В ледовых условиях

Морской транспорт

Проблемы безопасного плавания судов в ледовых условиях

Статья предназначена для судоводителей, владельцев судов с ледовым классом, инженеров проектных организаций, специализирующихся на проектировании транспортного и вспомогательного флота для плавания в ледовых условиях. Рассмотрены проблемы и критерии надежности судов ледового плавания. Намечены пути решения проблем.

Э. Короткий, старший преподаватель кафедры «Управление судном» ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

Одной из приоритетных стратегических задач отечественной транспортной системы является дальнейшее развитие Северного морского пути (СМП), внутренних водных путей на северных судоходных реках России, а также водных путей Дальневосточного и Азово-Донского бассейнов. Для решения данных транспортных задач ФЦП «Модернизация транспортной системы России» необходимо наличие транспортных судов соответствующей ледовой категории, способных обеспечить круглогодичную навигацию в северных транспортных регионах России. В основном это нефтяные танкеры, газовозы, контейнеровозы.

Самостоятельное плавание в ледовых условиях не менее актуально и для вспомогательного портового флота, предназначенного для жизнеобеспечения транспортных судов и экипажей в портах. Строительство и эксплуатация таких судов потребует решения многих научных вопросов в обеспечении эксплуатационной надежности судов. Основным критерием надежности судов ледового плавания является прочность корпуса судна, способная выдерживать нагрузки, возникающие при движении судна во льдах с установленной эксплуатационной скоростью, а также нагрузки от сжатия льдами. По сути, проблема надежности судов ледового плавания представляется как системная, состоящая из информационных, технических и технологических особенностей плавания во льдах.

Данные особенности представляются как:

информационные – мониторинг прочности корпуса и ледовой обстановки;

технические – прочность корпусных конструкций и мощность силовой установки;

технологические – способы преодоления ледового сопротивления как в самостоятельном плавании, так и в составе каравана.

Ледовая прочность корпуса

Научные исследования в вопросах надежности судов ледового плавания посвящены ледовой прочности корпусов судов, мониторингу прочности корпусных конструкций с помощью установки соответствующих датчиков и оптимизации веса ледовых подкреплений с учетом постоянного мониторинга прочности корпуса в реальном времени, эксплуатационной надежности конструкций ледового пояса.

Ледовая прочность корпусов судов влечет за собой увеличение веса корпуса, уменьшая полезную (коммерческую) грузоподъемность судна. То есть с увеличением ледового класса судна, обеспечивающего круглогодичное плавание по СМП, увеличивается надежность конструкций корпуса, но уменьшается коммерческая привлекательность инвестиций в создание такого флота. Следовательно, данное направление в полной мере не решает проблемы надежности ледового плавания из-за отсутствия востребования на рынке транспортной системы таких судов.

Постоянный мониторинг прочности корпуса в реальном времени также не решает проблемы для транспортного флота, так как установка множества датчиков связана с удорожанием строительства таких судов из-за сложности конструкций. Мониторинг прочности направлен на выбор принятия решений в целях предупреждения повреждений корпуса, и в случае критических показаний датчиков движение судна (каравана) будет остановлено для поиска оптимальных решений. К тому же установка таких систем потребует от персонала наличия соответствующих знаний и умений в их обслуживании и использовании, что для коммерческих экипажей и владельцев транспортных судов не является привлекательным, так как потребует специальной профессиональной подготовки. Такие системы могут эффективно использоваться только на специализированных судах, кораблях (научные, военные, ледоколы). Таким образом, исследования направлены в основном на построечную прочность корпуса, на мониторинг прочности корпуса и ледовой обстановки в реальном времени и отработку решений исходя из данных мониторинга.

Мало исследованы формы корпуса судна ледового плавания, при которых трение корпуса о лед будет минимальным, что позволит выбрать оптимальную мощность силовой движительной установки. В основном для колки льда использовалась носовая оконечность судна, выполненная в форме ложки или под традиционным углом наклона.

Впервые при постройке судна-спасателя «Балтика» для ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» (основные ТТД в табл. 1) корпус данного судна был спроектирован и выполнен асимметричным. ДП смещено к правому борту, левый борт по всей длине от ватерлинии до днища выполнен под углом наклона, обеспечивающим колку льда по всей длине борта (рис. 1).

Рис. 1. Боковой вид и вид с кормы по ДП

Таблица 1

L [m]

76,4

B [m]

20,5

Tdesign [m]

6,3

Pd [MW]

3 x 2,5

Dp [m]

3,0

TB, ahead [ton]

87,7

Vow, ahead [kn]

15,4

С помощью трех движительных установок, две из которых расположены в кормовой части судна и одна в носовой, ледокол-спасатель «Балтика» при своей ширине 20 метров способен прокладывать канал во льдах шириной до 50 метров, двигаясь под углом α от ДП судна.

Ледокол «Балтика»

На испытаниях судно показало исключительные показатели по ледовой проходимости, так как угол наклона по всей длине одного из бортов уменьшает площадь трения борта о лед и, постоянно подламывая его под корпус, обеспечивает хорошую ледовую ходкость. При традиционных подходах проектирования для обеспечения таких же результатов проходимости во льдах потребовалось бы наличие большей мощности главных движительных установок.

Ледовый класс ледокола-спасателя «Балтика» по классификации РМРС определен символом – Icebreaker 6. Ледовые испытания проводились в Арктике при выполнении рейса Мурманск – Сабетта – Мурманск в период с 20.03 по 10.04.2015.

На испытаниях были достигнуты основные проектные данные:

1. Скорость:

– около 9,0 узла в ледяном поле толщиной 60 см в режиме движения носом и кормой;

– около 3,8 узла в ледяном поле толщиной 100 см в режиме движения носом;

– около 5,3 узла в ледяном поле толщиной 100 см в режиме движения кормой.

2. Прокладка канала шириной около 50 м под углом α от ДП судна обеспечивается на скорости 2 узла при толщине ледяного поля на уровне 60 см.

3. Результатами испытаний отмечается, что судно было в состоянии двигаться почти перпендикулярно (угол α около 900) при толщине льда на уровне 45 см.

4. При движении кормой судно было способно продвигаться при толщине льда 122 см.

Следует отметить что «Балтика» – это судно ледокол-спасатель, способное осуществлять ледовые проводки аварийных судов. Для транспортных судов не требуется движительной установки в носовой части, следовательно, при тех же традиционных подходах проектирования и строительства пропульсивного комплекса для транспортного флота привлекательным остается выполнение бортовых конструкций наружной обшивки судна. Очевидно, что это повлечет уменьшение полезной грузоподъемности, но и в то же время позволит получить возможность самостоятельного плавания без ледокола с меньшим увеличением мощности силовой установки в сравнении с традиционными требованиями, а возможно, и при тех же мощностных характеристиках, что и для судов с обычным ледовым усилением. Не в полной мере исследована сила трения корпуса о лед в зависимости от угла наклона бортовой наружной обшивки транспортного судна и, соответственно, выбор мощности движительной установки. Не изучена ситуация ледового сжатия корпуса судна с асимметричным корпусом и высотой борта более 6-7 метров.

Совершенствование надежности судов ледового плавания наиболее приемлемо для круглогодичной эксплуатации в Азово-Донском бассейне, в том числе для судов «река-море». Например, порт Ростов-на-Дону принимает суда шириной до 20 метров, а традиционное судостроение для судов «река-море», учитывающее ширину шлюзовых камер, ориентировано на ширину до 14-16 метров. Следовательно, строительство судов шириной от 20 метров и более с асимметричным корпусом по ДП и наклонным бортом должно быть востребовано на грузоперевозках в круглогодичном режиме самостоятельного плавания между портами Азово-Донского бассейна и портами Средиземноморья.

Морские вести России №12 (2017)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

ФАС прекратила рассмотрение дела о распределении квот на вылов краба в Баренцевом море

ФАС прекратила рассмотрение дела о распределении квот на вылов краба в Баренцевом море В конце 2018 года ФАС сообщила о том, что подозревает компании «Зигранд» и «Артиксервис» в заключени...

Команда ОСК вышла на старт в числе сильнейших яхтсменов страны

Команда ОСК вышла на старт в числе сильнейших яхтсменов страны Команда Объединенной судостроительной корпорации принимает участие в гонках Высшего дивизиона Национ...

Российская экономика

Посол России в КНР: РФ и Китай имеют реальные перспективы сотрудничества в Арктике

Посол России в КНР: РФ и Китай имеют реальные перспективы сотрудничества в Арктике В перспективе стороны могут заняться совместным освоением Севморпути, рассказал Андрей Денисов.

Для РЖД и других компаний введут KPI под нацпроекты

Для РЖД и других компаний введут KPI под нацпроекты Данная мера поможет в достижении роста объемов экспорта.

Транспортная политика

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу Сенатором от Архангельской области Виктором Павленко совместно с депутатом Госдумы Павлом Федяевым р...

Транзит грузов из РФ через Эстонию за 4 года упал до исторического минимума

Транзит грузов из РФ через Эстонию за 4 года упал до исторического минимума Объем транзитных грузоперевозок из России через Эстонию за последние четыре года достиг историческог...

Морские порты

АО «Ростерминалуголь» наращивает объемы: 13 апреля на терминале выгружено 1244 вагона

АО «Ростерминалуголь» наращивает объемы:  13 апреля на терминале выгружено 1244 вагона АО «Ростерминалуголь» отмечает рост выгрузки вагонов в апреле 2019 года относительно результатов за ...

Находкинский морской торговый порт прошел государственную экологическую экспертизу

Находкинский морской торговый порт прошел государственную экологическую экспертизу Находкинский морской торговый порт получил положительное заключение государственной экологической эк...




Морской транспорт

Damen Shipyards впервые за 15 лет сообщает об убытках

Damen Shipyards впервые за 15 лет сообщает об убытках Чистый убыток голландской судостроительной компании Damen Shipyards Group по итогам 2018 года состав...

На атомный ледокол «Сибирь» погружен турбогенератор левого борта

На атомный ледокол «Сибирь» погружен турбогенератор левого борта Специалисты АО «Балтийский завод» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) произв...

Речной транспорт

На судне снабжения «Остап Шеремета» начались швартовные испытания

На судне снабжения «Остап Шеремета» начались швартовные испытания Новые санкции РФ также коснутся угля, продукции машиностроения и легкой промышленности.

Углубление дна Оби позволило увеличить грузопоток в Алтайском крае на 3 млн тонн за 5 лет

Углубление дна Оби позволило увеличить грузопоток в Алтайском крае на 3 млн тонн за 5 лет Углубление дна реки Обь в Алтайском   крае и увеличение продолжительности навигации позвол...

Ж/Д транспорт

ОАО «РЖД» презентовало участникам рынка интерактивную карту ремонтных работ

ОАО «РЖД» презентовало участникам рынка интерактивную карту ремонтных работ Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Анатолий Краснощёк провел 19 апреля в Москве рас...

ОТЛК ЕРА подписала соглашения о сотрудничестве с двумя европейскими партнерами

ОТЛК ЕРА подписала соглашения о сотрудничестве с двумя европейскими партнерами «Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс» (ОТЛК ЕРА...

Авто транспорт

В Волгоградской области отремонтируют около 100 км трасс и три моста

В Волгоградской области отремонтируют около 100 км трасс и три моста При этом на участках протяженностью более 50 км выполнят капитальные работы, сообщает ФКУ Упрдор Мос...

Проезд по трассе М-4 «Дон» с 15 апреля подорожает на 6%

Проезд по трассе М-4 «Дон» с 15 апреля подорожает на 6% Стоимость проезда по всем   платным участкам трассы М-4 «Дон» с 15 апреля подорожает на 6&...

Аналитика

Транспортная политика

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Итоги и задачи

Итоги и задачи В канун нового года в Москве в зале коллегий Федерального агентства морского и речного транспорта пр...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...