Высокие производственные показатели на фоне сложного рынка
07.06.2018
Морской транспорт
Правление ПАО «Совкомфлот» рассмотрело операционные и производственные результаты деятельности за 2017 год в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).
Пресс-служба ПАО «Совкомфлот»
Рыночные тенденции и результаты работы группы СКФ
Работа флота группы «Совкомфлот» проходила на фоне беспрецедентно низкой конъюнктуры танкерного рынка: фрахтовые ставки снизились почти на 50% до уровня 1992, 2011 гг. – худших за последние четверть века, что стало следствием переизбытка спекулятивных заказов после временного всплеска на рынке в 2015 году, а также сказавшегося на отрасли эффекта от сокращения добычи нефти по решению ОПЕК и других нефтедобывающих стран и эффекта бэквордации в мировой торговле нефтью. Несмотря на это, доходы группы СКФ в тайм-чартерном эквиваленте снизились лишь на 7,4%, что подтверждает устойчивость индустриальной бизнес-модели компании.
В 2017 году группа СКФ продолжила последовательную реализацию индустриальной стратегии развития, направленной на расширение шельфового и газового сегментов судоходного бизнеса. Выручка от работы судов соответствующих дивизионов возросла на 48,7% (шельф) и 17,4% (газ), составив наиболее активный костяк флота, генерирующий компании устойчивую прибыль. В итоге доля доходов от индустриального сегмента составила 51% в общей доходной базе, благодаря чему компания получила по итогам года операционную прибыль.
В соответствии со стандартами отчетности по МСФО, компания cформировала немонетарные расходы/резервы на обесценение флота, а также внереализационные расходы по судебным процессам в судах Англии в отношении некоторых сделок, совершенных в период с 2000 по 2004 год, на общую сумму $108 млн. Показатель чистой прибыли до налогообложения, скорректированный на начисленные резервы по обесценению флота и внереализационные расходы, составил $10,1 млн.
Чистая прибыль ПАО «Совкомфлот» по РСБУ составила в 2017 г. 3391 млн рублей. Холдинговая компания располагает достаточными резервами для исполнения положений действующей дивидендной политики.
Таблица. Ключевые показатели 2017 года ($млн)
|
12 месяцев 2017 |
12 месяцев 2016 |
% ∆ |
---|---|---|---|
Валовая выручка |
1435,4 |
1388,1 |
+3,4 |
Тайм-чартерный эквивалент* |
1058,0 |
1142,2 |
(7,4) |
Показатель EBITDA** |
544,9 |
695,0 |
(21,4) |
Чистая прибыль |
(113,0) |
206,8 |
- |
Скорректированная чистая прибыль*** |
10,1 |
263,0 |
(96,2) |
* Тайм-чартерный эквивалент показывает доходы от фрахта и аренды за вычетом рейсовых расходов и используется в судоходной отрасли для отражения финансовых результатов и сравнения выручки от рейсового чартера с выручкой от тайм-чартера. ** EBITDA – прибыль до уплаты процентов, налогов, износа и амортизации. *** Скорректированная чистая прибыль – операционная прибыль до начисления налогов без учета обесценения и резервов. |
Основные итоги и ключевые события отчетного периода
• В течение года флот компании пополнили три высокотехнологичных ледокольных судна снабжения и обеспечения добывающих платформ – «Геннадий Невельской», «Степан Макаров» и «Федор Ушаков». Суда приступили к работе в рамках долгосрочных тайм-чартерных соглашений с компанией «Сахалинская энергия» (проект «Сахалин-2»).
• Первый в мире ледокольный танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» (ледовый класс Arc7, грузовместимость – 172 600 куб. м) был принят в эксплуатацию и приступил к работе в рамках тайм-чартерного соглашения с компанией «Ямал СПГ». В августе 2017 г. «Кристоф де Маржери» успешно завершил первый коммерческий рейс по Северному морскому пути из Норвегии в Республику Корею в рекордно короткий срок (6,5 суток), став первым в мире торговым судном, которое смогло безопасно совершить переход по СМП без ледокольной проводки; в декабре танкер-газовоз совершил погрузку первой партии СПГ на терминале в Сабетте, дав старт регулярной работе проекта «Ямал СПГ» по отгрузкам природного газа.
• В апреле 2017 года группа компаний «Совкомфлот» и компания Shell Western LNG B.V. (Shell) подписали соглашение о поставках сжиженного природного газа (СПГ) в качестве топлива для серии первых в мире танкеров типоразмера «афрамакс», которые будут работать на газомоторном топливе. В судостроительной программе «Совкомфлота» 6 судов подобного типа (дедвейт каждого – 114 тыс. тонн, ледовый класс Ice 1A). Поставка судов планируется в 3-м кв. 2018 г. – 1-м кв. 2019 г.
• Группа «Совкомфлот» осуществила ряд сделок по финансированию своего бизнеса на общую сумму $367 млн, включая размещение еврооблигаций на сумму $150 млн и новое долгосрочное соглашение со Сбербанком на сумму $174 млн, а также сделки по рефинансированию с банками Unicredit и Nordea на общую сумму $43 млн.
• 16 апреля 2017 года компания «Совкомфлот» и Морской государственный университет им. Г.И. Невельского (Владивосток) подписали соглашение об организации совместного проекта «Плавучая лаборатория». Он будет реализован на базе ледокольного судна снабжения морских платформ «Геннадий Невельской». Соглашение заключено в рамках долгосрочной программы сотрудничества группы СКФ и вуза.
• В отчетном периоде деятельность группы «Совкомфлот» была отмечена рядом престижных отраслевых наград: ежегодной отраслевой премии Seatrade Awards в номинации «Сделка года» за выпуск еврооблигаций в 2016 году на сумму $750 млн, премии «Танкерный оператор года» авторитетного международного судоходного издания Lloyd’s List; премии американского агентства Platts Global Energy Awards в номинации «Инженерный проект года».
Генеральный директор ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк отметил: «Несмотря на исключительно высокую волатильность на конвенциональных танкерных рынках в 2017 году – худшем за последние четверть века с учетом падения ставок почти на 50% по сравнению с предыдущим годом, группа СКФ продолжила последовательно реализовывать индустриальную стратегию развития. Растущий сегмент индустриальных проектов обеспечил компании рост операционной прибыли: доходы шельфового и газового дивизионов увеличились на 48,7% и 17,4% соответственно и генерировали компании устойчивую прибыль. Доля доходов от индустриального сегмента составила 51% в общей доходной базе, благодаря чему компания получила по итогам года операционную прибыль, продемонстрировав способность группы СКФ эффективно работать даже в самой низкой фазе судоходного цикла. Выражаю искреннюю благодарность всем коллегам в море и на берегу за профессионализм и преданность делу, а также клиентам и партнерам СКФ по всему миру за их неоценимую поддержку. Особенно важно отметить, что в этот чрезвычайно сложный год компания продолжила реализацию программы внедрения инноваций на флоте. Группа СКФ ввела в эксплуатацию ряд высокотехнологичных судов, которые были разработаны специально для решения операционных задач наших клиентов в сложных климатических условиях. Мы также предприняли первые значительные шаги к снижению выбросов и разместили первые заказы на поставку танкеров нового поколения, которые будут работать на СПГ, что поможет сделать танкерную отрасль еще более экологически безопасной». |
Первый заместитель генерального директора ПАО «Совкомфлот» Евгений Амбросов отметил: «В прошлом году в тесном взаимодействии с нашими стратегическими фрахтователями компания ввела в эксплуатацию несколько уникальных судов, которые стали важными элементами уникальных логистических схем по транспортировке углеводородов. Одним из них является ледокольный танкер-газовоз «Кристоф де Маржери», специально спроектированный для обеспечения экспорта СПГ из удаленных арктических месторождений полуострова Ямал в Российской Арктике. Новейшие логистические и технические решения отрабатывались на судах группы СКФ на протяжении последних десяти лет в ходе различных экспериментальных рейсов и участия в индустриальных проектах. Флот СКФ также пополнили три новых высокотехнологичных судна снабжения, которые будут эксплуатироваться в рамках проекта «Сахалин-2» в интересах наших долгосрочных партнеров, компании «Сахалинская энергия». Один арктический челночный танкер высокого ледового класса в 2017 году был передан в эксплуатацию фрахтователю для работы в рамках проекта «Новый Порт». |
Первый заместитель генерального директора, главный инженер ПАО «Совкомфлот» Игорь Тонковидов сказал: «В 2017 году «Совкомфлот» укрепил репутацию лидера по инновациям в судоходстве, сделав значительный шаг в области безопасности окружающей среды. Совместно с судостроительными партнерами в России и за рубежом «Совкомфлот» стал инициатором строительства так называемых «зеленых» афрамаксов» – танкеров, использующих в качестве топлива сжиженный природный газ, что значительно снижает негативное воздействие на морскую экосистему. В 2017 году компания заказала шесть таких танкеров, их поставка запланирована в 3-м кв. 2018 г. – 1-м кв. 2019 г. Данные суда будут не просто соответствовать всем международным и национальным нормам по выбросам, но и во многом опередят их. Фактически компания задала новый стандарт судоходства в экологически уязвимых районах Мирового океана». Первый заместитель генерального директора, финансовый директор ПАО «Совкомфлот» Николай Колесников прокомментировал: «В 2017 году компания заключила ряд сделок по финансированию на общую сумму $367 млн, включая дополнительный выпуск еврооблигаций на сумму $150 млн, размещенных с существенной переподпиской и по одной из самых низких ставок в отрасли. Способность компании получать финансирование на российском и международных рынках в любых рыночных условиях отражает устойчивость бизнес-модели СКФ, которая обеспечивает компании стабильный и предсказуемый доход и денежный поток. По состоянию на конец 2017 года объем законтрактованной выручки будущих периодов составил $8,1 млрд, большая часть которого приходится на долгосрочные индустриальные проекты. В отчетном периоде международные рейтинговые агентства подтвердили кредитные рейтинги группы на их текущем уровне». |
Кредитные рейтинги группы компаний на конец отчетного периода
• В феврале 2017 г. агентство Moody’s повысило прогноз по рейтингу «Ba1» с «негативного» до «стабильного».
• В июне 2017 г. FitchRatings улучшил прогноз по «BB» рейтингу компании cо «стабильного» на «положительный».
• Агентство S&P в августе 2017 года подтвердило группе СКФ корпоративный рейтинг на уровне «BB+» c прогнозом «стабильный».
Морские вести России №5 (2018)