Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Морской транспорт
Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, флагман рыбной отрасли Дальнего Востока. 14 БМРТ, оснащенных современным оборудованием, круглый год бороздят просторы Мирового океана, добывая минтай, кальмара и сельдь. Более трех тысяч работников в море и на берегу обеспечивают стабильную работу предприятия. Каждый на своем участке, у каждого свой фронт работ, но вместе они – дружная и надежная команда Океанрыбфлота. Глядя на ровный ряд чистых и сияющих свежей краской БМРТ, уже трудно представить, что когда-то предприятие балансировало на грани гибели, и только ценой невероятных усилий и железной воли удалось его сохранить. Сегодня Океанрыбфлот – успешная, процветающая и перспективная компания, которой 1 апреля 2018 года исполнилось 50 лет.

Горький привкус нелегких лет

Стремительное, головокружительное развитие с первых лет становления, освоение самых дальних просторов Мирового океана, почти 70 судов в составе флота, многотысячная армия рыбаков, капитаны, ставшие легендой, и абсолютные рекорды всесоюзного значения по вылову и производству – это 70-80-е годы XX века.

Валерий Топчий, директор базы океанического рыболовства с 1977 по 2002 год, вспоминает: «Как только большой флот выделили в отдельную единицу, начался бурный рост, пришли новые БМРТ, появились новые объекты и районы промысла. Если раньше мы ходили недалеко от берега, то теперь ловили в Беринговом море, на побережье Америки, Японии, Перу, Новой Зеландии, Антарктиде. Мы охватили всю акваторию Тихого и Индийского океанов. Был мощный всплеск. Более 80 единиц флота, более 8,5 тыс. работников. Помню хорошо 1986 год: у нас тогда был самый большой объем добычи и переработки – 650 тыс. тонн. А весь СССР добывал 10 миллионов!»

В те годы Валерий Викторович и представить не мог, что такая могучая компания с огромным флотом и многотысячной армией работников может дать крен. Погибающий флот, массовый уход рыбаков из отрасли, отсутствие квот на вылов, многосуточные простои судов у пирса – это печально знаменитые 90-е. Смотреть на ржавеющие у причалов траулеры работникам Океанрыбфлота было тяжело. Многие уходили даже не потому, что не хватало денег (инфляция мгновенно «съедала» все, что моряк заработал), причины были в самой атмосфере бессилия и безнадежности. Остались самые преданные, они не хотели сдаваться и верили в счастливую судьбу Океанрыбфлота.

– В Океанрыбфлоте я работаю всю свою морскую жизнь – от первой практики до сегодняшнего дня, – делится воспоминаниями Галлий Габдулин, директор по эксплуатации флота и транспорта ПАО «Океанрыбфлот». – В 1977 году пошел в свой первый рейс юнгой, мне тогда не было и 16 лет. Очень суровая профессия у моряка. Капитанский хлеб – горький привкус. Если сравнить с другими профессиями, капитанов на всей планете очень немного. Я до сих пор преклоняюсь перед первыми капитанами предприятия. То, что они делали, вызывало оторопь! Молодые, 26-летние капитаны шли на Гавайи, в Антарктиду, с примитивной навигацией неизведанные районы осваивали. Они и заложили лучшие традиции флота. Они ввели строгий порядок в море, ведь морской закон потому и называется «закон», что должен быть беспрекословно выполнен. Так что основы и традиции Океанрыбфлота были основаны много лет назад. И с тех пор их неукоснительно соблюдают те, кто пришел позже. Мне всегда было интересно работать. Нравилась профессия, был надежный тыл, хорошие экипажи, хорошие люди вокруг. Когда работа в радость, и жить легче. А вот в перестройку многое изменилось. Рухнула четкая структура вертикального управления флотом, рыбной промышленностью. Необходимо было как-то поддерживать флот, сохранить коллектив. Тогда и техническое состояние судов, и кадровый состав оставляли желать лучшего. Был опасный момент в жизни предприятия, но смогли удержаться на плаву. А с приходом новых учредителей удалось решить и коренные вопросы: квоты, ремонт судов, кадровая работа… И потихоньку стали подниматься. И все это – заслуга нашего руководства и всех людей, которые работают в Океанрыбфлоте. Грустно вспоминать, сколько в перестройку ушло из компании хороших работников. Мои товарищи, друзья, коллеги, капитаны ушли туда, где больше платят. А я верил, что времена изменятся, не хотел из Океанрыбфлота уходить. И, как видите, мои предчувствия оправдались! Я выбрал работу по призванию. Никогда не жалел и никогда не пожалею о том, что выбрал морскую жизнь.

Особый повод для гордости

Весть о том, что новые руководители намерены не просто восстановить былую мощь компании, а сделать ее лучшей на Дальнем Востоке, разлетелась мгновенно. Работать в успешной компании, зарабатывать хорошие деньги, ходить в промысловые экспедиции на чистых, безопасных и надежных судах – разве не об этом мечтает каждый моряк? И отбросив тревоги, сомнения и опасения, коллектив с новыми силами бросился на трудовой фронт. Это была настоящая революция, Океанрыбфлот стал меняться буквально на глазах: новая финансовая политика, мощная реорганизация производства и восстановление флота.

– Океанрыбфлот не погиб, это главное, – говорит капитан-флагман ПАО «Океан­рыбфлот» Сергей Кислов. – Он даже в самые тяжелые времена работал, этот огромный раскачанный механизм. Руководители нового поколения вдохнули в него новую жизнь. Как оживает предприятие, я видел лично. Вспоминаю модернизацию во Владивостоке БМРТ «ХХVII съезд КПСС». Игорь Петрович Евтушок пришел на траулер, мы долго обсуждали все стадии ремонта, что делать в первую очередь. Это было непривычно: живое, активное, непосредственное участие руководства во всех процессах. Видно было, что люди знают свою работу. Финансовыми вопросами занимался Валерий Андреевич Пономарев. Признаться, тогда мало кто верил в возрождение компании. А они верили, и не просто верили, а делали. И мы потянулись за ними. Как видите, у них все получилось, и сегодня мы все гордимся, что работаем в Океанрыбфлоте.

Первым в 2003 году модернизировали БМРТ «Хотин», и весь Владивосток сбежался на пирс посмотреть на пароход, все уже забыли, что промысловые суда могут быть белоснежными. Были вложены колоссальные средства, флот расцветал, и теперь уже не было сомнений в будущем успехе. Встать на ноги после такого падения сможет не каждый. Океанрыбфлоту это удалось. В первую очередь благодаря людям, которые не дали уничтожить компанию, за короткий срок восстановили траулеры и затем вывели Океанрыбфлот на международный уровень.

– 50-летний юбилей компании – это особый повод для гордости, – говорит генеральный директор ПАО «Океанрыбфлот» Евгений Новоселов. – Ведь пережив все испытания и трудности эпохи, наша рыбодобывающая компания не просто выстояла – она стала настоящим символом времени. Океанрыбфлот мог бы повторить трагическую судьбу тысяч разрушенных предприятий страны, он много лет балансировал на грани, но отчаянно сопротивлялся. Его работники – и руководители, и моряки – с невероятным упорством и непоколебимой верой в будущее буквально сражались за его жизнь. Недаром с первых лет появления компании именно люди считаются гордостью, славой и надеждой Океанрыбфлота. Если бы мы сдались, наша компания сегодня могла уже не существовать. Сегодня мы не просто празднуем юбилей – мы гордимся нашими людьми, нашим флотом, нашими успехами. Океанрыбфлот сегодня является крупнейшей рыбодобывающей компанией не только на Дальнем Востоке, но и в России в целом. Ее имя известно далеко за пределами нашей страны и пользуется в мире заслуженным уважением. За 50 лет через эту кузницу кадров прошло более 60 тыс. человек, и каждый внес свой вклад в развитие и процветание ПАО «Океанрыбфлот». Сегодня мы вновь на передовых позициях. Компания лидирует по объемам добычи и производства, по количеству флота и численности рабочих мест, является крупнейшим налогоплательщиком Камчатского края, поэтому ее по праву называют флагманом рыбодобывающей отрасли полуострова.

Начало большого пути

О том, что на Камчатке рыбная отрасль постепенно возвращает утраченные позиции, свидетельствует такой факт: девятый год подряд полуостров становится лидером по объемам добычи водных биоресурсов среди регионов не только Дальнего Востока, но и России в целом и стабильно удерживает первое место по добыче минтая – более 500 тыс. тонн в год! Доля Океанрыбфлота здесь самая внушительная, почти 42% от общей добычи минтая по всему краю. Это главный объект промысла компании. Вторая по объемам добычи сельдь – 50 тыс. и кальмар – около 16 тыс. тонн в год. Процесс производства идет непрерывно на судовых заводах прямо в районе промысла, все суда работают как единый механизм, управляемый из командного штаба. Постановка и выборка трала, работа судового завода, переработка сырья и отправка готовой продукции в трюмы. Все это быстро, четко и без лишних слов – процесс отработан до мелочей. И когда трюмы заполнены, в район промысла торопятся герои невидимого фронта – транспортные суда, которые хоть и называются вспомогательным флотом, на самом деле равноправные участники процесса. Они отвезут товар в порт, и уже оттуда поедет свежее филе по разным регионам большой страны – от Петропавловска-Камчатского до Калининграда. Давно прошли времена, когда на судах только морозили выловленный сырец и продавали его за копейки на дальнейшую переработку. Теперь судовые заводы и сами способны выпускать такую нежную и востребованную продукцию, как филе. Все суда Океанрыбфлота недавно прошли модернизацию, в которую было вложено почти пять миллиардов собственных средств, и на данный момент производят высококачественную продукцию первичной заморозки глубокой переработки. Траулеры компании способны производить до 200 тонн филе минтая, 250 тонн филе сельди, 50 тонн очищенного кальмара в сутки.

Сегодня все БМРТ компании на высоком техническом уровне. Капитан-директор БМРТ «Министр Ишков» Михаил Стычкевич не скрывает гордости:

– Так как у нас теперь новый, отличный завод и опытный добросовестный экипаж, то и показатели высокие. Выпускаем до 150 тонн мороженой продукции в сутки. Руководство позволило нам сделать траулер, как говорится, «под себя», мы своими руками создали прекрасное судно. Все сделали капитально, вложили в него душу. Мы полтора года назад ремонтировали «Иртышск» и уже наученные опытом такого ремонта БМРТ «Министр Ишков» сделали еще лучше.

– Траулер универсальный, замечательный, подготовлен к любому виду промысла – и минтай, и сельдь, и кальмара можем перерабатывать, – подтверждает капитан-директор БМРТ «Московская Олимпиада» Константин Огневой.– За время перехода из одного района промысла в другой мы успеваем перестроить завод на переработку другого вида сырья и к месту добычи приходим уже готовыми, судовой завод запускается мгновенно. Профессия рыбака снова становится престижной, что меня лично очень радует. Я в этой компании работаю уже 28 лет, прошел путь от матроса до капитана, и для меня пароход не просто место работы, здесь – моя жизнь.

– Мы из рейса идем в порт и в порядок траулер приводим по пути: моем, чистим, красим и заходим в бухту уже при параде. Это уже норма для нас. И как-то не хочется вспоминать тяжелые времена, ведь чуть не потеряли компанию, –завершает рассказ капитан-директор БМРТ «Анатолий Пономарев» Виктор Орлов. – Я лично не знаю других компаний, которые бы реально миллиарды в модернизацию вкладывали, и рад, что все у нас теперь хорошо.

Сегодня Океанрыбфлот переворачивает новую страницу своей истории. За 50 лет в летописи компании появилось много славных имен и значимых событий, дальше – сотни чистых листов, которые будут заполняться новыми эпизодами. Для предприятия с такой богатой биографией и яркой судьбой 50 лет – это только начало большого пути. Семь футов под килем, Океанрыбфлот!

Морской флот №1 (2018)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Число погибших моряков в Черном море увеличилось до 14

Число погибших моряков в Черном море увеличилось до 14 Число погибших моряков в результате пожара на двух судах в Черном море, по предварительным данным, в...

Пострадавшие при пожаре в Черном море до сих пор не получили медицинскую помощь

Пострадавшие при пожаре в Черном море до сих пор не получили медицинскую помощь Крымские медики получают противоречивую и неполную информацию о состоянии пострадавших моряков с дву...

Российская экономика

На развитие Северного морского пути потребуется более 900 млрд рублей

На развитие Северного морского пути потребуется более 900 млрд рублей На развитие Северного морского пути (СМП) в 2019-2024 годах потребуется 905,6 млрд рублей. О...

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики Президент России Владимир Путин на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым поддержал его пре...

Транспортная политика

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку Отвечая на вопросы журналистов после совместного заседания Коллегии Росморречфлота и Общественного с...

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры Минтранс, Минфин, Минэкономразвития России совместно с «Новатэком» должны до 1 марта 2019 года прора...

Морские порты

Владморрыбпорт в 2018г увеличил перевалку на 14%, до рекордного для себя уровня 4,54 млн тонн

Владморрыбпорт в 2018г увеличил перевалку на 14%, до рекордного для себя уровня 4,54 млн тонн ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» («Владморрыбпорт», стивидорная компания в порту «Влади...

СКР проверяет информацию об обрушении крыши склада удобрений в Морском порту Петербурга

СКР проверяет информацию об обрушении крыши склада удобрений в Морском порту Петербурга Северо-Западное следственное управление на транспорте СКР проверяет сообщения СМИ об обрушении крыши...




Морской транспорт

Аквафермеры планируют участвовать в программе строительства маломерных судов в Российской Федерации

Аквафермеры планируют участвовать в программе строительства  маломерных судов в Российской Федерации Российские аквакультурные предприятия планируют участвовать в программе строительства судов маломерн...

Информация о ледокольных проводках ФГУП «Росморпорт» в морских портах России на 21 января 2019 года

Информация о ледокольных проводках ФГУП «Росморпорт» в морских портах России на 21 января 2019 года С начала навигации 2018-2019 гг. в замерзающих морских портах России под контролем ледоколов ФГУП «Р...

Речной транспорт

Теплоход столкнулся с набережной в районе парка Горького в Москве

Теплоход столкнулся с набережной в районе парка Горького в Москве Следователи разбираются в обстоятельствах столкновения теплохода с набережной в районе парка имени Г...

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге Итоги экспедиционного сезона-2018 участники проекта «Плавучий университет Волжского бассейна» предст...

Ж/Д транспорт

Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2018 г. вырос на 6,1%

Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2018 г. вырос на 6,1% «Трансконтейнер» увеличил   контейнерные перевозки в 2018 году на 6,1% к уровню 2017&n...

В Мурманском регионе Октябрьской железной дороги полностью обновлен парк грузовых локомотивов

В Мурманском регионе Октябрьской железной дороги полностью обновлен парк грузовых локомотивов По состоянию на январь 2019 года парк грузовых локомотивов на полигоне Мурманского территориального ...

Авто транспорт

Федеральные дорожники расчистили от снега самый сложный участок Транскама в Северной Осетии

Федеральные дорожники расчистили от снега самый сложный участок Транскама в Северной Осетии Накануне подведомственное Росавтодору ФКУ Упрдор «Кавказ» завершило расчистку от снега самого сложно...

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию Накануне в Росавтодоре состоялась рабочая встреча главы Федерального дорожного агентства Андрея Кост...

Аналитика

Транспортная политика

Великий северный путь – разморозить!

Великий северный путь – разморозить! Сегодня каждому образованному человеку понятно, что Арктика – это не просто завтрашний день России, ...

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Морские порты

Порт в ипотеку

Порт в ипотеку В сентябре в Москве прошел III Стратегический форум «Транспортная инфраструктура России», организова...

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок Порт Ростов-на-Дону находится в центре транспортных магистралей Юга России, обеспечивающих выход к б...

Морской транспорт

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...