Факторы роста и факторы сдерживания грузооборота (часть 1)

Морские порты

Блицопрос операторов морских терминалов о методах и возможностях увеличения грузооборота и причинах сдерживания его роста

Портовая отрасль из года в год демонстрирует положительную динамику грузооборота, несмотря на сложные условия в мировой экономике в последнее десятилетие. Вместе с тем, для того чтобы поддерживать эту тенденцию, от представителей отрасли потребовались крупные инвестиции и немалые усилия в развитие портовой инфраструктуры.

Чтобы понять, какие возможности сегодня есть у портовой отрасли по дальнейшему наращиванию объемов перевалки российских внешнеторговых грузов, насколько готов бизнес и дальше вкладываться в развитие портовых мощностей и перегрузочного оборудования и что сдерживает его в стремлении увеличивать основной показатель производительности – грузооборот, редакция журнала «Морские порты» провела блицопрос топ-менеджеров стивидорных компаний, в котором попросила ответить их на два вопроса: 1. За счет чего Ваша компания планирует увеличивать грузооборот в ближайшие годы? 2. Что сдерживает реализацию планов Вашей компании по увеличению грузооборота?

Владимир Лавренчук, заместитель генерального директора ОАО «Калининградский морской торговый порт»

1. В последние годы через Калининградский морской торговый порт идет не так много устоявшихся и стабильных грузопотоков. Но при этом постоянно увеличивается объем грузов, которые появляются на определенный период, причем среди них встречаются и те, с которыми мы не работали раньше. Благодаря привлечению таких грузов наша компания долгое время поддерживает объем грузооборота на относительно стабильном уровне.

Так, в последние годы нам удалось компенсировать падение отдельных видов грузов (черных металлов, щебня и контейнеров) увеличением перевалки угля, а в 2017 году мы привлекли в наш порт грузы, материалы и оборудование для строительства терминала СПГ и инфраструктурных проектов чемпионата мира по футболу 2018 года.

В ближайших планах компании приобретение 80-тонного портального крана и перегрузочной техники нового поколения, что позволит в будущем привлечь новые грузы – металлопрокат, продукцию химической индустрии, пиломатериалы, различное оборудование, увеличить существующие грузопотоки и грузооборот нашего порта.

2. Реализацию планов по увеличению грузооборота ОАО «Калининградский морской торговый порт» сдерживают традиционные для Калининградской области барьеры – высокие железнодорожные тарифы (валютная составляющая), действующие для российских грузов при транзите через территорию Литвы и Белоруссии.

Андрей Ярославцев, управляющий директор АО «Туапсинский морской торговый порт»

1. Говорить о планах по увеличению грузооборота в ближайшие несколько лет без отрыва от предыдущего периода было бы некорректно. Долгосрочные 10-, 12-летние программы, направленные на увеличение объемов грузооборота, были разработаны и последовательно реализуются в АО «Туапсинский морской торговый порт» (ТМТП) с 2010 года, так что в ближайшее время мы будем развиваться в уже намеченных направлениях.

Из основных – это расширение возможностей по перевалке зерновых. Реконструкция Туапсинского зернового терминала (ТЗТ) позволит не только увеличить пропускную способность комплекса с 2 до 3 млн тонн зерна в год, но и расширить номенклатуру этого вида грузов. Мы уже приступили к реализации проекта по реконструкции ТЗТ, который также предусматривает и развитие железнодорожной инфраструктуры порта, соответственно, увеличится и пропускная способность по всем сухим грузам. Завершение работ намечено на 2021 год.

По черным металлам ТМТП планирует наращивать объемы перевалки за счет модернизации систем хранения, складов, грузовых площадок, реализации отдельной инвестиционной программы по обновлению портальных кранов и перегрузочной техники в целом. В частности, в ближайшее время у порта появится возможность выгрузки из вагонов и погрузки на суда слябов массой до 60 тонн, вырастет качество перегрузки стали в рулонах массой места до 32 тонн. В ближайшие годы планируется увеличение производственных мощностей и ро-ро терминала (плодоовощи).

Годовой грузооборот угля в течение последних лет и в перспективе останется неизменным – не более 3 млн тонн. Это сознательное ограничение, принятое ТМТП: с учетом внедренных в порту современных экологических систем пылеподавления именно такой объем мы можем перевалить без ущерба для окружающей среды и жителей города.

2. Нефтеналивные грузы составляют половину грузооборота ТМТП. Однако производственные мощности порта используются всего на 40% (пропускная способность 17 млн тонн, в 2016 году перевалено 7 млн тонн). Помимо запуска «Роснефтью» собственных причалов, сдерживающим фактором роста по этим грузам остается и продолжающаяся реконструкция Туапсинского нефтеперерабатывающего завода.

По прочим грузам в планах мы вынуждены учитывать внешние сдерживающие факторы, как экономические, так и геополитические. Так, поставки плодоовощной продукции из Турции – основного импорта в грузообороте ТМТП – хоть и возобновились, но в малых объемах, по-прежнему действует ряд ограничений. Антидемпинговые расследования в Европе и заградительные меры в Америке против российских металлургов могут оказать тормозящее влияние на номенклатуру и объемы перевалки по черным металлам, а планы и фактические объемы перевалки зерновых во многом зависят от конъюнктуры экспортного рынка зерновых, формирующих их стоимость.

Впрочем, итоги работы ТМТП в последние годы демонстрируют стабильно высокий уровень устойчивости и адаптации к работе в любых условиях. Мы работаем на результат, помимо увеличения пропускной способности, мы улучшаем и качество оказываемых услуг, что дает нам уверенность в планах на будущее.

Петр Асеев, директор ООО «Ростовский универсальный порт»

1. На сегодняшний день грузооборот ООО «Ростовский универсальный порт» составляет около 1,5 млн тонн в год, порт оперирует всеми видами грузов за исключением наливных. Основное стратегическое направление, за счет которого мы планируем увеличивать грузооборот в ближайшие годы, – это строительство зернового терминала мощностью до 1 млн тонн. Сейчас терминал находится на этапе проектирования, в следующем году мы планируем начать его строительство и в течение первых двух лет выйти на перевалку 300-500 тыс. тонн зерна, а затем на полную проектную мощность.

Наращивать грузооборот за счет контейнерных грузов, к сожалению, в настоящее время не представляется возможным. Это связано с падающим спросом на услуги контейнерной линии в акватории морского международного порта Ростов-на-Дону. Основной поток импортных грузов в контейнерах направляется через ПАО «Новороссийский морской торговый порт», который в силу регулярности работы контейнерных линий, развитой специализированной инфраструктуры и большого количества судозаходов контейнеровозов использовать для этой цели гораздо целесообразнее.

2. Реализацию планов по увеличению грузооборота ООО «Ростовский универсальный порт» сдерживают два фактора. Первый связан с недостаточной пропускной способностью железнодорожной станции Заречная, которая физически не может обеспечить получение в адрес порта достаточного объема насыпных и генеральных грузов экспортного направления. В то время как мощности и, соответственно, грузопоток нашего порта и других портов на левом берегу Дона увеличиваются, пропускная способность железнодорожной станции, построенной в начале прошлого века, остается прежней. И это является на сегодняшний день серьезной проблемой.

Второй фактор связан с состоянием флота класса «река-море»: основная часть флота, обслуживающего порты Азово-Донского бассейна, была построена 30 и более лет тому назад. Данное обстоятельство неизбежно приведет к тому, что на горизонте 5-10 лет можно ожидать выбытие до 70% флота класса «река-море» в связи с достижением им предельного срока эксплуатации и физическим износом. Данная ситуация может поставить под сомнение дальнейшее существование и развитие портов Азово-Донского бассейна.

Владимир Григорьев, генеральный директор АО «ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт»

1. В последние годы приоритетный груз АО «ЕВРАЗ НМТП» – это уголь. Грузооборот предприятия растет с каждым годом. Так, в 2016 году порт преодолел важный рубеж в 10 млн тонн, более 6 млн тонн из которых составил уголь.

Повышать показатели удается за счет системных преобразований, в первую очередь совершенствования логистики движения грузов как в адрес порта, так и на его территории. Также в 2016 году в АО «ЕВРАЗ НМТП» была проведена внутренняя оптимизация – несколько комплексов были объединены в структуру универсального грузового терминала. Помимо этого в порту была создана новая диспетчерская служба, которая полностью формирует объемы загрузки и контролирует путь груза от продавца до покупателя.

Оптимизация производственной деятельности в «ЕВРАЗ НМТП» – процесс постоянный и непрерывный. В планах на 2017 год – перевалить более 10 млн грузов.

Начиная с 2018 года в АО «ЕВРАЗ НМТП» запланирована реализация сразу нескольких инвестиционных проектов, в том числе строительство вагоноопрокидывателя. После введения в эксплуатацию данного оборудования эффективность перегрузочного процесса значительно увеличится – предприятие сможет переваливать более 15 млн тонн грузов.

2. Технически «ЕВРАЗ НМТП» уже сегодня готов обрабатывать до 12 млн тонн грузов в год, из которых 8 млн тонн придется на уголь и около 4 млн – металл. Однако потенциал предприятия ограничен пропускной способностью прилегающих железнодорожных станций. В связи с этим крайне желательно, чтобы стратегия развития РЖД параллельно учитывала планы развития стивидоров. Информация о планах развития Находкинского морского торгового порта до РЖД доводится регулярно.

Морские порты №8 (2017)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Транспортный потенциал Архангельской области

Транспортный потенциал Архангельской области Архангельский транспортный узел адаптируется к новым условиям рынка внутрироссийских и международных...

Судно под флагом Танзании конфисковано за браконьерскую ловлю краба в исключительной экономической зоне Японии и России

Судно под флагом Танзании конфисковано за браконьерскую ловлю краба в исключительной экономической зоне Японии и России Судно признано бесхозным, в связи с этим конфисковано у физического лица

Российская экономика

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета В документе СП говорится о нарушении порядка формирования обоснований прогноза поступлений доходов и...

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9%

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9% Грузооборот морского транспорта за отчетный период снизился на 21,8% - до 27,9 млрд. т-км, внутр...

Транспортная политика

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению В заседании Подкомиссии по морскому, речному транспорту и портовой индустрии приняли участие предста...

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г.

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г. Поправки в законодательство предусматривают закрепление за судами, плавающими под флагом Российской ...

Морские порты

Меняется схема финансирования строительства Мурманского транспортного узла

Меняется схема финансирования строительства Мурманского транспортного узла Создание МТУ предполагает строительство угольного терминала Лавна, новой железной дороги на западном...

Морская навигация в арктическом порту Амдерма завершится 20 октября

Морская навигация в арктическом порту Амдерма завершится 20 октября Навигация открылась в Амдерме 31 июля. Удаленный морской терминал «Амдерма» входит в состав морского...




Морской транспорт

Ежегодный международный форум «Диалог Форт-Росс» прошел в США

Ежегодный международный форум «Диалог Форт-Росс» прошел в США Мероприятие прошло при поддержке компаний «Совкомфлот», «Транснефть» и Chevron, его центральной темо...

«Совкомфлот» стал финалистом премии Lloyd’s List Global Awards в четырех номинациях

«Совкомфлот» стал финалистом премии Lloyd’s List Global Awards в четырех номинациях Лауреаты 2018 Lloyd’s List Global Awards будут объявлены 11 декабря на торжественной церемонии в Лон...

Речной транспорт

Обновленный «Метеор» построят к 2021 году

Обновленный «Метеор» построят к 2021 году Судно предназначено для использования на озерах, водохранилищах, магистральных реках и в прибрежной ...

Процесс принятия Соглашения о судоходстве между странами-членами ЕАЭС затягивается

Процесс принятия Соглашения о судоходстве между странами-членами ЕАЭС затягивается В ЕЭК считают, что до конца 2018 г. Соглашению будет дан старт.

Ж/Д транспорт

Правительство разрешило РЖД выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям имуществом

Правительство разрешило РЖД выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям имуществом Чистая прибыль РЖД по РСБУ в 2017 г. выросла в 2,7 раза - до 17,5 млрд. руб.

РЖД могут принять участие в модернизации и строительстве железных дорог в Киргизии

РЖД могут принять участие в модернизации и строительстве железных дорог в Киргизии Со своей дочерней компанией «Элтеза» «Российские железные дороги» уже принимают участие в модернизац...

Авто транспорт

На реконструкцию дороги к туркомплексу Шерегеш в Кемеровской области выделят 2,5 млрд. руб.

На реконструкцию дороги к туркомплексу Шерегеш в Кемеровской области выделят 2,5 млрд. руб. Правительство РФ планирует поддержать создание необходимой инфраструктуры в Шерегеше, региону необхо...

Бурятия досрочно выполнит план по приоритетному проекту ремонта дорог

Бурятия досрочно выполнит план по приоритетному проекту ремонта дорог На сегодняшний день выполнено порядка 80% работ на сумму более 935 млн. рублей.

Аналитика

Транспортная политика

Ратифицировать нельзя отказаться

Ратифицировать нельзя отказаться Более четверти века назад, 1 июня 1990 года в Вашингтоне министром иностранных дел СССР и госсекрета...

Каспийская конвенция

Каспийская конвенция На протяжении нескольких столетий Каспийское море являлось «внутренним морем» двух государств: Росси...

Морские порты

Динамика развития в безопасных условиях

Динамика развития в безопасных условиях Сегодня развитие Дальнего Востока России – одно из приоритетных направлений деятельности федеральног...

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно В соответствии с приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 в целях обеспечения навигационной д...

Морской транспорт

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли В № 8 газеты «МВР» опубликована информационная заметка «Ключевые элементы успеха» о состоявшейся в к...

Речной транспорт

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...

«Печораводпуть»: 80 лет спустя

«Печораводпуть»: 80 лет спустя В навигацию 2018 года Администрация обслуживает 2594 км внутренних водных путей Печорского бассейна,...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...