Эффективные инвестиции в портовые технологии и экологию перевалки - Морские вести России

Эффективные инвестиции в портовые технологии и экологию перевалки

01.04.2018

Морские порты

21 сентября 2017 года в Санкт-Петербурге прошла III Всероссийская портовая конференция «Техника и технологии для портов: эффективные инвестиции», организованная журналом «Морские порты» при поддержке Ассоциации морских торговых портов (АСОП) и ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова. Около 200 участников – представителей портовой отрасли, производителей перегрузочной техники и оборудования, научно-образовательных организаций обсудили вопросы инвестирования в развитие технологий перевалки грузов, повышения эффективности производства и поставок новой перегрузочной техники. Заглавной темой конференции стала тема экологии перевалки пылящих грузов в портах России.

Владимир Михайлов

Технологии экологической защиты в портовой деятельности

Открывая конференцию, председатель Комитета АСОП по технике и технологиям Геннадий Иванов отметил, что в текущем году, весьма актуальными стали вопросы борьбы с пылением в портах при перевалке сыпучих и пылевидных грузов. В начале сентября с целью участия в совершенствовании нормативно-правовой базы и содействия в реализации планов и программ Минтранса России и Минприроды России советом директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП) принято решение о создании рабочего комитета по экологии и охране окружающей среды.

Руководитель комитета Дмитрий Тарасов рассказал о целях, задачах и основных направлениях его работы. Основные цели создания комитета – формирование позиции Ассоциации по вопросам охраны окружающей среды в морских портах, участие в совершенствовании действующей нормативно-правовой базы в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности в морских портах, выработка инициатив по созданию проектов нормативно-правовых актов в указанной сфере, содействие в реализации природоохранных планов и программ в сотрудничестве с министерствами транспорта и природных ресурсов.

Комитет планирует решать следующие задачи. Оказание методологической и организационной помощи членам Ассоциации в защите их интересов в области охраны окружающей среды и природопользования, участие в подготовке нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование законодательства с целью соблюдения баланса интересов государства, собственников инфраструктуры в морских портах, операторов морских терминалов и общественности.

Кроме того, в планах комитета осуществление взаимодействия с Министерством природных ресурсов РФ, другими органами федеральной власти при планировании и осуществлении государственных программ в области экологии, планирование результатов таких программ. Также комитет намерен принимать участие в решении вопросов внедрения наилучших доступных технологий в области охраны окружающей среды в морских портах, продвижения вопросов природоохранной деятельности, отражать деятельность членов Ассоциации, направленную на охрану окружающей среды.

Конечной целью комитета должна стать подготовка предложений по актуальным вопросам, поступившим от бизнес-сообщества для последующей передачи их в соответствующие органы государственной власти, в том числе надзора и контроля в области охраны окружающей среды, и достижения планируемых результатов таких обращений.

Далее о современных методах пылеподавления на промышленных объектах рассказала инженер-эколог ООО «ЕИМ инженеринг» Анна Марагаева. Она представила научный подход к способам пылеподавления, который компания реализовала в своей продукции. В частности, разговор шел о принципе работы установок (пушек), генерирующих водяной туман либо применяющих систему дисперсионных форсунок.

Основной секрет принципа пылеподавления в данных установках – равность размеров частичек пыли и водяных капель, за счет чего возникает эффект смачивания (захватывания) водяными каплями частичек пыли и осаждения их на землю. На основе этого эффекта компания «ЕИМ Инженеринг» производит и продвигает различные пушки пылеподавления WLP, которые способны работать в режиме создания водяного тумана при -20-30° С, а также в режиме снегообразования.

Коммерческий директор компании «СКАДО Оснежение и пылеподавление» Владимир Теселкин представил доклад «Комплексные системы пылеподавления на угольных терминалах с открытой перевалкой. Опыт Приморья».

По словам докладчика, именно комплексный подход к пылеподавлению может обеспечить эффективную защиту окружающей среды от угольной пыли при открытой перевалке угля в портах Приморья, где сегодня быстрыми темпами идет рост объемов экспорта этого массового груза.

В связи с этим компания предлагает три основных блока мероприятий: первый –орошение, второй – уменьшение ветрологии уноса с площадки пыли за счет использования различных оград, третий – водяные пушки пылеподавления. Каждый метод по-своему хорош, но наибольший эффект приносит использование их в комплексе. Ноу-хау компании – универсальная пушка, способная летом работать как водяная, а зимой как снегогенератор.

С докладом «Эффективное пылеподавление в климатических условиях России» выступил представитель ООО «Академия промышленного пылеподавления «БОРЕЙ» Арсений Рябов. Компания является эксклюзивным авторизованным представителем крупнейшего европейского производителя систем промышленного пылеподавления на основе распыления мелкодисперсной влаги EMI CONTROLS (от TechnoAlpin).

Как отметил докладчик, хорошо зная климатические условия основных регионов, где переваливаются пылящие грузы, а это Арктический, Северо-Западный и Дальневосточный бассейны, компания предлагает индивидуальные решения и оперативное техническое сопровождение систем промышленного пылеподавления.

«Мы проектируем, производим, поставляем, осуществляем строительные работы и монтаж систем, которые эффективно подавляют пыль в течение всего года, даже при экстремально низких температурах», – подчеркнул А.Рябов.

Завершая тему охраны окружающей среды при деятельности в морских портах, доклад «Эффективное пылеподавление в портах и на промышленных предприятиях» представил генеральный директор ООО «Группа 812» Сергей Заика.

Группа является эксклюзивным дилером компании Dust Solutions Inc. (DSI) в России и поставляет эффективные решения для пылеподавления. DSI подходит комплексно к решению проблемы и предлагает две основные технологии – «Сухой туман» и «Ветрозащитные барьеры».

В частности, технология «Сухой туман» (распыление воды происходит в капельном диапазоне от 1 до 10 микрон) не применяется по площадям, а используется точечно на вагоноопрокидывателях, стакер-реклаймерах, приемных бункерах. В определенных условиях технология может работать в открытых условиях, когда она применяется в комплексе со второй технологией – «Ветрозащитные барьеры».

Инновационные разработки портовой техники

Вторая сессия конференции была посвящена инновационной портовой технике и новинкам, которые представили российские и зарубежные компании – производители перегрузочного оборудования.

Представитель ГК «Технорос» Максим Ахметов рассказал о новых разработках, в частности о козловых контейнерных кранах – перегружателях RNG на рельсовом ходу и кранах RTG на пневмоходу, в которых используются новейшие зарубежные комплектующие, в основном европейского производства, а также о судопогрузочных машинах и машинах непрерывного транспорта, о двух новых линейках портальных кранов – «Зубр» и «Восток».

По словам докладчика, краны «Технороса» отличает новизна проектирования, инновационный подход, надежность, эргономичность и удобство обслуживания: новая система поворотного механизма на основе двух планетарных редукторов, новые механизмы подъема с планетарными редукторами, компактными и надежными моторами, достаточно простыми в обслуживании, увеличенный вылет стрелы, система управления на базе частотных преобразователей ведущих фирм мира, удобные площадки, лестницы и кабина оператора.

Выступление М. Ахметова дополнил начальник отдела маркетинга ГК «Технорос» Олег Касинов, представив новый проект специализированной зерновой судопогрузочной машины «Кубань», разработанной ввиду высокого спроса на данный вид техники.

Машина имеет поворотную стрелу, что позволяет ей осуществлять загрузку судов дедвейтом до 120 тыс. тонн на две стороны причала. Она может управляться либо из кабины оператора, либо с переносного пульта. Фактически это линейка машин, которые могут быть представлены на стандартном и высоком портале. Машина экологична – все конвейеры укрыты, точки пересыпа оснащены аспирацией. Параметры производительности машины достаточно широки – от 600 до 1600 тонн в час, такой большой диапазон обеспечивает все возможности перегрузки, который на сегодня востребован зерновыми терминалами.

Представители компании Liebherr Виталий Богданович и Дмитрий Кочергин презентовали новинки компании – ричстакер LRS-545 и полноповоротный гидравлический погрузчик LH-150 ETG.

Ричстакер LRS-545 отличает длиннообразная форма, что позволяет уменьшить слепые зоны перед оператором. Цельнометаллическая конструкция базы машины, куда спрятаны все основные механизмы и шланги, защищает их от внешнего повреждения. Уменьшенные по диаметру гидроцилиндры улучшают обзор из кабины. Модификация машины подразумевает варианты исполнения: со стрелой 13,5 м и грузоподъемностью под спредером 27 тонн и со стрелой 15 м и грузоподъемностью под спредером 31 тонна (характеристики для 2-го ряда контейнеров), для 1-го ряда стандартная грузоподъемность – 45 тонн до 5 ярусов в штабеле.

Все машины оборудованы базовой системой внутренней диагностики Electronic: необходимые данные в режиме реального времени отображаются на мониторе оператора, все операции записываются, что дает возможность проанализировать впоследствии недочеты в работе оператора либо машины и исправить их.

Погрузчик LH-150 ETG – самый крупный в линейке перегружателей компании. Его рабочий вес составляет 210 тонн. Это электрогидравлическая машина на портальном рельсовом ходу мощностью 400 кВт с вылетом стрелы до 30 метров и с максимальной грузоподъемностью 10 тонн на вылете 30 метров. Новая, запатентованная компанией система рекуперации энергии ERC способна повысить мощность на 214 кВт и снизить энергопотребление за счет установленного третьего цилиндра на стреле, который накапливает энергию при опускании стрелы, а при подъеме возвращает ее, тем самым уменьшая нагрузку как на двигатель, так и на всю гидравлику. За счет этого растет производительность машины и сокращается время рабочего цикла.

Фактическая производительность перегружателя на выгрузке угля из вагонов 6-кубовым грейфером, по данным НМТП, составляет 300-420 тонн в час (4-6 вагонов, 115-120 циклов). Однако, по словам докладчика, для машины это не предел – по техническим характеристикам она способна на большее.

На конференции были представлены новые разработки грузоподъемной техники лидера портового краностроения – ЗАО «СММ». О них рассказал начальник инженерного центра компании Александр Журавлев. В частности, он представил новую модель в семействе портальных кранов «Витязь» – В-14, которая является новым эволюционным шагом в развитии данной линейки. Машина примечательна во многих отношениях. Грузовой момент у нее 2000 тонно-метров (на 25% выше, чем у предшествующих «Витязей»), что позволяет обрабатывать 40-футовые контейнеры с помощью спредера на максимальном вылете стрелы до 40 метров. Это качественно новый скачок в технологических возможностях кранов. Два таких крана уже работают в Мурманском порту на терминале «Норникеля».

Также уникальный портальный кран сейчас проходит стадию монтажа на заводе «Севмаш» – его грузоподъемность 160 тонн с грузовым моментом 6000 тонно-метров. По словам докладчика, это является выдающимся рекордным показателем.

Сейчас компания работает над новой концепцией мобильного крана, основанной на применении только электрических механизмов и приводов, без использования гидравлики. Это будет полностью электрический кран, включая шасси на электроприводах, что должно, по замыслу разработчиков, повысить его надежность в условиях низких и сверхнизких температур.

С докладами об инновациях в технологиях перевалки грузов и в портовом оборудовании выступили представители и других компаний. Доклад «Передовые технологии и будущее автоматизации российских и зарубежных портов» представил коммерческий директор ООО «СОЛВО» Максим Максимов, в котором изложил видение – насколько применимы автоматизированные и роботизированные системы управления логистикой перевалки грузов в российских портах, а также представил технологии автоматизации морских терминалов, предлагаемые как зарубежными компаниями, так и компанией «СОЛВО».

Являясь лидером на российском рынке и рынке Восточной Европы в своем сегменте, «СОЛВО» производит сегодня терминальную операционную систему SOLVO.TOS, которая минимизирует затраты стивидорных компаний на производственные процессы, повышает уровень сервиса для клиентов этих компаний.

Подробно докладчик остановился на одной из опций к данной системе – уникальной технологии «оптического зрения», способной с помощью камер распознавать номерные знаки автомобилей, номера железнодорожных вагонов и контейнеров, а с помощью лазерных сканеров определять дефекты контейнера в автоматическом режиме.

Генеральный директор ООО «Кондактикс-Вампфлер» Борис Московский свой доклад назвал «Модернизация и замена систем передачи энергии кранов». Компания поставляет системы подачи питания от неподвижной части оборудования к подвижной. Линейка продукции позволяет заменять элементы грузоподъемного оборудования, если речь идет о модернизации крана или вышедшем из строя узле.

В первую очередь, когда кран перемещается вдоль причала или на контейнерном поле, запитать его можно разными способами, самые популярные из которых – применение кабельного барабана или троллейный подвод. Другая система отвечает за перемещение крановой тележки, подвод питания осуществляется в основном за счет подвесных систем (энергетических цепей), а также траковых токоподводов и шинопроводов. К подвесному оборудованию кранов (спредерам, грейферам, электромагнитам и т.п.) предлагается подводка кабеля с помощью кабельного барабана, для вращающихся элементов кранов (порталов, стрел и т.п.) – кольцевые токосъемники.

Компания предлагает актуальную на сегодня систему для спредеров взвешивания контейнеров в процессе их подъема и перемещения Lasstec. Ее монитор находится в кабине крана. Современная система, использующая для взвешивания твистлоки спредера, также дает возможность осуществлять функции безопасности. На сегодня несколько таких систем установлено на контейнерном терминале «Бронка».

О производимой модульной системе контроля и управления микроклиматом помещения и контроля состояния груза рассказал представитель АО «Научно-производственное объединение «Марс» Михаил Ермаков.

Система предназначена для контроля текущего значения температуры, влажности и газового состава воздуха в контролируемых точках защищаемого помещения, контроля распределения температуры в объеме контролируемого груза, наличия воды в защищаемом помещении или водонасыщенных слоях внутри груза. Она сигнализирует о выходе контролируемых параметров на заданные верхний и нижний пределы и обеспечивает формирование сигнала на управление системами вентиляции, кондиционирования, поддержания необходимой влажности в помещении и другими системами при необходимости.

Система состоит из ПВЭМ с установленным программным обеспечением, сервера сбора данных, к которому подключены датчики, термоподвески, модули принудительного отбора проб, контроля наличия воды, связи и питания, а также модуль ввода/вывода, формирующий управляющие сигналы для систем вентиляции, кондиционирования и других систем.

Применение системы возможно на таких объектах автоматизации, как хранилища, складские помещения, элеваторы, морские сухогрузные суда (в том числе перевозящие опасные и разжижающиеся грузы), железнодорожные вагоны, в том числе вагоны-рефрижераторы и т.д.

О ГОСТах, нормативах и требованиях к транспортировке и перевалке грузов, профессиональных и образовательных стандартах, а также о техническом контроле за оборудованием специализированных терминалов говорили и представители науки.

Доклад «Подготовка генеральных грузов к транспортированию. Общие требования. Обновленное содержание ГОСТ 26653-2015 и направления его применения в практике работы портов» к конференции портовиков подготовил ЦНИИМФ – с ним выступил заведующий лабораторией крепления грузов института, к.т.н. Евгений Карпович.

Широкий круг вопросов осветили преподаватели ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, имевшего самое большое представительство на конференции: профессор, д.т.н., советник по инновационному развитию, портам и транспортной логистике Андрей Степанов представил доклад «Обобщение опыта освоения грузопотоков пылящих грузов», профессор Игорь Зуб – доклад «Обслуживание перегрузочной техники транспортного терминала», заведующий лабораторией ГПМ Натан Розовский – доклад «Надзор за грузоподъемными кранами». Доклад «Контроль технического состояния технологического оборудования современных портовых зерновых перегрузочных комплексов» представил аспирант ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова Руслан Дубровин.

Инвестирование в портовую инфраструктуру и оборудование

Сессию, посвященную вопросам инвестирования в портовой отрасли, открыл представитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Владимир Маркин. Предприятие, куда пришла новая команда менеджеров, говорит сегодня об инвестициях в речные порты, потому что активизировать работу на реке, в том числе перевозки река-море, без портовых сооружений практически невозможно. Сегодня в Москве происходит вытеснение портов из города: закрылись Северный и Западный порты, то же ожидает и Южный порт, потому что переваливать инертные грузы, контейнеры в центре Москвы не самое оптимальное и эффективное дело.

«Потребление и спрос на такие грузы выходит за пределы Москвы, к ЦКАДу, к аэропортам, смещаясь на 15-30 км от МКАДа. Это новый центр притяжения грузов, там формируются новые логистические центры, и в ближайшие 5-7 лет они будут требовать к себе внимания, так как там будут образовываться крупные узлы перевалки грузов, туда пойдут инвестиции», – подчеркнул он.

Однако если Канал начнет сегодня строить полноценный порт за пределами Москвы и искать инвестиции в бюджете, то процесс этот растянется на десятилетие. Поэтому когда порт будет построен, то большинство потребностей больших строек в Московской области будет реализовано и Канал просто опоздает и не поучаствует в этом процессе.

Таким образом, предприятие видит выход в данной ситуации в следующем – это инвестирование в технологии и оборудование, которые позволяют работать практически с воды на стенки, сделанные без больших капитальных затрат.

«На это мы сегодня нацеливаем и инвесторов. Сегодня они уже готовы вложить почти 3,5 млрд рублей в портовую речную инфраструктуру и работать вместе с Каналом по четырем основным проектам: 1) терминал в Тверской области по перевалке битума и твердых бытовых отходов (ТБО) московского мегаполиса, 2) терминал по перевалке нерудных строительных материалов (НСМ), 3) транспортно-логистический хаб на севере Московской области, 4) многофункциональный пассажирский порт.

С докладом «Инвестиции в оборудование порта: необходимые условия» выступил заместитель управляющего директора АО «Туапсинский морской торговый порт» Михаил Шпитальный. «В такой высококонкурентной и техническиемкой отрасли, как портовая, необходимость системного и последовательного инвестирования в техническое оснащение порта – базовое условие даже не развития, а сохранения своих позиций на рынке», – отметил докладчик.

Он рассказал о реализованных инвестиционных проектах АО «ТМТП» (основной оператор в порту Туапсе, входит в UCL Holding), второй по грузообороту и экономическим показателям в Азово-Черноморском бассейне стивидорной компании, и о тех проектах, которые предстоит реализовать. Десять лет назад перевалка нефтепродуктов в Туапсе составляла 75%, и требовалось нарастить объемы мощностей для перевалки сухих грузов.

В результате реализации разработанных в ТМТП программ пропускная способность порта по сухим грузам с 2011 по 2016 год увеличилась с 5,9 млн тонн грузов до 8 млн тонн, выросла конкурентоспособность порта за счет увеличения номенклатуры грузов, повысилось качество грузопереработки, появился и ряд других преимуществ. Инвестиции компании на этом этапе составили около $135 млн.

В настоящий момент ТМТП реализует очередной этап инвестиционной программы развития, рассчитанный до 2021 года и предполагающий увеличение грузооборота по сухим грузам до 11 млн тонн. В качестве перспективных проектов, которые предстоит реализовать, докладчик назвал следующие: развитие специализированного терминала по перевалке ро-ро грузов и увеличение его пропускной способности до 0,5 млн тонн в год, реконструкция зернового терминала и увеличение его грузооборота с 2 млн до 3 млн тонн зерна в год, развитие подходной железнодорожной инфраструктуры, дальнейшая замена грузоподъемного оборудования на высокопроизводительные современные краны и погрузчики и обновление портового флота.

Результаты уже воплощенных инвестиционных проектов ТМТП демонстрируют очевидный факт – между активным развитием портовой инфраструктуры и отказом государства от прямого ценового регулирования есть прямая зависимость. Инвестиционные проекты порта, как правило, имеют длинный цикл, что требует как свободных средств, так и возможности планировать их расходование поэтапно с горизонтом планирования в 5-6 лет. Это позволяет сохранять и преумножать конкурентоспособность, наращивать грузооборот и при любой конъюнктуре рынка быстро адаптироваться к ее изменению.

Руководитель отдела продаж ООО «Великан-Рустрактор» Дмитрий Казанцев рассказал об эффективности инвестирования в перегрузочную технику известной японской марки TCM (компания является официальным дилером ТСМ в России), в частности в вилочные погрузчики различной модификации. Основанием эффективного инвестирования, по словам докладчика, можно считать высокую надежность данной техники, проверенную десятилетиями эксплуатации (с 1949 г.). Красноречивым фактом, также говорящим о надежности погрузчиков TCM, является то, что на протяжении уже около 30 лет TCM занимает 1-е место по продажам в Японии в сегменте средне– и крупнотоннажных вилочных погрузчиков.

Сравнение текущих цен на вилочные погрузчики ТСМ с другими известными японскими брендами говорит о том, что, приобретая их сейчас, по ряду позиций можно сэкономить до 55% стоимости. В конечном счете при выборе данного бренда размер инвестиций в обновление парка погрузчиков может быть до 30% меньше, причем без потери в качестве продукции и ее надежности. Эффективность инвестиций, по словам докладчика, доказывает и продолжительность срока службы погрузчиков TCM, в 2-3 раза превышающую показатели других марок.

С докладом о преимуществах инвестирования в высококачественные канаты, снижающего общую стоимость владения портовой перегрузочной техникой, выступил Алексей Барабанов, региональный менеджер по продажам в России и СНГ Московского представительства компании Bridon International GmbH. Компания Bridon Bekaert является крупнейшей канатной группой в мире с годовым оборотом порядка $600 млн и производит все виды стальных, синтетических и гибридных канатов. Компания с головным офисом в Англии поставляет продукцию в 40 стран.

Сегодня мировой спрос на канаты с улучшенными характеристиками растет. И показатель общей стоимости владения становится все более значимым фактором в области портового оборудования. Предлагая промышленные крановые канаты, компания Bridon исходит из потребностей заказчика, имея возможность предоставить компромиссный выбор по многим параметрам: по срокам поставки, наличию на складе, стоимости, техническим характеристикам, таким как разрывное усилие, вес погонного метра, сопротивление, кручение, усталостный износ и прочим, вплоть до цвета пластиковой оболочки (черный, синий и т.п.).

В ходе конференции выступили и другие докладчики. По итогам форума была принята итоговая резолюция.

Резолюция конференции

Портовая конференция принимает к сведению предложения, сделанные в ходе докладов, а также результаты представленных исследований по технологиям и организации ремонта, направленным на повышение эффективности эксплуатации портового ПТО.

Конференция поддерживает решение о создании в Ассоциации морских торговых портов (АСОП) Комитета по экологии с целью обобщения опыта операторов морских терминалов в сфере экологии производства, популяризации методов защиты окружающей среды в технологиях ПРР и взаимодействия с административными органами власти в области природопользования.

Конференция принимает следующие решения:

1. В связи с накоплением за последние десятилетия методов эффективного пылеподавления, позволяющих осваивать массовые грузопотоки пылевидных грузов в соответствии с требованиями экологии природопользования, необходимо изучать и шире использовать этот опыт в морских портах РФ.

2. Отметить существенное развитие технологий контейнеризации грузопотоков сыпучих и пылевидных грузов, существенно повышающих эффективность транспортного бизнеса.

3. Конференция констатирует наличие необходимости развития конструкторских и производственных возможностей по созданию полной линейки портовой перегрузочной техники для портов РФ.

4. С целью продвижения в практику работы стивидорных компаний лучших образцов перегрузочной техники и передовых технологий ПРР считать целесообразным создание Информационной базы наличия и использования ПТО и технологий в морских портах РФ, а также разработать Стандарт АСОП по оценке технических и технологических (эксплуатационных) характеристик закупаемой на тендерной основе перегрузочной техники.

5. Считать полезным проведение технических семинаров и презентаций по новым образцам ПТО зарубежных фирм, что позволяет обеспечить международную кооперацию и широкий ассортимент предлагаемой портам перегрузочной техники.

6. Рекомендовать операторам морских терминалов в договорах на перевалку генеральных грузов обязывать грузоотправителей выполнять требования ГОСТ 26653-2015 по подготовке груза к транспортированию и предоставлению информации о грузе до завоза его первой партии.

7. Поддержать практику предоставления учебным заведениям образцов и наглядных пособий по новой технике в целях подготовки более профессиональных кадров для портовой отрасли.

Морские порты №9 (2017)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика