Transas A-Suite внедряет технологии искусственного интеллекта в морское судоходство

Морской транспорт
Transas A-Suite внедряет технологии искусственного интеллекта в морское судоходство

Сегодня такие новые технологии, как искусственный интеллект, виртуальная реальность, цифровизация, оказывают все большее влияние на развитие морской отрасли. Однако многие бизнес-процессы в морском судоходстве все также фрагментированы и, как и прежде, не освобождают экипаж судна от излишней административной нагрузки. Между тем путь к исправлению ситуации существует – необходимо лишь принять технологические и структурные изменения. Об этом шла речь на трехдневной международной конференции Transas Global Conference 2018, которая состоялась в марте этого года в Ванкувере.

Владлен Сидоров, спецкор

Принятие реальных условий

Почти два десятилетия мы живем в XXI веке. Интернет и мобильная связь изменили наш образ жизни радикально. Тем не менее экипажам судов все еще приходится составлять суточные донесения, обновлять бумажные карты и вести переговоры с береговыми службами по каналу радиосвязи. Традиции – это не всегда плохо, но сопротивление инновациям в этом смысле представляется умышленным препятствием.

Сама по себе разработка и внедрение новых технологий не решают проблему. Единственный путь осуществления реальных перемен – изменение нашего отношения и культуры ведения ежедневной операционной деятельности на фундаментальном уровне. Без этого инвестиции в технологии будут напрасны: мы просто замаскируем существующие недостатки. Между тем морской отрасли необходим стимул для формирования новых ценностей.

На сессии международной конференции Transas Global Conference 2018 «Изменение: бизнес-модель или технологии» эксперты в управлении флотом, логистическим обеспечением и ведущие экономисты в морской индустрии обсудили, каким образом в наши дни технологии и грузоотправители могут повлиять на изменения в привычной работе морского судоходства и преобразования текущих бизнес-моделей.

Экосистема автоматизированных операций

Сегодня для эффективного развития и более широкого внедрения цифровых технологий морскому судоходству необходимо адаптироваться к новым реалиям. Для того же, чтобы достичь главной цели – сделать суда более безопасными, экологически чистыми и эффективными, морская отрасль должна перейти к внедрению новых бизнес-моделей, общей экосистемы для обеспечения взаимодействия и поддержки принятия решений, единой платформы для более масштабного управления движением флота.

Представляется рациональным, что упорядочение потока информации между различными элементами морской экосистемы приведет к повышению эффективности. На сегодняшний день каждый из этих элементов (экипаж на борту судна, служба управления флотом, портовые операторы, персонал службы движения судов, учебные центры) получает достаточно большой объем информации для выполнения своих ежедневных операций. Но ни у кого из них нет доступа к полной картине происходящего.

Из-за обременительности и громоздкости традиционных методов обмена информацией отправляемые сведения часто определяются в соответствии со срочностью. Такие сведения фрагментарны, неполны или уже устарели. В результате получается грубая картина с низким разрешением. При необходимости вы, вероятно, сможете соединить все «части пазла» и получить общее представление о происходящем. Однако будет крайне затруднительно определить, что было сделано или не сделано на каждом из этапов операционного процесса, выделить отдельные детали, влияющие на своевременное принятие решения, или обнаружить какое-либо отклонение в действиях экипажа, которое может привести к чрезвычайной ситуации.

Первым шагом к улучшению этой ситуации стало развитие концепции е-Навигации и расширение рамок ее применения на все процессы морской отрасли. Весной этого года завершается поддерживаемый ЕС проект Efficiensea 2, в ходе которого электронная навигация была успешно перенесена с тестового стенда в реальность. В его основе лежит специализированная морская информационная платформа, связывающая конечных пользователей, всех участников операционной деятельности и поставщиков информации. Чтобы продемонстрировать ее функциональные возможности, исследователи организовали службу доставки навигационных и метеорологических обновлений и предупреждений и создали инструмент поиска и спасения для координации судов после аварии. Более того, в процессе реализации этого проекта был подтвержден принцип совместного использования маршрутов.

Ключевая задача в THESIS

Сокращение каких-либо помех и связанных с этим замедлений при обмене информацией между различными участниками экосистемы неслучайно является ключевой задачей в THESIS (Transas Harmonized Eco System of Integrated Solutions). Идея заключается в создании единого информационного источника, который позволяет заинтересованным сторонам работать с одними и теми же данными, на каком бы участке операционного процесса они ни действовали. Особое внимание при этом уделяется обеспечению доступа к данным исключительно в соответствии с уровнем допуска персонала и в зависимости от его оперативного подчинения.

Сбор данных автоматизируется везде, где это позволяет минимизировать риск ошибки, избежать дублирования действий и устранить устаревшие или неэффективные каналы связи. В результате формируется общая картина высокого разрешения, которая качественно преобразует работу капитанов судов, менеджеров береговых служб управления флотом, служб планирования развития портов, поставщиков услуг обучения, операторов службы движения судов и представителей органов власти. Содействие более тесному взаимодействию между службами и созданию новых связей (подобно формированию синапсов в мозге) приводит к новым эффективным возможностям, повышает безопасность на море и снижает расходы на эксплуатацию судов.

На международной конференции Transas Global Conference 2018 в рамках сессии «Экосистема автоматизированных операций» операторы судов торгового флота и развивающегося круизного сектора обсудили, каким образом необходимо работать с данными и каким может быть будущее морской индустрии. Выводы очевидны: картина данных с высоким разрешением не просто улучшит ситуационную осведомленность офицеров на мостике и трюмных инженеров в море, которым надлежит безопасно управлять судами от причала до причала. Она позволит повысить качество ситуационной осведомленности всех участников современной морской экосистемы. Эта же картина данных почти наверняка станет необходимым элементом для проектирования судов с дистанционным управлением, а когда-нибудь, возможно, и полностью автономных судов.

A-Suite – своевременные решения для морского судоходства на основе THESIS

Участники международной конференции Transas Global Conference 2018 получили уникальную возможность познакомиться с одним из последних достижений компании Транзас –пакетом приложений A-Suite. A-Suite создан на основе THESIS, единой облачной платформы для управления операциями в рамках морской экосистемы. A-Suite первым в морской индустрии использует новейшие методы машинного обучения, чтобы уменьшить риски влияния человеческого фактора во время операций на мостике, а также снизить риск принятия неправильных решений на любом другом участке операционной деятельности на судне. Помимо офицеров и экипажа, работающих на борту судов, преимущества A-Suite будут доступны персоналу, управляющему системами службы движения судов, и тем, кто работает в береговых операционных центрах флота или даже в учебных заведениях, позволяя им в режиме реального времени участвовать в принятии решений и проведении анализа после рейса.

– Технологии должны быть не самоцелью, но средством достижения цели, – прокомментировал достижения Фрэнк Коулз, президент группы Транзас. – Мы хотим содействовать усовершенствованию отрасли, повышению правильности принимаемых решений и наращиванию конкурентных преимуществ. Мы используем искусственный интеллект и тем самым поднимаем роль человека в данном цикле на новый уровень. Особенно гордимся тем, что мы предложили рынку набор реальных инструментов для навигации, созданных на базе искусственного интеллекта и отвечающих потребностям современных судов, работающих во все более автоматизированном цифровом мире».

Рис. 1. Решения для системы управления флотом

В пакете Transas A-Suite используются методы машинного обучения для исключения рисков возникновения ошибки в результате воздействия человеческого фактора при управлении судами на мостике, в операционных центрах управления флотом или центрах службы управления движением судов. Алгоритмы обнаруживают аномалии в поведении операторов на любом участке цепочки оперативного подчинения и поднимают тревогу до того, как выбранный способ действий или кратковременный недостаток внимания приведут к необратимым последствиям.

В настоящий момент пользователям доступна первая версия пакета, состоящая из трех основных модулей: расширенное интеллектуальное маневрирование (AIM – Advanced Intelligent Maneuvering), расширенная интеллектуальная диагностика (AID – Advanced Intelligent Diagnostics) и расширенная интеллектуальная маршрутизация (AIR – Advanced Intelligent Routing). Данные сервисы заработают в полную силу в ближайшее время.

AIM – это система прогнозирования траекторий и инструмент поддержки предупреждения столкновений, предназначенный для улучшения ситуационной осведомленности и уменьшения вероятности невнимательности офицеров, а также риска принятия неверного решения, приводящего к инциденту. Используя ранее собранные данные о действиях и поведении персонала судна, выполняющего передвижение по одному и тому же маршруту, вместе со сложной гидродинамической моделью судна и программной абстракцией правил предупреждения столкновений, данная система обеспечивает расширенную поддержку принятия решений.

Модуль AID в первую очередь предназначен для обнаружения аномалий и поддержки принятия решений как в режиме реального времени, так и в ходе более методичного анализа после рейса. Этот модуль обнаруживает избыточный или необычный характер маневрирования, отслеживая такие параметры, как скорость движения и поворота, а также незапланированные отклонения в расходе топлива. Принимая данные как от обычного оборудования, так и от датчиков окружающей среды и регистрируя характер и время взаимодействия операторов с элементами управления судном, модуль AID делает важный шаг в направлении оперативного мониторинга в режиме реального времени.

AIR создает платформу для планирования и оптимизации рейсов на основе широкого набора параметров. Это приложение в реальном времени принимает данные о гидрометеорологических условиях, опасностях и гидродинамических характеристиках судна, а также учитывает влияние известного и ожидаемого трафика судов по маршруту и в узких местах.

Эти возможности поддерживаются сервисами расширенной доставки данных Advanced Data Delivery (ADD) и расширенного дистанционного сервиса и обслуживания Advanced Remote Maintenance (ARM). ADD освобождает палубных офицеров от кропотливой работы по обновлению специальных электронных карт (SENC), сводок погоды и других предупреждений по безопасности судоходства. Этот сервис также создает контрольный журнал для береговых служб, гарантирующий, что руководители полностью информированы о навигационном статусе судна в целях соблюдения нормативных требований. ARM обеспечивает дистанционную диагностику и аналитику производительности оборудования мостика и спутниковой связи. Этот сервис создает в облаке Транзас резервные копии ключевого программного обеспечения вместе с конфигурационными данными и параметрами, что позволяет быстро восстановить работу в случае сбоя системы.

Кроме того, пакет A-Suite оснащен сложным решением для дистанционного обучения Advanced Remote Training for Seafarers (ARTS) с интерактивным доступом к учебным программам специализированной подготовки по работе с ЭКНИС, что полностью соответствует требованиям SOLAS, ISM и ПДНВ.

Преимущества A-Suite

A-Suite устанавливает критически важные связи между судами и операционными центрами управления флотом, центрами управления движением судов и учебными заведениями и воплощает основные принципы THESIS, концепции создания экосистемы интегрированных решений, одновременно удовлетворяя потребности нескольких участников операционной деятельности в морской отрасли.

Устойчивость, безопасность и глубокая интеграция данных имеют основополагающее значение для концепции THESIS и, соответственно, для A-Suite. Благодаря облачным технологиям эти приложения доступны как на борту судна, так и на берегу. Однако, так как в море возможны сбои в подключении, в судовую установку встроен сервер управления предварительной обработкой данных – таким образом обеспечивается непрерывность работы и поддержки принятия решений без постоянного подключения к облаку.

Архитектура сети THESIS изначально разрабатывалась с учетом обеспечения безопасности. Поскольку сеть охватывает всю операционную экосистему судна, в нее были включены зашифрованные каналы доставки всех данных, чтобы не полагаться на обычную электронную почту при обмене потенциально конфиденциальными оперативными данными, планами маршрутов, обновлениями карт и т.д. Это означает, что в пакете A-Suite, в отличие от существующих на рынке решений, нет тех слабых мест, которые присущи электронной почте.

В основе A-Suite лежит то же программное ядро, что и в ЭКНИС компании Транзас. Таким образом, приложения имеют прямой доступ в реальном времени ко всем данным и различным датчикам на мостике. Такой уровень интеграции и доступности данных позволяет A-Suite делать заключения, которые невозможны при использовании автономных независимых решений.

– Когда мы впервые поняли, каким образом суда будут эксплуатироваться в будущем, мы осознали, что взаимодействие между судами, операционными центрами управления флотом, центрами управления движением судов и т.д. увеличится. С A-Suite мы приступили к созданию набора интеллектуальных инструментов поддержки принятия решений для работы в такой общей среде, – пояснил Коулз. – В отличие от многих современных автономных решений, существующих на рынке, A-Suite предоставляет наиболее полный набор данных из более широкого диапазона входных источников. Наряду с методами машинного обучения такой подход обеспечивает более глубокий уровень понимания и управления, а также точнее отражает реальную ситуацию на судне.

Морской флот №2 (2018)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Меры безопасности усилены на портовых объектах Керчи, в Крыму, на Крымском мосту

Меры безопасности усилены на портовых объектах Керчи, в Крыму, на Крымском мосту Службы, обеспечивающие транспортную безопасность Крымского моста, переведены на усиленный режим патр...

День первокурсника прошел в МГАВТе

День первокурсника прошел в МГАВТе 15 октября 480 первокурсников пополнили ряды курсантов и студентов Московской государственной академ...

Российская экономика

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета В документе СП говорится о нарушении порядка формирования обоснований прогноза поступлений доходов и...

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9%

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9% Грузооборот морского транспорта за отчетный период снизился на 21,8% - до 27,9 млрд. т-км, внутр...

Транспортная политика

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению В заседании Подкомиссии по морскому, речному транспорту и портовой индустрии приняли участие предста...

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г.

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г. Поправки в законодательство предусматривают закрепление за судами, плавающими под флагом Российской ...

Морские порты

Порт Сабетта будет отправлять газ с «Ямал СПГ» в обоих направлениях Севморпути - «Новатэк»

Порт Сабетта будет отправлять газ с «Ямал СПГ» в обоих направлениях Севморпути - «Новатэк» Для этого будут построены две перевалочные базы – в Мурманске и на Камчатке.

Объекты «Транснефти» не пострадали после землетрясений в Башкирии и Ингушетии

Объекты «Транснефти» не пострадали после землетрясений в Башкирии и Ингушетии В портах отгрузки погода рабочая, опаздывающих танкеров нет.




Морской транспорт

Газовозы для проекта «Ямал СПГ» и их владельцы

Газовозы для проекта «Ямал СПГ» и их владельцы В настоящий момент «Ямал СПГ» обслуживают 7 газовозов. Всего их будет 15. Из них лишь один принадлеж...

ОСК к 2030 году построит 68 судов на общую сумму более 70 млрд. рублей

ОСК к 2030 году построит 68 судов на общую сумму более 70 млрд. рублей Минпромторг предоставляет субсидию компаниям, занимающимся созданием новых судов. Возмещается до 15&...

Речной транспорт

На Волге потерпел аварию состав «т/х «Окский-49» - баржа 7297»

На Волге потерпел аварию состав «т/х «Окский-49» - баржа 7297» Изучается возможность проведения аварийно-восстановительных работ.

Сезон речных перевозок в Московском бассейне закроется в середине ноября

Сезон речных перевозок в Московском бассейне закроется в середине ноября В межнавигационный период будут производиться плановые профилактические и ремонтные работы.

Ж/Д транспорт

РЖД в 2019 г. в 2,5 раза увеличат прием угля у якутских компаний на станции в Приамурье

РЖД в 2019 г. в 2,5 раза увеличат прием угля у якутских компаний на станции в Приамурье Станция Улак расположена на железнодорожной линии Улак - Эльга.

Скоростное движение от Москвы до Урала может быть реализовано к 2031 г.

Скоростное движение от Москвы до Урала может быть реализовано к 2031 г. Когда ВСМ дойдет до Казани, ее нужно будет доводить до Уральской агломерации.

Авто транспорт

Два моста на месте понтонных переправ будут построены в 2020 году на федеральной автодороге «Вилюй»

Два моста на месте понтонных переправ будут построены в 2020 году на федеральной автодороге «Вилюй» Длина моста через реку Малая Ботуобуйа составит 191 метр, через реку Тюкян - 267 метров.

Поручение президента по ЦКАД упорядочит работу и «заставит нас двигаться быстрее» - Дитрих

Поручение президента по ЦКАД упорядочит работу и «заставит нас двигаться быстрее» - Дитрих Строительство ЦКАД является одним из приоритетных государственных инфраструктурных проектов, ее возв...

Аналитика

Транспортная политика

Каспийская конвенция

Каспийская конвенция На протяжении нескольких столетий Каспийское море являлось «внутренним морем» двух государств: Росси...

Лоцманский вопрос требует решения

Лоцманский вопрос требует решения Уважаемая редакция, прочитал в газете «Морские вести России» № 8 за 2018 г. статью «Лоцманский секто...

Морские порты

Динамика развития в безопасных условиях

Динамика развития в безопасных условиях Сегодня развитие Дальнего Востока России – одно из приоритетных направлений деятельности федеральног...

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно В соответствии с приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 в целях обеспечения навигационной д...

Морской транспорт

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли В № 8 газеты «МВР» опубликована информационная заметка «Ключевые элементы успеха» о состоявшейся в к...

Речной транспорт

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...

«Печораводпуть»: 80 лет спустя

«Печораводпуть»: 80 лет спустя В навигацию 2018 года Администрация обслуживает 2594 км внутренних водных путей Печорского бассейна,...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...