Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Морской транспорт
Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, флагман рыбной отрасли Дальнего Востока. 14 БМРТ, оснащенных современным оборудованием, круглый год бороздят просторы Мирового океана, добывая минтай, кальмара и сельдь. Более трех тысяч работников в море и на берегу обеспечивают стабильную работу предприятия. Каждый на своем участке, у каждого свой фронт работ, но вместе они – дружная и надежная команда Океанрыбфлота. Глядя на ровный ряд чистых и сияющих свежей краской БМРТ, уже трудно представить, что когда-то предприятие балансировало на грани гибели, и только ценой невероятных усилий и железной воли удалось его сохранить. Сегодня Океанрыбфлот – успешная, процветающая и перспективная компания, которой 1 апреля 2018 года исполнилось 50 лет.

Горький привкус нелегких лет

Стремительное, головокружительное развитие с первых лет становления, освоение самых дальних просторов Мирового океана, почти 70 судов в составе флота, многотысячная армия рыбаков, капитаны, ставшие легендой, и абсолютные рекорды всесоюзного значения по вылову и производству – это 70-80-е годы XX века.

Валерий Топчий, директор базы океанического рыболовства с 1977 по 2002 год, вспоминает: «Как только большой флот выделили в отдельную единицу, начался бурный рост, пришли новые БМРТ, появились новые объекты и районы промысла. Если раньше мы ходили недалеко от берега, то теперь ловили в Беринговом море, на побережье Америки, Японии, Перу, Новой Зеландии, Антарктиде. Мы охватили всю акваторию Тихого и Индийского океанов. Был мощный всплеск. Более 80 единиц флота, более 8,5 тыс. работников. Помню хорошо 1986 год: у нас тогда был самый большой объем добычи и переработки – 650 тыс. тонн. А весь СССР добывал 10 миллионов!»

В те годы Валерий Викторович и представить не мог, что такая могучая компания с огромным флотом и многотысячной армией работников может дать крен. Погибающий флот, массовый уход рыбаков из отрасли, отсутствие квот на вылов, многосуточные простои судов у пирса – это печально знаменитые 90-е. Смотреть на ржавеющие у причалов траулеры работникам Океанрыбфлота было тяжело. Многие уходили даже не потому, что не хватало денег (инфляция мгновенно «съедала» все, что моряк заработал), причины были в самой атмосфере бессилия и безнадежности. Остались самые преданные, они не хотели сдаваться и верили в счастливую судьбу Океанрыбфлота.

– В Океанрыбфлоте я работаю всю свою морскую жизнь – от первой практики до сегодняшнего дня, – делится воспоминаниями Галлий Габдулин, директор по эксплуатации флота и транспорта ПАО «Океанрыбфлот». – В 1977 году пошел в свой первый рейс юнгой, мне тогда не было и 16 лет. Очень суровая профессия у моряка. Капитанский хлеб – горький привкус. Если сравнить с другими профессиями, капитанов на всей планете очень немного. Я до сих пор преклоняюсь перед первыми капитанами предприятия. То, что они делали, вызывало оторопь! Молодые, 26-летние капитаны шли на Гавайи, в Антарктиду, с примитивной навигацией неизведанные районы осваивали. Они и заложили лучшие традиции флота. Они ввели строгий порядок в море, ведь морской закон потому и называется «закон», что должен быть беспрекословно выполнен. Так что основы и традиции Океанрыбфлота были основаны много лет назад. И с тех пор их неукоснительно соблюдают те, кто пришел позже. Мне всегда было интересно работать. Нравилась профессия, был надежный тыл, хорошие экипажи, хорошие люди вокруг. Когда работа в радость, и жить легче. А вот в перестройку многое изменилось. Рухнула четкая структура вертикального управления флотом, рыбной промышленностью. Необходимо было как-то поддерживать флот, сохранить коллектив. Тогда и техническое состояние судов, и кадровый состав оставляли желать лучшего. Был опасный момент в жизни предприятия, но смогли удержаться на плаву. А с приходом новых учредителей удалось решить и коренные вопросы: квоты, ремонт судов, кадровая работа… И потихоньку стали подниматься. И все это – заслуга нашего руководства и всех людей, которые работают в Океанрыбфлоте. Грустно вспоминать, сколько в перестройку ушло из компании хороших работников. Мои товарищи, друзья, коллеги, капитаны ушли туда, где больше платят. А я верил, что времена изменятся, не хотел из Океанрыбфлота уходить. И, как видите, мои предчувствия оправдались! Я выбрал работу по призванию. Никогда не жалел и никогда не пожалею о том, что выбрал морскую жизнь.

Особый повод для гордости

Весть о том, что новые руководители намерены не просто восстановить былую мощь компании, а сделать ее лучшей на Дальнем Востоке, разлетелась мгновенно. Работать в успешной компании, зарабатывать хорошие деньги, ходить в промысловые экспедиции на чистых, безопасных и надежных судах – разве не об этом мечтает каждый моряк? И отбросив тревоги, сомнения и опасения, коллектив с новыми силами бросился на трудовой фронт. Это была настоящая революция, Океанрыбфлот стал меняться буквально на глазах: новая финансовая политика, мощная реорганизация производства и восстановление флота.

– Океанрыбфлот не погиб, это главное, – говорит капитан-флагман ПАО «Океан­рыбфлот» Сергей Кислов. – Он даже в самые тяжелые времена работал, этот огромный раскачанный механизм. Руководители нового поколения вдохнули в него новую жизнь. Как оживает предприятие, я видел лично. Вспоминаю модернизацию во Владивостоке БМРТ «ХХVII съезд КПСС». Игорь Петрович Евтушок пришел на траулер, мы долго обсуждали все стадии ремонта, что делать в первую очередь. Это было непривычно: живое, активное, непосредственное участие руководства во всех процессах. Видно было, что люди знают свою работу. Финансовыми вопросами занимался Валерий Андреевич Пономарев. Признаться, тогда мало кто верил в возрождение компании. А они верили, и не просто верили, а делали. И мы потянулись за ними. Как видите, у них все получилось, и сегодня мы все гордимся, что работаем в Океанрыбфлоте.

Первым в 2003 году модернизировали БМРТ «Хотин», и весь Владивосток сбежался на пирс посмотреть на пароход, все уже забыли, что промысловые суда могут быть белоснежными. Были вложены колоссальные средства, флот расцветал, и теперь уже не было сомнений в будущем успехе. Встать на ноги после такого падения сможет не каждый. Океанрыбфлоту это удалось. В первую очередь благодаря людям, которые не дали уничтожить компанию, за короткий срок восстановили траулеры и затем вывели Океанрыбфлот на международный уровень.

– 50-летний юбилей компании – это особый повод для гордости, – говорит генеральный директор ПАО «Океанрыбфлот» Евгений Новоселов. – Ведь пережив все испытания и трудности эпохи, наша рыбодобывающая компания не просто выстояла – она стала настоящим символом времени. Океанрыбфлот мог бы повторить трагическую судьбу тысяч разрушенных предприятий страны, он много лет балансировал на грани, но отчаянно сопротивлялся. Его работники – и руководители, и моряки – с невероятным упорством и непоколебимой верой в будущее буквально сражались за его жизнь. Недаром с первых лет появления компании именно люди считаются гордостью, славой и надеждой Океанрыбфлота. Если бы мы сдались, наша компания сегодня могла уже не существовать. Сегодня мы не просто празднуем юбилей – мы гордимся нашими людьми, нашим флотом, нашими успехами. Океанрыбфлот сегодня является крупнейшей рыбодобывающей компанией не только на Дальнем Востоке, но и в России в целом. Ее имя известно далеко за пределами нашей страны и пользуется в мире заслуженным уважением. За 50 лет через эту кузницу кадров прошло более 60 тыс. человек, и каждый внес свой вклад в развитие и процветание ПАО «Океанрыбфлот». Сегодня мы вновь на передовых позициях. Компания лидирует по объемам добычи и производства, по количеству флота и численности рабочих мест, является крупнейшим налогоплательщиком Камчатского края, поэтому ее по праву называют флагманом рыбодобывающей отрасли полуострова.

Начало большого пути

О том, что на Камчатке рыбная отрасль постепенно возвращает утраченные позиции, свидетельствует такой факт: девятый год подряд полуостров становится лидером по объемам добычи водных биоресурсов среди регионов не только Дальнего Востока, но и России в целом и стабильно удерживает первое место по добыче минтая – более 500 тыс. тонн в год! Доля Океанрыбфлота здесь самая внушительная, почти 42% от общей добычи минтая по всему краю. Это главный объект промысла компании. Вторая по объемам добычи сельдь – 50 тыс. и кальмар – около 16 тыс. тонн в год. Процесс производства идет непрерывно на судовых заводах прямо в районе промысла, все суда работают как единый механизм, управляемый из командного штаба. Постановка и выборка трала, работа судового завода, переработка сырья и отправка готовой продукции в трюмы. Все это быстро, четко и без лишних слов – процесс отработан до мелочей. И когда трюмы заполнены, в район промысла торопятся герои невидимого фронта – транспортные суда, которые хоть и называются вспомогательным флотом, на самом деле равноправные участники процесса. Они отвезут товар в порт, и уже оттуда поедет свежее филе по разным регионам большой страны – от Петропавловска-Камчатского до Калининграда. Давно прошли времена, когда на судах только морозили выловленный сырец и продавали его за копейки на дальнейшую переработку. Теперь судовые заводы и сами способны выпускать такую нежную и востребованную продукцию, как филе. Все суда Океанрыбфлота недавно прошли модернизацию, в которую было вложено почти пять миллиардов собственных средств, и на данный момент производят высококачественную продукцию первичной заморозки глубокой переработки. Траулеры компании способны производить до 200 тонн филе минтая, 250 тонн филе сельди, 50 тонн очищенного кальмара в сутки.

Сегодня все БМРТ компании на высоком техническом уровне. Капитан-директор БМРТ «Министр Ишков» Михаил Стычкевич не скрывает гордости:

– Так как у нас теперь новый, отличный завод и опытный добросовестный экипаж, то и показатели высокие. Выпускаем до 150 тонн мороженой продукции в сутки. Руководство позволило нам сделать траулер, как говорится, «под себя», мы своими руками создали прекрасное судно. Все сделали капитально, вложили в него душу. Мы полтора года назад ремонтировали «Иртышск» и уже наученные опытом такого ремонта БМРТ «Министр Ишков» сделали еще лучше.

– Траулер универсальный, замечательный, подготовлен к любому виду промысла – и минтай, и сельдь, и кальмара можем перерабатывать, – подтверждает капитан-директор БМРТ «Московская Олимпиада» Константин Огневой.– За время перехода из одного района промысла в другой мы успеваем перестроить завод на переработку другого вида сырья и к месту добычи приходим уже готовыми, судовой завод запускается мгновенно. Профессия рыбака снова становится престижной, что меня лично очень радует. Я в этой компании работаю уже 28 лет, прошел путь от матроса до капитана, и для меня пароход не просто место работы, здесь – моя жизнь.

– Мы из рейса идем в порт и в порядок траулер приводим по пути: моем, чистим, красим и заходим в бухту уже при параде. Это уже норма для нас. И как-то не хочется вспоминать тяжелые времена, ведь чуть не потеряли компанию, –завершает рассказ капитан-директор БМРТ «Анатолий Пономарев» Виктор Орлов. – Я лично не знаю других компаний, которые бы реально миллиарды в модернизацию вкладывали, и рад, что все у нас теперь хорошо.

Сегодня Океанрыбфлот переворачивает новую страницу своей истории. За 50 лет в летописи компании появилось много славных имен и значимых событий, дальше – сотни чистых листов, которые будут заполняться новыми эпизодами. Для предприятия с такой богатой биографией и яркой судьбой 50 лет – это только начало большого пути. Семь футов под килем, Океанрыбфлот!

Морской флот №1 (2018)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

«Альфа-Банк» и группа «Альфа Страхование» выступят партнерами SEAFOOD EXPO RUSSIA 2019

«Альфа-Банк» и группа «Альфа Страхование» выступят партнерами SEAFOOD EXPO RUSSIA 2019 «Альфа-Банк» получил статус Стратегического партнера III Международной выставки рыбной индустрии, мо...

SEAFOOD EXPO RUSSIA 2019 объявляет 11 июля Днем аквакультуры

SEAFOOD EXPO RUSSIA 2019 объявляет 11 июля Днем аквакультуры Деловая программа второго дня III Выставки рыбной индустрии, морепродуктов и технологий (SEAFOOD...

Российская экономика

Страны ЕАЭС утвердили дорожную карту по созданию единой транзитной системы

Страны ЕАЭС утвердили дорожную карту по созданию единой транзитной системы Таможенные службы стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) утвердили дорожную карту по...

S&P повысило долгосрочные кредитные рейтинги ПАО «ГТЛК» до уровня «BB»

S&P повысило долгосрочные кредитные рейтинги ПАО «ГТЛК» до уровня «BB» Рейтинговое агентство S&P Global Ratings повысило долгосрочные кредитные рейтинги ПАО «ГТЛК» в иност...

Транспортная политика

Инфопартнером II Всероссийской отраслевой конференции «Транспортная безопасность водного транспорта» выбрана газета «Морские вести России»

Инфопартнером II Всероссийской отраслевой конференции «Транспортная безопасность водного транспорта» выбрана газета «Морские вести России» В Думе состоялось очередное заседание оргкомитета по подготовке и проведению II Всероссийской отрасл...

Заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота принял участие в совещании Морской коллегии

Заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота принял участие в совещании Морской коллегии Заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота Юрий Цветков принял участие в совещ...

Морские порты

«СММ» запустило в эксплуатацию электрический кран серии «Витязь» для УПК

«СММ» запустило в эксплуатацию электрический кран серии «Витязь» для УПК ЗАО «СММ» успешно провело приемо-сдаточные испытания и запустило в эксплуатацию ранее изготовленный ...

В Новороссийском порту начато расследование навала судна FOS Hamilton на причал

В Новороссийском порту начато расследование навала судна FOS Hamilton на причал В Новороссийском порту начато расследование навала судна FOS Hamilton на причал №1А Нефтерайона «Шес...




Морской транспорт

США создают коалицию для защиты свободы судоходства в регионе Персидского залива – СМИ

США создают коалицию для защиты свободы судоходства в регионе Персидского залива – СМИ Соединенные Штаты вместе с союзниками создают коалицию с целью обеспечения свободы судоходства в рег...

В этом году объем продаж гражданской продукции ОСК может составить 65 млрд рублей

В этом году объем продаж гражданской продукции ОСК может составить 65 млрд рублей Объединенная судостроительная  корпорация (ОСК) планирует, что объем продаж гражда...

Речной транспорт

Енисейское пароходство начало доставку грузов в Норильский промышленный район

Енисейское пароходство начало доставку грузов в   Норильский промышленный район Енисейское речное пароходство (ЕРП) отправило первые грузы в Норильский   промышле...

Дневник навигации ПАО ЛОРП: «ОТ-2048» пойдёт на Алдан

Дневник навигации ПАО ЛОРП: «ОТ-2048» пойдёт на Алдан По состоянию на 18 июня на водных магистралях республики и Иркутской области в работе находятся 39 е...

Ж/Д транспорт

ОВК поставит платформы для леса компании «ЮниКредит Лизинг»

ОВК поставит платформы для леса компании «ЮниКредит Лизинг» «НПК ОВК» и лизинговая компания «ЮниКредит Лизинг» подписали договор на поставку 50 платформ для пер...

К началу ж/д движения по Крымскому мосту вокзалы адаптируют для маломобильных пассажиров

К началу ж/д движения по Крымскому мосту вокзалы адаптируют для маломобильных пассажиров Вокзалы в Крыму до открытия движения поездов по железнодорожной части Крымского моста сделают доступ...

Авто транспорт

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами 5 июня в Правительстве России состоялось селекторное совещание по актуальным вопросам реализации нац...

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе Вице-премьер Максим Акимов поручил Минтрансу РФ создать оперативную систему оповещения водителей гру...

Аналитика

Транспортная политика

Безопасность особого назначения

Безопасность особого назначения В КТМ СССР 1968 года, который действовал в России до 1999 года, была установлена монополия государст...

Итоги и перспективы

Итоги и перспективы Интенсивное развитие портов и водных транспортных магистралей, включая Севморпуть, требует преобразо...

Морские порты

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

Морской транспорт

Газовый ответ: развитие рынка СПГ

Газовый ответ: развитие рынка СПГ Чуть меньше года осталось до вступления в силу революционных для судовой отрасли ограничений по испо...

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни Проблематика вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых яв...

Речной транспорт

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...