Факторы роста и факторы сдерживания грузооборота (часть 1)

Морские порты

Блицопрос операторов морских терминалов о методах и возможностях увеличения грузооборота и причинах сдерживания его роста

Портовая отрасль из года в год демонстрирует положительную динамику грузооборота, несмотря на сложные условия в мировой экономике в последнее десятилетие. Вместе с тем, для того чтобы поддерживать эту тенденцию, от представителей отрасли потребовались крупные инвестиции и немалые усилия в развитие портовой инфраструктуры.

Чтобы понять, какие возможности сегодня есть у портовой отрасли по дальнейшему наращиванию объемов перевалки российских внешнеторговых грузов, насколько готов бизнес и дальше вкладываться в развитие портовых мощностей и перегрузочного оборудования и что сдерживает его в стремлении увеличивать основной показатель производительности – грузооборот, редакция журнала «Морские порты» провела блицопрос топ-менеджеров стивидорных компаний, в котором попросила ответить их на два вопроса: 1. За счет чего Ваша компания планирует увеличивать грузооборот в ближайшие годы? 2. Что сдерживает реализацию планов Вашей компании по увеличению грузооборота?

Владимир Лавренчук, заместитель генерального директора ОАО «Калининградский морской торговый порт»

1. В последние годы через Калининградский морской торговый порт идет не так много устоявшихся и стабильных грузопотоков. Но при этом постоянно увеличивается объем грузов, которые появляются на определенный период, причем среди них встречаются и те, с которыми мы не работали раньше. Благодаря привлечению таких грузов наша компания долгое время поддерживает объем грузооборота на относительно стабильном уровне.

Так, в последние годы нам удалось компенсировать падение отдельных видов грузов (черных металлов, щебня и контейнеров) увеличением перевалки угля, а в 2017 году мы привлекли в наш порт грузы, материалы и оборудование для строительства терминала СПГ и инфраструктурных проектов чемпионата мира по футболу 2018 года.

В ближайших планах компании приобретение 80-тонного портального крана и перегрузочной техники нового поколения, что позволит в будущем привлечь новые грузы – металлопрокат, продукцию химической индустрии, пиломатериалы, различное оборудование, увеличить существующие грузопотоки и грузооборот нашего порта.

2. Реализацию планов по увеличению грузооборота ОАО «Калининградский морской торговый порт» сдерживают традиционные для Калининградской области барьеры – высокие железнодорожные тарифы (валютная составляющая), действующие для российских грузов при транзите через территорию Литвы и Белоруссии.

Андрей Ярославцев, управляющий директор АО «Туапсинский морской торговый порт»

1. Говорить о планах по увеличению грузооборота в ближайшие несколько лет без отрыва от предыдущего периода было бы некорректно. Долгосрочные 10-, 12-летние программы, направленные на увеличение объемов грузооборота, были разработаны и последовательно реализуются в АО «Туапсинский морской торговый порт» (ТМТП) с 2010 года, так что в ближайшее время мы будем развиваться в уже намеченных направлениях.

Из основных – это расширение возможностей по перевалке зерновых. Реконструкция Туапсинского зернового терминала (ТЗТ) позволит не только увеличить пропускную способность комплекса с 2 до 3 млн тонн зерна в год, но и расширить номенклатуру этого вида грузов. Мы уже приступили к реализации проекта по реконструкции ТЗТ, который также предусматривает и развитие железнодорожной инфраструктуры порта, соответственно, увеличится и пропускная способность по всем сухим грузам. Завершение работ намечено на 2021 год.

По черным металлам ТМТП планирует наращивать объемы перевалки за счет модернизации систем хранения, складов, грузовых площадок, реализации отдельной инвестиционной программы по обновлению портальных кранов и перегрузочной техники в целом. В частности, в ближайшее время у порта появится возможность выгрузки из вагонов и погрузки на суда слябов массой до 60 тонн, вырастет качество перегрузки стали в рулонах массой места до 32 тонн. В ближайшие годы планируется увеличение производственных мощностей и ро-ро терминала (плодоовощи).

Годовой грузооборот угля в течение последних лет и в перспективе останется неизменным – не более 3 млн тонн. Это сознательное ограничение, принятое ТМТП: с учетом внедренных в порту современных экологических систем пылеподавления именно такой объем мы можем перевалить без ущерба для окружающей среды и жителей города.

2. Нефтеналивные грузы составляют половину грузооборота ТМТП. Однако производственные мощности порта используются всего на 40% (пропускная способность 17 млн тонн, в 2016 году перевалено 7 млн тонн). Помимо запуска «Роснефтью» собственных причалов, сдерживающим фактором роста по этим грузам остается и продолжающаяся реконструкция Туапсинского нефтеперерабатывающего завода.

По прочим грузам в планах мы вынуждены учитывать внешние сдерживающие факторы, как экономические, так и геополитические. Так, поставки плодоовощной продукции из Турции – основного импорта в грузообороте ТМТП – хоть и возобновились, но в малых объемах, по-прежнему действует ряд ограничений. Антидемпинговые расследования в Европе и заградительные меры в Америке против российских металлургов могут оказать тормозящее влияние на номенклатуру и объемы перевалки по черным металлам, а планы и фактические объемы перевалки зерновых во многом зависят от конъюнктуры экспортного рынка зерновых, формирующих их стоимость.

Впрочем, итоги работы ТМТП в последние годы демонстрируют стабильно высокий уровень устойчивости и адаптации к работе в любых условиях. Мы работаем на результат, помимо увеличения пропускной способности, мы улучшаем и качество оказываемых услуг, что дает нам уверенность в планах на будущее.

Петр Асеев, директор ООО «Ростовский универсальный порт»

1. На сегодняшний день грузооборот ООО «Ростовский универсальный порт» составляет около 1,5 млн тонн в год, порт оперирует всеми видами грузов за исключением наливных. Основное стратегическое направление, за счет которого мы планируем увеличивать грузооборот в ближайшие годы, – это строительство зернового терминала мощностью до 1 млн тонн. Сейчас терминал находится на этапе проектирования, в следующем году мы планируем начать его строительство и в течение первых двух лет выйти на перевалку 300-500 тыс. тонн зерна, а затем на полную проектную мощность.

Наращивать грузооборот за счет контейнерных грузов, к сожалению, в настоящее время не представляется возможным. Это связано с падающим спросом на услуги контейнерной линии в акватории морского международного порта Ростов-на-Дону. Основной поток импортных грузов в контейнерах направляется через ПАО «Новороссийский морской торговый порт», который в силу регулярности работы контейнерных линий, развитой специализированной инфраструктуры и большого количества судозаходов контейнеровозов использовать для этой цели гораздо целесообразнее.

2. Реализацию планов по увеличению грузооборота ООО «Ростовский универсальный порт» сдерживают два фактора. Первый связан с недостаточной пропускной способностью железнодорожной станции Заречная, которая физически не может обеспечить получение в адрес порта достаточного объема насыпных и генеральных грузов экспортного направления. В то время как мощности и, соответственно, грузопоток нашего порта и других портов на левом берегу Дона увеличиваются, пропускная способность железнодорожной станции, построенной в начале прошлого века, остается прежней. И это является на сегодняшний день серьезной проблемой.

Второй фактор связан с состоянием флота класса «река-море»: основная часть флота, обслуживающего порты Азово-Донского бассейна, была построена 30 и более лет тому назад. Данное обстоятельство неизбежно приведет к тому, что на горизонте 5-10 лет можно ожидать выбытие до 70% флота класса «река-море» в связи с достижением им предельного срока эксплуатации и физическим износом. Данная ситуация может поставить под сомнение дальнейшее существование и развитие портов Азово-Донского бассейна.

Владимир Григорьев, генеральный директор АО «ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт»

1. В последние годы приоритетный груз АО «ЕВРАЗ НМТП» – это уголь. Грузооборот предприятия растет с каждым годом. Так, в 2016 году порт преодолел важный рубеж в 10 млн тонн, более 6 млн тонн из которых составил уголь.

Повышать показатели удается за счет системных преобразований, в первую очередь совершенствования логистики движения грузов как в адрес порта, так и на его территории. Также в 2016 году в АО «ЕВРАЗ НМТП» была проведена внутренняя оптимизация – несколько комплексов были объединены в структуру универсального грузового терминала. Помимо этого в порту была создана новая диспетчерская служба, которая полностью формирует объемы загрузки и контролирует путь груза от продавца до покупателя.

Оптимизация производственной деятельности в «ЕВРАЗ НМТП» – процесс постоянный и непрерывный. В планах на 2017 год – перевалить более 10 млн грузов.

Начиная с 2018 года в АО «ЕВРАЗ НМТП» запланирована реализация сразу нескольких инвестиционных проектов, в том числе строительство вагоноопрокидывателя. После введения в эксплуатацию данного оборудования эффективность перегрузочного процесса значительно увеличится – предприятие сможет переваливать более 15 млн тонн грузов.

2. Технически «ЕВРАЗ НМТП» уже сегодня готов обрабатывать до 12 млн тонн грузов в год, из которых 8 млн тонн придется на уголь и около 4 млн – металл. Однако потенциал предприятия ограничен пропускной способностью прилегающих железнодорожных станций. В связи с этим крайне желательно, чтобы стратегия развития РЖД параллельно учитывала планы развития стивидоров. Информация о планах развития Находкинского морского торгового порта до РЖД доводится регулярно.

Морские порты №8 (2017)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

«Академик Трёшников» отправится из рыбного порта в Арктику

«Академик Трёшников» отправится из рыбного порта в Арктику Научно-экспедиционное судно пройдёт маршрутами легендарных путешествий и обкатает новые технологии д...

Стоимость нового моста через Енисей в Красноярском крае составит около 14 млрд рублей

Стоимость нового моста через Енисей в Красноярском крае составит около 14 млрд рублей Строительство моста через   Енисей в районе поселка Высокогорский в Красноярском крае ...

Российская экономика

Грузооборот транспорта в России в январе - феврале вырос на 2,1%

Грузооборот транспорта в России в январе - феврале вырос на 2,1% Грузооборот транспорта в   России в январе - феврале 2019 г. вырос по сравнению с &nb...

РЖД в 2018 году получили 18 млрд рублей чистой прибыли по РСБУ

РЖД в 2018 году получили 18 млрд рублей чистой прибыли   по РСБУ ОАО «Российские железные дороги» в 2018 году получило 18 млрд рублей чистой прибыли   по Р...

Транспортная политика

Правительство РФ разрешило использовать суда под иностранным флагом для проектов СПГ

Правительство РФ разрешило использовать суда под иностранным флагом для проектов СПГ Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.  

Власти компенсируют траты бизнеса на доставку продуктов в дальние районы Сахалина и Курил

Власти компенсируют траты бизнеса на доставку продуктов в дальние районы Сахалина и Курил Власти намерены осуществлять стопроцентное возмещение транспортных расходов   предпринимат...

Морские порты

Объем перевалки нефти через Махачкалинский порт может достичь 3,5 млн т в 2019 году

Объем перевалки нефти через Махачкалинский порт может достичь 3,5 млн т в 2019 году В 2018 год перевалка нефти в махачкалинском порту составила более 2 млн т.

Сборная ТМТП – двукратный победитель благотворительного мини-футбольного турнира на «Кубок Росморречфлота»

Сборная ТМТП – двукратный победитель благотворительного мини-футбольного турнира на «Кубок Росморречфлота» Футбольная команда «Порт» АО «Туапсинский морской торговый порт» (ТМТП, входит в UCL Holding)...




Морской транспорт

Иностранный балкер за неделю так и не смог сняться с мели в Керченском проливе

Иностранный балкер за неделю так и не смог сняться с мели в Керченском проливе Судовладелец намерен разгрузить судно Maryland, которое шло из Украины в Италию с 17,3 тыс. тонн мет...

«Зеленые» суда «Совкомфлота» стали обладателями сертификатов Green Award

«Зеленые» суда «Совкомфлота» стали обладателями сертификатов Green Award Эти сертификаты – знак качества для судов, которые значительно превосходят конвенционные требования ...

Речной транспорт

В структурных подразделениях ПАО «ЛОРП» полным ходом идёт подготовка к навигации

В структурных подразделениях ПАО «ЛОРП» полным ходом идёт подготовка к навигации На теплоходы выходят бригады саморемонта. Подходят к завершению  работы по выморозке и нач...

Задержка в строительстве морского лайнера на астраханском заводе составит примерно год

Задержка в строительстве морского лайнера на астраханском заводе составит примерно год Объединенная   судостроительная корпорация (ОСК) планирует сдать первый в РФ морск...

Ж/Д транспорт

«Трансконтейнер» сохраняет планы направить на дивиденды до 50% прибыли по РСБУ за 2018 г.

«Трансконтейнер» сохраняет планы направить на дивиденды до 50% прибыли по РСБУ за 2018 г. Контейнерный оператор «Трансконтейнер» планирует направить на дивиденды до 50%   чисто...

ПГК инвестировала в промывочно-пропарочную станцию в Орске более 800 млн рублей

ПГК инвестировала в промывочно-пропарочную станцию в Орске более 800 млн рублей ПГК инвестировала в промывочно-пропарочную станцию в Орске более 800 млн рублей

Авто транспорт

Клиенты признали компанию UPS лидером в сфере грузоперевозок

Клиенты признали компанию UPS лидером в сфере грузоперевозок Компания UPS заняла первое место в рейтинге отрасли перевозок тяжелых грузов. Рейтинг опубликован в ...

Более полумиллиона машин проехали по Крымскому мосту за зиму

Более полумиллиона машин проехали по Крымскому мосту за зиму Более полумиллиона   автомобилей проехали по Крымскому мосту за три зимних   мес...

Аналитика

Транспортная политика

Морской отрасли поставили цели

Морской отрасли поставили цели В конце ноября в Москве в рамках Транспортной недели прошел XII Международный  форум «Тран...

Нужна новая система госуправления морской деятельностью страны

Нужна новая система госуправления морской деятельностью страны В октябре 2018 г. в Калининграде в Музее Мирового океана состоялось очередное совещание членов Морск...

Морские порты

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Ожидаемые успехи и неожиданные вызовы

Ожидаемые успехи и неожиданные вызовы 14 декабря в Министерстве транспорта РФ прошло итоговое в 2018 году заседание Совета директоров Ассо...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Воспитаны морем

Воспитаны морем В первое воскресенье июля в нашей стране отмечается День работников морского и речного флота. Этот п...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...