМ Москва - Петербург

РЖД передали в правительство предварительную оценку стоимости ВСМ Москва - Петербург РЖД передали в правительство материалы по предварительной оценке стоимости  высокоскоростн...

Транспортная политика

Проект мультимодального логистического центра в СЗФО разработают до июля 2019 года

Проект мультимодального логистического центра в СЗФО разработают до июля 2019 года Место расположения и характеристики МТЛЦ, строительство которого запланировано в Северо-Западном фед...

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду По итогам совещания по предложению главы Минтранса России было принято решение создать совместную с ...

Морские порты

Промышленный порт Череповецкого меткомбината начал отправку судов

Промышленный порт Череповецкого меткомбината начал отправку судов В промышленном порту Череповецкого металлургического комбината (ЧерМК, входит в дивизион «Северс...

Семеро молодых исследователей МГУ им. адмирала Невельского получили гранты Фонда содействия инновациям

Семеро молодых исследователей МГУ им. адмирала Невельского получили гранты Фонда содействия инновациям Семеро молодых исследователей МГУ им адмирала Г.И.Невельского стали победителями федерального конкур...




Морской транспорт

Штаты срочно обзаводятся ледоколами

Штаты срочно обзаводятся ледоколами Компания Singapore Technologies Engineering получила от Министерства военно-морских сил США заказ на...

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку Круизный сезон на Камчатке откроется в начале мая, сообщает в среду пресс-служба правительства Камча...

Речной транспорт

Строительство двух теплоходов для Красноярского края начнется к 2020 году

Строительство двух теплоходов для Красноярского края   начнется к 2020 году Строительство двух теплоходов, которые будут курсировать по Енисею (Красноярский край), начн...

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей К новому сезону речных перевозок готовы и отлажены гидротехнические сооружения ФГБУ «Канал имени Мос...

Ж/Д транспорт

«РЖД Логистика» перевезла по железной дороге негабаритные автоклавы для строительного завода в Ульяновске

«РЖД Логистика» перевезла по железной дороге негабаритные автоклавы для строительного завода в Ульяновске АО «РЖД Логистика» в период с ноября 2018 года по март 2019 года организовало серию внутрироссийских...

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году ОАО «Российские железные дороги» планирует разработать концепцию Санкт- Петербургского транспортного...

Авто транспорт

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на повышение безопасности на дорогах

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на  повышение безопасности на дорогах Госкомпания «Автодор» в 2019 году направит на повышение безопасности на своих дорогах   64...

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах с   нынешни...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский бизнес

Лоцманский бизнес На хозяев частных лоцманских компаний «в эпоху перемен» случайно скатился добротный, гарантированный...

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...