Порт П.-Камчатский: перспективы стать международным транспортным узлом на Севморпути

Морские порты
Порт П.-Камчатский: перспективы стать международным транспортным узлом на Севморпути

Морской порт Петропавловск-Камчатский занимает чрезвычайно выгодное географическое положение для того, чтобы стать крупным международным транспортным узлом на Северном морском пути, соединяющем страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Северной Европы. Помимо выгодного географического положения порт имеет целый ряд других существенных преимуществ, в частности удобную незамерзающую бухту, круглогодичную навигацию, возможность накопления, хранения, сортировки контейнерных партий и дальнейшей погрузки на специализированный флот для транспортировки по Севморпути. Еще одним аргументом формирования в порту международного транспортного узла является перспектива создания в регионе особой экономической зоны, которая даст льготные условия для развития как российского, так и иностранного бизнеса.

В настоящее время формируются предложения в национальный проект по развитию Севморпути и участию в нем Петропавловска-Камчатского в качестве порта-хаба.

Естественно, особую роль в таком порту должна играть Служба капитана морского порта Петропавловск-Камчатского филиала ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки».

Сергей Быков, и.о. Капитана морского порта Петропавловск-Камчатский, ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

В связи с открывшимися для Петропавловска-Камчатского перспективами стать международным транспортным узлом на Севморпути и в целях усиления государственного контроля безопасности судоходства, минимизации аварийности флота и в целом обеспечения безопасного мореплавания в порту и на подходах к нему сегодня рассматривается предложение о проведении комплексного исследования, направленного на необходимость внедрения в Авачинской губе автоматизированной системы обеспечения безопасности судоходства. Реализация плана создания и развития такой инфраструктуры способствовала бы повышению уровня безопасности мореплавания, что является, несомненно, актуальным с повышением интенсивности судоходства по Севморпути и увеличением количества судозаходов в морской порт.

Характеристики порта

Морской порт Петропавловск-Камчатский является крупнейшим и практически единственным портом Камчатского края, который одновременно служит транспортным узлом, базой рыбодобывающего и перерабатывающего флота, а также военно-морской базой.

Порт Петропавловск-Камчатский расположен на берегу незамерзающей Авачинской бухты — второй по величине естественной бухты в мире. Это внутренний водоем длиной 24 км и шириной по параллели 12 км, средней глубиной 18 метров и максимальными глубинами 28 метров. Общая площадь поверхности водного зеркала превышает 215 кв. км.

Порт открыт для судов круглый год и способен принимать суда длиной до 200 метров, шириной до 25 метров и осадкой до 9 метров. Площадь акватории порта составляет 1,79 тыс. кв. км, площадь территории – 136,96 га, количество причалов – 56, общая длина причалов – 6,93 км, глубины у причалов – 5,1 метра и 9,7 метра, пропускная способность порта 2 млн тонн грузов в год.

Навигация в порту круглогодичная, при необходимости порт обеспечивает ледовую проводку. В порту имеется лоцманское и буксирное обеспечение. Порт открыт для захода иностранных судов, в нем действует пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации.

В порту работают судоходные линии Владивосток – Петропавловск-Камчатский и Ванино – Петропав-ловск-Камчатский. Порт находится в непосредственной близости к международным судоходным линиям, которые проходят на расстоянии 150-200 морских миль от восточного побережья Камчатки. Это ближайший к Северному морскому пути порт, оснащенный необходимой инфраструктурой.

Грузооборот порта

Объем грузооборота порта в 2015 году составил 987,4 тыс. тонн (-13,9% по сравнению с 2014 г.). Анализ показывает, что в последние годы грузооборот порта сохраняется на уровне 1 млн тонн.

В 2015 году основными перерабатываемыми грузами стали крупнотоннажные контейнеры (доля 20-футовых контейнеров (груженых и порожних) от общего объема грузооборота – 33%, доля 40-футовых контейнеров (груженых и порожних) в общем объеме грузооборота – 36%), уголь каменный навалом (7% от общего объема грузооборота), строительные грузы навалом и в таре (7,9% от общего объема грузооборота), руда в биг-бэгах (5,3% от общего объема грузооборота).

Удельный вес контейнерных грузов в общем объеме грузооборота по-прежнему составляет большую часть – 69%, доля навалочных грузов – 14%, доля генеральных грузов – 17% от общего объема грузооборота.

В структуре грузооборота по видам плавания преобладают грузы каботажного направления, что объясняется сложившейся конъюнктурой рынка. По итогам 2015 года каботажная составляющая грузооборота ОАО «ПКМТП» — 89,4%.

Табл. 1. Грузооборот порта Петропавловск-Камчатский за 2005-2016 гг.

Грузооборот порта по годам

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

877

919

946

1010

1030

1162,7

1063,9

1208

1194,1

1146,9

987,4

1365,1

Табл. 2. Структура грузооборота порта Петропавловск-Камчатский по видам плавания за 2014-2015 гг.

Грузооборот по видам плавания

2014 год

2015 год

Отклонение по отношению к 2014 году

Тыс. тонн

%%

Тыс. тонн

%%

Тыс. тонн

%%

Каботаж

998,4

87,1

883,1

89,4

-115,2

7,3

Экспорт

23,2

2,0

67,4

6,82

44,1

-1,6

Импорт

125,3

10,9

36,9

3,7

-88,3

-5,7

Всего

1146,9

987,4

-159,4

ТОР «Камчатка»

Основной задачей создания Территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка» является реализация проекта создания на базе Петропавловск-Камчатского морского торгового порта современного транзитного контейнерного порта-хаба и опорной береговой инфраструктуры в северо-восточной части Северного морского пути.

Создание многофункционального транзитного грузового терминала для обработки грузов, следующих из Юго-Восточной Азии в Европу и США, предполагает серьезную модернизацию портовой инфраструктуры. В основе плана – реконструкция существующих объектов морского торгового порта и сооружений ФГУП «Росморпорт», а также создание новых складских площадей и мощностей.

Первый этап плана предполагает масштабную реконструкцию причалов и перенос в сторону акватории причального фронта за счет насыпных площадей, а также дноуглубление для приема морских судов большого водоизмещения.

Второй этап развития порта предполагает освоение пустующих территорий за неиспользуемым причалом №3. Новые мощности увеличат пропускную способность порта по контейнерным грузам до 500 тыс. TEU в год. Грузооборот увеличится до 8 млн тонн в год.

Порт сможет принимать суда любого класса, а круизные лайнеры смогут швартоваться у нового здания морского вокзала. Увеличение грузопотока позволит создать от 1,5 тыс. до 3 тыс. рабочих мест. В Петропавловске-Камчатском будет создан универсальный современный транспортный узел для развития транснациональных транзитных перевозок грузов по трассе Севморпути между Европой, странами АТР, США и Канадой.

Сегодня для погрузки-разгрузки судов порт располагает специализированными перегрузочными участками для навалочных и лесных грузов, металлолома; для генеральных грузов, в том числе и временного таможенного хранения; для 3-5-тонных и 20-40-футовых контейнеров, в том числе временного таможенного хранения; для техники и зерна насыпью.

Разгрузка судов с рефрижераторными грузами, зерном насыпью и другими грузами, не подлежащими хранению в порту, производится по прямому варианту (судно – хладокомбинат, судно – автотранспорт, судно – мелькомбинат, судно – судно).

Новый интерес для инвесторов

В результате реализации проекта свободного порта на территории морского порта Петропавловск-Камчатский объем инвестиций в экономику региона может составить около 10 млрд рублей, будет создано до 1150 новых рабочих мест. Поступления от резидентов свободного порта налогов, сборов, обязательных платежей в бюджеты всех уровней составят до 3 млрд рублей.

В морской порт Петропавловск-Камчатский входят 13 участков – портопунктов, расположенных в поселках на побережье полуострова. Сейчас власти региона совместно с Минвостокразвития прорабатывают вопрос функционирования этих портопунктов в условиях статуса «порто-франко».

Режим свободного порта позволит создать благоприятные условия для инвесторов, которые по тем или иным причинам работают за пределами площадок ТОР «Камчатка». Он не ограничивает направления работы бизнеса. Единственное условие – новое производство. Ожидается, что расширение статуса свободного порта создаст дополнительные преференции для бизнеса, привлечет в край новых инвесторов.

Ранее Госдумой были приняты поправки в закон «О свободном порте Владивосток», разработанные Минвостокразвития по поручению президента РФ. Изменения предполагают расширение режима свободного порта на порты Камчатского, Хабаровского и Приморского краев, Сахалинской области и Чукотского автономного округа.

Режим свободного порта предусматривает упрощенный визовый режим, режим свободной таможенной зоны для резидентов. Резиденты получают налоговые преференции и административные льготы. В частности, предусматриваются сокращенные сроки получения разрешительной документации в сфере строительства.

Концепция создания АСУ безопасности мореплавания в Авачинской бухте

Защита российских интересов в Мировом океане, включая территориальные воды и экономическую зону, комплексное решение проблем безопасности мореплавания и международные обязательства России требуют организации высокоэффективного государственного контроля состояния безопасности судоходства на основе использования современных и перспективных радиоэлектронных систем и информационных технологий.

В настоящее время системами управления движением судов оснащены почти все крупные порты России. За последние годы модернизированы или реконструированы большинство СУДС.

Следовательно, если в порту Петропавловск-Камчатский будет организована система СУДС с использованием технических средств, а это запланировано Камчатским филиалом ФГУП «Росморпорт», то это выведет порт, имеющий протяженный фарватер и переменные глубины, на более высокий уровень безопасности. Допускается, что международное морское сообщество не будет препятствовать посещению порта Петропавловск-Камчатский своими судами, поскольку порт будет иметь большую привлекательность за счет эффективно действующей современной автоматизированной системы безопасности мореплавания.

Рис. 1. Подходы к Авачинской губе с рубежами безопасности

Основными пунктами рекомендаций по созданию данной системы являются:

– оптимизация системы морского района А1/А2 ГМССБ и системы управления судоходством за счет комплексного использования средств радиолокационного контроля, возможностей определения места судна с высокой точностью (DGPS) и средств ОВЧ-радиосвязи;

– учет отечественного и международного опыта при разработке конфигурации и структурного построения автоматизированной системы;

– учет интересов международного судоходства при определении с высокой точностью местоположения судов путем применения признанных международным сообществом средств, а также интересов пользователей информации о судах в регионе (пограничная и таможенная службы, структуры Министерства обороны и т.п.).

Морские порты №9 (2017)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Юрий Борисов: навигационное обеспечение морской деятельности РФ сейчас на низком уровне

Юрий Борисов: навигационное обеспечение морской деятельности РФ сейчас на низком уровне Вице-премьер России Юрий Борисов охарактеризовал как минимально допустимый уровень навигационно-гидр...

На заводе «Красное Сормово» состоится открытый спуск сухогруза

На заводе «Красное Сормово» состоится открытый спуск сухогруза 21 июня 2019 года на заводе «Красное Сормово» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию...

Российская экономика

Минэкономразвития ожидает улучшения показателей «Совкомфлота» в 2019 году

Минэкономразвития ожидает улучшения показателей «Совкомфлота» в 2019 году Минэкономразвития РФ ожидает, что показатели компании «Совкомфлот» в 2019 г. улучшатся по сравнению ...

Александр Волошин переизбран председателем совета директоров ПГК

Александр Волошин переизбран председателем совета директоров ПГК Соответствующее решение принято 18 июня на заседании вновь избранного Совета директоров Первой грузо...

Транспортная политика

В 10 млрд рублей обойдется создание экосистемы транспортно-логистических сервисов ЕАЭС

В 10 млрд рублей обойдется создание экосистемы транспортно-логистических сервисов ЕАЭС Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) оценивает стоимость создания экосистемы  ...

Свыше 130 млрд рублей составят вложения в проект Мурманского транспортного узла

Свыше 130 млрд рублей составят вложения в проект Мурманского транспортного узла Инвестиции в завершение  проекта Мурманского транспортного узла планируются в сумме свыше ...

Морские порты

Для передачи в федеральную собственность имущество порта Севастополя оформят к 2020 году

Для передачи в федеральную собственность имущество порта Севастополя оформят к 2020 году Документы на имущество Севастопольского морского порта, которые необходимы для его   перед...

Акимов: порт Лавна нужно ориентировать не только на уголь, но и на другие грузы

Акимов: порт Лавна нужно ориентировать не только на уголь, но и на другие грузы Строящийся в рамках проекта Мурманского транспортного узла (МТУ) порт Лавна будет в основном...




Морской транспорт

В параде в честь Дня ВМФ во Владивостоке впервые примет участие крупнейший корабль ТОФ «Маршал Крылов»

В параде в честь Дня ВМФ во Владивостоке впервые примет участие крупнейший корабль ТОФ «Маршал Крылов» Самый крупный надводный корабль Тихоокеанского флота (ТОФ) - корабль измерительного комплекс...

Парусник «Мир» стал гостем морского порта в Руане

Парусник «Мир» стал гостем морского порта в Руане С 5 по 16 июня в Руане (Франция) отмечался Armada Race («Армада»), главный праздник ...

Речной транспорт

Дневник навигации ПАО ЛОРП: «ОТ-2048» пойдёт на Алдан

Дневник навигации ПАО ЛОРП: «ОТ-2048» пойдёт на Алдан По состоянию на 18 июня на водных магистралях республики и Иркутской области в работе находятся 39 е...

В Совете Федерации отметили необходимость проведения госэкспертизы проекта строительства Нижегородского гидроузла

В Совете Федерации отметили необходимость проведения госэкспертизы проекта строительства Нижегородского гидроузла В Совете Федерации 17 июня состоялось совещание «О вариантах обеспечения судоходства в нижнем бьефе ...

Ж/Д транспорт

FESCO запускает новый контейнерный поезд из Сибири в Китай по сухопутному маршруту через Дальний Восток

FESCO запускает новый контейнерный поезд из Сибири в Китай по сухопутному маршруту через Дальний Восток Транспортная группа FESCO («FESCO») расширяет географию сухопутных экспортных сервисов и зап...

Холдинг «РЖД» в 2019 году подключил к Wi-Fi более 80 вокзалов

Холдинг «РЖД» в 2019 году подключил к Wi-Fi более 80 вокзалов Пополнился перечень российских железнодорожных вокзалов и станций, оснащенных бесплатным беспроводны...

Авто транспорт

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами 5 июня в Правительстве России состоялось селекторное совещание по актуальным вопросам реализации нац...

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе Вице-премьер Максим Акимов поручил Минтрансу РФ создать оперативную систему оповещения водителей гру...

Аналитика

Транспортная политика

Безопасность особого назначения

Безопасность особого назначения В КТМ СССР 1968 года, который действовал в России до 1999 года, была установлена монополия государст...

Итоги и перспективы

Итоги и перспективы Интенсивное развитие портов и водных транспортных магистралей, включая Севморпуть, требует преобразо...

Морские порты

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего 2018 год портовая отрасль Сахалинской области, имеющей непосредственную близость к рынкам АТР, завер...

Морской транспорт

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни Проблематика вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых яв...

В технологической гонке победит сильнейший

В технологической гонке победит сильнейший Ужесточение экологических требований к судам оказывает серьезное воздействие на всех игроков глобаль...

Речной транспорт

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...