В ледовых условиях

Морской транспорт

Проблемы безопасного плавания судов в ледовых условиях

Статья предназначена для судоводителей, владельцев судов с ледовым классом, инженеров проектных организаций, специализирующихся на проектировании транспортного и вспомогательного флота для плавания в ледовых условиях. Рассмотрены проблемы и критерии надежности судов ледового плавания. Намечены пути решения проблем.

Э. Короткий, старший преподаватель кафедры «Управление судном» ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

Одной из приоритетных стратегических задач отечественной транспортной системы является дальнейшее развитие Северного морского пути (СМП), внутренних водных путей на северных судоходных реках России, а также водных путей Дальневосточного и Азово-Донского бассейнов. Для решения данных транспортных задач ФЦП «Модернизация транспортной системы России» необходимо наличие транспортных судов соответствующей ледовой категории, способных обеспечить круглогодичную навигацию в северных транспортных регионах России. В основном это нефтяные танкеры, газовозы, контейнеровозы.

Самостоятельное плавание в ледовых условиях не менее актуально и для вспомогательного портового флота, предназначенного для жизнеобеспечения транспортных судов и экипажей в портах. Строительство и эксплуатация таких судов потребует решения многих научных вопросов в обеспечении эксплуатационной надежности судов. Основным критерием надежности судов ледового плавания является прочность корпуса судна, способная выдерживать нагрузки, возникающие при движении судна во льдах с установленной эксплуатационной скоростью, а также нагрузки от сжатия льдами. По сути, проблема надежности судов ледового плавания представляется как системная, состоящая из информационных, технических и технологических особенностей плавания во льдах.

Данные особенности представляются как:

информационные – мониторинг прочности корпуса и ледовой обстановки;

технические – прочность корпусных конструкций и мощность силовой установки;

технологические – способы преодоления ледового сопротивления как в самостоятельном плавании, так и в составе каравана.

Ледовая прочность корпуса

Научные исследования в вопросах надежности судов ледового плавания посвящены ледовой прочности корпусов судов, мониторингу прочности корпусных конструкций с помощью установки соответствующих датчиков и оптимизации веса ледовых подкреплений с учетом постоянного мониторинга прочности корпуса в реальном времени, эксплуатационной надежности конструкций ледового пояса.

Ледовая прочность корпусов судов влечет за собой увеличение веса корпуса, уменьшая полезную (коммерческую) грузоподъемность судна. То есть с увеличением ледового класса судна, обеспечивающего круглогодичное плавание по СМП, увеличивается надежность конструкций корпуса, но уменьшается коммерческая привлекательность инвестиций в создание такого флота. Следовательно, данное направление в полной мере не решает проблемы надежности ледового плавания из-за отсутствия востребования на рынке транспортной системы таких судов.

Постоянный мониторинг прочности корпуса в реальном времени также не решает проблемы для транспортного флота, так как установка множества датчиков связана с удорожанием строительства таких судов из-за сложности конструкций. Мониторинг прочности направлен на выбор принятия решений в целях предупреждения повреждений корпуса, и в случае критических показаний датчиков движение судна (каравана) будет остановлено для поиска оптимальных решений. К тому же установка таких систем потребует от персонала наличия соответствующих знаний и умений в их обслуживании и использовании, что для коммерческих экипажей и владельцев транспортных судов не является привлекательным, так как потребует специальной профессиональной подготовки. Такие системы могут эффективно использоваться только на специализированных судах, кораблях (научные, военные, ледоколы). Таким образом, исследования направлены в основном на построечную прочность корпуса, на мониторинг прочности корпуса и ледовой обстановки в реальном времени и отработку решений исходя из данных мониторинга.

Мало исследованы формы корпуса судна ледового плавания, при которых трение корпуса о лед будет минимальным, что позволит выбрать оптимальную мощность силовой движительной установки. В основном для колки льда использовалась носовая оконечность судна, выполненная в форме ложки или под традиционным углом наклона.

Впервые при постройке судна-спасателя «Балтика» для ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» (основные ТТД в табл. 1) корпус данного судна был спроектирован и выполнен асимметричным. ДП смещено к правому борту, левый борт по всей длине от ватерлинии до днища выполнен под углом наклона, обеспечивающим колку льда по всей длине борта (рис. 1).

Рис. 1. Боковой вид и вид с кормы по ДП

Таблица 1

L [m]

76,4

B [m]

20,5

Tdesign [m]

6,3

Pd [MW]

3 x 2,5

Dp [m]

3,0

TB, ahead [ton]

87,7

Vow, ahead [kn]

15,4

С помощью трех движительных установок, две из которых расположены в кормовой части судна и одна в носовой, ледокол-спасатель «Балтика» при своей ширине 20 метров способен прокладывать канал во льдах шириной до 50 метров, двигаясь под углом α от ДП судна.

Ледокол «Балтика»

На испытаниях судно показало исключительные показатели по ледовой проходимости, так как угол наклона по всей длине одного из бортов уменьшает площадь трения борта о лед и, постоянно подламывая его под корпус, обеспечивает хорошую ледовую ходкость. При традиционных подходах проектирования для обеспечения таких же результатов проходимости во льдах потребовалось бы наличие большей мощности главных движительных установок.

Ледовый класс ледокола-спасателя «Балтика» по классификации РМРС определен символом – Icebreaker 6. Ледовые испытания проводились в Арктике при выполнении рейса Мурманск – Сабетта – Мурманск в период с 20.03 по 10.04.2015.

На испытаниях были достигнуты основные проектные данные:

1. Скорость:

– около 9,0 узла в ледяном поле толщиной 60 см в режиме движения носом и кормой;

– около 3,8 узла в ледяном поле толщиной 100 см в режиме движения носом;

– около 5,3 узла в ледяном поле толщиной 100 см в режиме движения кормой.

2. Прокладка канала шириной около 50 м под углом α от ДП судна обеспечивается на скорости 2 узла при толщине ледяного поля на уровне 60 см.

3. Результатами испытаний отмечается, что судно было в состоянии двигаться почти перпендикулярно (угол α около 900) при толщине льда на уровне 45 см.

4. При движении кормой судно было способно продвигаться при толщине льда 122 см.

Следует отметить что «Балтика» – это судно ледокол-спасатель, способное осуществлять ледовые проводки аварийных судов. Для транспортных судов не требуется движительной установки в носовой части, следовательно, при тех же традиционных подходах проектирования и строительства пропульсивного комплекса для транспортного флота привлекательным остается выполнение бортовых конструкций наружной обшивки судна. Очевидно, что это повлечет уменьшение полезной грузоподъемности, но и в то же время позволит получить возможность самостоятельного плавания без ледокола с меньшим увеличением мощности силовой установки в сравнении с традиционными требованиями, а возможно, и при тех же мощностных характеристиках, что и для судов с обычным ледовым усилением. Не в полной мере исследована сила трения корпуса о лед в зависимости от угла наклона бортовой наружной обшивки транспортного судна и, соответственно, выбор мощности движительной установки. Не изучена ситуация ледового сжатия корпуса судна с асимметричным корпусом и высотой борта более 6-7 метров.

Совершенствование надежности судов ледового плавания наиболее приемлемо для круглогодичной эксплуатации в Азово-Донском бассейне, в том числе для судов «река-море». Например, порт Ростов-на-Дону принимает суда шириной до 20 метров, а традиционное судостроение для судов «река-море», учитывающее ширину шлюзовых камер, ориентировано на ширину до 14-16 метров. Следовательно, строительство судов шириной от 20 метров и более с асимметричным корпусом по ДП и наклонным бортом должно быть востребовано на грузоперевозках в круглогодичном режиме самостоятельного плавания между портами Азово-Донского бассейна и портами Средиземноморья.

Морские вести России №12 (2017)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

В ЕС пока не прокомментировали новые санкции по керченскому инциденту

В ЕС пока не прокомментировали новые санкции по керченскому инциденту Официальные источники в ЕС не готовы комментировать сообщения СМИ о том, что в Евросоюзе согласованы...

В Хельсинки прошла российско-финляндская встреча в рамках соглашения о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Балтики

В Хельсинки прошла российско-финляндская встреча в рамках соглашения о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Балтики По приглашению Министерства внутренних дел Финляндии 12-13 февраля здесь состоялась очередная совмес...

Российская экономика

Минэкономразвития продолжает поиск инвестора для приватизации «Совкомфлота»

Минэкономразвития продолжает поиск инвестора для приватизации «Совкомфлота» Государство планирует снизить свою долю в «Совкомфлоте» со 100% до 25% плюс 1 акция. Однако ...

«Газпром» начнет поставки газа в Китай с 1 декабря

«Газпром» начнет поставки газа в Китай с 1 декабря «Газпром» планирует начать поставки газа в Китай по «западному маршруту» с 1 декабря 2019 года, рань...

Транспортная политика

Электронный документооборот при перевозке грузов за рубеж будет введен в РФ в 2023 году

Электронный документооборот при перевозке грузов за  рубеж будет введен в РФ в 2023 году Система электронного документооборота при перевозке грузов по международным   транспортным...

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага Количество требований для судов российского флага сегодня значительно больше, чем для иностранных су...

Морские порты

В ММТП началась подготовка к «арктической» грузовой кампании

В ММТП началась подготовка к «арктической» грузовой кампании В Мурманском морском торговом порту началась подготовка груза к отправке в рамках «арктической» груз...

Грузооборот рыбы в ММРП в январе упал на 48%

Грузооборот рыбы в ММРП в январе упал на 48% Первый месяц 2019 года оказался рекордно плохим по объемам доставки рыбы в порт. В январе услугами М...




Морской транспорт

План развития совместной с Сирией судоходной компании будет готов к 1 марта

План развития совместной с Сирией судоходной компании будет готов к 1 марта План развития и формирования совместной крымско-сирийской судоходной компании будет   гото...

Viking Line увеличил прибыль, несмотря на внешние факторы

Viking Line увеличил прибыль, несмотря на внешние факторы В 2018 году концерн Viking Line заработал 497,8 млн. евро. Обслуживание пассажиров принесло компании...

Речной транспорт

В Волжском бассейне по итогам навигации-2018 показали рост зерновые и лесные грузы

В Волжском бассейне по итогам навигации-2018 показали рост зерновые и лесные грузы Замруководителя Росморречфлота Александр Пошивай принял участие в совместном  заседании ру...

Дневник судоремонта. Жатайцы идут в графике

Дневник судоремонта. Жатайцы идут в графике На календаре последний зимний месяц – февраль. Основной показатель подготовки к навигации – это сдач...

Ж/Д транспорт

На Северной железной дороге в 2019 году будет отремонтировано около 500 километров пути

На Северной железной дороге в 2019 году будет отремонтировано около 500 километров пути В 2019 году для повышения надежности железнодорожной инфраструктуры планом ремонтно-путевых работ на...

ОАО «РЖД» реализует инфраструктурные проекты с помощью механизма государственно-частного партнерства

ОАО «РЖД» реализует инфраструктурные проекты с помощью механизма государственно-частного партнерства Государственно-частные партнерства способствуют созданию и реализации национальных инфраструктурных ...

Авто транспорт

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске На 1539-м километре трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае – на строящейся транспортной развязке – на...

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив Государственная компания «Автодор» разработала проект по строительству скоростной   дороги...

Аналитика

Транспортная политика

Элементы инфраструктуры

Элементы инфраструктуры Традиционная ежегодная «Неделя транспорта» в 2018 году прошла с 19 по 23 ноября. Как всегда, на одно...

Лоцманской деятельности – законное урегулирование

Лоцманской деятельности – законное урегулирование Уважаемая редакция, поскольку на мою информацию об откровенном растаскивании части лоцманского сбора...

Морские порты

Черное море под экологическую защиту

Черное море под экологическую защиту Сегодня загрязнение морей и океанов вредными веществами, нефтью и ее производными, хищническое истре...

Порт на Амуре работает на федеральные проекты

Порт на Амуре работает на федеральные проекты Навигация в замерзающем морском порту Николаевск-на-Амуре, расположенном в устье реки Амур, сезонная...

Морской транспорт

Есть ли будущее у научного флота?

Есть ли будущее у научного флота? Научно-исследовательский флот России имеет яркое прошлое, менее заметное настоящее и – увы – неясное...

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Как я добилась плавательной практики

Как я добилась плавательной практики Работа в море – это моя мечта, которая постепенно начинает реализовываться. С детских лет я хотела с...

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Грузовая база

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции Контейнерооборот российских портов постепенно восстанавливается после падения 2015-2016 годов: в 201...

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...