Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Порт П.-Камчатский: перспективы стать международным транспортным узлом на Севморпути

Морские порты
Порт П.-Камчатский: перспективы стать международным транспортным узлом на Севморпути

Морской порт Петропавловск-Камчатский занимает чрезвычайно выгодное географическое положение для того, чтобы стать крупным международным транспортным узлом на Северном морском пути, соединяющем страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Северной Европы. Помимо выгодного географического положения порт имеет целый ряд других существенных преимуществ, в частности удобную незамерзающую бухту, круглогодичную навигацию, возможность накопления, хранения, сортировки контейнерных партий и дальнейшей погрузки на специализированный флот для транспортировки по Севморпути. Еще одним аргументом формирования в порту международного транспортного узла является перспектива создания в регионе особой экономической зоны, которая даст льготные условия для развития как российского, так и иностранного бизнеса.

В настоящее время формируются предложения в национальный проект по развитию Севморпути и участию в нем Петропавловска-Камчатского в качестве порта-хаба.

Естественно, особую роль в таком порту должна играть Служба капитана морского порта Петропавловск-Камчатского филиала ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки».

Сергей Быков, и.о. Капитана морского порта Петропавловск-Камчатский, ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

В связи с открывшимися для Петропавловска-Камчатского перспективами стать международным транспортным узлом на Севморпути и в целях усиления государственного контроля безопасности судоходства, минимизации аварийности флота и в целом обеспечения безопасного мореплавания в порту и на подходах к нему сегодня рассматривается предложение о проведении комплексного исследования, направленного на необходимость внедрения в Авачинской губе автоматизированной системы обеспечения безопасности судоходства. Реализация плана создания и развития такой инфраструктуры способствовала бы повышению уровня безопасности мореплавания, что является, несомненно, актуальным с повышением интенсивности судоходства по Севморпути и увеличением количества судозаходов в морской порт.

Характеристики порта

Морской порт Петропавловск-Камчатский является крупнейшим и практически единственным портом Камчатского края, который одновременно служит транспортным узлом, базой рыбодобывающего и перерабатывающего флота, а также военно-морской базой.

Порт Петропавловск-Камчатский расположен на берегу незамерзающей Авачинской бухты — второй по величине естественной бухты в мире. Это внутренний водоем длиной 24 км и шириной по параллели 12 км, средней глубиной 18 метров и максимальными глубинами 28 метров. Общая площадь поверхности водного зеркала превышает 215 кв. км.

Порт открыт для судов круглый год и способен принимать суда длиной до 200 метров, шириной до 25 метров и осадкой до 9 метров. Площадь акватории порта составляет 1,79 тыс. кв. км, площадь территории – 136,96 га, количество причалов – 56, общая длина причалов – 6,93 км, глубины у причалов – 5,1 метра и 9,7 метра, пропускная способность порта 2 млн тонн грузов в год.

Навигация в порту круглогодичная, при необходимости порт обеспечивает ледовую проводку. В порту имеется лоцманское и буксирное обеспечение. Порт открыт для захода иностранных судов, в нем действует пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации.

В порту работают судоходные линии Владивосток – Петропавловск-Камчатский и Ванино – Петропав-ловск-Камчатский. Порт находится в непосредственной близости к международным судоходным линиям, которые проходят на расстоянии 150-200 морских миль от восточного побережья Камчатки. Это ближайший к Северному морскому пути порт, оснащенный необходимой инфраструктурой.

Грузооборот порта

Объем грузооборота порта в 2015 году составил 987,4 тыс. тонн (-13,9% по сравнению с 2014 г.). Анализ показывает, что в последние годы грузооборот порта сохраняется на уровне 1 млн тонн.

В 2015 году основными перерабатываемыми грузами стали крупнотоннажные контейнеры (доля 20-футовых контейнеров (груженых и порожних) от общего объема грузооборота – 33%, доля 40-футовых контейнеров (груженых и порожних) в общем объеме грузооборота – 36%), уголь каменный навалом (7% от общего объема грузооборота), строительные грузы навалом и в таре (7,9% от общего объема грузооборота), руда в биг-бэгах (5,3% от общего объема грузооборота).

Удельный вес контейнерных грузов в общем объеме грузооборота по-прежнему составляет большую часть – 69%, доля навалочных грузов – 14%, доля генеральных грузов – 17% от общего объема грузооборота.

В структуре грузооборота по видам плавания преобладают грузы каботажного направления, что объясняется сложившейся конъюнктурой рынка. По итогам 2015 года каботажная составляющая грузооборота ОАО «ПКМТП» — 89,4%.

Табл. 1. Грузооборот порта Петропавловск-Камчатский за 2005-2016 гг.

Грузооборот порта по годам

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

877

919

946

1010

1030

1162,7

1063,9

1208

1194,1

1146,9

987,4

1365,1

Табл. 2. Структура грузооборота порта Петропавловск-Камчатский по видам плавания за 2014-2015 гг.

Грузооборот по видам плавания

2014 год

2015 год

Отклонение по отношению к 2014 году

Тыс. тонн

%%

Тыс. тонн

%%

Тыс. тонн

%%

Каботаж

998,4

87,1

883,1

89,4

-115,2

7,3

Экспорт

23,2

2,0

67,4

6,82

44,1

-1,6

Импорт

125,3

10,9

36,9

3,7

-88,3

-5,7

Всего

1146,9

987,4

-159,4

ТОР «Камчатка»

Основной задачей создания Территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка» является реализация проекта создания на базе Петропавловск-Камчатского морского торгового порта современного транзитного контейнерного порта-хаба и опорной береговой инфраструктуры в северо-восточной части Северного морского пути.

Создание многофункционального транзитного грузового терминала для обработки грузов, следующих из Юго-Восточной Азии в Европу и США, предполагает серьезную модернизацию портовой инфраструктуры. В основе плана – реконструкция существующих объектов морского торгового порта и сооружений ФГУП «Росморпорт», а также создание новых складских площадей и мощностей.

Первый этап плана предполагает масштабную реконструкцию причалов и перенос в сторону акватории причального фронта за счет насыпных площадей, а также дноуглубление для приема морских судов большого водоизмещения.

Второй этап развития порта предполагает освоение пустующих территорий за неиспользуемым причалом №3. Новые мощности увеличат пропускную способность порта по контейнерным грузам до 500 тыс. TEU в год. Грузооборот увеличится до 8 млн тонн в год.

Порт сможет принимать суда любого класса, а круизные лайнеры смогут швартоваться у нового здания морского вокзала. Увеличение грузопотока позволит создать от 1,5 тыс. до 3 тыс. рабочих мест. В Петропавловске-Камчатском будет создан универсальный современный транспортный узел для развития транснациональных транзитных перевозок грузов по трассе Севморпути между Европой, странами АТР, США и Канадой.

Сегодня для погрузки-разгрузки судов порт располагает специализированными перегрузочными участками для навалочных и лесных грузов, металлолома; для генеральных грузов, в том числе и временного таможенного хранения; для 3-5-тонных и 20-40-футовых контейнеров, в том числе временного таможенного хранения; для техники и зерна насыпью.

Разгрузка судов с рефрижераторными грузами, зерном насыпью и другими грузами, не подлежащими хранению в порту, производится по прямому варианту (судно – хладокомбинат, судно – автотранспорт, судно – мелькомбинат, судно – судно).

Новый интерес для инвесторов

В результате реализации проекта свободного порта на территории морского порта Петропавловск-Камчатский объем инвестиций в экономику региона может составить около 10 млрд рублей, будет создано до 1150 новых рабочих мест. Поступления от резидентов свободного порта налогов, сборов, обязательных платежей в бюджеты всех уровней составят до 3 млрд рублей.

В морской порт Петропавловск-Камчатский входят 13 участков – портопунктов, расположенных в поселках на побережье полуострова. Сейчас власти региона совместно с Минвостокразвития прорабатывают вопрос функционирования этих портопунктов в условиях статуса «порто-франко».

Режим свободного порта позволит создать благоприятные условия для инвесторов, которые по тем или иным причинам работают за пределами площадок ТОР «Камчатка». Он не ограничивает направления работы бизнеса. Единственное условие – новое производство. Ожидается, что расширение статуса свободного порта создаст дополнительные преференции для бизнеса, привлечет в край новых инвесторов.

Ранее Госдумой были приняты поправки в закон «О свободном порте Владивосток», разработанные Минвостокразвития по поручению президента РФ. Изменения предполагают расширение режима свободного порта на порты Камчатского, Хабаровского и Приморского краев, Сахалинской области и Чукотского автономного округа.

Режим свободного порта предусматривает упрощенный визовый режим, режим свободной таможенной зоны для резидентов. Резиденты получают налоговые преференции и административные льготы. В частности, предусматриваются сокращенные сроки получения разрешительной документации в сфере строительства.

Концепция создания АСУ безопасности мореплавания в Авачинской бухте

Защита российских интересов в Мировом океане, включая территориальные воды и экономическую зону, комплексное решение проблем безопасности мореплавания и международные обязательства России требуют организации высокоэффективного государственного контроля состояния безопасности судоходства на основе использования современных и перспективных радиоэлектронных систем и информационных технологий.

В настоящее время системами управления движением судов оснащены почти все крупные порты России. За последние годы модернизированы или реконструированы большинство СУДС.

Следовательно, если в порту Петропавловск-Камчатский будет организована система СУДС с использованием технических средств, а это запланировано Камчатским филиалом ФГУП «Росморпорт», то это выведет порт, имеющий протяженный фарватер и переменные глубины, на более высокий уровень безопасности. Допускается, что международное морское сообщество не будет препятствовать посещению порта Петропавловск-Камчатский своими судами, поскольку порт будет иметь большую привлекательность за счет эффективно действующей современной автоматизированной системы безопасности мореплавания.

Рис. 1. Подходы к Авачинской губе с рубежами безопасности

Основными пунктами рекомендаций по созданию данной системы являются:

– оптимизация системы морского района А1/А2 ГМССБ и системы управления судоходством за счет комплексного использования средств радиолокационного контроля, возможностей определения места судна с высокой точностью (DGPS) и средств ОВЧ-радиосвязи;

– учет отечественного и международного опыта при разработке конфигурации и структурного построения автоматизированной системы;

– учет интересов международного судоходства при определении с высокой точностью местоположения судов путем применения признанных международным сообществом средств, а также интересов пользователей информации о судах в регионе (пограничная и таможенная службы, структуры Министерства обороны и т.п.).

Морские порты №9 (2017)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Промсельхозбанк решил подать иск о банкротстве головной компании FESCO

Промсельхозбанк решил подать иск о банкротстве головной компании FESCO Промышленный сельскохозяйственный банк (Промсельхозбанк) намерен подать заявление в Арбитраж...

Застрявший в ОАЭ российский экипаж судна «Кристалл Ист» подал сигнал SOS

Застрявший в ОАЭ российский экипаж судна «Кристалл Ист» подал сигнал SOS Состояние российских моряков с арестованного танкера «Кристалл Ист» (Crystal East), находяще...

Российская экономика

Д. Рогозин: ГЛОНАСС перейдет на самоокупаемость с 2018 года

Д. Рогозин: ГЛОНАСС перейдет на самоокупаемость с 2018 года Россия прекратит госфинансирование акционерного общества «ГЛОНАСС», компания перейдет на самоокупаем...

Россия и Евросоюз намерены развивать сотрудничество в области рыболовства

Россия и Евросоюз намерены развивать сотрудничество в области рыболовства Вопросы рациональной эксплуатации запасов рыб Северо-Восточной Атлантики и другие актуальные темы об...

Транспортная политика

Коридор «Север – Юг» должен обслуживать единый оператор – РЖД

Коридор «Север – Юг» должен обслуживать единый оператор – РЖД Страны – участницы транспортного коридора Север – Юг пытаются договориться о создании единого логист...

Минтранс против передачи Росатому полномочий по администрированию Севморпути

Минтранс против передачи Росатому полномочий по администрированию Севморпути Минтранс РФ против передачи Росатому полномочий по выдаче разрешений на плавание по Северному морско...

Морские порты

«Колмар» после ввода терминала в порту Ванино намерен поставлять уголь в Индию

«Колмар» после ввода терминала в порту Ванино намерен поставлять уголь в Индию Компания «Колмар» намерена после ввода морского угольного терминала в порту Ванино поставлять уголь ...

Власти подсчитали, какую прибыль может принести порт в Приморске

Власти подсчитали, какую прибыль может принести порт в Приморске Почти четыре миллиарда рублей может получить в 2022 году федеральный бюджет и более полутора миллиар...




Морской транспорт

Стоимость 2-х паромов для ж/д переправы Усть-Луга- Балтийск - около 10 млрд руб. - Минтранс

Стоимость 2-х паромов для ж/д переправы Усть-Луга- Балтийск - около 10 млрд руб. - Минтранс Для обеспечения работы железнодорожной переправы Усть-Луга - Балтийск будут построены два парома вме...

Ледокол Северного флота «Илья Муромец» испытывают во льдах толщиной до метра

Ледокол Северного флота «Илья Муромец» испытывают во льдах толщиной до метра Экипаж новейшего ледокола Северного флота «Илья Муромец» проводит испытания судна в Арктике в района...

Речной транспорт

Архангельская область направит 98 млн рублей на субсидии пассажирских перевозок по воде

Архангельская область направит 98 млн рублей на субсидии пассажирских перевозок по воде Министерство транспорта Архангельской области заключило договоры с транспортными операторами на возм...

Летняя пассажирская навигация открылась на Москве-реке, в ней будет участвовать порядка 80 судов

Летняя пассажирская навигация открылась на Москве-реке, в ней будет участвовать порядка 80 судов Сегодня, 24 апреля, открылась летняя пассажирская навигация на Москве-реке: заработали шлюзы Московс...

Ж/Д транспорт

Технико-экономическое обоснование скоростной ж/д между РФ и Китаем представят в сентябре

Технико-экономическое обоснование скоростной ж/д между РФ и Китаем представят в сентябре Технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта высокоскоростной железной дороги Владивосток...

Акционеры Globaltrans утвердили дивиденды за 2017 г. на уровне 44,85 руб. на акцию/GDR

Акционеры Globaltrans утвердили дивиденды за 2017 г. на уровне 44,85 руб. на акцию/GDR Акционеры Globaltrans утвердили дивиденды за 2017 год на уровне 44,85 руб. на обыкновенную акцию или...

Авто транспорт

Федеральная трасса «Таврида» в Крыму готова почти на треть

Федеральная трасса «Таврида» в Крыму готова почти на треть Работы по строительству федеральной трассы «Таврида» в Крыму выполнены на 29% и идут по графику...

Автоподход к Крымскому мосту со стороны Керчи готов на 93%

Автоподход к Крымскому мосту со стороны Керчи готов на 93% Автомобильный подход к Крымскому мосту со стороны Керчи готов на 93%, работы идут по графику, от...

Аналитика

Транспортная политика

Подразделения транспортной безопасности против пиратов?

Подразделения транспортной безопасности против пиратов? Заголовок кажется фантастическим? Но это только на первый взгляд. Сравнительный анализ циркуляров Ме...

Транспортный вакуум

Транспортный вакуум Помощь федерального центра требуется для решения проблемы транспортной доступности регионов Дальнего...

Морские порты

Механизмы финансирования проектов с участием ФГУП «Росморпорт»

Механизмы финансирования проектов с участием ФГУП «Росморпорт» 6 декабря 2017 года в Москве в рамках крупнейшей ежегодной отраслевой выставки «Транспорт России 201...

Порт Анадырь: безопасность мореплавания в суровых условиях

Порт Анадырь: безопасность мореплавания в суровых условиях Морской порт Анадырь – самый крупный морской порт федерального значения на Чукотке и один из важнейш...

Морской транспорт

Вахтенный уснул от усталости

Вахтенный уснул от усталости Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МАК), соз...

«Весь покрытый зеленью»

«Весь покрытый зеленью» ИМО проявляет повышенный интерес к теме биообрастания судов. Проблема угрожает морским экосистемам и...

Речной транспорт

Три фактора успеха

Три фактора успеха Закончилась навигация 2017 года. Можно подвести итоги работы судоходной компании.
Задачи став...

Потенциал транзита

Потенциал транзита Контейнерные перевозки по внутренним водным путям России в условиях Евразийского экономического союз...




Темы

Инфраструктура / Образование

Историческому фонду ДВМП – 55 лет!

Историческому фонду ДВМП – 55 лет! Исторический фонд Дальневосточного морского пароходства– важный историко-культурный объект для Дальн...

Такой флотилии не видел мир

Такой флотилии не видел мир Представьте себе грандиозную флотилию чуть ли не в тысячу судов и кораблей, к тому же состоящую из м...

Грузовая база

Цветные металлы: снижение экспорта и рост внутреннего потребления

Цветные металлы: снижение экспорта и рост внутреннего потребления В 2017 году производство цветных металлов в России осталось практически на уровне предыдущего года, ...

Производство ЖРС и перспективы экспорта

Производство ЖРС и перспективы экспорта Ежегодно в России производится порядка 100 млн тонн железорудного сырья (ЖРС) различной степ...

Безопасность мореплавания

В зоне риска балкеры, контейнеровозы и паромы (анализ аварийности за 2016 год)

В зоне риска балкеры, контейнеровозы и паромы (анализ аварийности за 2016 год) Исторический крах седьмого по мощи контейнерного оператора в мире, корейской компании Hanjin Shippin...

Применение дополнительной сигнализации на судах

Применение дополнительной сигнализации на судах Такие факторы, как возросшая плотность и интенсивность движения судов в море, увеличение размеров су...

Севморпуть

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс главы 9-12)

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс главы 9-12) Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС ...

Новые Правила слабее старых?

Новые Правила слабее старых? В 2014 г. в журнале «Морской флот» № 2 (1512) была опубликована статья «О новых Правилах пла...




Судостроение

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Канонерский судо­ремонтный завод дарит судам вторую жизнь

Канонерский судо­ремонтный завод дарит судам вторую жизнь Российская судоремонтная промышленность, как показывает жизнь, в состоянии конкурировать с зарубежны...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...