Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Транспортная политика
Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета при Росморречфлоте, на которой были подведены итоги работы отрасли за 2017-й и намечены задачи на 2018 год.

В заседании приняли участие Министр транспорта РФ Максим Соколов, глава Республики Бурятия Алексей Цыденов, депутат Госдумы, председатель Общественного совета при Росморречфлоте Артур Чилингаров, заместитель председателя Общественного совета при Росморречфлоте, председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев, представители федеральных ведомств, руководители морских и речных бассейновых администраций, капитаны портов, руководители отраслевых союзов, предприятий, компаний и учебных заведений. С отчетным докладом выступил заместитель Министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский.

В начале заседания с приветственным словом к участникам выступил Министр транспорта РФ Максим Соколов. Он отметил, что в рамках стратегических задач водному транспорту, его состоянию и перспективам развития государством уделяется особое внимание, что зафиксировано в послании Президента РФ Федеральному Собранию и в его выступлении на Съезде транспортников России.

«Перед отраслью стоят серьезные вызовы технологического и экономического характера. 2017 год, как и любой другой, стал непростым для транспортного комплекса. Но в целом отрасль справилась с поставленными задачами», – подчеркнул министр.

В докладе об итогах работы отрасли в 2017 году и планах на ближайшую перспективу Виктор Олерский проинформировал собравшихся о нормативно-правовых новациях, производственных показателях предприятий водного транспорта, развитии внутренних водных путей, Северного морского пути и его инфраструктуры, а также об обеспечении комплексной безопасности на объектах транспорта и о других направлениях деятельности Росморречфлота. По его оценке, отчетный период в целом можно охарактеризовать как положительный для отрасли.

Законодательная деятельность

В сфере законодательства, как отметил В.Олерский, проделана большая работа – в 2017 году принято более 100 нормативных правовых актов в области морского и внутреннего водного транспорта, из них 6 федеральных законов. Наиболее значимые решения в законодательной сфере – это прежде всего существенные поправки в Закон о морских портах и сопряженные с ним законодательные акты в части регулирования имущественных и земельных отношений в морских портах, порядка создания морского порта, формирования и изменения его границ. Законом также предусматривается система инфраструктурного сбора для внебюджетного развития морских портов. Решена проблема государственной экологической экспертизы планов ЛРН.

Поправки в КТМ, закрепляющие за российским флагом право на перевозку определенных видов грузов по Северному морскому пути, а также расширяющие понятие каботажа – теперь любая перевозка или буксировка из любой юрисдикции России в любую юрисдикцию России является каботажем (а не только между портами, как это было ранее) с приоритетным правом российского флага на такие перевозки.

Изменены требования к капитанам морских портов с большим акцентом на стаж работы в службе капитана порта (общий стаж 24 месяца, из которых только 7 месяцев надо работать капитаном судна – остальное можно в службе капитана порта). Установлен перечень морских портов, в которых выдаются дипломы и осуществляется государственная регистрация судов (ранее теоретически во всех портах это нужно было делать, даже в малых).

Вступили в силу новые правила государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними. Формализован механизм оценки соответствия судна применимым национальным и международным требованиям до государственной регистрации судна и идентификации судна без посещения российского порта.

В Кодексе торгового мореплавания явным образом дано поручение капитанам морских портов осуществлять проверки судов на соответствие международным нормам в области труда в морском судоходстве. Это реализации Конвенции МОТ о труде в морском судоходстве 2006 года.

Утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах (Постановление Правительства РФ от 20.10.2017 г. №1285).

В международной деятельности Россия избрана в Совет IМО на следующий двухлетний период. По результатам выборов Россия показала седьмой результат (по количеству голосов) из 43 претендовавших в Совет стран. Подписаны двусторонние соглашения о признании дипломов с Грецией, о морском судоходстве с Кипром, о внесении изменений в соглашение о морском судоходстве с Туркменистаном. Завершено согласование соглашения ЕАЭС о судоходстве. Совместно с США подготовлены предложения в IМО по регулированию судоходства в Беринговом проливе – окончательное решение организация примет в мае 2018 года.

Производственные показатели

Говоря о производственных показателях морского транспорта, руководитель Росморречфлота отметил, что грузооборот морских портов России за 2017 год существенно вырос и составил 786 млн тонн (+8,9%).

Последовательно выполняется задача по переориентации российских грузов в отечественные морские порты из портов сопредельных государств. В 2017 году объем перевалки внешнеторговых грузов через порты РФ составил 93,8%, тогда как через порты Балтии и Украины 6,2%.

Объем перевозок грузов морским транспортом под государственным флагом составил почти 25 млн тонн, что примерно соответствует уровню прошлого года. При этом морским транспортом перевезено 11,7 млн пассажиров.

В период с 2001 по 2017 год мощность российских морских портов увеличилась более чем в 3 раза – с 300 млн до 1,025 млн тонн. Реализация ряда инвестиционных проектов в 2017 году обеспечила прирост портовых мощностей в размере 22 млн тонн, в том числе за счет ввода в эксплуатацию объектов первого этапа в порту Сабетта (+6 млн тонн), а также реконструкции и ввода мощностей в портах Балтийского (+11,4 млн тонн) и Азово-Черноморского бассейнов (+2,7 млн тонн).

На реализацию инвестиционных проектов развития морской портовой инфраструктуры в 2017 году из федерального бюджета было направлено около 22 млрд рублей. В ближайшие годы с привлечением средств федерального бюджета планируется реализовать только 3 инвестиционных проекта: строительство угольного терминала в бухте Мучке Хабаровского края, строительство терминала для обслуживания круизных и грузопассажирских судов в г.Пионерском и строительство комплекса береговой инфраструктуры в морском порту Геленджик.

Инвестирование в форме концессий

Как отметил В. Олерский, в связи с ограниченным бюджетным финансированием мероприятий по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры морских портов становится востребованным механизм концессионных соглашений. В ноябре 2017 года в правительство было направлено предложение по заключению концессионного соглашения по строительству угольного терминала на западном берегу Кольского залива в рамках проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». В настоящее время Росморречфлотом как уполномоченным органом проводятся переговоры с инициатором по проекту концессионного соглашения. В марте 2018 года в правительство направлена частная концессионная инициатива в отношении объектов транспортного узла Восточный – Находка.

Внедрению механизма концессии и, как следствие, увеличению притока внебюджетных инвестиций в строительство и реконструкцию объектов федеральной собственности способствуют вступившие в силу в ноябре 2017 года изменения Федерального закона «О морских портах», предусматривающие возможность создания таких объектов за счет средств юридических лиц или индивидуальных предпринимателей на условиях и в порядке, определенных законодательством о концессионных соглашениях.

Дополнительным источником инвестиций в портовую инфраструктуру станет введенный в соответствии с указанными изменениями в Федеральный закон «О морских портах» портовый инвестиционный сбор, представляющий собой обязательный целевой сбор на обновление инфраструктуры морских портов, который будет взиматься исключительно с судов загранплавания.

В 2018 году Росморречфлот ставит перед собой задачу увеличить мощности морских портов России на 28 млн тонн, в том числе за счет ввода в эксплуатацию второй очереди морского порта Сабетта (+6 млн тонн), реконструкции объектов второго грузового района порта Мурманск (+2 млн тонн), а также развития портовых мощностей в Азово-Черноморском (Новороссийск, Азов, Тамань) (+6,5 млн тонн) и Балтийском бассейнах (+3,5 млн тонн).

Безопасность мореплавания

В сфере безопасности судоходства унифицированы штатные расписания Администраций морских портов с повышением заработной платы капитанов морских портов и инспекторов государственного портового контроля. Создано обособленное подразделение - Информационно-координационный центр государственного портового контроля. Завершена передача объектов Глобальной системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности от Росрыболовства в ФГУП «Росморпорт». Введены в эксплуатацию 15 контрольно-корректирующих станций для передачи дифференциальных поправок к спутниковой навигационной системе ГЛОНАСС (7 на внутренних водных путях и 8 в морских портах РФ).

На 2018 год запланированы организация передачи на суда внутреннего водного транспорта актуализированных электронных навигационных карт внутренних водных путей Российской Федерации; внедрение инновационных технологий для промеров глубин, мониторинга гидротехнических сооружений и акваторий с применением беспилотных аппаратов; подготовка к переходу на выдачу электронных судовых документов в части государственной регистрации судов, а также дипломов и квалификационных свидетельств морякам.

В 2018 году продолжится работа по достижению ключевых целей, обозначенных в проекте Публичной декларации Росморречфлота. Основным инструментом являются государственные и федеральные целевые программы. Основной остается государственная программа «Развитие транспортной системы», которая актуализирована и утверждена в качестве «пилотной» с учетом перехода на принципы проектного управления.

В заключение В. Олерский подчеркнул, что морской флот всегда существовал в конкурентной среде, а сейчас проявился тренд на обострение конкуренции других видов транспорта и с внутренним водным транспортом. По мнению руководителя Росморречфлота, то же самое вскоре будет происходить и в портах. Поэтому для того, чтобы морской и внутренний водный транспорт не просто выжил, а победил, Росморречфлот должен приложить немало усилий, создавать условия, чтобы отрасль наращивала конкурентоспособность, развивалась и росла. Думаю, у нас это должно получиться, подчеркнул В. Олерский.

Работу признать удовлетворительной

Заместитель председателя Общественного совета при Росморречфлоте председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев в своем выступлении отметил как достижение, что между регулятором и отраслью выстроены отношения позитивного и содержательного диалога, при котором профессиональная общественность в лице Общественного совета Росморречфлота и других союзов и ассоциаций сегодня имеет возможность высказывать свое мнение и в ряде случаев и не соглашаться с предлагаемыми решениями, а корректировать их и выдвигать свои с учетом накопленного опыта. Он предложил считать работу Федерального Агентства в 2017 году удовлетворительной.

На заседании также выступили представители других общественных организаций и предприятий водного транспорта со своими предложениями и пожеланиями на будущий год. Все поступившие предложения были зафиксированы в протоколе коллегии и в дальнейшем будут рассмотрены, изучены и вынесены для более подробного обсуждения отраслевым сообществом.  

Победители конкурса «Лидер отрасли»

В рамках коллегии Максим Соколов и Виктор Олерский провели традиционную церемонию награждения особо отличившихся сотрудников Росморречфлота и подведомственных предприятий и организаций ведомственными наградами. Также были вручены дипломы победителям и номинантам проводимого Федеральным агентством морского и речного транспорта ежегодного конкурса «Лидер отрасли», которыми стали в разных номинациях: ФГБУ «Администрация морских портов Азовского моря», ФГБУ «Морская спасательная служба», ФГУП «Росморпорт», ФГУП «Морсвязьспутник», ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», Омский институт водного транспорта – филиал ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта», ООО «Универсальный перегрузочный комплекс», ООО «Черноморские круизы», ПАО «Совкомфлот», ООО «Научно-проектная компания «Мортрансниипроект» и другие компании и организации морской отрасли.

Морские порты №2 (2018)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Новейший корвет «Дерзкий» получит систему электродвижения за 234 млн рублей

Новейший корвет «Дерзкий» получит систему электродвижения за 234 млн рублей Это следует из опубликованных судоверфью 16 ноября материалов закупки у единственного поставщика.

«Детская военная игра»: в России оценили заявления Украины о «закрытии» воздушного пространства над Чёрным морем

«Детская военная игра»: в России оценили заявления Украины о «закрытии» воздушного пространства над Чёрным морем В Крыму считают проявлением агрессии учения ВС Украины в Херсонской области, из-за которых Киев заяв...

Российская экономика

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Итоги работы ПАО «Совкомфлот» за 3 кв. и 9 месяцев 2018 года/

ФАС утвердила надбавку в 8% к тарифам РЖД для всех грузов, кроме нефти и алюминия

ФАС утвердила  надбавку в 8% к тарифам РЖД для всех грузов, кроме нефти и алюминия Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России утвердила экспортную надбавку в 8% к гру...

Транспортная политика

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути «Разработка такого плана действительно ведется, он проходит процедуру межведомственного согласования...

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей На развитие транспортной системы Московской области, ускорение товародвижения, повышение качества ус...

Морские порты

Порт Калининград в январе-октябре увеличил перевалку на 5%

Порт Калининград в январе-октябре увеличил перевалку на 5% Порт Калининград в январе-октябре 2018 года обработал 11,836 млн тонн грузов, что на 5% превысил...

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года С начала 2018 года АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит в UCL Holding) направле...




Морской транспорт

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма Госпогранслужба Украины задержала 15 судов за «незаконные» заходы в крымские порты.

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459 Началась подготовка к модернизации лоцманского катера пр. 1459 по замене старых ДРА на дизель-редукт...

Речной транспорт

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла Особое внимание участники совещания уделили проблемным вопросам строительства, таким как  ...

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти Причал сможет принимать одновременно и СПК «Метеор», и большие лайнеры.

Ж/Д транспорт

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10%

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10% ОАО «Российские железные дороги» в 2019 г. планирует закупить 673 локомотива, сообщил заместитель ге...

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании В настоящее время уже готов проект по восстановлению вокзалов, путей, ремонту   локомотиво...

Авто транспорт

Ввоз праворульных машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» может начаться в ближайшие дни

Ввоз праворульных машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» может начаться в ближайшие дни Этого ожидает губернатора Приморья Олег Кожемяко.

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году Ранее сообщалось, что по результатам социологического исследования Тюмень возглавила список городов ...

Аналитика

Транспортная политика

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Каспийское море в новом статусе

Каспийское море в новом статусе Пятый Каспийский саммит прошел 12 августа 2018 года в Актау и стал главным региональным событием пос...

Морские порты

Транспортный узел для Севморпути

Транспортный узел для Севморпути Морской порт Петропавловск-Камчатский – это мощный, динамично развивающийся порт, расположенный на в...

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения Эксперты японских компаний провели исследование состояния окружающей среды на морских терминалах кру...

Морской транспорт

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве Группа компаний «Совкомфлот» и ПАО «НОВАТЭК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в ...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Безопасность мореплавания

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...