Порт П.-Камчатский: перспективы стать международным транспортным узлом на Севморпути

Морские порты
Порт П.-Камчатский: перспективы стать международным транспортным узлом на Севморпути

Морской порт Петропавловск-Камчатский занимает чрезвычайно выгодное географическое положение для того, чтобы стать крупным международным транспортным узлом на Северном морском пути, соединяющем страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Северной Европы. Помимо выгодного географического положения порт имеет целый ряд других существенных преимуществ, в частности удобную незамерзающую бухту, круглогодичную навигацию, возможность накопления, хранения, сортировки контейнерных партий и дальнейшей погрузки на специализированный флот для транспортировки по Севморпути. Еще одним аргументом формирования в порту международного транспортного узла является перспектива создания в регионе особой экономической зоны, которая даст льготные условия для развития как российского, так и иностранного бизнеса.

В настоящее время формируются предложения в национальный проект по развитию Севморпути и участию в нем Петропавловска-Камчатского в качестве порта-хаба.

Естественно, особую роль в таком порту должна играть Служба капитана морского порта Петропавловск-Камчатского филиала ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки».

Сергей Быков, и.о. Капитана морского порта Петропавловск-Камчатский, ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

В связи с открывшимися для Петропавловска-Камчатского перспективами стать международным транспортным узлом на Севморпути и в целях усиления государственного контроля безопасности судоходства, минимизации аварийности флота и в целом обеспечения безопасного мореплавания в порту и на подходах к нему сегодня рассматривается предложение о проведении комплексного исследования, направленного на необходимость внедрения в Авачинской губе автоматизированной системы обеспечения безопасности судоходства. Реализация плана создания и развития такой инфраструктуры способствовала бы повышению уровня безопасности мореплавания, что является, несомненно, актуальным с повышением интенсивности судоходства по Севморпути и увеличением количества судозаходов в морской порт.

Характеристики порта

Морской порт Петропавловск-Камчатский является крупнейшим и практически единственным портом Камчатского края, который одновременно служит транспортным узлом, базой рыбодобывающего и перерабатывающего флота, а также военно-морской базой.

Порт Петропавловск-Камчатский расположен на берегу незамерзающей Авачинской бухты — второй по величине естественной бухты в мире. Это внутренний водоем длиной 24 км и шириной по параллели 12 км, средней глубиной 18 метров и максимальными глубинами 28 метров. Общая площадь поверхности водного зеркала превышает 215 кв. км.

Порт открыт для судов круглый год и способен принимать суда длиной до 200 метров, шириной до 25 метров и осадкой до 9 метров. Площадь акватории порта составляет 1,79 тыс. кв. км, площадь территории – 136,96 га, количество причалов – 56, общая длина причалов – 6,93 км, глубины у причалов – 5,1 метра и 9,7 метра, пропускная способность порта 2 млн тонн грузов в год.

Навигация в порту круглогодичная, при необходимости порт обеспечивает ледовую проводку. В порту имеется лоцманское и буксирное обеспечение. Порт открыт для захода иностранных судов, в нем действует пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации.

В порту работают судоходные линии Владивосток – Петропавловск-Камчатский и Ванино – Петропав-ловск-Камчатский. Порт находится в непосредственной близости к международным судоходным линиям, которые проходят на расстоянии 150-200 морских миль от восточного побережья Камчатки. Это ближайший к Северному морскому пути порт, оснащенный необходимой инфраструктурой.

Грузооборот порта

Объем грузооборота порта в 2015 году составил 987,4 тыс. тонн (-13,9% по сравнению с 2014 г.). Анализ показывает, что в последние годы грузооборот порта сохраняется на уровне 1 млн тонн.

В 2015 году основными перерабатываемыми грузами стали крупнотоннажные контейнеры (доля 20-футовых контейнеров (груженых и порожних) от общего объема грузооборота – 33%, доля 40-футовых контейнеров (груженых и порожних) в общем объеме грузооборота – 36%), уголь каменный навалом (7% от общего объема грузооборота), строительные грузы навалом и в таре (7,9% от общего объема грузооборота), руда в биг-бэгах (5,3% от общего объема грузооборота).

Удельный вес контейнерных грузов в общем объеме грузооборота по-прежнему составляет большую часть – 69%, доля навалочных грузов – 14%, доля генеральных грузов – 17% от общего объема грузооборота.

В структуре грузооборота по видам плавания преобладают грузы каботажного направления, что объясняется сложившейся конъюнктурой рынка. По итогам 2015 года каботажная составляющая грузооборота ОАО «ПКМТП» — 89,4%.

Табл. 1. Грузооборот порта Петропавловск-Камчатский за 2005-2016 гг.

Грузооборот порта по годам

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

877

919

946

1010

1030

1162,7

1063,9

1208

1194,1

1146,9

987,4

1365,1

Табл. 2. Структура грузооборота порта Петропавловск-Камчатский по видам плавания за 2014-2015 гг.

Грузооборот по видам плавания

2014 год

2015 год

Отклонение по отношению к 2014 году

Тыс. тонн

%%

Тыс. тонн

%%

Тыс. тонн

%%

Каботаж

998,4

87,1

883,1

89,4

-115,2

7,3

Экспорт

23,2

2,0

67,4

6,82

44,1

-1,6

Импорт

125,3

10,9

36,9

3,7

-88,3

-5,7

Всего

1146,9

987,4

-159,4

ТОР «Камчатка»

Основной задачей создания Территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка» является реализация проекта создания на базе Петропавловск-Камчатского морского торгового порта современного транзитного контейнерного порта-хаба и опорной береговой инфраструктуры в северо-восточной части Северного морского пути.

Создание многофункционального транзитного грузового терминала для обработки грузов, следующих из Юго-Восточной Азии в Европу и США, предполагает серьезную модернизацию портовой инфраструктуры. В основе плана – реконструкция существующих объектов морского торгового порта и сооружений ФГУП «Росморпорт», а также создание новых складских площадей и мощностей.

Первый этап плана предполагает масштабную реконструкцию причалов и перенос в сторону акватории причального фронта за счет насыпных площадей, а также дноуглубление для приема морских судов большого водоизмещения.

Второй этап развития порта предполагает освоение пустующих территорий за неиспользуемым причалом №3. Новые мощности увеличат пропускную способность порта по контейнерным грузам до 500 тыс. TEU в год. Грузооборот увеличится до 8 млн тонн в год.

Порт сможет принимать суда любого класса, а круизные лайнеры смогут швартоваться у нового здания морского вокзала. Увеличение грузопотока позволит создать от 1,5 тыс. до 3 тыс. рабочих мест. В Петропавловске-Камчатском будет создан универсальный современный транспортный узел для развития транснациональных транзитных перевозок грузов по трассе Севморпути между Европой, странами АТР, США и Канадой.

Сегодня для погрузки-разгрузки судов порт располагает специализированными перегрузочными участками для навалочных и лесных грузов, металлолома; для генеральных грузов, в том числе и временного таможенного хранения; для 3-5-тонных и 20-40-футовых контейнеров, в том числе временного таможенного хранения; для техники и зерна насыпью.

Разгрузка судов с рефрижераторными грузами, зерном насыпью и другими грузами, не подлежащими хранению в порту, производится по прямому варианту (судно – хладокомбинат, судно – автотранспорт, судно – мелькомбинат, судно – судно).

Новый интерес для инвесторов

В результате реализации проекта свободного порта на территории морского порта Петропавловск-Камчатский объем инвестиций в экономику региона может составить около 10 млрд рублей, будет создано до 1150 новых рабочих мест. Поступления от резидентов свободного порта налогов, сборов, обязательных платежей в бюджеты всех уровней составят до 3 млрд рублей.

В морской порт Петропавловск-Камчатский входят 13 участков – портопунктов, расположенных в поселках на побережье полуострова. Сейчас власти региона совместно с Минвостокразвития прорабатывают вопрос функционирования этих портопунктов в условиях статуса «порто-франко».

Режим свободного порта позволит создать благоприятные условия для инвесторов, которые по тем или иным причинам работают за пределами площадок ТОР «Камчатка». Он не ограничивает направления работы бизнеса. Единственное условие – новое производство. Ожидается, что расширение статуса свободного порта создаст дополнительные преференции для бизнеса, привлечет в край новых инвесторов.

Ранее Госдумой были приняты поправки в закон «О свободном порте Владивосток», разработанные Минвостокразвития по поручению президента РФ. Изменения предполагают расширение режима свободного порта на порты Камчатского, Хабаровского и Приморского краев, Сахалинской области и Чукотского автономного округа.

Режим свободного порта предусматривает упрощенный визовый режим, режим свободной таможенной зоны для резидентов. Резиденты получают налоговые преференции и административные льготы. В частности, предусматриваются сокращенные сроки получения разрешительной документации в сфере строительства.

Концепция создания АСУ безопасности мореплавания в Авачинской бухте

Защита российских интересов в Мировом океане, включая территориальные воды и экономическую зону, комплексное решение проблем безопасности мореплавания и международные обязательства России требуют организации высокоэффективного государственного контроля состояния безопасности судоходства на основе использования современных и перспективных радиоэлектронных систем и информационных технологий.

В настоящее время системами управления движением судов оснащены почти все крупные порты России. За последние годы модернизированы или реконструированы большинство СУДС.

Следовательно, если в порту Петропавловск-Камчатский будет организована система СУДС с использованием технических средств, а это запланировано Камчатским филиалом ФГУП «Росморпорт», то это выведет порт, имеющий протяженный фарватер и переменные глубины, на более высокий уровень безопасности. Допускается, что международное морское сообщество не будет препятствовать посещению порта Петропавловск-Камчатский своими судами, поскольку порт будет иметь большую привлекательность за счет эффективно действующей современной автоматизированной системы безопасности мореплавания.

Рис. 1. Подходы к Авачинской губе с рубежами безопасности

Основными пунктами рекомендаций по созданию данной системы являются:

– оптимизация системы морского района А1/А2 ГМССБ и системы управления судоходством за счет комплексного использования средств радиолокационного контроля, возможностей определения места судна с высокой точностью (DGPS) и средств ОВЧ-радиосвязи;

– учет отечественного и международного опыта при разработке конфигурации и структурного построения автоматизированной системы;

– учет интересов международного судоходства при определении с высокой точностью местоположения судов путем применения признанных международным сообществом средств, а также интересов пользователей информации о судах в регионе (пограничная и таможенная службы, структуры Министерства обороны и т.п.).

Морские порты №9 (2017)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Транспортный потенциал Архангельской области

Транспортный потенциал Архангельской области Архангельский транспортный узел адаптируется к новым условиям рынка внутрироссийских и международных...

Судно под флагом Танзании конфисковано за браконьерскую ловлю краба в исключительной экономической зоне Японии и России

Судно под флагом Танзании конфисковано за браконьерскую ловлю краба в исключительной экономической зоне Японии и России Судно признано бесхозным, в связи с этим конфисковано у физического лица

Российская экономика

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета В документе СП говорится о нарушении порядка формирования обоснований прогноза поступлений доходов и...

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9%

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9% Грузооборот морского транспорта за отчетный период снизился на 21,8% - до 27,9 млрд. т-км, внутр...

Транспортная политика

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению В заседании Подкомиссии по морскому, речному транспорту и портовой индустрии приняли участие предста...

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г.

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г. Поправки в законодательство предусматривают закрепление за судами, плавающими под флагом Российской ...

Морские порты

Меняется схема финансирования строительства Мурманского транспортного узла

Меняется схема финансирования строительства Мурманского транспортного узла Создание МТУ предполагает строительство угольного терминала Лавна, новой железной дороги на западном...

Морская навигация в арктическом порту Амдерма завершится 20 октября

Морская навигация в арктическом порту Амдерма завершится 20 октября Навигация открылась в Амдерме 31 июля. Удаленный морской терминал «Амдерма» входит в состав морского...




Морской транспорт

Ежегодный международный форум «Диалог Форт-Росс» прошел в США

Ежегодный международный форум «Диалог Форт-Росс» прошел в США Мероприятие прошло при поддержке компаний «Совкомфлот», «Транснефть» и Chevron, его центральной темо...

«Совкомфлот» стал финалистом премии Lloyd’s List Global Awards в четырех номинациях

«Совкомфлот» стал финалистом премии Lloyd’s List Global Awards в четырех номинациях Лауреаты 2018 Lloyd’s List Global Awards будут объявлены 11 декабря на торжественной церемонии в Лон...

Речной транспорт

Обновленный «Метеор» построят к 2021 году

Обновленный «Метеор» построят к 2021 году Судно предназначено для использования на озерах, водохранилищах, магистральных реках и в прибрежной ...

Процесс принятия Соглашения о судоходстве между странами-членами ЕАЭС затягивается

Процесс принятия Соглашения о судоходстве между странами-членами ЕАЭС затягивается В ЕЭК считают, что до конца 2018 г. Соглашению будет дан старт.

Ж/Д транспорт

Правительство разрешило РЖД выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям имуществом

Правительство разрешило РЖД выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям имуществом Чистая прибыль РЖД по РСБУ в 2017 г. выросла в 2,7 раза - до 17,5 млрд. руб.

РЖД могут принять участие в модернизации и строительстве железных дорог в Киргизии

РЖД могут принять участие в модернизации и строительстве железных дорог в Киргизии Со своей дочерней компанией «Элтеза» «Российские железные дороги» уже принимают участие в модернизац...

Авто транспорт

На реконструкцию дороги к туркомплексу Шерегеш в Кемеровской области выделят 2,5 млрд. руб.

На реконструкцию дороги к туркомплексу Шерегеш в Кемеровской области выделят 2,5 млрд. руб. Правительство РФ планирует поддержать создание необходимой инфраструктуры в Шерегеше, региону необхо...

Бурятия досрочно выполнит план по приоритетному проекту ремонта дорог

Бурятия досрочно выполнит план по приоритетному проекту ремонта дорог На сегодняшний день выполнено порядка 80% работ на сумму более 935 млн. рублей.

Аналитика

Транспортная политика

Каспийская конвенция

Каспийская конвенция На протяжении нескольких столетий Каспийское море являлось «внутренним морем» двух государств: Росси...

Лоцманский вопрос требует решения

Лоцманский вопрос требует решения Уважаемая редакция, прочитал в газете «Морские вести России» № 8 за 2018 г. статью «Лоцманский секто...

Морские порты

Динамика развития в безопасных условиях

Динамика развития в безопасных условиях Сегодня развитие Дальнего Востока России – одно из приоритетных направлений деятельности федеральног...

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно В соответствии с приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 в целях обеспечения навигационной д...

Морской транспорт

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли В № 8 газеты «МВР» опубликована информационная заметка «Ключевые элементы успеха» о состоявшейся в к...

Речной транспорт

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...

«Печораводпуть»: 80 лет спустя

«Печораводпуть»: 80 лет спустя В навигацию 2018 года Администрация обслуживает 2594 км внутренних водных путей Печорского бассейна,...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...