Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Морской транспорт
Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, флагман рыбной отрасли Дальнего Востока. 14 БМРТ, оснащенных современным оборудованием, круглый год бороздят просторы Мирового океана, добывая минтай, кальмара и сельдь. Более трех тысяч работников в море и на берегу обеспечивают стабильную работу предприятия. Каждый на своем участке, у каждого свой фронт работ, но вместе они – дружная и надежная команда Океанрыбфлота. Глядя на ровный ряд чистых и сияющих свежей краской БМРТ, уже трудно представить, что когда-то предприятие балансировало на грани гибели, и только ценой невероятных усилий и железной воли удалось его сохранить. Сегодня Океанрыбфлот – успешная, процветающая и перспективная компания, которой 1 апреля 2018 года исполнилось 50 лет.

Горький привкус нелегких лет

Стремительное, головокружительное развитие с первых лет становления, освоение самых дальних просторов Мирового океана, почти 70 судов в составе флота, многотысячная армия рыбаков, капитаны, ставшие легендой, и абсолютные рекорды всесоюзного значения по вылову и производству – это 70-80-е годы XX века.

Валерий Топчий, директор базы океанического рыболовства с 1977 по 2002 год, вспоминает: «Как только большой флот выделили в отдельную единицу, начался бурный рост, пришли новые БМРТ, появились новые объекты и районы промысла. Если раньше мы ходили недалеко от берега, то теперь ловили в Беринговом море, на побережье Америки, Японии, Перу, Новой Зеландии, Антарктиде. Мы охватили всю акваторию Тихого и Индийского океанов. Был мощный всплеск. Более 80 единиц флота, более 8,5 тыс. работников. Помню хорошо 1986 год: у нас тогда был самый большой объем добычи и переработки – 650 тыс. тонн. А весь СССР добывал 10 миллионов!»

В те годы Валерий Викторович и представить не мог, что такая могучая компания с огромным флотом и многотысячной армией работников может дать крен. Погибающий флот, массовый уход рыбаков из отрасли, отсутствие квот на вылов, многосуточные простои судов у пирса – это печально знаменитые 90-е. Смотреть на ржавеющие у причалов траулеры работникам Океанрыбфлота было тяжело. Многие уходили даже не потому, что не хватало денег (инфляция мгновенно «съедала» все, что моряк заработал), причины были в самой атмосфере бессилия и безнадежности. Остались самые преданные, они не хотели сдаваться и верили в счастливую судьбу Океанрыбфлота.

– В Океанрыбфлоте я работаю всю свою морскую жизнь – от первой практики до сегодняшнего дня, – делится воспоминаниями Галлий Габдулин, директор по эксплуатации флота и транспорта ПАО «Океанрыбфлот». – В 1977 году пошел в свой первый рейс юнгой, мне тогда не было и 16 лет. Очень суровая профессия у моряка. Капитанский хлеб – горький привкус. Если сравнить с другими профессиями, капитанов на всей планете очень немного. Я до сих пор преклоняюсь перед первыми капитанами предприятия. То, что они делали, вызывало оторопь! Молодые, 26-летние капитаны шли на Гавайи, в Антарктиду, с примитивной навигацией неизведанные районы осваивали. Они и заложили лучшие традиции флота. Они ввели строгий порядок в море, ведь морской закон потому и называется «закон», что должен быть беспрекословно выполнен. Так что основы и традиции Океанрыбфлота были основаны много лет назад. И с тех пор их неукоснительно соблюдают те, кто пришел позже. Мне всегда было интересно работать. Нравилась профессия, был надежный тыл, хорошие экипажи, хорошие люди вокруг. Когда работа в радость, и жить легче. А вот в перестройку многое изменилось. Рухнула четкая структура вертикального управления флотом, рыбной промышленностью. Необходимо было как-то поддерживать флот, сохранить коллектив. Тогда и техническое состояние судов, и кадровый состав оставляли желать лучшего. Был опасный момент в жизни предприятия, но смогли удержаться на плаву. А с приходом новых учредителей удалось решить и коренные вопросы: квоты, ремонт судов, кадровая работа… И потихоньку стали подниматься. И все это – заслуга нашего руководства и всех людей, которые работают в Океанрыбфлоте. Грустно вспоминать, сколько в перестройку ушло из компании хороших работников. Мои товарищи, друзья, коллеги, капитаны ушли туда, где больше платят. А я верил, что времена изменятся, не хотел из Океанрыбфлота уходить. И, как видите, мои предчувствия оправдались! Я выбрал работу по призванию. Никогда не жалел и никогда не пожалею о том, что выбрал морскую жизнь.

Особый повод для гордости

Весть о том, что новые руководители намерены не просто восстановить былую мощь компании, а сделать ее лучшей на Дальнем Востоке, разлетелась мгновенно. Работать в успешной компании, зарабатывать хорошие деньги, ходить в промысловые экспедиции на чистых, безопасных и надежных судах – разве не об этом мечтает каждый моряк? И отбросив тревоги, сомнения и опасения, коллектив с новыми силами бросился на трудовой фронт. Это была настоящая революция, Океанрыбфлот стал меняться буквально на глазах: новая финансовая политика, мощная реорганизация производства и восстановление флота.

– Океанрыбфлот не погиб, это главное, – говорит капитан-флагман ПАО «Океан­рыбфлот» Сергей Кислов. – Он даже в самые тяжелые времена работал, этот огромный раскачанный механизм. Руководители нового поколения вдохнули в него новую жизнь. Как оживает предприятие, я видел лично. Вспоминаю модернизацию во Владивостоке БМРТ «ХХVII съезд КПСС». Игорь Петрович Евтушок пришел на траулер, мы долго обсуждали все стадии ремонта, что делать в первую очередь. Это было непривычно: живое, активное, непосредственное участие руководства во всех процессах. Видно было, что люди знают свою работу. Финансовыми вопросами занимался Валерий Андреевич Пономарев. Признаться, тогда мало кто верил в возрождение компании. А они верили, и не просто верили, а делали. И мы потянулись за ними. Как видите, у них все получилось, и сегодня мы все гордимся, что работаем в Океанрыбфлоте.

Первым в 2003 году модернизировали БМРТ «Хотин», и весь Владивосток сбежался на пирс посмотреть на пароход, все уже забыли, что промысловые суда могут быть белоснежными. Были вложены колоссальные средства, флот расцветал, и теперь уже не было сомнений в будущем успехе. Встать на ноги после такого падения сможет не каждый. Океанрыбфлоту это удалось. В первую очередь благодаря людям, которые не дали уничтожить компанию, за короткий срок восстановили траулеры и затем вывели Океанрыбфлот на международный уровень.

– 50-летний юбилей компании – это особый повод для гордости, – говорит генеральный директор ПАО «Океанрыбфлот» Евгений Новоселов. – Ведь пережив все испытания и трудности эпохи, наша рыбодобывающая компания не просто выстояла – она стала настоящим символом времени. Океанрыбфлот мог бы повторить трагическую судьбу тысяч разрушенных предприятий страны, он много лет балансировал на грани, но отчаянно сопротивлялся. Его работники – и руководители, и моряки – с невероятным упорством и непоколебимой верой в будущее буквально сражались за его жизнь. Недаром с первых лет появления компании именно люди считаются гордостью, славой и надеждой Океанрыбфлота. Если бы мы сдались, наша компания сегодня могла уже не существовать. Сегодня мы не просто празднуем юбилей – мы гордимся нашими людьми, нашим флотом, нашими успехами. Океанрыбфлот сегодня является крупнейшей рыбодобывающей компанией не только на Дальнем Востоке, но и в России в целом. Ее имя известно далеко за пределами нашей страны и пользуется в мире заслуженным уважением. За 50 лет через эту кузницу кадров прошло более 60 тыс. человек, и каждый внес свой вклад в развитие и процветание ПАО «Океанрыбфлот». Сегодня мы вновь на передовых позициях. Компания лидирует по объемам добычи и производства, по количеству флота и численности рабочих мест, является крупнейшим налогоплательщиком Камчатского края, поэтому ее по праву называют флагманом рыбодобывающей отрасли полуострова.

Начало большого пути

О том, что на Камчатке рыбная отрасль постепенно возвращает утраченные позиции, свидетельствует такой факт: девятый год подряд полуостров становится лидером по объемам добычи водных биоресурсов среди регионов не только Дальнего Востока, но и России в целом и стабильно удерживает первое место по добыче минтая – более 500 тыс. тонн в год! Доля Океанрыбфлота здесь самая внушительная, почти 42% от общей добычи минтая по всему краю. Это главный объект промысла компании. Вторая по объемам добычи сельдь – 50 тыс. и кальмар – около 16 тыс. тонн в год. Процесс производства идет непрерывно на судовых заводах прямо в районе промысла, все суда работают как единый механизм, управляемый из командного штаба. Постановка и выборка трала, работа судового завода, переработка сырья и отправка готовой продукции в трюмы. Все это быстро, четко и без лишних слов – процесс отработан до мелочей. И когда трюмы заполнены, в район промысла торопятся герои невидимого фронта – транспортные суда, которые хоть и называются вспомогательным флотом, на самом деле равноправные участники процесса. Они отвезут товар в порт, и уже оттуда поедет свежее филе по разным регионам большой страны – от Петропавловска-Камчатского до Калининграда. Давно прошли времена, когда на судах только морозили выловленный сырец и продавали его за копейки на дальнейшую переработку. Теперь судовые заводы и сами способны выпускать такую нежную и востребованную продукцию, как филе. Все суда Океанрыбфлота недавно прошли модернизацию, в которую было вложено почти пять миллиардов собственных средств, и на данный момент производят высококачественную продукцию первичной заморозки глубокой переработки. Траулеры компании способны производить до 200 тонн филе минтая, 250 тонн филе сельди, 50 тонн очищенного кальмара в сутки.

Сегодня все БМРТ компании на высоком техническом уровне. Капитан-директор БМРТ «Министр Ишков» Михаил Стычкевич не скрывает гордости:

– Так как у нас теперь новый, отличный завод и опытный добросовестный экипаж, то и показатели высокие. Выпускаем до 150 тонн мороженой продукции в сутки. Руководство позволило нам сделать траулер, как говорится, «под себя», мы своими руками создали прекрасное судно. Все сделали капитально, вложили в него душу. Мы полтора года назад ремонтировали «Иртышск» и уже наученные опытом такого ремонта БМРТ «Министр Ишков» сделали еще лучше.

– Траулер универсальный, замечательный, подготовлен к любому виду промысла – и минтай, и сельдь, и кальмара можем перерабатывать, – подтверждает капитан-директор БМРТ «Московская Олимпиада» Константин Огневой.– За время перехода из одного района промысла в другой мы успеваем перестроить завод на переработку другого вида сырья и к месту добычи приходим уже готовыми, судовой завод запускается мгновенно. Профессия рыбака снова становится престижной, что меня лично очень радует. Я в этой компании работаю уже 28 лет, прошел путь от матроса до капитана, и для меня пароход не просто место работы, здесь – моя жизнь.

– Мы из рейса идем в порт и в порядок траулер приводим по пути: моем, чистим, красим и заходим в бухту уже при параде. Это уже норма для нас. И как-то не хочется вспоминать тяжелые времена, ведь чуть не потеряли компанию, –завершает рассказ капитан-директор БМРТ «Анатолий Пономарев» Виктор Орлов. – Я лично не знаю других компаний, которые бы реально миллиарды в модернизацию вкладывали, и рад, что все у нас теперь хорошо.

Сегодня Океанрыбфлот переворачивает новую страницу своей истории. За 50 лет в летописи компании появилось много славных имен и значимых событий, дальше – сотни чистых листов, которые будут заполняться новыми эпизодами. Для предприятия с такой богатой биографией и яркой судьбой 50 лет – это только начало большого пути. Семь футов под килем, Океанрыбфлот!

Морской флот №1 (2018)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Новейший корвет «Дерзкий» получит систему электродвижения за 234 млн рублей

Новейший корвет «Дерзкий» получит систему электродвижения за 234 млн рублей Это следует из опубликованных судоверфью 16 ноября материалов закупки у единственного поставщика.

«Детская военная игра»: в России оценили заявления Украины о «закрытии» воздушного пространства над Чёрным морем

«Детская военная игра»: в России оценили заявления Украины о «закрытии» воздушного пространства над Чёрным морем В Крыму считают проявлением агрессии учения ВС Украины в Херсонской области, из-за которых Киев заяв...

Российская экономика

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Итоги работы ПАО «Совкомфлот» за 3 кв. и 9 месяцев 2018 года/

ФАС утвердила надбавку в 8% к тарифам РЖД для всех грузов, кроме нефти и алюминия

ФАС утвердила  надбавку в 8% к тарифам РЖД для всех грузов, кроме нефти и алюминия Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России утвердила экспортную надбавку в 8% к гру...

Транспортная политика

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути «Разработка такого плана действительно ведется, он проходит процедуру межведомственного согласования...

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей На развитие транспортной системы Московской области, ускорение товародвижения, повышение качества ус...

Морские порты

Порт Калининград в январе-октябре увеличил перевалку на 5%

Порт Калининград в январе-октябре увеличил перевалку на 5% Порт Калининград в январе-октябре 2018 года обработал 11,836 млн тонн грузов, что на 5% превысил...

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года С начала 2018 года АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит в UCL Holding) направле...




Морской транспорт

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма Госпогранслужба Украины задержала 15 судов за «незаконные» заходы в крымские порты.

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459 Началась подготовка к модернизации лоцманского катера пр. 1459 по замене старых ДРА на дизель-редукт...

Речной транспорт

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла Особое внимание участники совещания уделили проблемным вопросам строительства, таким как  ...

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти Причал сможет принимать одновременно и СПК «Метеор», и большие лайнеры.

Ж/Д транспорт

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10%

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10% ОАО «Российские железные дороги» в 2019 г. планирует закупить 673 локомотива, сообщил заместитель ге...

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании В настоящее время уже готов проект по восстановлению вокзалов, путей, ремонту   локомотиво...

Авто транспорт

Ввоз праворульных машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» может начаться в ближайшие дни

Ввоз праворульных машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» может начаться в ближайшие дни Этого ожидает губернатора Приморья Олег Кожемяко.

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году Ранее сообщалось, что по результатам социологического исследования Тюмень возглавила список городов ...

Аналитика

Транспортная политика

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Каспийское море в новом статусе

Каспийское море в новом статусе Пятый Каспийский саммит прошел 12 августа 2018 года в Актау и стал главным региональным событием пос...

Морские порты

Транспортный узел для Севморпути

Транспортный узел для Севморпути Морской порт Петропавловск-Камчатский – это мощный, динамично развивающийся порт, расположенный на в...

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения Эксперты японских компаний провели исследование состояния окружающей среды на морских терминалах кру...

Морской транспорт

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве Группа компаний «Совкомфлот» и ПАО «НОВАТЭК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в ...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Безопасность мореплавания

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...