Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Транспортная политика
Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета при Росморречфлоте, на которой были подведены итоги работы отрасли за 2017-й и намечены задачи на 2018 год.

В заседании приняли участие Министр транспорта РФ Максим Соколов, глава Республики Бурятия Алексей Цыденов, депутат Госдумы, председатель Общественного совета при Росморречфлоте Артур Чилингаров, заместитель председателя Общественного совета при Росморречфлоте, председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев, представители федеральных ведомств, руководители морских и речных бассейновых администраций, капитаны портов, руководители отраслевых союзов, предприятий, компаний и учебных заведений. С отчетным докладом выступил заместитель Министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский.

В начале заседания с приветственным словом к участникам выступил Министр транспорта РФ Максим Соколов. Он отметил, что в рамках стратегических задач водному транспорту, его состоянию и перспективам развития государством уделяется особое внимание, что зафиксировано в послании Президента РФ Федеральному Собранию и в его выступлении на Съезде транспортников России.

«Перед отраслью стоят серьезные вызовы технологического и экономического характера. 2017 год, как и любой другой, стал непростым для транспортного комплекса. Но в целом отрасль справилась с поставленными задачами», – подчеркнул министр.

В докладе об итогах работы отрасли в 2017 году и планах на ближайшую перспективу Виктор Олерский проинформировал собравшихся о нормативно-правовых новациях, производственных показателях предприятий водного транспорта, развитии внутренних водных путей, Северного морского пути и его инфраструктуры, а также об обеспечении комплексной безопасности на объектах транспорта и о других направлениях деятельности Росморречфлота. По его оценке, отчетный период в целом можно охарактеризовать как положительный для отрасли.

Законодательная деятельность

В сфере законодательства, как отметил В.Олерский, проделана большая работа – в 2017 году принято более 100 нормативных правовых актов в области морского и внутреннего водного транспорта, из них 6 федеральных законов. Наиболее значимые решения в законодательной сфере – это прежде всего существенные поправки в Закон о морских портах и сопряженные с ним законодательные акты в части регулирования имущественных и земельных отношений в морских портах, порядка создания морского порта, формирования и изменения его границ. Законом также предусматривается система инфраструктурного сбора для внебюджетного развития морских портов. Решена проблема государственной экологической экспертизы планов ЛРН.

Поправки в КТМ, закрепляющие за российским флагом право на перевозку определенных видов грузов по Северному морскому пути, а также расширяющие понятие каботажа – теперь любая перевозка или буксировка из любой юрисдикции России в любую юрисдикцию России является каботажем (а не только между портами, как это было ранее) с приоритетным правом российского флага на такие перевозки.

Изменены требования к капитанам морских портов с большим акцентом на стаж работы в службе капитана порта (общий стаж 24 месяца, из которых только 7 месяцев надо работать капитаном судна – остальное можно в службе капитана порта). Установлен перечень морских портов, в которых выдаются дипломы и осуществляется государственная регистрация судов (ранее теоретически во всех портах это нужно было делать, даже в малых).

Вступили в силу новые правила государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними. Формализован механизм оценки соответствия судна применимым национальным и международным требованиям до государственной регистрации судна и идентификации судна без посещения российского порта.

В Кодексе торгового мореплавания явным образом дано поручение капитанам морских портов осуществлять проверки судов на соответствие международным нормам в области труда в морском судоходстве. Это реализации Конвенции МОТ о труде в морском судоходстве 2006 года.

Утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах (Постановление Правительства РФ от 20.10.2017 г. №1285).

В международной деятельности Россия избрана в Совет IМО на следующий двухлетний период. По результатам выборов Россия показала седьмой результат (по количеству голосов) из 43 претендовавших в Совет стран. Подписаны двусторонние соглашения о признании дипломов с Грецией, о морском судоходстве с Кипром, о внесении изменений в соглашение о морском судоходстве с Туркменистаном. Завершено согласование соглашения ЕАЭС о судоходстве. Совместно с США подготовлены предложения в IМО по регулированию судоходства в Беринговом проливе – окончательное решение организация примет в мае 2018 года.

Производственные показатели

Говоря о производственных показателях морского транспорта, руководитель Росморречфлота отметил, что грузооборот морских портов России за 2017 год существенно вырос и составил 786 млн тонн (+8,9%).

Последовательно выполняется задача по переориентации российских грузов в отечественные морские порты из портов сопредельных государств. В 2017 году объем перевалки внешнеторговых грузов через порты РФ составил 93,8%, тогда как через порты Балтии и Украины 6,2%.

Объем перевозок грузов морским транспортом под государственным флагом составил почти 25 млн тонн, что примерно соответствует уровню прошлого года. При этом морским транспортом перевезено 11,7 млн пассажиров.

В период с 2001 по 2017 год мощность российских морских портов увеличилась более чем в 3 раза – с 300 млн до 1,025 млн тонн. Реализация ряда инвестиционных проектов в 2017 году обеспечила прирост портовых мощностей в размере 22 млн тонн, в том числе за счет ввода в эксплуатацию объектов первого этапа в порту Сабетта (+6 млн тонн), а также реконструкции и ввода мощностей в портах Балтийского (+11,4 млн тонн) и Азово-Черноморского бассейнов (+2,7 млн тонн).

На реализацию инвестиционных проектов развития морской портовой инфраструктуры в 2017 году из федерального бюджета было направлено около 22 млрд рублей. В ближайшие годы с привлечением средств федерального бюджета планируется реализовать только 3 инвестиционных проекта: строительство угольного терминала в бухте Мучке Хабаровского края, строительство терминала для обслуживания круизных и грузопассажирских судов в г.Пионерском и строительство комплекса береговой инфраструктуры в морском порту Геленджик.

Инвестирование в форме концессий

Как отметил В. Олерский, в связи с ограниченным бюджетным финансированием мероприятий по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры морских портов становится востребованным механизм концессионных соглашений. В ноябре 2017 года в правительство было направлено предложение по заключению концессионного соглашения по строительству угольного терминала на западном берегу Кольского залива в рамках проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». В настоящее время Росморречфлотом как уполномоченным органом проводятся переговоры с инициатором по проекту концессионного соглашения. В марте 2018 года в правительство направлена частная концессионная инициатива в отношении объектов транспортного узла Восточный – Находка.

Внедрению механизма концессии и, как следствие, увеличению притока внебюджетных инвестиций в строительство и реконструкцию объектов федеральной собственности способствуют вступившие в силу в ноябре 2017 года изменения Федерального закона «О морских портах», предусматривающие возможность создания таких объектов за счет средств юридических лиц или индивидуальных предпринимателей на условиях и в порядке, определенных законодательством о концессионных соглашениях.

Дополнительным источником инвестиций в портовую инфраструктуру станет введенный в соответствии с указанными изменениями в Федеральный закон «О морских портах» портовый инвестиционный сбор, представляющий собой обязательный целевой сбор на обновление инфраструктуры морских портов, который будет взиматься исключительно с судов загранплавания.

В 2018 году Росморречфлот ставит перед собой задачу увеличить мощности морских портов России на 28 млн тонн, в том числе за счет ввода в эксплуатацию второй очереди морского порта Сабетта (+6 млн тонн), реконструкции объектов второго грузового района порта Мурманск (+2 млн тонн), а также развития портовых мощностей в Азово-Черноморском (Новороссийск, Азов, Тамань) (+6,5 млн тонн) и Балтийском бассейнах (+3,5 млн тонн).

Безопасность мореплавания

В сфере безопасности судоходства унифицированы штатные расписания Администраций морских портов с повышением заработной платы капитанов морских портов и инспекторов государственного портового контроля. Создано обособленное подразделение - Информационно-координационный центр государственного портового контроля. Завершена передача объектов Глобальной системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности от Росрыболовства в ФГУП «Росморпорт». Введены в эксплуатацию 15 контрольно-корректирующих станций для передачи дифференциальных поправок к спутниковой навигационной системе ГЛОНАСС (7 на внутренних водных путях и 8 в морских портах РФ).

На 2018 год запланированы организация передачи на суда внутреннего водного транспорта актуализированных электронных навигационных карт внутренних водных путей Российской Федерации; внедрение инновационных технологий для промеров глубин, мониторинга гидротехнических сооружений и акваторий с применением беспилотных аппаратов; подготовка к переходу на выдачу электронных судовых документов в части государственной регистрации судов, а также дипломов и квалификационных свидетельств морякам.

В 2018 году продолжится работа по достижению ключевых целей, обозначенных в проекте Публичной декларации Росморречфлота. Основным инструментом являются государственные и федеральные целевые программы. Основной остается государственная программа «Развитие транспортной системы», которая актуализирована и утверждена в качестве «пилотной» с учетом перехода на принципы проектного управления.

В заключение В. Олерский подчеркнул, что морской флот всегда существовал в конкурентной среде, а сейчас проявился тренд на обострение конкуренции других видов транспорта и с внутренним водным транспортом. По мнению руководителя Росморречфлота, то же самое вскоре будет происходить и в портах. Поэтому для того, чтобы морской и внутренний водный транспорт не просто выжил, а победил, Росморречфлот должен приложить немало усилий, создавать условия, чтобы отрасль наращивала конкурентоспособность, развивалась и росла. Думаю, у нас это должно получиться, подчеркнул В. Олерский.

Работу признать удовлетворительной

Заместитель председателя Общественного совета при Росморречфлоте председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев в своем выступлении отметил как достижение, что между регулятором и отраслью выстроены отношения позитивного и содержательного диалога, при котором профессиональная общественность в лице Общественного совета Росморречфлота и других союзов и ассоциаций сегодня имеет возможность высказывать свое мнение и в ряде случаев и не соглашаться с предлагаемыми решениями, а корректировать их и выдвигать свои с учетом накопленного опыта. Он предложил считать работу Федерального Агентства в 2017 году удовлетворительной.

На заседании также выступили представители других общественных организаций и предприятий водного транспорта со своими предложениями и пожеланиями на будущий год. Все поступившие предложения были зафиксированы в протоколе коллегии и в дальнейшем будут рассмотрены, изучены и вынесены для более подробного обсуждения отраслевым сообществом.  

Победители конкурса «Лидер отрасли»

В рамках коллегии Максим Соколов и Виктор Олерский провели традиционную церемонию награждения особо отличившихся сотрудников Росморречфлота и подведомственных предприятий и организаций ведомственными наградами. Также были вручены дипломы победителям и номинантам проводимого Федеральным агентством морского и речного транспорта ежегодного конкурса «Лидер отрасли», которыми стали в разных номинациях: ФГБУ «Администрация морских портов Азовского моря», ФГБУ «Морская спасательная служба», ФГУП «Росморпорт», ФГУП «Морсвязьспутник», ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», Омский институт водного транспорта – филиал ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта», ООО «Универсальный перегрузочный комплекс», ООО «Черноморские круизы», ПАО «Совкомфлот», ООО «Научно-проектная компания «Мортрансниипроект» и другие компании и организации морской отрасли.

Морские порты №2 (2018)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

На заводе «Красное Сормово» состоится открытый спуск сухогруза

На заводе «Красное Сормово» состоится открытый спуск сухогруза 21 июня 2019 года на заводе «Красное Сормово» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию...

Пока не принято окончательное решение по господдержке судоверфи «Звезда»

Пока не принято окончательное решение по господдержке судоверфи «Звезда» Вопрос господдержки судоверфи «Звезда» на Дальнем Востоке (создается консорциумом «Роснефти», «Р...

Российская экономика

Минэкономразвития ожидает улучшения показателей «Совкомфлота» в 2019 году

Минэкономразвития ожидает улучшения показателей «Совкомфлота» в 2019 году Минэкономразвития РФ ожидает, что показатели компании «Совкомфлот» в 2019 г. улучшатся по сравнению ...

Александр Волошин переизбран председателем совета директоров ПГК

Александр Волошин переизбран председателем совета директоров ПГК Соответствующее решение принято 18 июня на заседании вновь избранного Совета директоров Первой грузо...

Транспортная политика

В 10 млрд рублей обойдется создание экосистемы транспортно-логистических сервисов ЕАЭС

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) оценивает стоимость создания экосистемы  ...

Свыше 130 млрд рублей составят вложения в проект Мурманского транспортного узла

Свыше 130 млрд рублей составят вложения в проект Мурманского транспортного узла Инвестиции в завершение  проекта Мурманского транспортного узла планируются в сумме свыше ...

Морские порты

Для передачи в федеральную собственность имущество порта Севастополя оформят к 2020 году

Для передачи в федеральную собственность имущество порта Севастополя оформят к 2020 году Документы на имущество Севастопольского морского порта, которые необходимы для его   перед...

Акимов: порт Лавна нужно ориентировать не только на уголь, но и на другие грузы

Акимов: порт Лавна нужно ориентировать не только на уголь, но и на другие грузы Строящийся в рамках проекта Мурманского транспортного узла (МТУ) порт Лавна будет в основном...




Морской транспорт

В параде в честь Дня ВМФ во Владивостоке впервые примет участие крупнейший корабль ТОФ «Маршал Крылов»

В параде в честь Дня ВМФ во Владивостоке впервые примет участие крупнейший корабль ТОФ «Маршал Крылов» Самый крупный надводный корабль Тихоокеанского флота (ТОФ) - корабль измерительного комплекс...

Парусник «Мир» стал гостем морского порта в Руане

Парусник «Мир» стал гостем морского порта в Руане С 5 по 16 июня в Руане (Франция) отмечался Armada Race («Армада»), главный праздник ...

Речной транспорт

Дневник навигации ПАО ЛОРП: «ОТ-2048» пойдёт на Алдан

Дневник навигации ПАО ЛОРП: «ОТ-2048» пойдёт на Алдан По состоянию на 18 июня на водных магистралях республики и Иркутской области в работе находятся 39 е...

В Совете Федерации отметили необходимость проведения госэкспертизы проекта строительства Нижегородского гидроузла

В Совете Федерации отметили необходимость проведения госэкспертизы проекта строительства Нижегородского гидроузла В Совете Федерации 17 июня состоялось совещание «О вариантах обеспечения судоходства в нижнем бьефе ...

Ж/Д транспорт

FESCO запускает новый контейнерный поезд из Сибири в Китай по сухопутному маршруту через Дальний Восток

FESCO запускает новый контейнерный поезд из Сибири в Китай по сухопутному маршруту через Дальний Восток Транспортная группа FESCO («FESCO») расширяет географию сухопутных экспортных сервисов и зап...

Холдинг «РЖД» в 2019 году подключил к Wi-Fi более 80 вокзалов

Холдинг «РЖД» в 2019 году подключил к Wi-Fi более 80 вокзалов Пополнился перечень российских железнодорожных вокзалов и станций, оснащенных бесплатным беспроводны...

Авто транспорт

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами 5 июня в Правительстве России состоялось селекторное совещание по актуальным вопросам реализации нац...

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе Вице-премьер Максим Акимов поручил Минтрансу РФ создать оперативную систему оповещения водителей гру...

Аналитика

Транспортная политика

Безопасность особого назначения

Безопасность особого назначения В КТМ СССР 1968 года, который действовал в России до 1999 года, была установлена монополия государст...

Итоги и перспективы

Итоги и перспективы Интенсивное развитие портов и водных транспортных магистралей, включая Севморпуть, требует преобразо...

Морские порты

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего 2018 год портовая отрасль Сахалинской области, имеющей непосредственную близость к рынкам АТР, завер...

Морской транспорт

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни Проблематика вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых яв...

В технологической гонке победит сильнейший

В технологической гонке победит сильнейший Ужесточение экологических требований к судам оказывает серьезное воздействие на всех игроков глобаль...

Речной транспорт

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...