Законотворчество в ФАС и профиль

Российская экономика
Законотворчество в ФАС и профиль

В ходе ежегодных совещаний президента РФ с руководством Минобороны и оборонно-промышленного комплекса в основные направления развития ОПК вносятся корректировки. Так, на ближайшую перспективу одним из главных направлений является наращивание производства по выпуску боевых кораблей, обеспечение их современным вооружением, средствами управления и связи, создание новых образцов средств разведывательно-информационного обеспечения.

До 2025 года планируется создать сбалансированный корабельный состав ВМФ, который обеспечит военно-морское присутствие России во всех стратегически важных районах Мирового океана, говорится в справочно-аналитических материалах, подготовленных экспертами Аналитического управления при Совете Федерации.

Алексей Казаков

Тревожная картина

Вместе с тем, подводя итоги законотворческого процесса в сфере оборонно-промышленного комплекса в 2017 году, можно сделать вывод, что правовая политика, установившаяся в кораблестроении, не адекватна уровню внешних угроз, стоящих перед Россией. В то время как развитые страны ускорили переход к шестому технологическому укладу и начали производство новых видов вооружения, развитие российского ОПК сдерживается невнятными и противоречивыми методами управления.

По мнению экспертов Аналитического управления, несовершенство законодательства стало одной из причин того, что многие предприятия испытывают трудности с внедрением инноваций. Расходы на НИОКР в целом по ОПК составляют 0,6% от ВВП (в развитых странах – 2-3% от ВВП), темп обновления активных фондов составляет не более 1% в год при необходимости как минимум в 6-10%. В подобном правовом поле говорить о широкомасштабном переходе на новый технологический уклад затруднительно, а полагаться на заделы, оставшиеся с прошлых времен, больше нельзя.

Почему складывается столь тревожная картина? Стоит задуматься над словами бывшего председателя правительства СССР, сенатора Николая Рыжкова. На одном из заседаний Совета Федерации он сказал, что если за реализацию той или иной государственной программы отвечают финансисты, то государство сэкономит деньги, но программа не будет выполнена или будет реализована плохо. Если за дело берутся представители промышленности, то программа будет выполнена, но стоить она будет очень дорого. «Над реализацией государственных проектов экономисты и промышленники должны работать совместно», – делится своим богатым управленческим опытом Николай Рыжков.

Что происходит?

Де-юре паритет в нормативном управлении ОПК между финансистами и промышленниками соблюдается. За нормотворчество отвечают в основном Минобороны, Минпромторг, Минфин и ФАС. Но, во-первых, работа этих ведомств часто напоминает действия лебедя, рака и щуки в известной басне.

Во-вторых, в триумвирате законотворческих центров доминирует ФАС. После отмены Госкомцен это ведомство несет главную ответственность за ценообразование, по сути включающее в себя все виды госрегулирования. Судя по последним заседаниям в Госдуме и Совете Федерации, представители ФАС довольны результатами своей работы.

Заместитель руководителя ФАС Даниил Фесюк подвел итоги нового двухлетнего законотворческого процесса в области ОПК на заседании в Рособоронэкспорте, где состоялось совместное заседание Комитета Госдумы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса и Комитета по оборонной промышленности Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям». Под новыми нормами он подразумевает все законотворческие новации, начавшиеся после принятия в 2015 году ФЗ № 159 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вслед за этим законом в 2017 году было принято Постановление Правительства РФ №208, предусматривающее новые правила в регулировании цен в ГОЗ. Кроме того, было принято постановление правительства №1193 «О внесении изменений в Положение о примерных условиях государственных контрактов по государственному оборонному заказу». В этом блоке нормативных актов много нареканий со стороны промышленников вызвал механизм расчетов между предприятиями через систему отдельных счетов и регламентацию деятельности контролирующих органов.

Но Даниил Фесюк утверждает: «Введение отдельных счетов заставило предприятия отрабатывать авансы с тем, чтобы преодолеть контроль со стороны банков и государственного заказчика».

Доминирующая идеология основных ведомств, отвечающих за законотворчество в ОПК, состоит в борьбе с коррупцией, что приводит к тому, что борьба с этим злом часто приобретает характер кампанейщины и нередко сдерживает развитие отрасли больше, чем сама коррупция. Некоторым предприятиям пришлось открывать до 5 тысяч счетов и принимать огромный штат сотрудников, чтобы отслеживать их. Введение системы контроля значительно замедлило движение средств по счетам – средний остаток на счетах сегодня составляет сотни миллиардов рублей. Промышленники в очередной раз проиграли. Выиграли финансисты. Уполномоченные банки начали реализацию пилотных проектов по кредитованию организаций ОПК за счет средств, размещаемых на спецсчетах.

Штрафная рота

В том, что законотворческие инициативы имеют неоднозначный эффект, вынужден был признать и Даниил Фесюк. По его словам, все руководители ОПК сегодня образуют некую штрафную роту. Ибо за невыполнение условий контрактов в 2016 году ФАС вынесло более тысячи штрафов на должностных лиц предприятий отрасли, а за 9 месяцев 2017 года – уже более полутора тысячи штрафов при том, что в реестр ОПК включает около 2 тысяч предприятий. «За срыв выполнения ГОЗ должны были бы отвечать некоторые должностные лица государственных заказчиков, но условия госконтрактов составлены так, что «поставщик на свой риск обязуется выполнять…» и далее по тексту. Не хватает только слова «страх», – попытался пошутить на заседании в Рособоронэкспорте Даниил Фесюк. Однако «оборонщикам» не до шуток особенно после того, как президент Владимир Путин в качестве приоритетного внес предложение по принятию закона об усилении уголовной ответственности при ненадлежащем исполнении ГОЗ.

Но законодательство у нас такое, что делать дело и не нарушать законы практически невозможно. Существующие нормы в управлении ОПК часто провоцируют участников ГОЗ на совершение незаконных действий. При этом никто не пытается понять нарушителя закона. Одно дело, когда при поставке продукции цена завышается с тем, чтобы участники сделки потратили средства на строительство виллы на берегу Средиземного моря, и совсем другое, когда завышенная цена является единственной возможностью как-то улучшить состояние финансов предприятия и спасти его от банкротства.

В существующей нормативной базе без ответа остается вопрос: как выкручиваться предприятиям второго и третьего уровня кооперации, если деньги, выделяемые на ГОЗ, скапливаются на расчетных счетах «головников» и не идут в кооперационные цепочки?

Братья меньшие по кооперации берут кредиты под грабительские проценты. Подобная практика ведет к тому, что отсутствие авансирования государственных контрактов и нехватка оборотных средств приводят к неисполнению в срок государственных заказов, что влечет за собой наложение штрафных санкций и банкротство.

Во времена СССР такая проблема решилась бы просто. Поставщики по кооперации включались бы в состав финишера – и проблема исчерпана. Кстати, и проблема коррупции социалистическими методами легко решается. Достаточно ввести безналичный рубль, как это было во времена СССР, и нет коррупции. Но, как сказал заместитель председателя Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Алексей Кондратьев на заседании секции радиоэлектронной промышленности: «Мы – страна капиталистическая, основные средства производства находятся в частных руках. Мы пытаемся совместить государственную задачу с частным владельческим интересом и с извлечением прибыли». Получается, что на первом месте у нас стоит охрана интересов собственников, а уж потом – безопасность страны.

В начале декабря 2017 года Правительство РФ утвердило новое положение о регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, подготовленное ФАС. Забегая вперед, можно сказать, что новую модель ценообразования писали далеко не королевы, харитоны и шипуновы.

По информации начальника Управления методологии в сфере государственного оборонного заказа ФАС Павла Суворова, озвученной им на заседании секции радиоэлектронной промышленности в Совете Федерации, новая модель ценообразования звучит как вполне многообещающая – мотивационная. Но дьявол, как известно, кроется в деталях.

Базовая цена для выполнения ГОЗ рассчитывается затратным методом, и далее эта цена индексируется из расчета: пять лет индексируется по индексам, которые доводятся Минэкономразвития, шестой год – мораторий на рост цены, цена не индексируется.

«Если предприятие смогло сэкономить, то вся экономия остается в распоряжении предприятия. И это является основным стимулом для того, чтобы оптимизировать производственные процессы и, собственно, достигать экономии по затратам», – пояснил Павел Суворов главный принцип мотивационной системы ценообразования. Это нововведение всячески приветствуется оборонными предприятиями. Прежде идея состояла в том, что в условиях текущей нормативной базы, когда в основном цены на военную продукцию считаются затратным методом, у предприятий отсутствуют стимулы к снижению затрат на производство.

«Немного беременной» можно назвать законотворчество в сфере кооперации. По мнению Павла Суворова, предприятие ОПК, «когда оно закупает рыночную продукцию, должно стремиться выбирать наилучшим способом поставщиков и работать с поставщиками, чтобы обеспечить максимальный уровень качества, максимальное соотношение цены и качества». К чему это приводит?

«Срыв поставок одного из кооперантов вынуждает головного исполнителя отвечать перед госзаказчиком, – недоумевает замруководителя департамента экономики и ценообразования ПАО «ОАК» Дмитрий Куприянов. – Одним из ключевых аргументов, которые приводились нашими оппонентами, является то, что головные исполнители должны тщательно отбирать поставщиков. К сожалению, реальность сегодня такова, что у нас 70-80% поставщиков – единственные поставщики, прописанные в КД, и мы выбирать ничего не можем».

В пакете мотивационного ценообразования не нашлось места для предложения промышленников о 10-процентном уровне прибыли предприятий «головников» с длинным технологическим циклом. Руководитель направления полного жизненного цикла кораблей АО «ОСК» Яков Бережной сказал: «Ладно, кооперация за нами, хотя мы не понимаем, как ею надо управлять. Но мы продолжаем утверждать, что риски у нас большие. Дайте нам прибыль не менее 10%. По факту сегодня из-за кооперации у нас вообще нет прибыли. На ведущих судостроительных предприятиях – 1-2%, если есть прибыль, так это будь здоров, а то уходим в минусы».

Если бы предложение представителя ОСК было бы принято, то можно было обезопасить себя не только на минном поле кооперации, но и решить проблему с несвоевременным финансированием. Финансистам пришлось бы бежать впереди паровоза, чтобы побыстрее перечислить деньги на выполнение ГОЗ. В таком случае медлить с перечислением денег не позволили бы контрольные органы. Сейчас же получается так, что работы по выполнению ГОЗ нужно начинать в январе, а деньги на счета предприятий приходят в лучшем случае только в марте и финишеры вынуждены брать коммерческие кредиты для закупки материалов и комплектующих, чтобы затем платить из прибыли грабительские проценты жирным финансовым котам.

Приказ 200

Открытым остается вопрос о составе затрат, который сейчас регулируется приказом № 200. «Порядок определения состава затрат разрабатывается Минпромторгом, согласуется со всеми отраслевыми органами, Роскосмосом и Росатомом, с главным государственным заказчиком, то есть с Минобороны, и контролирующим органом, ФАС России», – сказал Павел Суворов. Многие специалисты считают, что главным недостатком этого приказа является то, что он затрагивает только сферу производства. Там нет места выполнению работ в области НИРов, ОКРов и т.п., которые должны были бы включаться в затратную часть. К тому же член Совета радиоэлектронной промышленности Совета по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества при Совете Федерации Светлана Бошно считает, что приказ № 200 настолько велик, что читать его никто без насилия не может, а неясности способствуют увеличению числа его нарушителей. «Документ стал нечитаемым. Есть предел читаемости, а есть предел нечитаемости – он уже за этими пределами. Там столько повторов, что, по-хорошему, его можно сократить в десять раз без ущерба для смысла», – считает Светлана Бошно.

Представитель АО «ОСК» Яков Бережной недоумевает: «Мы в 2015-2016 годах наработали около двух десятков предложений по корректировке законодательства. Согласовали поправки со всеми, на разных уровнях, в том числе и на площадке ЦНИИ «Центр». И все корпорации, большие и маленькие, поддержали эти предложения. Выходят корректировки. И что мы видим? На каком этапе и кто снял эти вопросы? В итоге, что бы мы ни нарабатывали, что бы мы ни говорили, все равно это где-то остается за бортом. Как так происходит?» На этот вопрос лучше всего ответил член Совета по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества при Совете Федерации Петр Верник, который видит причину всех бед в том, что обсуждение нового, по его словам, «квазидвухсотого приказа» происходит не среди представителей промышленности, а в узком кругу. «Это совершенно недопустимо. Этим людям не придется исполнять его. Закон позволит Минфину экономить деньги. Но в результате промышленность, за которую мы все болеем, не сможет выполнять гособоронзаказы в должные сроки и с должным качеством».

Морские вести России №1 (2018)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

В Росрыболовстве обсуждают создание Академии повышения квалификации специалистов рыбной отрасли

В Росрыболовстве обсуждают создание Академии повышения квалификации специалистов рыбной отрасли Росрыболовство рассматривает возможность создания Академии повышения квалификации специалистов рыбох...

На Канале имени Москвы пройдет капитальный ремонт

На Канале имени Москвы пройдет капитальный ремонт Эксперты Главгосэкспертизы России провели проверку достоверности определения сметной стоимости работ...

Российская экономика

«Новатэк» рассчитывает занять значительную долю на рынке бункеровки СПГ

«Новатэк» рассчитывает занять значительную долю на рынке бункеровки СПГ «Новатэк» высоко оценивает перспективы рынка бункеровки   судов сжиженным природным газом ...

ГТЛК расширяет географию клиентов в авиационном лизинге в странах СНГ

ГТЛК расширяет географию клиентов в авиационном лизинге в странах СНГ ГТЛК, крупнейшая лизинговая компания России, совместно с международной лизинговой платформой GTLK Gl...

Транспортная политика

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду По итогам совещания по предложению главы Минтранса России было принято решение создать совместную с ...

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу Сенатором от Архангельской области Виктором Павленко совместно с депутатом Госдумы Павлом Федяевым р...

Морские порты

НМТП и ВТБ закрыли сделку по продаже Новороссийского зернового терминала

НМТП и ВТБ закрыли сделку по продаже Новороссийского зернового терминала ПАО НМТП (LSE: NCSP, MOEX: NMTP) и банк ВТБ сообщают о закрытии сделки по продаже всех прина...

Бизнес – о возможном запрете на экспорт металлолома. UCL Holding

Бизнес – о возможном запрете на экспорт металлолома. UCL Holding В начале 2019 года представители металлургической промышленности выступили с предложением ограничить...




Морской транспорт

Штаты срочно обзаводятся ледоколами

Штаты срочно обзаводятся ледоколами Компания Singapore Technologies Engineering получила от Министерства военно-морских сил США заказ на...

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку Круизный сезон на Камчатке откроется в начале мая, сообщает в среду пресс-служба правительства Камча...

Речной транспорт

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей К новому сезону речных перевозок готовы и отлажены гидротехнические сооружения ФГБУ «Канал имени Мос...

Флот «БашВолготанкера» приступил к перевозкам нефтепродуктов из Уфы

Флот «БашВолготанкера» приступил к перевозкам нефтепродуктов из Уфы 18 апреля к нефтеналивным причалам в Уфе под погрузку встали первые составы судоходной компании «Баш...

Ж/Д транспорт

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году ОАО «Российские железные дороги» планирует разработать концепцию Санкт- Петербургского транспортного...

Группа «Дело» будет бороться за контрольный пакет «Трансконтейнера»

Группа «Дело» будет бороться за контрольный пакет «Трансконтейнера» Группа «Дело» подтверждает свои намерения приобрести контрольный пакет акций компании «Трансконтейне...

Авто транспорт

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на повышение безопасности на дорогах

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на  повышение безопасности на дорогах Госкомпания «Автодор» в 2019 году направит на повышение безопасности на своих дорогах   64...

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах с   нынешни...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский бизнес

Лоцманский бизнес На хозяев частных лоцманских компаний «в эпоху перемен» случайно скатился добротный, гарантированный...

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...