Факторы роста и факторы сдерживания грузооборота (часть 2)

Морские порты

Блицопрос операторов морских терминалов о методах и возможностях увеличения грузооборота и причинах сдерживания его роста

Портовая отрасль из года в год демонстрирует положительную динамику грузооборота, несмотря на сложные условия в мировой экономике в последнее десятилетие. Вместе с тем, для того чтобы поддерживать эту тенденцию, от представителей отрасли потребовались крупные инвестиции и немалые усилия в развитие портовой инфраструктуры.

Чтобы понять, какие возможности сегодня есть у портовой отрасли по дальнейшему наращиванию объемов перевалки российских внешнеторговых грузов, насколько готов бизнес и дальше вкладываться в развитие портовых мощностей и перегрузочного оборудования и что сдерживает его в стремлении увеличивать основной показатель производительности – грузооборот, редакция журнала «Морские порты» провела блицопрос топ-менеджеров стивидорных компаний, в котором попросила ответить их на два вопроса: 1. За счет чего Ваша компания планирует увеличивать грузооборот в ближайшие годы? 2. Что сдерживает реализацию планов Вашей компании по увеличению грузооборота?

Владимир Шаповал, генеральный директор АО «Дальтрансуголь»

1. Свой специализированный угольный терминал в бухте Мучке близ Ванино развивает СУЭК (оператор – АО «Дальтрансуголь»). Первая очередь терминала была введена в эксплуатацию в конце 2008 года. С того времени ДТУ планомерно наращивал грузооборот.

Как ожидается, в 2017 году ДТУ перевалит на морские суда 20 млн тонн грузов. Уже сейчас технические и производственные возможности терминала позволяют переваливать 30 млн тонн в год. В компании запущено проектирование по реконструкции терминала мощностью перевалки до 40 млн тонн.

Достигнуты рекордные показатели: максимальная выгрузка полувагонов за сутки – 1400 единиц; максимальная погрузка флота за сутки – 124194 тонны.

2. Основным ограничивающим фактором выступает пропускная способность железнодорожного узла, ведущего к Ванино, которая в настоящее время составляет 34-35 млн тонн.

Одновременно с ДТУ наращивают объемы и строят новые терминалы другие операторы, и в случае реализации всех проектов суммарный объем грузов в направлении Ванино составит порядка 80 млн тонн. В этой ситуации вся надежда на то, что начатая масштабная модернизация и реконструкция, которую проводит ОАО «РЖД», учтет потребности данного направления: 1) до 2020 года реализовать первый этап развития Восточного полигона (модернизация и развитие Транссиба и БАМа). Пропускная способность в направлении Ванино – 42-43 млн тонн; 2) до 2023 года реализовать второй этап развития Восточного полигона (строительство БАМ-2). После реализации пропускная способность составит не менее 80 млн тонн.

Алексей Лебедев, генеральный директор «УК Мечел-Транс»

1. Благодаря реализации масштабной программы технического перевооружения АО «Торговый порт Посьет» грузооборот компании за последние годы увеличился в 8 раз. Порт специализируется на перевалке углей, экспортируемых в АТР. С вводом в эксплуатацию автоматизированного перегрузочного комплекса мы вышли на объемы перевалки в 7 млн тонн угля и по итогам 2016 года стали лучшей стивидорной компанией России по версии Росморречфлота.

Мы продолжаем инвестировать в развитие инфраструктуры с целью довести грузооборот порта до 9 млн тонн. Вложения группы «Мечел» в создание современного угольного терминала на сегодняшний день превысили 4,2 млрд рублей. Следующий этап техперевооружения предполагает доведение до проектных показателей береговой технологической линии, а также запуск в эксплуатацию высокопроизводительной судопогрузочной машины.

Применение вагоноопрокидывателей и отказ от грейферной выгрузки позволяют не только значительно увеличить интенсивность работ и сократить время обработки вагонов и судов, но и гораздо более качественно решать экологические вопросы и вопросы обеспечения сохранности вагонного парка. Так, количество поврежденных вагонов после внедрения безгрейферной выгрузки снизилось более чем в 30 раз.

Те показатели грузооборота, на которые мы сегодня вышли, – это в первую очередь результат слаженной работы всех участников процесса перевозки грузов. Быстрая доставка по железной дороге, ритмичный подвод вагонов – важнейшие условия нашей нормальной работы, основа для дальнейшего развития транспортного узла.

2. Одним из сдерживающих факторов являются ограниченные пропускные способности железнодорожной инфраструктуры на подступах к порту. При формировании программы дальнейшего развития БАМа и Транссиба целесообразно учитывать планы модернизации портовых мощностей на Дальнем Востоке, и порта Посьет в том числе.

Уже сейчас мощность морских терминалов на Дальнем Востоке в совокупности превышает пропускную способность железной дороги. Увеличение перегрузочных мощностей в портах без должного развития железнодорожной инфраструктуры усугубит данную проблему.

Применительно к нашему порту развития требуют и пути общего пользования на направлении Уссурийск – Посьет, и железнодорожная станция Посьет. План реконструкции станции предусматривает строительство дополнительного соединительного пути между портом и станцией, что даст возможность в момент подачи груженых полувагонов в здание вагоноопрокидывателей параллельно формировать порожние маршруты длиной до 71 полувагона, а следовательно, ускорить технологические операции по обработке подвижного состава.

Еще одна проблема, негативно влияющая на всех участников процесса перевозки грузов через морские порты, – нехватка подвижного состава.

Отмечу, что некоторые сдерживающие факторы мы успешно преодолели в уходящем году. Например, благодаря эффективному взаимодействию с РЖД на направлении Посьет – Нерюнгри-Грузовая – Посьет удалось снизить оборот подвижного состава более чем на двое суток и высвободить несколько сотен вагонов, которые операторы перераспределили на другие маршруты. Такие решения по ускорению оборота вагонов в какой-то мере снизили остроту проблемы с дефицитом вагонов. Однако полностью восполнить дефицит можно только экстенсивным путем, то есть за счет увеличения количества вагонов в обороте.

В целом, несмотря на имеющиеся трудности, в ближайшие годы мы рассчитываем увеличить объем перевалки угля в торговом порту Посьет примерно на треть.

Сергей Симанихин, директор коммерческого департамента ПАО «Владивостокский морской торговый порт» (ВМТП)

1. В 2017 году грузооборот порта в целом и по ключевым видам грузов в частности увеличился, мы отмечаем позитивную динамику по сравнению с показателями прошлых лет.

На рост грузооборота повлияло сразу несколько факторов. Это и оживление ситуации на рынке в целом, и реализация конкретных мер, направленных на увеличение грузооборота ВМТП, повышение привлекательности нашего терминала для клиентов.

Мы сфокусировались на нескольких приоритетных направлениях. Одно из них – увеличение числа судозаходов. В 2017 году выросло число судов, заходящих в порт, мы привлекли дополнительные линии – регулярный морской сервис Intra Asia 1 (IA1) контейнерной компании MCC Transport Singapore Pte Ltd. (входит в группу компаний MAERSK).

Вместе с тем, мы повышаем эффективность работы, в частности за счет скорости обработки судов. В 2017 году каждое второе судно в порту обрабатывалось с опережением графика, а 28 октября был достигнут исторический рекорд скорости обработки теплохода – 44 контейнера в час на одну технологическую линию.

Учитывая развитие электронной коммерции, а также необходимость работы не только с крупными клиентами, но и с малым и средним бизнесом, мы открыли новое для себя направление – в марте этого года запустили собственный LCL-сервис для работы со сборными грузами, прибывающими в порт из стран АТР. На территории ВМТП создан специализированный CFS-склад для таких грузов площадью 9000 м2. Была проведена масштабная модернизация, закуплено 23 единицы перегрузочной техники. Это новые автопогрузчики, погрузчики-манипуляторы, ковшовые погрузчики, ричстакеры.

Кроме того, в рамках расширения сотрудничества с азиатскими партнерами ВМТП подписал соглашения о заключении побратимских связей с японским портом Фусики-Тояма, китайскими портами Хэбэй и Тяньцзинь, а также с крупнейшим в мире Шанхайским портом. Все эти соглашения предполагают увеличение грузооборота и расширение партнерства между портами.

В рамках транспортных сервисов FESCO Владивостокский морской торговый порт сократил срок ожидания погрузки в порту. Например, на Москву транзитное время нахождения контейнера в ВМТП составляет 2-3 суток, на Новосибирск и Екатеринбург – 5-6 дней. Такие показатели достигнуты благодаря увеличению числа контейнерных поездов и сокращению сроков портовых операций. Снижение срока ожидания погрузки в ВМТП, сокращение транзитного времени по железной дороге и оптимизация документооборота при таможенном оформлении являются частью проекта FESCO «Шанхай – Москва за 20 дней», цель которого – сделать доставку из портов Китая в европейскую часть России за это время новым стандартом качества для транспортной отрасли.

2. На сегодняшний день мы не видим каких-либо сдерживающих факторов для дальнейшего развития ВМТП и увеличения грузовой базы. Уходящий год показал, что вектор развития ВМТП выбран верно, наша стратегия привела к ощутимым позитивным результатам.

В следующем году мы планируем продолжить развитие обозначенных в 2017 году приоритетов. В их числе – модернизация и обновление техники в порту, развитие комплекса услуг по экспедированию грузов и LCL-сервисов, запуск дополнительных поездных сервисов в рамках транспортной группы FESCO и привлечение в порт морских линий.

Кроме того, мы планируем сократить транзитное время прохождения грузов через ВМТП до 1-2 дней, начнем оказывать полный комплекс услуг таможенного оформления непосредственно в порту в режиме 24/7.

Владислав Жуков, управляющий директор АО «Морской порт Санкт-Петербург»

1. Основой увеличения грузооборота АО «Морской порт Санкт-Петербург» являются прежде всего эффективная реализация программы развития, повышение качества услуг для клиентов и высокий профессионализм работников. Компания имеет обширную программу развития портовой инфраструктуры, реализация которой только за последние два года позволила обновить более 30% машин внутрипортовой механизации, ввести в эксплуатацию два склада временного хранения древесных гранул и зерна, новый склад открытого хранения генеральных грузов с возможностью обработки объемных и тяжелых грузов.

Мы значительно увеличили перечень дополнительных услуг по обработке контейнеров, и прежде всего крупнотоннажных, в части их приема/отправки железнодорожным транспортом. Кроме того, и компания, и РЖД провели огромную работу по модернизации железнодорожной инфраструктуры на территории первого и второго районов порта.

Также мы проводим системную работу по повышению производительности труда, совершенствованию производственных процессов и системы логистического и информационного взаимодействия с клиентами, создавая им максимально комфортные условия для работы. Мы упрощаем процедуру оформления документов на перевалку грузов, предоставляем дополнительные комплексные логистические услуги.

Мы меняем бизнес-процессы внутри компании, все больше привлекая персонал к решению внутренних задач. На мой взгляд, это позволяет максимально использовать человеческий потенциал при развитии компании. Для поддержания высокой квалификации кадрового состава АО «Морской порт Санкт-Петербург» системно проводит обучение. Так, например, с начала 2017 года различного рода обучение прошло порядка 60% всех работников.

Надеюсь, что все это вкупе с другой нашей работой позволит предприятию расширить номенклатуру обрабатываемых грузов и увеличить спектр предоставляемых услуг, что в ближайшие несколько лет положительно повлияет на грузооборот компании.

2. С одной стороны, стивидоры напрямую зависят от конъюнктуры рынков тех грузов, которые они обрабатывают. Отсюда возникают сложности в оценке роста грузопотока по различным видам груза. Сегодня трудно спрогнозировать вероятность наступления тех или иных событий, в связи с чем мы направляем свои усилия на оперативное реагирование в случае изменения внешней среды.

С другой стороны, есть и системные практические задачи, требующие своих решений. Это и вопрос больших сроков хранения грузов в порту, и вопрос длительности завоза грузов, накопления судовых партий, и вопрос неравномерности подачи флота. Все эти факторы также влияют на показатели грузооборота.

Морские порты №9 (2017)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Много импортного оборудования ледокола «Виктор Черномырдин» пострадало при пожаре

Много импортного оборудования ледокола «Виктор   Черномырдин» пострадало при пожаре Значительная часть оборудования импортного производства, установленного на   строящемся ле...

На судоремонтном заводе ASCO произведен капитальный ремонт туркменского судна

На судоремонтном заводе ASCO произведен капитальный ремонт туркменского судна Судоремонтный завод «Биби-Эйбат» ЗАО «Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство» (ASCO)...

Российская экономика

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу Росрыболовство предлагает создать в России рыбную биржу, через которую компании смогут реализовывать...

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) поделился первыми результатами внедрения инструментов...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Исполнительный директор АСОП обозначил три проблемы отрасли, требующие особого внимания

Исполнительный директор АСОП обозначил три проблемы отрасли, требующие особого внимания В пятницу, 14 декабря, в Минтрансе РФ состоялось заседание Совета директоров Ассоциации морских торг...

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК «Восточная Стивидорная Компания» (ВСК, входит в группу Global Ports) ввела в эксплуатацию се...




Морской транспорт

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года Об этом сообщил ответственный сдатчик ПЭБ Балтийского завода Александр Ковалев в ходе заседания Обще...

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море Плавучая регазификационная установка (ПРГУ) «Маршал Василевский» вошла в Балтийское море.

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге Рабочая группа в составе представителей Финляндии и Норвегии в январе обнародует   отчет с...

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги Новый электропоезд российского производства ЭП3Д прибыл 14 декабря во Владивосток с Демиховского маш...

Авто транспорт

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия Федеральные дорожники подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Каспий» завершили запланированные на...

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза В Республике Северная Осетия по сравнению с прошлым строительным сезоном дорожники привели в нормати...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Морские порты

Качественный контроль судов в порту Тамань

Качественный контроль судов в порту Тамань Морской порт Тамань – один из новых портов России. Однако упоминание о столице древнерусского Тмутар...

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Морской транспорт

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот»

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот» Предлагаем нашим читателям познакомиться со спецификой работы в этом районе, так непохожем на привыч...

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...