Подразделения транспортной безопасности против пиратов?

Транспортная политика
Подразделения транспортной безопасности против пиратов?

Заголовок кажется фантастическим? Но это только на первый взгляд. Сравнительный анализ циркуляров Международной морской организации (ИМО), регулирующих деятельность частных морских охранных компаний, и российского законодательства о транспортной безопасности в части, касающейся подразделений транспортной безопасности, показывает их значительную близость.

Сергей Семенов, начальник ФБУ «Служба морской безопасности»

Законодательная основа

В то же время проект ожидаемого многими охранными компаниями закона о частных военных и охранных компаниях (ЧВОК) пока даже не зарегистрирован в Государственной Думе. Примерные сроки вступления его в силу спрогнозировать сложно. Деятельность частных морских охранных компаний (ЧМОК) имеет свою специфику, регулируемую ИМО. Ясно, что закон о ЧВОК не сможет ее учесть, да и не ставит себе такую цель.

Однако, по моему мнению, в Российской Федерации уже сейчас имеется законодательная основа для легализации деятельности частных морских охранных компаний с соблюдением рекомендаций ИМО на основе законодательства о транспортной безопасности.

Рекомендации ИМО охватывают государства флага, судовладельцев, операторов и капитанов судов и ЧМОК, представляющие частный наемный персонал вооруженной охраны на суда (ЧНПВО). В свою очередь законодательством о транспортной безопасности в значительной мере урегулированы статус каждого из упомянутых выше участников правоотношений и взаимоотношения между ними. Это важный момент.

В связи с множеством схожих моментов сравнение конкретных положений циркуляров ИМО в отношении ЧНПВО и законодательства о транспортной безопасности в части, касающейся вооруженных работников ПТБ, представляет собой достаточно объемную работу. Поэтому ограничимся сравнением ключевых положений.

Ключевые положения

При сравнении больше внимания уделим положениям законодательства о транспортной безопасности, так как судовладельцы, операторы и капитаны морских судов, осуществляющие судоходство в районах высокого риска, наверняка прекрасно знают циркуляры ИМО. Тем более что правительствам государств – членов ИМО настоятельно предложено довести циркуляры до сведения всех национальных учреждений, занимающихся антипиратской деятельностью, судовладельцев, операторов судов, судоходных компаний, капитанов и экипажей судов.

Циркуляры ИМО, касающиеся частного наемного персонала вооруженной охраны на судах, особо выделяют роль государства флага. Подход ИМО основан на статье 92 Конвенции ООН по морскому праву, в которой говорится об «исключительной юрисдикции государства флага в открытом море», и статье 94, определяющей обязанности государства флага. ИМО признает, что решение разрешить использование ЧНПВО на борту судов является прерогативой государств флага. Правительствам государств – членов ИМО настоятельно предлагается принять любые необходимые меры, чтобы обеспечить в надлежащих случаях выполнение рекомендаций, изложенных в циркулярах.

Российская Федерация, учитывая свою исключительную юрисдикцию в открытом море, распространяет действие Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон) на суда, используемые в целях торгового мореплавания (морские суда). Каких-либо исключений применения, связанных с местонахождением морского судна, в частности в открытом море, ни Закон, ни «Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта» (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2016 № 678, далее – Требования) не содержат.

Закон содержит положения, позволяющие работникам подразделений транспортной безопасности (ПТБ) использовать огнестрельное оружие и специальные средства. Вооруженные работники ПТБ с точки зрения ИМО являются ЧНПВО.

Таким образом, вопросы защиты морского судна под флагом России в открытом море от актов незаконного вмешательства, не исключая пиратства, могут и должны регулироваться Законом. Данный подход не противоречит рекомендациям ИМО. Кроме того, в РФ созданы необходимые условия для его практической реализации.

Циркуляр Комитета по безопасности на море (КБМ) ИМО MSC.1/Circ.1406/Rev.3 от 12 июня 2015 г. (далее – Циркуляр 1406) в качестве основного принципа выделяет то, что именно государство флага определяет целесообразность и законность использования ЧНПВО.

Политика государства флага

Российская Федерация поддерживает принцип законности – использование вооруженных работников подразделений транспортной безопасности (ПТБ) для защиты морского судна от актов незаконного вмешательства регулируется исключительно Законом. Целесообразность также определяется на основании Закона.

Циркуляр 1406 определяет, что государства флага должны иметь политику в отношении использования ЧНПВО.

В Российской Федерации законодательство о транспортной безопасности является политикой в отношении использования вооруженных работников ПТБ на морских судах.

Циркуляр 1406 акцентирует внимание государств флага на том, что при выработке политики желательно рассмотреть вопрос о том, будет ли использование ЧНПВО:

– разрешено в соответствии с национальным законодательством государства флага;

– необходимой мерой на судах под их флагом в районе высокого риска в некоторых обстоятельствах для усиления мер охраны, принятых в соответствии с рекомендациями и руководствами, разработанными и распространенными ИМО, включая «Наиболее эффективные методы защиты» (BMP4), разработанные в отрасли.

Национальным законодательством РФ, а именно Законом, разрешено использование вооруженных работников ПТБ на морских судах.

Необходимость использования вооруженных работников ПТБ прямо устанавливается п. 1 ст. 12.3. Закона для защиты транспортных средств первой и второй категорий от актов незаконного вмешательства. Необходимость вооруженной охраны морского судна также должна следовать из оценки уязвимости судна. Закрепляется необходимость вооруженной охраны в плане обеспечения транспортной безопасности морского судна.

Категорирование морских судов, утверждение их оценок уязвимости и планов обеспечения транспортной безопасности осуществляется компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности (в случае с морскими судами – Росморречфлотом), что еще раз подтверждает законность и обоснованность использования в Российской Федерации ЧНПВО на судах, наличия политики в этом вопросе.

Циркуляр 1406 рекомендует установить минимальные критерии или требования, которым должен соответствовать ЧНПВО, с учетом соответствующих аспектов, изложенных в «Пересмотренном временном руководстве для судовладельцев, операторов и капитанов судов по использованию частного наемного персонала вооруженной охраны на судах в районе высокого риска» (Циркуляр КБМ ИМО MSC.1/Circ.1405/Rev.2, далее – Циркуляр 1405). Также требования к ЧМОК, в том числе касающиеся отбора, подготовки, профессиональной аттестации ЧНПВО, содержат «Временное руководство для частных морских охранных компаний, предоставляющих частный наемный персонал вооруженной охраны на суда в районе высокого риска» (Циркуляр КБМ MSC.1/Сirc.1443, далее – Циркуляр 1443).

Законодательством о транспортной безопасности достаточно подробно регламентированы требования к работникам ПТБ, которые во много схожи с рекомендациями Циркуляров 1405 и 1443.

В первую очередь Закон содержит исчерпывающий перечень лиц, которые не в праве выполнять работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности. В частности, ограничениями могут стать криминальное прошлое, состояние здоровья и злоупотребление наркотиками.

Обязательным требованием к работникам ПТБ является прохождение подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности. Подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности осуществляются в соответствии с порядками, установленными Законом. В ходе аттестации кандидат в ПТБ проверяется в том числе на физическую и психологическую пригодность.

Циркуляр 1406 рекомендует государствам флага обеспечить гарантии того, что ЧМОК, использующая ЧНПВО на судах, имеет действующую аккредитацию по сертификации ИСО 28007-1:2015 (Суда и морские технологии. Руководство для частных морских охранных компаний (ЧМОК), предоставляющих частный наемный персонал вооруженной охраны (ЧНПВО) на суда) или отвечает соответствующим национальным требованиям.

Национальные требования

Законодательство о транспортной безопасности гарантирует, что вооруженные ПТБ на морских судах отвечают национальным требованиям. Обязательным условием для начала деятельности ПТБ является аккредитация в данном качестве, которая проводится Росморречфлотом, в установленном Законом порядке. Порядок содержит требования к юридическим лицам, претендующим на аккредитацию в качестве ПТБ.

Целью аккредитации является определение способности юридического лица осуществлять защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства в области конкретного вида транспорта.

Документом, подтверждающим способность юридического лица осуществлять защиту транспортных средств от актов незаконного вмешательства, является выдаваемое компетентным органом свидетельство об аккредитации юридического лица в качестве подразделения транспортной безопасности.

Циркуляр 1406 рекомендует государствам флага определить порядок выдачи разрешений на использование ЧНПВО.

Законодательство о транспортной безопасности специализированного порядка выдачи разрешения не содержит. Однако процедуру утверждения плана обеспечения транспортной безопасности можно вполне рассматривать как получение разрешения. Такой вывод следует из того, что в соответствии с Требованиями обязательным приложением к плану является копия договора с ПТБ. Эту же процедуру можно рассматривать как получение разрешения судовладельцами, судовыми операторами и судоходными компаниями на использование вооруженных работников ПТБ.

Циркуляр 1406 рекомендует государствам флага установить ответственность за выполнение положений разрешения на использование ЧНПВО.

Пункт 3 ст. 12 Закона устанавливает ответственность субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Циркуляр 1406 рекомендует регулировать законодательством и политикой государства флага перевозку ЧНПВО, его огнестрельного оружия и соответствующего охранного оборудования.

В соответствии с Законом специальные средства, виды, типы и модели служебного огнестрельного оружия, патроны к нему, нормы обеспечения ими работников подразделений транспортной безопасности, а также Правила приобретения, хранения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств определяются Правительством РФ. Оборот служебного огнестрельного оружия и патронов к нему осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ об оружии.

Несмотря на общие подходы и схожесть ключевых положений, конечно же, нельзя уже завтра посадить вооруженных работников ПТБ на морские суда в районах высокого риска. Естественно, требуется работа по уточнению правового статуса ПТБ при их использовании в открытом море. Основной целью этой работы должна стать правовая защищенность капитанов морских судов и вооруженных работников ПТБ, а итогом – соответствие ПТБ, используемых на морских судах, статусу ЧМОК.

Существенные вопросы

Проведенный анализ позволяет выделить существенные вопросы, которые предстоит решить, прежде чем ПТБ приступят к защите морских судов от пиратства.

Центральным вопросом, на мой взгляд, является применение огнестрельного оружия и специальных средств в открытом море. Еще раз напомним, что законодательство о транспортной безопасности не содержит территориальных ограничений деятельности ПТБ на морских судах. Однако оборот и применение оружия в России регулируется законодательством об оружии. Российская Федерация имеет международные обязательства, связанные с оборотом оружия.

Учитывая, что ПТБ аккредитованы в РФ, целесообразно определить политику страны в отношении взаимоотношений ПТБ и капитанов морских судов, использующих ПТБ, с государствами порта и прибрежными государствами. При этом необходимо опираться на «Пересмотренные временные рекомендации для государств порта и прибрежных государств в отношении использования частного наемного персонала вооруженной охраны на судах в районе высокого риска» (Циркуляр КБМ ИМО MSC.1/Circ.1408/Rev.1).

Созданную законодательством о транспортной безопасности правовую основу уже сейчас возможно использовать для легализации и правового регулирования деятельности ЧМОК. При этом ЧМОК даже нет необходимости получать статус ЧВОК. Вариант легализации ЧМОК, следующий из законодательства о транспортной безопасности, видится более ровным и коротким, чем через законодательство о ЧВОК.

Для решения имеющихся проблемных вопросов требуется заинтересованность, инициатива и воля как государства, так и ЧМОК, судовладельцев и операторов морских судов.

И в завершение статьи акцентирую внимание на том, что предлагаемый подход полностью отвечает одному из основных принципов обеспечения транспортной безопасности – интеграции в международные системы безопасности.

Морские вести Росссии №3 (2018)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Водород поможет порту Окленда стать объектом нулевого выброса к 2040 году

Водород поможет порту Окленда стать объектом нулевого выброса к 2040 году Новозеландский порт пополнил своеобразный мировой водородный клуб. Этот газ в качестве топлива уже а...

В «Петербургском нефтяном терминале» (ПНТ) начало работу собственное аварийно-спасательное формирование

В «Петербургском нефтяном терминале» (ПНТ) начало работу собственное аварийно-спасательное формирование ПНТ получил свидетельство об аттестации собственного нештатного аварийно-спасательного формирования ...

Российская экономика

Бизнес стран ЕАЭС обсудил маркировку товаров

Бизнес стран ЕАЭС обсудил маркировку товаров Маркировка товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) стала к...

Юрий Цветков будет представлять транспортную отрасль в Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

Юрий Цветков будет представлять транспортную отрасль в Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Новый состав госкомиссии по Арктике, которую возглавит заместитель председателя правительства РФ – п...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК «Восточная Стивидорная Компания» (ВСК, входит в группу Global Ports) ввела в эксплуатацию се...

«Ростерминалуголь» отгрузил на экспорт 19 млн тонн угля с начала года

«Ростерминалуголь» отгрузил на экспорт 19 млн тонн угля с начала года АО «Ростерминалуголь», крупнейший в европейской части России специализированный угольный терминал, в...




Морской транспорт

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море Плавучая регазификационная установка (ПРГУ) «Маршал Василевский» вошла в Балтийское море.

Установлен понижающий коэффициент к ставкам экологического сбора в морских портах Восточный и Находка

Установлен понижающий коэффициент к ставкам экологического сбора в морских портах Восточный и Находка Более подробно с информацией о размере ставок экологического сбора в морских портах Восточный и Нахо...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги Новый электропоезд российского производства ЭП3Д прибыл 14 декабря во Владивосток с Демиховского маш...

Энергетический комплекс ОАО «РЖД» снизил количество выбросов вредных веществ в воздух на 2,1% в 2018 году

Энергетический комплекс ОАО «РЖД» снизил количество выбросов вредных веществ в воздух на 2,1% в 2018 году ОАО «РЖД» в 2018 году продолжило реализацию экологической стратегии компании. В частности, энергетич...

Авто транспорт

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия Федеральные дорожники подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Каспий» завершили запланированные на...

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза В Республике Северная Осетия по сравнению с прошлым строительным сезоном дорожники привели в нормати...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Морские порты

Качественный контроль судов в порту Тамань

Качественный контроль судов в порту Тамань Морской порт Тамань – один из новых портов России. Однако упоминание о столице древнерусского Тмутар...

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Морской транспорт

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот»

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот» Предлагаем нашим читателям познакомиться со спецификой работы в этом районе, так непохожем на привыч...

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...