Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Транспортная политика
Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета при Росморречфлоте, на которой были подведены итоги работы отрасли за 2017-й и намечены задачи на 2018 год.

В заседании приняли участие Министр транспорта РФ Максим Соколов, глава Республики Бурятия Алексей Цыденов, депутат Госдумы, председатель Общественного совета при Росморречфлоте Артур Чилингаров, заместитель председателя Общественного совета при Росморречфлоте, председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев, представители федеральных ведомств, руководители морских и речных бассейновых администраций, капитаны портов, руководители отраслевых союзов, предприятий, компаний и учебных заведений. С отчетным докладом выступил заместитель Министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский.

В начале заседания с приветственным словом к участникам выступил Министр транспорта РФ Максим Соколов. Он отметил, что в рамках стратегических задач водному транспорту, его состоянию и перспективам развития государством уделяется особое внимание, что зафиксировано в послании Президента РФ Федеральному Собранию и в его выступлении на Съезде транспортников России.

«Перед отраслью стоят серьезные вызовы технологического и экономического характера. 2017 год, как и любой другой, стал непростым для транспортного комплекса. Но в целом отрасль справилась с поставленными задачами», – подчеркнул министр.

В докладе об итогах работы отрасли в 2017 году и планах на ближайшую перспективу Виктор Олерский проинформировал собравшихся о нормативно-правовых новациях, производственных показателях предприятий водного транспорта, развитии внутренних водных путей, Северного морского пути и его инфраструктуры, а также об обеспечении комплексной безопасности на объектах транспорта и о других направлениях деятельности Росморречфлота. По его оценке, отчетный период в целом можно охарактеризовать как положительный для отрасли.

Законодательная деятельность

В сфере законодательства, как отметил В.Олерский, проделана большая работа – в 2017 году принято более 100 нормативных правовых актов в области морского и внутреннего водного транспорта, из них 6 федеральных законов. Наиболее значимые решения в законодательной сфере – это прежде всего существенные поправки в Закон о морских портах и сопряженные с ним законодательные акты в части регулирования имущественных и земельных отношений в морских портах, порядка создания морского порта, формирования и изменения его границ. Законом также предусматривается система инфраструктурного сбора для внебюджетного развития морских портов. Решена проблема государственной экологической экспертизы планов ЛРН.

Поправки в КТМ, закрепляющие за российским флагом право на перевозку определенных видов грузов по Северному морскому пути, а также расширяющие понятие каботажа – теперь любая перевозка или буксировка из любой юрисдикции России в любую юрисдикцию России является каботажем (а не только между портами, как это было ранее) с приоритетным правом российского флага на такие перевозки.

Изменены требования к капитанам морских портов с большим акцентом на стаж работы в службе капитана порта (общий стаж 24 месяца, из которых только 7 месяцев надо работать капитаном судна – остальное можно в службе капитана порта). Установлен перечень морских портов, в которых выдаются дипломы и осуществляется государственная регистрация судов (ранее теоретически во всех портах это нужно было делать, даже в малых).

Вступили в силу новые правила государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними. Формализован механизм оценки соответствия судна применимым национальным и международным требованиям до государственной регистрации судна и идентификации судна без посещения российского порта.

В Кодексе торгового мореплавания явным образом дано поручение капитанам морских портов осуществлять проверки судов на соответствие международным нормам в области труда в морском судоходстве. Это реализации Конвенции МОТ о труде в морском судоходстве 2006 года.

Утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах (Постановление Правительства РФ от 20.10.2017 г. №1285).

В международной деятельности Россия избрана в Совет IМО на следующий двухлетний период. По результатам выборов Россия показала седьмой результат (по количеству голосов) из 43 претендовавших в Совет стран. Подписаны двусторонние соглашения о признании дипломов с Грецией, о морском судоходстве с Кипром, о внесении изменений в соглашение о морском судоходстве с Туркменистаном. Завершено согласование соглашения ЕАЭС о судоходстве. Совместно с США подготовлены предложения в IМО по регулированию судоходства в Беринговом проливе – окончательное решение организация примет в мае 2018 года.

Производственные показатели

Говоря о производственных показателях морского транспорта, руководитель Росморречфлота отметил, что грузооборот морских портов России за 2017 год существенно вырос и составил 786 млн тонн (+8,9%).

Последовательно выполняется задача по переориентации российских грузов в отечественные морские порты из портов сопредельных государств. В 2017 году объем перевалки внешнеторговых грузов через порты РФ составил 93,8%, тогда как через порты Балтии и Украины 6,2%.

Объем перевозок грузов морским транспортом под государственным флагом составил почти 25 млн тонн, что примерно соответствует уровню прошлого года. При этом морским транспортом перевезено 11,7 млн пассажиров.

В период с 2001 по 2017 год мощность российских морских портов увеличилась более чем в 3 раза – с 300 млн до 1,025 млн тонн. Реализация ряда инвестиционных проектов в 2017 году обеспечила прирост портовых мощностей в размере 22 млн тонн, в том числе за счет ввода в эксплуатацию объектов первого этапа в порту Сабетта (+6 млн тонн), а также реконструкции и ввода мощностей в портах Балтийского (+11,4 млн тонн) и Азово-Черноморского бассейнов (+2,7 млн тонн).

На реализацию инвестиционных проектов развития морской портовой инфраструктуры в 2017 году из федерального бюджета было направлено около 22 млрд рублей. В ближайшие годы с привлечением средств федерального бюджета планируется реализовать только 3 инвестиционных проекта: строительство угольного терминала в бухте Мучке Хабаровского края, строительство терминала для обслуживания круизных и грузопассажирских судов в г.Пионерском и строительство комплекса береговой инфраструктуры в морском порту Геленджик.

Инвестирование в форме концессий

Как отметил В. Олерский, в связи с ограниченным бюджетным финансированием мероприятий по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры морских портов становится востребованным механизм концессионных соглашений. В ноябре 2017 года в правительство было направлено предложение по заключению концессионного соглашения по строительству угольного терминала на западном берегу Кольского залива в рамках проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». В настоящее время Росморречфлотом как уполномоченным органом проводятся переговоры с инициатором по проекту концессионного соглашения. В марте 2018 года в правительство направлена частная концессионная инициатива в отношении объектов транспортного узла Восточный – Находка.

Внедрению механизма концессии и, как следствие, увеличению притока внебюджетных инвестиций в строительство и реконструкцию объектов федеральной собственности способствуют вступившие в силу в ноябре 2017 года изменения Федерального закона «О морских портах», предусматривающие возможность создания таких объектов за счет средств юридических лиц или индивидуальных предпринимателей на условиях и в порядке, определенных законодательством о концессионных соглашениях.

Дополнительным источником инвестиций в портовую инфраструктуру станет введенный в соответствии с указанными изменениями в Федеральный закон «О морских портах» портовый инвестиционный сбор, представляющий собой обязательный целевой сбор на обновление инфраструктуры морских портов, который будет взиматься исключительно с судов загранплавания.

В 2018 году Росморречфлот ставит перед собой задачу увеличить мощности морских портов России на 28 млн тонн, в том числе за счет ввода в эксплуатацию второй очереди морского порта Сабетта (+6 млн тонн), реконструкции объектов второго грузового района порта Мурманск (+2 млн тонн), а также развития портовых мощностей в Азово-Черноморском (Новороссийск, Азов, Тамань) (+6,5 млн тонн) и Балтийском бассейнах (+3,5 млн тонн).

Безопасность мореплавания

В сфере безопасности судоходства унифицированы штатные расписания Администраций морских портов с повышением заработной платы капитанов морских портов и инспекторов государственного портового контроля. Создано обособленное подразделение - Информационно-координационный центр государственного портового контроля. Завершена передача объектов Глобальной системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности от Росрыболовства в ФГУП «Росморпорт». Введены в эксплуатацию 15 контрольно-корректирующих станций для передачи дифференциальных поправок к спутниковой навигационной системе ГЛОНАСС (7 на внутренних водных путях и 8 в морских портах РФ).

На 2018 год запланированы организация передачи на суда внутреннего водного транспорта актуализированных электронных навигационных карт внутренних водных путей Российской Федерации; внедрение инновационных технологий для промеров глубин, мониторинга гидротехнических сооружений и акваторий с применением беспилотных аппаратов; подготовка к переходу на выдачу электронных судовых документов в части государственной регистрации судов, а также дипломов и квалификационных свидетельств морякам.

В 2018 году продолжится работа по достижению ключевых целей, обозначенных в проекте Публичной декларации Росморречфлота. Основным инструментом являются государственные и федеральные целевые программы. Основной остается государственная программа «Развитие транспортной системы», которая актуализирована и утверждена в качестве «пилотной» с учетом перехода на принципы проектного управления.

В заключение В. Олерский подчеркнул, что морской флот всегда существовал в конкурентной среде, а сейчас проявился тренд на обострение конкуренции других видов транспорта и с внутренним водным транспортом. По мнению руководителя Росморречфлота, то же самое вскоре будет происходить и в портах. Поэтому для того, чтобы морской и внутренний водный транспорт не просто выжил, а победил, Росморречфлот должен приложить немало усилий, создавать условия, чтобы отрасль наращивала конкурентоспособность, развивалась и росла. Думаю, у нас это должно получиться, подчеркнул В. Олерский.

Работу признать удовлетворительной

Заместитель председателя Общественного совета при Росморречфлоте председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев в своем выступлении отметил как достижение, что между регулятором и отраслью выстроены отношения позитивного и содержательного диалога, при котором профессиональная общественность в лице Общественного совета Росморречфлота и других союзов и ассоциаций сегодня имеет возможность высказывать свое мнение и в ряде случаев и не соглашаться с предлагаемыми решениями, а корректировать их и выдвигать свои с учетом накопленного опыта. Он предложил считать работу Федерального Агентства в 2017 году удовлетворительной.

На заседании также выступили представители других общественных организаций и предприятий водного транспорта со своими предложениями и пожеланиями на будущий год. Все поступившие предложения были зафиксированы в протоколе коллегии и в дальнейшем будут рассмотрены, изучены и вынесены для более подробного обсуждения отраслевым сообществом.  

Победители конкурса «Лидер отрасли»

В рамках коллегии Максим Соколов и Виктор Олерский провели традиционную церемонию награждения особо отличившихся сотрудников Росморречфлота и подведомственных предприятий и организаций ведомственными наградами. Также были вручены дипломы победителям и номинантам проводимого Федеральным агентством морского и речного транспорта ежегодного конкурса «Лидер отрасли», которыми стали в разных номинациях: ФГБУ «Администрация морских портов Азовского моря», ФГБУ «Морская спасательная служба», ФГУП «Росморпорт», ФГУП «Морсвязьспутник», ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», Омский институт водного транспорта – филиал ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта», ООО «Универсальный перегрузочный комплекс», ООО «Черноморские круизы», ПАО «Совкомфлот», ООО «Научно-проектная компания «Мортрансниипроект» и другие компании и организации морской отрасли.

Морские порты №2 (2018)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Путин назначил замглавы Минстроя на пост врио губернатора Мурманской области

Путин назначил замглавы Минстроя на пост врио губернатора Мурманской области Ранее Марина Ковтун обратилась к президенту РФ с прошением о досрочной отставке.

Россия и Китай завершили работы по соединению моста через Амур «Тунцзян-Нижнеленинское»

Россия и Китай завершили работы по соединению моста через Амур «Тунцзян-Нижнеленинское» Российская бригада завершила работу по соединению пролета первого российско-китайского моста через р...

Российская экономика

Трутнев: нацпрограмму развития Дальнего Востока внесут в правительство РФ летом 2019 года

Трутнев: нацпрограмму развития Дальнего Востока внесут в правительство РФ летом 2019 года Основные цели программы - выход на темпы роста валового регионального продукта Дальнего Востока до 6...

Правительство утвердило долгосрочную программу развития РЖД до 2025 года

Правительство утвердило долгосрочную программу развития РЖД до 2025 года Правительство РФ утвердило   долгосрочную программу развития (ДПР) ОАО «РЖД» до 20...

Транспортная политика

Правительство РФ разрешило использовать суда под иностранным флагом для проектов СПГ

Правительство РФ разрешило использовать суда под иностранным флагом для проектов СПГ Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.  

Власти компенсируют траты бизнеса на доставку продуктов в дальние районы Сахалина и Курил

Власти компенсируют траты бизнеса на доставку продуктов в дальние районы Сахалина и Курил Власти намерены осуществлять стопроцентное возмещение транспортных расходов   предпринимат...

Морские порты

Власти Приамурья подали заявку на включение Благовещенска в «Свободный порт Владивосток»

Власти Приамурья подали заявку на включение Благовещенска в «Свободный порт Владивосток» В заявку включили три проекта на сумму более 3 млрд рублей.

Подведены итоги деятельности ФГУП «Росморпорт» за 2018 год и определены планы на 2019 год

Подведены итоги деятельности ФГУП «Росморпорт» за 2018 год и определены планы на 2019 год Итоги деятельности ФГУП «Росморпорт» за 2018 год и перспективы на 2019 год были озвучены 20 марта 20...




Морской транспорт

Иностранный балкер за неделю так и не смог сняться с мели в Керченском проливе

Иностранный балкер за неделю так и не смог сняться с мели в Керченском проливе Судовладелец намерен разгрузить судно Maryland, которое шло из Украины в Италию с 17,3 тыс. тонн мет...

«Зеленые» суда «Совкомфлота» стали обладателями сертификатов Green Award

«Зеленые» суда «Совкомфлота» стали обладателями сертификатов Green Award Эти сертификаты – знак качества для судов, которые значительно превосходят конвенционные требования ...

Речной транспорт

В структурных подразделениях ПАО «ЛОРП» полным ходом идёт подготовка к навигации

В структурных подразделениях ПАО «ЛОРП» полным ходом идёт подготовка к навигации На теплоходы выходят бригады саморемонта. Подходят к завершению  работы по выморозке и нач...

Задержка в строительстве морского лайнера на астраханском заводе составит примерно год

Задержка в строительстве морского лайнера на астраханском заводе составит примерно год Объединенная   судостроительная корпорация (ОСК) планирует сдать первый в РФ морск...

Ж/Д транспорт

Первый груз доставлен в Калининград для местной компании по железной дороге из Китая

Первый груз доставлен в Калининград для местной компании по железной дороге из Китая Груз для местной   компании впервые доставлен в Калининград в составе контейнерного поезда...

«Трансконтейнер» сохраняет планы направить на дивиденды до 50% прибыли по РСБУ за 2018 г.

«Трансконтейнер» сохраняет планы направить на дивиденды до 50% прибыли по РСБУ за 2018 г. Контейнерный оператор «Трансконтейнер» планирует направить на дивиденды до 50%   чисто...

Авто транспорт

Клиенты признали компанию UPS лидером в сфере грузоперевозок

Клиенты признали компанию UPS лидером в сфере грузоперевозок Компания UPS заняла первое место в рейтинге отрасли перевозок тяжелых грузов. Рейтинг опубликован в ...

Более полумиллиона машин проехали по Крымскому мосту за зиму

Более полумиллиона машин проехали по Крымскому мосту за зиму Более полумиллиона   автомобилей проехали по Крымскому мосту за три зимних   мес...

Аналитика

Транспортная политика

Морской отрасли поставили цели

Морской отрасли поставили цели В конце ноября в Москве в рамках Транспортной недели прошел XII Международный  форум «Тран...

Нужна новая система госуправления морской деятельностью страны

Нужна новая система госуправления морской деятельностью страны В октябре 2018 г. в Калининграде в Музее Мирового океана состоялось очередное совещание членов Морск...

Морские порты

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Ожидаемые успехи и неожиданные вызовы

Ожидаемые успехи и неожиданные вызовы 14 декабря в Министерстве транспорта РФ прошло итоговое в 2018 году заседание Совета директоров Ассо...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Воспитаны морем

Воспитаны морем В первое воскресенье июля в нашей стране отмечается День работников морского и речного флота. Этот п...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...