Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

В ледовых условиях

Морской транспорт

Проблемы безопасного плавания судов в ледовых условиях

Статья предназначена для судоводителей, владельцев судов с ледовым классом, инженеров проектных организаций, специализирующихся на проектировании транспортного и вспомогательного флота для плавания в ледовых условиях. Рассмотрены проблемы и критерии надежности судов ледового плавания. Намечены пути решения проблем.

Э. Короткий, старший преподаватель кафедры «Управление судном» ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

Одной из приоритетных стратегических задач отечественной транспортной системы является дальнейшее развитие Северного морского пути (СМП), внутренних водных путей на северных судоходных реках России, а также водных путей Дальневосточного и Азово-Донского бассейнов. Для решения данных транспортных задач ФЦП «Модернизация транспортной системы России» необходимо наличие транспортных судов соответствующей ледовой категории, способных обеспечить круглогодичную навигацию в северных транспортных регионах России. В основном это нефтяные танкеры, газовозы, контейнеровозы.

Самостоятельное плавание в ледовых условиях не менее актуально и для вспомогательного портового флота, предназначенного для жизнеобеспечения транспортных судов и экипажей в портах. Строительство и эксплуатация таких судов потребует решения многих научных вопросов в обеспечении эксплуатационной надежности судов. Основным критерием надежности судов ледового плавания является прочность корпуса судна, способная выдерживать нагрузки, возникающие при движении судна во льдах с установленной эксплуатационной скоростью, а также нагрузки от сжатия льдами. По сути, проблема надежности судов ледового плавания представляется как системная, состоящая из информационных, технических и технологических особенностей плавания во льдах.

Данные особенности представляются как:

информационные – мониторинг прочности корпуса и ледовой обстановки;

технические – прочность корпусных конструкций и мощность силовой установки;

технологические – способы преодоления ледового сопротивления как в самостоятельном плавании, так и в составе каравана.

Ледовая прочность корпуса

Научные исследования в вопросах надежности судов ледового плавания посвящены ледовой прочности корпусов судов, мониторингу прочности корпусных конструкций с помощью установки соответствующих датчиков и оптимизации веса ледовых подкреплений с учетом постоянного мониторинга прочности корпуса в реальном времени, эксплуатационной надежности конструкций ледового пояса.

Ледовая прочность корпусов судов влечет за собой увеличение веса корпуса, уменьшая полезную (коммерческую) грузоподъемность судна. То есть с увеличением ледового класса судна, обеспечивающего круглогодичное плавание по СМП, увеличивается надежность конструкций корпуса, но уменьшается коммерческая привлекательность инвестиций в создание такого флота. Следовательно, данное направление в полной мере не решает проблемы надежности ледового плавания из-за отсутствия востребования на рынке транспортной системы таких судов.

Постоянный мониторинг прочности корпуса в реальном времени также не решает проблемы для транспортного флота, так как установка множества датчиков связана с удорожанием строительства таких судов из-за сложности конструкций. Мониторинг прочности направлен на выбор принятия решений в целях предупреждения повреждений корпуса, и в случае критических показаний датчиков движение судна (каравана) будет остановлено для поиска оптимальных решений. К тому же установка таких систем потребует от персонала наличия соответствующих знаний и умений в их обслуживании и использовании, что для коммерческих экипажей и владельцев транспортных судов не является привлекательным, так как потребует специальной профессиональной подготовки. Такие системы могут эффективно использоваться только на специализированных судах, кораблях (научные, военные, ледоколы). Таким образом, исследования направлены в основном на построечную прочность корпуса, на мониторинг прочности корпуса и ледовой обстановки в реальном времени и отработку решений исходя из данных мониторинга.

Мало исследованы формы корпуса судна ледового плавания, при которых трение корпуса о лед будет минимальным, что позволит выбрать оптимальную мощность силовой движительной установки. В основном для колки льда использовалась носовая оконечность судна, выполненная в форме ложки или под традиционным углом наклона.

Впервые при постройке судна-спасателя «Балтика» для ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» (основные ТТД в табл. 1) корпус данного судна был спроектирован и выполнен асимметричным. ДП смещено к правому борту, левый борт по всей длине от ватерлинии до днища выполнен под углом наклона, обеспечивающим колку льда по всей длине борта (рис. 1).

Рис. 1. Боковой вид и вид с кормы по ДП

Таблица 1

L [m]

76,4

B [m]

20,5

Tdesign [m]

6,3

Pd [MW]

3 x 2,5

Dp [m]

3,0

TB, ahead [ton]

87,7

Vow, ahead [kn]

15,4

С помощью трех движительных установок, две из которых расположены в кормовой части судна и одна в носовой, ледокол-спасатель «Балтика» при своей ширине 20 метров способен прокладывать канал во льдах шириной до 50 метров, двигаясь под углом α от ДП судна.

Ледокол «Балтика»

На испытаниях судно показало исключительные показатели по ледовой проходимости, так как угол наклона по всей длине одного из бортов уменьшает площадь трения борта о лед и, постоянно подламывая его под корпус, обеспечивает хорошую ледовую ходкость. При традиционных подходах проектирования для обеспечения таких же результатов проходимости во льдах потребовалось бы наличие большей мощности главных движительных установок.

Ледовый класс ледокола-спасателя «Балтика» по классификации РМРС определен символом – Icebreaker 6. Ледовые испытания проводились в Арктике при выполнении рейса Мурманск – Сабетта – Мурманск в период с 20.03 по 10.04.2015.

На испытаниях были достигнуты основные проектные данные:

1. Скорость:

– около 9,0 узла в ледяном поле толщиной 60 см в режиме движения носом и кормой;

– около 3,8 узла в ледяном поле толщиной 100 см в режиме движения носом;

– около 5,3 узла в ледяном поле толщиной 100 см в режиме движения кормой.

2. Прокладка канала шириной около 50 м под углом α от ДП судна обеспечивается на скорости 2 узла при толщине ледяного поля на уровне 60 см.

3. Результатами испытаний отмечается, что судно было в состоянии двигаться почти перпендикулярно (угол α около 900) при толщине льда на уровне 45 см.

4. При движении кормой судно было способно продвигаться при толщине льда 122 см.

Следует отметить что «Балтика» – это судно ледокол-спасатель, способное осуществлять ледовые проводки аварийных судов. Для транспортных судов не требуется движительной установки в носовой части, следовательно, при тех же традиционных подходах проектирования и строительства пропульсивного комплекса для транспортного флота привлекательным остается выполнение бортовых конструкций наружной обшивки судна. Очевидно, что это повлечет уменьшение полезной грузоподъемности, но и в то же время позволит получить возможность самостоятельного плавания без ледокола с меньшим увеличением мощности силовой установки в сравнении с традиционными требованиями, а возможно, и при тех же мощностных характеристиках, что и для судов с обычным ледовым усилением. Не в полной мере исследована сила трения корпуса о лед в зависимости от угла наклона бортовой наружной обшивки транспортного судна и, соответственно, выбор мощности движительной установки. Не изучена ситуация ледового сжатия корпуса судна с асимметричным корпусом и высотой борта более 6-7 метров.

Совершенствование надежности судов ледового плавания наиболее приемлемо для круглогодичной эксплуатации в Азово-Донском бассейне, в том числе для судов «река-море». Например, порт Ростов-на-Дону принимает суда шириной до 20 метров, а традиционное судостроение для судов «река-море», учитывающее ширину шлюзовых камер, ориентировано на ширину до 14-16 метров. Следовательно, строительство судов шириной от 20 метров и более с асимметричным корпусом по ДП и наклонным бортом должно быть востребовано на грузоперевозках в круглогодичном режиме самостоятельного плавания между портами Азово-Донского бассейна и портами Средиземноморья.

Морские вести России №12 (2017)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Россия усилит эскадру у берегов Сирии новым кораблем с ракетами «Калибр»

Россия усилит эскадру у берегов Сирии новым кораблем с ракетами «Калибр» Новейший малый ракетный корабль Черноморского флота РФ «Вышний Волочек» с крылатыми ракетами «Калибр...

«Адмирал Григорович» впервые применил ракеты «Калибр» в ходе учений в Черном море

«Адмирал Григорович» впервые применил ракеты «Калибр» в ходе учений в Черном море Фрегат Черноморского флота «Адмирал Григорович» выполнил стрельбу ракетным комплексом «Калибр» по на...

Российская экономика

Решения о механизме распределения крабовых квот пока нет, рассматриваются два варианта - Росрыболовство

Решения о механизме распределения крабовых квот пока нет, рассматриваются два варианта - Росрыболовство Решение о механизме распределения квот на вылов крабов пока не принято, рассматриваются два варианта...

Строительство СШХ поможет улучшить транспортную и социальную сферы ЯНАО - врио губернатора

Строительство СШХ поможет улучшить транспортную и социальную сферы ЯНАО - врио губернатора Строительство Северного широтного хода - новой железной дороги в Ямало-Ненецком автономном округе - ...

Транспортная политика

Украина попросит НАТО конвоировать суда в Азовском море

Украина попросит НАТО конвоировать суда в Азовском море Украина может попросить о сопровождении кораблей в Азовском море в Совет Безопасности ООН и НАТО. Об...

Росрыболовство предложило вывести из офшоров суда для перевозки рыбы

Росрыболовство предложило вывести из офшоров суда для перевозки рыбы В ответ на требования ФСБ прекратить перевозку рыбы иностранными судами Росрыбловство предложило пер...

Морские порты

Власти Колымы просят передать рыбный порт Магадана в собственность региона

Власти Колымы просят передать рыбный порт Магадана в собственность региона Временно исполняющий обязанности губернатора Магаданской области Сергей Носов направил письмо предсе...

УПК направил более 600 тыс. рублей на социальную поддержку работников

УПК направил более 600 тыс. рублей на социальную поддержку работников С начала 2018 года в рамках реализации социальной программы ООО «Универсальный перегрузочный комплек...




Морской транспорт

Крым планирует запустить пассажирское морское сообщение с Турцией в 2019 году - власти

Крым планирует запустить пассажирское морское сообщение с Турцией в 2019 году - власти Республика Крым изучает возможность запустить пассажирское морское сообщение с Турцией в курортном с...

Крым планирует возобновить паромное сообщение с Турцией осенью - власти

Крым планирует возобновить паромное сообщение с Турцией осенью - власти Республика Крым планирует до конца осени восстановить паромное сообщение с Турцией, сообщил в четвер...

Речной транспорт

Уникальное для Китая грузовое судно «река-море» совершило свой 14-й рейс

Уникальное для Китая грузовое судно «река-море» совершило свой 14-й рейс Ранее в Китае не было грузовых судов, которые можно было бы эксплуатировать и на реке и на море. Для...

Хабаровский речторгпорт в I полугодии увеличил чистый убыток на 3%, несмотря на рост перевалки

Хабаровский речторгпорт в I полугодии увеличил чистый убыток на 3%, несмотря на рост перевалки ОАО «Хабаровский речной торговый порт» в первом полугодии 2018 года увеличило чистый убыток по РСБУ ...

Ж/Д транспорт

РЖД определится с продажей 25% Gefco после утверждения долгосрочной программы развития

РЖД определится с продажей 25% Gefco после утверждения долгосрочной программы развития ОАО «Российские железные дороги» может принять решение о возможной продаже части акций логистической...

Крымская железная дорога планирует выйти на самоокупаемость после 2025 года - гендиректор

Крымская железная дорога планирует выйти на самоокупаемость после 2025 года - гендиректор ФГУП «Крымская железная дорога» (КЖД), которое в настоящее время дотируется из бюджета, план...

Авто транспорт

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма Федеральная автодорога «Таврида», которая строится на Крымском полуострове, готова почти на 40%...

Более 33,3 тыс. машин проехали за сутки по Крымскому мосту - инфоцентр

Более 33,3 тыс. машин проехали за сутки по Крымскому мосту - инфоцентр Новый рекорд дорожного трафика установлен на Крымском мосту в минувшее воскресенье: по нему в обе ст...

Аналитика

Транспортная политика

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей Совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного с...

Новый международный реестр судов: кому преференции?

Новый международный реестр судов: кому преференции? В России появится второй (специальный?) международный судовой реестр, который в отличие от п...

Морские порты

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт Расположенный в 40 км к югу от города Маккай на австралийском восточном побережье, порт Хэй-Пойнт &#...

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере В структурировании любого ГЧП-проекта наиболее значимым является процесс идентификации и распределен...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...

Севводпуть: Повышая качество водных путей

Севводпуть: Повышая качество водных путей Администрация обслуживает водные пути Европейского Севера России. Основной транзит составляют участк...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...