Высокие производственные показатели на фоне сложного рынка - Морские вести России

Высокие производственные показатели на фоне сложного рынка

07.06.2018

Морской транспорт

Правление ПАО «Совкомфлот» рассмотрело операционные и производственные результаты деятельности за 2017 год в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Пресс-служба ПАО «Совкомфлот»

Рыночные тенденции и результаты работы группы СКФ

Работа флота группы «Совкомфлот» проходила на фоне беспрецедентно низкой конъюнктуры танкерного рынка: фрахтовые ставки снизились почти на 50% до уровня 1992, 2011 гг. – худших за последние четверть века, что стало следствием переизбытка спекулятивных заказов после временного всплеска на рынке в 2015 году, а также сказавшегося на отрасли эффекта от сокращения добычи нефти по решению ОПЕК и других нефтедобывающих стран и эффекта бэквордации в мировой торговле нефтью. Несмотря на это, доходы группы СКФ в тайм-чартерном эквиваленте снизились лишь на 7,4%, что подтверждает устойчивость индустриальной бизнес-модели компании.

В 2017 году группа СКФ продолжила последовательную реализацию индустриальной стратегии развития, направленной на расширение шельфового и газового сегментов судоходного бизнеса. Выручка от работы судов соответствующих дивизионов возросла на 48,7% (шельф) и 17,4% (газ), составив наиболее активный костяк флота, генерирующий компании устойчивую прибыль. В итоге доля доходов от индустриального сегмента составила 51% в общей доходной базе, благодаря чему компания получила по итогам года операционную прибыль.

В соответствии со стандартами отчетности по МСФО, компания cформировала немонетарные расходы/резервы на обесценение флота, а также внереализационные расходы по судебным процессам в судах Англии в отношении некоторых сделок, совершенных в период с 2000 по 2004 год, на общую сумму $108 млн. Показатель чистой прибыли до налогообложения, скорректированный на начисленные резервы по обесценению флота и внереализационные расходы, составил $10,1 млн.

Чистая прибыль ПАО «Совкомфлот» по РСБУ составила в 2017 г. 3391 млн рублей. Холдинговая компания располагает достаточными резервами для исполнения положений действующей дивидендной политики.

Таблица. Ключевые показатели 2017 года ($млн)

12 месяцев 2017

12 месяцев 2016

% ∆

Валовая выручка

1435,4

1388,1

+3,4

Тайм-чартерный эквивалент*

1058,0

1142,2

(7,4)

Показатель EBITDA**

544,9

695,0

(21,4)

Чистая прибыль

(113,0)

206,8

-

Скорректированная чистая прибыль***

10,1

263,0

(96,2)

* Тайм-чартерный эквивалент показывает доходы от фрахта и аренды за вычетом рейсовых расходов и используется в судоходной отрасли для отражения финансовых результатов и сравнения выручки от рейсового чартера с выручкой от тайм-чартера.

** EBITDA – прибыль до уплаты процентов, налогов, износа и амортизации.

*** Скорректированная чистая прибыль – операционная прибыль до начисления налогов без учета обесценения и резервов.

Основные итоги и ключевые события отчетного периода

В течение года флот компании пополнили три высокотехнологичных ледокольных судна снабжения и обеспечения добывающих платформ – «Геннадий Невельской», «Степан Макаров» и «Федор Ушаков». Суда приступили к работе в рамках долгосрочных тайм-чартерных соглашений с компанией «Сахалинская энергия» (проект «Сахалин-2»).

Первый в мире ледокольный танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» (ледовый класс Arc7, грузовместимость – 172 600 куб. м) был принят в эксплуатацию и приступил к работе в рамках тайм-чартерного соглашения с компанией «Ямал СПГ». В августе 2017 г. «Кристоф де Маржери» успешно завершил первый коммерческий рейс по Северному морскому пути из Норвегии в Республику Корею в рекордно короткий срок (6,5 суток), став первым в мире торговым судном, которое смогло безопасно совершить переход по СМП без ледокольной проводки; в декабре танкер-газовоз совершил погрузку первой партии СПГ на терминале в Сабетте, дав старт регулярной работе проекта «Ямал СПГ» по отгрузкам природного газа.

В апреле 2017 года группа компаний «Совкомфлот» и компания Shell Western LNG B.V. (Shell) подписали соглашение о поставках сжиженного природного газа (СПГ) в качестве топлива для серии первых в мире танкеров типоразмера «афрамакс», которые будут работать на газомоторном топливе. В судостроительной программе «Совкомфлота» 6 судов подобного типа (дедвейт каждого – 114 тыс. тонн, ледовый класс Ice 1A). Поставка судов планируется в 3-м кв. 2018 г. – 1-м кв. 2019 г.

Группа «Совкомфлот» осуществила ряд сделок по финансированию своего бизнеса на общую сумму $367 млн, включая размещение еврооблигаций на сумму $150 млн и новое долгосрочное соглашение со Сбербанком на сумму $174 млн, а также сделки по рефинансированию с банками Unicredit и Nordea на общую сумму $43 млн.

16 апреля 2017 года компания «Совкомфлот» и Морской государственный университет им. Г.И. Невельского (Владивосток) подписали соглашение об организации совместного проекта «Плавучая лаборатория». Он будет реализован на базе ледокольного судна снабжения морских платформ «Геннадий Невельской». Соглашение заключено в рамках долгосрочной программы сотрудничества группы СКФ и вуза.

В отчетном периоде деятельность группы «Совкомфлот» была отмечена рядом престижных отраслевых наград: ежегодной отраслевой премии Seatrade Awards в номинации «Сделка года» за выпуск еврооблигаций в 2016 году на сумму $750 млн, премии «Танкерный оператор года» авторитетного международного судоходного издания Lloyd’s List; премии американского агентства Platts Global Energy Awards в номинации «Инженерный проект года».

Генеральный директор ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк отметил:

«Несмотря на исключительно высокую волатильность на конвенциональных танкерных рынках в 2017 году – худшем за последние четверть века с учетом падения ставок почти на 50% по сравнению с предыдущим годом, группа СКФ продолжила последовательно реализовывать индустриальную стратегию развития. Растущий сегмент индустриальных проектов обеспечил компании рост операционной прибыли: доходы шельфового и газового дивизионов увеличились на 48,7% и 17,4% соответственно и генерировали компании устойчивую прибыль. Доля доходов от индустриального сегмента составила 51% в общей доходной базе, благодаря чему компания получила по итогам года операционную прибыль, продемонстрировав способность группы СКФ эффективно работать даже в самой низкой фазе судоходного цикла.

Выражаю искреннюю благодарность всем коллегам в море и на берегу за профессионализм и преданность делу, а также клиентам и партнерам СКФ по всему миру за их неоценимую поддержку. Особенно важно отметить, что в этот чрезвычайно сложный год компания продолжила реализацию программы внедрения инноваций на флоте. Группа СКФ ввела в эксплуатацию ряд высокотехнологичных судов, которые были разработаны специально для решения операционных задач наших клиентов в сложных климатических условиях. Мы также предприняли первые значительные шаги к снижению выбросов и разместили первые заказы на поставку танкеров нового поколения, которые будут работать на СПГ, что поможет сделать танкерную отрасль еще более экологически безопасной».

Первый заместитель генерального директора ПАО «Совкомфлот» Евгений Амбросов отметил:

«В прошлом году в тесном взаимодействии с нашими стратегическими фрахтователями компания ввела в эксплуатацию несколько уникальных судов, которые стали важными элементами уникальных логистических схем по транспортировке углеводородов. Одним из них является ледокольный танкер-газовоз «Кристоф де Маржери», специально спроектированный для обеспечения экспорта СПГ из удаленных арктических месторождений полуострова Ямал в Российской Арктике. Новейшие логистические и технические решения отрабатывались на судах группы СКФ на протяжении последних десяти лет в ходе различных экспериментальных рейсов и участия в индустриальных проектах. Флот СКФ также пополнили три новых высокотехнологичных судна снабжения, которые будут эксплуатироваться в рамках проекта «Сахалин-2» в интересах наших долгосрочных партнеров, компании «Сахалинская энергия». Один арктический челночный танкер высокого ледового класса в 2017 году был передан в эксплуатацию фрахтователю для работы в рамках проекта «Новый Порт».

Первый заместитель генерального директора, главный инженер ПАО «Совкомфлот» Игорь Тонковидов сказал:

«В 2017 году «Совкомфлот» укрепил репутацию лидера по инновациям в судоходстве, сделав значительный шаг в области безопасности окружающей среды. Совместно с судостроительными партнерами в России и за рубежом «Совкомфлот» стал инициатором строительства так называемых «зеленых» афрамаксов» – танкеров, использующих в качестве топлива сжиженный природный газ, что значительно снижает негативное воздействие на морскую экосистему. В 2017 году компания заказала шесть таких танкеров, их поставка запланирована в 3-м кв. 2018 г. – 1-м кв. 2019 г. Данные суда будут не просто соответствовать всем международным и национальным нормам по выбросам, но и во многом опередят их. Фактически компания задала новый стандарт судоходства в экологически уязвимых районах Мирового океана».

Первый заместитель генерального директора, финансовый директор ПАО «Совкомфлот» Николай Колесников прокомментировал:

«В 2017 году компания заключила ряд сделок по финансированию на общую сумму $367 млн, включая дополнительный выпуск еврооблигаций на сумму $150 млн, размещенных с существенной переподпиской и по одной из самых низких ставок в отрасли. Способность компании получать финансирование на российском и международных рынках в любых рыночных условиях отражает устойчивость бизнес-модели СКФ, которая обеспечивает компании стабильный и предсказуемый доход и денежный поток.

По состоянию на конец 2017 года объем законтрактованной выручки будущих периодов составил $8,1 млрд, большая часть которого приходится на долгосрочные индустриальные проекты. В отчетном периоде международные рейтинговые агентства подтвердили кредитные рейтинги группы на их текущем уровне».

Кредитные рейтинги группы компаний на конец отчетного периода

В феврале 2017 г. агентство Moody’s повысило прогноз по рейтингу «Ba1» с «негативного» до «стабильного».

В июне 2017 г. FitchRatings улучшил прогноз по «BB» рейтингу компании cо «стабильного» на «положительный».

Агентство S&P в августе 2017 года подтвердило группе СКФ корпоративный рейтинг на уровне «BB+» c прогнозом «стабильный».

Морские вести России №5 (2018)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика